Приставлены результаты 10-летнего эксперимента по оптимизации двигательной активности студенческой молодежи в течение всего периода обучения в вузе.
Forming of students' healthy life-style with use of various forms of physical trainingand sports activity.pdf В последнее десятилетие достаточно много иссле-дований посвящено формированию личностно-ориен-тированной и здоровьесберегающей системы физкуль-турного образования, предусматривающей освоениене только двигательных, но и интеллектуальных, ин-тенционных, мировоззренческих, информационных идругих ценностей физической культуры [1, 2]. В средеспециалистов сегодня уже нет серьезных разногласийо необходимости организации учебного процесса пофизическому воспитанию с учетом личностной ори-ентации в выборе средств, методов и форм физкуль-турно-спортивной деятельности, которая оптималь-но соответствовала бы требованиям учебной, профес-сиональной, общественной и бытовой сфер жизнедея-тельности студенческой молодежи.Однако в условиях интенсивного внедрения педаго-гических технологий в процесс обучения и воспитаниятехнологические инновации, связанные с разработкойи реализацией персонифицированных моделей физичес-кого, интеллектуального и духовного развития, особен-но в системе физического воспитания студентов, до сихпор не получили широкого распространения. По мне-нию B.C. Якимовича [7], настало время обоснованияцелесообразности использования новых подходов впедагогике, в частности парадигмы личностно-ориен-тированного образования, поскольку ориентация наосновные положения теории физического воспитания,раскрывающая только предметную область развитияфизических качеств и локальных двигательных дей-ствий, не является достаточной ни для развития самогофеномена физической культуры, ни для формированияфизической культуры личности.Обучение здоровью в процессе социализации лич-ности в качестве основной задачи предполагает фор-мирование целостной системы индивидуальных, из-бирательных, сознательных связей и отношений лич-ности к цели обучения, формированию культуры здо-рового образа жизни.Несмотря на усилия физкультурных подразделе-ний вузов (кафедры физического воспитания, физ-культурно-оздоровительные центры, спортивные иобщественно-самодеятельные организации студенчес-кой молодежи), направленные на развитие массовойфизическойкультуры как средства физического оз-доровления и совершенствования студенческой моло-дежи в течение всего периода обучения, необходимопризнать, что в этом компоненте физкультурно-спортивной деятельности достижения незначительныпо сравнению с результатами в вузовском спорте выс-ших достижений [3]. Вопросов здесь гораздо больше,чем ответов.В Томском государственном университете в пери-од с 1992 по 2004 г. был проведен эксперимент по изу-чению эффективности базовых и факультативных на-правлений физкультурно-спортивной деятельности вформировании здорового образа жизни студентов [5].Разработка и внедрение в учебный процесс техноло-гической модели оптимизации двигательной активно-сти студентов в течение всего периода обучения ввузе - итог многолетних исследований.Результаты медицинского обследования, антропо-метрического и физиометрического тестирования по-казали, что за период с 1992 по 2000 г. численностьстудентов, имеющих отклонения в состоянии здоро-вья, возросла с 23 до 31%. У первокурсников отмеча-лись низкая мотивация к физическому совершенство-ванию и здоровому образу жизни, а также слабое осоз-нание физкультурно-спортивных предпочтений. Убольшинства тестируемых мотивы занятий имели ге-нерализированный характер, около 75% обучающих-ся указали 1-2 мотива, преимущественно связанных соптимизацией телосложения. [6].В этой связи актуальной становится необходимостьмодернизации вузовской системы физического воспи-тания на основе интеграции ее базовых и факульта-тивных форм с научно-методическим, информацион-но-образовательным, организационным, ресурсным,кадровым и правовым обеспечением.Многолетние социологические исследования повыявлению социально-психологических и демографи-ческих показателей физкультурно-спортивных инте-ресов первокурсников показали, что на первом этапеформирования здорового образа жизни (рис. 1) преж-де всего должна стоять задача развития устойчивоймотивации к регулярным занятиям физическими уп-ражнениями на основе осознанной необходимостиучастия в различных формах физкультурно-спортив-ной деятельности.Организация физического воспитанияв процессеобязательного курса осуществлялась с соблюдениемважнейшего педагогического принципа - учета раз-нообразия мотивов и целей занимающихся, а такжевозможностей их удовлетворения. Технологическиенаправления реализации двигательной активностиразрабатывались на основе анализа мотивационныхпредпочтений студентов, их профессиональной ори-ентации, климатогеографических особенностей реги-она, развитости физкультурно-спортивной инфра-структуры вуза и т.д.При построении учебного процесса учитывалиськоличественные показатели значимости физкультурно-спортивных предпочтений студентов. В первую очередьРис. 1. Технологическая физкультурно-спортивная модель формирования здорового образа жизни студентовразрабатывались технологии наиболее популярных встуденческой среде видов спорта (бодибилдинг, игро-вые виды, различные направления гимнастики, плава-ние, восточные единоборства, шахматы и т.д.) При со-ставлении учебных программ принимались во внима-ние основные мотивы занятий по программам техно-логии конкретного вида спорта либо двигательной ак-тивности. Так, например, у мужчин, занимавшихся бо-дибилдингом, ведущим мотивом было развитие физи-ческой силы (почти 90% опрошенных). У женщин же напервом месте - уменьшение жировых отложений, жела-ние иметь красивую спортивную фигуру и т.д. Систем-ный учет мотивов определения конкретного вида дви-гательной активности позволил на практике внедритьидею спортизации физического воспитания и, что осо-бенно важно, повысить его эффективность в реализа-ции основных задач, стоящих перед вузовской физкуль-турно-спортивной отраслью [1,4].Критериями успешности технологий в формирова-нии мотиваций студентов могут служить показателипосещаемости академических занятий по физическомувоспитанию и снижение заболеваемости. К окончаниюэксперимента эти показатели существенно улучшились.От организации обязательного курса физическоговоспитания во многом зависит и устойчивость сфор-мированное™ мотивационных устремлений к заняти-ям физической культурой.На втором этапе формирования здорового обра-за жизни (после окончания обязательного курса фи-зического воспитания) следует предоставить студен-там возможность реализовать физкультурно-спортив-ные потребности в формате факультативных занятий.Важная роль на этом этапе принадлежит массовымфизкультурно-спортивным мероприятиям, организо-ванным с учетом физкультурно-спортивных предпоч-тений студентов (см. рис. 1).Использование разнообразных форм физкультур-но-спортивной деятельности студентов в сочетании собязательным курсом физического воспитания спо-собствует повышению их двигательной активностидо уровня физиологических нормативов (4-6 часов внеделю) и решению проблемы формирования здоро-вого образа жизни [5].Это подтвердили и результаты эксперимента: вы-явлена корреляционная зависимость формированияздорового образа жизни от количественных показа-телей физкультурных мероприятий, т.е. чем большемассовых мероприятий, тем выше показатели двига-тельной активности студентов (см. рис. 1, 3-й этап).Если до внедрения экспериментальной технологичес-кой модели всего 7-10% студентов старших курсовпродолжали занятия физической культурой в различ-ных формах, то к окончанию эксперимента в 2002 г.этот показатель существенно вырос (до 40%).Таким образом, использование эксперименталь-ной технологической модели формирования здоро-вого образа жизни позволило повысить эффектив-ность физкультурно-спортивной деятельности в вузеи на практике осуществить переход от обязательногокурса физического воспитания к самостоятельным за-нятиям физическими упражнениями на принципах са-мовоспитания и сомосовершенствования.
Шилько Виктор Геирихович | Томский государственный университет | доктор педагогических наук, декан факультета физической культуры, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта | vshilko@mail.ru |
Гусева Наталья Леонидовна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, зам. декана факультета физической культуры по учебной работе | |
Капилевич Леонид Владимирович | Томский государственный университет | доктор медицинских наук, профессор факультета физической культуры | |