Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов

Рассматриваются проблемы модернизации системы физического воспитания в вузах нефизкультурного профиля на основе применения образовательных технологий личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.

Personally-oriented approach in physical education of students.pdf Преобразования в начале 90-х гг. XX в. и вступлениеРоссии в рыночные отношения изменили социокультур-ную ситуацию в различных сферах жизнедеятельности.Не обошел стороной этот процесс и систему высшегообразования. В обострившейся конкурентной борьбе нарынке образовательных услуг, когда главным критериемвыступает качество образования, существенно возрослитребования к профессиональной подготовке, а опосре-дованно - и к физическому воспитанию будущих спе-циалистов. Традиционно сложившаяся система физиче-ского воспитания в вузах нефизкультурного профиля неотвечает современным требованиям.Либерализация социокультурных процессов в об-ществе привела к отрицанию устоявшихся физкуль-турно-спортивных традиций в вузе и к формированиюновых направлений двигательной активности, которыеоптимально соответствуют стилю жизни студенческоймолодежи, социально-психологическому и морфо-функциональному статусу, особенностям ее менталь-ное™. Это требует отказа от авторитарных методовучебного процесса и обращения к личности студента,его интересам и потребностям в сфере физкультурно-спортивной деятельности [4].Демократизация и гуманизация системы физическо-го воспитания в вузах позволила выдвинуть в качествебазовой новую целевую задачу - формирование физи-ческой культуры личности. Для ее успешной реализа-ции необходимо освободить физкультурно-спортивнуюдеятельность от тотальной унификации и стандартиза-ции, использовать вариативность учебного процесса наоснове применения современных педагогических физ-культурно-образовательных технологий [5].Регламентирующий характер учебных занятий пофизическому воспитанию (ориентация на общефизиче-скую подготовку), не позволяющий учитывать физ-культурно-спортивные интересы и потребности занима-ющихся, привел к снижению двигательной активностистудентов. Как следствие, около 40 % студентов Том-ского госуниверситета, опрошенных в 1990 - 1992 гг.,определили свое отношение к занятиям физическимиупражнениями как негативное. Кроме того, в период с1985 по 1992 г. количественный показатель студентов-первокурсников, отнесенных к специальной медицин-ской группе (имеющих хронические заболевания), поданным медицинских обследований, значительно воз-рос (с 11 до 23 %) по сравнению с предшествующимпериодом (1977-1985 гг.).Тестирование уровня общей физической подготов-ленное™ первокурсников показало, что результаты кон-трольных испытаний, характеризующие развитие основ-ных двигательно-мышечных качеств, по всем тестам су-щественно ниже нормативов Примерной программы подисциплине «Физическая культура» (М., 2000). На оценку«отлично» нормативы выполнили лишь 15 % первокурс-ников, 37 % вообше не справились с нормативами.По мнению экспертов (тренеры, преподаватели, ин-структоры по физической культуре) и в соответствии срекомендациями учебной программы вузов (раздел«Контрольные нормативы») уровень развития скорост-но-силовых качеств, гибкости и силы оценивался каксредний, быстроты - ниже среднего, а выносливости -как низкий.Посещаемость академических занятий по физиче-скому воспитанию в ТГУ до 1992 г. отмечалась науровне 75 и 85 % у мужчин и женщин соответственно.В специальной медицинской группе этот показательбыл еще ниже и составлял в среднем около 66 % умужчин и 70 % у женщин.Учитывая сложившуюся неблагоприятную ситуа-цию, в начале 1990-х гг. на кафедре физического вос-питания и спорта ТГУ была разработана новая учебнаяпрограмма на основе использования технологическихинноваций. На рис. 1 представлена трехкомпонентнаятехнологическая модель физического совершенствова-ния (спортивно-видовые, общеразвивающие и оздоро-вительные технологии), построенная на принципах лич-ностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности.Введенное нами рабочее понятие «личностно-ори-ентированное содержание» означает цели, задачи, фор-мы и методы физкультурно-спортивной деятельности,максимально ориентированные на интересы и потреб-ности личности студента.Основополагающим принципом методологическогообеспечения физкультурно-образовательного процессаявляется принцип спортизации (процесс интеграции тех-нологий, правил, принципов спортивной тренировки,направленный на решение задач физического воспита-ния независимо от уровня физической подготовленно-сти и состояния здоровья занимающихся) [1].Учебные программы, разработанные на основе тех-нологической модели, предполагают относительно сво-бодный выбор вида двигательной активности и обеспе-чивают реализацию дифференцированного и идивиду-ализированного подходов к занимающимся с учетомфизкультурно-спортивных интересов, состояния здо-ровья, уровней общей и специальной физической под-готовленности, мотивационных устремлений к двига-тельной активности и отсутствия таковых [2].На наш взгляд, это один из реальных механизмов ре-шения проблемы оптимизации двигательной активностистудентов, который охватывает физкультурно-спортив-ной деятельностью практически весь контингент студен-ческой молодежи. Личностао-ориентированное содержа-ние предложенной нами педагогической системы физиче-ского воспитания студентов, характеризующее ее иннова-ционную сущность и социокультурную значимость, рас-крывается в следующих принципах реализации образова-тельной технологии, определяющих направленность физ-культурно-спортивной деятельное™:Основные компонентыПостановка целей и задачВыбор средств и методов решенияЖесткая последовательностьусвоения учебного материалаОсновные характеристикиНовизнаНаучностьАдгоритмичностьВариативностьСпособы взаимодействия участниковобразовательного процессаИспользование информационно-технических средствИнициатива и творческая деятельность преподавателейМотивационное обеспечение деятельностиПрименение новейших средств и способовобработки информацииПедагогическаятехнологияличностно-ориентированногосодержанияфизкультурно-споргивнойдеятельностиВоспроизводимостьОптимальностьМотивированность обученияИнформативностьКачество обученияЭффективностьГарантированность результатаВозможность тиражированияи переноса в новые условияРис. 1. Схема модели личностно-ориентированной технологии формирования физической культуры студентов- свободный выбор вида двигательной активности;- организация тренирующих воздействий;- оптимальность физических нагрузок;- формирование учебно-тренировочных групп с уче-том личностных характеристик, физической подготов-ленности, мотиваций и интересов каждого студента;- целостность и интегративность содержания (ди-намическое сочетание теории, методики и практики)физкультурно-спортивной деятельности;- преемственность регламентированных и самосто-ятельных форм занятий;- диагностика физкультурно-образовательного про-цесса и его коррекция по результатам мониторинга;- отказ от нормативного подхода;- выбор объема и интенсивности двигательной ак-тивности в качестве нового критерия эффективностипедагогического процесса;- успех как стимул формирования мотивов познава-тельной и двигательной деятельности студентов [6].В связи с принятием новой концепции физическоговоспитания были соответствующим образом скоррек-тированы основные задачи:- сохранение и укрепление здоровья студентов;- оптимизация уровня физической подготовленности сориентацией на будущую профессиональную деятельность;- формирование у студентов здорового стиля жизни;- освоение студентами знаний, умений по основам те-ории, методики и практической организации физкуль-турно-спортивной деятельности;- формирование потребностно-мотивационной сфе-ры к регулярным занятиям физическими упражнения-ми в течение всего периода обучения в вузе.Первый компонент предложенной модели органи-зации учебного процесса по физическому воспитанию206включает 6 вариантов спортивно-видовых технологий(баскетбол, боди-билдинг, волейбол, ритмическая гим-настика, плавание, шахматы). Перечисленные видывключены в учебный процесс по результатам социоло-гических исследований как наиболее популярные в сту-денческой среде. Основание для зачисления в группыфизического совершенствования по указанным специа-лизациям - принадлежность к основной медицинскойгруппе и соответствующий уровень общей физическойи спортивно-технической подготовленности.Основная цель данного направления учебного процес-са - совершенствование в избранном виде спорта и физи-ческой культуры, выполнение спортивных разрядов.Второй компонент модели предполагает использова-ние технологий общеразвивающей направленности (тра-диционно сложившаяся система физического воспитанияв вузах). В учебные группы зачисляются студенты подго-товительной медицинской группы, студенты, не прошед-шие конкурсного отбора в физкультурные специализа-ции, а также студенты, имеющие в качестве основногомотива получение зачета по физическому воспитанию.Основная цель этого направления - применение разнооб-разных средств и методов физического воспигания дляоптимального развития основных физических качеств иформирования мотивационно-ценностных установок нарегулярные занятия физической культурой.Третий компонент педагогической модели - оздоро-вительные технологии, предусматривающие 5 направле-ний двигательной активности рекреационного и реаби-литационного содержания, учитывающие характер забо-левания [сердечно-сосудистые (1-я подгруппа), органовдыхания (2-я подгруппа), внутренних органов (3-я под-группа), функциональные нарушения осанки (4-я под-группа), миопия (5-я подгруппа)] и уровень физическойподготовленности. Основная цель направления - приме-нение адекватной психофизическим возможностям зани-мающихся двигательно-мышечной нагрузки для повы-шения физической подготовленности, стабилизации фун-кциональных параметров организма, замедления про-грессирования основного заболевания, формированияпозитивных мотиваций к двигательной активности [3].Предлагаемая нами программа по дисциплине «Фи-зическая культура» рассчитана на 3-летний период(объем 408 часов). Распределение физической нагрузкипо курсам осуществляется следующим образом: 140 ча-сов - 1-й курс; 136 часов - 2-й курс; 132 часа - 3-й курс(примерная программа предполагает 4-летний периодобязательных занятий, 3-му и 4-му курсам отводитсяпо 66 часов в год). Около 65 % аудиторного времениуделяется физическим упражнениям по учебным про-граммам физкультурных специализаций, 24 % времени -занятиям легкой атлетикой и ОФП, 11 % времени -лыжной подготовке. Занятия легкой атлетикой, ОФП илыжной подготовкой используются в качестве допол-нения к основной физической нагрузке осенью и вес-ной (16 недель) и в зимний период (5 недель) и направ-лены в основном на развитие выносливости и тестиро-вание уровня общей физической подготовленности.Освоение теоретического раздела учебной програм-мы осуществляется в процессе практических занятий(от 2 до 10 минут в подготовительной либо заключи-тельной частях урока). В конце каждого учебного годастуденты представляют рефераты на одну из тем, от-ражающих объем знаний по избранному виду физкуль-турно-спортивной деятельности.К основным чертам практического раздела описы-ваемой программы можно отнести следующие:Последовательность (этапы)1-й этап (1 сентября - 10 октября, стадион ТГУ).ОФП, легкая атлетика, подвижные игры, футбол, кон-трольное тестирование уровня общей физической под-готовленности и функционального состояния. Кон-курсный отбор на специализацию «волейбол».2-й этап (11 октября - 20 декабря, игровой зал,фитнесс-зал, бассейн). Занятия на специализации в со-ответствии с учебным планом. Обучение плаванию.3-й этап (4 февраля - 12 марта, лыжный стадионТГУ). Лыжная подготовка.4-й этап (13 марта - 30 апреля, игровой зал, фит-несс-зал). Занятия на специализации. Реализация задачв зависимости от курса обучения. Контрольное тести-рование уровня специальной физической подготовлен-ности.5-й этап (3 - 29 мая, стадион ТГУ). ОФП, легкая ат-летика, футбол, подвижные игры, контрольное тести-рование уровня общей физической подготовленности ифункционального состояния.6-й этап (30 мая - 2 июня, аудитории КФВ). Зачетпо теоретическому разделу учебной программы, защи-та курсовых работ.Для оценки эффективности новой учебной про-граммы в реализации основных задач физического вос-питания на кафедре физического воспитания и спортаТГУ организован и проведен педагогический экспери-мент (1992 - 2002 гг.).- ежегодные социологические обследования перво-курсников (выявление физкультурно-спортивных инте-ресов, соматотипических и физиологических особенно-стей, демографических и социально-психологическиххарактеристик и т.д.);- тестирование уровня общей физической подго-товленности по 5 основным двигательным качествам(скоростно-силовые, гибкость, сила, быстрота и выно-сливость), которое осуществляется ежегодно в течение3 лет обязательного курса физического воспитания всентябре и в мае; эффективность учебно-тренировоч-ного процесса определяется по величине сдвига пока-зателей в развитии каждого из перечисленных двига-тельных качеств;- тестирование уровня специальной физической под-готовленности (3 теста, отражающих динамику подго-товленности занимающихся в избранных физкультур-ных специализациях) ежегодно в декабре и апреле;- тестирование функционального состояггия (1 раз вгод) для определения влияния предлагаемой физиче-ской нагрузки на состояние вегетативной, двигательно-мышечной и сенсомо горной функций занимающихся.Информация, полученная в результате тестирова-ний, переводится в электронный формат и обрабатыва-ется методами вариационной статистики с использова-нием пакетов прикладных программ.Главным технологическим компонентом построе-ния учебного процесса по всем направлениям двига-тельной активности является строгая последователь-ность (этапы) усвоения учебного материала. В качествепримера приведем образец построения учебного про-цесса на специализации «волейбол».усвоения учебного материалаОценивая влияние учебного процесса на развитие ос-новных физических качеств в целом, можно констатиро-вать, что разработанные физкультурно-образовательныетехнологии личностно-ориентированного содержания в не-равной степени влияют на динамику общей физическойподготовленности студентов. В группах студентов, зани-мающихся по программам спортивно-видовых и общераз-вивающих технологий использование физических упраж-нений оказалось эффективным средством в развитии ско-ростно-силовых качеств (табл. 1), гибкости и силы как умужчин, так и у женщин. Менее эффективным оказалосьих влияние на развитие быстроты и выносливости (табл. 2).Поскольку для развития быстроты и особенно выно-сливости 4 ч в неделю занятий избранными направле-ниями двигательной активности недостаточно, в про-грамме занятий с использованием физкультурно-обра-зовательных технологий были предусмотрены специ-альные разделы, ориентированные на совершенствова-ние отстающих в развитии физических качеств.Анализируя результаты тестирования развития спе-циальных качеств, необходимо отметить, что в течениевсего периода эксперимента на всех физкультурныхспециализациях и по всем показателям были достигну-ты достоверные сдвиги (в качестве примера приведемпоказатели уровня специальной физической подготов-ленности студентов, занимавшихся на отделениях рит-мической гимнастики и баскетбола, рис. 2, 3).Продольный Гибкость поясн. Удержание ног,шпагат, см отдела, см минРис. 2. Показатели уровня специальной физической подготовленности студентов,занимавшихся на отделении «ритмическая гимнастика»Затраты времени на "обводку"11.4 11 л * 1-й курсИ 3-й курсЧисло попаданий мячом при выполнении штрафных бросковраз 6,0 * 5,9 *И 1-й курсЩ 3-й курсЧисло попаданий мячом со средней дистанциираз 6,? * R.3 *-5,1 4,6 1-й курсИ 3-й курсмужчины женщиныРис. 3. Показатели уровня специальной физической подготовленности студентов, занимающихся на отделении «баскетбол»Мотивационные предпочтения студентов в областизанятий физической культурой составляли важнейшийкритерий при разработке новой учебной программы.Анализируя их, мы выяснили, что боди-билдинг в этомрейтинге занимает одно из первых мест. Для мужчинведущим мотивом является развитие физической силы(89,2 % опрошенных). Среди женщин 42,3 % опрошен-ных хотели бы с помощью занятий с отягощениямиуменьшить количество жировых отложений, иметь кра-сивую женственную фигуру, 31,8 % - увеличить мы-шечную массу и иметь красивую спортивную фигуру,10,1 % - повысить функциональные возможности ор-ганизма. Лишь 15,8 % из числа опрошенных посещалиотделение боди-билдинга с целью получения зачета пофизическому воспитанию.Аналогичная структура мотивации характерна длястуденток, выбравших специализацию «ритмическаягимнастика». Но здесь наряду с развитием внешнихданных отмечается также престижность данного напра-вления физической культуры.Студенты, которые выбирают игровые виды спорта(волейбол, баскетбол), в числе мотивов выбора назы-вают формирование физических способностей, а такжеинтерес к игровым видам спорта и развитие навыковигровой деятельности, которая может пригодиться им вбудущем. Мотивы развития специальных навыков пре-обладают и в группах студентов, выбравших специали-зацию «плавание».На отделении общефизической подготовки преиму-щественно занимались студенты, которые не были приня-ты в основные группы по состоянию здоровья либо поуровню физической подготовленности. Однако опреде-ленная часть студентов выбирала данное направление всилу отсутствия интереса к физической культуре, имея вкачестве основной мотивации получение зачета.Основной мотивацией студентов, занимавшихся шах-матами, было формирование специальных навыков игро-вой деятельности и выполнение спортивных разрядов.Определенным критерием, эффективности про-граммы являются данные о посещаемости учебныхзанятий, а также о степени вовлеченности студентов вфизкультурно-спортивную деятельность сверх учебнойпрограммы.Благодаря использованию экспериментальных тех-нологий, показатель посещаемости академических за-нятий по всем направлениям двигательной активностиувеличился с 75 до 92%.Устойчивость сформированных мотивационных уст-ремлений к занятиям физической культурой после оконча-ния обязательного курса физического воспитания характе-ризуется степенью вовлеченности студентов в физкультур-но-спортивную деятельность на 4-5-м курсах обучения(42% студентов на 4-м курсе, около 30% - на 5-м).Таким образом, структура мотивационных устрем-лений является важным компонентом физическойкультуры человека и во многом определяет степень егововлеченности в занятия физическими упражнениями.Результаты педагогического эксперимента свиде-тельствуют, что новая учебная программа позволяетосуществлять коррекцию мотивационной сферы. Убольшинства студентов к 3-му курсу возрастает числомотивов (1-2 - на 1-м курсе, 5-6 - на 3-м). Установле-на взаимосвязь физкультурно-снортивных и учебно-профессиональных мотивов.В целом у студентов, занимавшихся по новой учеб-ной программе, помимо позитивных сдвигов в показа-телях физического развития отмечается положительнаядинамика уровня здоровья и функциональных характе-ристик организма (прежде всего сердечно-сосудистойсистемы, табл. 3). Эта динамика, разумеется, не выгля-дит ошеломляюще, но другого мы и не ожидали, по-скольку к обучению по программе физкультурных спе-циализаций допускаются студенты основной медицин-ской группы.Таблица 3Антропометрические и физиологические показателистудентов, посещавших занятия по физической культуре по трехлетнему учебному плану ( X ± т)№п/п Показатели На 1 -м курсе На 3-м курсе Величина сдвигаМужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины1 Рост (см) 176±1,7 165,2±1,2 178,0±1,8 166,9±1,3 2,0±0,8* 1,7±0,6*2 Вес (кг) 69,2±1,1 57,0±1,0 73,5±1,2 58,9±1,1 4,3±0,6* 2,9±0,5*3 Росто-весовой индекс 0,91±0,02 0,87±0,01 0,94±0,02 0,88±0,02 0,03±0,01 0,01 ±0,014Объемгруднойклетки (см)Вдох 92,4±1,4 85,2±1,3 96,9±1,5 89,5±1,4 4,5±0,7* 4,3±0,6*Выдох 85,0±1,2 79,3±1,0 87,5±1,3 81,5±1,2 2,5±0,6* 2,2±0,5*разница 7,4±0,6 4,9±0,4 9,4±0,7 8,0±0,6 2,0±0,3* 3,1±0,3*5 Жизненная емкость легких (л) 4,0±0,2 2,9±0,1 4,3±0,2 3,1±0,2 0,3±0,1* 0,2±0,1*7Артериальноедавление(мм рт.ст.)систолическое 116,9±1,7 109,3±1,3 120,4±1,8 110,5±1,4 3,5±1,7 1,2±1,3диастолическое 64,2±0,8 64,4±0,9 66,2±1,1 65,9±0,9 2,0±1,4 1,5±0,98Частота сердеч-ных сокращений(уд./мин)в покое 61,3±1,1 70,5±1,3 62,2±1,2 72,1±1,4 0,9±0,6 1,6±1,4Послестеп-теста 99,4±1,4 105,2±2,0 96,8±1,3 102,7±1,8 -2,6±0,8* -2,5±0,9*9 Температура тела (С°) 36,7±0,1 36,7±0,1 36,8±0,1 36,8±0,1 0,1±0,1 0,1±0,110 Времяреакции (мс)на свет 214±6 229±8 210±4 220±7 -4±2* -9±4*на звук 191±5 201 ±6 190±5 196±5 -1±3 -5±2** Обозначение статистически значимых (р < 0,05) величин сдвига показателей.В учебных программах каждой из 5 подгрупп сту-дентов специальной медицинской группы использовал-ся весь спектр физических упражнений, особенностькоторых заключалась в том, что они были подобраны сучетом характера заболевания и уровня физическойподготовленности.Для студентов с заболеваниями сердечно-сосудис-той системы (1-я подгруппа) предлагались разнообраз-ные варианты упражнений в зале, бассейне и на свежемвоздухе. Занятия строились с преобладанием цикличе-ских движений (ходьба в сочетании с бегом, плавание,дыхательные упражнения, комплексы упражнений изпрограмм по аэробике, шейпингу, степ-аэробике и т д.).Программа включала и обязательные комплексы уп-ражнений с отягощениями (не более 10 % нагрузки восновной части урока).Студенты с заболеваниями органов дыхания (2-яподгруппа) занимались в основном в спортивных залахи бассейне (до 80 % учебной нагрузки) и лишь непро-должительное время (весной и осенью) - на свежемвоздухе. Занятия включали ходьбу, бег, эстафеты, уп-ражнения с гимнастическими палками, гантелями, тан-цевальные упражнения, элементы из программ степ-аэробики и калланетики. В процессе занятий особоевнимание обращали на правильное дыхание (с акцен-том на выдох). Для страдающих бронхиальной астмойи бронхитом нами разработано 3 специальных ком-плекса дыхательной гимнастики.Студенты, страдающие сколиозами и остеохондро-зами (3-я подгруппа), выполняли специальные ком-плексы упражнений для нормализации дефектов осан-ки и их предупреждения. Основной целью занятий бы-ло развитие и укрепление мышц туловища (формиро-вание мышечного корсета), фиксирующих позвоночникв правильном положении. Основная часть учебной на-грузки выполнялась в положении сидя, полулежа и ле-жа; применялись также упражнения с резиновыми бин-тами, гимнастическими палками, отягощениями и натренажерных устройствах.Занятия в 4-й подгруппе (заболевания органов пи-щеварения и внутренних органов) включали ходьбу,беговые упражнения в невысоком темпе, спортивныеподвижные игры, плавание, ходьбу на лыжах, дыхатель-ные упражнения и т.д.; в ограниченном количестве -упражнения, выполнение которых сопровождается со-трясением организма и резкими движениями (прыжки,подскоки, ускорения и др.). Из программы занятийстудентов, страдающих заболеваниями почек и моче-выводящих путей, исключали упражнения, вызываю-щие переохлаждения (занятия на свежем воздухе в хо-лодную погоду, занятия в бассейне и т.д.).Программа занятий со студентами, страдающимимиопией (5-я подгруппа), включала практически весьспектр физических упражнений, используемых на от-делении специальной медицинской группы. Отдельнаягруппа была сформирована из студентов, у которыхнаблюдалась прогрессирующая форма миопии (болееминус 5 диоптрий). Для них была разработана специ-альная программа, исключающая применение упраж-нений с отягощениями, прыжков, ускорений.Объем и интенсивность физической нагрузки вовсех подгруппах - от небольшой до умеренной.Анализ динамики физической подготовленностистудентов специальной медицинской группы (мужчини женщин) за период эксперимента показал, что ре-зультаты, полученные после каждого 3-летнего цикла,неоднозначны: в 83 % случаев зафиксирован достовер-ный прирост показателей (р < 0,05), в основном в разви-тии скоростно-силовых качеств и силы. Менее убеди-тельными оказались результаты в развитии гибкости.Использование оздоровительных технологий в учеб-ном процессе способствовало улучшению показателейпосещаемости занятий по физическому воспитанию (умужчин на 1-м курсе - 66, на 3-м - 86 %; у женщин -70 и 88 % соответственно).Разработанная нами учебная программа с использо-ванием физкультурно-образовательных технологий по-казала более высокую эффективность (в сравнении страдиционно сложившейся системой) реализации ос-новных задач физического воспитания в вузе. Главныйее итог - позитивные сдвиги в формировании потреб-ностно-мотивационной сферы студентов. Она являетсяреальным механизмом организации процесса непре-рывного физического совершенствования студентов ипозволяет на практике совершить переход от обяза-тельного курса физического воспитания к самостояте-льной физкультурно-спортивной деятельности на прин-ципах самовоспитания и самосовершенствования.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шилько Виктор ГенриховичТомский государственный университетдоцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, мастер спорта СССРvshilko@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. 1993. №4. С.21-23.
Григорьев В.И. Физкультурно-педагогическая технология управления физическим воспитанием студентов вузов // Проблемы совершенствования учебного и тренировочного процесса в вузах спортивного профиля: Материалы докладов 4-й Межвузовской научно-практической к
Дубровский В.М. Лечебная физическая культура: Учебник для вузов. М.: Владос, 1998. 608 с.
Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 123 с.
Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Современные исследования в области спортивной науки: Материалы Международной конференции. СПб.: НИИФК, 1994. С. 57-59.
Шилько В.Г. Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориснтированного содержания физкультурно-спортивной деятельности. Томск: Томский государственный университет, 2003. 194 с.
 Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия