Слово научно-редакционного совета журнала о новой рубрике
Joumd academic and editorial board's word about a new rubricro.pdf В нашем журнале с самого начала его издания существует рубрика, посвященная проблемам образования. Сначала она назы-валась «Проблемы университетского образования» и задумывалась как рубрика, в которой будут освещаться «методологиче-ские аспекты развития университетского образования, опыт внедрения многоуровневого образования, научно-методическоеобеспечение образовательных стандартов, психологические аспекты высшего образования в новых условиях, научно-мето-дическое и организационное обеспечение преемственности образовательных программ разного уровня, внедрение современных, втом числе компьютерных, технологий в учебный процесс, организация учебного процесса в периферийных структурных учебныхподразделениях вуза и т.д.» (см. Положение о журнале «Вестник Томского государственного университета»).Но уже в № 275 эта рубрика получила более общее название - «Проблемы образования». Вот как научно-редакционный совет(редакционная коллегия) журнала объяснила такое изменение названия рубрики: «Мы пошли на подобное изменение названияраздела потому, что помещаемые в нем материалы касаются проблем образования не только в вузах, в том числе в классическихуниверситетах. В присылаемых в редакцию статьях рассматриваются проблемы довузовского (школьного и специального сред-него) и поствузовского (повышение квалификации, получение второй специальности и т.д.) образования, проблемы дистанцион-ного обучения, проблемы подготовки будущих абитуриентов к поступлению в вуз и адаптации первокурсников к новой системезанятий, проблемы преемственности образовательных программ разного уровня и т.д. Помещаемые (в этом разделе) научныестатьи подтверждают правильность уточнения его названия. Новое название раздела отражает сложившуюся в Томскомгосударственном университете (да и в других вузах) практику проведения исследований по педагогике, методологии и методикеобучения, когда рассматриваются все стороны этих очень важных для развития образования вопросов».Казалось бы, что рубрика «Проблемы образования» в том виде, в котором она предусмотрена в Положении о журнале«Вестник ТГУ», достаточнополно отражает деятельность вуза по подготовке новых специалистов. Но по мнению научно-редакционного совета нашего журнала, в жизни каждого вуза есть факты, которые не учитываются такой рубрикой и ко-торые в ней не могут быть обсуждены. Приведем только некоторые из них.Факт №1. При конкурсном отборе, проводимом при зачислении на первый курс вуза, в него попадают школьники, знаниякоторых бывают выше среднего уровня, характерного для выпускников средних учебных заведений. Конечно, бывают исклю-чения, но это положение оправдывается для абсолютного большинства абитуриентов. И можно сказать, что отклоненияот среднего уровня зачисленных в вуз школьников довольно редки - все они примерно одинаковы по знаниям, отношению кучебе, по способностям. Четыре месяца первокурсники слушают лекции у одних и тех же преподавателей, проходят одни ите же практические занятия, ходят на одни и те же семинарские занятия, занимаются по одним и тем же учебникам. А вянваре месяце наступает «момент истины» -первая экзаменационная сессия. И кто-то из студентов получает на экзаменахвысшие баллы, а кто-то еле-еле сдает эти же экзамены «на троечку», а некоторые даже отчисляются из вуза за неуспевае-мость, получив на экзаменах три неудовлетворительные оценки. Почему при одинаковой работе с первокурсниками декана-тов, кафедр, преподавателей, кураторов групп получается такой разброс в оценках, т.е. в знаниях студентов?Факт №2. Чаще всего школьники выбирают будущую специальность сознательно. Конечно, существует «мода» на специ-альности (например, в начале шестидесятых годов прошлого века в почете были технические специальности, которые затемсменили гуманитарные), кто-то поступает на физический факультет только потому, что в школе был прекрасный учительфизики, а кто-то подал заявление на математический факультет вслед за своей лучшей подругой - в жизни может случить-ся всякое. Но все же большинство абитуриентов попадают на тот или иной факультет не случайно. А потом психологи ипедагоги Томского государственного университета, проводившие в начале 1990-х гг. обследование студентов третьего ичетвертого курсов различных факультетов Томского политехнического университета, с большой вероятностью выяснили,что до 30 % молодых специалистов будут неспособны к работе по полученной ими специальности. Чем это можно объяс-нить, что нужно делать, чтобы избежать столь значительных потерь, материальных затрат на «производство» плохихспециалистов, избежать, вообще говоря, жизненных трагедий и дискомфорта?Факт №3. К большому сожалению, современные школьники чаще всего страдают теми или иными недомоганиями. И хо-рошо еще, если эти недомогания не перешли в хроническую форму! Но до 70 % школьников (медики могут уточнить этотпоказатель) нельзя назвать здоровыми. Вуз получает то, что ему поставляет школа. И вот что из этого может получиться.В начале 1990-х гг. в научно-исследовательском институте прикладной математики и механики (НИИПММ) при ТГУ былорганизован Центр по исследованию и образованию в области ракетно-артиллерийских наук (ЦИОРАН), куда для обученияотобрали чуть ли не лучших студентов физико-технического факультета ТГУ. И начали заниматься с ними по усиленнойпрограмме. А месяца через 2-3 обнаружили, что студенты ЦИОРАН не могут освоить усиленную программу из-за слабойфизической подготовки. Руководство НИИПММ и ЦИОРАН приняли очень важное и мудрое решение -увеличили число не-дельных часов по физкультуре, настоятельно рекомендовали студентам заниматься в спортивных секциях и жестко кон-тролировали выполнение своего решения. И через 6 месяцев вопрос о неспособности студентов ЦИОРАН осваивать усилен-ную программу обучения был снят с повестки дня.Изложенные выше факты и многочисленные им подобные являются следствием многих причин, устранение которых зави-сит и от состояния экономики страны, и от политики государства по социальной поддержке населения, и от нравственногоклимата в обществе. И большое значение в деле улучшения здоровья подрастающего поколения имеет коррекционная работародителей, врачей, воспитателей с детьми, имеющими те или иные отклонения от нормы. Чем раньше эта работа будет нача-та, тем больше вероятность улучшения здоровья ребенка. Вот как об этом говорит заместитель директора департаментаобразования администрацииг. Томска В. А. Кашпур: «Радует то, что количество учеников в классах с ограниченными умствен-ными и физическими возможностями год от года уменьшается. Это говорит... о том, что дома родители или воспитатели вспециализированных детских садах на подготовительном уровне провели с детьми большую коррекционную работу».Но в любом случае решение многих проблем возможно только при соответствующем развитии научных исследований понаиболее острым, не терпящим отлагательства вопросам. Именно такие научные исследования мы и будем освещать в на-шей новой рубрике.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 236
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
