Полидисциплинарная система обучения студентов классического университета безопасному поведению в экстремальных ситуациях
В работе опубликованы основные результаты педагогического исследования эффективности предлагаемой автором полидисциплинарной системы обучения студентов классического университета безопасному поведению в экстремальных ситуациях.
The poly-disciplinary system of teaching students of a classical university how to behave under extreme circumstances.pdf На современном этапе своего развития человечествоне может отказаться от опасных технологии, без кото-рых невозможно его выживание. В связи с этим ещё дли-тельное время будет сохраняться риск экстремальныхситуаций (ЭС), связанных со стихийными бедствиями,техногенными авариями и катастрофами, террористи-ческими актами. Поэтому во всем мире все больше странвыбирают идею «устойчивого развития», в основу ко-торой положена концепция «приемлемого риска», вкачестве направления своего дальнейшего социально-экономического и полит ическог о развития и совершен-ствования. Впервые глубокий и развернутый анализ этаидея получила на Конференции ООН (1992 г.) по гло-бальной проблематике в Рио-де-Жанейро, а затем вЙоханнесбурге (2002 г.). Её суть - это путь социально-го, экономического и политического прогресса, позво-ляющий «удовлетворить нужды настоящего поколения,не подрывая способности будущих поколений удовлет-ворять их нужды» [5, 7].Россия не стала исключением. В нашей стране идея«устойчивого развития» закреплена в важнейшем го-сударственном документе «Концепция перехода Рос-сийской Федерации к устойчивому развитию». Мож-но ожидать, что идеи устойчивого развития будут слу-жить основой становления ноосферной духовности исозидательной социальной стратегии россиян, базойгражданского, национального и политического согла-сия в обществе, формирования новой модели россий-ской государственности [3, 5].Отсюда столь повышенное сегодня внимание к об-разованию в области наук о рисках и безопасности, кграмотности в этой сфере всех без исключения членовчеловеческого общества и к профессионализму тех, ктонесёт ответственность за безопасность людей. Опытпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийпоказывает, что в настоящее время испытывается ост-рая потребность в руководителях различного уровня,владеющих современными знаниями, практическиминавыками в решении задач по вопросам прогнозирова-ния, предупреждения и ликвидации стихийных бед-ствий, техногенных аварий и катастроф, способныхнаходить технологически и экономически обоснован-ные решения в условиях ограниченного времени.Этому, несомненно, будет способствовать созданиесистемы образования, способной адекватно решатьстоящие перед российским обществом задачи. Однимиз приоритетных компонентов такой системы, соглас-но «Концепции модернизации российского образова-ния на период до 2010 года» должно стать образова-ние в области безопасности жизнедеятельности чело-века и, в частности, формирование у подрастающегопоколения компетенций, связанных с безопасным по-ведением в экстремальных ситуациях [4].Для удовлетворения потребности общества в под-готовке подобных специалистов в широкую общеоб-разовательную практику были введёны предметы:«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Эти дис-циплины охватывают область научных знаний, в ко-торых изучается природа опасностей, угрожающихчеловеку и окружающему миру, закономерности ихформирования и проявления, способы предупрежде-ния проявления опасностей, защиты от них и ликви-дация их последствий.Но, к сожалению, сегодня в нашем обществе по-прежнему наблюдается широкомасштабное пренебре-жение опасностями и неудовлетворительное состоя-ние техносферы. Причины такого положения дел, помнению ряда специалистов в области безопасности,объясняются недостаточным вниманием государ-ственных органов и общества к проблемам, связан-ным с интеграцией этих дисциплин в сферу образова-ния. Это и недостаточное количество аудиторных ча-сов, выделяемых на эти предметы, и слабая матери-ально-техническая база и т.д. [1, 2, 4].Однако анализ учебных программ по указаннымдисциплинам позволил взглянуть на эти проблемы сдругой стороны. Было выявлено, что на качество ус-воения учебного материала по ОБЖ и БЖД нестолько влияют объективные трудности (недостатокаудиторных часов и слабая материально-техническаябаза и т.п.), сколько используемая педагогическаямодель обучения.Лучше всего ее демонстрирует теоретическая модель,построенная с учетом предъявляемых требований к про-цессу моделирования в педагогике (рис. 1) [6].Рис. 1 Теоретическая модель содержания учебных дисциплин ОБЖ и БЖДгде V(ОБЖ, БЖД)- суммарный объём знаний по учебнымдисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельно-сти» или «Безопасность жизнедеятельности»;v1, v2, v3, vi - объём знаний по отдельным разделам;vБПЭC- суммарный объём знаний по разделу безопас-ное поведение в экстремальных ситуациях (БПЭС);z1, z2, z3, zi - объём знаний по ключевым компетенци-ям, характеризующим безопасное поведение в экстре-мальных ситуациях.Согласно используемой в этих предметах педаго-гической модели обучение и проверку качества усво-ения учебного материала должен осуществлять одинпедагог.Отсюда можно сделать предположение, что у пре-подавателя может вызывать трудности поддержаниена должном уровне знаний и навыков по такому боль-шому количеству разделов, входящих в указанныедисциплины.Для эмпирической проверки данного предположе-ния был проведён анализ успеваемости педагоговшкол на курсах повышения квалификации при Томс-ком областном институте повышения квалификациии переподготовки работников образования в периодс 2000 по 2004 г. по учебной дисциплине ОБЖ.Оценка результатов входного тестирования пока-зала, что у всех педагогов имелся разный уровень зна-ний и навыков по тематическим разделам, входящихв преподаваемый ими предмет. Причём нередко этотуровень был ниже требуемого. Наибольшее количе-ство слабых ответов было зафиксировано по вопро-сам на знание ключевых компетенций, характеризу-ющих БПЭС (рис. 2).Изучение контрольных срезов, проводимых со-трудниками института со слушателями во время про-хождения курсов повышения квалификации, позволи-ло определить, как усваивается ими новая информа-ция, даваемая в частности по ключевым компетенци-ям, характеризующим БПЭС (рис. 3, 1).Полученные данные могут объясняться тем, чтослушатели курсов повышения квалификации изуча-ли новую информацию сразу по всем разделам, вхо-дящим в ОБЖ. Скорее всего, подобная тенденция со-храняется и во время их обычной работы (это подтвер-ждают результаты входного тестирования).Из представленной модели видно, что учебные кур-сы ОБЖ и БЖД - это не единый раздел, а информаци-онный сплав из различных областей человеческих зна-ний (медицина, психология, военное дело, экология,охрана труда и другие). Причём необходимо отметить,что знания, используемые в ОБЖ и БЖД из этих наук,постоянно совершенствуются и обновляются. Такимобразом, суммарные знания педагога по учебным дис-циплинам ОБЖ или БЖД схематично можно предста-вить в виде условного выраженияРис. 2. Оценка знаний ключевых компетенций, связанных с БПЭС,у педагогов школ, преподающих ОБЖ ( У - объем знаний)Рис. 3. Сравнение скорости усвоения ключевых компетенций, связанных с БПЭС,у педагогов ОБЖ и БЖД (1) и у педагогов, участвующих в полидисциплинарной системеобучения БПЭС (2) (V - объем знаний, Т- время)Таким образом, на сегодня учебные дисциплиныОБЖ и БЖД перегружены информацией из различ-ных областей научных знаний, что не позволяет надолжном уровне вести обучение школьников и сту-дентов вузов принципам безопасного поведения в эк-стремальных ситуациях.Это обстоятельство послужило причиной разработ-ки на базе международного факультета управления приТомском государственном университете полидисципли-нарной системы обучения безопасному поведению вэкстремальных ситуациях. В классическом университе-тe уже давно существует система формирования безо-пасного поведения в повседневной жизни (БППЖ), ос-нову которой составляют общие гуманитарные и соци-ально-экономические дисциплины.Дня оценки возможности гармоничного объедине-ния существующей педагогической системы обученияБППЖ и разработанной полидисциплинарной систе-мы обучения БПЭС была построена теоретическая мо-дель с учётом предъявляемых требований к процессумоделирования в педагогике (рис. 4) [6]. В ходе теоре-тического моделирования был определён круг перво-степенных учебных дисциплин, в рамках компетенциикоторых можно гармонично встраивать модули, содер-жащие ключевые компетенции, характеризующие безо-пасное поведение в экстремальных ситуациях (модульБПЭС). Учитывая, что модуль БПЭС является стерж-нем разработанной педагогической системы, дальней-ший процесс теоретического моделирования был сфо-кусирован на нём. Для удобства работы над модулембыла построена дополнительная теоретическая модель,при помощи которой проводилась наработка его содер-жательной части.Изначально в модуль БПЭС была заложена педа-гогическая концепция «мягкой» модели обучения [8].Это было продиктовано рядом причин.Во-первых, «мягкая» модель обучения, в отличие от«жёсткой», более оперативно и гибко способна реаги-роватьна изменение социально-экономических условийв современной России, многозначность возможныхжизненных ситуаций, когда требуется умение жить идействовать в условиях выбора.Рис. 4. Теоретическая модель разработанной полидисциплинарной системы обучения БПЭСВо-вторых, в «мягкой» модели процедура обуче-ния - это не передача знаний как эстафетной палоч-ки от педагога к студенту, а создание условий, прикоторых становится возможным совместное творче-ство учителя и ученика.В-третьих, при таком обучении определяющая рольотводится не технологии, а стратегии обучения, ко-торая определяет принципы отбора содержания и егопостроения в соответствии с психологическими осо-бенностями студентов, с потребностями практики иразвития самой личности.На практике «мягкая» модель обучения реализовыва-лась следующим образом. С преподавателем, к учебнойдисциплине которого присоединялся модуль БПЭС, ого-варивались, какими знаниями и умениями должны владетьстуденты по завершению изучения его предмета. Педагогуже самостоятельно определял тактику и стратегию обу-чения, но с учётом заложенных во все модули БПЭС еди-ных принципов и компонентов подготовки.Потребностно-мотивационный компонент обеспе-чивает формирование у студентов потребностей, мо-тивов и желания к изучению ключевых компетенций,характеризующих безопасное поведение в экстре-мальных ситуациях.Содержательный компонент направлен на теорети-ческую подготовку студентов, которая обусловлена не-обходимостью формирования у последних умений инавыков выживания в экстремальных ситуациях.Деятельный компонент заключается в умении кон-кретизировать субъективно принятую цель деятель-ности, в соответствии с ней выделять значимые усло-вия и создавать программу действий, упорядочиватьсредства и способы деятельности, оценивать проме-жуточные и конечные результаты, сопоставлять их сзаданными критериями успешности и осуществлятьнеобходимые коррективы.Творческий компонент предполагает формирова-ние у студентов сложной совокупности знаний, уме-ний и навыков, позволяющих моделировать безопас-ное поведение в экстремальных ситуациях, от целепо-лагания до коррекции деятельности, и совершенство-вать индивидуальную программу развития.Рефлексивный компонент предполагает анализкак необходимый механизм любой сознательной де-ятельности, реализация которой осуществляется наоснове рефлексивного отношения к себе, своим лич-ным качествам, действиям и поступкам.Подобная практика не только благотворно ска-залась на учебном процессе, но и позволила суще-ственно усовершенствовать и обновить содержаниемодулей БПЭС за счет изменений, которые вносилив них преподаватели вуза.Другим предположением, требующим эмпирическойпроверки, была уверенность в том, что суммарное время,необходимое для освоения всеми заинтересованными пре-подавателями необходимого объема знаний для препода-вания в рамках модуля БПЭС, будет меньше, чем затрачи-вает один педагог для освоения этой же информации.Для проверки этого утверждения преподавателямдля оценки своей готовности предлагался разработан-ный тест для определения готовности к действиям вЭС, который выполнялся ими или коллективно, илипоочередно. В результате обработки полученных ре-зультатов был выстроен график, показывающий, какпроисходит усвоение необходимой информации педа-гогами (см. рис. 3, 2).Суммирование полученных графиков, характери-зующих скорость усвоения информации преподава-телями в существующей педагогической модели обу-чения, применяемой в учебных дисциплинах ОБЖ иБЖД и разработанной полидисциплинарной систе-ме обучения БПЭС, был получен результат, которыйсвидетельствует в пользу разработанной методики.На основе полученных теоретических и эмпири-ческих данных можно сделать вывод, что разработан-ная полидисциплинарная система обучения студентовклассического университета БПЭС обладает рядомпреимуществ по сравнению с существующей методи-кой преподавания:- отдельные ключевые компетенции, необходимыедля освоения безопасного поведения в экстремальныхситуациях, преподают квалифицированные специали-сты вуза, род занятий которых очень близок к тако-вым, что позволяет им за короткий срок освоить не-обходимую информацию для преподавания модулей«БПЭС»;- заложенная концепция «мягкой» модели обуче-ния в модули БПЭС позволяет в дальнейшем их со-вершенствовать и обновлять в соответствии с запро-сами современного общества.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 273
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Ачкасов Владимир Владимирович | Томский государственный университет | доцент кафедры системного анализа и управления международного факультета управления, кандидат медицинских наук, аттестованный спасатель | medsportmaster@mail.ru |
Ссылки
