К вопросу о специфике формирования информационной компетентности будущих специалистов социокультурной сферы: культурологический подход
С позиций культурологического подхода информационная компетентность будущих специалистов социально-культурной сферы рассматривается как часть информационной культуры личности, позволяющая ему существовать в мире культуры -мире символов и знаков. Информационная компетентность выступает как возможность человека, с одной стороны, ориентироваться в динамичной социокультурной среде и в пространстве разных культур, с другой - наращивать объемы информации и знаний.
the question of future specialists' information competency in the field of social and cultural activity: culturological approach .pdf В условиях инновационного развития России значительно возрастают требования, предъявляемые к профессиональной подготовке будущих специалистов социокультурной сферы. Их профессиональная квалификация выступает одновременно и важнейшим ресурсом, и субъектом перемен, от интеллектуальной и информационной компетентности которых во многом зависит эффективность функционирования учреждений культуры и искусства. При этом необходимо осознать уровень готовности специалистов соответствовать этим требованиям и работать в новых условиях.Сегодня общество нуждается в специалистах, профессионализм которых определяется личностным основанием, интегрирующим знания, творческие действия, и которым в будущем придется иметь дело с новыми технологиями, иным статусом своей деятельности в новой социокультурной ситуации. Положение на современном рынке труда приводит к необходимости говорить о таком качестве будущих специалистов, как конкурентоспособность. В формировании этого качества, естественно, важную роль играют высокая профессиональная подготовка и соответствующий уровень информационной компетентности. Особенно это важно для студентов, обучающихся в вузах культуры и искусств, т.к. на первый план в их деятельности выходит необходимость осознания себя не только как творческой личности, но и как личности, существующей в мире культуры - мире культурных знаков и символов. В информационном обществе ключевым становится место, где информация превращается в знание, а носитель знания - в личность. Именно специфика вузов культуры и искусств позволяет определить информационную компетентность будущих специалистов социокультурной сферы как часть культуры личности, позволяющей ей существовать в культурном пространстве, а это предполагает такие способности личности, как умение ориентироваться в социокультурной динамике, наращивать объемы информации и знания.При этом информация рассматривается как главная движущая сила, определяющая развитие современного общества, поэтому его не случайно называют информационным. Оно характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство, обработку и передачу информации. По причине сложности процессов современного мира, скорости происходящих изменений, возросшей роли знаний, увеличения источников информации многие прежние понятия и технологии, касающиеся проблем теории информации, устарели, в связи с чем возникает необходимость их конкретизации и дополнения.Последнее десятилетие XX в. сформировало новый взгляд на информацию. Из абстрактной философской категории информация переходит в разряд одного из приоритетных социальных ресурсов, определяющих формы существования и пути развития общества. Влияние новых информационных технологий наблюдается как на уровне всех социальных институтов (от семьи и межличностного уровня до уровня государственного управления и систем международного регулирования), так и на всех социокультурных уровнях существования личности (производство и творчество, быт и досуг, мировоззрение и поведение), поэтому осознание этого влияния будущими специалистами социокультурной сферы, несомненно, определит важнейшие направления их социокультурной деятельности. В данном случае необходимо делать акцент именно на социокультурной значимости феномена информации, и это подтверждают возникшие во второй половине XX в. культурологические концепции, отразившие информационный бум, бурный прогресс электронных средств массовой информации.Так, например, по мнению А.Д. Урсула [1], информатизация общества - не только изменение качества информационных процессов, но и становление «ноо-сферного» качества общества, в котором человек оказывается в центре социоприродного развития. Путь к ноосфере, по его мнению, - это путь к выживанию цивилизации. Информатизация общества функционально является культурологической проблемой, и в рамках культурологической концепции информационного общества необходимо искать пути решения глобальных проблем, предотвращения катастроф и кризисов.Развитие информационных потребностей общества и средств их реализации привело к изменению информационных отношений, которые ознаменовали наступление качественно нового состояния общества, где владение информацией, средствами ее обработки, хранение, передача и распространение стали одними из главных общественных ресурсов. Исследование этих идей в аспекте влияния информации на человека, формирования его культурного уровня актуально и принадлежит деятелям отечественной науки (Р.Ф. Абдеев, В.Г. Афанасьев, В.Г. Ващекин, К.К. Колин, А.И. Ракитов и др.).Именно культура представляет собой процесс творческой самореализации личности. В культуре формируются и проявляются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. При этом, как справедливо отмечает Л.Н. Коган, индивидуальность не нивелируется, а наоборот, активно развивается, проявляя свои возможности [2]. В русле культуро-53логических исследований весьма важным остается вопрос о связи индивида и культуры. B.C. Библер, Л.Н. Коган, Э.В. Соколов и др. рассматривают культуру как изменение самого человека, его становление как творческой личности.Поэтому совершенно не случайно в отечественной научной литературе в начале 1970-х гг. появился термин «информационная культура». Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется различными подходами к изучению этого феномена. Философско-мировоззренческий подход появился в работах А.П. Суханова и был в дальнейшем развит такими учеными, как Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, Ю.А. Шрейдер. Информационная культура личности - это способ информационного поведения, отражающий информационное мировоззрение субъекта. Он находит свое проявление, во-первых, в умениях и навыках осуществления информационных операций, оперирования социальной информацией; во-вторых, в способности к саморегуляции и самоанализу (рефлексии) собственного информационного поля и информационного поведения; в-третьих, в понимании всеобъемлющих законов информационного развития с целью построения комфортных и эффективных взаимоотношении с окружающей информационной средой [3].Неотъемлемой составляющей информационной культуры является информационная компетентность. Именно на стыке культурологии, социальной и культурной антропологии, социальной философии, социальной информатики возможна концептуализация категории «информационная компетентность» будущего специалиста социально-культурной сферы в условиях современных социокультурных изменений.Большинство авторов (А.А. Деркач, В.Г. Былинкина, С.Д. Каракозов и др.) рассматривают структуру информационной компетентности специалиста лишь в связи с новыми информационными технологиями. Такой подход представляется нам неправомерным, поскольку, на наш взгляд, информационная компетентность связана не только с умениями использовать новые информационные технологии для работы с информацией, но и с умениями осуществлять информационную деятельность с применением традиционных (бумажных) технологий. Важной проблемой формирования информационной компетентности является определение места различных источников информации в образовательном процессе и духовном развитии личности, выяснение роли традиционной «книжной» культуры и культуры «экранной». Ряд авторов (Н.И. Генкина, Н.И. Колкова, О.Г. Смолянинова и др.) в информационную компетентность включают такие составляющие, как знания и умения в области основ информатики; ориентация в основных типах документов и видах изданий в области образования; владение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации; владение способами информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями; умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания; умение изложить учебную информацию; умения, связанные со сбором, обработкой, поиском, хранением и представлением информации с использованием новых информационных технологий и сети Интернет; уменияграмотно использовать новые информационные и коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе для повышения его эффективности.Информационная компетентность как составляющая информационной культуры личности рассматривается в контексте развития интеллектуальных возможностей пользователей информации не только в их профессиональной подготовке, но и в процессе самообразования на протяжении всей жизни. Она предусматривает как усвоение систематизированных знаний, так и приобретение умений и навыков по овладению ими, что формирует способность к получению нового знания на основе применения информационных технологий.Главным же в информационной компетентности человека является реальное и эффективное использование знания в решении тех или иных проблем. Понятие «информационная компетентность» многопланово. К числу его значимых признаков относят информационный кругозор, теоретические знания в области информатики, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, практические умения и навыки использования современных информационных технологий, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства.В вузах культуры и искусств подготовка будущего специалиста социокультурной сферы представляет собой триединую функциональную подготовку студентов, получающих профессию, которая является: профессией мировоззренческой, связанной с духовным наполнением досуга; профессией, тесно связанной со сферой культуры и искусства; педагогической профессией с особым творческим характером. Являясь сложной интегральной характеристикой, целостно сочетающей творческую направленность, теоретические профессиональные знания, практические умения и навыки, выраженные художественно-педагогические способности и качества личности, информационная компетентность специалиста - это качественный уровень информационной деятельности, имеющей культуро-творческий характер, ориентированной на нравственно-эстетическое обучение и воспитание личности, направленной на социально значимый конечный результат и оптимальный процесс его достижения.Немалая заслуга в формировании информационной компетентности принадлежит отраслевым системам информации в области культуры и искусства. Их основу составляет регионально-отраслевой принцип. Отраслевые системы информации представляют собой сеть взаимосвязанных органов: на федеральном уровне функционируют Научно-информационный центр по культуре и искусству (Информкультура) в составе Российской государственной библиотеки и информационные службы в составе специальных библиотек. На региональном уровне задействованы информационные службы по культуре и искусству в составе национальных (республиканских), краевых (например, сектор информации по культуре и искусству Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. ВЛ. Шишкова), областных универсальных научных библиотек, и в дополнение к ним на базе учебных учреждений и в организациях культуры и искусства действуют специализированные информационные центры.54Обращение к идее научно-информационного центра на местном уровне (в высшей школе) и ее претворение в жизнь обусловлено, прежде всего, информатизацией общества, влияющей на модернизацию содержания и направленность профессионального образования. В связи с этим, например, научно-информационный центр Алтайской государственной академии культуры и искусств не только является средством аккумуляции информационных ресурсов по культуре и искусству Сибирского региона, но и в наибольшей степени способствует организации компетентностного подхода к подготовке будущих специалистов социокультурной сферы. Он был создан на основе действующего в вузе отдела научной информации по культуре и искусству. Были разработаны основные нормативные документы по организации деятельности НИЦ. Знаменательным событием в деятельности центра в 2005 г. стала финансовая поддержка информационной деятельности, связанная с победой в конкурсе на присуждение гранта Президента Российской Федерации (распоряжение «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства № 480-рп от 13 октября 2004 г.»).Ведущим направлением в работе научно-информационного центра является обеспечение преподавателей, аспирантов и студентов комплексом информационных услуг на основе отраслевых информационных ресурсов, таких как сборники региональных центров информации по культуре и искусству, научно-информационные сборники Информкультуры и Главного информационно-вычислительного центра, информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, электронные базы данных «Культурное пространство»,«Экология культуры», «Фольклор Сибири» собственной генерации. НИЦ осуществляет деятельность по созданию библиографических и аналитических информационных ресурсов в печатном и электронном виде, например, такие как дайджесты «Музеи западной Сибири: по страницам INTERNET», «Музеи Алтая: INTERNET», «Природа -Культура - Туризм»; научно-вспомогательный указатель «Фольклор Сибири», указатель «Гуманитарные аспекты экологии» и др. На средства гранта был подготовлен выпуск аннотированного библиографического указателя «Культурное пространство Сибири» (Барнаул, 2006. 105 с). Фонд НИЦ АлтГАКИ является важнейшей составляющей научного и культурного достояния вуза, отражает ретроспективу, а также современное состояние и перспективы развития науки и культуры.Россия вступила в десятилетие образования, объявленного ООН (2005-2014 гг.), в связи с чем предполагается постепенная трансформация информационного общества в общество знания. Именно в решении данной проблемы большое внимание уделяется культурологическому подходу, в рамках которого знание рассматривается как часть культуры, которая, с одной стороны, питает ее, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие в аспекте деятельности человека. В этой связи процесс формирования информационной компетентности есть не что иное, как приобщение будущих специалистов к богатствам мировой, в том числе и российской культуры, выбор и осуществление культуросообразного образа жизни. Учет этого является основой для формирования оптимального уровня информационной компетентности будущих специалистов социокультурной сферы, способных комфортно и уверенно действовать и самосовершенствоваться в мире информации.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 558
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
