Возможность и действенность уголовного наказания | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Возможность и действенность уголовного наказания

В статье на основе системного анализа уголовного наказания и его понятия указывается недостаток его определения в УК РФ 1996 г. и влияние на понимание социально-правовой сущности и механизма государственного принуждения в обществе.

Possibility and effectualness of criminal punishment.pdf В обстоятельной статье В.К. Дуюнова «Наказание вуголовном праве России - принуждение или кара?» ут-верждается: «Принуждение, насилие - не может бытьсущностью уголовного наказания» [1. С. 62]. По мне-нию автора, «сущность наказания состоит в его свойст-ве быть материализованным выражением (формой)реагирования государства на акт преступного поведе-ния виновного, формой осуждения, порицания винов-ного и совершенного им преступления. Иными слова-ми, уголовное наказание является по своей сути непринуждением, а карой, оно служит одной из форм ре-ализации кары - осуждения, порицания осужденного исовершенного им преступления. Следовательно, и оп-ределять уголовное наказание надо не через понятие«принуждение», а через понятие «кара» [1. С. 66].Категория сущности служит для выделения в системе та-ких свойств и отношений, которые обусловливают другие еесвойства и отношения. Явление же - это свойство и отноше-ния системы, обусловленные ее сущностью [2]. Логично по-ставить в этой связи вопрос: кара - это сущность (суть) нака-зания или одна из форм его реализации? Ведь сущность -является. Она без явления не имеет своего выражения, а яв-ление, напротив, имеет свою форму и содержание, через ко-торые и происходит обнаружение сущности через свойстваи отношения. Не может быть спорным утверждение автора,что уголовное наказание - это форма реагирования государ-ства на совершенное преступление и преступника. Правоваяформа правового государства - основное, решающее средст-во воздействия на общественные отношения, однако пола-гать ее сущностью уголовного наказания (без указания наотношение) не представляется верным. Сущность - катего-рия абстрактная, которая как философская категория соот-носится с категорией «явление» - обнаружение сущностичерез свойства и отношения.Явление, в свою очередь, существует в органическомединстве формы и содержания. Форму и содержание пред-мета, явления для уяснения сущности вещи необходимоотделять друг от друга, что происходит на определенномуровне теоретического мышления. Такой анализ необхо-дим, поскольку содержание и форма взаимодействуют:изменение содержания влияет на форму. Но и сама формаможет быть активна - влиять на изменение содержания.От такого взаимодействия, в конечном счете, может из-меняться и сущность явления (предмета).К. Маркс писал: «Ошибка заключается в том, что явоображал, будто материя и форма могут и должны раз-виваться отдельно друг от друга, и благодаря этому полу-чил не реальную форму, а нечто вроде письменного столас выдвижными ящиками, в которые я насыпал песку» [3].Форма - внутренняя структура, строение, связь испособ взаимодействия частей и элементов предмета иявления [4]. Из такого определения формы видна орга-ническая связь формы и содержания в существованиипредмета (явления).В.К. Дуюнов пишет: «Принуждение - это один изпризнаков уголовного наказания, причем не главный, а80второстепенный, указывающий лишь на то, чем и какобеспечивается реализация функциональных возмож-ностей наказания» [1. С. 62]. Второстепенный признаксодержания, конечно, влияет на сущность явления (на-казания), но не может ее определять. Поэтому логично,что автор исключает принуждение из содержания нака-зания как существенный признак. Но такая логикапредставляется ошибочной, поскольку автор должендоказать второстепенность принуждения в действи-тельном существовании уголовного наказания.Действительность существования - это не второ-степенность как оценочная, субъективная категория. Всистеме отношений «государство - человек (лич-ность)» имеются два объекта, которые связаны такиматрибутом материи, как движение. А последняя как ка-тегория всеобща, объективна, но не субъективна.Функция - это внешнее проявление свойств объекта вопределенной системе отношений. Всеобщность такойфункции (свойства) государства, как «принуждение»,приобретает свою конкретную форму, в частности, всистеме отношений под названием «уголовное наказа-ние», не теряя, естественно, содержания (движение) вкачестве принуждения [5]. Существование уголовногонаказания благодаря своему свойству «принуждение»расширяет свое содержание за счет выявления другихсвойств другого объекта отношения - человека (лично-сти) - «упрек», «порицание», «осуждение» и других,еще не выявленных наукой и жизнью свойств. Следо-вательно, «принуждение» в уголовном наказании - ат-рибутивный признак, т.е. существенный, а не второсте-пенный, как ошибочно считает В.К. Дуюнов.Что такое принуждение? «Принуждать», согласноТолковому словарю В. Даля, значит «приневолить», «си-ловать», «заставлять», «неволить», «вынуждать» [6],Синонимами этого термина являются «насилие, сила,давление, нажим» [7]. Следовательно, обвинительныйприговор - материальный носитель объективной фор-мы принуждения, давления, «силования», нажима состороны государства. С другой стороны, объективностьприговора выражается и в том, что он обязательно объ-является, сообщается подсудимому. В наказании пер-вичной (исходной, начальной) формой принужденияявляется обвинительный приговор.Слова «принуждение», «упрек», «осуждение», «по-рицание» при фактическом использовании выражения«уголовное наказание» входят в состав «наказания» вкачестве денотата (компонента). Следовательно, исхо-дя из смысла слов «принуждение», «упрек», «порица-ние», «осуждение», они могут быть имманентны «нака-занию», т.е. присущи, тесно связаны с наказанием,быть в определенных обстоятельствах свойствами «на-казания», хотя сами по себе не тождественны в своихопределениях. Следовательно, денотаты понятия «на-казание» отражают его свойства. В целом имманент-ность свойств наказания основывается на свободе иволе человека как определяющих характеристиках егосуществования. Слова «принуждение», «упрек», «по-рицание», «осуждение» имеют свое собственное со-держание и смысл, а объективное юридическое содер-жание и соответствующий смысл они могут приобре-сти только в адекватной юридической форме - в формеобвинительного приговора - первой форме наказания,которое развивается далее с развитием содержания.В данном случае правовая форма активна, она вли-яет на содержание, формирование свойств наказания.Благодаря обвинительному приговору происходит втор-жение государства в свободу и волю преступника не поего желанию, а вопреки ему, т.е. принудительно. По-следствия нарушения этой свободы и воли могут бытьсамыми разными, но насилие, сила, давление, на-жимдействительно существуют, осуществляются. Однако«упрек», «порицание», «осуждение» функциональнотакже есть определенное вторжение, внешнее воздей-ствие, нарушение свободы и воли человека. В такомслучае, в чем же состоит отличие «принуждения» от«упрека», «порицания», «осуждения»?«Приневолить» - одно из значений слова «принуж-дать», на которое указывает В.И. Даль. Но воля, гово-рил И.М. Сеченов, «не есть какой-то безличный агент,распоряжающийся только движением, - это деятельнаясторона разума и морального чувства, управляющаядвижением во имя того или другого и часто наперекордаже чувству самосохранения» [4. С. 91].Понятие «упрек» ограничивает деятельную сторонуразума и морального чувства содержанием того, чем ко-рят, а понятие «приневолить» - означает «действоватьдля изменения направленности воли и разума»; в доми-нанте «неволить» - «исключить» волю, «отрицать» ее.Если при упреке налицо существование того, чем корят,то при насилии, принуждении осуществляется функцио-нирование (движение) к тому, что может быть в результа-те принуждения. Однако, функционально существуя водной правовой форме, - наказание, упрек, порицание,осуждение сливаются с принуждением, а поэтому прину-ждение без упрека, осуждения, порицания существоватьне может. Из нашей схемы видно, что «упрек» не можетбыть существенным свойством наказания (это не значитне быть свойством наказания в ряду других), он имманен-тен наказанию, но только по функции, как свойство. Наоснове единства функциональности появляется обманчи-вое основание существенности «упрека», «порицания»,«осуждения» как признаков понятия уголовного наказа-ния. Содержание «принуждения» подменяется функцио-нированием «упрека», «осуждения», «порицания». Нотакая «замена» ошибочна. Существование в правовойформе наказания «упрека», «порицания», «осуждения»без принуждения невозможно. «Порицание», «осужде-ние», «упрек» вне наказания может существовать без«принуждения» в уголовно-правовом смысле.Принуждение, осуществляемое как процессуальнаямера, например помещение подозреваемого в СИЗО,благодаря особой юридической форме (процессуаль-ной), напротив, в отличие от уголовного наказания,исключает как элемент юридического содержания «уп-рек», «порицание», «осуждение», хотя помещение по-дозреваемого в СИЗО может им восприниматься как«упрек», «порицание», «осуждение». Следовательно,особая юридическая форма (процессуальная) влияет насущность принудительной меры, применяемой в СИЗОк подозреваемому.Цель изоляции в СИЗО выступает системообразую-щим признаком содержания данной процессуальнойпринудительной меры. Эта цель влияет на все элементыее содержания, в том числе и на внешние стороны еесодержания, в частности «принуждение». Поэтому фи-зические параметры принуждения в СИЗО должны со-ответствовать сущности процессуальной ме-ры, не про-тиворечить ей. Во время помещения подозреваемого вСИЗО, в зависимости от условий содержания, подозре-ваемый может испытывать страдание (что чаще всего ипроисходит) от применяемого к нему принуждения, т.е.налицо действительное существование двух свойств на-казания - принуждение и его следствие - страдание. По-этому пребывание подозреваемого в СИЗО воспринима-ется им как наказание за предшествующее поведение,поскольку действительное содержание процессуальнойформы противоречит ее сущности, которая не предпола-гает высокой степени тяжести конкретных условий жиз-ни и быта в СИЗО, вызывающих страдание человека какопределенное качество.Представляется, что данное положение является важ-нейшим юридическим основанием для зачета временипребывания подозреваемого в СИЗО в срок наказания,улучшения условий содержания лиц, находящихся вСИЗО и др. Следовательно, «принуждению» не всегдаимманентны «упрек», «порицание». Но в «принуждении»,имеющем уголовно-правовой характер, они фактически(онтологически) связаны, существуют как свойства при-нуждения. Напротив, процессуальная форма, как нечтодействительное, предполагает отсутствие в своем содер-жании «упрека», «осуждения», «порицания», а конкрет-ная процессуальная форма предполагает «принуждение»(помещение в СИЗО, естественно, включает психические,психологические реакции человека, которые, однако, посвоей степени должны качественно отличаться от «стра-дания» в наказании).В ст. 21 УК РСФСР 1960 г. указывалось такое нака-зание, как общественное порицание. Такое наказание, ко-нечно, по содержанию не лишение свободы, но оно так-же есть принуждение; воздействует на виновного не ма-териальными средствами, а идеальными (моральными,нравственными, этическими и т.п.), на его психическую,психологическую, духовную сферы свободы. Субъек-тивные последствия такого воздействия - возможныенравственные, моральные тяготы преступника и др.В действующем УК Голландии в ст. 9 предусмотрентакой вид дополнительного наказания, как опублико-вание приговора. Можно предположить (при известныхусловиях), что такое дополнительное наказание в ко-нечном счете может иметь для осужденного сущест-венные негативные материальные, психические, психо-логические, духовные последствия.В УК РФ 1996 г. уголовное наказание определяетсякак «мера государственного принуждения, назначаемаяпо приговору суда. Наказание применяется к лицу,признанному виновным в совершении преступления, изаключается в предусмотренных настоящим кодексомлишении или ограничении права и свобод этого лица».В.К. Дуюнов в своей работе [1. С. 64-66] приводитглубокий этимологический и семантический анализ,доказывая, что наказание и кара - это не синонимы, акара - это не «боль», не «принуждение с целью вызватьстрадание». По сути не приемлет определение слова«кара» в Толковом словаре живого великорусского язы-ка В. Даля, который указывал, что «кара» - это «казнь,наказание, строгое взыскание» [6. С. 420]. Давая ответна вопрос, что такое кара, автор пишет: «Если кара -осуждение, упрек, порицание виновному за содеянное,то уголовное наказание - это внешнее проявление кары(осуждения, упрека, порицания виновного), одна изформ, в которой кара реализуется. Кара - сущность,внутренний смысл уголовного наказания, последнеепредназначение быть формой карательного воздействияна провинившегося в целях утверждения социальнойсправедливости, исправления осужденного и предупре-ждения новых преступлений» [1. С. 66].Но внутренний смысл кары - это не только «упрек»,«порицание», «осуждение» как свойство уголовного на-казания, но также результат их функционирования - пси-хическое, психологическое, духовное состояние осуж-денного, которое имеет качество - «страдание», а непросто тревога, переживание, различные отрицательныеи положительные эмоции. Если сущность уголовногонаказания - кара, то в логическом плане она представля-ет собой отношение (причинную связь), в частности,между свойствами («принуждение», «упрек», «порица-ние», «осуждение») - и их следствием («страдание»).Автор пишет: «На наш взгляд, спектр чувств, эмоций,переживаний у осужденного может быть гораздо богаче,чем только страдания, это и раскаяние, сожаления о слу-чившемся, и стыд, и страх, и злость, и жалость и т.п.» [1.С. 67]. По его мнению, «упрек», «порицание», «осужде-ние» в уголовном наказании трансформируются в целыйспектр различных чувств, эмоций осужденного. Нострадание - ингегративное свойство наказания, и оно ненаходится в логическому ряду иных чувств, эмоций, пе-реживаний осужденного, которое является и причиной, ирезультатом страдания (динамическая совокупность).Человек может страдать от стыда, страха, злости, жало-сти, упрека, порицания и т.п. «Страдание» в уголовномнаказании как психическое, психологическое, духовноесостояние - следствие взаимодействия материальныхсредств и идеальных. Поэтому если принуждение к стра-данию в наказании - это всегда кара (тем самым мы вно-сим определенный правовой смысл в понятие «кара»), тов обыденном представлении смысл этого можно связать свнешним свойством воздействия или внутренним - стра-данием. Страдать человек может и от кары «небесной»,т.е. без внешнего материального воздействия, без внеш-него вторжения в его свободу и волю.В.К. Дуюнов пишет: «Уголовное наказание, как пра-вило, связано с принуждением, но отнюдь не всегда и не-обязательно. Наказание возможно и без принуждения.Наиболее яркие тому примеры мы находим в литературе»[1. С. 62]. Однако понятно, что Р. Раскольников, герой ро-мана Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»,страдает от образов(!) «грядущего труда и страданий», адействия этих образов переживается им как «спасительныесредства, побуждающие к раскаянию и заглажению прош-лого». Но все это - психический, психологический, духов-ный феномен. Содержание мыслей и чувств героя романадоказывает, что человек может сам себя осудить, порицать,упрекать, страдать от этого и видеть в этом «спасительныесредства, приносящие радость». В обыденном смысле дан-ное состояние мы можем называть карой, наказанием. Ноправовой смысл наказания определяется не только страда-нием, а государственным принуждением к страданию.Страдание - эйдетическое состояние, но оно не по-стоянно и может поэтому переживаться как отношение.Одной стороной такого отношения может быть госу-дарственное принуждение, но может быть и Бог, Ал-лах. Последнее связано с религиозным сознанием, ко-торое, минуя смысл существенности государственногопринуждения, генерализуется страданием.Кара - синкретическое слово. X. Ортега-и-Гассет писал:«Названия неожиданно возникают перед нами, заполняютнаш слух при том, что сами вещи или названные, чрезвы-чайно далеки от нас и, возможно, никогда не появятся впределах нашей видимости, оставаясь скрытыми за гори-зонтом. .. Действительно, слово - это извещение о предме-те и обещание его, оно немного сам предмет. И вовсе нетак уж много экстравагантного, как кажется, в теории эс-кимосов, согласно которой человек состоит из трех эле-ментов: тела, души и... имени... Не забывайте еще и это:"Где двое или трое собраны во имя мое, так и Я посрединих" (Евангелие от Матфея, гл. 18,20)» [8].Кара - слово, в котором много смыслов и значенийкак рациональных, так и иррациональных (метафизиче-ских); его существование напрямую связано с «космоло-гической проблемой зла и страдания» (П. Новгород-цев). Н. Кристи писал: «Чтобы постичь существо боли,нужно понять суть добра и зла. Я воздерживаюсь оттакого рода попыток» [9].Из богатой этимологической и семантической исто-рии существования слова «кара» можно извлечь те илииные смыслы и значения, конкретизируя их в опреде-ленном историческом периоде. Вместе с тем на протя-жении веков в юридическом значении так или иначеуголовный смысл слова «кара» связывался учеными спринуждением к страданию, т.е. наказанием.Вероятно, В.К. Дуюнов прав в том, что слова «нака-зание» и «кара» не синонимы, хотя достаточно очевид-на их генетическая связь. Прав он и в том, что «спе-цифического понятия "уголовная кара" в теории не вы-работано». Прямая связь термина «кара» с «космологи-ческой проблемой зла и страдания» объясняет отсутст-вие в теории уголовного права однозначного определе-ния понятия «уголовная кара». Однако такой недоста-ток теории совсем не означает, что из многих истори-ческих смыслов и значений термина «кара» в настоя-щее время исчезли онтологические и гносеологическиеоснования для отражения принуждения и страдания впонятии «уголовное наказание».В.К. Дуюнов ошибается, когда из этимологической,семантической истории терминов «кара», «наказание»выхватывает только некоторые смыслы и значения, ос-тавляя другие «за бортом» анализа, поскольку они невписываются его логику. Приданием «упреку», «пори-цанию», «осуждению» свойств органических основа-ний «наказания» автор нарушает принципы логики каквсеобщей категории познания.Возможно ли при нашем анализе наказания противо-поставление понятий «принуждение» и «кара»? Не тольковозможно, но и необходимо, при условии, что:1) мы берем только их рациональные смыслы;2) последние взаимодействуют, образуя вместе с дру-гими существенными связями и отношениями определен-ное «качество» под названием «уголовное наказание».В отрыве друг от друга понятия «принуждение» и«кара» не могут претендовать на определение сущностинаказания, поскольку в «каре» присутствует «принуж-дение», понимаемое как внешнее воздействие. Болеетого, при системном представлении о наказании ещенеобходим элемент, интегрирующий взаимодействиевсей возможной совокупности элементов содержания,т.е. цели взаимодействия, в определенный социальнозначимый результат. Субъекты конфликтного правоот-ношения (наказание) - государство и осужденный - ужепредставляют собой «элементарную» систему, где име-ются два разнородных (в определенном отношении)элемента, составляющих основу структурных связейнаказания и его состава [10. С. 6]. Следовательно, безанализа категории «состав наказания» невозможно вы-явить всю совокупность существенных признаков нака-зания, которые и составляют его правильное понимание.Раскрывая содержание системной методологии, Д.А. Ке-римов пишет, что «всеобщее определение системы...должно включать такой набор характеристик, которыйпозволил бы ориентировать любое системное исследова-ние, во-первых, на обнаружение составных частей сис-темной целостности; во-вторых, на выяснение специфи-ческих качеств каждой из частей; в-третьих, на аналити-ческое изучение связей отношений и зависимости частеймежду собой; в-четвертых, на обобщение частей в их ка-чественной определенности и взаимодействии, раскры-вающем свойства системы как единого целого; в-пятых,на познание функционального назначения роли и эффек-тивности воздействия системы, каждой ее части на средуи обратного влияния среды на систему» [11].М. Фуко писал: «Уголовное наказание - есть обоб-щенная функция, сопряженная со всем «телом» обще-ства и с каждым его элементом» [12]. Действительно,наказание представляет собой определенное существен-ное взаимодействие, которое имеет весьма богатое со-держание. А без его структурирования, анализа эле-ментов, их формы и содержания, функций, обуслов-ленности трудно определиться и с сущностью наказа-ния. Следовательно, «соль» понятия - в определениивзаимодействия интегральных связей.В философском знании взаимодействие представля-ет собой процесс воздействия различных объектов другна друга, их взаимную обусловленность, изменениясостояния, взаимопереход, а также порождение од-ногоявления другим, их непосредственные или опосредо-ванные, внутренние или внешние отношения или связи.Свойства того или иного явления могут быть познанытолько во взаимодействии с другими [13].Гегель писал: «Но наказание есть в то же время правопреступника, имеющее основу в его действительной воле;именно потому, что совершением преступления как нера-зумного действия он преступает закон, определяющийнаказание. Как уничтожение преступления наказаниеимеет в нем свои количественные и качественные мерки,требующие, впрочем, не внешнего соответствия междукарой и виной, а равной стоимости их (внутреннего соот-ветствия), т.е. стоимость вреда, причиненного преступле-нием, должно определять стоимость лишения, произво-димого наказанием» [14].А.А. Жижиленко, анализируя понимание наказанияГе-гелем, подчеркивает: «Таковы теории диалектическогоуравнения. Они верны, на сколько указывают основы на-казания в органических потребностях человеческого ин-теллекта; они впадают в односторюнность, приписываяэтой основе исключительное существование; они впадаютв ошибки и весьма близки к пантеизму и деизму, как ско-ро отнимают у выставляемых ими интеллектуальных ос-нов кары значения органических потребностей неделимо-го или массы неделимых, и распускают их в бессодержа-тельность понятия абсолюта» [15].А.А. Жижиленко в своем размышлении не отрицаетрациональный аспект кары «в диалектическом уравне-нии» как результат «органических потребностей чело-веческого интеллекта». Однако такой анализ он считаетодносторонним, поскольку у «интеллектуальных основкары» есть еще и основы органические, т.е. онтологи-ческие, которые не определены, а благодаря этому пе-реходят в «бессодержательность понятия абсолюта»,т.е. Бога как «абсолютной идеи» (Гегель).«Кара» имеет значение органических потребностей«неделимого или массы неделимых», а это и есть стра-дание как психическое, психологическое, духовное со-стояние, которое «напрямую» не переводится в рацио-нальное, правовое поле размышлений.«Вообще говоря, кары и награды - слепые силы. Оничисты и непорочны, как дева, но как за деву за них нельзяпоручиться - какой они плод дадут. Характер этого по-следнего будет зависеть от того, от кого будут исходитьсанкции, против кого они будут направлены и какие целидостигаются ими. Если все эти условия положительны, то иплод может получиться хороший. Если они отрицательны- то и плод будет негодным», - писал П. Сорокин [16]. Ав-тор в своих мыслях опирается на рациональные и метафи-зические «составляющие» смыслы кары и подчеркиваетсистемообразующий момент кары - ее цели.Рациональное содержание кары в наказании связы-вается с принуждением к страданию. Однако законода-тель в УК РФ 1996 г. отказался от определения наказа-ния через кару, но, естественно, оставил одну ее «со-ставляющую» - принуждение, исключив субъективныйэлемент, связанный с последствиями принуждения, т.е.фактами психического, психологического и духовногохарактера, которые «расположены» в субъективнойсфере объекта наказания - личности осужденного. По-этому в действующем определении уголовного наказа-ния важнейший признак его содержания отсутствует.Принуждение (сила, насилие) и до юридическихформ выступает как средство воздействия на человека,личность - творца общественных отношений - в силуорганических свойств. Поэтому разработка понятиясостава наказания дает возможность понять преждевсего юридическое содержание принуждения во всембогатстве связей этого процесса. Уголовное наказание,понимаемое как существование, - это не какая-то агре-гация, механическое соединение тех или иных элемен-тов, а функционирование санкций, что невозможно безопределенного качества, т.е. соответствующего содер-жания взаимодействия субъекта наказания и объекта(личности), их сторон.В таком случае, определяя сущность наказания, мыдолжны иметь в виду сложность так называемой объ-ективной стороны наказания, которая включает не то-лько принуждение, его виды и формы, но и психиче-ский, психологический, духовный характер последст-вий для личности виновного, т.е. то, что он действи-тельно переживает в результате принуждения. Составнаказания как система - зеркальное отражение составапреступления, хотя, понятно, что по содержанию онсущественно отличается от последнего.Принуждение по определению есть лишение блага, аего следствием (одним из следствий) выступают страда-ния, боль, тяготы. Однако не всякое принуждение, наси-лие со стороны государства, применяемое к лицу, совер-шившему преступление, можно определить как уголовноенаказание. Почему? Потому что переживание тягот, ли-шений как психическое состояние должно иметь качество«боли» (т.е. сильная тоска, сильное горе, сильный страх),а «боль» предстает как особое переживание, состояние,имеющее эйдетическую форму, как последствие, а не от-ношение к последствиям. Понятно, что определение«сильное» односторонне, оно неполно, поскольку не от-ражает субстанциональное психическое, психологиче-ское, духовное содержание, «боли», «страдания». Но ре-шение этого важного вопроса есть предмет наук психиат-рии, психологии, клинической психологии и т.п., а введе-ние такого содержания в правовое поле - задача наукиправа, которая решила подобную задачу в отношениипонятия «преступление».К.А. Сыч пишет: «М.Д. Шаргородский, справедливоутверждая, что уголовное наказание обладает свойст-вом причинять преступнику страдание, вопреки логикесвоих рассуждений неожиданно включил его в содер-жание уголовного наказания. При этом он не обращалвнимания на то неоспоримое обстоятельство, что стра-дание как психическое состояние человека может про-являться только в результате взаимодействия наказанияи личности в процессе применения и исполнения уго-ловного наказания. Более того, нередко даже осужден-ные, отбывающие уголовное наказание в виде лишениясвободы, не испытывают страданий по причинам, тре-бующим специального анализа.Если придерживаться позиций указанных авторов,то следует сделать вывод, что в отношении этих лицуголовное наказание нельзя считать примененным иисполненным, поскольку не реализовано его основноесодержание - страдание.Видимо, нет смысла даже гипотетически предпола-гать, к каким отрицательным последствиям может при-вести ориентация судебной и уголовно-исполнитель-ной практики на такое понимание уголовных наказа-ний» [10. С. 9]. В этой связи надо сказать, что при сис-темном понимании уголовного наказания с его поняти-ем нельзя обращаться без учета сущности такого пони-мания, т.е. того, что наказание - это взаимодействие,связь элементов, отношение.Действительно, прав К.А. Сыч: страдание - психиче-ское, психологическое, духовное состояние (свойство)человека. Но в системном понятии наказания и его юри-дическом определении (мысли, объективированной вформулировке) оно может существовать как отношение(совокупность отношений), как свойство (совокупностьсвойств), как признак (совокупность признаков). Ведьпонятие не факт, а мысль о факте, и правильное понятиедолжно в своих существенных признаках отразить дейст-вительное содержание явления (предмета, вещи).М.Д. Шаргородский, включая в содержание наказа-ния «страдание», не дает точного определения наказа-ния, не показывает, в каком отношении понимается«страдание»: как признак мысли о наказании или какфункция - внешнее проявление свойств (свойства)объекта в данной системе отношений. Если не «задано»отношение, то «страдание» может существовать какпризнак и как свойство применительно к тому или дру-гому отношению. В «логосе», в разуме выражены влогическом аспекте (в отличие от психологически-феноменологического) одинаково вещание и вещь или,скорее, былина и быль [17].«Страдание» включали в содержание уголовногонаказания А.А. Пионтковский, В.Г. Смирнов, С.И. Де-ментьев и другие авторы. Такой же позиции придержи-вались русские классики уголовного права Н.С. Таган-цев, И.Е. Фойницкий, Н.Д. Сергеевский. Вместе с темследует обратить внимание на непоследовательность,противоречивость суждений некоторых авторов. На-пример, Н.Д. Сергеевский сначала утверждал, что при-чиняемое преступнику страдание не принадлежит ксущности наказания, а затем пришел к выводу, что на-казание есть страдание. Н.С. Таганцев, утверждая, чтоуголовное наказание всегда является страданием, поз-же писал: «Необходимо отделить от наказания и нрав-ственные муки, угрызения совести, испытываемые пре-ступником, хотя бы они были столь велики, что для ихпрекращения он спешил бы отдаться в руки правосу-дия, чтобы выстрадать свою вину» [18], т.е. «муки»исключал из содержания наказания. Мнение А.Л. Ре-менсона (1959 г.), что сущностью наказания является«страдание», противоречит его высказыванию 1965 г.:«По отношению к внутреннему миру осужденных этимеры (карательно-воспитательные. - В.Ш.) выступаюткак объект восприятия, и эти восприятия не входят всодержание самих мер. Противоположный подход при-вел бы к тому, что содержание наказания и мер испра-вительно-трудового воздействия было бы субъективи-зировано и лишено всякой определенности» [19].Выявленная непоследовательность, противоречи-вость суждений одних и тех же авторов по одному итому же вопросу ставит проблему генезиса этих проти-воречий, проблему поиска их корней.Как представляется, для правильного ответа на дан-ный вопрос необходимо отчетливое понимание того, чтонаказание есть относительное понятие, а не безотноси-тельное. Последнее отображает признаки предмета иликласса предметов вне связи с другими предметами. В на-казании же самим предметом является отношение.А.И. Уемов пишет: «Вещь, характеризуемая отно-шением, в отличие от обычного свойства, рассматрива-ется не как отдельная вещь и не как множество отдель-ных вещей, а как система элементов, каждый из которыхпредполагает остальные. Это единство, рассматриваемоекак множественность. Учитывая эту специфику отноше-ния, его можно отличать от остальных свойств. Но раз-личие отношений не находит своего выражения в субъ-ектно-предикатной структуре суждения. Оно являетсясодержательным моментом, который можно выделитьлишь путем анализа предметов сопоставляемых сужде-ний. Это и является причиной многочисленных недора-зумений, связанных с обнаружением кажущихся наруше-ний законов логики в различных областях знания» [20].Поэтому, отвечая на вопрос К.А. Сыча, необходимо пра-вильно поставить проблему наказании. Можно мыслитьнаказание как правовое средство индивидуального воз-действия, но можно думать о наказании как правовомсредстве воздействия на общество, общественное созна-ние. Критерием разграничения этих понятий является«боль», «страдание», с одной стороны, с другой - угроза«боли», «страдания»; и то и другое вместе с «принужде-нием» выступают в качестве объективной стороны нака-зания. Смыслы «боли», «страдания» и угрозы «болью»,«страданием» отличаются, если они существуют как бысами по себе, но фактически они существуют в предметенаказания как отношение, как множественность. Если вгносеологическом плане смысл «страдания» и смыслугрозы «страданием» можно разделить, то в онтологиче-ском (бытийном) - невозможно (страдать можно и отугрозы страданием). При реализации наказания общест-во, общественное сознание не может страдать от боликак психического состояния, но в то же время оно испыты-вает на себе психическое, психологическое, духовное воз-действие наказания как социально-правового средства.В применении наказания как индивидуального пра-вового средства, если в нем отсутствует «страдание»как психическая, психологическая составляющие, онотеряет свою действительность, реальность существова-ния и превращается из наказания в неопределеннуюправовую форму принуждения, поскольку исчерпыва-ется существованием объекта, принуждением, субъек-том как элементов состава наказания. В конечном счететакое «наказание» выступает правовой формой наме-рения государства наказать виновного (естественно,для части осужденных), несмотря на то что некоторыеобъективные атрибуты наказания в действительностисуществуют и реализуются. Вся деятельность по осу-ществлению некоторых атрибутов наказания скрываетотсутствие важнейшего сущностного свойства наказа-ния. Неопределенная принудительная мера, конечно,имеет свои собственные психические, психологиче-ские, духовные параметры (содержание), свое действи-тельное значение, эффективность, но это уже не естьуголовное наказание по существу этого понятия, а самвиновный на этом фоне - только средство обеспеченияфункции наказания - общего предупреждения.В гтрактике далеко не безразлично, испытывает ли осу-жденный страдание, тяготы от примененного наказанияили не испытывает, потому что совершает преступлениеконкретная личность, человек, обладающий свойствомстрадать, которое может быть использовано государствоми используется в правовых целях для их достижения.Правильное понимание наказания и его применениясовсем не предполагает механического соединения стра-дания с принуждением, хотя последнее весьма возмож-но, поскольку, в частности, психологическое состояние(нечто субъективное) связано с объективным (санкцией,видом и формой наказания, принуждением) имплицит-но. Гуманность (как модальность) наказания определя-ется не устранением существенных свойств наказания, акультурой народа, качеством народа, экономикой, со-стоянием преступности, утверждением свободы лично-сти как высшей ценности государства и общества.В заключение статьи и сопровождающих размышленийо понятии, содержании наказания и его состава считаем воз-можным предложить определение уголовного наказания.1. Наказание есть мера государственного каратель-ного принуждения, имеющая целью восстановлениесоциальной справедливости и предупреждение пре-ступности в обществе.2. Наказание применяется к лицу, признанному ви-новным в совершении преступления, и заключается впредусмотренных настоящим Кодексом лишении иограничении прав и свобод этого лица.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Швыдкий Владимир ГригорьевичТомский государственный университетдоцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, научный руководитель и заведующий проблемной лаборатории по исследованию вопросов борьбы с рецидивной преступностью в Сибири Юридического института
Всего: 1

Ссылки

Дуюнов В.К. Наказание в уголовном праве России - принуждение или кара? //Государство и право. 1997. №11.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 2000. С. 475.
Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 9.
Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 646.
Филимонов В.Д. Принципы уголовного права. М.: Центр юр. инфор., 2002. С. 11.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. 1996. Т. 3. С. 431.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1975. С. 418.
Х. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 241.
Кристи Н. Пределы наказания. М., 1985. С. 20.
Сыч К.А. Уголовное наказание как система. Рязань, 1995. С. 6.
Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2001. С. 244.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1983. С. 81.
Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 81.
Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 148-149.
Жижиленко А.А. Наказание. Его понятие и отличие от других важнейших средств. Петроград, 1914. С. 20.
Сорокин П. Преступление и кара, подвиг и награда. СПб., 1999. С. 218.
Ильенкова Э.В. Диалектическая логика. М., 1984. С. 119.
Таганцев Н.С. Русское уголовное право. СПб., 1902. С. 957.
Ременсон A.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитания осужденных: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Томск, 1965. С. 44.
Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963. С. 57.
 Возможность и действенность уголовного наказания | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Возможность и действенность уголовного наказания | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия