Эволюция российского образования и формирование человеческого капитала в АПК | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Эволюция российского образования и формирование человеческого капитала в АПК

Рассматриваются основные проблемы эволюции человеческого капитала в АПК. Особое внимание уделяется развитию российского образовательного комплекса. Предложены основные направления по его модернизации

Evolution of Russian educational complex end the create human capital of AIK .pdf В аграрной сфере воспроизводится особая форма человеческого капитала, характеризующаяся следующими особенностями:1. Квалификация аграрного работника формируется постепенно, посредством передачи накопленных знаний от одного поколения фермеров к другому. Это определяется высокой степенью зависимости аграрного труда от природного фактора. Аграрный труд характеризуется высокой степенью индивидуализации, обеспечивая нормальные условия жизнедеятельности живых организмов в нужном для человека направлении.Поэтому эволюция аграрного труда (следовательно, и фермера) существенно отличалась от развития промышленного. С одной стороны, слияние, или консолидация, экономических единиц, которое может быть полным или частичным. Происходит процесс накопления знаний в аграрной сфере, специализация аграрного труда обусловливает внедрение индустриальных методов. Аграрный труд овладевает методами и приемами промышленного труда, но берет лишь те качества, которые не противоречат его собственной природе, а лишь обогащают его содержание. Происходит диффузия аграрного и промышленного труда в деятельности одного работника, формирование агроиндустриального труда. С другой стороны, формируется вертикальная координация аграрного и промышленного труда в процессе промышленной переработки исходного аграрного продукта. Аграрный сектор все больше и больше втягивается в общемировую систему хозяйствования. По образному выражению А.В. Чаянова, возникают социальные нити, которые связывают хозяйство Сидора Карпова, затерявшееся в пермских лесах, с лондонскими банками и заставляют его испытывать на себе влияние биения пульса лондонской биржи.2..Мобильность аграрного работника исключает его миграцию, и он становится хранителем традиций землепользования в пределах данного фермерского хозяйства.3.Если специализация аграрного труда приводила к росту индивидуальной производительности, способов передачи информации, процессам социально-экономической дифференциации, то малая плотность населения в России, напротив, блокировала развитие этих процессов, т.к. обусловливала меньшую остроту борьбы за территорию проживания, повышала необходимость коллективных усилий в осуществлении трудоемкого подсечного земледелия в условиях короткого и холодного лета. Важнейшими характеристиками общинных форм поведения являлись уравнительность ивзаимность в отношениях. Взаимный характер такого обмена означал, что обмен осуществлялся между равными и получение помощи накладывало на получателя обязательство оказать помогающему помощь, когда тот будет в ней нуждаться. Таким образом, в основу нормативной базы общины было положено представление о человеке не как о самостоятельной единице, а как принадлежности целого. Хозяйственная этика и трудовая мораль православного агрария заняли подчиненное место по сравнению с трудом духовным. Главным в деле спасения души было терпение. Самоутверждение было направлено внутрь себя, на «устроение» собственной личности. Так, по утверждению Н. Бердяева, природа русского народа определяется как жертвенная, пассивная и покорная. Таким образом, отличительным признаком системы ценностных установок является противоречивое единство: коллективизм - индивидуализм, представление о неправедности богатства, человек не был склонен заработать больше, а сокращал свои потребности до минимума.Аграрные преобразования в период строительства социализма способствовали формированию соответствующих адаптационных стратегий крестьянства. Главным сдерживающим фактором роста аграрного производства являлась низкая трудовая отдача аграрных работников, большинство из которых работало «спустя рукава», отличалось слабой исполнительской и технологической дисциплиной, нерационально расходовало сырье, материалы, энергию. Сформировались негативные формы трудового поведения: прогулы и опоздания на работу, мелкие хищения кормов, запчастей, стройматериалов, готовой продукции, использование работниками общественной техники в личных целях и т.п. Колхозники и рабочие совхозов не были связаны с конечным результатом ни организационно, ни материально. Главная их цель заключалась в последовательном выполнении операций сельскохозяйственного цикла. При этом деньги они получали за выход на работу, а не за ее итоги. Негативное влияние на развитие аграрного производства оказывала повышенная миграция сельского населения, она приводила к сокращению численности населения деревни и к появлению огромной массы маргиналов - людей, оторванных от своих корней, потерявших связь с малой родиной, со своей традиционной культурой. Воспринимая городские нормы демографического поведения, сельская семья теряла свою патриархальность и авторитарность. Видоизменились ролевые функции членов семьи.131Сложившийся тип агрария оказался слабо адаптируемым к принципиально новым социально-экономическим реалиям в результате формирования рыночной экономики в России и соответствующим преобразованиям в аграрной сфере. Произошли следующие негативные изменения человеческого капитала работника аграрной сферы:-аграрное хозяйство России по тендерному признакурабочей силы является преимущественно мужским. Длянаселения аграрной сферы характерно: снижение уровняздоровья, что объясняется более низким уровнем продовольственного потребления, а также асоциализациейнаселения; рост смертности и неуклонное снижение рождаемости; средняя продолжительность жизни нижегородской на 2 года. Основными причинами являютсянеуверенность в завтрашнем дне, тяжелое материальноеположение семьи, плохие жилищные условия;1наиболее характерной отличительной особенностью возрастной структуры работников сельского хозяйства является меньшая доля молодежи и более высокая лиц старших возрастов. В целом средний возраст занятых почти на два года выше, нежели в среднем по экономике;2по уровню образования сельское хозяйство уступает всем отраслям. Доля работников с высшим образованием в отрасли на 19% меньше, чем по экономике в целом. Нужно отметить, что качественный состав работников в фермерском хозяйстве лучше, чем в акционерных обществах;3реформирование аграрной сферы не только не содействовало формированию рыночного сознания, но практически привело к разрушению трудовой мотивации. В аграрной сфере усилился дисбаланс между растущей ориентацией работников на заработок и снижающимися возможностями сельскохозяйственных предприятий для материального стимулирования работников. Заработная плата в аграрной сфере стала самой низкой среди всех отраслей народного хозяйства и не соответствует прожиточному минимуму, ее выплата систематически задерживается. Разрушена связь зарплаты с результатами и квалификацией труда работников. По мнению одной трети сельских работников, размер их заработка практически не зависит от результатов деятельности предприятия, на котором они работают. Около половины сельских жителей согласились бы вообще не работать, если бы пособие по безработице было достаточным для безбедной жизни. Таким образом, деформируется система ценностей индивида, снижая или сводя к нулю ценность труда, приводя к социальному иждивенчеству;4низкая заработная плата и низкий квалификационный уровень становятся базой для асоциализации. Воровство на селе становится нормой поведения. В современном российском селе имеет место дефицит ответственности за собственное благополучие: самостоятельность, инициатива, активность развиты явно в недостаточной степени. В целом же на селе явно доминирует поведение, сочетающее прямое или скрытое иждивенчество, фатализм, желание жить как все, готовность довольствоваться минимумом.В этих условиях приобретение основных навыков, непрерывное обучение на протяжении всей жизни ипостоянное совершенствование существующих трудовых навыков играют важнейшую роль. В литературе присутствует упрощенная трактовка непрерывного образования процесса, не имеющего перерывов - «образование через всю жизнь». Более конструктивным является подход, в соответствии с которым обращают внимание на качественные изменения в системе образования и обеспечение:-всеобщности образования: участие всех экономических субъектов в образовательном процессе, каждыйиз которых имеет свои интересы и приоритеты в процессе инвестирования человеческого капитала, которыеобусловливают определенные закономерности их поведения в данной сфере.Образование должно рассматриваться как сфера производства и инвестирования со стороны заинтересованных в ее продукте субъектов, приносящая доход в форме более высокого дохода (для домохозяйств), повышения прибыли (для бизнеса), ускорения темпов роста и решения актуальных социальных проблем общества (для государства);5контрактного характера образования. Контрактные отношения между государством и вузами в научной литературе описываются, во-первых, как широко трактуемая джентльменская договоренность о ролях и задачах государства и вузов. Во-вторых, присутствует весьма узкое понимание договора как чисто формального, зафиксированного письменно экономического соглашения, которое определяет отношения между двумя сторонами с точки зрения задач, процедур и результатов. Эти соглашения часто носят количественный характер, в них жестко оговариваются такие показатели, как численность выпускников, сданных экзаменов и полученных зачетных единиц, т.е. особое внимание уделяется эффективности. При этом качественные аспекты высшего образования в договорах зачастую упущены. Наиболее соответствует современным реалиям третий подход: он предполагает контрактные отношения понимать шире, чем обычно, с тем, чтобы учесть как количественные, так и качественные моменты. В таком случае договор может стать не только инструментом обеспечения эффективности, но и механизмом регулирования, контролирующим все аспекты взаимных интересов государства и вузов;6интеграции образования - взаимодействия формального и неформального образования, связи образования с жизнью индивида и общества;7гибкости - наличия многообразных обучающих стратегий, самопрограммирования и самооценки учебной деятельности;8демократизма - доступности образования, сравнимости достижений.В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.02.2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения АПК» Министерство сельского хозяйства РФ утвердило «Отраслевую программу развития образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 г.)». Реализация данной программы, по мнению ее авторов, должна обеспечить доступность образования, в частности аграрного; подготовку кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда. Необходимо отметить, что до настоящего вре-132мени нерешенными остались проблемы нормативно-правового обеспечения формирования системы непрерывного образования, наблюдается несовпадение целей общества, образовательных учреждений и субъектов аграрного сектора. Поэтому необходимо сформировать механизм согласования их интересов на основе разграничения функций. На уровне государства должны решаться следующие задачи: обеспечение конституционного права на образование (в соответствии с финансовыми возможностями); законодательное обеспечение деятельности учебных заведений; финансирование государственных вузов, установление при-Статья представлена научной редакцией «Экономика» 3 марта 2008 г.оритетов при распределении бюджетных средств; разработка образовательных стандартов; государственная аккредитация учебных заведений. Функции региона в сфере образования состоят в следующем: обеспечение социальной стабильности; формирование кадровой поддержки предприятий, организаций, реализация программ обучения, имеющих региональное значение с учетом специфики отрасли; сочетание автономной деятельности учебных заведений с интересами региона, определение оптимальной структуры подготовки в соответствии с региональными потребностями.133

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Эволюция российского образования и формирование человеческого капитала в АПК             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Эволюция российского образования и формирование человеческого капитала в АПК | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Полнотекстовая версия