Человеческий капитал в экономике знаний | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Человеческий капитал в экономике знаний

Рассматривается содержание человеческого капитала в экономике знаний. Определяется роль образования в современной экономической системе.

Human capital of economy of knowledge.pdf Развитое экономики знаний предопределило сущест-венные изменения: на смену самовозрастанию физическогокапитала приходит самовозрастание человеческого, чтопредопределило пристальное внимание экономистов к егоанализу. Большой вклад в разработку теории человеческо-го капитала внесли Т. Шульц и Г. Беккер, М. Блауг, И. Бен-Порэт, Б. Вейсброд, Ф. Махлуп, Л. Туроу, Р. Уикстра идр. Теоретический анализ этой концепции осуществляютсовременные отечественные экономисты: М.М. Критский,С.А. Курганский, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цы-ренкова и др. Г. Беккер отмечал, что «главным побуди-тельным фактором стало осознание того, что в большин-стве стран рост физического капитала объясняет относи-тельно невысокую часть роста дохода. Поиск удовлетво-рительных объяснений привел к разработке более совер-шенных измерителей физического капитала и вызвал ин-терес к менее осязательным сущностям, таким, как техни-ческий прогресс и человеческий капитал» [1].Общепризнанным является рассмотрение человече-ского капитала как составной части общественного ивыделение его специфических характеристик по отно-шению к физическому капиталу: «Концепция капиталаисходит из наличия нечто реально существующего, чтообладает экономическим свойством оказывать буду-щие услуги, позволяет приступить к последующемуделению целого на две части, а именно: на человече-ский капитал и нечеловеческий» [2].Человеческий капитал имеет следующие характер-ные особенности:1. В условиях современной экономики он начинаетопределять главные тенденции социально-экономиче-ского развития.2. Его формирование требует от самого человека ивсего общества значительных и все возрастающих затрат.3. Человеческий капитал в виде знаний, навыков,опыта может быть накапливаемым.4. По мере его накопления доходность повышаетсядо определенного предела, ограниченного верхней гра-ницей активной трудовой деятельности (активноготрудового возраста), а потом резко снижается.5. Характер, структура инвестиций в человеческийкапитал определяются историческими, национальны-ми, культурными особенностями и традициями.6. Инвестиции в человеческий капитал должны обеспе-чивать его обладателю получение более высокого дохода.Опытные работники имеют более высокую предельнуюпроизводительность и зарабатывают больше. К. Маркс пи-сал: «Труд, который имеет значение более высокого, болеесложного труда... есть проявление такой рабочей силы,образование которой требует более высоких издержек,производство которой стоит большего рабочего времени икоторая имеет поэтому более высокую стоимость, чем про-стая рабочая сила. Если стоимость этой силы выше, то ипроявляется она зато в более высоком труде и овеществля-ется поэтому за равные промежутки времени в сравнитель-но более высоких стоимостях» [3. Т. 23. С. 208-209].1107. Более высокий доход в целом способствует рас-ширению человеческого выбора, но воздействие этоослабевает по мере увеличения дохода. Другими сло-вами, здесь действует принцип «убывающей полезно-сти дохода» для человеческого развития.8. Капиталовложения в человека дают довольно зна-чительный по объему, длительный по времени и инте-гральный по характеру экономический и социальныйэффект. Чем раньше делаются вложения в человеческийкапитал, тем быстрее они начинают давать отдачу.9. Использование человеческого капитала всегдаконтролируется самим индивидом независимо от ис-точника инвестиций на его развитие.10. Функционирование человеческого капитала, сте-пень отдачи от его применения обусловлены свобод-ным волеизъявлением субъекта, его индивидуальнымиинтересами и предпочтениями, его материальной и мо-ральной заинтересованностью, ответственностью, ми-ровоззрением и общим уровнем культуры, в том числеи экономической.В то же время в экономической литературе присут-ствуют различные трактовки относительно понятия «че-ловеческий капигал», его внутренней структуры. Г. Беккерподчеркивал, что «человеческий капитал формируетсяза счет инвестиций в человека, среди которых можноназвать обучение, подготовку на производство, расхо-ды на здравоохранение, миграцию и поиски информа-ции о ценах и доходах» [1]. В этом определении не уч-тена природная основа происхождения человеческогокапитала, что является фактором, способным ограни-чить инвестиции. Для того чтобы были возможностиприращения профессиональных качеств собственникачеловеческого капитала, индивид должен быть здоро-вым, способным к потенциальной трудовой деятельно-сти. В определении И. Бен-Порэта человеческий капи-тал рассматривается как «фонд, функция которого -производство трудовых услуг в общепринятых едини-цах измерения и который в этом своем качестве анало-гичен любой машине как представительнице вещест-венного капитала» [4]. В определении, данном группойотечественных экономистов (А.И. Добрынин, С.А. Дят-лов, В.А. Конов, С.А. Курганский), человеческий капи-тал представлен как «совокупность всех атрибутивныхкачеств и свойств, производительных способностей и сил,функциональных ролей и форм, рассматриваемых с пози-ций системной целостности и адекватных современномусостоянию общества эпохи научно-технической и соци-ально-информационной революции, включенных в сис-тему рыночной экономики в качестве ведущего творче-ского фактора общественного воспроизводства» [5].В данной статье хотелось бы выделить ряд аспектовв определении понятия «человеческий капитал». Пре-жде всего можно отметить неправомерность отождест-вления человеческого капитала и субъекта как его но-сителя: «Человеческий капитал - это сам человек-работник, субъект хозяйствования, его способность ктруду, то есть трудовой ресурс, при определенных ус-ловиях выступающий как капитал для его нанимателя»[6]. Человек есть диалектическое единство и различиебиологического, экономического, социального, духовного ииндивидуального. Понятие же человеческого капиталаесть проявление лишь экономического подхода прианализе сущности человеческой природы. «Само чело-веческое существо... - отмечал еще Дж. Милль, - неявляется капиталом. Человек служит целью, ради кото-рой существует богатство. Но его приобретенные спо-собности, выступающие только как средство и реали-зующиеся только посредством труда, с полным осно-ванием можно отнести к категории капитала» [7]. Втоже время человеческий капитал - основа для само-развития личности, поэтому в структуру его элементов,на наш взгляд, целесообразно включать свойства, ха-рактеризующие человека как личность. Также непро-дуктивным является подход, рассматривающий чело-веческий капитал как инструмент для выполнения оп-ределённой работы, как фактор производства. Челове-ческий капитал - изменяющаяся и самодостаточная си-стема, состоящая из отдельных взаимосвязанных эле-ментов и обеспечивающая не только возможность инеобходимость его рационального воспроизводства, все-стороннее развитие личности человека. «Даже если егоназывают главным фактором производства, это ничегоне меняет, поскольку на такую роль могут претендо-вать и традиционные понятия труда, рабочей силы,личного фактора. Если человеческий капитал все женазывают таковым, то за этим чаще всего стоит выхо-лащивание содержания проблемы перехода к инфор-мационной экономике» [8. С. 6].Достаточно интересным является подход М.М. Крит-ского, который считает, что способности человека неисчерпывают содержания понятия человеческого капи-тала, так как они стыкуются с одноуровневым поняти-ем потребностей: «сам человеческий капитал - этоформа, способ организации жизнедеятельности и, сле-довательно, персонификация единства (взаимодейст-вия) запасов потребностей и способностей» [8. С. 7].Прежде чем показать взаимосвязь потребностей испособностей человека, необходимо отметить:- физические и духовные способности - явление воснове своей биологическое, и лишь на определеннойстадии развития природные возможности трансформи-руются в способности к труду, отражая специфическиесвойства человека осуществлять целесообразную дея-тельность;- способности экономического субъекта, как эконо-мическое понятие, выражают не физические и духов-ные способности вообще, а те, которые развиты до об-щественно-необходимого уровня, способного удовлетво-рять потребности как его носителя, фирмы, так и обще-ства в целом. Еще К. Маркс писал, что способностичеловека к труду являются «главным накоплением бо-гатства, важнейшим сохраненным результатом пред-шествующего труда» [3. Т. 26. Ч. 3. С. 306]. Происхо-дит своего рода накопление производительной силытруда, созидательных способностей человека, причем вбольшей степени именно умственных способностей.При этом «накопляется, но не как мертвая масса, а какнечто живое, это - искусство рабочего, степень разви-тия труда». И далее поясняет: «Накопление являетсяздесь ассимиляцией; постоянным сохранением и вме-сте с тем преобразованием уже воспринятого, осущест-вленного» [3. Т. 26. Ч. 3. С. 305];- формирование и реализация способностей чело-века определяется уровнем экономического развитиястраны, институциональной средой (отношениями собст-венности, законодательной базой, качеством государ-ственного управления, системой ценностей, качествомкорпоративного управления, психологическим клима-том на рабочем месте и т.д.);- человеческие способности отличаются от его тру-довой деятельности, они характеризуют лишь степеньсвободы выбора между различными действиями;- существует взаимозависимость ме>вду способнос-тями к труду и материальными ресурсами, но с развитиемсовременной ИТР она уменьшается, способности челове-ка получают автономность своего воспроизводства.В процессе эволюции рабочей силы и формированияна этой основе человеческого капитала потребности испособности человека развивались в форме их противо-речивого взаимообусловленного единства. Интеллекту-ализация производства обусловливает усиление инте-грационных процессов в однонаправленном изменениипотребностей и способностей хозяйствующих субъек-тов. Значимой для человека становится потребность внепрерывном процессе обучения в течение всей созна-тельной жизни, в улучшении состояния окружающейсреды, социальной стабильности и защищенности, де-мократизации. С другой стороны, институционализацияинформационного пространства обеспечивает свобод-ный доступ каждого человека к накопленному объемузнаний. Формируется особый тип работника - «работ-ник знаний». Творческий характер труда становится всеболее массовым явлением, а внешняя для субъекта мо-тивация к труду становится его внутренней.Подчеркивая определяющую роль человека знаний,П. Друкер выделяет два основных его свойства. Первоезаключается в том, что работник знаний от всех ос-тальных участников трудового процесса отличается тем,что сам, причем безраздельно, владеет своими собствен-ными «средствами производства»: неразрывно принад-лежащими ему интеллектом, памятью, знаниями, иници-ативой, личным опытом, которые обычно называют«скрытыми». Это создает для фирм серьезные пробле-мы: отчуждение скрытых знаний и превращения их в«явные»; ограничение межфирменной мобильностиработника, так как, уходя из компании, он уносит с со-бой свои неотчужденные знания. Необходимо заинте-ресовывать работника в долгосрочных контрактах сфирмой, чтобы избежать утечки мозгов, превращая,например, его в совладельца.Вторая особенность работника знаний, по мнениюП. Друкера, заключается в том, что он, вне зависимостиот квалификации, является «винтиком» некотороговнутрифирменного процесса, может эффективно рабо-тать только в составе коллектива. Работник знаний -вовсе не какой-то ученый-одиночка, уникальный тво-рец или управляющий, это обычный соучастник обще-го корпоративного дела, продуктом которого являютсязнания. Поэтому большое значение придается форми-рованию коллектива единомышленников [9].Воспроизводство человеческого капитала необходи-мо рассматривать как двусторонний процесс. С однойстороны, это формирование человеческих способно-стей: укрепление здоровья, приобретение знаний, совер-шенствование профессиональных навыков. С другой -это реализация приобретенных способностей для удов-летворения изменяющихся потребностей: отдых, куль-турное развитие, развитие политической деятельности,демократизация и т.д.Особенности воспроизводственного процесса чело-веческого капитала позволяют нам определить его какособую форму общественного капитала. В исследова-ниях экономистов, занимающихся проблемой челове-ческого капитала, прежде всего обращают внимание нато, что он есть основа роста будущих доходов его но-сителя (то, что объединяет его с физическим капита-лом), выделяя также те его особенности, которые мыуказали ранее. Определяющей особенностью человече-ского капитала, на наш взгляд, является общность эко-номических интересов его носителя, семьи, фирмы,общества в процессе воспроизводства человеческогокапитала, так как только в этом случае труд (реализа-ция человеческого капитала) будет творческим.Основными принципами воспроизводства челове-ческого капитала, позволяющими обеспечить единствоэкономических интересов всех экономических субъек-тов, являются:1. Эффективность. Экономические субъекты долж-ны иметь возможность повышать эффективность своейдеятельности, полноценно участвовать в процессе фор-мирования дохода и трудиться за денежное вознаграж-дение. Труд - основа экономической деятельности.2. Равные стартовые возможности формирования че-ловеческого капитала. Все барьеры должны быть ликви-дированы, чтобы люди могли принимать участие в реа-лизации своих способностей и накошгении будущих.3. Проблема справедливого распределения возмож-ностей развития между нынешним и будущим поколе-ниями, а также внутри каждого поколения, не прино-сящего чьи-либо интересы и потребности в жертву ка-ким-либо другим. Вместе с тем эта справедливость яв-ляется равенством возможностей, а вовсе не обязатель-но равенством конечных результатов, поскольку реали-зация возможностей является вопросом собственноговыбора каждого поколения.4. Демократичность, активность и мобильность. Людидолжны всемерно участвовать в процессе принятия реше-ний. Именно в этих вопросах чрезвычайно высока роль со-циальной политики государства, общественных организа-ций, развития гражданского общества, в котором правитель-ства полностью подотчетны своим народам. Реализация этихпринципов означает повышение ответственности людей засудьбы своей семьи, страны и человечества в целом.Таким образом, под человеческим капиталом мы будемпонимать систему отношений по воспроизводству (разви-вающихся потребностей и накапливаемых способностей) иотчуждению результатов труда хозяйствующих субъектовв процессе трансакций, на основе единства экономическихинтересов (на уровне семьи, фирмы, общества).Наиболее полно раскрыть сущность человеческого ка-питала позволит анализ его структуры. К основным эле-ментам человеческого капитала необходимо отнести при-родные характеристики человека; его интеллектуальныеспособности; мобильность как способ саморазвития; мо-тивацию; систему ценностей индивида. Необходимым ус-ловием анализа основных элементов человеческого капи-тала является не их перечень и обособленный анализ(именно такой подход присутствует при их характерис-тике в экономической литературе), а рассмотрение их каксистемы взаимосвязанных составляющих.Как правило при анализе человеческого капитала рас-сматривают прежде всего лишь приобретенные в про-цессе жизненного цикла способности и знания. В то жевремя выявление природных характеристик человека по-зволяет более глубоко показать, как разнообразные не-осознанные навыки и другие свойства участвуют в соз-дании благосостояния и развитии личности человека,постоянно видоизменяясь под влиянием окружающейсреды, включая обучение. К основным характеристикампсихофизиологических способностей человека относят-ся: унаследованные способности человека (первонача-льное накопление человеческого капитала), текущее со-стояние его здоровья (наличие хронических заболева-ний, их частота и т.д.), возраст и пол.Интеллектуальные характеристики человеческогокапитала есть способность человека к дальнейшему обу-чению, овладению новыми навыками и специальнос-тями. Ф. Махлуп, характеризуя интеллектуальную сто-рону труда работника, обращал внимание на такие егохарактеристики, как: ориентированность на оперирова-ние информацией и знаниями; высокую мобильность;желание заниматься деятельностью, открывающей ши-рокое поле для самореализации и самовыражения, хотябы и в ущерб сиюминутной выгоде. Особое вниманиеуделяется при анализе интеллектуальной составляю-щей человеческого капитала так называемым «молча-ливым», или подразумеваемым, знаниям. Основой ин-теллектуального развития человека является образова-ние. Дж. Гэлбрейт отмечал: «Доллар, вложенный в ин-теллект человека, часто приносит больший приростнационального дохода, чем доллар, вложенный в же-лезные дороги, плотины, машины и другие капиталь-ные блага. Образование становится высокопроизводи-тельной формой капитальных вложений, темпы егоприроста зависят от возраста, от темпов моральногообесценивания знаний и опыта» [10].Воспроизводство человеческого капитала предпола-гает непрерывное обучение в течение всей жизни. Этоне только подчеркивает важность обучения и профес-сиональной подготовки взрослых, но подразумеваетобучение на всех стадиях жизни, включая «обучениеобучению», имея в виду школы и другие институтыформального образования. Человеческий капитал раз-вивается в контексте, включающем:- обучение в семье в период раннего детства;- формальное образование и профессиональную под-готовку, включая раннее детство, школьное обязатель-ное образование, профессиональное или общее обра-зование сверх обязательного уровня, высшее образова-ние, профессиональное образование на рынке труда,обучение взрослых и т.д.;- профессиональную подготовку на рабочем месте,а также информационное обучение на работе посредст-вом специфической деятельности, такой, как исследо-вания и инновации или участие в различных профес-сиональных объединениях;- неформальное информационное обучение на ра-бочем месте и в повседневной жизни и гражданскойдеятельности.В процессе непрерывного образования происходитнакопление навыков и компетенций, которые могутбыть общими (например, способность читать, писать иговорить) либо специфическими. Чем более скрытымии неявными являются знания и навыки, тем болеесложно обмениваться ими и их распространять. Знанияможно классифицировать по четырем категориям (что,почему, как, кто) [11]:1. Знание - факты.2. Знание принципов и законов природы, человече-ского сознания и общества.3. Знание - навыки.4. Знание системы отношений, складывающихсямежду различными типами людей.Формирование и реализация человеческого капиталапредполагает мобильность в виде смены места прило-жения труда работниками, связанной (как правило) сизменением концентрации интеллекта в отраслях однойэкономики или между национальными экономиками.Выделяются два вида интеллектуальной миграции в за-висимости от того, как изменяется концентрация интел-лекта - внутренняя (внутри фирмы, между отраслямиодной экономики) и внешняя (между национальнымиэкономиками). Интенсивность интеллектуальной мигра-ции зависит от соотношения ее причин и условий.К элементам человеческого капитала относится моти-вация человека как форма проявления потребности. При-чем потребности, уже осознанной; потребности, котораясформировалась под воздействием внешних условий и в тоже время является побуждением к деятельности. Личност-ные, индивидуальные качества, уровень развития потреб-ностей и способностей носителя человеческого капиталаопределяют выбор ими мотивов трудовой деятельности. Наэтом уровне мотивация труда не только личносшо окра-шена, ее формирование происходит еще и при непосредст-венном участии самого работника в пределах тех возмож-ностей, которые ему предоставлены. Для работников твор-ческого труда труд сам по себе является мотивом, потомучто он для них как форма самовыражения личности, а непросто как средство существования. Поэтому среди людей,не состоявшихся в профессиональном отношении, так ве-лика «охота к перемене мест». Они меняют не просто ме-сто работы, а содержание труда, переходя из одной сферыдеятельности в другую. Этот переход может осуществлять-ся до тех пор, пока работник либо не найдет себе дело всоответствии со своими способностями, либо выберет себемотив труда в конкретной сфере деятельности.К социальной характеристике человеческого капи-тала можно отнести ценностные ориентации человека.«Система ценностей - это совокупность наиболее об-щих черт, средняя для всех слоев и социальных группнаселения данного общества в целом; ...система цен-ностей задает некоторые интенции, познавательные иобъяснительные модели, которые не сознаются челове-ком, но тем не менее оформляют его мысли, побужде-ния, чувства определенным образом» [12].Ценностные ориентации отражают мотивацию лю-дей и также ограничения людей (этические, правовые),регулирующие выбор человека в процессе реализацииданных мотиваций. Ценности рассматриваются какцель жизни (например, стремление к познанию, обще-ственно-политической деятельности) и как средстводостижения ее достижения (развитие нравственных ка-честв, деловых, волевых, моральных; коммуникабель-ность, уверенность в себе, отношение к работе); психо-логический климат в семье и коллективе; социальнаялояльность; работоспособность; деловитость; удовлет-воренность трудом; дисциплинированность, уверен-ность в конечном успехе, умение налаживать деловыеотношения, стремление оказать помощь коллегам поработе, умение воспринимать критику, справедливость,вежливость, тактичность, стремление к личной свободеи уважение свободы других.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Веретенникова Наталья ВикторовнаТомский государственный университетдоцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры политэкономии экономического факультета
Всего: 1

Ссылки

Becker G.S. Human capital: A Theoretical and Empical Analisis with Special Reference to Education. N.-Y.: Columbia University Press, 1975. P. 1.
Schultz T.W. Investment in Human Capital // Economic Growth - an American Problem. Englewood Cliffs, 1964. P. 48. См. также Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962. С. 490.
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23.
Ben-Porath Y. The Production of Human Capital and the Live. Cycle of Earning// «Journal of Political Economy». August. 1967. P. 363.
Добрынин А.И., Дятлов С.А., Конов B.A., Курганский C.A. Производительные силы человека: структура и формы проявления // СПб.: университет экономики и финансов, 1992. С. 4.
Шаховская Л.С. Мотивация труда в переходной экономике: Монография / Науч. ред. С.А. Ленская. Волгоград: Перемена, 1995. С. 33.
Mill J. Principles of Political Economy. L., 1920. P. 756.
Человеческий капитал в условиях современней трансформационной экономики: Сб. науч. трудов / Редколлегия: М.М. Критский (отв. ред.) и др. СПб.: СПБГИЭУ, 2000. С. 6.
DruckerRF. Post Capitalist Society. N.-Y., 1993. P. 86.
ГелбрейтД. Экономические теории и цели общества/Под ред. акад. Н.Н. Иноземцева. М.: Прогресс, 1979. С. 49.
Lundvall, В.-А. and Johnson В. The Learning Economy / Journal of Industry Studies. 1994. Vol. 1. №. 2. P. 23-42.
Полежаев Д. Безработица и русский менталитет // Человеческие ресурсы. Поволжский региональный учебный центр 1998. № 3. Режим доступа: http://muc.renet.ru/jornal/number3/polehaev_art.htm
 Человеческий капитал в экономике знаний | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Человеческий капитал в экономике знаний | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия