О готовности учителя математикик работе в условиях профильного обучения
В работе предлагается анализ готовности учителя математики к работе при переходе к профильному обучению. Определены цели и задачи модернизации образования, выделены группы учителей профильных классов, поставлены проблемы выбора педагогических технологий; особое внимание уделено исследовательскому компоненту в структуре профессиональной деятельности учителя математики.
About readiness of a teacher of mathematicsto work under conditions of profile education.pdf Сложные социально-политические и культурно-ми-ровоззренческие сдвиги, которые произошли в мире вконце XX в., ставят новые проблемы перед системойобразования. Глобальный характер изменений в обра-зовании заключается в серьезном обновлении целейобразования; углублении его индивидуализации; рас-ширении инновационных методов образования и само-образования.Новые задачи цивилизации закономерно приводятмногие страны мира к волне глубоких реформ системобразования. В России в последние годы наметиласьтенденция формирования долгосрочных стратегиче-ских программ. К их числу относятся:- концепция модернизации российского образова-ния до 2010 г.;- концепция информатизации высшего образования РФ;- концепция профильного обучения и пр.В связи с этим возникает потребность переосмыс-лить цели школьного образования и повышения квали-фикации его работников и соответственно по-новомусформулировать планируемые результаты образования.К целям и задачам модернизации относят следую-щее: доступность, качество, эффективность образова-ния, индивидуализация и дифференциация образова-ния, разгрузка содержания образования, внедрение здо-ровьесберегающих технологий, введение новой систе-мы оценки знаний, ЕГЭ и пр.Важно отметить, что выдвижение этих целей какновых приоритетов не означает отказа от традицион-ных целей российского образования. Напротив, ониполучают новое звучание. При сохранении фундамен-тальности образования усиливается его практическая,жизненная направленность.Современное положение не устраивает общество понескольким причинам: с одной стороны, все говорят оперегрузке старшеклассников, с другой - нет преемст-венности школа - вуз. Большинство старшеклассникови их родителей считают, что существующее ныне обра-зование не дает возможностей для построения даль-нейшей профессиональной карьеры и обучения в вузе.Традиционная российская подготовка старшеклассни-ков породила многочисленные курсы подготовки, ре-петиторство, уход в систему экстерната, платные под-готовительные отделения. Большинство подростков,определившихся в выборе дальнейшего жизненногопути, не испытывают потребности в получении знанийпо предметам, не являющимся для их дальнейшегообучения профильными или сопровождающими. Болеетого, многие выпускники, получившие два высшихобразования, могут все еще не определиться в выборежизненной карьеры. Отсюда явно следует актуальностьпрофильного обучения.Основная идея обновления старшей ступени общегообразования состоит в том, что образование должностать более индивидуализированным, функциональными эффективным.В концепции профильного обучения сказано: «Реа-лизация идеи профильности старшей ступени ставитвыпускника средней школы перед необходимостью со-вершения ответственного выбора - предварительногосамоопределения в отношении профилирующего на-правления собственной деятельности».В отличие от привычных моделей школ с углублен-ным изучением отдельных предметов, когда один - двапредмета изучаются по углубленным программам, аостальные - на базовом уровне, реализация профиль-ного обучения возможна только при условии относи-тельного сокращения учебного материала непрофиль-ных предметов, изучаемых для завершения базовойобщеобразовательной подготовки учащихся. Но здесьвстает проблема подготовки учителя для каждого про-филя, методического обеспечения, учебников и пр.В связи с этим возникают проблемы:- психолого-педагогический поддержки ребенка всамоопределении;- работы с родителями, у которых своя оценка ре-бенка, его способностей;- потребности рынка с долгосрочным прогнозом;- подготовки учителя к работе в условиях профиль-ного обучения.Успешность профильного обучения во многом за-висит от личности и квалификации ведущего эти курсыучителя. Выделим наиболее часто встречающиесягруппы учителей профильных классов:1) Специалисты своего дела с большим опытом рабо-ты. Они хорошо умеют составлять, решать и объяснятьматематические задачи и теоретический материал, оты-скивают подход к ученикам и хотят этот подход найти.Эти учителя, безусловно, сами сориентируются в том,какую из представленных программ им выбрать для обу-чения. Более того, они творчески подойдут к каждой про-грамме, переработают ее «под себя и своих учащихся».2) Сильные математики, в прошлом отличные сту-денты, часто работники высшей школы. Их особен-ность состоит в том, что они готовят чаще всего к по-ступлению в вуз.3) Учителя, долго работавшие в обычных классах,хорошо владеющие методикой, но не всегда успешносправляющиеся с трудными математическими пробле-мами профильных классов. Многое они уже забыли, амногое никогда не знали. При правильной организациипроцесса переподготовки такие учителя очень скоромогут стать высококлассными специалистами, способ-ными вести практически любые элективные курсы.4) Учителя, случайно привлеченные к преподава-нию в профильных классах. Такие учителя убеждены,что профильное обучение происходит главным обра-зом за счет увеличения количества часов для решениястереотипных задач. Других же различий для них меж-ду математическим и базовым классами нет.Выбирая элективный курс, учитель должен сто разподумать, будет ли интересна и доступна данная про-грамма ему и его ученикам независимо от профиля.Как уже говорилось выше, одной из основных це-лей обучения в профильных классах является развитиеличности ребенка, распознавание и раскрытие его спо-собностей. Было бы неверно считать, что важной це-лью обучения в классах с математическим профилемявляется «выращивание» математиков. Очень немногиевыпускники профильных классов станут профессиона-лами в этой области (школа-то общеобразовательная).Это совершенно естественно и закономерно, более то-го, ложный профессионализм или математический сно-бизм не должен приветствоваться.Если в результате занятий в профильной школе, и вчастности занятий элективным курсом, ученик выбираетпуть продолжения образования, связанный с математи-кой, − ориентационная цель достигнута. Но если выпу-скник математического класса осознанно не выбирает«математическое будущее», то цель также достигнута.Недостигнутой она может бытьлишь в том случае, еслиученик так и не понял, нравится ему математика или нет.Важной целью обучения является знакомство уча-щихся с математикой как с общекультурной ценнос-тью, выработка понимания ими того, что математикаявляется инструментом познания окружающего мира исамого себя.Постепенно изменяющаяся методика обучения впрофильных классах (особенно на элективных курсах)должна развивать у учащихся навыки организации ум-ственного труда и самообразования. Здесь и умениевоспринимать объясняемый материал, достаточно бы-стро его конспектировать, с одной стороны, и умениеработать с учебниками и иной литературой − с другой.Большим подспорьем может стать использование инте-рактивных технологий. Это и глобальная сеть Интер-нет, и учебные СД-диски.Среди многообразия проблем, порождаемых необ-ходимостью достаточно быстрого перехода школ напрофильное обучение, можно выделить разработку об-разовательных программ профильного обучения, кото-рая по своей сущности должна существенно отличатьсяот массовой практики работы школ в русле знаниевойпарадигмы образования, и выбор педагогических тех-нологий.Современное образование ознаменовано переходомк культурно-исторической (личностной и индивидуа-лизированной) педагогике. В процессе обучения важноорганизовать такую деятельность учащихся, при кото-рой осуществлялись три основных процесса его само-организации: самоопределения, самопознание и само-актуализация.Продуктивной основой целеполагания для построе-ния образовательной программы с такой личностнойориентацией образования является формирование клю-чевых компетентностей. Компетентностный подходтолько начинает входить в педагогическую практикуотечественной школы.Для старшей школы целесообразно выделить триблока: индивидуальной, социальной и общеучебной ком-петенции.Стратегия модернизации содержания общего сред-него образования выделяет компетентности в следую-щих сферах: самостоятельной познавательной деятель-ности; гражданско-общественной деятельности; соци-ально-трудовой; в бытовой; культурно-досуговой дея-тельности.Осознание роли развития компетентности как сверх-задачи образования позволит «выстроить» освоение со-держания образования в русле новой, личностно- и ин-дивидуально-ориентированной парадигмы.Реализация этой парадигмы требует применения вобразовательном процессе инновационных образовате-льных технологий. Модернизация образовательных тех-нологий позволяет сформировать у учащихся картинумира, развить познавательные способности школьни-ков, их самообразовательные умения. Реформированиепроцесса обучения направлено на развитие компетент-ности учащихся и освоение ими образа профессиона-льной деятельности. Основная задача обучения − по-нимание ученика и создание условий для его оптима-льной самореализации. Как выразился Блез Паскаль визвестном суждении: «Ученик - это не сосуд, которыйнужно наполнить, а факел, который надо зажечь».Поэтому необходимо в образовательных програм-мах для старшей ступени обучения предусмотреть реа-лизацию интерактивных технологий, модернизацию тра-диционного обучения, освоение педагогами информа-ционных технологий, педагогического проектирования,мастерских, модернизации лекционно-семинарских за-нятий, различных форм групповой работы.Учебный проект - это интегративное дидактическоесредство развития, обучения и воспитания, которое по-зволяет вырабатывать и развивать специфические уме-ния и навыки проектирования. Он учит проблематиза-ции; целеполаганию и планированию деятельности; са-моанализу и рефлексии; презентации хода своей дея-тельности и результатов; умению готовить материалдля проведения презентации в наглядной форме; поис-ку нужной информации; вычленению и усвоению не-обходимого знания из информационного поля; практи-ческому применению знаний, умений и навыков в раз-личных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору,освоению и использованию адекватной технологииизготовления продукта проектирования; проведениюисследования.Концепция профильного обучения ставит перед учи-телем новые задачи. Если у ученика, хотя и нелегкая, ноодна задача в процессе обучения, связанная с овладени-ем знаниями, умениями и навыками, познанием мате-риала, приближающим его к научному осмыслению кар-тины мира, то, чтобы ученик ее решал, его учитель дол-жен реализовать, по крайней мере, пять задач.Сегодня учить не менее сложно, чем учиться, во-первых, потому, что учитель имеет дело с учениками-акселератами и надо, чтобы обучение поспевало за ихразвитием; во-вторых, трудно учить, потому что в нашевремя у учителя появилось много конкурентов. Этомногочисленные издания для школьников, детские ил-люстрированные журналы, учебные кассеты, телевизи-онные передачи, Интернет и т.п., откуда ученики могутчерпать новую информацию, поэтому важно, чтобыобучение в школе не отставало от развития, потребно-стей и интересов учеников.Задача первая, стоящая перед учителем, заключает-ся в том, чтобы не просто сообщать учащимся готовыезнания, а вооружать их системными знаниями, так какименно системность знаний составляет основу миро-воззренческого отношения к действительности.Но учитель не сможет обеспечить системность зна-ний, если на уроке не будет порядка и дисциплины. По-этому вторая задача учителя - правильно организоватьпознавательную деятельность учеников на уроке. Приэтом важно научить их прогнозировать свою работу,планировать свое время, своевременно подготавливатьвсе необходимое для успешной деятельности, стимули-ровать их активность, самостоятельность, творчество.Однако дети не могут быть активными и творческиработать, если не испытывают интереса к деятельно-сти, связанной с овладением материалом. Вот почемутретья задача учителя - сформировать у учеников ин-терес к учению. Прав был К.Д. Ушинский, которыйнастаивал на том, что учитель должен серьезное делоучения сделать занимательным для детей, тогда онибудут охотно учиться.И все же не могут учащиеся проявлятьзаинтересованность учением, если они не умеютучиться. Значит, четвертая задача учителя - учить сво-их питомцев учиться, организовывать работу дляправильного и успешного овладения ими знаниями,умениями и навыками, которые являются компо-нентами любой учебной деятельности.Дети подчас не умеют думать и рассуждать, потомучто плохо владеют операциями, которыми насыщен про-цесс мышления. Следовательно, необходимо формиро-вать не только двигательные, но и интеллектуальныеумения, способы оперирования знаниями, знакомить сприемами умственной работы, особенно при чтении ирешении задач. Следует иметь в виду, что не будет ус-пешной работы, если у учеников не выработано правиль-ное отношение к школе, учителю, учению. Поэтомукрайне важно решать пятую задачу, связанную с выра-боткой правильной жизненной позиции, которая в конеч-ном счете определяется мировоззренческими взглядами, аосновой мировоззрения является системность знаний.Для освоения преобразований нужен человек, откры-тый для нового, не замыкающийся рамками прежнихрезультатов и достижений, способный преодолеть своипереживания, обогатить свои знания, познать возможно-сти, постоянно стремящийся постичь неизведанное.Ядром в развитии мастерства и творческого потен-циала учителя является исследовательская деятель-ность. Исследовательская позиция - это деятельность,предполагающая системное аналитическое видениесвоей практики, при которой основой становится по-стоянное прогнозирование, мысленное проигрывание имоделирование различных вариантов.Исследовательский компонент занимает определенноеместо в структуре профессиональной деятельности учи-теля. При выполнении основных функций проявляетсяисследовательский подход, что делает профессиональнуюдеятельность адекватной целям и задачам обучения.В практике школы в основном сложилось два на-правления исследовательской деятельности педагогов.Первое предполагает, что исследовательская деятель-ность, педагогические исследования должны быть при-ближены и повторять механизм научного исследованияи познания. Более приемлемое и ценное для образова-тельных учреждений - второе, когда исследовательскаядеятельность помогает в решении главных образова-тельных задач, становится оптимальным средством длядостижения наилучших результатов. Эта деятельностьдолжна быть практико-ориентированной.Исследовательская деятельность для педагогов дол-жнабыть и принципом работы, и стилем жизни, и способом ихдеятельности. С другой стороны, и для ученика важно нестолько познать предмет, сколько обрести навыки самопо-знания, научного исследования. Но все дело в том, чтоучебное познание отличается от познания научного.В центре научного познания стоит окружающиймир с его объективными закономерностями, выработкаи теоретическая систематизация объективных знаний одействительности, описание, объяснение и предсказа-ние процессов и явлений действительности, составля-ющих его предмет. В центре учебного познания стоитученик с его потенциальными силами и отношением кокружающему миру, с его способностями, склонностя-ми, потребностями, установками и интересами.Процесс научного познания безграничен. Будучи не-отъемлемой частью практического способа освоения ми-ра, он существует и будет существовать как сила, переос-мысливающая и уточняющая свои прошлые достижения,дающая приращения новых знаний. Процесс учебногопознания носит ограниченный характер. Его пределыопределяются программами и сроками обучения.Научное познание связано с открытием нового. Вучебном познании ученик ничего нового для человече-ства не открывает. Он открывает только то, что челове-честву уже давно известно, познает готовое, т.е. делаетоткрытия для себя.Научное познание представляет собой самостоятель-ный процесс. В нем ученый самостоятельно обнаружива-ет научные проблемы, выявляет их актуальность, строитгипотезы, формулирует задачи, ищет пути решения про-блемы и т.п. Учебное познание организуется и направля-ется учителем. Учитель определяет цель, подбирает в со-ответствии с программой содержание, мобилизует внут-ренние силы учеников на овладение материалом.Научное познание, связанное с открытием нового, неможет быть жестко запрограммировано. Оно пронизанобесконечным поиском, и в нем лишь ориентировочно,очень относительно можно определить, когда будет сде-лано то или иное открытие. В учебном познании заранееопределены условия его протекания и порядок овладе-ния знаниями. Учитель предварительно планирует, вкаких формах будет осуществляться процесс овладениязнаниями, когда и что будет изучаться учащимися.В научном познании истина познается с помощьюновых открытий, новые открытия подтверждают илиотвергают ту или иную гипотезу, помогают установитьподлинность знаний. В учебном познании ученики по-знают истину с помощью уже известных фактов науки,которые для науки не представляют новизны.Истинность научного познания проверяется практикой.Практика - источник научных познаний, его движущаясила, она критерий и мерило подтверждения истинностирезультатов познания. Объективное значение имеют толь-ко те результаты, которые проверены на практике. В учеб-ном познании практика не всегда возможна и обязательна.Все человеческое познание представляет собой какбы пирамиду, на вершине которой стоит ученый, ибоему доступно научное познание, а у ее основания -место ученика, овладевающего учебным познанием.Ведь смысл процесса обучения заключается в том, что-бы учитель в ходе учебной деятельности содействовалвосхождению учеников на эту пирамиду, чтобы ихучебное познание за время обучения в школе посте-пенно приближалось к познанию научному.Если учитель будет иметь достаточно серьезнуюпредметную подготовку, исследовательскую компе-тентность, владеть современными педагогическим тех-нологиями, то основная цель профильного обучения -профессиональное самоопределение учащихся - будетдостигнута.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 320
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Змеева Елена Евдокимовна | Томский областной институт повышения квалификации работников образования | доцент, кандидат физико-математических наук, проректор по учебной работе | hel@edu.tomsk.ru |
Сазанова Татьяна Александровна | Томский областной институт повышения квалификации работников образования | кандидат технических наук, доцент, заместитель директора | sta@edu.tomsk.ru |
Терпугов Александр Федорович | Томский государственный университет | профессор, доктор физико-математических наук, профессор кафедры прикладной информатики факультета информатики, заслуженный деятель науки РФ | terpugjv@fpmk.tsu.ru |
Ссылки
