Полезный эффект от реализации базовых принципов менеджмента, ориентированного на стоимость, часто ограничивается неэффективностью рынков капитала. Подобная особенность развивающихся фондовых рынков может рассматриваться как непреодолимое препятствие для роста благосостояния инвесторов или как еще один объект стратегического управления. В последнем случае главной задачей менеджмента становится устранение непонимания относительно особенностей управляемого бизнеса.
Stock market information field as the control object of the value-based management .pdf Ключевой особенностью существующих финансовых систем является внешняя среда, в пределах которых происходит формирование их управленческого инструментария. В настоящее время одной из наиболее важных характеристик внешней среды финансовой системы является её эффективность, а применительно к открытому бизнесу - эффективность фондового рынка, где цена «каждой ценной бумаги в каждый момент времени совпадает с её инвестиционной стоимостью» [1. С. 972]. Если на финансовом рынке имеет место несогласие по поводу выбора модели определения инвестиционной стоимости ценной бумаги, а также её количественного наполнения, то на практике будет наблюдаться значительный разброс в оценках финан-сового инструмента и как следствие - отсутствие эффективности рынка. В обратном случае информационное поле внутренних и внешних субъектов рынка будет совпадать (рис. 1).К внешним субъектам можно отнести финансовых аналитиков - авторов регулярных обзоров фондовых рынков, а также потенциальных инвесторов и других агентов рынка, периодически принимающих решение относительно инвестирования в те или иные финансовые инструменты. Именно они, по сути, формируют информационное пространство фондового рынка (рис. 1), под влиянием которого выставляются оценки и формируются границы колебания рыночных курсов финансовых инструментов.^"Sj-s.- _ X. „.«._ - - - - */Границы(ШридвмциашюстиИнформация, подлежащая раскрытиюРаорытая Экпе(тмлрвде10Ложвтя ~ Информационное информация относитагыо бизнеса пространство фондового рыжаРис. 1. Информационное пространство бизнесаВнутренними заинтересованными лицами являются менеджеры фирмы, имеющие в своем распоряжении конфиденциальную информацию о состоянии бизнеса (см. рис. 1). Их оценки долгосрочной стоимости финансового инструмента (акции, облигации), эмитируемого фирмой, являются более точными, чем те, что формируются внешними агентами (аналитиками, инвестиционными фондами и т.п.).Проблема эффективности рынка превращается в одну из стратегических задач, когда целью бизнеса провозглашается максимизация его стоимости, а менеджмент фирмы реализует на практике принципы ценностно-ориентированного менеджмента. Ссылаясь на то, что «рыночная цена акции зависит не от инвестиционной стоимости бизнеса (1), но только от рыночного представления об этой стоимости» [2. С. 65-67], многие авторы видят целью системы управления стоимостью максимизацию исключительно функции инвестиционной стоимости бизнеса [3. С. 17; 4. С. 1]. При этом управление динамикой рыночной стоимости, которая фактически формирует благосостояние акционеров и определяет риски финансирования в ценные бумаги фирмы, остаётся вне рассмотрения большинства зарубежных авторов.F'(F»->max,(1)где F\Vf) - функция инвестиционной стоимости бизнеса.Моделирование взаимосвязей рыночной и инвестиционной стоимости фирмы. Постановка задачи управления фирмой в виде (1) обоснована зрелостью зарубежных финансовых рынков, где разрыв между рыночной и инвестиционной стоимостью бизнеса незначителен. Несколько иначе следует подходить к обсуждению этой проблемы в отношении развивающихся рынков, где неэффективность информационного пространства должна приниматься во внимание при формировании стратегии фирмы. Именно с этой точки зрения рассматривает рыночную стоимость трехфокусная модель управления стоимостью российского экономиста Е.Н. Пузова [5].Рассмотрим условную математическую модель, отражающую влияние неэффективности рынка на результаты управления стоимостью фирмы. Для оценки стоимости компании, определяемой в теории оценки бизнеса как инвестиционная (или фундаментальная, т.е. «субъективная, имеющая нерыночное происхождение оценка экономической полезности актива» [6. С. 145]), воспользуемся формулой капитализации денежного потокаV J-(2)F г'где VF - фундаментальная стоимость бизнеса; /- постоянный свободный денежный поток, генерируе-127мый бизнесом компании; г - ставка дисконтирования, учитывающая совокупные риски активов и риски финансирования.В качестве модели прогноза рыночной стоимости фирмы используем модифицированную нами модель Дж. Ольсона [7], где посредством анализа информационной динамики рынка устанавливается связь между ключевыми факторами стоимости, которые, по мнению внешних агентов рынка, формируют стоимость бизнеса, и фактической рыночной капитализацией фирмы. В общем виде модель Дж. Ольсона может быть записана так:Уш=Ув^РИЮ{Х';м\г),(3)где Vm - рыночная стоимость фирмы; VB - чистые активы фирмы; FEB0 - функция прироста текущей стоимости бизнеса согласно модели Дж. Ольсона; Х° -массив сверхдоходов фирмы, получаемых на протяжении прошлых и текущего отчетных периодов; и -информация, значимая для формирования рыночной стоимости фирмы; е - прочая информация (шум), влияющая на рыночную оценку стоимости фирмы.В модели Эдвардса-Белла-Ольсона функция Febo (3) определяется по результатам регрессионного анализа реакции рынка на получение фирмой сверхприбыли текущего года. Статистическая достоверность модели Дж. Ольсона для развитых рынков капитала подтверждается многочисленными исследованиями (см., например, результаты эмпирических исследований [7]). Вследствие отсутствия достаточного ретроспективного статистического материала определение ключевых параметров модели (3) (Х°; и; е; FEBO) для российских рынков представляется затруднительным.Предлагаемая модифицированная формула Дж. Ольсона (4) представляется в виде суммы чистых активов фирмы VB и значения функции F ожидаемого в будущем прироста этой стоимости. В качестве ключевых параметров функции прироста выступает массив значений факторов стоимости (X; Y), отражающих влияние публичной информации на рыночную капитализацию фирмы.Vm=VB+F(X;Y),(4)где Vm - рыночная стоимость фирмы; VB - чистые активы фирмы; F - функция прироста текущей стоимости бизнеса; Х- массив факторов инвестиционной стоимости фирмы, отражающих масштабы инвестированного капитала; Y - массив факторов инвестиционной стоимости фирмы, отражающих эффективность использования инвестированного капитала.Согласно предложенной формулы (4) рыночная капитализация фирмы Vm определяется:-текущей (моментальной) стоимостью бизнеса, выраженной чистыми активами фирмы VB;-массивами факторов инвестиционной стоимостифирмы, отражающих масштабы инвестирования капитала X и эффективность использования инвестированных средств Y;-функцией F, определяющей каким образом изменение отдельных факторов стоимости (X; Y) повлияет наожидания рынка по поводу роста (снижения) его текущей рыночной стоимости.В отличие от модели Дж. Ольсона функция F в формуле (4) определяется на базе модели энтропии стоимости, предлагаемой авторами (подробнее см. [8. С. 202-207]).Факторы масштаба капитала: массив XФакторыэффективностикапитала: массив YРентабельность капитала фирмы, Ra(Формированиечистой прибыли:NM=R.txVB1Формирование