Ранняя помощь детям с перинатальным поражением нервной системы, воспитывающимся в условиях дома ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Ранняя помощь детям с перинатальным поражением нервной системы, воспитывающимся в условиях дома ребенка

Рассматривается одно из самых актуальных направлений специальной педагогики и психологии - ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии. Представлены результаты комплексного изучения детей 1-го и 2-го годов жизни с перинатальным поражением нервной системы, находящихся в доме ребенка. Описана специфика коррекции коммуникативной, эмоционально-поведенческой, когнитивной, двигательной сфер и психики в целом в ходе развивающего взаимодействия взрослого и ребенка.

Early assistance rendered to children which endured perinatal lesion of nervous systemand which are treated under the conditions of orphan's home.pdf В 20-е гг. прошлого столетия JI.C. Выготский, на-мечая перспективы работы с аномальными детьми, от-верг существующую «больнично-лекарственную» уста-новку и воззрения на детей с дефектом как «особуюпороду людей»[1].Интегрированное воспитание и обучение детей сотклонениями в развитии является реализацией науч-ных принципов Л.С. Выготского. В нашей стране детис недостатками в развитии разделяются на категории взависимости от характера и степени тяжести дефекта иполучают образование в разных дифференцированныхучебных заведениях.В настоящее время общество и государство подо-шли к переосмыслению своего отношения к людям сособенностями развития. Формирование новой фило-софии отношения к людям с ограниченными возмож-ностями здоровья и жизнедеятельности, к их граждан-ским правам свидетельствует о том, что акцент сдви-нулся с классификации детей по их дефектам к опреде-лению их индивидуальных потребностей (т.е. того, чтоим требуется для получения опыта нормального обра-зования).Своевременная коррекционно-педагогическая по-мощь ребенку с ограниченными возможностями подго-тавливает к более успешному включению его в детскоесообщество.Ранняя помощь семьям, которые имеют детей с нару-шением в развитии, во всем мире является одной из при-оритетных областей деятельности образования, здраво-охранения, социальной защиты. В соответствии с новымиэкспериментальными данными происходит активноеформирование интегрированной теории раннего развития[2]. Большую роль в становлении теории раннего разви-тия сыграли научные труды наших отечественных уче-ных: основополагающие положения культурно-историче-ской концепции психического развития Л.С. Выготского[1]; концепция деятельности А.Н. Леонтьева [3]; концеп-ция о генезисе общения М.И. Лисиной [4].Экспериментальные данные последних десятилетийзначительно изменили представления о ранних этапахдетского развития. Младенцы стали рассматриватьсяне как объекты деятельности, беспомощные существа,поведение которых односторонне формируется в пря-мой зависимости от действий взрослых, но как актив-ные участники совместной деятельности, познающие,вступающие во взаимоотношения с окружающими, раз-вивающиеся в процессе взаимодействия с окружающейсоциальной средой, прежде всего с матерью, и интен-сивно участвующие в процессе своего развития [5].А.В. Семенович отмечает, что для каждого этапапсихического развития ребенка в первую очередь не-обходима потенциальная готовность комплекса опре-деленных мозговых образований к его обеспечению. Сдругой стороны, должна быть востребованность извне(от внешнего мира, от социума) к постоянному нара-щиванию зрелости и силы того или иного психологи-ческого фактора. Если таковая отсутствует, наблюдает-ся искажение и торможение психогенеза в разных ва-риантах, влекущие за собой вторичные функциональ-ные деформации на уровне мозга. Доказан факт, что наранних этапах онтогенеза социальная депривация при-водит к дистрофии мозга на нейронном уровне [6].Следовательно, объём мозга и его развитие критическизависят от жизненного опыта, полученного ребенком впериод первых 3 лет. Основным источником информа-ции для ребёнка является мать. Именно материнскоеповедение имеет решающее значение для раннего ин-теллектуального, речевого и социального раз-вития ре-бёнка. А само материнское поведение зависит от взгля-дов и знаний матери, её чувств к ребенку, от условийсуществования семьи.Таким образом, помощь детям необходимо оказы-вать с раннего возраста, тогда она будет эффективной.Своевременная диагностика и коррекция имеющихсянарушений, опирающаяся на пластичность церебраль-ных систем ребенка, обусловленную отсутствием же-стких внутримозговых связей, позволяют приблизитьатипичное, патологическое развитие к нормальному втой или иной мере, облегчить вхождение ребенка вобычную социальную среду.Лидирующее положение в мире по качеству помо-щи, оказываемой детям-инвалидам и детям с различно-го рода нарушениями, занимает Швеция. В этой страненакоплен огромный опыт работы с данной категориейдетей. В США в 1986 г. принят закон о раннем вмеша-тельстве, согласно которому все дети раннего возрастас рождения проходят скрининговое обследование напредмет выявления нарушения слуха, зрения, двига-тельных и интеллектуальных функций. Научные ис-следования в области реализации программ раннегоразвития, таких как программы Вашингтонского уни-верситета (США) и Сиднейского университета Макку-эри (Австралия) [7], показали хорошие результаты вобласти раннего обучения детей с ограниченными воз-можностями. Даже дети, обучать которых считалось бес-перспективным (например, с синдромом Дауна), смог-ли освоить социально значимые навыки, овладеть на-чальными навыками чтения и письма.В России система ранней помощи находится в ста-дии становления. В 1992 г. в г. Санкт-Петербурге под-держана и реализуется городская социальная програм-ма «Абилитация младенца», которая позволила объе-динить усилия специалистов, ученых и практиков всоздании служб ранней помощи детям от рождения до3 лет и их семей для содействия оптимальному разви-тию и адаптации ребёнка в обществе. На сегодняшнийдень в г. Санкт-Петербурге существует институт ран-него вмешательства, который занимается подготовкойспециалистов для служб ранней помощи, издаёт мето-дическую литературу для специалистов и родителей,курирует созданные службы ранней помощи.В последние пять лет стали появляться подобныеслужбы в других крупных городах России. В г. Томске сянваря 2001 г. начала свою работу «Служба ранней по-мощи» для детей от рождения до 3 лет. Служба созданаТомским региональным общественным фондом «Центрразвития личности» при финансовой поддержке Институ-та открытого общества фонда Сороса. В службе созданамеждисциплинарная команда профессионалов, имеющихбольшой практический опыт работы с детьми, отстаю-щими в развитии. Междисциплинарная команда включаетследующих специалистов: педиатра развития, двух педа-гогов-специалистов по ранней коммуникации, врача-невропатолога, кинезотерапевта, двух психологов, одиниз которых семейный психолог.В Москве в феврале 2003 г. состоялась Всероссий-ская конференция, в которой наряду с представителямиакадемических институтов и Министерства образова-ния Российской Федерации участвовали ведущие спе-циалисты в области помощи детям раннего возраста изМинистерства здравоохранения, Министерства труда исоциального развития Российской Федерации. Конфе-ренция была посвящена проблеме ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с особыми по-требностями и их семьям. Подчеркивалась необходи-мость создания семейно-центрированных программ ран-ней помощи, направленных на помощь всей семье, а нетолько ребенку с особыми потребностями.Повышенный интерес к раннему вмешательству обу-словлен тем, что число детей, которым грозит умственнаяотсталость или нарушения слуха, зрения, движений, великои продолжает расти из года в год. Это связано с ухудшениемэкологической и социальной обстановки (растет число семейс крайне низким уровнем дохода; семей, не обеспеченныхжильем; неполных семей; семей, испытывающих трудностив реализации воспитательной функции; увеличивается коли-чество социальных сирот из числа детей с проблемами здо-ровья и нарушением развития), с недостатками медицин-ской помощи при родах и выхаживании детей после родо-вых осложнений [8], усилением гуманистических тенденцийв обществе. По оценкам экспертов, при сохранении наблю-даемых тенденций к 2015 г. в России доля здоровых детейсреди новорожденных уменьшится, а доля детей, страдаю-щих врожденными и приобретёнными хроническими болез-нями, увеличится до 20-25 %. В структуре детской инвалид-ности нервно-психические заболевания занимают одно изпервых мест.Перинатальное поражение центральной нервной сис-темы является частым осложнением патологии бере-менности и родов. Перинатальные повреждения мозгасоставляют более 60 % всей патологии нервной систе-мы детского возраста, являются причиной таких забо-леваний, как детский церебральный паралич, эпилеп-сия, мозговая дисфункция [9], которые приводят к на-рушению развития высших психических функций(ВПФ), в том числе и речевых.Поэтому наряду с повышением уровня профилакти-ческих мероприятий во время пренатального, наталь-ного и постнатального периодов остается актуальнойпроблема эффективности оказания ранней коррекци-онно-педагогической помощи детям с трудностямиформирования речи и высших психических функций,что требует более совершенных методик поддержки исопровождения детей (несмотря на имеющиеся иссле-дования в этой области). Особенно важными являютсявопросы диагностики недостатков довербапьного раз-вития, определение критериев раннего прогноза рече-вых нарушений, дальнейшей разработки методов про-педевтической и коррекционной работы. До недавнеговремени объектом внимания логопедов и психологов восновном были дети предцошкольного возраста и стар-ше. В последние годы разработаны приемы работы попреодолению речевых нарушений у детей раннего воз-раста [10]; создана система работы с детьми младенче-ского возраста с нарушениями психомоторного разви-тия [11]; предложена система коррекционной помощидетям раннего возраста с органическим поражениемцентральной нервной системы в группах кратковремен-ного пребывания [12]; появились исследования, посвя-щенные коррекции нарушений доречевого и познава-тельного развития детей первого года жизни с двига-тельной патологией [13].В настоящее время остро стоит проблема поискановых форм оказания помощи детям с нарушениями вразвитии, оставшимся без попечения родителей и вос-питывающимся в домах ребенка.Современные научные исследования доказывают,что для обеспечения нормального психофизическогоразвития ребенка недостаточно соблюдения условийдля его выживания и роста, полноценного питания иправильного гигиенического ухода. Ранний опыт соци-ального окружения, отношения с матерью являются не-обходимыми для формирования его личности и разви-тия мозга. В процессе эмоционального взаимодействияребенка с близким для него взрослым формируется егоинтерес к окружающему миру, повышается познава-тельная активность, уверенность в безопасности приосвоении нового. В эксперименте С.Ю. Мещеряковойдетям первого полугодия жизни предлагалась игрушка-неваляшка. При появлении в предметной ситуацииблизкого взрослого количество инициативных дейст-вий ребенка, направленных на игрушку, возросло на480 %; этот прирост составил всего 10 % в присутствиипросто знакомого человека. Взаимодействуя со взрос-лым, дети делали попытки совместного восприятиячеловека и предмета - они поворачивались то к нему,то к игрушке, указывали взрослому на игрушку взгля-дом и издавали звуки удовольствия, старались увидетьна лице взрослого признаки его впечатления от игруш-ки [14]. В этом эксперименте прослеживается важнаяроль привязанности к взрослому как основы жизнен-ной уверенности, способствующей активному позна-нию внешнего мира.Играя с ребенком, мать формирует у него мотивациюк общению, развивает концентрацию внимания, способ-ность поддерживать длительный контакт, подчинятьсярегуляции со стороны взрослого, контролировать своидействия. Отсутствие с ранних лет матери порождает удетей страх, агрессивность, недоверие к другим людям ик самому себе и задерживает их развитие.Внутренняя организация детских государственныхучреждений такова, что условия в них весьма отлича-ются от естественной домашней обстановки. Регламен-тированная жизнь в учреждениях приводит к тому, чтомежду ребенком и окружающими устанавливаютсяповерхностные взаимоотношения. Реально существую-щий широкий круг общения при эмоционально по-верхностном стиле отношения к конкретному ребенкуне может восполнить дефицит эмоционального тепла.Соответственно, при таких обедненных взаимоотноше-ниях ребенок не способен достичь максимально воз-можного уровня развития, несмотря на проводимуюмедицинскую реабилитацию и педагогическое воздей-ствие со стороны персонала.Нами изучались дети с признаками раннего органи-ческого поражения мозга 1-го и 2-го года жизни, вос-питывающиеся в муниципальном лечебно-профилак-тическом учреждении «Специализированный дом ре-бенка». Существует несколько методик комплексногоизучения развития детей раннего возраста. Широкуюпопулярность у нас в стране получили Шкала развитияГезелла, Денверовская скрининговая методика (DDST)и некоторые другие [15]. Среди отечественных методовможно отметить работы Г.В. Пантюхиной, K.JI. Печоры,ЭЛ. Фрухт [16], О.В. Баженовой [17], Л.Т. Журбы, Е.М. Ма-стюковой [18].Отечественные и зарубежные методики построеныпо одному принципу: они включают наборы заданий,направленных на изучение моторной, речевой, позна-вательной, социальной сфер. По мере развития ребенкаэти задания усложняются.Для оценки уровня развития, определения наруше-ний доречевых функций и предпосылок формированиявысших психических функций у детей с перинаталь-ным поражением ЦНС, находящихся в доме ребёнка,изучался анамнез, использовались приёмы обследования,предложенные О.В. Баженовой, Л.Т. Журбой, Е.М. Ма-стюковой; диагностические шкалы-опросники KIDи RCDI-2000. Результаты, полученные при обследова-нии детей с перинатальным поражением ЦНС, находя-щихся в доме ребёнка, оценивались путем сравненияих с показателями закономерных возрастных этаповразвития ребенка в норме.Проведенное исследование констатирует у всех детей:- отставание в физическом развитии;- позднее становление пальцевого захвата игрушкии манипуляций с предметами;- недостаточную сформированность зрительного ислухового восприятия;- бедность эмоциональных реакций;- скудность, однообразие, позднее начало гуления илепета;- позднее становление импрессивного словаря.Изучение раннего детализированного анамнеза этихдетей выявило, что в большинстве случаев их развитиепротекало аномально. Так, отставание в общемоторномразвитии наблюдалось у 92,5 % детей. Оно проявля-лось в позднем формировании умений держать голову,садиться, ползать и ходить. Наблюдались общая мо-торная неловкость и недостаточная скоординирован-ность движений; запоздалое становление пальцевогозахвата игрушки и манипуляций предметами (95 %).Все обследованные дети демонстрировали разные про-явления доречевого и речевого дизонтогенза. Среди та-ких проявлений наиболее часто регистрировались запо-здалое формирование доречевых вокализаций (85 %);скудность, однообразие, интонационная бедность гуле-ния и лепета (90 %); несвоевременное становление им-прессивного словаря (97,5 %); задержка развития экс-прессивной речи (100 %). У многих детей наблюдаласьограниченная подвижность артикуляционных мышц,нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры. До-вербальный период детей характеризовался позднимисроками появления комплекса оживления и его недиф-ференцированностью - нарушением формирования при-вязанностей. Комплекс оживления - двигательная ак-тивность, вокализации, улыбка - это уже призыв к об-щению, социальный акт со стороны младенца. Такая ре-акция возникает у ребенка на появление матери или дру-гого, самого близкого, обеспечивающего уход и обще-ние с ребенком взрослого. Ребенок получает удовольст-вие не только от устранения физиологического диском-форта, но и от нормальной социальной ситуации, важ-ной для поддержания общего жизненного комфорта:улыбки, нежных прикосновений, ласкового голоса мате-ри. Дети из дома ребенка реагировали оживлением налюбого человека, появившегося в их поле зрения илиоставались безразличными, если их основные физиоло-гические потребности были удовлетворены.У большинства детей из дома ребенка наблюдались:- несформированность невербальных форм общения(эмоционально-личностной, экспрессивно-мимической);- несформированность умений действовать по ука-зательному жесту, по речевой инструкции; готовностик совместным действиям;- задержка развития игры на манипулятивном уро-вне, с преобладанием однообразных, свойственных бо-лее раннему возрасту действий с игрушками;- слабовыраженная инициативность, сниженная ак-тивность исследования предмета;- отсутствие чувства настороженности при обще-нии с незнакомыми людьми.Характерными для многих детей явились наруше-ния поведения. У многих из них преобладает неустой-чивое эмоциональное состояние. С эмоциональным со-стоянием связан характер бодрствования и сна. Затруд-нено засыпание для детей с травмированной нервнойсистемой, с повышенной возбудимостью. Оно длите-льное, беспокойное, дети нуждаются в дополнительныхвоздействиях. В период бодрствования малыши беспо-койны, быстро утомляемы. В их поведении присутст-вуют двигательные автоматизмы и стереотипии (одно-образные повороты головы, раскачивание стенки ма-нежа; сосание, разглядывание пальчиков рук), которыевозникают как средство самоудовлетворения и у воз-бужденных, и у более спокойных детей.Обобщая данные изучения детей раннего возраста сперинатальным поражением центральной нервной сис-темы, находящихся в условиях дома ребенка, можноконстатировать, что отставания в эмоциональном, мо-торном, сенсорном развитии, в формировании голосовыхреакций, познавательной активности обусловлены диаг-нозом и связаны с дефицитом социального и эмоциональ-ного опыта. Медицинское воздействие, коррекционно-педагогическая работа в сочетании с организацией непре-рывающегося взаимодействия каждого ребенка с однимили несколькими близкими взрослыми будет способство-вать наиболее полной его реабилитации.При этом близкий человек должен обладать определен-ными личностными качествами, которые позволяют ему:- эмоционально принимать ребенка;- признавать его самоценность;- быть эмоционально вовлеченным в совместную де-ятельность и способным к сопереживанию;- менять свое поведение в соответствии с изменя-ющимися потребностями ребенка.Учитывая сказанное выше, нами были выделены основ-ные задачи коррекционно-педагогаческого воздействия.1. Коррекция и развитие доречевых и речевых фун-кций, формирование предпосылок высших психиче-ских функций на основе создания оптимальных усло-вий для удовлетворения потребностей детей в эмоцио-нально теплых контактах.2. Нормализация эмоционально-поведенческой сферыдетей, профилактика нежелательных тенденций поведения.3. Физическое воспитание и развитие движений.Одним из важных условий проведения коррекцион-но-педагогической работы с детьми и медицинскойреабилитации в учреждении является создание эмо-ционально-положительной атмосферы (эмоциональнаятеплота окружающих взрослых, их любовь и вниманиек каждому ребенку, установление отношений доверия,симпатии, уверенности между ребенком и взрослым).Логопед-дефектолог встречается с детьми 5 раз внеделю, в отличие от основного медицинского персо-нала, работающего сутки через трое, проводит занятия.Коррекционно-развивающие занятия, проводимые ло-гопедом-дефектологом с детьми 1-го, 2-го года жизни,направленные на развитие коммуникативной, эмоцио-нально-поведенческой, когнитивной, двигательнойсферы и всей психики в целом, по нашему мнению, спо-собствуют и приобретению детьми нового положитель-ного социально-эмоционольного опыта. Постоянные встре-чи одного и того же взрослого с ребенком, качественноеобщение с ним положительно влияет на установлениеглубоких отношений между взрослым и ребенком, наречевое и познавательное развитие малыша.Важно учитывать, что общение складывается по-степенно. Новорожденность выступает как подготови-тельный этап в развитии общения ребенка и взрослого.Общение считается сложившимся, если наблюдаютсяследующие четыре признака: взгляд в глаза взрослого(18-20 дней); ответная улыбка на воздействия взросло-го (1 мес.); инициативные улыбки и двигательное ожив-ление, сопровождаемое вокализациями (3 мес.); стрем-ление продлить эмоциональный контакт со взрослым.Общение младенца со взрослым с помощью экс-прессивно-мимических средств (ситуативно-личност-ное) выполняет функцию ведущей деятельности в пси-хическом развитии ребенка первого полугодия жизни.Во втором полугодии жизни психическое развитие ре-бенка определяют следующие факторы: ведущая деятель-ность - предметно-манштулятивная и общение - ситуатив-но-деловое, включающееся в практическое взаимодействиеребенка со взрослым по поводу предметов.С опорой на закономерности развития взаимодейст-вия взрослого и ребенка в норме и с учетом особенно-стей нарушений у детей были определены следующиенаправления комплексной коррекционно-воспитатель-ной работы:1. Коррекционные занятия, которые делятся на «сеан-сы» развивающего взаимодействия взрослого и ребенкабез использования предметов при установлении тактиль-ного, зрительного, эмоционального контакта и «сеансы»предметно-игрового взаимодействия, направленные наразвитие доречевых и речевых функций, формированиепредпосылок высших психических функций.2. Артикуляционная гимнастика и логопедическиймассаж, направленный на создание условий формиро-вания произвольных движений речевой мускулатуры.3. Для стимуляции сенсорного восприятия, норма-лизации эмоционально-поведенческой сферы проведе-ние музыкотерапии - слушание детьми музыки, кото-рое начинается с первых месяцев жизни ребенка.4. Активизация режима движений детей в самосто-ятельной деятельности. Для детей 1-го года жизни - этопассивные физические упражнения, проведение практи-ческих занятий с речевым сопровождением и поддержи-ванием зрительного контакта, направленные на развитиедвигательной сферы; для детей 2-го года жизни - специ-ально подобранные с учетом их индивидуальных воз-можностей подвижные игры, способствующие развитиюобщей моторики: принеси игрушку, перешагни палку,скати с горки, бегите ко мне, поезд и др.При этом индивидуальные занятия с детьми про-должаются столько времени, сколько ребенок можетбыть сконцентрирован на словах и действиях педагога.Комплексная диагностика в динамике развития де-тей, анализ показателей по шкалам «KID» и «RCDI»позволяют сказать, что коррекционно-педагогическаяработа, проводимая с учетом имеющихся у детей домаребенка нарушений и опирающаяся на закономерностиразвития взаимодействия матери и ребенка в норме,является эффективной. Необходима дальнейшая разра-ботка комплексной программы психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста с пе-ринатальной патологией нервной системы и новых ор-ганизационных форм оказания ранней помощи детям,находящихся в домах ребенка.Благоприятное сочетание компенсаторных возмож-ностей организма в раннем возрасте с медикаментознымвоздействием, оптимальными условиями воспитания икомплексной коррекционно-педагогической работой поз-воляет повысить уровень развития, максимально при-близить его к нормальному и способствует наиболее пол-ной реабилитации ребенка.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Устинова Елена ИвановнаТомский филиал Московского государственного открытого педагогического университета им. Шолоховастарший преподаватель кафедры олигофренопедагогики и логопедии дефектологического факультета
Матютина Зинаида СергеевнаМуниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Специализированный дом ребенка»главный врач
Всего: 2

Ссылки

Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2000.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
Мухамедрахимов РЖ. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002.
Питерси П., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 1: Введение в программу / Пер. с анг. М.: Ассоциация «Даун Синдром», 2001.
Шкловский В.М., Лукашевич И.П., Мачинская Р.И., Данилов А.В., Печева С.А., Фридман Т.В., Шипкова К.А. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей // Дефектология. 2001. № 2. С. 20-27.
Москаленко А.А. К вопросу о перинатальной гипоксической энцефалопатии и ее последствиях: морфология, клиника и диагностика // Дефектология. 1999. № 5. С. 71-75.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., 1997.
Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. М.: Школьная Пресса, 2003. 2-е изд-е.
Стребелева Е.А., Браткова М.В. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. 2000. № 5. С. 86-96.
Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями // Дефектология. 2003. № 5. С. 36-39.
Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопеда. Томск: STT, 2001. С. 59.
Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно-психического развития детей первого года жизни // Дефектология. 2002. № 5. С. 78-83.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М., 1996.
Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.
Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни. М., 1981.
 Ранняя помощь детям с перинатальным поражением нервной системы, воспитывающимся в условиях дома ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Ранняя помощь детям с перинатальным поражением нервной системы, воспитывающимся в условиях дома ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2004. № 283.

Полнотекстовая версия