Взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики в условиях социальной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики в условиях социальной экономики

В статье рассматриваются особенности формирования экономической политики на различных стадиях общественного развития (индустриальное и постиндустриальное общество). При этом в экономической политике выделяется два вида - это политика формирования экономического порядка и политика регулирования различных процессов и явлений. При формировании экономической политики следует учитывать шесть основных взаимосвязанных сфер (экономика, человек, природа, культура, общество, государство). В условиях постиндустриального общества произойдет трансформация представлений об экономической политике, принципах ее формирования и реализации. В связи с этим в статье рассматриваются основные направления и изменения экономической политики в постиндустриальном обществе.

Interconnection a interconditionality of economic a social policy under the conditions of social economy.pdf Повышенный интерес к государству определяется нетолько непрерывно возрастающей ролью государства помере общественного развития и становления постиндуст-риального общества (особенно стадии экономики инди-видуумов). Это обусловлено также и тем, что националь-ное богатство в современных условиях определяется нестолько величиной природных ресурсов, сколько способ-ностью государства сформировать экономический поря-док, обеспечивающий раскрытие, развитие и эффективноеиспользование способностей человека (в том числе твор-ческих), а также своевременное выявление и эффективноеразрешение возникающих проблем в процессе жизнедея-тельности человека (в различных сферах).Поскольку результат преобразований экономики иобщества определяется не столько целью (как это нистранно, на первый взгляд), сколько выбором средствее достижения (степенью их соответствия поставлен-ной цели), то попытаемся рассмотреть, каким образомдолжна формироваться экономическая политика на раз-личных стадиях общественного развития. При этом сле-дует прежде всего исходить из того, что целенаправ-ленное государственное воздействие на экономику дол-жно быть ориентировано как на формирование эконо-мического порядка, так и на регулирование различныхэкономических процессов.В экономической политике можно выделить следую-щие основные сферы: экономика, человек, природа, куль-тура, государство, общество. В зависимости от того, на-сколько полно каждая из сфер представлена в экономиче-ской политике (в соответствии с конкрегно-исторически-ми условиями), зависит ее содержание и эффективность.Сферу государства необходимо выделять с учетом однойиз граней государства - государст во как предприниматель.В связи с этим рассмотрим взаимосвязанные и взаи-мообусловленные сферы экономической политики, кото-рые будут актуальны для любой экономической системы.1. Государство - экономика: условия для более пол-ного удовлетворения потребностей человека, в томчисле его самоактуализации; создание условий для по-вышения экономической активности человека.2. Государство - человек: гарантии (социальные,политические, экономические, т.п.); условия для по-вышения политической активности человека; условиядля развития индивидуальности человека.3. Государство - природа: использование, восста-новление природы; доступность природы; сохранностьприроды для будущих поколений.4. Государство - культура: формирование и сохра-нение менталитета; сохранность и преумножение куль-турных ценностей; доступность национальной и миро-вой культуры; формирование системы ценностей.5. Государство - общество: условия для повышениясоциальной активности; государство - государство (какарбитр, гарант, предприниматель) - как возможностьосуществления собственного предназначения: обеспе-чение социальной справедливости; восприятие челове-ка с точки зрения отдельных граней или как много-гранного существа.В экономической политике следует выделять двеосновные части (два вида экономической политики):- политика формирования экономического порядка;- политика регулирования различных процессов иявлений.Производительная деятельность человека возможнатолько в том случае, если существует экономическийпорядок, соответствующий конкретно-историческим ус-ловиям и определяющий рамки возможных действийэкономических (хозяйствующих) субъектов. Политикаформирования экономического порядка призвана обес-печивать рамочные условия, регулирующие свободудействий хозяйствующих субъектов. Рамочные усло-вия обеспечивают возможность по собственному усмо-трению и творчески использовать предоставленную сво-боду, а также облегчают ориентацию экономическихсубъектов и координацию их деятельности, тем самымсоздавая предпосылки для устойчивого развития эко-номики. Задачами же политики регулирования различ-ных хозяйственных процессов являются предотвраще-ние или корректировка негативных явлений в хозяйст-венной деятельности субъектов и экономики в целом вкратко- и среднесрочном периодах.Политика формирования экономического порядкаявляется основополагающей в экономической полити-ке, распространяется в целом на экономику и опреде-ляет основные «правила» взаимоотношений междувсеми участниками (общество, государство, человек,природа, культура).В свою очередь, политика регулирования в значи-тельной мере распространяется на более ограниченныесферы (в частности, на мезо- и микроуровень), и ее це-левая функция выражается прежде всего в проведенииэффективной и своевременной коррекции механизмафункционирования национальной экономики в реаль-ных условиях. Различного рода частные правила (отрас-левые, секторальные и т.д.) в рамках политики регули-рования распространяются на отдельные сектора, отрас-ли, регионы, предприятия, сопровождаются допустимы-ми отступлениями от общих правил (положений, норм)и направлены на предотвращение нежелательных от-клонений в функционировании экономики.Отмеченные принципиальные различия, естествен-но, проявляются и в выборе средств осуществлениясоответствующих видов экономической политики. Приэтом следует помнить, что эффективность экономиче-ской политики в целом зависит непосредственно отстепени согласованности ее видов.Таким образом, под экономической политикой намиподразумевается следующее.Экономическая политика представляет собой сово-купность мероприятий, направленных на создание вэкономике благоприятных условий для стабильного исправедливого взаимодействия всех участвующих сто-рон в процессе жизнедеятельности человека.В условиях социальной экономики (как одной изформ постиндустриального общества) экономическуюполитику можно сформулировать несколько иначе.Экономическая политика - совокупность мер длясоздания в экономике благоприятных условий для са-моактуализации общества с учетом обеспечения опти-мального уровня экономической эффективности и со-циальной справедливости, соответствующих конкрет-но-историческим условиям.Механизм реализации политики экономического по-рядка включает (далее звездочкой * отмечены направленияполитики регулирования различных процессов и явлений;все остальные относятся к направлениям экономическойполитики, формирующим экономический порядок):- институционально оформленную систему власти;- систему принятия решения, в том числе системупрогнозирования и планирования на различных уровнях;- денежную и финансовую системы (валютно-фи-нансовая система, кредитная система и т.п.);- систему форм собственности;- систему правового обеспечения отношений хозяй-ствующих субъектов;- духовную систему (образование, культура, СМИ и т.д.);- систему природоотношений* (права собственностина природные ресурсы, ответственность за ущерб и т.д.).Сама по себе распространенная в настоящее времяформулировка «природопользование» означает неравно-правность сторон «человек» и «природа». В современ-ных условиях все более насущным является отказ от та-кой модели отношений, и целесообразно, на наш взгляд,введение такого понятия, как «природоотношения».В связи с предлагаемыми направлениями экономиче-ской политики можно выделить следующие основные бло-ки хозяйственного механизма для реализации экономиче-ской политики, наполняемые специфическим содержаниемв соответствующих условиях (различных экономическихсистемах):1. Государство - экономика: *рациональная структураэкономики, в том числе отраслевая, по формам собствен-ности, по размерам хозяйствующих субъектов и т.п.;механизм воспроизводства, в том числе воспроизводствачеловека, и воспроизводственные процессы с учетом гло-бализации; механизм распределения, основанный напринципах социальной справедливости, в том числе ме-тоды налоговой, бюджетной и другой политики; система«правил игры», оказывающая ориентирующее, ограничи-вающее и стимулирующее воздействие. Рамочные усло-вия способствуют творчески и рационально использоватьпредоставленную свободу деятельности. Ограничения, всвою очередь, призваны ориентировать хозяйствующихсубъектов и координировать их деятельность, создавать172условия для эффективного их функционирования; инсти-тут собственности; развитие предпринимательства; ме-ханизм стабилизации, охватывающий регулирование за-нятости, инфляции, стимулирование экономического ро-ста и позволяющий смягчать (нивелировать) ошибки го-сударственного регулирования и/или различного родавнешние и внутренние «потрясения».2. Государство - человек: система гарантий; обеспе-чение согласованности и непротиворечивости индивиду-ального и социального кодекса; формирование граждан-ской позиции человека; создание условий для обеспече-ния индивидуальной социальной справедливости.3. Государство - природа: экологические стандар-ты; формирование экологической культуры; между-народная интеграция в обеспечении функционированияприроды; справедливая экологическая политика (в томчисле восстановление природы, сохранность для буду-щих поколений, оценка хозяйственной емкости экоси-стем, система доступности природы, в том числе земли,водоемов и т.д. с учетом купли-продажи земли, при-родных ресурсов и т.п.); формирование модели циви-лизованного отношения к природе.4. Государство - культура: формирование и сохранениементалитета; формирование системы ценностей; форми-рование модели культурного человека и воспитанного че-ловека в соответствии с конкретно-историческими усло-виями; система сохранения, преумножения культурныхценностей; система доступности культурных ценностей;обеспечение культурной социальной справедливости.5. Государство - общество: формирование и обес-печение условий для достижения общенациональнойидеи; создание различных институтов социальной от-ветственности, в том числе совместные организации порешению социальных вопросов, система социальнойзащиты, национальная безопасность; формирование со-циального кодекса; формирование системы ценностейобщества; обеспечение баланса интересов; механизмсоциализации, в том числе адаптации.6. Государство - государство (гарант, арбитр, пред-приниматель): гарантирование соответствующего дляконкретно-исторических условий уровня социальнойсправедливости; обеспечение соответствующего для кон-кретно-исторических условий уровня социальной спра-ведливости; создание и поддержание благоприятногоинвестиционного и предпринимательского климата.Поэтому основные направления экономической по-литики государства в условиях социальной экономикиможно показать следующим образом:1) государство - экономика (государство регулиру-ет экономическую структуру для более полного удов-летворения потребностей человека, создает условиядля повышения его экономической активности);2) государство - человек (государство создает условиядля усиления индивидуальности, в том числе права, сво-бода, гарантии; условия для повышения его политиче-ской активности, формирования гражданской позиции);3) государство - природа (государство обеспечиваетпроведение справедливой экологической политики, пре-доставление различных общественных благ);4) государство - культура (государство обеспечива-ет сохранность, преумножение и доступность культу-ры, формирование системы ценностей человека);5) государство - общество (государство создает ус-ловия для повышения социальной активности индиви-дуума и создания различных институтов социальнойответственности).Основными элементами политики экономическогопорядка являются функциональные институты и систе-ма правового обеспечения отношений хозяйствующихсубъектов, призванные обеспечивать ориентацию в про-цессе жизнедеятельности человека в различных сферах.При этом не следует забывать и о многогранности са-мого государства в процессе формирования и реализа-ции экономической политики - арбитра, гаранта и пред-принимателя. В результате чего государство имеет воз-можности выбора средств, создающих благоприятныеусловия для реализации интересов отдельных социаль-ных групп (общества в целом) в процессе осуществле-ния экономической политики. Таким образом, можетбыть обеспечен или оптимальный баланс интересов всеххозяйствующих субъектов, общества в целом, или дис-баланс (превалирование интересов отдельных групп),что, естественно, по-разному отразится на устойчиво-сти национальной экономики.Можно согласиться с подходом Пауля Вельфенса кэкономической системе. «...Экономическая система пред-ставляет собой комплекс отношений людей и институтов... .Именно эта система определяет представления людей освязях в экономике и их поведение. С течением времениэкономическая система может значительно отклонятьсяот того экономического порядка, который зафиксировансистемой правового регулирования экономической дея-тельности» [1]. Однако мы считаем, что возможны нетолько отклонения от правового обеспечения деятельно-сти хозяйствующих субъектов, но и отчасти правовогообеспечения в целом. Именно подобные процессы и про-исходили в нашей отечественной истории, как, впрочем, ив других странах-членах СЭВ.В постиндустриальном обществе произойдет серь-езная трансформация и в политике экономического по-рядка. В частности, на смену частной, общественной,личной форм собственности придет личная и общест-венная формы собственности с усилением роли личнойсобственности, в то время как частная форма собствен-ности постепенно будет исчезать.Государство при формировании и реализации эко-номической политики использует различные методы,инструменты для обеспечения соответствующего уро-вня социальной справедливости.Социальная ответственность государства перед совре-менным обществом заключается в мобилизации и созданииусловий для эффективного использования всех ресурсов ввоспроизводственном процессе. При этом государствопринимает на себя ответственность двоякого рода:- обеспечение наиболее благоприятных условийдля экономической активности всех хозяйствующихсубъектов;- обеспечение социальных гарантий через системураспределения (с применением налоговой и социаль-ной политики).Социальная политика является условием развитиялюбой национальной экономики, на любой стадии об-щественного развития вне зависимости от ее характе-ристик.Социальная ответственность государства (всех вет-вей власти) предполагает выработку и компетентноеосуществление социальной политики в зависимости отреальных возможностей национальной экономики ипринципов социальной справедливости. Тем не менееподобные обязательные условия для эффективной со-циальной политики, к сожалению, учитываются не все-гда. Некоторые партии, общественные движения в по-пулистских или иных целях настаивают на таких вари-антах социальной политики (повышение заработнойплаты без серьезного улучшения экономической си-туации в стране и т.д.), которые по своим последствиямявляются разрушительными для национальной эконо-мики. Социально ответственное государство должнопротивостоять подобному давлению и создавать необ-ходимые реальные условия для подъема национальнойэкономики, для решения социальных вопросов.Социальная ответственность государства проявляетсятакже в так называемых цивилизационных функциях:1) деятельность по развитию и обслуживанию ин-формационной инфраструктуры общества (наука, орга-низация просвещения и здравоохранения, защита ок-ружающей среды, функционирование социальных инс-титутов);2) планирование и прогнозирование социально-эко-номического развития общества;3) охрана общественного порядка.Появление самого термина «социальная политика»,на наш взгляд, непосредственно связано прежде всего сопределенной гранью человека - человек как общест-венное существо. Социальная политика наряду с дру-гими проявлениями экономической политики призвана(на первых порах) обеспечить социализацию и адапта-цию человека. Впоследствии же в результате необходи-мости и возможности акцентирования внимания на дру-гих гранях человека существенные изменения претерпе-вает и сущность, и содержание социальной политики.Как правило, традиционная социальная политика врамках экономической политики в условиях индустри-ального общества предусматривает:1) создание минимально необходимых условий длячеловека как работника (минимальный уровень зара-ботной платы; регулирование первичных доходов с ис-пользованием различных ограничителей и т.д.);2) создание минимально необходимых условий дляжизнедеятельности людей с ограниченной трудоспо-собностью;3) создание условий для общественного согласия всоответствии с каким-то допустимым уровнем бескон-фликтности (перераспределение доходов через системураспределения, общественные блага и т.д.).Как видно из этих трех направлений, два непосред-ственно касаются потребительского взгляда государст-ва на человека - только как на носителя способности ктруду. Да и третье (последнее) направление косвеннотакже связано с этим же ракурсом, поскольку в против-ном случае реально сократится категория людей, спо-собных и желающих трудиться и поддерживающих всебе (а может быть, и развивающих) эту самую способ-ность трудиться на необходимом и достаточном уровне.Следовательно, в таком виде подход к формирова-нию социальной политики в современных условиях сучетом происходящих изменений просто недопустим,является устаревшим, а значит, традиционная социальнаяполитика обречена на провал, низкую результативность и,по сути дела, на неэффективное использование средств.Предназначением социальной политики в условияхсоциальной экономики является:- несоздание условий для физиологического выжи-вания человека;- несмягчение социальных конфликтов в обществе,вызванных отсутствием общепризнаваемого баланса ин-тересов (экономических, политических, экологическихи др.).Это все хотя и важно, но вторично. Предназначениесоциальной политики в условиях социальной экономи-ки заключается, на наш взгляд, в создании наиболееблагоприятных условий для самоактуализации общест-ва, что невозможно без развития всех (в той или инойстепени) граней человека.Поскольку в основе формируемой государством по-литики (особенно в условиях социальной экономики)должен быть человек, то это не может не учитываться ипри формировании современной социальной политики.В условиях постиндустриального общества (соци-альной экономики, особенно экономики индивидуу-мов) уже невозможно ограничить социальную полити-ку традиционными рамками (государство - человек, го-сударство - общество) и набором традиционных под-ходов к выбору методов ее осуществления.Рамки социальной политики в условиях постинду-стриального общества (социальной экономики, эконо-мики индивидуумов) существенно расширяются за счетвсе большего количества участников в решении кактрадиционных, так и нетрадиционных (новых) соци-альных проблем, а также в результате кардинальногоизменения функций государства и усиления активно-сти непосредственно самого человека в различныхпроявлениях (экономической, политической, социаль-ной, экологической и т.д.).Социальная политика, как в условиях социальнойэкономики, так и в условиях экономики индивидуумов,призвана обеспечивать достижение соответствующегоконкретно-историческим условиям уровня социальнойсправедливости с применением различных методов исистемы показателей для оценки ее результатов.Если рассматривать соотношение экономической исоциальной политики, то нельзя не отметить качест-венного изменения их ролей и направлений взаимо-влияний. Так, если ранее все происходящее в жизничеловека рассматривалось прежде всего через «приз-му» состояния (развития) экономики, то в настоящеевремя наблюдается постепенное смещение акцента начеловека, т.е. на так называемый «социальный аспект».И уже в зависимости от того, в какой степени человекреализовал (реализует) себя, можно оценить перспек-тивы той или иной национальной экономики.Таким образом, усиливается обратное влияние че-ловека на экономику, и огго постепенно становится всеболее существенным. Более того, это обусловлено так-же и тем, что социальные аспекты (успешность их ре-шения) приобретают все большую актуальность и в техобластях, где традиционно они ранее были в «тени» иих решение было прерогативой только государства.Следовательно, уже в настоящее время становится оче-видным расширение сферы социальной политики иусиление ее роли по сравнению с другими составляю-щими экономической политики.Если в индустриальном обществе понятие «эконо-мические отношения» отождествлялось с понятием«производственные отношения», поскольку человек рас-сматривался как один из факторов производства, где они может прежде всего реализовать себя, то в постин-дустриальном обществе ситуация существенно изме-няется. Это обусловлено:- дальнейшим усилением взаимопроникновенияпроизводства и потребления;- сферой реализации способностей человека пере-стает быть только производство;- усиливающейся социализацией экономики.Все это делает необходимым пересмотр традицион-ного деления национальной экономики на:1) два подразделения (первое и второе);2) сферу производства и социальную сферу.Соответственно, должны измениться как взгляды,так и критерии формирования экономической и соци-альной политики.Взамен устоявшегося взгляда на второстепенную,соподчиненную роль социальной экономики по отно-шению к экономической политике в постиндустриаль-ном обществе социальная политика, на наш взгляд,является более широким понятием и включает в себяэкономическую политику.Восприятие социальной политики как составнойчасти экономической политики было правомерным вусловиях индустриального общества с присущими емувзглядом на человека только как на работника, а также«экономизацией» политики. Однако в условиях пост-индустриального общества такой подход вряд ли уме-стен, поскольку усиливается процесс социализацииэкономики, а также кардинально изменяется акцент вформировании экономической политики (человек нетолько работник, но и общественное существо, много-гранное существо). В связи с этим оправдано будетвести речь о новых принципах формирования социаль-ной политики, ее роли в обществе и экономике, а такжео том, что социальная политика выросла из прежнихрамок экономической политики в условиях индустри-ального общества. В постиндустриальном обществе ужеэкономическая политика должна рассматриваться каксоставная часть социальной политики (а не наоборот).Более того, нельзя не учитывать и следующее. Раз-работка экономической политики предполагает преждевсего использование экономических законов. Однакопоскольку законы развития природы и общества охва-тывают и область действия экономических законов, тоформируемая социальная политика должна включать иэкономическую политику (а не наоборот, как это былов индустриальном обществе).В связи со всем вышеизложенным можно сформу-лировать понятие социальной политики в условияхсоциальной экономики.Социальная политика - это совокупность мер по соз-данию благоприятных условий для самоактуализации об-щества с учетом обеспечения оптимального уровня эко-номической эффективности и социальной справедливо-ста, соответствующих конкретно-историческим услови-ям, во всех сферах жизнедеятельности человека.Социальная политика осуществляется государст-вом, выступающим одновременно как гарант, как хо-зяйствующий субъект, как арбитр.Социальная политика в постиндустриальном общест-ве должна исходить не из создания условий для физиоло-гического выживания человека, сохранения рода челове-ческого, а из модели самоактуализации человека, общест-ва. Социальная политика призвана создать благоприятныеусловия для самоактуализации человека. Причем следуетучитывать, что модель самоактуализации не может бытьабстрактной, она конкретна для каждого человека. Одинвидит себя прежде всего работником и хочет реализоватьсвои способности в профессиональной сфере. В этом слу-чае модель самоактуализации преимущественно будетпредставлена соответствующими трудовыми факторами,все остальные будут играть второстепенную роль. Другие- в творчестве, т.е. для них работа - это работа, а душатребует возвышенных проявлений. Поэтому их модельсамоактуализации будет в основном представлена факто-рами, формирующими досуг, выбор форм досуга и т.п.Третьи свое предназначение видят в семье, в своих близ-ких. Следовательно, будет сформирована совершенноиная иерархия факторов самоактуализации, другая, в ко-нечном итоге, и модель самоаетуализации. Четвертыепытаются реализовать свои способности во всех выде-ленных нами гранях, присущих человеку (работник, по-требитель, человек как таковой). В зависимости от тойили иной ситуации, характерной для соответствующегопериода времени, меняются приоритеты проявления этихграней. Следовательно, более гибкой является (по сравне-нию с тремя предыдущими вариантами) и модель самоак-туализации. Но, с другой стороны, это и есть не что иное,как формирование модели гармоничного человека (вто-рой тип). На наш взгляд, будущее именно за этой моде-лью самоактуализации.В связи с этим не может не претерпевать серьезныхизменений по мере общественного развития (переходак различным моделям самоактуализации общества,человека) и социальная политика. В современных ус-ловиях эффективная социальная политика должна фор-мироваться исходя из принципов социальной справед-ливости и самоактуализации.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рощина Ирина ВикторовнаТомский государственный университеткандидат экономических наук, доцент кафедры государственного регулирования национальной экономики экономического факультета
Всего: 1

Ссылки

 Взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики в условиях социальной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Взаимосвязь и взаимообусловленность экономической и социальной политики в условиях социальной экономики | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия