Синергетическая модель развития образовательного пространства
Дается общая характеристика образовательного пространства с учетом изменения содержания образования, что влечет за собой и изменение формы процесса его организации.
Synergetic Model of Education Development .pdf В связи с изменением содержания образования изменяется и форма процесса его организации. Принципы синергетики могут послужить методологической основой для моделирования организации и самоорганизации образовательного процесса. Структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса назовем образовательным пространством. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации, поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется.Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов системы, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития. Образовательное пространство является сферой взаимодействия трех его субъектов - учителя, ученика и среды между ними.Вывод Л.С. Выготского о трехстороннем активном процессе - «активен учитель, активен ученик, активна среда между ними» - позволяет рассматривать трех-компонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка, не разделяя воспитание и образование. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена, по терминологии Л.С. Выготского, как «идеальная форма среды», т.е. то содержание культуры, которое было выработано человечеством в процессе исторического развития.Организованная в образовательном пространстве среда как совокупность отношений по осуществлению процесса освоения «идеальной формы» несет в себе логику поведения и отношений между субъектами образовательного пространства. В этом заключается активность среды, что позволяет рассматривать ее не только как объект, но и как субъект образовательного пространства. Активность среды создает новое качество системы отношений субъектов образовательного пространства. Среда начинает определять других субъектов, управлять ими, требовать их изменения, проводить селекцию их состояний.Отношения учителя и ученика представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности ребенка, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым становится, по выражению Л.С. Выготского, функцией личности ребенка, его внутренним достоянием. В этих отношениях активность ученика проявляется в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определенное отношение. Представленность среды во внутреннем отношении к ней ребенка Л.С. Выготский назвал «переживанием», «единицей анализа отношения ребенка со средой». Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активного обращения к «идеальной форме среды».Активность учителя заключается в том, что он, в соответствии со своими возможностями, интересами и представлениями, определяет и предлагает ученику спектр возможных форм упорядочивания способов присвоения «идеальной формы среды». При этом он сам, постоянно варьируя этот спектр, насыщает среду, подбирает оптимальные варианты, тем самым осваивает «идеальную форму среды», делая ее все в большей мере достоянием своей личности. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства, с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой - способствует проявлению и развитию их индивидуальности.Таким образом, образовательное пространство - это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений, а процесс образования - это процесс последовательного изменения отношений ученика и учителя с образовательной средой, своеобразный «путь» субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве. Такой «путь» мы трактовали как образовательную программу, цель которой определяется направленностью движения субъектов в образовательном пространстве. Тем самым показано, что модель образовательной программы как способа организации образовательного процесса может быть построена исходя из принципов синергетики.Учитывая цели и задачи обучения, именно в рамках синергетического подхода представляется целесообразным искать методы эффективного усвоения языка и его саморазвития и как знаковой системы, и как дискурсивной практики. Одним из таких методов является метод образного восприятия и мышления. Следует отметить, что какой бы оценке ни подвергалась синергетика, в основе подхода всегда лежит образное видение мира, образное осмысление научной проблемы. Образ является не только продуктом эмоционального восприятия, как представляют порой сторонники эмпирической позиции, а синтезом эмоционального и рационального, субъективно-личностного и объективно-15содержательного. Образы запечатляют вещи, как они есть, где ничего не убавлено и не прибавлено. Большое преимущество образа в том, что он предъявляет целостную картину явления. Понятийное описание линейно, аполитично и ему не дано взять предмет сразу со всеми его характеристиками.В качестве преимущества образного видения предмета имеет значение то, что образ представляет мир объемно (за исключением, конечно, тех случаев, когда имеет место плоскостное отображение явлений). Кстати сказать, одним из приемов операции варьирования (метод обобщающей переформулировки проблемы) как раз является перевод задачи из плоскостного варианта в объемный, стереометрический вид. Другое дело, что образ не очерчивается лишь одной адекватностью, а несет в себе и некое рациональное начало.Большое преимущество образа также и в том, что он предъявляет целостную картину явления. Понятийное описание линейно, аналитично, и ему не дано взять предмет сразу в совокупности его характеристик, которые можно обозреть лишь последовательностью фиксаций, но не однолинейно, как способен явить образ. Сведущие в области исследовательской мысли считают, что талант отличается от крепкого профессионализма тем, что любую сложную идею он воспринимает как целое, не тратя сил на ее разложение по частям, анализ составляющих и их увязывание.Среди вспомогательных приемов обращения к образу часто используют моделирование. По определению, модель - это объект-заместитель, конструируемый в целях изучения оригинала, когда последний труднодоступен, либо работа с ним требует больших материальных затрат ввиду громоздкости. Оригинал и модель характеризуются отношением сходства и различия, которое определяется мерой подобия. Модель не может быть тождественна оригиналу, ибо тогда нет смысла его моделировать, но модель в то же время должна иметь сходство с изучаемым объектом, в противном случае мы не получим полезных результатов.Сложно исторически складывается понимание термина «язык». Исследователи насчитывают, например, двадцать семь смысловых вариантов этого термина, или, иначе говоря, двадцать семь моделей языка. Вот некоторые из них: язык - исторически развивающеесяявление; язык - явление общественное; язык имеет собственные внутренние законы, хотя и тесно связан с обществом. Различные стороны языка развиваются неравномерно. Язык - это своеобразная система систем. Тенденция развития в языке противостоит тенденции к сохранению существующего. Язык в известной мере зависит от физиологических особенностей человеческого организма. Язык как самоорганизующаяся система непрерывно развивается, в нем могут спонтанно организовываться смыслы, и в то же время они социокультурно детерминированы.Обобщая сказанное, отметим, что применение си-нергетического подхода в лингвистике далеко не бесспорно. У этого подхода есть и противники, и сторонники. «Лингвистика пока еще не разглядела сложное соотношение однозначного (линейного) и многозначного (нелинейного) в самой основе языка и мышления... Необходимость новой нелинейной теории языка (синергетики языка) становится все более очевидной. Лингвистике необходимо вырваться из линейного плена», - отмечает А.А. Кобляков [1].В предложенном исследовании мы попытались дать сравнительный анализ традиционной методики преподавания иностранных языков и намечающихся контуров нетрадиционного (синергетического) подхода к языку и его преподаванию на основе синергетической модели языка. Применение синергетического подхода к языку опиралось на параллели: «открытая нелинейная среда - контекст», «спонтанная самоорганизация -процессы синтеза в смыслообразовании»; процесс обучения языку - это процесс, слагающийся из усвоения суммы знаний, выявления смысла, межличностного общения, усвоения лексических и синтаксических правил, овладения социокультурными навыками языковой коммуникации и т.д.Таким образом, прорисовывая контуры проекта «синергетическое движение в языке», мы выявили три его аспекта. Первый обусловлен коммуникативной онтологией языка, где язык предстает как самоорганизующаяся целостность. Второй обусловлен эпистемологией - язык как инструментарий познания, он описывается в контексте проблематики «язык и мышление». Третий связан с методиками обучения языку, синергетикой образования.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 764
Ключевые слова
Авторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Гураль Светлана Константиновна | Томский государственный университет | профессор, кандидат филологических наук, декан факультета иностранных языков | gural.svetlana@mail.ru; gural@fld.tsu.ru |
Ссылки
