Статья является одним из первых опытов аналитического отношения к современной социальной политике России. Описываются различные подходы к построению социальной политики в истории. Обосновывается задача построения современной социальной политики как механизма развития человеческого потенциала населения; предлагается с помощью социальной политики формировать основные профессиональные, личностные и гражданские компетенции населения.
The arrangement of through competences of population as a strategyof positioning in Russian social policy .pdf Проблематика социальной политики оформлялась в течение XIX-XX вв. в связи с ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы, что способствовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления [5-9].Появление социальной политики во второй половине XIX в. было связано с двумя основными факторами:- с формированием в Европе особого типа государства - социального государства, активно вмешивающегося в общественные процессы с целью их регулирования и стабилизации. В Германии в последней четверти XIX в. впервые через проведение широкомасштабных социальных реформ были сделаны конкретные шаги по формированию социально ориентированного государства;- с институциализацией экономической и социологической теорий как самостоятельных областей научного знания. Так, например, Питирим Сорокин выделял социальную политику в качестве одного из разделов социальной теории наряду с социальной механикой и социальной генетикой [1. С. 29-30]. А в 1912 г. Сергей Булгаков указывал на необходимость возведения социальной политики в ранг социальной науки, поскольку «в государственной, социально-экономической, общекультурной области растущее обобществление жизни и осознание этой обобществленности, социализм жизни и социологизм сознания непрерывно расширяют и упрочивают компетенцию социальной политики» [2. С. 208].На новом этапе развития российского общества социальная политика должна приобрести как новое содержание, так и дополнительные форматы своего существования.Нами различаются несколько моделей социальной политики [3].1. По типу базового процесса. Социальное вспомоществование есть прямая поддержка наиболее бедных1, малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных групп населения, осуществляемая на основе принципов безвозмездности и благотворительности.Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов.Социальное страхование - это своеобразная социальная «поддерживающая» система, построенная на принципах общеобязательности или/и добровольности.Доминирующим направлением социального страхования является формирование многочисленногосреднего класса. Подобный подход к социальной политике реализовывался в ряде европейских государств, взявшихся за проведение социальных реформ. В России социальное страхование как модель социальной политики только начинает развиваться.Социальное развитие - это повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения. К социальным индикаторам качества жизни относят: доходы как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр.2.По типу субъекта социальной ответственности. Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за своюсудьбу и судьбу своей семьи. Роль государственныхструктур в непосредственной реализации социальнойполитики минимизирована, основными субъектамисоциальной политики являются граждане, семья и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации третьего сектора.Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, т.е. максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение, где данный работник трудится. Предприятие, стимулируя работников к внесению максимального трудового вклада, предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования (повышения квалификации). Общественная модель предполагает принцип солидарной ответственности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый - за больного, молодой - за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство.Патерналистская модель предполагает принцип государственной ответственности. Государство централизованно и тотально берет на себя ответственность за социально-экономическое положение граждан и использование любых административных рычагов для достижения социальных целей. Все иные возможные субъекты социальной политики (предприятия, общественные организации и пр.) действуют либо от имени государства, либо под его контролем.3.По типу участия государства в реализации социальной политики. Благотворительная модель - когдагосударство за счет специально аккумулированныхресурсов создает определенные «подпорки» к рынку ввиде государственной системы социальной поддержки32и таким образом помогает нивелировать отдельные, наиболее острые негативные социальные последствия функционирования рынка. Средства на благотворительную помощь, осуществляемую государством, складываются в основном из частных пожертвований в государственные благотворительные фонды и на содержание государственных социальных учреждений, а также частично на средства государственной казны.Административная модель предполагает прямое, активное государственное вмешательство в рынок и носит характер администрирования. Условием реализации данной модели является наличие развитых систем перераспределения доходов, находящихся под контролем государства, а также механизмов вмешательства в процессы ценообразования, тарифного регулирования, обеспечения занятости.Стимулирующая модель предполагает косвенное, а не прямое участие государства в решении социальных проблем, когда государство задает обществу внешние по отношению к рынку и иным общественным субъектам «правила игры» (правовые, кредитно-финансовые, налоговые).Реализующаяся сегодня модель социальной политики в России:- по типу базового действия: социальное вспомоществование и социальное попечительство с элементами социального страхования;- по типу субъекта социальной ответственности: патерналистская модель с элементами общественной модели;- по типу участия государства: административная модель.Перспективное направление социальной политики в России:- по типу базового действия: социальное развитие с элементами социального страхования;- по типу субъекта социальной ответственности: либеральная модель с элементами общественной и корпоративной;- по типу участия государства: стимулирующая модель с элементами благотворительной модели.В последнее время аналитики отмечают стремительно растущий дефицит в российском обществе таких, казалось бы, очевидных человеческих качеств, как воля, устремленность, самостоятельность в принятии решений, наличие устойчивых интересов и целей. Зачастую люди, будучи в той или иной степени талантливыми и одаренными от природы, оказываются неспособными не по уровню подготовки, а по своим социально-антропологическим качествам и ментальным установкам к удержанию на протяжении жизни высокой индивидуальной «планки» и высоких стандартов деятельности.Сегодня совсем не кажется преувеличением тезис об антропологической катастрофе, произошедшей в России. Речь идет о том, что в течение достаточно короткого времени в ХХ в. в нашей стране были уничтожены фактически все институты Человека, традиционно отвечавшие в истории европейской культуры за воспроизводство человеческих структур и функций.Заявленная смена отношения к Человеку противостоит позиции тех идеологов и практиков образования, молодежной политики, здравоохранения, социальной защиты, культуры, которые рассматривают социальнуюсферу только лишь как сферу глобальных обязательств государства «о своих подданных». Судя по документам, регламентирующим деятельность в социальной сфере, по используемому в них понятийному аппарату («народ», «работа с населением»), массовые практики, реализуемые сегодня в этих сферах, являются практиками прямого сдерживания Человеческого потенциала.С этой точки зрения социальные программы должны быть программами открытого типа и направлены на повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих на различных территориях, на формирование их готовности к современным продуктивным формам мобильности, и прежде всего образовательной (определение будущего социального и профессионального статуса), социокультурной (определение будущего образа жизни), территориальной (определение дальнейшего места проживания). Необходимо создание системы условий и механизмов по преодолению границ, возникающих перед людьми в связи с географией (местом) проживания; доминирующими на территории идеологическими представлениями и ценностными ориентациями; социальным, материальным, ментальным статусом ближайшего окружения; ограничением доступа к информации и т.д.Задача социальной политики по развитию человеческого потенциала есть задача формирования современной человеческой инфраструктуры (антропологического каркаса) инновационных проектов и стратегий регионального и национального развития. Речь идет о формировании на среднем и массовом уровнях целого ряда так называемых «сквозных», или пронизывающих, компетенций.Под сквозными компетенциями мы понимаем возможности, которыми обладают люди по включению в современные процессы, а также в специфически человеческие формы мышления, деятельности, кооперации и коммуникации, определяющие «лицо» современного мира и современной экономики.Компетенции являются управляющей инстанцией по отношению к целому ряду человеческих качеств: объему знаний, навыкам, привычкам, способностям. И, как правило, эта рефлексивно-управляющая надстройка как типовая отсутствует у людей, т.е. компетенции у населения не сформированы. В результате мы имеем дело с огромным количеством внешних зависимостей. А сфера социальной защиты вынуждена обеспечивать эти зависимости.В отличие от профессиональных (специальных) компетенций, пронизывающие компетенции есть то, на что можно рассчитывать при постановке и решении масштабных национальных задач, связанных с развитием. В России в 1930-е гг. культурная революция ставила подобную задачу как задачу обучения населения грамоте. И на сегодняшний день это умение населения читать, писать, считать (то, что дает младшая школа).Сегодня существует огромный разрыв между формально высоким уровнем образования в России2 и низкой производительностью труда; также существует очень низкий уровень включенности людей в различные формы кооперации, низкий уровень общественной связности и пр. Это происходит, как минимум, по двум причинам: объективной (негде работать, несовершенство правовой базы) и субъективной, т.е. антропологической.33Сегодня существуют четыре ключевых контекста, значимых с точки зрения обсуждения проблематики человеческого потенциала (компетенций) [4-5].Первый - это процесс глобализации. Он выражается в том, что называют мобильностью. Речь идет о росте мобильности для определенных социальных и профессиональных групп, о резком росте по сравнению с тем, что было даже лет 5-10 назад, и одновременно о гигантском разрыве между теми, кто включается в эту мировую межрегиональную мобильность, и теми, кто в нее включиться не может. Отсюда также резкий рост образовательного неравенства.Второй контекст - это формирование инновационной экономики как нового и наиболее быстро растущего уклада, который задает совершенно новые требования к типам знаний и квалификаций.Третий контекст - это рост значения сетевых форм организации, транспрофессионализация сетей и вытекающие отсюда требования к человеческому потенциалу, который может работать в этих сетевых формах.И четвертый - это все, что связано с синергетикой, коллективностью, кооперативностью и умением включаться в системы кооперированной деятельности.Мы выделяем три сквозные компетенции, формирование которых, на наш взгляд, стоит сегодня на повестке дня новой культурной революции в России:- возможность движения за рынками труда (профессиональная компетенция);- возможность самоидентичности (личностная компетенция и компетенция личностного взросления);- возможность социальной коммуникации, возможность включения в различные социальные среды (гражданская компетенция).Исходя из этого, можно выделить следующие ключевые зоны развития человеческого потенциала населения страны:- развитие современных квалификаций (знания, умения, навыки, способности) в образовательных системах;- создание тренинговых «площадок» по формированию компетенций и поддержанию компетентностно-го тонуса населения (где, как не в фитнес-залах компетенции поддерживаются в состоянии готовности);- формирование инфраструктур капитализации человеческого потенциала не только в частном, но и в государственном и общественном секторах (рабочих мест).ПРИМЕЧАНИЯ1Бедность характеризует положение людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления.2По уровню грамотности взрослого населения, охвату студентов обучением естественным наукам Россия входит в первую десятку стран.
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.
Княгинин В.Н. Промышленная политика России: кто оплатит издержки глобализации. М.: Европа, 2005.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002/2003 годы. Роль государства в экономическом росте и социально-экономических реформах / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2003.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. На пути к обществу, основанному на знаниях / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М.: Весь Мир, 2004.
Константинова Л.В. Социальная политика: концепция и реальность: Опыт социологической рефлексии. Саратов: Поволжская академия государственной службы, 2004.
Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. ред.: А.А. Попов, И.Д. Проскуровская. Красноярск, 2004.
Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. География человеческих перспектив. Образовательные технологии нового поколения. М.: Стратег. RU, 2006.
Попов А.А., Проскуровская И.Д. Стратегия развития человеческого потенциала // 60-я параллель. 2005. № 2. С. 4-17.