Рассматривается проблема необходимости трансформации содержания высшего профессионального образования в России.
Deskriptiv model of content transformation of educational process .pdf внимает политику, а политик - интеллектуалу.Наша профессура и в финансовом, и в социальном отношении значительно уступает американской. Проблемы, связанные с бытом, достатком университетской интеллигенции, сейчас ненамного отличаются от аналогичных проблем педагогов времен позапрошлого века.Еще полтора века назад в США были сформулированы принципы, обеспечивающие неотъемлемое условие продуктивной деятельности в науке - академическую свободу. Эти принципы не утратили значимости и сегодня. Это осуществление долгосрочной финансовой помощи ученым, деятельность которых не привязана к произвольным календарным срокам бюджета; право на выбор тематики исследований, ибо объект устремлений - новое знание, несовместимо с наличными нормами и формами науки; свобода публикаций - безограничительная циркуляция идей, обмен мыслями, т.к. наука - всеобщий труд; непрестанный диалог, взаимоконтакт с коллегами как условие профессионального роста.В России можно указать на прямо противоположные деструктивные тенденции. В частности, моральная и материальная поддержка интеллектуального труда со стороны общества неуклонно снижается; выбор тематики, размещение заказов жестко контролируются со стороны малочисленных фондов-монополистов; коммуникативные процессы в образовании и науке блокированы нехваткой ресурсов.В условиях директивного духовного производства у нас не будет раскрепощенного, т.е. в полном смысле слова интеллигентного, научного труда, и требовать его бессмысленно. Жестко иерархический тип организации научной и преподавательской работы в высшей школе на фоне практического отсутствия количественного роста соответствующих организаций, учреждений, отделов, подразделений и т.п. создал острые проблемы. Естественное стремление всякого занять более престижное место в должностной структуре не реализуется на практике, где отмечается неоправданная тенденция старения кадров.В целом по стране средний возраст докторов наук составляет 58,2 года. Консервация кадрового состава чревата нарушением преемственности в духовном производстве; морально-психологическими издержками и деформациями - культивацией угодничества, чинопочитания, арапства, конъюнктуры; снижением качественных показателей научной элиты. Продвижение способной молодежи торпедируется, тогда как «старая гвардия», подчиняясь закону возрастания энтропии, деградирует. Необходимо признать: положение молодых весьма и весьма серьезно. Действительно, решения о сменяемости кадров во многом формальны, зачастую вообще игнорируются.Между тем, продуктивная деятельность в науке совпадает с периодом максимальной физиологической активности человека. В связи с этим было бы оправдано разработать порядок, предусматривающий нецелесообразность занятия должностей начиная с определенного возраста. Последнее отвечало бы и практике организации мировой науки, где предельный возраст -68 лет. Решение проблемы ротации кадров облегчило бы решение проблемы трудоустройства молодых специалистов: смена готовилась бы планомерно, исходя из ясной перспективы перемещения в должностях и высвобождения вакансий.В настоящее время налицо дефицит личностного, индивидуального начала, принимающий катастрофические масштабы. Дефицит этот - продукт системы, неспособной на производство и воспроизводство высококлассной в профессиональном смысле интеллигенции. В связи с этим совершенно необходимо принципиальное обновление системы повышения квалификации. В российских университетах до революции зачисляемых в штат обязательно отправляли за рубеж для самосовершенствования, самовозвышения, достижения новых точек роста. В американских фирмах сейчас, где деньги считать умеют, до 30% рабочего времени отводится для постоянного и обязательного повышения квалификации, в том числе с выездом за границу.Демократизация образовательного и научно-педагогического процесса представляет собой вызов времени,брошенный новому поколению, ибо именно оно ответственно за будущее и обусловливает необходимость повышенной социальной активности. Эффективизация научно-образовательной жизни немыслима без внедрения новых прогрессивных форм работы на конкурсной состязательной основе, учреждения здорового творческого соперничества - зашиты тем до занятия должностей, упразднения монополизма, выработки механизма поддержки талантливых, внутренне независимых людей [4].Модернизация научно-образовательной деятельности необходимо предполагает перманентное расширение и интенсификацию наличного творческого потенциала, постоянный приток свежих сил, способных поднимать уровень продуктивности всей работы. Надежды в этом отношении, безусловно, связываются с молодежью - наиболее последовательным, активным носителем всего инновационного. Как демонстрирует опыт, глубокие познавательные и социальные перевороты и сдвиги сопрягаются в первую очередь с именами молодых. Роль первооткрывателей, как правило, играет молодежь, которая, однако, не занимает подобающего ей места ни в науке, ни в образовании. Отсюда необходимость - привлечь колоссальные возможности молодых к реформированию высшей школы.Усиление связи «вуз - заказчик», по-видимому, самая настоятельная. Сейчас вузы готовят анонимов, которые заочно кооптируются в организации. Отсюда ножницы образования и практики и ставшая нарицательной установка молодому специалисту при вступлении его в должность - избавиться от груза никчемных знаний, приобретенных в высшей школе. Все это противоестественно. Потребители образования должны обозначить свою линию задолго до окончания студентом вуза.Изложение теории в сегодняшней высшей школе во многом авторитарно, догматично, непроблемно. Приобщение к ней не побуждает к работе мысли. Реформа школы, естественно, привязана к неким общим тенденциям, перспективам модернизации нашего общества [5].В конфликтах между стереотипами и реальностями постепенно, но неуклонно складываются предпосылки нового типа духовности, где нет места дозированному, регламентированному поиску, сводящемуся к иллюстрации ходульных тем и сюжетов. Обостряется и обогащается проблематика. Через утверждение права иметь дело с самой жизнью мы начали пробиваться к прошлому, говорить правду о настоящем, всматриваться в будущее. Таким образом, многое из того, за что боролись наши предшественники-коллеги, достигнуто. Следовательно, когда же, как не сейчас, и где, как не у нас, быть плодотворной, сильной гражданственной высшей школе, занимающей достойное место в глобализирующемся мировом сообществе.
Галаган А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 5. С. 72-85.
Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. 2004. № 28-29
Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2003. 768 с.
Стронгин Р.Г. Опыт взаимного признания образовательных программ вузов России и Европы // Высшее образование сегодня. 2004. № 2. С. 22-27.
Ларионова М.В. Интеграционные процессы в образовании. Европейский опыт // Высшее образование сегодня. 2006. № 2. С. 46-52.
Юрга В.А. Глобализация рынка образовательных услуг и перспективы российского образования. Владимир: Собор, 2007. 160 с.