Согласованность как принцип эффективной национальной экономической политики | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306.

Согласованность как принцип эффективной национальной экономической политики

Рассматривается логика формирования содержания эффективной национальной экономической политики, а также роль принципа согласованности в процессе принятия решений по формированию эффективной национальной экономической политики.

Coordination as a principle of effective national economic policy .pdf Развитие государств в современном мире определяется множеством факторов внутреннего (национального) и внешнего (глобального) характера. Условия развития стран постоянно меняются, и активная роль государств в процессе взаимодействия друг с другом способствует формированию нового мироустройства и возникновению новых проблем в сфере государственного управления, что требует соответствующего подхода к их решению. Любые решения, направленные на желаемое изменение действительности, на моделирование будущего с заданной целью, основываются на ограниченных знаниях реальности, представляют собой решение задачи со многими неизвестными, что снижает эффективность предпринимаемых действий. Поэтому становится необходимым такое свойство решений, которое позволило бы сократить потери эффективности, возникающие в результате ограниченности информационной основы (знаний) их принятия. Одним из важнейших таких свойств является согласованность.Согласованность представляет собой свойство, которое имеет смысл только во взаимодействии с чем-либо, по отношению к чему-либо: согласованность факторов, действий между собой, согласованность их с целью. Согласованность обеспечивает преемственность во времени, последовательность, взаимосвязь и антагонистична неэффективности, противоречивости. Другими словами, в условиях неопределенности действительности, недостаточности объективных знаний о ней, согласованность становится залогом эффективности.Деятельность государства как наиболее активного субъекта изменения действительности сосредоточена в области управления ею для достижения государственных целей, заключенных в национальных интересах, которые сосредоточены в самых разных областях.Термин «национальный интерес» вошел в научный оборот примерно в 30-х гт. XX столетия. Приоритет разработки этого понятия принадлежит американским ученым. С точки зрения одного из основателя теории национального интереса Г. Моргентау, национальный интерес содержит два элемента - центральный (постоянный) и второстепенный (или изменчивый). Географическое положение государства, противостояние вызовам и угрозам, социокультурные традиции населения не меняются каждый день и могут быть отнесены к центральному элементу. Второстепенный интерес представляет собой форму, которую принимает центральный интерес во времени и пространстве [1]. В экономически развитых странах в связи с исследованием проблемы интересов нации существуют целые школы, анализирующие огромный пласт знаний истории и на основании его оказывающие серьезное воздействие на массовое сознание и принятие стратегических решений [2. С. 62-64]. Таким образом, националь-ные интересы являются отправной точкой принятия государственных решений, задают цель, с которой должны быть согласованы любые государственные решения и свое воплощение национальные интересы находят в национальной стратегии развития, составляя ее сердцевину.Условия формирования стратегии реализации национальных интересов, представляющие действительность для современных государств, задаются их уникальными национальными свойствами и процессом глобализации.Уникальные свойства государств обусловливаются следующими факторами: национальным составом, численностью и характером населения, идеологией или религией, историей, культурой, традициями, системой ценностей, природно-климатическими и географическими условиями, определенным прошлым уровнем социально-экономического развития. Процесс глобализации, который отчасти есть результат естественного развития человечества, но во многом спровоцирован государствами (преимущественно США), заинтересованными в предоставляемых глобализацией выгодах (доступ и закрепление контроля над мировыми стратегическими ресурсами и рынками сбыта), способен со временем существенно изменить факторы, определяющие уникальное развитие стран и иметь губительные последствия для некоторых из них. Процесс глобализации, таким образом, является средой развития современных государств и способом передела мира. И тогда стратегия государства в предлагаемых условиях вполне оправдывает свой изначальный смысл - искусство ведения войны, а достижение главной цели - реализация национальных интересов - становится невозможно без укрепления позиции страны в мире.Стратегию, усиливающую позиции государства в мировом сообществе, следует считать национальной стратегией, в противном случае она является антинациональной [3. С. 9].Инструментом реализации национальной стратегии развития государства является национальная политика. Национальная экономическая политика выражает экономическую сторону стратегии развития. «Идеалом экономической политики является такое решение экономических вопросов, при котором на первом месте стоят прочные и существенные интересы нации» [3. С. 12]. И только эффективная национальная экономическая политика является инструментом реализации национальной стратегии, усиливая позицию страны в мировом сообществе и создавая экономически эффективное государство - государство, отстаивающее свои национальные интересы и обеспечивающее свою национальную безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции.Вышеизложенное можно проиллюстрировать следующим образом (рис. 1).106Национальные интересыформированиеНациональная стратегия развитияформированиеНациональная политикаформированиеНациональная экономическая политика ^ согласованность согласованность согласованность Рис. 1. Основы формирования национальной экономической политикиТаким образом, эффективная национальная экономическая политика формируется на основе национальной стратегии развития государства, отражающей существенные (центральные) интересы нации, во имя соблюдения которых происходит претворение в жизнь решений по управлению действительностью с целью ее желаемого изменения. Уникальность государства предполагает невозможность следованию сторонним примерам и рекомендациям при формировании национальной экономической политики. Реализация эффективной национальной экономической политики должна отличаться согласованностью решений с национальной стратегией и тем самым с национальными интересами, с государственными целями. Именно согласованность, являясь свойством принимаемых решений, становится необходимой основой достижения эффективности в условиях неопределенной действительности.Прежде чем определить понятие «национальная экономическая политика», необходимо установить соотношение понятий «государственная» и «национальная».Латинское natio означает племя, народ. Национальное, таким образом, имеет отношение к определенному народу, нации. Государство представляет собой политическую организацию общества, субъект, институт экономической и политической жизни этого общества и международного сообщества в целом. Так как главной целью государства является реализация национальных интересов, то понятие «государственная» тождественно понятию «национальная». В случае, когда страна является многонациональной, государственная политика -консенсус или при его невозможности компромисс, достигнутый посредством характерного для страны внутриполитического процесса принятия решений.Понятие национальной (государственной) экономической политики можно определить как деятельность государства в социально-экономической сфере, направленную на реализацию национальных интересов.Объектом национальной экономической политики является сложнейший социально-экономический механизм государства. Субъектами экономической политики являются государственные органы всех уровней трех ветвей власти (исполнительной, представительной и судебной), призванные посредством осуществления возложенных на них функций в пределах определенных полномочий удовлетворять потребности в общественных благах носителей хозяйственных интересов -физических и юридических лиц.Национальная экономическая политика, конкретизируя и реализуя национальную стратегию, состоит из следующих направлений деятельности государства: внешнеэкономическая политика, региональная политика, институциональная политика, структурная политика, социальная политика, инвестиционная политика,политика ценообразования, финансовая политика, денежно-кредитная политика [3. С. 10].Кроме того, к направлениям национальной экономической политики можно отнести научно-техническую, антимонопольную, аграрную, экологическую, приватизационную политику и т.п. [4. С. 24].Все направления отражают грани, элементы объекта национальной экономической политики - социально-экономического механизма, и анализ вышеперечисленных направлений позволяет выявить следующие особенности.Во-первых, главной особенностью является взаимосвязанный, взаимопроникающий характер направлений, что и определяет сложность социально-экономического механизма. Во-вторых, каждое направление осуществляет свой вклад в реализацию национальных интересов и требует соответствующих финансовых ресурсов. В свою очередь, это выявляет еще одну особенность национальной экономической политики: успех реализации ее направлений зависит от одной из составляющих -финансовой политики государства.Механизм функционирования объекта национальной экономической политики остается не до конца исследованным, подвержен влиянию множества факторов. И эффективность деятельности субъектов по управлению этим сложнейшим механизмом определяется согласованностью направлений национальной экономической политики между собой и с национальной стратегией развития.Отечественная мысль сформулировала два руководящих принципа реализации экономической политики: принцип эффективности производства и принцип справедливости распределения благ и доходов [3. С. 12].Принцип эффективности производства заключается в выпуске с наименьшими затратами заданного количества конечного продукта для граждан. Конечным продуктом являются товары потребительского рынка, услуги социальной сферы, институциональной инфраструктуры, безопасности, в случае стихийных бедствий и др. Распределение ресурсов по каждому направлению конечного продукта зависит от приоритетов и целей государства [3. С. 12-13]. Производство конечного продукта обеспечивается направлениями национальной экономической политики, а производство с наименьшими затратами отвечает требованию эффективности, реализуя тем самым эффективную национальную экономическую политику.Принцип справедливости распределения благ и доходов выражается в сглаживании неравенства доходов граждан страны и в увеличении доходов каждого пропорционально вклада в производство конечного продукта [3. С. 13]. Неравенство, выражающееся в лишениях, которые испытывают значительные группы населения, вызывающее ощущение социально-экономической несостоятельности из-за невозможности улучшения своего107положения за счет собственных усилий, оказывает негативное воздействие на социально-психологическое состояние общества, служит источником как психологической напряженности, так и деформации мотивов социального поведения, разрушительно воздействует на демографические процессы и социальные отношения [5]. По мнению французского экономиста Л. Столерю, координация роста доходов граждан в зависимости от их вклада в рост эффективности производства и сглаживание неравенства их доходов становятся основной частью экономической политики [3. С. 13]. От соблюдения социальной справедливости во всех сферах общественной жизни, включая экономику, во многом зависит эффективность национальной экономики [6].Кроме изложенных выше, к руководящим принципам, обеспечивающим эффективную национальную экономическую политику, относят и стабильность, которая предполагает низкие темпы инфляции, безработицы и непрерывность развития экономики [3. С. 14].Полная реализация приведенных выше руководящих принципов национальной экономической политики означает проведение социально эффективной стратегии государства и экономическую безопасность. Несоответствие экономической стратегии ее основным принципам в конечном счете ведет к частичному или полномасштабному кризису [3. С. 14, 23].Эффективность стратегии определяется экономическими, социальными и финансовыми индикаторами.Индикаторы эффективности экономической стратегии: темпы развития экономики, эффективность использования национальных ресурсов, изменения структуры экономики и внешнеторгового оборота [3. С. 24]. Социальные индикаторы эффективности стратегии государства выражаются в степени реализации принципа справедливости при распределении благ через показатели динамики реальных доходов населения и доли бедного населения, состояния социальной инфраструктуры [3. С. 28]. Финансовые индикаторы эффективности стратегии государства характеризуют сложившиеся тенденции в развитии финансовой и денежно-кредитной системы государства с точки зрения степени удовлетворения потребностей населения [3. С. 30,32].Наряду с руководящими принципами эффективности производства, справедливости распределения благ и доходов и стабильности эффективность национальной экономической политики определяет принцип согласованности. Согласованность является своеобразной основой основ, тем встроенным механизмом, который обеспечивает и эффективность производства благ, и справедливость их распределения.Согласованность национальной экономической политики со стратегией развития (национальной стратегией), согласованность составляющих национальной экономической политики между собой и с общим экономическим курсом, согласованность целей и задач, возможностей, ресурсов и направлений их расходования позволяет последовательно, в условиях действия экономического закона редкости ресурсов, достигать поставленных стратегических целей государства. Согласованность является основой гармонии в национальной экономической политике, залогом соблюдения рассмотренных выше руководящих принципов форми-рования национальной экономической политики и, тем самым, реализации социально эффективной национальной стратегии.Непосредственным полем действия и проявления принципа согласованности является взаимодействие всех уровней власти между собой, разграничение сфер влияния в отношении объекта национальной экономической политики. Сложность этого аспекта заключается, с одной стороны, в объекте, а с другой - в деятельности субъектов национальной экономической политики.Объект национальной экономической политики -социально-экономический механизм - отличается, как было замечено ранее, сложным характером; его функционирование определяется следующими взаимозависимыми факторами:-собственными внутренними объективными экономическими законами;-государственным устройством;•·экономиками территорий, составляющих экономическое пространство государства;•экономическими решениями государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти всех уровней;•·мировой экономикой.Первый и последний факторы в силу своей заданно-сти мало подвластны изменению под воздействием политической воли конкретного государства или сопряжены для него со значительными издержками. Остальные факторы подконтрольны государственным органам власти и сложность соблюдения принципа согласованности заключается в необходимости выявить и учесть причинно-следственные связи между элементами социально-экономического механизма, провести факторный анализ и сформировать национальную экономическую политику в отношении объекта таким образом, чтобы согласовать ее со стратегией развития и обеспечить согласие взаимосвязанных элементов между собой.Если объект национальной экономической политики подчиняется в основном экономическим законам, то деятельность субъектов национальной экономической политики - политическим и зависит от свода определенных правил и законов, государственного устройства страны, отличается взаимозависимостью и противоречивостью и определяется политическими интересами. Особенно остро эта проблема проявляется в государствах с федеративной формой устройства.В федеративных государствах разграничение компетенции является, как правило, предметом конституционного регулирования. При этом даже самая совершенная и подробная схема разграничения компетенции часто не в состоянии удовлетворить потребности взаимоотношений между уровнями власти и поэтому подвергается подчас существенно трансформирующей закрепленные в конституциях нормы и характеристики системы корректировки. Разделение власти, как правило, порождает противоречия между ее уровнями, в ней заложен конфликт интересов. Только соблюдение согласованных принципов ее разделения позволяет устранять эти противоречия [7, 8].Воздействие власти и процесс разграничения компетенции выражаются в соотношении процессов цен-108трализации и децентрализации. В согласии или противоречии этих двух начал проявляются многие проблемы государственного и социально-экономического развития. Особенно остро эта проблема проявляется именно в государствах с федеративной формой устройства. При этом очень важно учитывать следующую особенность федеративных государств: политическая мощь федерации как союза составляющих ее субъектов обратно пропорциональна политической мощи своих территорий, а экономическое могущество федерации прямо пропорционально экономическому могуществу субъектов [9]. Правительство страны может поочередно усиливать централизацию либо децентрализацию в зависимости от проблем, которые требуют разрешения. Так, введение и использование централизации может быть связано не только с определенным политическим курсом, но также с возникновением определенной ситуации: особенности отраслей и комплексов экономики, обострение ситуации в стране, рассогласованность институтов власти. Дело в том, что обратной стороной согласованности является опасность затягивания процесса принятия решений, а централизация предоставляет возможность быстро принимать решения, отлича-ется согласованностью действий и жесткой исполнительной дисциплиной. Децентрализация позволяет наиболее тесно взаимодействовать населению и органам, призванных служить интересам их носителей, гарантировать самостоятельность в принятии решений и ресурсов обеспечения этих решений [10].Политические и экономические интересы могут носить противоречивый характер, вступать в конфликт, и только национальная стратегия, основанная на центральных (первостепенных, существенных) национальных интересах, обеспечивает согласованность двух разнонаправленных противоречивых и сложных по своей сути начал. И важным становится постановка во главу угла следования принципу согласованности.Итак, основополагающим принципом формирования и реализации эффективной национальной экономической политики является принцип согласованности. Пронизывая, наполняя национальную стратегию, принцип согласованности должен проявляться в любом решении государства, выражающем национальную экономическую политику, обеспечивать эффективную работу социально-экономического механизма и деятельность субъектов национальной политики.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Гарант: справочная правовая система. М., 2007. Режим доступа: локальный коммерческий.
Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. М.: Наука, 2002. 428 с.
Ведута ЕМ. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический Проект, 2004. 456 с.
Государственная экономическая политика / Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 255 с.
Шевяков А. «Болевые точки» России: избыточное неравенство и депопуляция // Общество и экономика. 2005. № 12. С. 86-102.
Петросян Д. Социальная справедливость в экономических отношениях: институциональные аспекты // Вопросы экономики. 2007. № 2. С. 59-67.
Глигич-Золотарева М.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт // Гарант: справочная правовая система. М., 2007. Режим доступа: локальный коммерческий.
Черепанов В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Гарант: справочная правовая система. М., 2007. Режим доступа: локальный коммерческий.
Лафитский В.И. Конституционные основы федерализма в США // Гарант: справочная правовая система. М., 2007. Режим доступа: локальный коммерческий.
Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Гарант: справочная правовая система. М., 2007. Режим доступа: локальный коммерческий.
 Согласованность как принцип эффективной национальной экономической политики             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306.

Согласованность как принцип эффективной национальной экономической политики | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306.

Полнотекстовая версия