К вопросу о развитии российского страхового бизнеса в процессе активизации предпринимательского инвестирования | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

К вопросу о развитии российского страхового бизнеса в процессе активизации предпринимательского инвестирования

Показана роль развивающегося в России страхового предпринимательства в привлечении инвестиций фирмами бизнеса. Выделена рискозащитная роль страхования, реализация которой призвана существенно улучшить инвестиционный климат в отечественной предпринимательской системе. Предложены пути активизации участия страхового бизнеса в процессе ускорения притока инвестиций в предпринимательство.

To the Question of Russian insurance business development in activation of business investments.pdf Предпринимательские фирмы в страховой сфере за-нимают особое место в обеспечении инвест иционногопроцесса. С одной стороны, они сами способны выпол-нять функции институциональных инвесторов, моби-лизуя значительную часть финансовых средств юриди-ческих и физических лиц и направляя их в различныевиды инвестиций. С другой стороны, страхование раз-личных рисков бизнеса призвано обеспечить рост ин-вестиционной активности предпринимательских струк-тур. Для этого необходимо, прежде всего, осуществле-ние страховых операций по видам страхования, гаран-тирующим инвесторам возврат вложенных средств, а вряде случаев и возмещение неполученного дохода.Сама возможность осуществления страховщикамиинвестиционной деятельности вытекает из особенно-стей перераспределения средств в экономике посред-ством страхования. Специфика договора страхованиядает возможность страховой предпринимательскойструктуре (страховщику) в течение определенного пе-риода распоряжаться средствами, полученными отстрахователей, и инвестировать их в различные при-быльные активы. Помимо привлеченных средств,страховые организации имеют в своем распоряжениисобственные средства. Эти ресурсы также представ-ляют собой инвестиционные ресурсы страховых пред-принимателей. За рубежом страховые компании счи-таются обычно одними из крупнейших инвестицион-ных институтов. Так, например, общая сумма инвес-тиций, которыми управляют страховые организацииЕвропы, США и Японии, достигает нескольких трил-лионов долларов, что сопоставимо с совокупнымиинвестициями крупнейших банков этих стран [1].В рамках государственной политики по активиза-ции инвестирования со стороны страхового предпри-нимательства необходимо, во-первых, содействие ак-кумуляции страховщиками долгосрочных инвестици-онных ресурсов (главным образом в сфере страхова-ния жизни). Во-вторых, развитие инвестированиясубъектами страхового бизнеса требует повысить ихсобственную финансовую устойчивость, сделать бо-лее равномерным обращение страхового фонда. В ос-нове этого должно быть положено развитие финансо-вого перестрахованиякак формы взаимодействиястрахового и фондового капиталов. В-третьих, раз-витие страхового предпринимательства само являет-ся «катализатором» инвестиционной деятельностичерез страхование финансовых рисков инвесторов.Следует особо подчеркнуть роль резервов страхо-вых предпринимательских структур, аккумулируемыхими по договорам страхования жизни, в инвестици-ях. Для данного вида страхования характерен, преж-де всего, длительный срок действия договоров, а так-же значительный промежуток времени между выпла-тами страхового обеспечения и началом уплаты стра-ховых взносов. Это позволяет инвестировать значи-тельную часть резервов по страхованию жизни в от-носительно долгосрочные проекты. Чем на более дли-тельные сроки заключены договоры страхования жиз-ни, тем более долгосрочными являются инвестиции,сделанные страховщиками. Таким образом, средстварезервов по страхованию жизни являются основными наиболее важным источником инвестиций страхо-вых организаций.В российской предпринимательской системе раз-витие страхования жизни пока не может выступитьзначимым источником инвестиций. Причина этого -значительное сокращение спроса на данный продуктстрахового предпринимательства в период реформ.До начала 1990-х гг. договоры страхования жизнибыли весьма популярны среди населения: их имели70-80% трудоспособного населения страны. Их зак-лючали в основном на пять лет, и привлеченные сред-ства использовались в качестве кредитных ресурсовгосударства. Однако с началом реформ число вновьзаключаемых договоров страхования жизни катаст-рофически упало и в настоящее время страховые пре-мии по договорам долгосрочного страхования жиз-ни не играют какой-либо существенной роли в опе-рациях страховщиков. Среди причин неразвитостистрахования жизни в реформируемой российской эко-номике можно выделить следующие.1. Либерализация цен 1992 г. и последующая высо-кая инфляция 1992-1995 гг. привела к обесцениваниюстрахового обеспечения по договорам смешанного стра-хования жизни и страхования детей. До начала реформтакие договоры обычно заключались на суммы 500-1000 дореформенных руб. (в 1980-е гг. этосоставляло всреднем несколько месячных зарплат). Поскольку ни-каких значимых индексаций договоров страхованияжизни, заключенных до 1992 г., практически проведеноне было, у потенциальных страхователей сложилосьстойкое убеждение в том, что страхование жизни под-вержено влиянию политической и экономической не-стабильности в наибольшей степени.2. Банкротство многих финансовых фирм и банковв 1994-1996, 1998-1999 гг. Это также негативно отра-зилось на доверии потенциальных страхователей к рос-сийскому страховому бизнесу в целом. Во-первых, невыполнили своих обязательств перед клиентами рядстраховых компаний. Во-вторых, многие страховщикизаключали договоры страхования финансовых рисковс «лопнувшими» финансовыми пирамидами (РДС,МММ, Банк «Тибет» и ряд других); соответственно,выплат потерпевшим вкладчикам произведено не было.В-третьих, общее негативное отношение населения к фи-нансовым организациям, естественно, коснулось и стра-ховщиков.3. Неуверенность в политической и экономическойстабильности в стране. Потенциальные страхователибудут заключать договоры со страховщиками на дли-тельные сроки только тогда, когда они будут убежде-ны в том, что в стране не произойдет в течение этоговремени глубоких социальных и макроэкономическихперемен - изменений политического и экономическо-го курса, девальвации рубля и роста инфляции и т.п.В то же время очевидным является то, что наибо-лее заинтересованным в развитии рынка личного стра-хования в России является государство.Во -первых, потому, что проблема привлеченияинвестиций в российскую предпринимательскую сис-тему имеет первостепенную важность, а развитие дол-госрочных видов страхового бизнеса позволит снятьс государства значительную часть бремени по осуще-ствлению капиталовложений на длительный срок(главным образом в реальном секторе).Во-вторых, страхование жизни компенсирует не-достаток государственных социальных гарантий, пе-рекладывая их на предпринимательскую систему.В-третьих, развитие страхования жизни, как од-ной из наиболее долгосрочных сфер страхования, ве-дет к образованию новых рабочих мест (страховыхагентов, брокеров). А это, в свою очередь, призванотакже содействовать ослаблению социально-эконо-мической напряженности в России.Развитие долгосрочного страхования жизни и пол-номасштабное страхование имущества в России тре-буют прежде всего реализации таких первоочередныхдействий со стороны государства и страховых пред-принимательских структур, как:1. Создание налоговых стимулов приобретениястраховых услуг долгосрочного страхования жизни.Это должно найти реализацию в следующих действи-ях государства:- снятие запрета на включение в состав издержекпроизводства уплаченных страховых взносов по стра-хованию жизни для предприятий,заключающих до-говоры страхования жизни своих работников на срокне менее 5 лет (что существует в большинстве промыш-ленно развитых странах). При этом необходимо при-нять во внимание перспективы значительной экспан-сии зарубежных страховых компаний на российскийрынок при вступлении России во Всемирную торго-вую организацию. Не оставляет сомнений то, что даль-нейшее расширение сотрудничества с ВТО неизбежнооткрывает практически беспрепятственный доступ нароссийский страховой рынок иностранным страхов-щикам (которые обладают неизмеримо большим ка-питалом и аккумулируют намного больше страховойпремии, располагают новыми финансовыми техноло-гиями и большим опытом работы с частными клиен-тами). Следовательно, важной задачей является созда-ние стимулов для развития российского доброволь-ного долгосрочного страхования жизни, которые так-же будут защищать интересы национальных страхо-вых компаний. Поэтому взносы по долгосрочномустрахованию жизни целесообразно относить на себе-стоимость производства продукта фирм только в техслучаях, когда такие договоры заключены с российс-кими страховщиками. Также суммы взносов по стра-хованию жизни, переданные в перестрахование инос-транным компаниям, необходимо не изымать из на-логооблагаемой базы российских страховщиков;- законодательное исключение страхового взносаиз совокупного облагаемого дохода граждан, приоб-ретающих аналогичные страховые услуги. При этомиз совокупного облагаемого дохода физических лиццелесообразно исключать взносы по долгосрочномустрахованию жизни только в том случае, если ониуплачены российским страховым компаниям;- содействие государства укреплению финансовойустойчивости отечественных страховщиков путем уве-личения требований к их уставному капиталу. Одно-временно с этим необходимо создавать условия дляпривлечения инвестиций в уставные капиталы самихстраховых компаний. Особое внимание в этом долж-но быть уделено развитию взаимодействия государ-ственных страховых компаний с частными страхов-щиками в регионах, в том числе предоставления имстрахового поля социально значимых рисков (стра-хования жизни и здоровья, профессиональной ответ-ственности работников таких профессий, как юрист,врач, работник МВД).2. Либерализация инвестирования средств резер-вов страховых предпринимательских структур по дол-госрочному страхованию жизни. Такое инвестирова-ние должно способствовать решению двух задач: обес-печению надежности вложений в операции долгосроч-ного страхования жизни и, в то же время, более высо-кой доходности, чем рыночная норма ссудного про-цента. Для этого государству необходимо сконцент-рировать свои усилия на следующем:- выпуске специальных государственных долго-срочных ценных бумаг (сроком погашения от 10 до25 лет) - для вложений в них части средств резерва пострахованию жизни;-допуске российских страховщиков на рынок цен-ных бумаг с целью инвестирования на фондовых бир-жах напрямую, а не через финансовых посредников -брокерских фирм, банков;- снятии запрета для страховых предприниматель-ских структур на прямое кредитование юридическихлиц. Однако при этом важно установить однозначныетребования и критерии рискованности проектов, дол-госрочное кредитование которых будут осуществлятьстраховщики, а также определить лимит предостав-ления таких кредитов (в зависимости от размеров ус-тавного капитала страховых компаний).3. Социализация страховой деятельности. Учиты-вая накопленный за рубежом позитивный опыт поактивизации взаимоотношений страховщиков и час-тных страхователей, в России целесообразно разви-вать такое направление социализации страхового биз-неса, как аджастинг страховых рисков. Термин «ад-жастинг» вошел в широкий оборот в 1941 г., когда вАнглии была основана Ассоциация аджастеров огне-вых рисков. На сегодняшний день в Великобританиии США аджастинг различных рисков, наносящихущерб физическим лицам, прочно утвердился на стра-ховом рынке. Этимологически аджастинг означаетточный подсчет и оценку степени соответствия убыт-ков страховому возмещению либо требованиям стра-хователя. Специалист в этой облает и - аджастер - мо-жет заниматься самостоятельной практикой либо ра-ботать в специализированной аджастерской фирме, встраховой или брокерской компании. Экономическаяфункция аджастинга может быть представлена какуправление и минимизация страховых рисков от име-ни и за счет страхователя.Аджастеры убытков, независимо от их связи со стра-ховой компанией, традиционно считаются беспристра-стными специалистами. К их услугам ведущие европей-ские и американские страховые компании чаще всегоприбегают в случае необходимости выплатить страхо-вое возмещение в относительно крупных размерах илипри возникновении спорных вопросов.В США с 1950 г. действует Национальная ассоци-ация независимых страховых аджастеров. Ее члена-ми могут быть юридические и физические лица, про-фессионально занимающиеся аджастерской деятель-ностью в сфере промышленных и коммерческих рис-ков не менее двух лет. Аджастеры как члены страхо-вых ассоциаций получают доступ к их информацион-ным источникам, базам данных и др. Специфика дея-тельности независимых аджастеров состоит в том, чтоони не должны быть каким-либо образом связанны-ми со страховыми компаниями, т.е. действуют исклю-чительно по поручению страхователя. Это избавляетпоследнего от необходимости доказывать и обосно-вывать перед страховой компанией требуемый размеркомпенсации за ущерб. Все эти функции в качествесвоего рода адвоката и защитника страхователя бе-рет на себя независимый аджастер. Оплата труда ад-жастеров производится в виде процента от страхово-го возмещения, которое страхователь в итоге получа-ет от страховой компании. Страховым аджастерам вСША категорически запрещаетсяодновременно за-ниматься продажей страховых продуктов и занимать-ся деятельностью страховых брокеров.Таким образом, в страховом сегменте предприни-мательской системы, где развит независимый аджас-тинг, потенциальный страхователь может получитьсовет от независимых экспертов в отношении того,какие виды страхования обеспечат ему наиболее пол-ную защиту от возможных рисков. Причиной этоговыступает тот факт, что развитие аджастинга в стра-нах рыночной экономики привело к тому, что кон-сультации страхователей с аджастерами гарантируют,что рядовой страхователь не станет жертвой мошен-ников или недобросовестных страховых компаний.Кроме этого, он приобретет именно ту страховую ус-лугу, которая ему действительно необходима.На этом основании можно сделать вывод о нали-чии значительной потребности в развитии независи-мого аджастинга в России. Неразвитость правовогои информационного аспектов развития страховогобизнеса в стране делает страхователей зависимыми отдобросовестности страховщиков. В то же время раз-витие частного аджастинга способно создать необхо-димые условия для защиты прав страхователей ужесегодня. Однако первоочередная роль в развитии дан-ного процесса, по нашему мнению, должна отводить-ся государству, которое должно законодательно зак-репить права и обязанности аджастеров по их взаи-модействию со страховщиками.Роль развития личного страхования в инвестирова-нии страховых предпринимательских структур труднопереоценить. Вместе с тем страховщики могут осуще-ствлять стабильные инвестиции только при условииустойчивого обращения страхового фонда. Это, в своюочередь, требует совершенствования механизмов защи-ты от рисков, уже принятых страховщиками, от инфля-ции, не поддающейся достоверным макропрогнозам.Данной цели призвана содействовать интеграциятрадиционного механизма защиты от страховых рис-ков - перестрахования, и деятельности страховыхпредпринимательских структур на фондовом рынке(как эмитентов и инвесторов).Перестрахование имеет большое значение в обес-печении защиты страховщиков от рисковых потерь истабилизациидвижения страхового фонда в целом.Сущность перестрахования заключается в перерасп-ределении принятых страховщиками рисков в рамкахстрахового пула или перестраховочного договора. Тоесть потребность в перестраховании отвечает самойсущности страхового предпринимательства, повышаяперераспределительную эффективность страхования.В свою очередь, интеграция традиционного пере-страхования и деятельности страховщиков на фондо-вом рынке подразумевает снижение принятых стра-ховщиками финансовых рисков путем использованияразличных ценных бумаг. В период реформ становле-ние обращения новых типов производных ценныхбумаг (таких как опционы, фьючерсы, свопы и др.)сделало возможным их использование в целях привле-чения дополнительного финансового капитала дляперераспределения рисков, принимаемых страховщи-ками по договорам страхования и перестрахования.Выход страховщиков на рынок производных ценныхбумаг для целей привлечения средств для перестрахо-вания рисков в мировой практике получил названиесекьюритизации (англ. securities - превращение в цен-ные бумаги). Под секьюритизацией страховых обяза-тельств понимается выход страховых предпринима-тельских структур на рынок ценных бумаг со своимиобязательствами для передачи риска, связанного свозникновением катастрофических или иных непред-виденных убытков по заключенным договорам стра-хования [2]. Такие эмиссии обязательств страховыхфирм сопровождаются заключением по ним срочныхфондовых контрактов, в результате чего образуютсяпроизводные ценные бумаги - опционы, свопы и пр.На этом основании преимущества такого финан-сового перестрахования для развития российскогострахового бизнеса и стабилизации инвестиций, осу-ществляемых страховщиками, можно представить вследующем виде:- секьюритизация страховых обязательств позволя-ет приносить страховым предпринимательским струк-турам доходы от сделок с производными ценными бу-магами на основе выпущенных ими обязательств. Это,в свою очередь, направлено на сглаживание колебанийприбыли страховщиков за счет сезонности некоторыхвидов страхования (например, от стихийных бедствий);- с помощью секьюритизации возможно привлекатьсредства фондового рынка для перестраховой защигыот рисков, которые традиционно не подлежат перестра-хованию из-за достаточно высокой непредсказуемости(таких как, например, политические или экологическиериски). Это связано с тем, что фондовый рынок оцени-вает страховщика как эмитента в целом (его рентабель-ность, платежеспособность, добросовестность), не при-нимая во внимание отдельные риски, которые он беретна себя. Поэтому привлечение страховщиками заемныхсредств для формирования таких временных резервныхфондов зависит, в первую очередь, от кредитоспособ-ности и устойчивости движения денежных средств стра-ховой компании;- финансовое перестрахование (с помощью произ-водных ценных бумаг) позволяет обеспечить страховымпредпринимателям доступ на рынок капитала, необхо-димого для формирования дополнительных страховыхрезервов, без которых невозможно повысить устойчи-вость страхового фонда и стабилизировать инвестици-онную деятельность страховщиков. Иначе говоря, фи-нансовое перестрахование существенно увеличиваетвозможности страховых компаний по защите от реали-зации принятых рисков путем привлечения дополни-тельных ресурсов на фондовом рынке (секьюритизация)для создания временных, иначе говоря, заемных резер-вных фондов страховой защиты.Такие преимущества финансового перестрахова-ния перед традиционными соглашениями между стра-ховыми фирмами о передаче друг другу принятыхстраховых рисков обусловили его быстрый рост впрактике страхового бизнеса за рубежом. По оценкамспециалистов, финансовое перестрахование в конце1990-х гг. составило порядка 40% от совокупного ми-рового перестрахования.То есть механизм финансо-вого перестрахования находит все более широкое при-менение в деятельности зарубежных перестраховщи-ков, особенно при их продвижении на развивающие-ся страховые рынки с более высокими рисками. Так,совокупная емкость мирового перестрахования про-мышленных бедствий и катастрофических убытковстраховщиков, принимающих данные риски, оцени-вается в объеме 53 млрд долл. Из них более 13 млрддолл. представлены специальными облигациями стра-ховых компаний и опционами на их основе (так на-зываемые страховые бонды - на случай реализациикрупных промышленных рисков) [3].К основным формам финансового перестрахова-ния целесообразно отнести следующие:1. Перестрахование на основе инвестированиястраховщика в создание резервного фонда из низко-рисковых ценных бумаг. С этой целью страховщикинвестирует часть полученной от страхователей пре-мии в производные финансовые инструменты (дерри-вативы), такие как опционы или фьючерсные контрак-ты на поставку обязательств первоклассных заемщи-ков (крупнейших национальных компаний, государ-ства). Специфика опционов заключается в том, чтоинвестор сам определяет необходимость исполненияопционного контракта. Таким образом, страховщик,имеющий в своем распоряжении ценные бумаги и зак-лючая опционный контракт на их продажу в будущем,реализует их только в том случае, если реализациястраховых рисков действительно имеет место. Фью-черсные контракты, предусматривающие продажу илипокупку различных ценных бумаг в будущем, в своюочередь, могут быть перепроданы страховщиком заненадобностью компенсации нереализовавшихся рис-ков. Из этого следует, что гибкое управление срока-ми погашения портфеля таких инвестиций позволяетстраховым фирмам создать резервный фонд, большуючасть которого можно практически без промедленияреализовать на фондовом рынке для компенсации пе-рестраховых рисков.2. Перестрахование портфеля убытков предшеству-ющих лет. В отличие от предыдущей формы, страхо-вой резерв из производных финансовых инструмен-тов здесь создается для покрытия убытков предшеству-ющих периодов.3. Смешанное перестрахование- основано на со-четании обоих предшествующих форм (создание ре-зервного фонда из производных ценных бумаг и пе-рестрахование портфеля убытков прошедших лет).4. Собственно секьюритизация обязательств по до-говорам страхования и перестрахования, суть которойбыла раскрыта нами выше. Напомним, что механизмсекьюритизации страховых обязательств заключаетсяв создании заемных страховых резервных фондов пу-тем эмиссий обязательств страховых фирм и образова-ния на их основе производных ценных бумаг. Так, од-ним из путей секьюритизации страховых обязательств,хорошо зарекомендовавшим себя за рубежом, являетсясоздание заемных страховых резервов по страхованиюжизни. Необходимость привлечения дополнительногокапитала в этой сфере страховой деятельности связанас риском нехватки средств резервов по страхованиюжизни при большей продолжительности жизни застра-хованных по сравнению со среднестатистической, чтовсе чаще наблюдается в развитых странах.5. Банкострахование, сущность которого заключа-ется в предложении единого финансового продуктастраховщиками, специализирующимися на страхованиижизни, и банками, ориентированными на розничнуюпродажу банковских продуктов (депозитов, ссуд, инве-стиционных программ) средним и мелким клиентам.В условиях жесткой конкуренции на европейском рын-ке многие страховщики, специализирующиеся на стра-ховании жизни, для повышения конкурентоспособнос-ти прибегают к слиянию или заключают долгосрочныесоюзы с банками. Фактически это означает объедине-ние страхового и банковского дела, проникновение раз-личных финансовых институтов в сферы деятельностидруг друга, что в конечном итоге служит более полно-му удовлетворению потребностей клиентов через пре-доставление комплекса финансовых услуг. Механизмбанкострахования и перестрахования представляет со-бой привлечение банков для распространения страхо-вых продуктов (в первую очередь но страхованию жиз-ни, где условия распространения крупных партий по-лисов (андеррайтинг) достаточно просты). Впослед-ствии развитие банкострахования привело к взаимно-му углублению интеграции страховых и кредитныхорганизаций начиная с соглашений о партнерстве и со-трудничестве между независимыми страховщиком ибанком вплоть до полного контролирования друг дру-га. В последние годы произошли слияния и поглоще-ния банковских и страховых организаций в ряде евро-пейских стран и в США.Следует помнить, что кроме аккумулятора инвес-тиционных ресурсов и инвестора, страховые предпри-нимательские структуры играют особую роль в инве-стиционной сфере - защиты инвесторов от финансо-вых рисков. И именно этот аспект развития российс-кого страхового предпринимательства в период ре-форм гребует наибольшей активизации и поддержкисо стороны государства. Причиной этого является тотфакт, что страхование ряда рисков, значимых для ин-весторов, в мировой практике страхового бизнеса тра-диционно страхуется государственными страховымикомпаниями либо с участием государства. К наибо-лее опасным для развивающегося в России предпри-нимательства рискам, ответственность за страхованиекоторого лежит на государстве, относится политичес-кий, или системный, риск.Зарубежный опыт страхования системного риска,который не имеет российская страховая система и по-требность в котором чрезвычайно высока, позволяетсделать следующий вывод. В рыночной экономике ста-новление эффективной страховой защиты от системно-го риска возможно только на общегосударственном имеждународном уровне - путем создания специализи-рованных государственных страховых агентств с учас-тием других государств. Так, одним из ведущих специ-ализированных государственных агентств, осуществля-ющих страхование имущественных интересов инвесто-ров от политических рисков, являетсяучрежденная в1969 г. Правительством США Корпорация частных за-рубежных инвестиций (ОПИК). ОПИК оказывает под-держку компаниям - резидентам США, инвестирующимв зарубежных странах по страхованию интересов инве-сторов от политических рисков. Такие риски связаны сэкспроприацией или национализацией, ограниченнойили полной неконвертируемостью местной валюты, по-вреждением имущества или потерей прибыли в резуль-тате гражданских волнений и войн, смены политичес-кого режима и т.д.В настоящее время, когда наметились предпосыл-ки увеличения инвестиционной привлекательностироссийской экономики, как никогда высока потреб-ность в создании такой государственной страховойкомпании, основной деятельностью которой должностать страхование системного риска инвесторов. Уч-редителем такой национальной компании (государ-ственного страхового инвестиционного агентства)должно стать государство и негосударственные стра-ховые компании. Последние также должны прини-мать участие в перестраховании инвестиционныхрисков, принятых государственным страховым инве-стиционным агентством. О повышении рейтинга ин-вестиций, системный риск по которым застрахованкрупной национальной страховой корпорацией, мож-но судить по деятельности МИГА: на каждый заст-рахованный доллар инвестиций впоследствии в эко-номику данной страны было привлечено еще четыре.Данная государственная страховая предпринима-тельская структура призвана решить три главные зада-чи по обеспечению страховой защиты инвестиций. Пер-вая и главная ее задача - принятие на возмездной осно-ве от инвесторов в страхование системного риска (приинвестировании как за рубежом, так и в России). Вто-рой задачей является развитие страхования финансовыхгарантий инвесторам. Наконец, третья задача, решениюкоторой призвана способствовать деятельность госу-дарственной страховой организации по страхованиюинвестиций, заключается в обязательной и доброволь-ной экспертизе инвестиционных проектов, реализуемыхстраховыми компаниями. Последние преследуют целиизбежать излишнего риска при осуществлении страхов-щиками инвестицийи минимизировать возможные по-тери инвестированной части ссудного фонда.Страхование финансовых гарантий, которые предо-ставляются государством по наиболее значимым и мас-штабным инвестиционным проектам (в особенности сучастием иностранного капитала), также должно отно-ситься к прерогативе государственного страхового ин-вестиционного агентства. Такая страховая защита ин-вестиций предусматривает то, что определенные фи-нансовые обязательства, оговоренные в процессе пре-доставления государственных гарантий по крупныминвестиционным проектам, будут выполнены.Среди видов страхования финансовых гарантийможно выделить страхование эмиссий акций и обли-гаций, в том числе закладных, кредитов для долго-срочных инвестиций, страхование выплат по сдаче варенду и лизинг, а также страхование оплаты стоимо-сти поставляемого российским фирмам иностранны-ми производителями дорогостоящего промышленно-го оборудования.Особенность такого вида инвестиционного стра-хования, как страхование финансовых гарантий, зак-лючается в обеспечении безубыточного прохождениясделок в рамках реализации инвестиционного проек-та. Иными словами, страховщик - государственноестраховое инвестиционное агентство - призван обес-печить недопущение реализации инвестиционных рис-ков, по которым само государство предоставило га-рантии, и выплаты страхового возмещения. Соответ-ственно тарифные ставки по такому страхованию бу-дут предусматривать то, что вероятность наступлениястраховых случаев должна быть минимальна. В связис этим государственное агентство должно осуществ-лять тщательный отбор страхователей (фирм - полу-чателей инвестиций), принимаемых на страхованиеобъектов инвестиций, руководствуясь в первую оче-редь принципом осмотрительности.Интерес инвестора состоит здесь в том, что страхо-вание предоставленных государством финансовых га-рантий позволяет полностью перенест и риск на стра-ховое агентство, обеспечить стабильность рыночнойцены застрахованных объектов инвестиций, уменьшитьих подверженность воздействию конъюнктуры рынка,повысить ликвидность и рыночные курсы застрахован-ных акций. Поэтому представляется очевидным, чтозастрахованность должна стать неотъемлемым требо-ванием, предъявляемым государством к эмиссиям ак-ций и облигаций предпринимательских структур в про-мышленности, в банковской системе.В период реформ на этапе развития российскойэкономики после дефолта 1998 г. необходимо отме-тить увеличение рискованности инвестиций страховыхкомпаний. Это стало следствием предпочтения рос-сийскими страховщиками высокодоходного риско-ванного инвестирования низкодоходному консерва-тивному. Ситуация, когда страховые компании пре-вращаются в высокорисковых инвесторов в «незаст-рахованной» российской экономике, чревата опасно-стью массовых банкротств страховых предпринима-тельских структур. Выходом из подобной ситуациидолжно служить становление экспертизы инвестици-онных проектов, реализуемых страховыми компани-ями. Соответственно, проведение данной экспертизыцелесообразно поручить государственному страхово-му инвестиционному агентству.Отечественная практика управления инвестицион-ными процессами предполагает проведение эксперти-зы инвестиционных проектов в различных отраслях.Согласно ст. 14 Закона «Об инвестиционной деятель-ности в Российской Федерации, осуществляемой вформе капитальных вложений» [4]. все инвестицион-ные проекты, независимо от источников финансиро-вания и форм собственности объектов капитальныхвложений, до их утверждения подлежат экспертизе.Такого рода экспертиза определена в качестве одно-го из способов прямого участия государства в инвес-тиционной деятельности, осуществляемой в формекапитальных вложений, и представлена следующиминаправлениями:- государственной экспертизой проектов строи-тельства;-государственной экспертизой градостроительнойдокументации;- государственной экологической экспертизойпредплановых, предпроектных и проектных матери-алов по объектам независимо от их сметной стоимос-ти и принадлежности;- экспертизой условий труда в проектах на строи-тельство и реконструкцию объектов органами госу-дарственной экспертизы условий труда;- государственной экспертизой проектов строитель-ства объектов с привлечением иностранного капитала;- государственной экспертизой технико-экономичес-ких и коммерческих предложений и обоснований целе-сообразности, эффективности и возможности участияроссийских организаций в строительстве объектов заграницей на основе межправительственных соглашенийоб экономическом и техническом сотрудничестве;- экспертизой проектов при отборе для российс-кой выставки инвестиционных проектов.Однако для страховых компаний - инвесторов -необходима более тщательная экспертиза инвестици-онных проектов с целью недопущения погони за вы-сокими доходами от высокорисковых вложений. Эк-спертиза здесь представляет собой совокупность опе-раций, способствующих уменьшению неопределенно-сти инвестиций, сделанных страховщиками, т.е. уст-ранению неполноты и неточности информации об ус-ловиях реализации инвестиционного проекта. Этопризвано обеспечить страховщикам-инвесторам сни-жение инвестиционных рисков, т.е. возможности воз-никновения таких условий, которые приведут к нега-тивным последствиям для движения страхового фон-да, утрате части страховых резервов.Следовательно, необходимая экономическая экс-пертиза проектной документации должна включатьанализ расчета цены и экономической эффективнос-ти предложенных страховщиками проектов инвести-рования, а также анализ финансового состояния эми-тентов акций и долговых обязательств, в которыестраховщики намереваются вложить временно свод-ные страховые резервы. При участии страховщиковв конкурсных торгах по созданию новых предприя-тий экспертиза должна проводиться для получениязаключения об условиях и порядке финансированияих строительства, а также об обоснованности его сто-имости и предложенного метода учета ее возможныхизменений. В случае проведения конкурса на получе-ние государственных гарантий по инвестициям стра-ховых компаний они должны представить эксперту -государственному страховому инвестиционномуагентству - результаты экспертизы качества предос-тавленного страховщиками обеспечения реализацииинвестпроектов. Разумеется, инвестиции, осуществля-емые самими страховщиками, также должны быть за-страхованы.Таким образом, независимо от вида экспертиза ин-вестиционных проектов, реализуемых страховщиками,должна удовлетворять таким принципам, как: объек-тивность, компетентность, соблюдение конфиденциаль-ности и обеспечение коммерческой тайны, соблюдениесроков и процедуры проведения экспертизы, сохран-ность документов, представленных на экспертизу.Основной организационной формой отношениймежду государственным страховым инвестиционнымагентством - центром инвестиционной экспертизы, истраховой компанией, назначившей экспертизу, дол-жен стать договор возмездного оказания услуг. Экс-пертный орган выбирает метод экспертного опроса иразрабатывает его программу, после чего формируетиз числа выразивших согласие на участие в эксперти-зе аттестованных специалистов отвечающую всем тре-бованиям группу экспертов. С ними подписываютсяконтракты на выполнение работ по экспертизе инвес-тиций страховых компаний и технические задания.Итоговое экспертное заключение по каждому воп-росу экспертизы должно содержать конкретные вы-воды (рекомендации), способствующие принятию ис-черпывающего решения как по инвестиционному про-екту, который планирует реализовать страховая фир-ма в целом, так и по отдельным его составляющим(таким как эмиссии акций и их рыночная оценка, сро-ки реализации и окупаемость проекта, его рентабель-ность, участие иностранных инвесторов, налогообло-жение и т.п.). Особым вопросом организации экспер-тизы при подготовке страховщиками инвестиционныхпроектов является определение величины и порядкавозмещения стоимости проведения экспертизы. Не-повторимость результатов экспертизы создает труд-ности при определении ее стоимости, а также при пла-нировании продолжительности и содержания ра-бот. Одними из возможных путей их преодоления яв-ляется разделение процесса экспертизы на повторяю-щиеся элементы, учет ранее произведенных затрат поним, выделение непроизводительных расходов с тем,чтобы исключить их повторение. В результате такогоподхода может быть определен нижний предел ценыэкспертизы, равный величине издержек государствен-ного страхового инвестиционного агентства на еепроведение.Таким образом, для того чтобы развитие страхо-вого предпринимательства в российской экономикереально способствовало минимизации рисков и при-току инвестиций, необходимо прежде всего содействиеаккумуляции страховщиками долгосрочных инвести-ционных ресурсов в виде страховой премии. Крометого, чтобы российские страховщики вышли на мес-то значимых инвесторов в долгосрочные предприни-мательские проекты, необходимо стабилизироватьобращение национального страхового фонда, содей-ствовать повышению устойчивости страховых компа-ний. Для этого, в свою очередь, необходимо разви-вать финансовое перестрахование в процессе взаимо-действия страхового и фондового капиталов, а такжестрахование финансовых рисков инвесторов.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зельвенский Юрий ДавидовичТомский государственный университеткандидат экономических наук, соискатель кафедры системного менеджмента и предпринимательстваoflice_mtk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 К вопросу о развитии российского страхового бизнеса в процессе активизации предпринимательского инвестирования | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

К вопросу о развитии российского страхового бизнеса в процессе активизации предпринимательского инвестирования | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

Полнотекстовая версия