Рассматривается проблема разработки программ социально-экономического развития муниципального образования. Авторы полагают, что необходимым разделом этих программ должен стать топливно-энергетический баланс. Исследуются преимущества и особенности использования топливно-энергетического баланса при анализе и планировании развития территории.
Using of fuel and energy balancefor complex programms of municipality socio-economic development .pdf В ходе реформы местного самоуправления [1] в России было создано 24 508 муниципальных образований: 1 817 муниципальных районов, 526 городских округов, 1 823 городских поселения, 20 106 сельских поселений, 236 внутригородских муниципальных образований (по данным на сентябрь 2006 г.).Больше остальных трудности перехода к двухуровневой системе испытали сельские поселения. Практически вновь образованные местные органы власти получили широкий спектр полномочий и прав - от формирования и утверждения бюджета поселения, обеспечения коммунального снабжения до принятия и организации выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования [1]. В условиях отсутствия практического опыта, недостатка финансирования, нехватки квалифицированных кадров решение возникших перед властью сельских поселений задач осложняется. Трудности возникают, когда нужно не только решить текущие задачи, но и определить стратегическую программу развития поселения, увязать её с федеральными и региональными целевыми установками, выработать действенный план её реализации. Так как фактически именно местная власть городских и сельских поселений призвана доводить экономические реформы в стране до логического завершения, то методические разаботки, облегчающие реализацию полномочий органов власти этого уровня, являются актуальными и востребованными.Рассмотрим подходы к решению одной из важнейших в настоящее время задач, стоящей перед местными органами власти, а именно к разработке программы социально-экономического развития. Комплексная программа социально-экономического развития (программа СЭР) муниципального образования - документ, включающий в себя концепцию, стратегический, долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социально-экономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов. Иными словами, это прогнозно-плановый документ, формулирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения [2] (рис. 1).Разработчики программ социально-экономического развития отмечают, что основными трудностями при создании программ являются неполнота муниципальной статистики и рассогласование программ различного уровня - федерального, регионального, муниципального [3]. Нами предложен один из способов разрешения этих трудностей при разработке программы СЭР по направлению «Развитие топливно-энергетического и коммунального комплексов». Выбор данной сферы развития муниципального образования объясняется высокой значимостью этого сектора для любой территории и её дальнейшего экономического развития, а также тем, что на обслуживание данного сектора тратится значительная часть средств местного бюджета (рис. 2). По мнению авторов, существенную помощь при разработке программ СЭР может оказать использование такого инструмента, как топливно-энергетический баланс (ТЭБ) муниципального образования. Топливно-энергетический баланс муниципального образования - это соотношение для данной территории объемов топливно-энергетических ресурсов, поступающих вследствие добычи, производства или ввоза и убывающих вследствие потребления на месте или вывоза. Он отражает количественное соответствие между расходом и приходом энергетических ресурсов, включая изменение их запасов.На основании ТЭБ могут вырабатываться управленческие решения как стратегического характера, так и решения, определяющие развитие муниципального образования в долго- и среднесрочном периодах. Например, ТЭБ может обеспечить поддержку следующих решений стратегического характера:•·создание производств на новой и существующей топливно-энергетической базе;•·возможность вывоза или необходимость ввоза топливно-энергетических ресурсов;•увеличение или сокращение использования топливно-энергетических ресурсов по видам и др.•·ТЭБ также может обеспечить поддержку решений, связанных с планированием и оперативным управлением:•·определение потенциальных направлений для энергосбережения;•·анализ рациональности расходования бюджетных средств;-прогноз расходов потребителей на энергетическиересурсы и коммунальные услуги и др.Результаты этих решений могут существенно повлиять на энергодефицитность (энергодостаточность) территории, надежность энергообеспечения и эффективность использования топливных ресурсов,137на уровень обеспеченности потребителей коммунальными услугами, экологическую ситуацию и т.д., т.е. на факторы, которые определяют социально-экономическое развитие региона. Поэтому связь между топливно-энергетическим балансом муниципального образования и его социально-эконо-мическим развитием имеет место и должна быть учтена при комплексном планировании. Один из возможных вариантов составления топливно-энергетического баланса муниципального образования, где преобладающим энергетическим ресурсом являются дрова, приведен в табл. 1.Концепцияразвития МО1..Разрабатывается один раз на срок действия стратегии субъекта РФ при непосредственном участии представителей всех субъектов МО.2..Основные положения концепции согласовываются с органами исполни тельной власти субъекта РФ и утверждаются высшим органом МО.3..Актуализируется при кардинальном изменении внутренней и внешней среды или после достижения намеченных концепцией целей1.1.Стратегическийплан развития МОiДолгосрочныйплан социально-экономического развития МОIСреднесрочныйплан социально-экономического развития МО1..Разрабатывается на срок действия концепции.2..Этапы реализации стратегических приоритетов, размеры, состав и формы ресурсов согласовываются с органами исполнительной власти субъекта РФ и утверждаются высшим органом МО.3..Актуализируется при изменении концепции1..Разрабатывается на срок, кратный сроку полномочий органов представительной власти.2..Согласовывается с органами исполнительной власти субъекта РФ и утверждается органами представительной власти МО.3..Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ; пролонгируется на 4 года1..Разрабатывается на срок, кратный сроку полномочий органов представительной власти.2..Согласовывается с органами исполнительной власти субъекта РФ и утверждается органами представительной власти МО.3..Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ; пролонгируется на 1 год, после реализации очередного годового плана1.1.Годовой план социально-экономического развития МО1..Разрабатывается на один бюджетный год.2..Утверждается одновременно с бюджетом органами представительной власти МО.3..Актуализируется по мере реализации локальных целей, задач, программ, изменения размеров и источников финансирования, внешних и внутренних факторов воздействия1.1.Мониторинги актуализацияпланов развитияМО1..Проводится в соответствии с утвержденным планом муниципальными работниками, а также периодически органами исполнительной власти субъекта РФ.2.Осуществляется постоянно общественностью.3..Обобщается и реализуется постоянно действующим экономическим подразделением1.1.138Рис. 1. Порядок разработки комплексного плана социально-экономического развития муниципального образованияКультура; Социальная Прочие расходы; 4% политика; 9,10% 10,80%Образование; 36,50%1Управление 9,10%; Здг итр!«воохранеш шспорт; 13,5