Рассматриваются возможности формирующейся новой коммуникативной парадигмы образования, методологические основания коммуникативно организованного образования, его содержание и принципы. Обосновывается коммуникативное образование как адекватное запросам современного общества.
The content of communicative education: principles of communicative didactics .pdf Практика и теория российского образования уже давно разрабатывают и предлагают альтернативы традиционному подходу к образованию как трансляции знаний, умений, навыков. Современная реальность предъявляет новые требования к человеку. Между тем результаты тестирования российских школьников в международном исследовании PISA указывают на то, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом [1. С. 190]. Психолого-педагогический анализ тестирования свидетельствует о трудностях, с которыми столкнулись наши школьники при выполнении международного теста: неумение работать с информацией [привлекать знания из других областей или собственного опыта, работать с информацией, представленной в различных форматах (текстовых, графических, знаковых)], некритическое воспроизведение стереотипных способов действия, слабый творческий анализ предлагаемой ситуации, неумение применять различные учебные действия в рамках одной задачи, неумение свободно оперировать имеющимися знаниями.Однако современный тип культуры, полагающей необходимость успевания за быстро растущей и изменяющейся информацией, одновременного пребывания в ситуациях различных дискурсов, умения находить себя в поликультурных отношениях ориентирует образование не на привитие умений применять алгоритмы действий и мыслительных операций, а на развитие способности создавать собственные авторские действия для решения различных ситуационных проблем. Как предложение выхода из создавшихся трудностей философия образования рассматривает возможности формирующейся новой коммуникативной парадигмы образования, которая обусловлена информационно-коммуникативным характером социальности [2, 3].Определение понятия коммуникации - сложная задача, поскольку сегодня мы находим только раздробленный взгляд на коммуникацию с точек зрения различных наук (антропологии, психологии, социологии и др.). В понимании коммуникации можно выделить два основных вектора. Во-первых, коммуникация понимается как процесс передачи информации от одного источника к другому (трансмиссионные модели коммуникации); это линейные, однонаправленные модели коммуникации, например модели Лассуэлла и Шеннона. Во-вторых, модели, которые рассматривают коммуникацию как двунаправленный процесс - такой процесс, в котором субъект коммуникации является отправителем и получателем сообщения не последовательно, а одновременно [4. С. 38]. Для моделей второго типа важны процессы рождения смысла, интерпретации, понимания. Так, увиденная коммуникация - это не просто передача готовой информации, сформиро-ванных смыслов, а прежде всего рождение новых смыслов. Ситуация коммуникации возникает тогда, когда мы соотносим свои смыслы со смыслами других агентов коммуникации, что позволяет осуществиться рождению новых. В коммуникации достигаются общие смыслы, понимание, которое является неотъемлемым моментом коммуникации. Понятие коммуникации, трактуемое как творческий процесс по созданию смыслов, примененное к образованию, может предложить новые возможности организации, новые направления развития образования, которое ориентировано не на трансляцию знаний, умений, навыков, а на понимание.Если обратиться к существующему опыту построения образовательной практики на коммуникативных началах, то можно отметить, что впервые такие попытки предпринимаются в преподавании иностранного языка [5. С. 6]. Это во многом объясняется возрастанием роли коммуникации в обществе. Так, Ж.-Ф. Лиотар говорит, что в обществе, где коммуникационная составляющая очень важна, языковой аспект приобретает особое значение [6. C. 46]. Образовательные коммуникации в языковой подготовке сводятся к общению, а коммуникативное образование - к созданию естественной ситуации общения на уроках иностранного языка. Коммуникативный подход становится альтернативой грамматическому, который основывается на освоении лингвистических моделей, грамматических правил и языковых норм. Коммуникативный подход в преподавании иностранного языка делает акцент не на знание правил и норм, а на эффективность речевого поведения и взаимодействия.Тенденцию к тому, чтобы включить коммуникативный компонент в свою практику, мы можем обнаружить в западном образовании. Актуальность изучения этих попыток диктуется и интегрированием России в мировое сообщество. Анализ коммуникативной составляющей программ американских университетов позволяет сделать вывод, что задача такого образования чрезвычайно прагматична и состоит в том, чтобы научить людей общаться. В программе университетов предусмотрены различные коммуникативные курсы, например Основы публичных выступлений, Межличностная коммуникация, Убеждение, Аргументация и дебаты, Эффективное слушание, Коммуникация в малых группах и т.д. [4, 7]. Так, коммуникативное образование направлено на формирование навыков публичного выступления, межличностного общения и групповой коммуникации как на основные коммуникативные умения.Вместе с тем следует заметить, что коммуникативно организованное образование не может быть ориентируемым лишь на разработку курсов коммуникативного43характера. Оно предполагает и использование таких форм и методов преподавания, которые бы способствовали развитию личностных качеств, востребованных в современном мире. Коммуникативное образование не сводится до ситуации только вербального общения. Внедрение коммуникативных курсов не характеризует в полной мере содержание коммуникативного образования, поскольку оно связывает себя как с речевой коммуникацией, так и с новым характером работы сознания акторов коммуникации - педагога и обучающегося. Оно не может не затрагивать организацию учебной деятельности и учебного процесса.Методологическим основанием коммуникативно организованного образования является философское учение об истине, которая представляет собой единство объективного предметного знания и субъективных способов его добывания. Процесс познания представляет собой снятие явленности мира через способы работы человеческого сознания и языка. Фильтр сознания и языка всегда присутствует в истине, поэтому предметное содержание любого знания (учебного в том числе) есть итог и результат человеческой коммуникации, оно есть человеческое произведение.Именно этот взгляд на организацию учебной деятельности в институте образования предлагают авторы уже заявившей сегодня о себе концепции школы коммуникативной дидактики. Основатель и руководитель школы В.И. Тюпа выделяет три основания коммуникативной дидактики [8].Во-первых, обучение должно иметь стратегической целью не энциклопедическое усвоение и накопление знаний багажного, застывшего, готового характера, но их освоение как добываемых, получаемых, приобретаемых здесь и теперь знаний, которые оживают в деятельностном настрое, в работе сознания. В такой ситуации происходит не их механическое упаковывание - складывание в сознании, а формирование культуры предметного мышления (математического, исторического, художественного и т.д.).Во-вторых, знание и понимание не совпадают, причем приоритет отдается пониманию. Хороший урок -это создание контекста понимания. В-третьих, должно быть отношение к пониманию как переводу на язык внутренней речи [8]. Понимание, без чего коммуникативное событие не будет иметь места, - это перевод высказывания с социального (внешнего) языка говорения или письма на ментальный (внутренний) язык ответных речевых актов смыслополагания [9. С. 8]. Таким образом, коммуникация представляет собой не механическое перемещение информации, а встречные взаимоактуализации смыслов.В.И. Тюпа, говоря о прогрессивных принципах коммуникативной дидактики, исходит из идей философии диалогизма (М.М. Бахтин, М. Бубер, О. Розен-шток-Хюсси и др.) и стремится к преодолению авторитарности отношений между учеником и учителем; коммуникативная дидактика оценивается им как переход от авторитарного урока к авторскому и соавторскому. Учитель является организатором коммуникации, диалога, а сама коммуникация становится важной составляющей учебного процесса. Ученик обретает возможность выбора стратегии собственных действий, он может самостоятельно выбирать перспективу рас-44смотрения учебного предмета, поскольку оказывается соавтором учебного процесса.Образование, выстроенное на принципах коммуникативности, на принципах коммуникативной дидактики, позволяет поставить акцент не на содержании предмета, а на формировании культуры мышления. Ситуация коммуникации способствует формированию способов мышления и понимания. Отличие культурного сознания и мышления состоит в том, что первое являет себя не чисто в рассудочно-логически-рациональном виде, но в коммуникативных взаимодействиях всех структур человеческого сознания. Мышление -если и ведущая, то не единственная структура сознания. Оно ответственно за рациональное освоение мира, однако, будучи некоммуникативно представленным, редуцирует работу до чистого разума, не внимая его чувствующему, переживающему, эмпатийному окружению. Образование в таком случае тоже редуцируется до обучения-накопления, обучения-запоминания, не включающего элемент понимания.Коммуникативная дидактика ориентирована не просто на формирование знаний, а скорее на формирование ком-петентностей. Компетентность в данном случае понимается как способность человека действовать в нестандартных ситуациях [1. C. 193-194]. Таким образом, зуны трансформируются в компетентности, которые подразумевают еще и пересечение различных предметных областей, выход за рамки учебного предмета и ситуации [10. С. 8-9]. В этом случае субъекту дается возможность научиться работать с разного рода информацией, сформировать умение комбинировать в своем учебном действии различные подходы к решению проблем, привлекать знания из различных областей и различный опыт для их решения. Таким образом, коммуникативно организованное образование предоставляет ученику свободу, которая проявляется в том, что ученик не ограничивается в своем познании только лишь учебными рамками, но может выходить за них и задействовать в своем познании, в своем учебном действии опыт из других сфер знания, опыт повседневной жизни. Наряду с ключевыми компетенциями, т.е. общеучебными умениями и навыками, и предметными компетенциями, т.е. предметными способами действия, у учащихся формируются коммуникативные компетентности, которые представляют собой способы работы с текстом, информацией.Подводя итог, можно сказать, что коммуникативная дидактика предполагает возможность выхода за рамки учебного предмета и ситуации, развивает умение комбинировать в своем учебном действии различные подходы к решению проблем, привлекать знания из различных областей для их решения. Коммуникативность образования предполагает взгляд на одну проблему, который исходит из пересечения нескольких областей знаний, т.е. межпредметный взгляд.Таким образом, коммуникативная дидактика позволяет состояться нестандартному действию, выйти за рамки привычных, стереотипных действий. Коммуникации в образовании способствуют развитию гибкого мышления, способного самостоятельно выбирать перспективу рассмотрения проблемы, самостоятельно приобретать знания, необходимые для успешной адаптации в современном мире.
Каспаржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанова К.Н. и др. Российское школьное образование: взгляд со стороны (психолого-педагогический анализ результатов тестирования российских подростков в международном тестировании PISA - 2000) // Вопросы образования. 200
Петрова Г.И. Коммуникативная онтология и современное образование // Философия образования. 2004. № 2(10). С. 3-8.
Петрова Г.И. Социальные коммуникации и коммуникативная онтология образования // I межрегиональная научно-практическая конференция "PR - UNIVERSUM 2004": Сб. матер. Томск: Дельтаплан, 2004. С. 47-51.
Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование? // Сибирь. Философия. Образование: Альманах. 2002. Вып. 6. С. 37-47.
Захарова Г.В. Из истории вопроса об определении целей обучения иностранным языкам в Германии // Лемпертовские чтения. Пятигорск: Пятигорский гос. лингвист. ун-т, 2004. Режим доступа: http://pn.pglu.ru/index.php, свободный.
Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.
Биби Стивен А. Обучение ценностям через содержание предмета "Коммуникативные исследования" // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. 2000. Вып. 4. С. 77-93.
Тюпа В.И. Три кита коммуникативной дидактики // Дискурс. Новосибирск, 1997. № 3-4. Режим доступа: http://www.nsu.ru/education/virtual, свободный.
Тюпа В.И. Онтология коммуникации // Дискурс. Новосибирск, 1998. № 5/6. С. 5-20.
Петрова Г.И. Роль образовательных инноваций в модернизации современного образования // Модернизация школьного образования: опыт, проблемы. Томск: STT, 2006. Вып. 3. С. 5-14.