Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономическогои правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе | Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302.

Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономическогои правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе

Статья посвящена проблеме улучшения инвестиционного климата региона на основе разработки механизма формирования благоприятного инвестиционного климата. Рассмотрены сущность организационно-экономического и правового механизма, цель его функционирования; выделено базовое дерево целей и задач, обобщены основные принципы его построения.

Essence, purpose, objectives and development guidelines for economic-organizational and legal mechanismof attractive regional investment climate formation .pdf Анализ инвестиционного климата в регионах России последних 3 лет показывает, что большинство из них (более 2/3) имели неблагоприятный инвестиционный климат, характеризующийся низким/пониженным инвестиционным потенциалом и высоким/умеренным инвестиционным риском [1]. В связи с этим актуальной задачей является создание модели организационно-экономического и правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.Создание привлекательного инвестиционного климата в регионе не является самоцелью. Это производная цель, возникающая из необходимости привлечения инвестиций в регион. Поэтому механизм должен быть нацелен на создание условий, способствующих привлечению потенциальных инвесторов, и на повышение инвестиционной активности в регионе.Что же понимается под организационно-экономическим и правовым механизмом? Некоторые исследователи, например Л.И. Абалкин, П.Г. Бунич, Р.Н. Евстигнеев, А. Кульман и др., ассоциируют его с хозяйственным механизмом [2-7]. Анализ опыта в этой области позволяет выделить несколько важных моментов.Хозяйственный механизм - передаточная среда между производительными силами, производственными отношениями и надстройкой (рис. 1).Надстройка-Хозяйственный-механизмПроизводственные отношенияПроизводительные силы' ^Рис. 1. Сущность хозяйственного механизмаВ условиях регулируемого рынка государство посредством хозяйственного механизма регулирует развитие производительных сил и производственных отношений. Это влияние может быть прямым и обратным, непосредственным и опосредованным, административным и экономическим.Хозяйственный механизм - совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства [8]. Таким образом, еще раз подтверждается близость понятий хозяйственного и организационно-экономического и правового механизма (ОЭП-механизм).Элементарные операции, простейшие рычаги, составляющие ОЭП-механизм, являются кирпичиками,из которых строится здание каждого ОЭП-механизма. Они универсальны и применимы как в отрасли, так и в регионе и на предприятии. Оригинальная комбинация, складывающаяся из них под воздействием объективных условий развития каждой части национального хозяйства, позволяет говорить о специфике ОЭП-механизма страны, субъекта федерации, муниципального образования, отрасли и т.д.Необходимо отметить некоторую специфику ОЭП-механизма в отношении проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.Во-первых, учитывая тот факт, что инвестиционный климат в регионе формируется под воздействием как объективных (географическое положение, природные ресурсы и т.д.), так и субъективных факторов (деятельность органов федеральной, региональной властей, предприятий и организаций, предпринимателей и общества), целенаправленная деятельность по его формированию является прерогативой в первую очередь федеральных и региональных органов власти. Это связанно с тем, что именно они, будучи заинтересованы в эффективности инвестиционной деятельности, способствующей достижению целей социально-экономического развития в регионе, имеют наибольшее количество рычагов для целенаправленного регулирующего воздействия на инвестиционный климат. Таким образом, данный вид деятельности имеет субъективную регулирующую природу и тесно связан с деятельностью надстройки.Во-вторых, инвестиционный климат, влияя на эффективность инвестиционной деятельности, в какой-то степени и сам является объективным отражением ее состояния в регионе, ее производной и индикатором эффективности региональных инвестиционных процессов. Поэтому деятельность по формированию благоприятного инвестиционного климата в первую очередь связана с регулирующим воздействием на определенные аспекты инвестиционной деятельности, приводящим к улучшению климатических характеристик в регионе.В-третьих, механизм формирования благоприятного инвестиционного климата является составной частью более крупного хозяйственного механизма регулирования инвестиционной деятельности в регионе.На основе вышесказанного попытаемся сформулировать определение организационно-экономического и правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе: это сознательно регулируемая система экономических, правовых, организационных форм, методов, способов и принципов, а также совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей, с помо-177щью которых осуществляется целенаправленное воздействие на инвестиционный климат в регионе.Данный механизм - это передаточная среда или то, посредством чего государство осуществляет регулирующее воздействие на инвестиционный климат в регионе. Он включает в себя:- совокупность принципов, направлений и приоритетов в организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;- экономические формы, методы, способы и инструменты воздействия на инвестиционный климат в регионе;- совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей всех участников инвестиционной деятельности, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий на инвестиционный климат.Необходимо отметить, что структура элементов данного механизма во многом определяется набором целей и задач, на достижение которых направлено действие данного механизма. Подобно тому, как в менеджменте цели организации определяют ее структуру, цели и задачи механизма формирования благоприятного инвестиционного климата определяют набор структурных элементов, которые будут включены в него.Регулируя этот механизм, региональные власти оказывают прямое и косвенное воздействие на определенные аспекты инвестиционной деятельности в регионе таким образом, чтобы, обеспечивая ее относительную эффективность, воздействовать на характеристики инвестиционного климата в регионе. Механизм также должен обеспечивать передачу обратных воздействий экономического базиса на надстройку.При разработке механизма необходимо учитывать опыт регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом. При этом в первую очередь стоит обратить внимание на регионы-середнячки по экономическому потенциалу. Это поможет разработать механизм формирования благоприятного инвестиционного климата, адекватный для большинства регионов РФ. Для этих целей мы проанализировали состояние инвестиционной деятельности в следующих регионах: Новгородской, Белгородской и Ярославской областях.Главной целью механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе является повышение инвестиционной активности, выражающейся в росте объемов инвестиционных ресурсов, привлекаемых в региональные инвестиционные проекты.Движение к главной цели механизма осуществляется посредством достижения двух основных подцелей:- развитие регионального инвестиционного рынка;- повышение эффективности деятельности региональных органов власти в сферах, прямо или косвенно связанных с региональной инвестиционной деятельностью.Каждая подцель достигается через комплекс сопряженных с нею задач. В итоге формируется дерево целей и задач механизма (рис. 2).Достижение поставленных целей будет также влиять на инвестиционный потенциал и инвестиционные риски в регионе. Некоторые цели в большей степени способствуют снижению инвестиционного риска, в то время как другие служат катализатором повышению инвестиционного потенциала (таблица).При разработке механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе необходимо руководствоваться определенными принципами. Данные принципы были сформированы на основе анализа приоритетов государственной инвестиционной политики РФ и деятельности региональных органов власти в области построения инвестиционных стратегий.Принцип ориентированности на прямые инвестиции. Прямые инвестиции являются важным источником финансирования инвестиционных потребностей экономики региона. Помимо частичного решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятий прямые инвестиции несут в себе потенциал увеличения объемов продукции и услуг учрежденных ими предприятий, возможности развития технологий, способствуют становлению рыночных механизмов и интеграции региональной экономики в национальное и мировое хозяйство. Поэтому механизм должен ориентироваться на формирование благоприятного инвестиционного климата в первую очередь в глазах прямых, реальных инвесторов.Улучшение инвестиционного климата в регионе (повышение инвестиционной активности)Развитие регионального инвестиционного рынка^2_Поддержка существующих и потенциальных инвесторов в регионеПовышение эффективностирегулирующих воздействийрегиональных властей^^Совершенствование нормативно-правовой базы инвестирования/ /Поддержка реципиентов инвестиций\ \Снижение административных барьеров на пути инвестицийРазвитие региональной инвестиционной инфраструктурыСнижение инвестиционных рисков в регионеis:178Рис. 2. Базовое дерево целей и задач механизма формирования благоприятного инвестиционного климатаВлияние целей и задач на инвестиционный риск и потенциал регионаЦели Инвестиционные риски Инвестиционный потенциалУлучшение инвестиционного климата в регионе, способствующего повышению инвестиционной активности (ИА), выражающейся в росте объемов инвестиционных ресурсов, привлекаемых в региональные инвестиционные проекты++Повышение ИА за счет развития регионального инвестиционного рынка++Поддержка существующих и потенциальных инвесторов в регионе+Поддержка реципиентов инвестиций++Развитие региональной инвестиционной инфраструктуры++Повышение ИА за счет повышения эффективности деятельности региональных органов власти в областях, связанных с инвестиционной деятельностью в регионе+Совершенствование нормативно-правовой базы инвестирования+Снижение административных барьеров на пути инвестиций+Снижение инвестиционных рисков в регионе+Принцип ориентированности на снижение инвестиционных рисков. Как уже упоминалось, в России наблюдается острый дефицит финансовых ресурсов региональных властей, а также постепенное снижение доли бюджетных средств, остающихся в распоряжении региона. Данная ситуация порождает необходимость поиска эффективных с точки зрения затрат путей организации инвестиционной деятельности в регионе.В связи с этим при разработке механизма необходимо учитывать, что стратегия первоочередной минимизации инвестиционного риска является более эффективной и менее затратной в сравнении со стратегией максимизации инвестиционного потенциала региона. В механизме должны быть максимально задействованы элементы, способствующие достижению первого комплекса целей и задач.Принцип использования сравнительных преимуществ. Формирование инвестиционного имиджа связано с акцентированием внимания на сравнительных достоинствах региона в глазах потенциальных инвесторов для того, чтобы компенсировать его недостатки. Поэтому при разработке механизма необходимо включить инструменты формирования благоприятного инвестиционного имиджа региона.Принцип универсальности и адаптивности. Данный принцип вытекает из неодинаковости состояния инвестиционной деятельности в регионах в силу природно-климатических, географических, производственных, организационно-управленческих и прочих факторов, что требует от региональных властей разработки собственных специфических стратегий развития. Поэтому механизм должен содержать базовый набор элементов и инструментов, который может быть адаптирован к специфическим региональным условиям. Также в условиях быстроменяющейся экономической среды необходимо, чтобы в механизм были включены инструменты его настройки на эти изменения в конъюнктуре.Принцип связанности инвестиционного климата и инвестиционной активности. Формирование благоприятного инвестиционного климата в регионе не является самоцелью. Это производная цель, возникающая из необходимости привлечения инвестиций в регион. Поэтому в механизм должны быть заложены индикаторы связи между темпами улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционной активности в регионе.Принцип интегрируемости и комплексности. Как сам регион является составной частью единого народ-но-хозяйственного комплекса страны, так и его инвестиционная сфера является элементом единой инвестиционной сферы страны. Инвестиционная политика региона, нацеленная в первую очередь на улучшение его инвестиционного климата, разрабатывается с учетом целей, задач и приоритетов государственной инвестиционной политики, которая является составной частью экономической политики РФ. Поэтому помимо специфических региональных целей и задач, механизм должен учитывать общегосударственные приоритеты.Принцип комплексности порождает необходимость в учете еще нескольких важных принципов, изложенных в государственной инвестиционной политике РФ:- принцип финансовой самодостаточности. Механизм должен создавать благоприятные условия в первую очередь не для получения инвестиций из государственных источников, а для притока и реализации инвестиций преимущественно из негосударственных источников;- принцип оценки результативности. Механизм должен строиться таким образом, чтобы имелась возможность осуществления эффективного мониторинга и оценки результатов его функционирования;- принцип государственных гарантий инвестиций. Данный принцип нацелен на усиление роли региональной власти как гаранта поддержания благоприятного и предсказуемого нормативно-правового регионального режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов;- принцип равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всех инвесторов независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;- принцип информационной открытости предполагает обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций; внедрение международных стандартов отчетности во всех секторах экономики.Все вышеперечисленные принципы являются своего рода сводом законов, руководство которыми позволяет более эффективно определить границы механизма и структуру составляющих его элементов. Они также способствуют определению направлений и приоритетов в организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе.179Необходимо отметить, что главные цели и задачи, на решение которых направлено действие механизма, а также принципы его построения логически вытекают из основополагающих документов в области инвестиционной деятельности, разрабатываемых региональ-ными властями: инвестиционной политики и инвестиционной стратегии региона. Поэтому их наличие или создание является первым шагом на пути построения эффективного механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рахимов Тимур Рустамович Томский политехнический университет ассистент кафедры менеджмента инженерно-экономического факультета rahimovs@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Рахимов Т.Р. Инвестиционный климат в регионах России // Проблемы управления рыночной экономикой: Межрегион. сб. науч. тр. / Под ред. проф. И.Е. Никулиной. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. Вып. 8. 321 с.
Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм общественных формаций. М., 1986. 270 с.
Абалкин Л.И. Избранные труды: В 4 т. / Сост. О.М. Грибанова. М.: Экономика, 2000. Т. 2. 910 с.
Бунич П.Г. Хозмеханизм: Идеи и реальности. М.: Политиздат, 1988. 125 с.
Бунич П.Г. Хозяйственный механизм управления экономикой СССР / П.Г. Бунич, Л.Л. Фомина, Д.С. Львов и др.; Под ред. П.Г. Бунича. М.: Экономика, 1991. 317 с.
Евстигнеев Р.Н. Социалистический хозяйственный механизм: закономерности развития / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев. М.: Наука, 1981. 303 с.
Кульман А. Экономические механизмы / Пер. с фр. А. Кульман; Под ред. Н.И. Хрусталевой. М.: Прогресс-Универс, 1993. 189 с.
Андросов В.А. Регулирование инвестиционной деятельности в регионе / В.А. Андросов, А.Л. Шушарин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 172 с.
 Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономическогои правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе             | Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302.

Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономическогои правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе | Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302.

Полнотекстовая версия