Методологические аспекты перехода регионов России к постиндустриальномуинновацинно активному обществу | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Методологические аспекты перехода регионов России к постиндустриальномуинновацинно активному обществу

Анализируется проблема перехода регионов России к постиндустриальному инновационно активному и экономически развитому обществу. Установлены основные критерии для достижения надлежащего уровня экономической надёжности инновационного развития региона, что позволяет стратегически прогнозировать все направления хозяйственной деятельности субъекта РФ и рационально распределять его инновационный ресурс. Рассмотрены основные черты постиндустриализации экономической системы региона, а также предложены основные подходы к повышению инновационной активности регионов РФ с учётом возможных социально-экономических угроз развития общества.

Methodological aspects of the transition regions of Russia to postindustri-alnomu innovatsinno active society .pdf Одной из главных тенденций мирового развития является переход высокоразвитых стран к постиндустриальному обществу. Россия в настоящее время переживает переходный период к информационной стадии экономического развития, фактор которой существенно модифицирует парадигму экономического роста, делая акцент на информатизацию инноваций регионов как основного ресурса конкурентоспособности страны [1. С. 26-36].При этом конкурентоспособность региона становится одной из основных стратегических целей его развития и решающим условием становления инновационной экономики в России на основе совершенствования производственных процессов организаций различных сфер бизнеса и предпринимательских структур. Сравнительный анализ подходов к оценке конкурентоспособности региона показывает отсутствие полной картины и единства взглядов в определении понятия конкурентоспособности региона, а также преобладание изучения отдельных исторических аспектов конкурентоспособности над интегральными оценками [2. С. 109].Ведь постоянно возрастающая конкуренция как движущая сила вынуждает многих производителей искать новые пути и инструменты повышения своей конкурентоспособности. Одним из наиболее эффективных такого рода инструментов, на наш взгляд, является диагностическая оценка конкурентоспособности «сквозным» способом, т.е. последовательный диагностический анализ региона.Соответственно, конкурентоспособность региона в данном случае выступает как сложное, многогранное понятие и может рассматриваться в различных теоретических аспектах, зачастую переплетающихся между собой:1по элементам экономической системы: ресурсная конкурентоспособность, факторная, результативная и др.;2функциям системы: экономическая конкурентоспособность, социальная, управленческая, инфраструктурная, институциональная, экологическая и др.;3уровням экономической системы: макроконкурентоспособность, мезоконкурентоспособность, микроконкурентоспособность;4отношению к стране пребывания: внутренняя конкурентоспособность и внешняя;5фактору времени: текущая конкурентоспособность, перспективная;6типу поведения: оперативная конкурентоспособность, тактическая, стратегическая;7способу оценки: интегральная конкурентоспособность, конгломератная, единичная.Конкурентоспособность региона является оценочным показателем, критериями оценки которого могут выступать следующие группы показателей:1..Факторные, характеризующие процесс создания конкурентоспособности региона (детерминанты национального ромба).2..Результирующие, характеризующие результат процесса создания конкурентоспособности региона (положение на рынке, темпы развития, возможность расплачиваться за полученные заёмные средства и др.).3..Смешанные, характеризующие смешанный стиль выбора критериальных показателей конкурентоспособности региона.Отсюда выбор способов, критериев показателей и методик оценки конкурентоспособности региона имеет субъективно-объективный характер в силу того, что зависит от субъекта и целей (задач) оценки и объективного определения функционального содержания объекта конкурентоспособности.В свою очередь, задача оценки конкурентоспособности региона имеет возможность решаться на основе интегрального показателя (коэффициента) или на основе сбалансированной системы частных показателей, характеризующих отдельные её составляющие.Такая неоднозначность оценки конкурентоспособности порождает проблему усложнения социально-экономических взаимосвязей частных показателей региона на всех уровнях его мезосистемы, что приводит экономику страны к децентрализации распределения стратегически важных ресурсов и периодической потере конкурентных преимуществ тактического характера (рис. 1).Также необходимо учитывать и внешние факторы рыночной среды, которые параллельно влияют на инновационное развитие экосистемы страны, что порождает проблему бурной расслоенности на «бедных» и «богатых». Причём для России эта расслоенность негативно сказывается при анализе социально-экономического развития ряда субъектов РФ, где практически отсутствует средний класс населения. В среднем по стране «средний» класс составляет около 20%, «богатый» - около 15 и «бедный» - около 65%, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой примерно следующее отношение показателя расслоенности населения: «богатый» класс - 20%, «средний» класс - 60%, «бедный» - около 20%.Это обстоятельство формирует целый ряд государственных мер по предотвращению негативного влияния рыночного механизма и повышению уровня надёжности российских инновационных разработок. Основным критерием, объективно и своевременно оценивающим такое состояние дел в российской экономике, на наш взгляд, выступает показатель экономической надёжности инновационного развития регионов.134II1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 2000 г. 2001г. 2002 г.12%24%31%38%44%45%48%-♦-Социальные показатели регионов РФ-■-Экономические показатели регионов РФ2003 г. 52%2004 г. 58%2005 г. 64%Рис. 1. Динамика роста и усложнения социально-экономических показателей регионов РФ [3]Отсюда экономическая надёжность инновационного развития региона - это такое экономическое состояние региона, которое обеспечивает рациональное распределение его инновационных ресурсов с учётом коэффициента эффективности устойчивого развития отдельных уровней (городов), что предопределяет степень удовлетворения всех заинтересованных сторон рыночных отношений в условиях разумного экономического риска.Следует также отметить, что основные теоретические направления диагностической оценки показателя экономической надёжности инновационного развития представляют собой структурную перестройку экономики исследуемого региона в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, что в конечном счёте снижает уровень «бедности» населения. Сам процесс инновационного развития региона неразрывно связан с научно-техническим развитием (НТР) и обусловливает основные моменты инновационной политики государства, которая является определяющим инструментом в конкурентной борьбе и обеспечивает благоприятные условия для стабильного долгосрочного развития регионов.Именно инновационной политике российского государства принадлежит ведущая роль в формировании экономической надёжности и конкурентоспособности регионов. Ключевые политические положения о необходимости перехода к инновационной экономике изложены в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом России В.В. Путиным 30 марта 2002 г. В этом документе определены следующие аспекты:1цель государственной политики в области развития науки и технологий - это переход к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов;2фундаментальная наука - это одна из стратегических составляющих развития общества;3приоритеты фундаментальных исследований определяются самим научным сообществом;4формирование национальной инновационной системы - это неотъемлемая часть экономической политики государства.Руководствуясь вышеизложенным, можно трактовать тот факт, что, совершенствуя орудия труда на основе научных знаний, мы в конечном итоге получаем экономический эффект, посредством которого можем оценить степень «бедных» и «богатых» сегментов российской экономики с учётом избежания экономических угроз со стороны рынка. От того, смогут ли федеральные и региональные органы власти обеспечить необходимые условия развития высокоточных наукоемких производств различных отраслей народного хозяйства, будет во многом зависеть показатель экономической надёжности и безопасности исследуемого региона.Экономические угрозы не есть что-то постоянное и вечное. С течением времени изменением экономических внешних и внутренних условий происходит изменение их значимости: одни угрозы исчезают, другие появляются, третьи уменьшаются, четвёртые возрастают. Поэтому следует постоянно осуществлять их мониторинг на основе макроэкономических показателей (табл. 1) и незамедлительно корректировать стратегию экономической безопасности в соответствии с происходящими изменениями [4. С. 27-32].Основные макроэкономические показатели экономики России*Таблица 1Наименование показателей2001г.2002 г.2003 г.2004 г.2005 г.2006 г.Рост ВВП, %5,14,77,37,26,46,7Рост промышленного производства, %4,93,77,08,34,04,0Рост инвестиций в основной капитал, %8,72,612,510,910,513,5Инфляция, %18,615,112,011,710,99,0Текущий счёт платёжного баланса, млрд долл.35,132,835,960,186,677,9Валютные резервы ЦРБ, млрд долл.36,647,876,9124,5182,2303,7* Источник: Росстат, ЦБР.в 2006 г. инфляция снизилась на 1,9% и наметилась дальнейшая тенденция её снижения за последние шесть лет. Одновременно возросла значимость других внут-На основе табл. 1 видно, что в России наблюдается уменьшение значимости внутренней угрозы, связанной с высоким уровнем инфляции. По сравнению с 2005 г.135ренних угроз, связанных со структурной деформацией экономики, слабой инвестиционно-инновационной активностью государства и российских организаций, усилением имущественного расслоения населения, высоким уровнем коррупции среди государственных чиновников.Главный показатель табл. 1 - это темпы роста ВВП, который с 2003 г. стал снижаться. Только в 2006 г. он несколько вырос, главным образом за счёт резкого увеличения мировых цен на нефть. Однако, по прогнозам Министерства финансов РФ, из-за наметившейся тенденции падения нефтяных цен на мировых рынках в ближайшие годы ожидается рост российской экономики только на 6,2-6,3%. Одной из главных причин такого положения дел является исчерпание резервов роста за счёт нефтегазового сектора экономики, в то время как остальные сферы народного хозяйства находятся в состоянии стагнации. В связи с этим одной из главных экономических угроз безопасности России можно назвать усиление структурной деформации экономики страны.Для того чтобы точнее выявить направления, в которых государственная поддержка особенно необходима с учётом поддержания экономической безопасности страны, определить тенденции в процессах инновационного развития регионов и направления стимулирования такого развития, нами предлагается разработать результативную методологию оценки потенциала и эффективности применения инноваций в регионе РФ.Ведь именно инновации в значительной степени определяют экономический рост региона, занятость населения и рост производительности труда, а также являются существенным фактором экономической безопасности регионов РФ и способствуют их бурному социально-экономическому развитию. Поэтому такое решение вопросов, связанных с созданием в регионе эффективных механизмов реализации инноваций, требует серьезного внимания и крайне важно в перспективе развития России до 2025 г.В настоящий период развития российского общества инновационный процесс превратился в решающий фактор экономической и политической жизни страны. Инновационная экономика - это неизбежный этап в обретении субъектами Российской Федерации их нового облика.Научно-технический прогресс, являясь ведущим фактором современного производства, осуществляется на трех уровнях, включая фундаментальные, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. В совокупности эти уровни образуют инновации. На наш взгляд, инновация - это результат внедрения новшества, позволяющий получить положительный экономический эффект в виде нового или недостающего на рынке товара (услуги) либо уже известного товара с улучшенными характеристиками.Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.Инновации могут выражаться и конкретизироваться в создании новых продуктов, технологий или в сфере управления. В современный период особенно повышается значимость технологических инноваций как конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде внедрения на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, способа производства (передачи) услуг, используемого в практической деятельности.В совокупности стадии и этапы, необходимые для создания и производства новой техники, позволяющей удовлетворить возникшие или будущие потребности общества либо его элементарных ячеек, на наш взгляд, образуют инновационный цикл, включающий следующие стадии: зарождение, создание, использование и затухание (отмирание) инноваций. В свою очередь, совокупность инновационных циклов, рассматриваемых как непрерывно повторяющиеся акты, образует инновационный процесс.Необходимо отметить, что категория «инновационный процесс» является более широкой, чем «научно-технический прогресс», поскольку отражает прогресс не только в сфере науки, техники и технологий, а в целом в общественной жизни и окружающей среде, включая культуру, искусство, социальную сферу, экологию, политику и пр.Каждая страна одновременно использует три источника развития. Как правило, один из них является преобладающим, что позволяет классифицировать страны не только по уровню, но и по качеству экономического роста. В современных условиях развития глобальной конкуренции приоритет, на наш взгляд, должен быть отдан инновационному развитию, активизации инновационной деятельности в базовых наукоемких отраслях, являющихся двигателем устойчивого и ускоренного постиндустриального развития экономики.Методологический подход к осуществлению рыночных преобразований в экономике страны требует теоретического переосмысления концепции функционирования региональных социально-экономических систем. Несмотря на различные толкования понятия «регион», все они имеют общий фундамент, определяемый экономико-территориальным делением страны.Например, по мнению Л.С. Шеховцевой, регион -это государственно-территориальное образование, имеющее административные границы (иногда и государственные границы для приграничных или эксклавных территорий) и органы управления, в котором обеспечиваются: качество и уровень жизни людей (населения); условия ведения и развития предпринимательства; использование, воспроизводство и обновление территориального потенциала (экономического, социального, при-родно-ресурсного, научно-технического, инновационного, культурного и других видов потенциала) в интересах живущего и будущего поколений в рамках единого национального пространства [2. С. 109-115].Мы, в свою очередь, считаем возможным и необходимым исследовать регион несколько шире, а именно как инновационно-экономическую категорию с учётом практического применения методологической основы ведущих подходов мира, которые образуют сбалансированный механизм экономической взаимосвязи всей цепочки свершившихся событий в регионе.136Отсюда инновационно-экономическая система региона - это система, в рамках которой реализуются отношения между экономическими субъектами РФ по поводу территории проживания, воспроизводства новых или усовершенствованных продуктов, технологий, управленческих решений как объекта и важнейшего условия процветания общества.Подведя общую черту, регион в целом мы предлагаем рассматривать как формальную, сложно организованную систему, имеющую набор взаимосвязанных целей и задач, определенных потребностями населения, его отдельными социальными группами, хозяйствующими субъектами и государством, соблюдающую внешнюю форму, правила поведения и действующие этические нормы в пределах установленного законодательства.Более подробно попытаемся обозначить эти общие черты, манипулируя которыми, жизнь создает - сознательно или бессознательно - конкретные регионы и конкретные их типы. При этом будем помнить, что речь идет о чертах и типах общественных регионов, основанных на разнообразии производительных сил постиндустриального общества:1..Социальные черты, когда регионы различаются по характеру и структуре собственности на производительные силы и производимые продукты. Субъектом региональной собственности выступает территориальная общность людей, объектами - территориальная граница региона, пространство внутри нее, территория как особый ресурс, природно-ресурсные комплексы региона, комплексы жизненного обеспечения региона (производственная и социальная инфраструктура).2..Технологические черты, включающие уровень развития орудий труда и технологий, их господствующий тип. Жизнь показала, что технологический уровень развития отдельных регионов заметно различается и оказывает существенное влияние на способность отдельных регионов адаптироваться в условиях рыночных отношений. Во второй половине 1990-х гг. научно-технический прогресс превратился в самостоятельный решающий фактор экономического развития России и её регионов.3..Экономические черты, когда устойчивое социально-экономическое развитие региона возможно лишь при обеспечении эквивалентного обмена продуктами труда (обмене «трудами»), общественной оценке данной эквивалентности с помощью и в рамках действия товарно-денежных отношений.4.Культурные черты, когда влияние культуры на формирование и функционирование региональной экономики трудно переоценить. Огромное значение для регионального развития имеет не только хозяйственная, техническая культуры, но и общий культурный тип человека и общества, культура идеологическая и социальных отношений. Недаром существуют понятия «Запад» и «Восток», «Север» и «Юг», «Центр» и «Периферия». Не случайно общества не желают расставаться с «архаичными» способами производства, отказываются воспринимать «передовые» или стараются их приспособить «под себя».5..Институционально-политические черты, когда речь идет о роли государства, региональных и местныхорганов управления и любых других общественных институтов в организации регионального хозяйствования, о роли политики.6..Организационные черты, когда регионы различаются по способу организации, месту и роли тех или иных организационных начал в системе регионального хозяйства. Частное и общественное, субъективное и объективное, центральное и периферийное - вот те начала, определяющие и реализующие специфику регионов. Здесь уместно вспомнить о степени открытости и закрытости регионов, динамичности их развития. Каждый регион демонстрирует то или иное сочетание и соотношение вышеназванных организационных начал и, соответственно, имеет тот или иной организационный характер.7..Инновационные черты, когда регионы различаются между собой по степени восприимчивости и нововведениям. Можно выделить инновационно-активные и инновационно-пассивные регионы. «Склонность» к инновациям оказывает существенное влияние на темпы и качество экономического развития отдельных регионов России.Однако наиболее важную роль в обеспечении экономического, социального и экологического благосостояния региона играют инновации, которые выступают неотъемлемым условием, обеспечивающим экономически надёжное развитие общества, экономики и природной среды в условиях разумного риска. Такие инновации выступают «генератором» экономического развития региона и каждого его составного процесса, что обеспечивает высокую степень экономической надёжности рыночной среды субъекта экономики.При этом инновационное развитие - это совокупность условий, факторов и методов, обеспечивающих постоянно возобновляемое воспроизводство новых товаров и услуг, технологий, эффективных управленческих решений во всех сферах и областях жизнедеятельности регионов и представляющих его субъектов.Соответственно, экономическое развитие страны может базироваться на трех источниках: развитие на основе факторов производства (низший уровень, экстенсивный тип экономического роста); развитие на основе инвестиций (средний уровень, экстенсивно-интенсивный тип экономического роста); развитие на основе инноваций (высший уровень, интенсивный тип экономического роста).Например, приволжский федеральный округ (ПФО) в межрайонном территориальном разделении труда выделяется продукцией следующих отраслей рыночной специализации: машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Округ отличается низким уровнем обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами по сравнению с другими районами России. Исключение составляют запасы сырья для развития промышленности строительных материалов, лесные и водные ресурсы.Наиболее инновационно активными в Приволжском федеральном округе являются Нижегородская, Саратовская, Самарская области и Республика Татарстан, наименее инновационно активными - республики Марий Эл и Мордовия. Несколько лучше положение в Чувашской137Республике, промышленные предприятия которой способны составить конкуренцию организациям других республик и областей округа. Среди целей инновационной активности организаций промышленности в округе преобладают: расширение ассортимента продукции и видов услуг; сохранение и расширение традиционных рынков сбыта; создание новых рынков сбыта в России; улучшение качества продукции, услуг.В качестве оценки инновационной активности мы предлагаем использовать экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса Кж, который отражает долю организаций, занимающихся исследованиями и разработками, в общей совокупности (табл. 2) и рассчитывается в целом по экономике исследуемого региона, а также по его отдельным отраслям и секторам (1).(1)Гннх100%Лэкс - -Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что из четырнадцати субъектов Приволжского федерального округа увеличение числа инновационно-активных организаций произошло лишь в пяти, а именно в республиках Марий Эл и Мордовия, Нижегородской, Оренбургской и Пермской областях. В остальных 9 произошло снижение. Наиболее сильное снижение наблюдается в Чувашской Республике (-0,11%), Республике Башкортостан (-0,11%) и Самарской области (-0,09%).Помимо экстенсивного коэффициента, мы предлагаем использовать в качестве региональной оценки интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса, который также рассчитывается в целом для экономики регионов Приволжского федерального округа (табл. 3) по формулеQhhhcX100%(2)/Свнг -где Тш- число организаций, занимающихся исследованиями и разработками в регионе; Т™,- общее число предприятий и организаций в регионе.где Q «ш» - объем инновационной продукции региона; Q «,. - валовый региональный продукт (ВРП).Экстенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса в регионах Приволжского федерального округа в 1995-2006 гг., % [5. С. 144]Таблица 2Регионы19952002200320042006Отклонение 2006 г. от 1995 г.Российская Федерация0,180,120,110,100,09-0,09Республика Башкортостан0,210,140,12о,п0,10-0,11Республика Марий Эл0,130,100,080,080,07-О,06Республика Мордовия0,090,080,080,080,07-0,02Республика Татарстан0,280,190,160,140,12-0,16Удмуртская Республика0,110,120,100,070,06-0,05Чувашская Республика0,180,080,080,080,07-0,11Кировская область0,110,070,070,070,06-0,05Нижегородская область0,240,200,170,150,14-0,10Оренбургская область0,060,050,050,050,04-0,02Пензенская область0,170,140,120,100,11-О.06Пермская область0,140,120,120,110,11-0,03Самарская область0,150,080,070,060,06-0,09Саратовская область0,160,130,120,110,10-0,06Ульяновская область0,140,090,080,070,07-0,07Интенсивный коэффициент инновационной активности бизнеса i регионах Приволжского федерального округа в 1998-2006 гг., % [6. С. 79,148|Таблица 3Регионы199820052006Отклонение 2006 г. от 1998 г.Российская Федерация0,020,002--Республика Башкортостан0,972,571,260,29Республика Марий Эл0,040,530,740,70Республика Мордовия1,653,482,721,07Республика Татарстан10,064,899,17-0,89Удмуртская Республика1,880,941,03-0,84Чувашская Республика1,401,763,472,07Кировская область0,251,811Д71,03Нижегородская область14,202,4611,51-2,70Оренбургская область0,030,780,170,14Пензенская область1,620,941,980,36Пермская область0,943,482,651.71Самарская область7,406,205,83-1,57Саратовская область0,491,602,341,86Ульяновская область11,082,615,07-6,01В соответствии с табл. 3 можно выделить следующие регионы РФ с повышающим значением интенсивного коэффициента инновационной активности бизнеса: республики Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия иКировская, Оренбургская, Саратовская, Пензенская и Пермская области. В остальных регионах Приволжского федерального округа наблюдается снижение значения данного коэффициента в 2006 г. по отношению к 1998 г.138Самое высокое значение интенсивного коэффициента инновационной активности бизнеса имело место в 1998 г. в Нижегородской области (14,2%), в 2005 г. - в Самарской области (5,8%) и в 2006 г. - снова в Нижегородской области (11,5%).Отсюда, республики и области Приволжского федерального округа занимают достаточно устойчивые позиции в Российской Федерации по числу созданных и использованных передовых технологий. В создании и использовании передовых технологий в регионах ПФО за период 1997-2006 гг. можно выделить следующие особенности.Во-первых, по числу созданных передовых производственных технологий наблюдалась неустойчивая динамика: в 1998-1999 гг. - в сторону их снижения, а в 2000-2006 гг. - возрастания, т.е. прослеживается цикличность в инновационном процессе.Во-вторых, по числу использованных передовых технологий наблюдается устойчивая тенденция к их увеличению, что характеризует ПФО как регион, в котором акцент сделан на последние стадии инновационного цикла - освоение производства, что ближе к варианту инновационного развития новых постиндустриальных стран.В-третьих, выделяются регионы, проявляющие высокую активность в создании передовых технологий (Нижегородская и Самарская области, Удмуртская Республика).В-четвертых, в ряде регионов в последние два-три года полностью прекратилось создание передовых производственных технологий (Чувашская Республика, Кировская и Оренбургская области). Но эта тенденция компенсируется достаточно высоким уровнем использования, т.е. «импорта» передовых технологий.В перспективе будут активно развиваться те регионы, в которых не только используются передовые технологии, но и создаются, осваиваются при помощи ин-новационной активности работников компаний. Именно с этих позиций должна формироваться Концепция постиндустриального инновационного развития субъектов Приволжского федерального округа на период до 2010 г.Нижегородская область лидирует по показателю инновационной активности работников в силу того, что региональные власти и руководство компаний акцентируют своё внимание на усиление решения задач в области кадровой политики, которые включают в себя следующие направления:1планирование карьеры работников с учетом специфики работы и личных качеств работника на каждой работе;2переориентацию деятельности службы занятости на «активно-поисковую», включающую нестандартное трудоустройство;3формирование банка данных интеллектуального труда;4развитие системы бесплатного образования по наиболее важным профессиям и специальностям, соответствующим стратегическим и инновационным направлениям развития региона;5обеспечение упреждающей переподготовки квалифицированных кадров в соответствии с приоритетами инновационного развития региона и необходимости модернизации производства;6разработку и утверждение методики предоставления органами региональной исполнительной власти и местного - управления государственной поддержки предприятиям, обеспечивающим при прочих равных условиях создание дополнительных рабочих мест в инновационной сфере;7внедрение передовых методик мотивации и стимулирования персонала к инновационной активности в разных отраслях промышленности и ведения бизнеса и т.д.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2006: Стат. сб. Чебоксары: Чувашстат, 2006. С. 79, 148.
Чувашская Республика и регионы Приволжского федерального округа. 2006: Стат. сб. Чебоксары: Госкомстат Чувашской Республики, 2006. С. 144.
Марков М.М. Усиление структурной деформации российской экономики как основная угроза экономической безопасности России // Вестник ИНЖЕКОНа. 2007. Сер. Экономика № 3 (16). С. 27-32.
Режим доступа: http://osd.ucoz.ru/pubL'19
Кабанов В.Н. Практическая реализация методологии надёжности экономической системы в условиях конкурентного рынка / В.Н. Кабанов,С.Н. Михайлов // Портал «Открой Своё Дело». 2007. 22 с.
Шеховцева Л.С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЕКОНа. 2007. Сер. Экономика № 4 (17). С. 109-115.
Селищееа Т.А. Информационная парадигма экономического роста // Вестник ИНЖЕКОНа. 2007. Сер. Экономика. № 4 (17). С. 26-36.
 Методологические аспекты перехода регионов России к постиндустриальномуинновацинно активному обществу             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Методологические аспекты перехода регионов России к постиндустриальномуинновацинно активному обществу | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 309.

Полнотекстовая версия