Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310.

Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности

Рассматриваются особенности саморегуляции психоэмоционального состояния. Описывается модель ситуации неопределенности, организованная при помощи игрового биоуправления, позволившая исследовать основные закономерности механизмов и стратегий саморегуляции, а также их роль и значение для преодоления неопределенных ситуаций. Выделяются ключевые факторы, обеспечивающие успешность и неуспешность стратегий саморегуляции в ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности.

Individual mechanisms of self-regulation:its mobilization and prediction under conditions, characterized by high degree of ambiguity .pdf Интерес к проблеме психической саморегуляции, понимаемой как возможность человека управлять собой, своими состояниями, достигать поставленных целей, быть относительно автономным от неблагоприятных влияний внешней среды, растет с каждым годом. Представители различных психологических дисциплин обращаются в своих исследованиях к понятию саморегуляции [1-4]. Термин «саморегуляция» определяется исследователями по-разному и носит междисциплинарный характер.В широком смысле под саморегуляцией (лат. regulare - приводить в порядок, налаживать) понимается целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности [5].На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенной форме или способу взаимоотношения со средой [6. С. 4].Саморегуляцию, в контексте данного исследования, мы будем рассматривать как способность управлять своими физиологическими функциями с целью коррекции психоэмоциональных состояний.Положение человека в условиях неопределенности требует от него развития особых умений. В нашем исследовании под неопределенностью мы понимаем полное отсутствие информации о способах действия в незнакомой ситуации. Ситуация, характеризующаяся высокой степенью неопределенности, - это совокупность обстоятельств, условия которых являются «зашумлен-ными» или характеризуются неполнотой информации.Мы полагаем, что ведущая роль в преодолении ситуаций неопределенности принадлежит саморегуляции психоэмоционального состояния, в процессе которой раскрываются индивидуальные психофизиологические и личностные адаптационные ресурсы человека, обеспечивающие возможность их эффективного преодоления. Другими словами, механизмы саморегуляции направлены на формирование у человека моделей адекватного поведения в условиях психоэмоционального напряжения, а также на повьпиение эффективности деятельности в различных ситуациях.Поскольку главной целью приемов саморегуляции является произвольная регуляция протекания ранее неосознававшихся процессов, то успешность обучения во многом зависит от интуитивно формируемого комплекса субъективных ощущений нормализации состояния. Для облегчения поиска таких ощущений и для повышения эффективности тренировок используют технологию биоуправления.Биоуправление - это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной обратной связи. При реализации технологии биоуправления с помощью специальной аппаратуры происходит регистрация физиологических параметров организма и преобразование их в сигналы обратной связи. Один из вариантов технологии биоуправления - компьютерный игровой тренинг по частоте сердечных сокращений. Выполненный в современной мультимедийной среде, этот метод, разрабатываемый в НИИ МББ СО РАМН с 1997 г., получил название игрового биоуправления [7. С. 5].Настоящее исследование было направлено на изучение процесса адаптации к ситуации, характеризующейся высокой степенью неопределенности, во время которой происходит развитие и становление механизмов и стратегий саморегуляции, определяющих надежность, эффективность деятельности, уровень работоспособности и устойчивость человека к воздействию фактора неопределенности.Цель исследования: выделить и описать стратегии саморегуляции психоэмоционального состояния в условиях неопределенности, выявить характер взаимосвязи данных стратегий с личностными характеристиками человека.Эксперимент был организован на базе Кадрового центра Института перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров СГУПС (подгруппа 1 -74 чел.) и Института ядерной физики им. Будкера СО РАН (подгруппа 2-74 чел.). Всего 148 человек (мужчины и женщины в возрасте от 23 до 35 лет), не имевшие предварительного опыта саморегуляции.При проведении эксперимента использовались компьютерные игровые сюжеты «Вира!» (соревнование по подводному погружению, где скорость испытуемого обратно пропорциональна его сердечному ритму) и «Ралли» (автомобильные гонки, требующие умения контролировать свой сердечный ритм одновременно с поддержанием высокого уровня концентрации внимания). Сюжет игр управлялся ЧСС с помощью специального датчика «БОС-Пульс» (регистрационное удостоверение №ФС 022а20000/1027-04, сертификат №РОСС RU. АЯ79.ВО3820) [7. С. 9]. Регистрировались последовательности RR- и ЯГ-интервалов, где RR - это длительность кардиоинтервалов (мс), RT - время реакции (мс). Также испытуемый проходил психологическое тестирование с использованием бланковых методов.При изучении различных аспектов поведения человека в ситуации неопределенности используются различные способы моделирования неопределенных усло-169вий. Как естественную модель ситуации неопределенности можно рассматривать игровое биоуправление, т.к. технология биоуправления является для испытуемого новой и незнакомой, характеризуется неполнотой информации относительно способов действия в предложенной ситуации (испытуемый осознаёт поставленную перед ним цель, но не знает, каким образом ее достичь) [8. С. 190]. Кроме того, игровая ситуация моделирует такие условия, где человек должен расслабляться, оставаться спокойным и хладнокровным и в то же время контролировать ситуацию и быть внимательным (полностью концентрироваться на отслеживании сигналов обратной связи и незамедлительно реагировать на неожиданно появляющиеся препятствия).Пакет тестов включал в себя следующие методики: опросник С. Баднера «Толерантность к неопределенности», Опросник толерантности к неопределенности (MSTAT) Д. Маклейна (в адаптации Е.Г. Луковицкой), Опросник способов психологического преодоления R. Lazarus и S. Folkman (WOCQ, The Ways of Coping Questionnaire), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (CISS) Э. Эндлер, Д. Паркер (адаптация Т.Н. Крюковой, 2001), «Шкала контроля за действием» Ю. Куль, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова).Анализ данных осуществлялся с помощью программы обработки данных игрового биоуправления Report (разработка ГУ НИИМББ СО РАМН), электронной таблицы Excel. Для статистического анализа использовался ранговый коэффициент корреляции Спирмена, однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) [9].Для анализа эффективности поведенческих стратегий использовался показатель достигнутого результата к концу занятия, определяемый суммой успешных попыток. Под успешностью понимается изменение регулируемого параметра в заданном направлении.Попытка в сессии считалась успешной по RR, если RRi>RRj-i, где RRj- средняя длительность RR-ин-тервала за i-ю попытку, / - номер попытки в сессии, /' = 2, ..., N; N- число попыток в сессии, иначе - неуспешной.Для показателя RT (время реакции) успешность попытки определялась по формуле RTt < RTi-i, где i = 2,..., N.На основании изучения динамики физиологических показателей RR- и ДГ-интервалов в ходе выполнения теста были выделены типы реагирования (см. таблицу). Первые пять стратегий поведения совпадали для обеих игр, а шестая отличалась.Классификация стратегия саморегуляции в ситуации неопределенностиВира!РаллиНазвание стратегий№ 1. Стратегия проб и ошибок с выходом на результат:испытуемый проигрывал несколько попыток, но к концу сеанса достигал поставленной задачи№ 2. Стратегия демотивации:испытуемый достигал поставленной цели в первой половине сеанса, а затем результат ухудшался№ 3. Стратегия последовательного ухудшения результатов:испытуемому не удалось справиться с поставленной задачей№ 4. Стратегия последовательного обучения:испытуемые достигали положительных результатов от попытки к попытке* А .*№ 5. Маятниковая стратегия:успешные и неуспешные попытки чередовалисьДля «Вира!»: № б. Стратегия «ригидный результат»: испытуемый не показывал значительных изменений показателя RRДля «Ралли»: № б. Неинтегрированная стратегия: испытуемый способен выполнять толькоодно из поставленных заданий или следить за временем реакции либо за частотой сердечныхсокращенийБыл проведен корреляционный анализ между выделенными стратегиями и параметрами, измеряемыми психологическими тестами. На основании показателя эффективности достигнутого результата к концу сессии мы выделили эффективные, неэффективные и промежуточные стратегии. К эффективным стратегиям относятся: № 1 «Стратегия проб и ошибок с выходом на результат», № 4 «Стратегия последовательного обучения».№ 1. Стратегия проб и ошибок с выходом на результат отрицательно коррелирует с совладанием, направленным на регулирование своих чувств и действий г = -0,43; р

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

 Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310.

Индивидуальные механизмы саморегуляции: их мобилизация и прогнозирование в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 310.

Полнотекстовая версия