Евразийское экономическое сообщество как международное региональное объединение
Рассматриваются теоретические вопросы образования и функционирования нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве - ЕврАзЭС, и соотношение принципов построения с правовой природой международных организаций. Делается вывод о том, что правовое обеспечение жизнедеятельности ЕврАзЭС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и направлено на дальнейшее развитие и совершенствование межгосударственного сотрудничества.
Eurasian economic association as international regional union.pdf Руководители Белоруссии, Казахстана, Киргизии,России и Таджикистана объявили 31 мая 2001 г. о нача-ле практической деятельности новой международной ор-ганизации - Евразийского экономического сообщества(далее - ЕврАзЭС или Сообщество). Создание ЕврАз-ЭС стало логическим завершением организационно-пра-вового оформления объединения пяти стран Содружест-ва Независимых Государств, избравших путь более ди-намичной интеграции для эффективного продвиженияпроцесса формирования Таможенного союза и Единогоэкономического пространства [1].Основой для перехода сотрудничества пяти госу-дарств на качественно новый уровень, формой правовогои организационного оформления их объединения сталДоговор об учреждении Евразийского экономическогосообщества [2], который ратифицирован всеми государ-ствами-членами и 30 мая 2001 г. вступил в силу.Следует отметить тот факт, что правовой основойЕврАзЭС является не только вышеуказанный Договор,но и соглашения о Таможенном союзе [3-6], Договор обуглублении интеграции в экономической и гуманитар-ной областях [7], в котором была поставлена цель созда-ния в перспективе «сообщества интегрированных госу-дарств» путем «поэтапного углубления интеграции вэкономике, науке, образовании, культуре, социальнойсфере и иных областях при соблюдении суверенитетасторон». Предусматривались также согласование внеш-неполитического курса и совместная охрана границ, До-говор о Таможенном союзе и Едином экономическомпространстве [8], в котором государства без конкретиза-ции сроков определили следующие этапы интеграции:1) обеспечить в полном объеме реализацию режимасвободной торговли, в частности неприменение тарифныхи количественных ограничений во взаимной торговле, вве-дение единой системы взимания косвенных налогов, уст-ранение административных, фискальных и иных препятст-вий, затрудняющих свободное передвижение товаров;2) создать таможенный союз, предполагающий еди-ную таможенную территорию, общий таможенный та-риф, отмену таможенного контроля на внутренних гра-ницах, унификацию механизмов регулирования эконо-мики и торговли;3) сформировать единое экономическое простран-ство, предусматривающее проведение общей экономи-ческой политики и формирование общего рынка услуг,труда и капитала, унификацию национального законо-дательства, проведение согласованной социальной инаучно-технологической политики.Основной задачей ЕврАзЭС определена задача пореализации целей, которые были определены во всехтрех соглашениях в соответствии с намеченными вуказанных документах этапами.Один из этапов создания международной организа-ции предполагает создание материальной структуры ор-ганизации. В этих целях, как правило, задействованыспециальные подготовительные органы. Этот этап в ста-новлении ЕврАзЭС как организации частично был про-пущен из-за того, что структура организации строиласьне с нуля, а на базе действующих органов Таможенногосоюза. В соответствии с принципами международногоправа, если при ликвидации (трансформации) организа-ции создается новая организация, то возникает проблемаправопреемства, решаемая в соглашении между органи-зациями. Объектами правопреемства являются имуще-ство, фонды, некоторые функции.В Договоре об учреждении ЕврАзЭС отмечается нетолько правопреемственность созданных ранее в рамкахТаможенного союза органов управления интеграцией, нои правопреемственность принятых ранее договоров исоглашений. Принцип суверенного равенства государствявляется главным в построении международных органи-заций. ЕврАзЭС обладает полномочиями, добровольнопередаваемыми ему Договаривающимися Сторонами всоответствии с положениями Договора об учрежденииЕврАзЭС. При этом государства остаются суверенными иравными субъектами международного права [9].В основе правовой природы международных орга-низаций лежит наличие общих целей и интересов госу-дарств-членов. На современном этапе развития между-народного права признается положение, в соответствиис которым государства, создавая международные орга-низации, наделяют их определенной право- и дееспо-собностью, признавая за ними способность иметь праваи обязанности, участвовать в создании, применении исоблюдении норм международного права [10].Способность международных организаций и, в ча-стности ЕврАзЭС, совершать юридически правовыедействия от своего имени предполагает наличие у нихотносительно обособленной правовой воли. Именносогласованная воля международной организации носитмежгосударственный характер и лежит в основе меж-дународной правосубъектности. Источником этой со-гласованной воли, ее правовой основой является Дого-вор об учреждении ЕврАзЭС как учредительный акт,что означает только одно: ни само Сообщество, ни егоорганы не могут совершать действий, выходящих зарамки учредительного акта. При этом следует пони-мать, что наделение международных организаций пра-вами и обязанностями не означает их приравнивания кпервичным субъектам международного права - непо-средственно государствам. Объем их правосубъектно-сти значительно меньше и носит целевой характер.Для выполнения своих функций международныеорганизации должны обладать необходимыми право-выми средствами. Так, например, в Уставе ООН зафик-сировано, что «Организация Объединенных Нацийпользуется на территории каждого из своих Членовтакой правоспособностью, которая может оказатьсянеобходимой для выполнения ее функций и достиже-ния ее целей». Практически идентично этой записи иположение, отраженное в тексте учредительного дого-вора ЕврАзЭс.Международные организации, кроме того, наделя-ются договорной правоспособностью, т.е. вправе за-ключать самые разнообразные соглашения в рамкахсвоей компетенции. ЕврАзЭС не является исключени-ем из этих правил и может устанавливать отношения сгосударствами и международными организациями изаключать с ними договоры, что отражено в специаль-ной статье Договора об учреждении ЕврАзЭС.Государства, не являющиеся членами международ-ных организаций, могут посылать своих наблюдателейдля участия в работе органов международных органи-заций, если это установлено правилами организации.Договором об учреждении ЕврАзЭС предусматривает-ся возможность для государств и международных ор-ганизаций участвовать в работе Сообщества в качественаблюдателей [11-14].Решения о предоставлении, приостановке или анну-лировании статуса наблюдателя принимаются Межго-сударственным советом. В настоящее время с такойпросьбой обратились республики Молдова, Украина иАрмения. Было принято положительное решение о при-дании данным странам статуса государства-наблюда-теля при ЕврАзЭС [15-17].Приветствуя в целом перспективу расширения кру-га участников ЕврАзЭС, входящие в него государствавместе с тем не стремятся искусственно форсироватьэтот процесс. Они исходят из того, что потенциальныекандидаты должны быть полностью готовы принять насебя все обязательства, вытекающие из членства в Евр-АзЭС, в первую очередь в сфере проводимой Сообще-ством внешнеэкономической политики.Международные организации наделяются правомнабирать персонал на контрактной основе. Это непредставители государств, а международные должно-стные лица, подчиняющиеся исключительно междуна-родной организации и действующие от ее имени и в ееинтересах [18].Договором об учреждении ЕврАзЭС предусмотренонаделение Организации и ее персонала привилегиия-ми и иммунитетами, объем которых определяется внастоящее время Конвенцией о привилегиях и имму-нитетах Евразийского экономического сообщества, ко-торая вступила в силу 26 декабря 2002 г. [19]. Основнаяцель этого документа - обеспечить необходимые усло-вия для эффективного выполнения ЕврАзЭС как меж-дународной организацией и ее персоналом как между-народными служащими своих целей и задач.Как и всякая международная организация, ЕврАзЭСрасполагает финансовыми средствами, которые скла-дываются из взносов государств-членов и расходуютсяисключительно в общих интересах государств. БюджетСообщества разрабатывается Интеграционным Коми-тетом по согласованию с государствами-членами накаждый бюджетный год и утверждается Межгоссове-том ЕврАзЭС. При этом бюджет Сообщества не можетиметь дефицит, кроме того, он формируется за счет до-левых взносов сторон согласно следующей шкале: Рес-публика Беларусь - 20 %, Республика Казахстан - 20 %,Киргизская Республика - 10 %, Российская Федерация -40 %, Республики Таджикистан - 10 %. В случае еслизадолженность одной из сторон перед бюджетом Евр-АзЭС превысит сумму, эквивалентную ее годичномудолевому взносу, решением Межгосударственного сове-та она может быть лишена права голосования в органахСообщества до полного погашения задолженности.Международные организации имеют также все пра-ва юридического лица по внутреннему праву государ-ства. ЕврАзЭС пользуется правами юридического лицаи для реализации своих целей и задач может, в частнос-ти: заключать договоры; приобретать имущество и рас-поряжаться им; выступать в суде; открывать счета и со-вершать операции с денежными средствами.Международная организация, создаваемая государ-ствами для выполнения конкретных целей и задач, на-деляется определенной компетенцией. В компетенциюмеждународной организации включается как круг про-блем, которыми ей надлежит заниматься, так и предос-тавленные ей для этого полномочия.Международные договоры, относящиеся к источни-кам права международных организаций, можно под-разделить на три составляющих - договоры между го-сударствами, договоры между государствами и меж-правительственными организациями, договоры междумеждународными организациями. При этом Устав ООН,закрепивший основные принципы международногоправа, является источником, имеющим важное значе-ние для всех отраслей международного права, включаяправо международных организаций. Это означает, чтомеждународные организации должны действовать всоответствии с общепризнанными принципами и нор-мами, закрепленными в Уставе ООН.Среди договоров первой группы центральное местозанимают учредительные акты международных органи-заций. Таковым в Сообществе государств-членов ЕврАз-ЭС является Договор об учреждении Евразийского эко-номического сообщества [20], который определяет пра-вовую природу ЕврАзЭС, наделяя ее правами и обязан-ностями, составляющими ее правосубъектность.К группе договоров между государствами и между-народными организациями относятся соглашения о ме-сте пребывания штаб-квартиры международной орга-низации, о ее представительстве в государствах, о тех-нической помощи и другие. В ЕврАзЭС в контекстевышеуказанных вопросов также подписан ряд согла-шений [21].По кругу участников ЕврАзЭС можно отнести куниверсальной международной организации, открытойдля участия всех государств, которые примут на себяобязательства, вытекающие из Договора об учрежде-нии данной организации и других, действующих в рам-ках Сообщества, договоров.Межгосударственные организации подразделяютсятакже на организации общей и специальной компетен-ции. Деятельность Евразийского экономического со-общества можно отнести к организации общей компе-тенции, так как сфера отношений между государства-ми-членами не ограничивается одной специальной об-ластью.Классификация по характеру полномочий позволяетвыделить межгосударственные и надгосударственные(наднациональные) организации. К первой группе отно-сится большая часть международных организаций, це-лью которых является регулирование сотрудничествагосударств. ЕврАзЭС, к сожалению, не стало исключе-нием и относится именно к этой группе государств, ре-шения которых носят рекомендательную или обязатель-ную силу для государств. Наднациональные же органи-зации наделяются правом принимать решения, непо-средственно обязывающие физических и юридическихлиц государств-членов. Такие решения действуют натерритории государств наряду с национальными зако-нами. Некоторыми наднациональными полномочиями втаком понимании наделен Европейский союз. По мне-нию автора, именно ориентация ЕврАзЭС на опыт ЕС вданном вопросе могла бы сыграть положительную рольв переходе интеграции в рамках «пятерки» на болеепрогрессивный уровень развития.С точки зрения порядка приема в члены организа-ции, ЕврАзЭС относится к числу открытых государств,когда любое государство может стать членом Сообще-ства по своему усмотрению. Членство в международ-ных организациях является неотъемлемым правом го-сударства, вытекающим из его суверенитета.Большинство международных организаций в своихучредительных актах устанавливают критерии приемав члены. Различаются общие и специальные критерии.К общим критериям относятся признание кандидатомцелей и принципов международной организации, при-нятие обязательств, вытекающих из учредительногоакта, и способность эти обязательства выполнять. Этикритерии применяются, как правило, во всех междуна-родных организациях, в том числе и в ЕврАзЭС.Опыт развития многостороннего сотрудничествапоказывает, что без четкой организационно-правовойструктуры, обеспечивающей в первую очередь обяза-тельность выполнения принятых решений, продвиже-ние по намеченному пути затруднительно. Обеспечи-вая преемственность [22] созданных ранее Договари-вающимися Сторонами органов управления интеграци-ей, для выполнения целей и задач Договора в рамкахЕврАзЭС действуют: Межгосударственный совет (Меж-госсовет) - высший, межправительственный орган;Интеграционный комитет - административный, посто-янно действующий орган; Межпарламентская ассам-блея (МПА) - орган парламентского сотрудничества;Суд Сообщества - судебный орган [23-28].Введено два уровня представительства в Межгоссове-те: урювень глав государств и уровень глав правительств.Межгосударственный совет (высший орган) рассмат-ривает принципиальные вопросы деятельности Сооб-щества, определяет стратегию, направления и перспек-тивы развития интеграции, принимает решения, направ-ленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС.Договором определены основные задачи деятельностиИнтеграционного комитета, в частности - обеспечениевзаимодействия органов ЕврАзЭС; подготовка предложе-ний по формированию бюджета ЕврАзЭС и контроль заего исполнением; подготовка предложений по повесткедня заседания Межгоссовета и уровню их проведения, атакже проектов решений и документов; контроль за реа-лизацией решений, принятых Межгоссоветом. В целяхвыполнения задач Интеграционный комитет ЕврАзЭС:- принимает решения в пределах своих полномо-чий, определенных Договором, а также делегирован-ных ему Межгоссоветом;- ежегодно представляет Межгоссовету доклад оположении дел в Сообществе и ходе реализации егоцелей и задач, отчет о своей деятельности, а также обисполнении бюджета ЕврАзЭС;- рассматривает меры, направленные на достиже-ние целей Сообщества, в том числе заключение соот-ветствующих договоров и проведение Сторонами еди-ной политики по конкретным вопросам, и готовит со-ответствующие предложения;- имеет право обращаться с рекомендациями в Меж-госсовет, с рекомендациями и запросами - в Меж-парламентскую ассамблею и правительства Сторон, сзапросами в Суд Сообщества.В период между заседаниями Интеграционного ко-митета текущую работу Сообщества обеспечивает Ко-миссия постоянных представителей (Постпредов) До-говаривающихся Сторон при ЕврАзЭС, назначаемыхглавами государств-участников [29]. Вероятно, при со-здании такой новой структуры, которой не было в Та-моженном союзе, был взят опыт ЕС. Именно в послед-ние годы «существенную роль в определении политикиЕС стал играть орган, никак не предусматривающийсядоговорами о создании Союза, - Комитет постоянныхпредставителей стран-членов при штаб-квартире ЕС(КОРЕПЕР), готовящий заседания Совета и выпол-няющий часть его функций между сессиями» [30].Информационно-техническое обеспечение Межго-сударственного совета и Интеграционного комитетапризван обеспечивать Секретариат Интеграционногокомитета (Секретариат).В структуре органов Сообщества предусматривает-ся деятельность Межпарламентской ассамблеи как ор-гана парламентского сотрудничества. Ее функция -решение вопросов гармонизации национального зако-нодательства. Межпарламентская ассамблея формиру-ется из парламентариев, делегируемых парламентамиДоговаривающихся Сторон.Кроме того, Договором предусматривается и созданиеСуда Сообщества [31] в целях обеспечения единообраз-ного применения заключаемых в рамках ЕврАзЭС дого-воров и принимаемых решений. Суд Сообщества долженрассматривать также споры экономического характера,возникающие между Договаривающимися Сторонами повопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и поло-жений договоров, действующих в рамках Сообщества,давать по ним разъяснения, а также заключения. Судформируется из представителей Договаривающихся Сто-рон в количестве не более двух представителей от каждойДоговаривающейся Стороны. Судьи назначаются Меж-парламентской ассамблеей по представлению Межгосу-дарственного совета сроком на шесть лет.Решения международных организаций принимаются ихорганами. В большинстве международных организацийрешения, прежде чем они выносятся на обсуждение выс-ших органов, передаются на рассмотрение вспомогатель-ных органов, где, по существу, и вырабатывается проектрешения, выявляются его сторонники и противники. ВЕврАзЭС все вопросы готовятся Секретариатом Интегра-ционного комитета, рассматриваются Комиссией постоян-ных представителей, а затем передаются на рассмотрениеИнтеграционного комитета. Если решения требуют приня-тия решения на уровне глав правительств или глав госу-дарств, то вопрос в том же порядке выносится на соответ-ствующий уровень Межгосударственного совета.Основным этапом принятия решения является голосо-вание. В подавляющем большинстве органов междуна-родных организаций каждая делегация имеет один голос.Лишь в органах со взвешенной системой принятия реше-ний число голосов, предоставляемых государству, раз-нится в зависимости от принятых в организации критери-ев. В финансовых организациях ООН каждое государствоимеет количество голосов, пропорциональное его взносу.В Сообществе предусмотрена специфическая систе-ма принятия решений. Межгосударственный совет ре-шает все вопросы на основе консенсуса, за исключениемрешений о приостановке членства или об исключении изСообщества, которые принимаются по принципу «кон-сенсус минус голос заинтересованной Договаривающей-ся стороны». В Интеграционном комитете решения при-нимаются большинством в 2/3 голосов. В случае если запринятие решения проголосовали четыре Договари-вающиеся Стороны, но при этом оно не набрало боль-шинства в 2/3 голосов, то вопрос передается на рассмот-рение Межгоссовета. Количество голосов каждой изДоговаривающихся Сторон соответствует ее взносу вбюджет Сообщества и составляет: Российская Федера-ция - 40 голосов; Республика Беларусь и РеспубликаКазахстан - по 20 голосов; Киргизская Республика иРеспублика Таджикистан - по 10 голосов.Решения Сообщества подлежат исполнению госу-дарствами-членами путем принятия необходимых нор-мативных правовых актов в соответствии с националь-ным законодательством. Необходимо отметить болеесовершенную систему контроля за исполнением реше-ний, которая осуществляется органами управления Ев-рАзЭС в пределах их компетенции.Прекращение членства может иметь место двумя спо-собами: выход и исключение. Учредительные акты боль-шинства международных организаций предусматриваютположения о выходе из организации на основе выполне-ния ряда условий - наличие письменного заявления овыходе, выполнения финансовых обязательств и др. Ес-ли учредительные документы не содержат такого по-ложения, то государство имеет право выйти из международной организации в силу присущего ему качествасуверенитета.Любое государство - член ЕврАзЭС - может выйтииз этой организации, предварительно урегулировав своиобязательства перед Сообществом и его членами, напра-вив в Интеграционный комитет официальное уведомле-ние о выходе из Договора об учреждении ЕврАзЭС непозднее, чем за двенадцать месяцев до даты выхода.Прекращение членства наступает в текущем бюджетномгоду, если уведомление направлено до принятия бюдже-та Сообщества на следующий бюджетный год. Еслиуведомление направлено после принятия бюджета наследующий год, то прекращение членства наступает вэтом следующем бюджетном году.Кроме того, участие в работе органов ЕврАзЭС До-говаривающейся Стороны, нарушающей положения уч-редительного договора и/или договоров, действующих врамках Сообщества, может быть приостановлено реше-нием Межгоссовета. Если это государство-член продол-жает нарушать свои обязательства, Межгоссовет можетпринять решение об его исключении из Сообщества сдаты, которую определяет Межгоссовет ЕврАзЭС.Вышеизложенное позволяет автору прийти к сле-дующим выводам:1. Анализ учредительного договора и правовой базыЕврАзЭС свидетельствует о том, что правовое обес-печение жизнедеятельности ЕврАзЭС основывается наобщепризнанных принципах и нормах международногоправа и направлено на дальнейшее развитие и совер-шенствование межгосударственного сотрудничества.Правовой базой межгосударственных отношений врамках ЕврАзЭС являются многосторонние и двусто-ронние соглашения в различных областях взаимоотно-шений, решения высших органов управления интегра-цией Сообщества.2. Для выполнения целей и задач Евразийского эко-номического сообщества обеспечена преемственностьорганов управления интеграцией от Таможенного сою-за к ЕврАзЭС.3. В Договоре об учреждении ЕврАзЭС закрепленаобязательность выполнения принимаемых решений.Так, при решении вопроса о приеме государства в чле-ны ЕврАзЭС уже вступившие в Сообщество государст-ва могут поставить вопрос о намерении и возможностивыполнения вступающим государством обязательств,вытекающих из Договора об учреждении ЕврАзЭС идругих, действующих в рамках Сообщества, договоров.Это положение - характерная особенность Евразийско-го экономического сообщества.
Ключевые слова
Авторы
Воронцова Наталья Анатольевна | Управление по делам Таможенного союза Государственного таможенного комитета Российской Федерации | кандидат юридических наук, полковник таможенной службы, заместитель начальника | udts_kozyrev@mail.customs.ru |
Всего: 1
Ссылки
Заявление глав государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. № 1.
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Минск, 1995. 6 января.
Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. М., 1995. 20 января.
Договор о присоединении Республики Таджикистан к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 г. государств - членов ЕврАзЭС от 26 февраля 1999 г.
Договор о присоединении Киргизской Республики к соглашениям о Таможенном союзе от 6 и 20 января 1995 государств - членов ЕврАзЭС от 10 марта 1996 г.
Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г.
Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 г.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. 2001. № 1. Ст. 1.
Международное право / Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М., 2000. С. 219.
Положение о порядке приема в члены Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгоссовета от 13.05.2002. № 45.
Положение о статусе наблюдателя при Евразийском экономическом сообществе, утвержденное решением Межгоссовета от 13.05.2002. № 46.
Положение о Межпарламентской ассамблее Евразийского экономического сообщества, утвержденное решением Межгоссовета от 13.05.2002. №52.
Основы пограничной политики государств - членов ЕврАзЭС, утвержденные решением Межгоссовета от 13.05.2002. № 55.
Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 47 от 13.05.2002 «О предоставлении Молдове статуса наблюдателя при ЕврАзЭС».
Решение № 48 от 13.05.2002 «О предоставлении Украине статуса наблюдателя при ЕврАзЭС».
Решение «О предоставлении Республике Армения статуса наблюдателя при ЕврАзЭС» от 27 апреля 2003 г.
Положение о должностных лицах органов Евразийского экономического сообщества, утвержденное Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31.05.2001 г. № 14.
Конвенция о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 г. // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. Алматы, 2001. № 1.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. Алматы, 2001. № 1.
Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Евразийским экономическим сообществом об условиях пребывания Интеграционного комитета ЕврАзЭС на территории Республики Казахстан от 25.01.2002 г. // Информационный бюллетень ЕврАзЭС. М., 2002. № 3.
Решение Межгосударственного совета от 31 мая 2001 г. № 2 «Об обеспечении преемственности органов управления инте1рациен».
Положение об Интеграционном комитете Евразийского экономического сообщества, утвержденное Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. №6.
Правила процедуры Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества, утвержденные Решением Интеграционного комитета ЕврАзЭС от 27 июля 2001 г. № 2.
Положение о Межгосударственном совете Евразийского экономического сообщества, утвержденное Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. №3.
Правила процедуры Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, утвержденные РешениемМежгосссовета ЕврАзЭС от 31 мая 2001 г. № 4.
Решение Межгосударственного совета Таможенного союза № 12 от 22.10.1997 г. «Об утверждении Положения о Межпарламентском комитете Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации».
Проект Статута Суда ЕврАзЭС.
Положение о Комиссии постоянных представителей при Евразийском экономическом сообществе, утвержденное Решением Интеграционного комитета от 27 февраля 2003. № 171.
Козик Л.П., Кохно П.А. СНГ: реалии и перспективы. М., 2001. С. 46.
Статут Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденный Межгоссоветом ЕврАзЭС (на уровне глав государств) от 27 апреля 2003 г. № 122.