Социальное межсубъектно-производственное согласие как условие развития современной российской экономики
Рассматривается предпринимательство как условие формирования новой модели экономики. Автор исследует основные характеристики современного этапа развития и предлагает свое видение данного вопроса. Развитие предпринимательства в статье изучается с точки зрения социального партнерства, социальной ответственности, саморегулирования, со-регулирования. Уделяется внимание культурологическому фактору в развитии современного предпринимательства (экономическая культура, предпринимательская культура), обосновывается необходимость междисциплинарного подхода к модернизации российской экономики, основанного на культурологии, философии, экономике.
Social interpersonal and productive agreement as a condition of modern russian econimy development.pdf В настоящее время имеется множество подходов кописанию тех процессов, которые происходят в эконо-мике и обществе. Это проявляется в существованииразнообразных моделей - предпринимательское обще-ство, социальное партнерство, общество корпоративно-го гражданства, социальное государство и т.д. Попыта-емся разобраться в основных характеристиках и пред-ложить свое видение данного вопроса.Среди основных черт, присущих современному об-ществу, как правило, выделяют предпринимательство вего различных формах. Тем не менее окончательного оп-ределения данного понятия (в том числе и «предприни-матель»), позволяющего отразить суть его как социаль-но-экономической категории, не существует. Имеющие-ся подходы ограничиваются рассмотрением данной ка-тегории только с экономической точки зрения, не учи-тывая, что предприниматель прежде всего человек совсеми присущими ему качествами и потребностями, втом числе и характерными для него как члена социума.Анализ сущности предпринимателя (следовательно,и предпринимательства) с позиции традиционной ры-ночной экономики не позволяет достаточно точно отра-зить особенности современного этапа развития общества(экономики), проявляющиеся и в предпринимательстве.Объяснение феномену современного предприниматель-ства следует искать как в практике, так и в теории, в томчисле обеспечивать верифицируемость выводов с уче-том состояния современного мировоззрения.Нельзя понять суть предпринимателя (индивиду-ального, коллективного), не рассматривая одновремен-но экономический, экологический, нравственный, пси-хологический, социальный и философский аспекты.Более того, необходимо исследовать роль государства(и прежде всего социальную) как в смягчении социаль-ных издержек рыночного хозяйства, так и в созданииусловий для самоактуализации любого человека, в томчисле и предпринимателя.Отечественные исследования предпринимательствасталкиваются с методологическими проблемами, обуслов-ленными неясностью самого субъекта предпринимательст-ва. Большинство ученых исходят из концепции трудовойдеятельности и активности. В соответствии с таким подхо-дом каждый человек может стать предпринимателем. Это,на наш взгляд, чрезмерно упрощенное представление.Данная (предпринимательская) социальная прослой-ка изначально не может быть большой, учитывая спе-цифические требования, предъявляемые для успешногопредпринимателя (способности, возможности). В связис этим в развитых странах, где более двух веков фор-мирование предпринимательства возведено в ранг го-сударственной политики, предпринимательский слойсоставляет лишь порядка 4 %.164В России и странах СНГ предпринимательством за-нимается почти 30 % населения. Это обусловлено тем,что отсутствует четкость в понимании предпринима-тельства как классического субъекта определеннойгруппы с четкими границами и критериями формирова-ния. В России несколько групп претендует по сфере сво-ей деятельности относиться к предпринимательству:- бизнес-элита общества, финансовые и промыш-ленные олигархи;- директорский корпус приватизированных пред-приятий;- мелкий и средний бизнес;- предпринимательство, основанное на криминаль-ных отношениях;- мелкие предприниматели, работающие в основномдля того, чтобы обеспечить самозанятость или уйти отнизкой заработной штаты в государственном секторе.В развитии предпринимательства в России необхо-димо учитывать также и значение не только государст-венной, но и общественной поддержки. Определеннаячасть населения в настоящее время ни любить, ни ува-жать предпринимателей не готова. Ситуация усложня-ется, в том числе, наличием и обострением бедности(социальной бедности, экономической бедности). Боль-шое количество бедных затрудняет развитие предпри-нимательства и представляет серьезную угрозу нацио-нальной безопасности.Однако духовная скудость страшнее материальнойбедности. Государство и общество должны объединятьсвои усилия по преодолению духовной бедности всехслоев населения, в том числе формирующегося предпри-нимательства. Духовное воспитание не ограничиваетсярамками только морали. Оно включает в себя и всекультурное наследие. Имевшая место деградация рос-сийской культурной сферы, особенно усиленная пере-ходным процессом, не могла не отразиться на личностипредпринимателя.В этих условиях огромное значение приобретает госу-дарственное регулирование по созданию среды, благопри-ятной для высоконравственного предпринимательства. Всвязи с этим целесообразны следующие мероприятия:- создание стабильного, эффективного «правового по-ля», учитывающего не только экономические, но и соци-альные, моральные принципы (принципы социальнойсправедливости с юридической точки зрения), сводящиена нет или минимизирующие возможности произвола исоциальной безответственности предпринимателей;- создание института лицензирования руководителейпредприятий всех форм собственности. Социально ответ-ственное и нравственное поведение руководителя должнообеспечиваться благодаря институциональному закреп-лению обязанностей через государственную лицензию,выдаваемую руководителю уполномоченным на это соот-ветствующим государственным органом. Выдаче лицен-зии руководителю должна предшествовать сдача специ-ального экзамена, специальное тестирование и принятиена себя моральных обязательств (как в медицине);- обязательность публичного обнародования мис-сии предприятия и этического кодекса поведения;- обязательность периодической комплексной оцен-ки деловой репутации предприятий силами независимыхэкспертов и публикации ее результатов в средствах мас-совой информации. Существующая рейтинговая оценка вданном случае неприемлема, поскольку ориентированатолько на оценку финансового состояния.Формирование общественного мнения о деловой исоциальной репутации предприятия будет стимулиро-вать руководителя, стремящегося к успеху и процвета-нию предприятия, серьезно относиться к выбору мето-дов ведения бизнеса.Поскольку человеческое общество не может суще-ствовать без культуры (можно говорить лишь о разномее уровне), то государство в интересах всех своих гра-ждан должно эффективно управлять процессом ее фор-мирования. Экономическая культура - это своеобраз-ная проекция общей культуры на сферу социально-эко-номических отношений. Под экономической культуройбудем понимать способ взаимодействия экономическо-го сознания и экономического мышления, проявляю-щийся в тех или иных формах поведения (экономиче-ского) человека.Экономический опыт формирует определенное со-стояние экономического сознания (а следовательно, иэкономического мышления как формы его проявления)конкретного человека, социальной группы, общества вцелом, в последствии проявляющееся в определенномэкономическом поведении. И чем эффективнее отме-ченное взаимодействие, тем эффективнее и экономиче-ское поведение.Нельзя сводить экономическую культуру только ккультуре рыночных отношений, поскольку в любой на-циональной экономике сосуществуют различные уклады.Это характерно для любого типа экономической системы,для любого уровня развития национальной экономики.Учитывая соответствие каждому укладу своей куль-туры, можно утверждать, что экономическая культуралюбой страны формируется под воздействием:- общей культуры общества;- культуры соответствующего типа экономическойсистемы (например, рыночной);- культуры различных укладов;- государства.В условиях несовершенства управления взаимодей-ствием экономического сознания и экономического мыш-ления невозможно рассчитывать на высокую эффек-тивность экономического поведения. А это, в свою оче-редь, определяется также и полнотой реализацииосновных функций экономической культуры:1) трансляционная функция (передача сформировав-шихся ранее норм);2) селекционная функция (отбор из массы унасле-дованных только тех, которые необходимы для после-дующего развития общества);3) инновационная функция (обновление в результа-те собственной выработки новых норм или заимство-вания у других культур).Основной проблемой при формировании экономи-ческой культуры является то, что одновременно долж-ны проходить два разнонаправленных процесса. На од-них этапах развития общества наблюдается дисфунк-ция процессов сохранения норм, а на других - дис-функция процессов обновления.Процесс дисфункции (разрушения, отказа) прежнейэкономической культуры не проходит без достаточносерьезных последствий для будущего функционирова-ния данного общества. Примером из отечественной ис-тории, может служить отказ от различных форм конку-ренции и предпринимательства и исчезновение впо-следствии практически всех форм активного экономи-ческого поведения, их замена на другую систему цен-ностей, введение уравнительных принципов. В резуль-тате сформировалась модель пассивного экономиче-ского поведения, прежде всего характеризующаяся от-сутствием творчества, перспективы, возможности са-моактулизации человека в избранной сфере деятельно-сти. Изменение экономической культуры, а следовате-льно, и модели экономического поведения человека,социальной группы, общества возможно в течение до-статочно длительного времени (не одного поколения).Ускорить этот процесс можно только благодаря целе-направленной, продуманной, взвешенной системе го-сударственного регулирования, основанной на стрем-лении к достижению социального согласия в обществепри неуклонном экономическом росте.К сожалению, в условиях плановой экономики нельзяговорить о реализации всех функций экономическойкультуры в полной мере. При осуществлении трансляци-онной функции преобладала зависимость от идеологии,политики, декларативность и директивность. В реализа-ции селекционной функции имело место преобладаниекультурного однообразия. Что же касается инновацион-ной функции, то она была практически сведена к нулю.Экономическая культура в связи с этим может рассмат-риваться как неотъемлемая часть социального механизмавоспроизводства определенных эталонов экономическогоповедения человека, отдельных социальных групп, обще-ства. Благодаря особенностям, присущим экономическойкультуре, и влиянию культуры на все процессы функцио-нирования общества (прямо или опосредованно), сформи-ровались различные модели рынков труда (японская, амери-канская, европейская, скандинавская и др.), варианты струк-турных политик (японский, американский и т.д.).Предпринимательская культура является неотъемле-мой частью экономической культуры, в то же время ока-зывая значительное влияние и опосредованно на культу-ру общества в целом. Кроме того, на наш взгляд, нельзяотождествлять предпринимательскую и экономическуюкультуру, поскольку имеются серьезные отличия междухозяйственной и предпринимательской деятельностью.Влияние на человека (общество) всех составляю-щих культуры общества происходит одновременно, икаждая личность находится в состоянии постоянногонравственного выбора. Поскольку в этом выборе прояв-ляется нравственная зрелость каждой личности (группы,общества в целом), то государство должно проводитьпостоянно взвешенную и эффективную политику нрав-ственного воспитания всего общества, отдельных егогрупп, индивидуумов. С другой стороны, предприни-мательская культура (как и любые нравственные и эти-ческие нормы) не может навязываться сверху, она посте-пенно вырабатывается (изнутри), в том числе завися оториентации на краткосрочную или долгосрочную пер-спективу функционирования хозяйствующего субъекта.Тем не менее государство не может отказываться отрешения столь сложной задачи. В связи с этим дейст-вия государства в этом направлении должны быть неразовыми или носить характер «пожарной команды», аосновываться на системе предупредительных мер фун-даментального характера.Предпринимательская культура проявляется в духе ор-ганизации, в уровне ее духовного развития (предпринима-тельская культура в узком смысле). Рассматривая предпри-нимательскую культуру в широком смысле, следует в еесостав включить помимо духовного развития и уровеньматериального развития. Кроме этого, предприниматель-ская культура в широком смысле - результат суммирова-ния процессов на микроуровне, которые, в свою очередь,зависят от уровней развития культуры предпринимательст-ва и культуры общества в целом (на макроуровне).Под предпринимательской культурой будем пони-мать совокупность поведенческих характеристик, при-сущих субъекту предпринимательства (индивидууму,организации, предприятию), и характеризующую его спо-собность к самовоспроизводству составляющих ком-понентов и поддержания своей самотождественности.В свою очередь, культуры различных субъектовпредпринимательства, суммируясь, образуют новое вкачественном отношении целостное явление, котороехарактеризует культуру взаимодействия между пред-приятиями по горизонтали и по вертикали, присущуюданному региону и стране в целом. Региональная этикаохватывает особые, отличительные нормы поведенияпредставителей данной территории.На наш взгляд, при формировании современной мо-дели российского общества (в том числе экономики)очень важно учитывать культурологический подход.Другой характерной чертой, отражающей взаимоот-ношения в обществе (экономике) и их состояние, являетсясоциальное партнерство. Теория социального партнерст-ва, или классового сотрудничества, получила свое рас-пространение в западных странах после Второй мировойвойны. Изучение и обоснование идеи социального парт-нерства учеными-экономистами началось еще в XIX в. вработах А. Смита, Д. Рикардо, Дж. С. Милля, а в XX в. -Дж. Гелбрейта, Р. Арона, JI. Эрхарда, В. Репке, сторонни-ков демократического социализма - Дж. Стрейчи, У. Паль-ме, а также в трудах теоретиков лейборизма.Партнерство в интерпретации западных экономи-стов рассматривается с нескольких точек зрения:- совместная деятельность предпринимателей с це-лью извлечения прибыли;- система этических норм между участниками пред-принимательской деятельности;- философия взаимодействия между отдельнымигруппами, организациями и обществом в целом.Социальное партнерство зачастую воспринимаетсякак «четвертый фактор производства». Социальное парт-нерство основывается на признании прав и достоинствкаждой их участвующих (договаривающихся) сторон.Отношения собственности являются определяющи-ми во взаимоотношениях между предпринимателем инаемным работником. От этого зависит характер раз-вития производительных сил и производственных от-ношений, формы экономических и социальных связей,эффективность производства.В соответствии с двойственной природой трудавсякая частная деятельность является и общественнозначимой. А следовательно, необходимо, чтобы соци-альное партнерство основывалось на принципах соци-альной справедливости.Подобно тому как частный труд, воплощенный в то-варе, принимает общественную форму в момент его реа-лизации, так и подобные превращения происходят с при-былью. Прибыль из категории, характеризующей част-ный труд, становится экономической категорией, харак-теризующей общественный труд. Это является экономи-ческим источником для социального партнерства. Однакоприбыль в настоящее время уже не может воспринимать-ся как универсальная и единственная, всеобъемлющаяхарактеристика предпринимательской деятельности. Всебольшее значение придается качественным характеристи-кам, прежде всего таким, как участие наемных работни-ков в управлении хозяйствующим субъектом, стабильно-сти, устойчивости объекта и др. Следовательно, наме-чающуюся тенденцию коротко можно сформулироватьследующим образом - переход от прибыли как универ-сального показателя предпринимательской деятельностик показателям, характеризующим возможности самоак-туализации человека. Условием этого является балансинтересов всех участников предпринимательской дея-тельности, членов общества, различных социальныхгрупп на основе принципов социальной справедливости.Необходимость постепенного отказа от широко рас-пространенной ранее мысли в обществе о том, что соб-ственник средств производства незаконно присваиваетприбавочный продукт, обусловлена потребностью обес-печения политической и социальной стабильности вобществе, дальнейшего устойчивого развития эконо-мики. В связи с этим структура создаваемого продукта(необходимый и прибавочный продукт) определяет, вконечном итоге, состояние социального партнерства.Государство активно вмешивается в регулированиетрудовых отношений, поскольку это необходимое ус-ловие поддержания социального мира в обществе, атакже один из факторов современного экономическогороста национальной экономики. Роль государства каксоциального партнера проявляется в следующем:- согласование социально-экономической политики(в том числе политики доходов);- согласование ряда критериев и показателей социаль-ной справедливости, установление мер по гарантии защитыинтересов всех субъектов социального партнерства;- утверждение системы общечеловеческих ценно-стей в различных сферах общественно полезного труда;- участие в разрешении разногласий между участ-никами воспроизводственного процесса;- признание необходимости участия наемных ра-ботников в управлении процессами, происходящими вэкономике и обществе.Социальное партнерство может стать реальным, ста-бильным и эффективным при соблюдении принциповсоциальной справедливости. В настоящее время нельзяконстатировать обеспечение всех необходимых условийдля окончательного формирования системы социальногопартнерства в России. Сделано немало, но предстоитрешить еще многие проблемы в этой области.Следующая характерная черта, отражающая взаимоот-ношения между всеми членами современного общества, -это изменение роли предпринимателей и расширение сфе-ры их ответственности за состояние в обществе в целом,отдельной его части (регионального сообщества).Концепция социальной ответственности предприни-мательства основывается на трансформации прежнихпредставлений о сущности предпринимательства. Рас-пространенные ранее представления о предпринимате-льстве как деятельности, направленной прежде всего наполучение прибыли, индивидуальное обогащение, по-степенно дополняются пониманием его как источникаобщественного благосостояния, обеспечения условий подостижению социальнозначимых ценностей.Социальная ответственность российских предпринима-телей имеет исторические корни. Однако современный рос-сийский предприниматель стал иным, и нет необходимыхусловий в полной мере для того, чтобы одномоментно быливозрождены былые традиции русского купечества.В целом нельзя сказать, что в России к настоящемувремени окончательно сформировалась модель социаль-ной ответственности предпринимательства. Это можноотчасти объяснить тем, что в ходе трансформационныхпроцессов смена ценностей и нравственных ориентировне сопровождается появлением новых, социально при-влекательных и интегрирующих общество националь-ных идей (или идеи). Меркантилизация человеческихотношений неминуемо ведет к падению нравственности,усилению эгоизма (индивидуального, группового).Характерными чертами экономического поведенияроссийских предпринимателей становятся:- чрезмерно высокая зависимость от поведения лиц,принимающих решения и наделенных практически бескон-трольными полномочиями (собственники, руководители);- значительная дифференциация в оплате труда ру-ководителей и рядового персонала предприятий;- ориентация многих руководителей на достижениекраткосрочных целей потребительского характера (по-лучение личных доходов);- коррупция на различных уровнях управления и власти;- криминализация экономики и общества;- низкая эффективность использования основныхпроизводственных фондов и оборотных средств.Общепринятого определения социальной ответст-венности предпринимательства в международной прак-тике не существует. Тем не менее можно выделить не-которые основные характеристики социальной ответ-ственности предпринимательства:- относительная свобода;- своеобразный договор между населением, пред-принимателями и государством;- соблюдение законодательства (трудового, налогового).Социальная ответственность предпринимательства мо-жет быть рассмотрена с различных точек зрения:1) с точки зрения работодателя;2) с точки зрения партнера (ответственный деловойпартнер);3) с точки зрения гражданина (ответственный гражд анин).Пристальное внимание к социальной ответственно-сти предпринимательства обусловлено:- усилением взаимодействия между предпринима-телями и обществом, что является гарантией благопо-лучия и стабильности как первого, так и второго;- расширением ответственности предприниматель-ства, отказом от своеобразного эгоизма - условиями ифакторами выживания самого предпринимательства иосновой повышения его конкурентоспособности.Предпринимательство берет на себя функции, фор-мирующие новую модель российской экономики, об-щества с субъективно-психологическими, нравственны-ми подходами при активном участии государства.Основными сферами социальной ответственностипредпринимательства являются сферы инвестиций, про-изводства, занятости работников, экология. Социальнаяответственность и нравственность предпринимательствазависят от нравственного состояния общества в целом.Достаточно новое понятие для современной России -«саморегулирование хозяйственной деятельности». С эко-номической точки зрения саморегулирование пони-маетсякак регулирование определенных рынков и сфер хозяйст-венной деятельности самими экономическими агентами безвмешательства государства. Саморегулирование, с однойстороны, предполагает установление определенных форма-лизованных правил для участников на определенном сег-менте рынка. С другой стороны, означает создание специ-альных организационных структур (организации саморегу-лирования), которые наделяются определенными полномо-чиями и частью прав экономических агентов. Таким обра-зом, формируется трехсторонняя структура управлениясделками. Особенностью саморегулирования является то,что третьей стороной выступает не государство (его судеб-но-арбигражная система), а специальные организации, соз-даваемые и контролируемые самими участниками.Вырабатываемые правила саморегулирования яв-ляются легитимными и не противоречат государствен-ным нормативным актам. Более того, нормы саморегу-лирования могут:- дополнять государственные правовые регуляторы;- расширять состав государственного «правового поля»;- ужесточать нормы государственного регулирова-ния (такой подход может быть обусловлен спецификойрегулируемой сферы);- компенсировать правовой «вакуум» в сферах, гдеотсутствует по каким-то причинам государственное ре-гулирование вообще или данная система формируетсяранее механизма государственного регулирования дея-тельности в данной сфере.Зачастую саморегулирование отождествляют с со-ре-гулированием, хотя это различающиеся между собой под-ходы к формированию состояния общественного согласия.Если сравнить социальное партнерство, саморегулирова-ние и со-регулирование, то можно выделить присущие имкак общие, так и специфические черты (таблица).Сравнительная характеристика различных подходов к достижению межсубъектно-производственного согласияПризнак Социальное партнерство ] Саморегулирование Со-регулированиеОбщие черты1. Совместное участие в регулировании правил и норм функционирования2. Стремление к достижению и поддержанию баланса интересов (национальных, региональных, предпринимательских,коллективных, индивидуальных)3. Трехсторонние соглашения4. Влияние на развитие национальной экономикиОтличительные чертыЦель Согласование интересовразличных участников1. Защита интересов предпринимателейв данной сфере. 2. Необходимость уче-та интересов потребителей или угрозавмешательства государства рассмат-риваются как внешние ограниченияСогласование интересовразличных участниковСоставучастни-ковПредставители:- государства- предпринимателей- наемных работников1. Организация самоуправления2. Члены данной организации3. Другие заинтересованные организа-ции (представители «спорной» сторо-ны)Представители:1) государства2) предпринимателей3) другие заинтересованные орга-низации (потребительские, проф-союзные и др.)Функцио-нированиеСистема соглашений:- генеральные- отраслевые (тарифные)- социальные- коллективные договорыВ соответствии с положениями, регу-лирующими деятельность организациисаморегулирования1. Введение представителей об-щественности в структуры управ-ления крупными корпорациями(прежде всего естественных моно-полий)2. Введение представителей пред-принимательства и (или) общест-венности в государственные регу-лирующие органыСфераинтересовОграничивается только сфе-рой трудовых взаимоотно-шенийСфера интересов не ограничиваетсятолько экономической сферой, затра-гивается и сфера общественных инте-ресовСфера интересов не ограничива-ется только экономической сфе-рой, затрагивается и сфера обще-ственных интересовМотива-цияДостижение баланса инте-ресов различных участни-ковПолучение конкурентных преиму-ществ или иных частных благДостижение баланса интересовразличных участниковФормаучастияПредставители интересовгосударства,предпринима-телей (объединения, ассо-циации), наемных работни-ков (профсоюзные органи-зации)Отдельные хозяйствующие субъектыБизнес-ассоциации, в том числеорганизации самоуправления. От-дельные хозяйствующие субъектыпринимают участие, если частныевыгоды от участия превышаютчастные издержки (для тех, ктообладает монопольным или доми-нирующим положением на рын-ке); если имеется возможность по-лучения иных выгод (политиче-ский эффект и т.д.)Формирование российского социально ответствен-ного предпринимательства возможно через создание вобществе такой культуры и морали, которые побужда-ли бы предпринимателей заботиться не только о собст-венном благополучии, но и о благосостоянии всего об-щества. Это достижимо только благодаря созданию го-сударством соответствующих условий. Кроме того, от-меченные процессы могут получить благоприятные ус-ловия для реализации при демократизации общества,т.е. в гражданском обществе. По способности населе-ния к самоорганизации можно судить о развитии граж-данского общества и его перспективах. Именно поэтомугосударству необходимо уделять большое вниманиесозданию и регулированию всех составляющих меха-низма создания нравственно-активного общества.В развитом гражданском обществе индивиды взаи-модействуют с государством опосредованно, в составесоответствующего общественного института. И разви-тие гражданского общества требует постоянной работыгосударства по обеспечению социального мира и со-гласия, что особенно актуально в процессе перехода отодной экономической системы к другой. Социально-экономическая характеристика гражданского обществапроявляется следующим образом:- в экономической сфере - это условия для форми-рования среднего класса (мелкие и средние частныепредприятия, кооперативы, акционерные общества, дру-гие хозяйствующие субъекты, создаваемые гражданамипо собственной инициативе);- в социальной сфере - это семья, органы само-управления, политические партии и другие обществен-ные организации, негосударственные исследовательскиеинституты по изучению общественного мнения;- в духовной сфере - структуры, позволяющие осу-ществить свободу совести, мысли и слова (негосудар-ственные институты и средства массовой информации,добровольные научные, творческие, профессиональныеи подобные объединения).Особенностью современной России является насле-дие интеллигенции в основном для технико-техноло-гической сферы экономики и при этом значительныйдефицит массового интеллекта, в том числе отсутствиемассовой политической культуры. Отставание массо-вой интеллектуальности обусловлено, в свою очередь,и запаздыванием общественного развития на отдель-ных исторических этапах. Так, например, первый уни-верситет появился в России несколькими столетиямипозднее, чем в европейских странах. На путь индустриа-лизации Россия также встала значительно позднее дру-гих стран. В 1917 г. в России около 70 % населения былиэлементарно безграмотны, а лишь 3-4 % населенияимели навыки регулярного чтения. В условиях же пла-новой экономики необходимо было решить задачи посозданию материально-технической базы новой эконо-мической системы в сжатые сроки, что и обусловилокоренные изменения в сфере образования (массовоеобразование, преобладание подготовки инженерно-технических и административных кадров). Основнойконтингент советской интеллигенции составили выход-цы из внеэлитных слоев. Тем не менее массовое обра-зование не позволило преодолеть социокультурный раз-рыв между интеллектуальной элитой и основной мас-сой населения.Неспособность населения к эффективной самоорга-низации (общественной, политической) проявилась внеразвитости структур гражданского общества. В этихусловиях любые попытки усилить государство в долго-срочной перспективе неизбежно ведут к усилению го-сударственной бюрократии. В России общество беспо-мощно, поскольку не способно контролировать дейст-вия государства. Поэтому необходимо сформироватьновую модель общества (нравственно-активное обще-ство). Предлагаемая модель, на наш взгляд, позволитсоздавать развитые структуры гражданского обществав результате процесса самоорганизации населения. Дляэтого необходимо помимо рассмотренных ранее усло-вий обеспечить массовое усвоение политической иправовой культуры демократии, причем данную работу(политического просвещения) должна осуществитьинтеллигенция (гуманитарная). Должна быть также пе-рестроена система образования, формирующая гражданс активной жизненной позицией.Другая проблема, которая должна быть разрешена, -это выбор направления трансформации российскогообщества (стабилизация или модернизация). Модерни-зация может проводиться по мобилизационному и ин-новационному типам. Главным условием перехода кинновационному типу модернизации общества (эконо-мики) является экономическая и социально-политиче-ская активность населения, и прежде всего его образо-ванной части, выступающей своеобразным носителемнационального интеллекта. Именно осознанный выборсоциально-политической позиции образованной частироссийского общества и определит дальнейшее направ-ление и эффективность этой модернизации.Проблема модернизации российского общества, ус-тойчивого развития национальной экономики связанатакже с культурным и нравственным потенциалом об-щества. Для ее решения необходим междисциплинар-ный подход, основанный на экономике, социологии,психологии, культурологии, философии. Именно поэ-тому необходимо определиться с основными положе-ниями по формированию новых моделей экономики иобщества (новизна модели, ее специфика, приемле-мость, целесообразность, роль государства, система имеханизм государственного регулирования и т.д.). Не-достаточно понять и объяснить процессы, происходя-щие в экономике и обществе, их необходимо изменитьс учетом основополагающих принципов, и прежде все-го социальной справедливости.Социальное партнерство, выведенное за рамки трудо-вой сферы, характеризует новое качественное состояниеотношений между всеми участниками, которое соответ-ствует развитию их социальной ответственности. Форми-рование социальной ответственности предприниматель-ства, в свою очередь, должно рассматриваться как неотъ-емлемое условие (а социальное партнерство - как инст-румент) нового общества. Это возможно благодаря по-степенному усилению работы внутри хозяйствующегосубъекта по созданию нравственного климата, и последо-вательному, постоянному вовлечению в сферу его инте-ресов также местного сообщества. И чем активнее будетразвиваться модель нравственного предпринимательства,тем реальнее будет процесс формирования новой моделироссийского общества - нравственно-активного общест-ва. Однако это невозможно без серьезного внимания го-сударства к возрождению духовности, подъему культуры,образования (рис. 1).Другое понятие - «корпоративное гражданство», нанаш взгляд, не в полной мере отражает современные тен-денции развития человеческой цивилизации. И его можнорассматривать и принимать только как промежуточное(но не вершину в развитии) состояние в эволюции эконо-мики и общества, поскольку здесь прежде всего от-ражается производственный (индустриальный) подход. Всвязи с общепринятыми тенденциями по гуманизации нетолько труда, а прежде всего общества, усилению внима-ния к человеку и возможностям его полной самоактуали-зации, на наш взгляд, с учетом российского менталитетаболее целесообразно вести речь о формировании моделинравственно-активного общества.Предпринимательство можно рассматривать какодну из возможных форм самоактуализации человека иусловие формирования новой модели экономики. Кро-ме того, предпринимательство активизирует человека впереходной России. Это выражается в возможностииспытать себя в новой роли, в новом качестве; перехо-де от иждивенческого отношения к жизни (государстводолжно, государство обязано, государство все сделает)к активному; переходе к новой модели взаимоотноше-ний государства и общества, где появляется новыйсубъект (предпринимательство), с которым необходи-мо по-новому строить отношения (чем это было в го-сударственном секторе в плановой экономике).Межсубъектно-производственное согласие1Баланс национальных интересов1 гБезопасность национальной экономики1Устойчивое развитие национальной экономикиРис. 1. Основные составляющие процесса формирования модели российской экономикиИменно период кризиса в экономике (обществе)России выступает как своеобразный катализатор по-всеместного пробуждения людей, перехода их к актив-ной жизненной позиции. Эта сторона кризиса, на нашвзгляд, может рассматриваться как позитивная. Благо-даря этому Россия может пройти путь к новой моделисуществования человека (от пассивной к активной) задостаточно короткое время. В связи с этим такая боль-шая доля людей, втянутых в ту или иную форму пред-принимательской деятельности, может рассматривать-ся как потенциал для возрождения России в новом ка-честве.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 263
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Рощина Ирина Викторовна | Томский государственный университет | кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования национальной экономики экономического факультета |
Ссылки
