О некоторых перспективных формах привлечения предпринимательских инвестиций | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

О некоторых перспективных формах привлечения предпринимательских инвестиций

Рассмотрена проблема привлечения инвестиций в предпринимательские фирмы в условиях российских реформ. Выделены франчайзинговая и облигационная формы этого процесса, показаны их организационно-экономические особенности.

About some prospective forms of business investments attraction.pdf В настоящее время в российской предприниматель-ской среде как никогда востребованы формы привле-чения инвестиций, способные в кратчайшие сроки обе-спечить привлечение значительных капиталовложе-ний на длительный срок. К таким перспективным фор-мам инвестирования можно отнести развитие эмиссийоблигационных займов и франчайзинга.Выпуски облигаций представляют собой механизмпривлечения заемного капитала акционерными пред-принимательскими структурами напрямую (через ихреализацию на финансовом рынке), а также путемформирования залогового фонда по инвестиционнымбанковским кредитам.В практике эмиссий обязательств акционерныхпредпринимательских структур облигация удостове-ряет, во-первых, факт предоставления владельцем цен-ной бумаги денежных средств предприятию-эмитен-ту. Во-вторых, облигация представляет собой обяза-тельство фирмы-эмитента вернуть держателю облига-ции при погашении суммы основного долга. В-треть-их, облигация подразумевает обязательство фирмы-эмитента периодически выплачивать ее держателюфиксированный доход в виде процента, а также одно-кратный процентный доход при погашении.Использование облигаций для привлечения инвестицийдает фирмам-эмитентам следующие преимущества:- получение значительных объемов «недорогих»капиталовложений. Это связано с тем, что расходына выпуск облигаций включают только процент поним и надбавку за риск, определяемую финансовымсостоянием эмитента (в отличие, к примеру, от лизин-га, для которого характерны также расходы по стра-хованию объекта инвестиций, его техобслуживанию,охране, подготовке персонала и пр.). При этом финан-сирование инвестиционных проектов техническогоперевооружения фирмы путем эмиссий облигацийпроисходит без угрозы вмешательства инвесторов -владельцев облигаций в управление текущей финан-сово-хозяйственной деятельностью фирмы;- свобода выбора характеристик эмиссии облига-ций. Это связано с тем, что все параметры облигаци-онного займа (объем эмиссии, процентная ставка, ус-ловия погашения и т.д.) определяются предпринима-тельской фирмой-эмитентом самостоятельно с учетомспецифики инвестиционного проекта. При этом на-кладные расходы, связанные с выпуском и приобре-тением облигаций, минимальны за счет отсутствияфинансовых посредников - банков или инвестицион-ных компаний. Это позволяет устанавливать процен-тную ставку по ним значительно ниже, чем по бан-ковским кредитам, т.е. приемлемую для промышлен-ных фирм - получателей инвестиций;- аккумулирование денежных средств частных ин-весторов осуществляется на достаточно длительныйсрок (до десяти лет, что в целом продолжительнее сро-ка кредитов, предоставляемых сегодня коммерчески-ми банками предприятиям). Это способствует значи-тельной экономии фирм - эмитентов облигаций наальтернативных издержках привлечения инвестиций.Такие альтернативные издержки возникают, напри-мер, при перезаключении кредитных договоров с бан-ком после выплаты очередного кредита;- проценты по облигациям относятся на себестои-мость продукта предпринимательской фирмы. С точ-ки зрения налогообложения это приравнивает издер-жки привлечения таких инвестиций к получению бан-ковского кредита.Наряду с преимуществами прямого привлеченияинвестиций путем реализации облигаций фирм нафинансовом рынке использование их эмиссий приформировании залога по долгосрочным банковскимкредитам целесообразно по следующим причинам.Во-первых, облигация является достаточно «жест-ким» долговым обязательством. Эмиссии облигацийвозможны только при отсутствии у акционерного об-щества задолженностей перед бюджетом и просрочен-ных долгов перед другими фирмами и банками. Самавозможность эмиссии облигаций также определяетсяналичием у фирмы прибыли в течение года, предше-ствующего выпуску облигационного займа. Из этогоследует, что предпринимательская фирма, эмитирую-щая облигации, является достаточно кредитоспособ-ной, в том числе и применительно к получению бан-ковского кредита. Именно поэтому процент по обли-гационным займам зачастую ниже, чем по банковс-ким кредитам, за счет уменьшения надбавки за риск.Во-вторых, эмиссии облигаций подлежат государ-ственной регистрации, что снижает риск злоупотреб-ления довериеминвесторов и искажения информациио финансовом состоянии фирмы-эмитента. Крометого, обязательное предварительное объявление (про-спект эмиссии) о выпуске акционерной фирмой обли-гаций дает потенциальным инвесторам возможностьдетально ознакомиться с состоянием фирмы и перс-пективами выпуска новой продукции с помощью об-новленных техники и технологии. Это также позво-ляет привлечь к этому процессу именно тех инвесто-ров, которые заинтересованы в повышении техничес-кого уровня и увеличении парка используемого фир-мой-эмитентом оборудования.В-третьих, в качестве обеспечения выплаты основ-ного долга и процента по облигациям выступают ак-тивы предпринимательских фирм, в том числе элемен-ты основных фондов. Также в ряде случаев обеспече-нием выплат по облигациям выступают банковскиегарантии. Использование облигаций акционерныхпредпринимательских фирм в качестве залога по дол-госрочным банковским кредитам предусматривает ак-тивизацию следующих механизмов этого процесса.1. Выкуп предпринимательской фирмой определен-ного количества собственных облигаций прошлыхэмиссий и передача их банку - кредитору в качествеобеспечения кредита. При этом срок такого кредитадолжен быть примерно равен периоду времени, остав-шемуся до полного погашения облигаций. В свою оче-редь, срок погашения облигаций должен примерносоответствовать или быть кратным периоду реализа-ции инвестиционного проекта, для реализации кото-рого фирма привлекает инвестиции. Такой механизмцелесообразно использовать для фирм, чьи долговыеобязательства пользуются устойчивой репутациейнадежных ценных бумаг и достаточно высоко оцени-ваются инвесторами. Тот факт, что в мировой прак-тике кредиты под залог хорошо зарекомендовавшихсебя облигаций предприятий предоставляются в раз-мере 75-80% от их рыночной стоимости, позволяетсделать вывод о перспективности их использованиярентабельными российскими акционерными предпри-нимательскими фирмами в качестве залога по сред-не- и долгосрочным кредитам для технического пере-вооружения или расширения производства.2. Временная продажа фирмой-эмитентом облига-ций новых эмиссий банку-кредитору с обязательствомих последующего выкупа. Данные операции носят на-звание «РЕПО» и представляют собой сочетание бан-ковского кредитования и инвестирования. Такое дол-госрочное кредитование предпринимательских фирмбанком происходит в форме предоставления им инвес-тиций на срок и под процент в обмен на облигации.Выплата кредита происходит в форме выкупа фирмойсвоих облигаций или перепродажи их банком в счетпогашения кредита. Процент в операциях «РЕПО» пред-ставляет собой разницу между ценой выкупа фирмойсвоих обязательств и их продажей банку. Кроме того,обеспечение периодической выплаты банку фирмойпроцентного дохода по своим облигациям позволяетобеспечить погашение кредита в течениетого срока, вкоторый предприятие пользуется полученными от бан-ка средствами. Это дает возможность сделать выплатупроцентов по такому банковскому кредиту более рав-номерной, что призвано ускорить циркуляцию оборот-ного капитала фирмы, предотвратить неплатежи и по-высить ее кредитоспособность.Таким образом, эмиссии облигаций акционерныхпредпринимательских фирм позволяют активизиро-вать механизмы привлечения значительных объемовинвестиций на достаточно длительный срок и тем са-мым содействовать техническому перевооружениюпроизводства. Достижению аналогичных целей при-звано содействовать развитие франчайзинга в россий-ской предпринимательской системе.Для крупных компаний франчайзинг есть способраспространения бизнеса. Для предпринимателейфранчайзинг представляет собой один из способовстать владельцем бизнеса. Кроме того, на растущихрынках, таких как Россия, франчайзинг является са-мым быстрым способом обучения предпринимателеймеждународным стандартам ведения бизнеса. Поэто-му как в международной, так и в российской предпри-нимательской системе развитие франчайзинга позво-ляет реализовать ряд целей, связанных с развитиембизнеса на принципиально новой основе, в соответ-ствии с международными стандартами качества, де-ловой этики и управления. К основным из таких це-лей мы относим:- оказание помощи предпринимателям вести свойбизнес самостоятельно, но при этом иметь доступ корганизационной, технической, финансово-инвести-ционной, маркетинговой поддержке;- содействие эффективному расширению деятель-ности перспективных фирм, не неся больших затратна создание и поддержание массивного управленчес-кого аппарата и не испытывая организационных про-блем в управлении сетью дочерних фирм;- помощь крупным предпринимательским струк-турам в совершенствовании деятельности дочернихпредприятий, во внедрении разнообразных инновацийсразу во всей корпоративной структуре бизнеса.С организационной точки зрения франчайзингпредставляет собой производственно-финансовые вза-имоотношения между юридически независимымипредпринимательскимиструктурами. Одной из такихструктур выступает крупная хорошо зарекомендовав-шая себя на рынке фирма-франшизодатель (франчай-зер), другой - развивающаяся малая или средняя фир-ма-франшиз (франчайзи).Франчайзерами в российской предпринимательс-кой системе могут выступить крупные предприятия,специализирующиеся в области производства потре-бительской продукции, а также крупные сбытовыеорганизации. При этом они предоставляют помощьфранчайзи, осуществляют непрерывный контроль иполучают плату за оказание услуг.Основой франчайзинговых взаимоотношений вы-ступает франшиза. Она представляет собой своегорода бизнес-систему, которую франчайзер продаетфранчайзи. Франчайзи обязуется продавать этот про-дукт или услуги по заранее определенным законам иправилам ведения бизнеса, которые устанавливаетфранчайзер. В обмен на осуществление всех этих пра-вил франчайзи получает разрешение использоватьимя компании, ее репутацию, продукт и услуги, мар-кетинговые технологии, экспертизу, инвестиционныемеханизмы развития бизнеса. Чтобы получить такиеправа, франчайзи делает первоначальный взнос фран-чайзеру, а затем производит периодические, как пра-вило, ежемесячные выплаты. Суммы этих выплат ого-вариваются во франчайзинговом договоре (контрак-те) и являются предметом переговоров. Франчайзин-говый пакет (полная система ведения бизнеса, пере-даваемая франчайзи) позволяет начинающему пред-принимателю начать свой бизнес успешно, даже неимея предварительного опыта, знаний и средств про-изводства.Между сторонами франчайзинга заключаютсяконтракты, которые определяют условия использо-вания торговой марки, оборудования и технологий,предоставления помощи франшизодателем в органи-зации нового предприятия (обучение персонала, ис-пользование созданных каналов товародвижения,передача фирменного «ноу-хау»). Привлечение инве-стиций в форме франчайзинга подразумевает выпла-ту франшизом фиксированной платы или доли отприбыли за предоставление технологий и оборудо-вания по франчайзингу. При этом важно отметить,что франчайзинговая форма привлечения инвестицийподразумевает заключение таких инвестиционныхконтрактов бессрочно или на определенный срок.Целесообразность развития франчайзинговой фор-мы привлечения российскими предпринимательскимифирмами инвестиций обоснована его основными пре-имуществами.Во-первых, во франчайзинговых отношениях оче-виден взаимовыгодный интерес для обеих участвую-щих в договоре сторон. Если для малой фирмы-про-изводителя привлечение франчайзинга позволяет ре-шить проблему успешного вхождения в рынок на стар-те бизнеса или на этапе роста, то для крупной фирмыфранчайзинг - один из способов поддержки деловойрепутации, территориального расширения бизнеса иукрепления рыночных позиций. Это преимуществообусловлено тем, что малые и средние предпринима-тельские фирмы часто испытывают трудности на на-чальном этапе, поскольку источники капитала огра-ничены, а использование нового оборудования и тех-нологий зачастую оказывается недоступным.Во-вторых, развитие франчайзинга должно способ-ствовать тому, что франчайзер предоставляет обору-дование, сырье, материалы и все необходимое дляпроизводства товара по более низким ценам, чем еслибы фирма-франчайзи приобретала их у стороннихпоставщиков. При этом недостаток у работников фир-мы-франчайзи знаний по организации бизнеса можетбыть пополнен с помощью определенных программобучения, организуемых франчайзером.В-третьих, фирма-франчайзи своевременно полу-чает от франчайзера необходимую информацию о со-стоянии рынка, которую последний, в свою очередь,черпает из достаточно дорогостоящих маркетинговыхисследований.В-четвертых, крупные компании межрегионально-го или международного уровня при помощи франчай-зинга получают возможность решать две проблемы:расширение рынка сбыта своей продукции и привле-чение дополнительного капитала за счет вовлеченияв хозяйственный оборот мелких собственников -франчайзи. Кроме того, крупным компаниям фран-чайзинг позволяет экономить на развитии собствен-ной сбытовой сети. В результате франчайзер снижаетиздержки обращения, увеличивает объем продаж, ос-ваивает мелкие розничные рынки, за счет чего, в ко-нечном счете, выигрывает потребитель.Таким образом, главный аспект привлекательнос-ти франчайзинга в качестве формы привлечения рос-сийскими фирмами инвестиций заключается в преиму-щественной передаче франчайзером новых техноло-гий, торговой марки и ноу-хау. Франчайзер сохраня-ет контроль над деятельностью франчайзи в течениепериода действия франчайзингового соглашения, чтопозволяет повысить уровень качества и техническогосодержания продукции на уровне современных миро-вых требований. Все это неизбежно оказывает пози-тивное влияние на конкурентоспособность продукциифирмы-франчайзи.Организационно-экономический механизм фран-чайзинга включает в себя следующие варианты при-влечения инвестиций малыми и средними российски-ми предпринимательскими структурами, занятыми впотребительском секторе. Так, по особенностям фор-мирования взаимоотношений между франчайзером ифранчайзи выделяют следующие виды франчайзинга.Во-первых, прямой франчайзинг, в рамках которо-го франчайзер продает франшизу напрямую местномупредпринимателю (франчайзи). В случае с международ-ным франчайзингом, где территориальное расстояниемежду франчайзером и франчайзи велико, недостатка-ми такого метода могут быть отсутствие поддержки наместном уровне и меньшее внимание к местным особен-ностям. Поэтому, как свидетельствует опыт мировойпрактики франчайзинга, зачастую небольшие фирмы-франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзин-га, потому что уходит много времени и усилий на под-держку таких франчайзи. Крупные франчайзеры, напро-тив, используют прямой франчайзинг с целью исследова-ния рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.Во-вторых, мастер-франшиза. Отношения по мас-терской франшизе возникают, когда франчайзер про-дает исключительные права на развитие всей систе-мы на определенной территории одному франчайзи.Такой тип франчайзи называется владельцем мастер-ской лицензии. Таким образом, франчайзи сам стано-вится франчайзером на определенной территории,продавая и предлагая франшизы другим предприни-мателям и получая от них определенное фиксирован-ное вознаграждение. Наиболее часто франчайзинго-вые взаимоотношения в рамках мастер-франшизы ус-танавливаются тогда, когда существует очевидныйспрос на привлечение капиталовложений в формефранчайзинга в регионе или стране в целом.В свою очередь, по особенностям осуществлениякапиталовложений в форме франчайзинга следуетвыделить ряд его разновидностей:1. Товарный франчайзинг. При товарной формефранчайзинга франчайзером обычно является круп-ная фирма, производящая продукцию, хорошо извес-тную потребителям, у которой фирма-дилер (франчай-зи) приобретает право на продажу и сервисное обслу-живание товаров соответствующей марки.2. Производственный франчайзинг, в рамках ко-торого реализация продукции конечным потребите-лям будет осуществляться исключительно от именифранчайзера. Такая форма межфирменных взаимоот-ношений целесообразна при расширении связей и про-движении продукции крупных фирм на межрегиональ-ный и международный рынки. Производственныйфранчайзинг имеет место при продаже франчайзеромфирме-франчайзи технологий, патентов и сырья дляизготовления определенного продукта.3. Сбытовые франчайзинговые соглашения, прикоторых обе стороны остаются официально незави-симыми друг от друга в качестве продавца и покупа-теля. Кроме права торговли продукцией франчайзе-ра и пользования его торговой маркой, фирмы-фран-чайзи получают поддержку через рекламную сеть, си-стему подготовки кадров, сбытовую сеть. Такие со-глашения могут быть «пирамидными», т.е. представ-лять собой многоуровневое взаимодействие на осно-ве договора по сбыту, включающими в себя производ-ственные и торговые компании с их собственнымипроизводствами, торговыми марками, сложившейсясистемой поставок. Такие сбытовые франчайзинговыевзаимоотношения могут включать несколько уровней:товаропроизводители и их ассоциации, крупноопто-вые продавцы, розничные торговые и сервисные фир-мы. Важно отметить, что участниками сбытовогофранчайзинга могут быть и частные лица - индиви-дуальные предприниматели.4. Деловой франчайзинг предполагает приобретениелицензии на так называемый бизнес-формат. Помимоиспользования оборудования, торговой марки, продук-ции и услуг, он предполагает подключение франчайзив полный цикл хозяйственной деятельности головнойфирмы-франчайзера. Поэтому фирмы - получатели ин-вестиций в форме делового франчайзинга осуществля-ют свою рыночную деятельность в соответствии с це-новой, ассортиментной стратегией головного предпри-ятия (франчайзера), с его правилами инвестиционногопланирования и организации управления. Это такжеозначает соблюдение всех технических требований,стандартов и условий обеспечения качества, участие впрограммах обучения и переподготовки кадров в еди-ной системе обмена информацией. Соответственно,франчайзи целиком отвечают за экономические резуль-таты своей деятельности. Франчайзер оказывает фир-мам-франчайзи необходимую финансовую, организа-ционно-техническую помощь, поскольку его прибыльнапрямую зависит от их эффективной работы. Отличи-тельные организационные особенности такой формыпривлечения инвестиций предпринимательскими фир-мами потребительского сектора, как франчайзинг, сле-дующие:- право собственности на торговую марку, фирмен-ную услугу, идею, технологический процесс, патент,деловые связи и т.д. остается за крупной фирмой-фран-чайзером;- лицензия (франшиза), дающая право на исполь-зование перечисленных выше элементов хозяйствен-ной деятельности, продается более мелкой фирме-франчайзи;- соглашение о франчайзинге включает правофранчайзера на контроль над деятельностью фран-чайзи, а также обязательство по оказанию ему ква-лифицированной помощи в обучении персонала, под-боре помещений, проведении маркетинговых иссле-дований;- в процессе реализации франчайзингового согла-шения предусматривается получение франчайзером отфранчайзи единовременной оплаты предоставлениянеобходимого оборудования, периодических плате-жей в виде процента от объема продаж, постоянныхвзносов в централизованный фонд развития головнойфирмы (франчайзера);- между сторонами франчайзинговых взаимоотно-шений в предпринимательской системе могут заклю-чаться два типа франчайзинговых соглашений: при-вилегированное (когда франчайзи может продаватьпродукцию только франчайзера), а также непривиле-гированное, когда франчайзи, продавая продукциюфранчайзера, может продавать и товары других фирм,кроме конкурирующих).Таким образом, франчайзинг представляет собойгибкую систему взаимоотношений по поводу привле-чения инвестиций, производства продукта и выхода сним на новые рынки. Благодаря своим организаци-онным особенностям, такая система сравнительно лег-ко адаптируется в соответствии с условиями различ-ных видов коммерческой деятельности, особенностя-ми финансирования капиталовложений.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зельвенский Юрий ДавидовичТомский государственный университеткандидат экономических наук, соискатель кафедры системного менеджмента и предпринимательстваoflice_mtk@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 О некоторых перспективных формах привлечения предпринимательских инвестиций | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

О некоторых перспективных формах привлечения предпринимательских инвестиций | Вестник Томского государственного университета. 2006. № 292 (II).

Полнотекстовая версия