Исследуются влияние аутотренинга с биологической обратной связью на вегетативный дисбаланс ВНС и координационные способности студенток, занимающихся оздоровительной аэробикой.
The method has corrected the sympathovagal balance at the girls aerobics.pdf Внедрение образовательных технологий в системуфизического воспитания Томского государственногоуниверситета позволило освободить физкультурно-спортивную деятельность от стандартизации учебногопроцесса и привело к вариативности оздоровительныхзанятий на основе применения индивидуальных мето-дик. Из 6 наиболее популярных среди студентовспортивно-видовых технологий, включенных в учебныйпроцесс, по результатам социологических исследованийможно выделить оздоровительную аэробику как наи-более популярный вид физкультурно-спортивной дея-тельности. Общеразвивающие и танцевальные упраж-нения аэробной части учебного занятия приводят к по-зитивным физическим сдвигам: проявлению большейвыносливости, укреплению сердечной мышцы и кост-ной системы, повышению стрессоустойчивости и рабо-тоспособности. Однако в процессе учебно-тренировоч-ных занятий следует учитывать индивидуальные физи-ологические возможности с целью исключения состоя-ний перетренированности и утомляемости организма.Целью исследования является изучение вегетатив-ного гомеостаза студенток ТГУ (n = 140; возраст18,07±0,12), занимающихся оздоровительной аэроби-кой, влияния аутотренинга с биологической обратнойсвязью (БОС) на вегетативный дисбаланс ВНС и ко-ординационные способности девушек.Оценка вегет ативного гомеостаза проводилась ме-тодом кардиоинтервалографии, позволяющим по сте-пени активации подкорковых нервных центров оце-нить напряжение регуляторных систем организма. Наосновании результатов обследования вегетативногообеспечения деятельности студенток было сформиро-вано 3 группы.В первую группу были включены девушки с доста-точным обеспечением деятельности ВНС (n=47), укоторых вегетативный гомеостаз не был нарушен,наблюдалось адекватное реагирование сердечно-сосу-дистой системы на нагрузку, адаптивные возможнос-ти и функциональные резервы организма сохранялисьв пределах нормы.Вторая группа была сформирована из студенток,у которых зафиксировано избыточное обеспечениедеятельности ВНС (n = 31); нарушения вегетативногогомеостаза не отмечено, функциональные возможно-сти организма занимающихся имели резерв для уве-личения нагрузки.В третью группу были включены девушки с недо-статочным обеспечением деятельности ВНС (n = 62),у которых выявлены признаки вегетативной дезрегу-ляции, связанные с сохраняющейся симпатикотони-ческой либо развитием выраженной вагальной реак-ции, снижение адаптивных возможностей и функци-ональных резервов организма, развитие состояния на-пряжения ВНС. Для коррекции вегетососудистогодисбаланса и улучшения специальных физических ка-честв испытуемых было проведено десять сеансоваутотренинга с биологической обратной связью.Результатом, как показало обследование, стало до-стоверное снижение индекса напряжения (ИН) ВНС(р
Иноземцева Елена Сейтхановна | Томский государственный университет | старший преподаватель кафедры физвоспитания | z249031@yandex.ru |
Кабачкова Анастасия Владимировна | Сибирский государственный медицинский университет (г. Томск) | студентка 6-го курса медико-биологического факультета | nastyakv@rambler.ru |
Капилевич Леонид Владимирович | Томский государственный университет | доктор медицинских наук, профессор факультета физической культуры | |