Механизмы формирования публичных арен (на примере регионального ТВ)
Рассматриваются механизмы влияния на массовое сознание, используемые журналистами ТВ-2 в телепроекте «Час Пик». Проанализированы наиболее эффективные способы создания поля публичности.
Mechanism of forming public arenas (viewing the example of regional TV) .pdf Современное ТВ - это область, которая постоянно привлекает к себе внимание исследователей, в том числе социологов, в частности в аспекте возможностей СМИ манипулировать массовым сознанием и поведением. Механизмы влияния на массовое сознание сегодня - это часть большой политтехнологической кухни.Проблемы социально-политических эффектов направляемой массовой коммуникации стали важным объектом исследований среди социологов в силу возрастающего влияния негативных тенденций последнего времени. Потребность в эффективных способах достижения общественно значимой (в идеале) цели - повышения активности и зрелости населения в решении социально-политических проблем - объясняет необходимость исследований в области ТВ, которое является основным носителем и проводником информации в современном обществе, активно воздействуя на представления, оценки, мнения, поведение людей и выступает важнейшим манипулятором социальным сознанием. Все более актуальной становится проблема поиска тележурналистами эффективных механизмов влияния на массовое сознание с целью формирования поля публичности. Для того чтобы разобраться в механизмах и способах реализации данной цели на региональном уровне, примем за объект исследования в данной статье телепроект, который соответствует классическому принципу построения концепции создания публичных арен.Концепцию создания публичных арен, объясняющую механизмы создания политических, аналитических программ на региональном ТВ, предложили американские социологи С. Хилгартнер и Ч. Боек [1. С. 18]. В основу концепции положена идеальная (предпочтительная) модель реализации задачи формирования гражданского общества СМИ. Соответствие ей призвано обеспечить деятельность свободных СМИ в свободном обществе (т.е. отвечать требованиям аналитичности, правдивости, объективности, независимости, этичности).С учетом выделенных ими особенностей можно рассмотреть проблемное поле создания таких телепроектов на конкретных примерах.Так, количественная доля телепроектов на региональном ТВ составляет 2/11 от всей производимой телепродукции. При этом доля информационно-развлекательного вещания в городе занимает 82% всего эфирного времени, тогда как информационно-аналитические и политические программы - только 18%. Такая диспропорция вполне объяснима. Создание информационно-аналитических и политических программ в Томске носит заказной характер. Создание телепроектов, как правило, инициируется и регламентируется различными ветвями власти и, соответственно, не несет в себе коммерческой выгоды телеканалу, в связи с чем игнорируется ими. Таким образом, анализ полити-ко-аналитических программ на региональном ТВ сводится к двум телепроектам: ТВ-2 «Час пик» и «Виртуальные Выборы» Алиса (ТВ-Центр).Остановимся вкратце на программе «Час пик» ТВ-2, которая по жанру является, несомненно, информационно-аналитической. Прослеживается четкая последовательность построения программы: за каждой рубрикой следует комментарий либо ведущей программы, либо журналиста, представляющего рубрику (сюжет). Проблемы, которые освещаются в каждой конкретной программе, соответствуют одной из стилизованных рубрик. Таким образом, конструирование той или иной социальной проблемы полностью соответствует принципу отбора, определяющему вероятность появления его в эфире. Время выхода программы в эфир - прайм-тайм. Ритм трансляции - еженедельно, с последующим повтором. Программа занимает 1 час эфирного времени и выходит на протяжении 10 лет, что само по себе уже характеризует ее как постоянную составляющую формирования общественного мнения и общественного сознания.Опираясь на концепцию создания публичных арен, можно выделить такие параметры рассматриваемого вещания, как присвоение статуса (наклеивание ярлыка социальной проблемы), пропускная способность (ограничения количества и «номенклатуры» акцентируемых проблем), а также критерии отбора социальных проблем, культурные предпочтения в отборе, политические предпочтения и пристрастия.Придерживаясь концепции создания публичных арен, необходимо учитывать тот факт, что общая концепция, выдвинутая авторами применительно к региональному ТВ, имеет частные различия и местные особенности. Поэтому конкретизация положений концепции требует наделения этих особенностей содержанием, соответствующим данной конкретной программе и представляющим собой авторские разработки по части создания аналитической «кухни» на местном уровне.Первым «блюдом» в данном случае можно назвать преодоление границ событийности. Этот прием можно увидеть на примере рубрики «Было», с подзаголовком «История в повседневности» (рассказ о праздновании Дня Победы; программа от 24.06.2006 г.). Что она представляет собой содержательно? Прежде всего, это экскурс в историю - почему Парад Победы начали отмечать в нашей стране только через 20 лет после Победы? Далее, какими политическими установками и властными притязаниями было обусловлено это событие? Что значил этот праздник для советских людей в 1960-х гг., какое общественно-политическое, национальное, объединяющее значение имеет он сегодня в целом для нации и для граждан нашего города в частности? Материал помещается в исторический контекст и затем подается через призму современного звучания.41Второе «блюдо» местной кухни - расширение аудитории. Возьмем для примера рубрику «Контекст». Здесь используется анализ газетных статей по общественно начимым событиям прошедшей недели в стране, мире, г. Томске. Тема - «Оранжевая революция» на Украине. Программа содержит комментарии к событиям от известных обозревателей и аналитиков: А. Лебедева, Г. Бовта, А. Даниэля. В рамках темы «Глядя из Томска» транслируется информация о том, что партия пенсионеров набрала 20% голосов на выборах в Томске, поднимаются вопросы относительно изменений, произошедших в городской думе,и связанное с этим падение рейтинга «единоросов». Далее речь идет о «кремлевском недовольстве» и о том, чем это грозит. Критериями отбора в данном случае являются: в 1-й теме - наиболее социально значимое событие, муссируемое на Центральных каналах вещания; во 2-й теме -социально значимое событие для Томска, которое несет в себе политический подтекст и далее декларирует деконструирование демократических выборов как в городе, так и в целом в стране. Программа позиционирует себя в качестве независимого аналитика, что подтверждается демонстрацией различных мнений и взглядов на проблему. Материал помещается в контекст аналогичных (сходных) событий в масштабах страны и сопредельных регионов и стран.Третье «блюдо», если продолжать использование кулинарной терминологии, - акцентуация эффекта документальности. Одной из важнейших составляющих аналитической программы является точное изложение фактов. Например «Долевое строительство - «Кот в мешке» (Программа от 24.06. 2006 г.). В ходе передачи внешне беспристрастно излагаются факты - вся правда о долевом строительстве в Томске, анализ рынка, комментарии риэлторов и адвокатов. Еще один пример -памятник «афганцам» (Программа от 12.03.2005 г.): здесь также излагаются факты - документы, подтверждающие израсходованные на строительство деньги, перечень отсутствующих документов с комментариями действующих лиц. Материал в данном случае анализируется по цепочке происходивших событий и сопровождается подробными комментариями и объяснениями специалистов.Следующий пример - сожжение материалов «Черного пиара» (Программа от 15.10.2005 г.). Здесь опять же внешне беспристрастно раскрывается механизм действия «информационного конформизма». Перечисляя факты, которые используются пиарщиками в процессе дискредитации того или иного кандидата на выборах, журналист констатирует: «В городской думе немало людей случайных, въехавших в думу на спине потопленных конкурентов. Мы - прочитали, мы - проголосовали, пенять, кроме как на себя, нам не на кого». Имеются в виду агитационные материалы, распространяемые во время предвыборной кампании.Интерактивный опрос, присутствующий в каждой программе, построен на принципе установки (готовность к социальной активности), которая является продуктом целенаправленной коммуникации и предполагает высокую степень сопереживания событиям. Например, выборы в городскую думу (Программа от 15.10.2005 г.). Самое значимое событие за неделю.В соответствии с ним интерактивный опрос на тему «Почему Вы не пошли на выборы?» предполагает следующие варианты ответов: а) «из-за плохой погоды»; б) «не было достойных кандидатов» и в) «не верю в честный подсчет».Современные исследователи массовой коммуникации утверждают, что «массовое сознание крайне редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Оно предпочитает получать его в готовом виде из СМИ» [2. С. 9]. В условиях целенаправленной коммуникации, каковой в данном случае является интерактивный опрос с установкой на конкретное политически и социально значимое событие, невозможно выделить или отобразить истинную картину. В данном случае проверить достоверность интерактивного опроса не представляется возможным, а тем более делать на его основе выводы. Подавать такую информацию в качестве показателя общественного мнения означает напрямую нарушать принцип достоверности информации. В таком случае внизу экрана должна присутствовать надпись о том, что создатели программы не несут ответственности за достоверность сведений, переданных по телефону зрителями. В идеале журналисты должны пользоваться данными настоящих социологических опросов, проводимых специалистами. Такой пробел существует на всех каналах вещания, и федеральных в том числе. Таким образом, отсутствует оценочная часть коммуникации, которая позволяет сделать выводы и прогнозы по части достоверности и правдивости информации.На десерт - четвертое «блюдо»: обеспечение эффекта присутствия. Придерживаясь концепции создания публичных арен, необходимо отметить, что в данной программе главным показателем масштаба публичного внимания и резонанса, вызванного освещением социальной проблемы, является показ позиции лидера. То есть освещение взгляда на проблему определенного человека, который имеет статус.Пример: «Гость в студии» - Б.А. Мальцев (Программа от 13.05.2006 г.). Тема беседы многогранна: здесь и обсуждение письма Президента Законодательному собранию, и вопрос об увеличении расходов на содержание армии, и другие вопросы. В данной программе показательным является то, как влияет декларируемая установка (Спикер думы Б.А. Мальцев высказался в поддержку увеличения расходов на армию) на изменения активности масс. Отсюда вопрос интерактива: надо ли России увеличивать свои военные расходы? Варианты ответов при этом: «да, потому что кругом враги» и «нет, потому что у России много других проблем». Механизм воздействия на массовое сознание в данном случае построен через убеждение (высказывание авторитетного мнения по существу проблемы, сопровождаемое аналогиями и цифрами). Таким образом, это является подтверждением того, что у общественного мнения нет своей позиции, идет навязывания мнения через авторитет лидера.Наконец, «на сладкое» - преодоление границ культурного провинциализма. Реализация этой функции осуществляется двумя способами: приглашением персон масштаба российского телеформата и селекцией на интеллектуализм.42Рассмотрим это на примере рубрики «Гость студии». Одним из гостей студии бьша известная телеведущая Тина Канделаки (Программа от 15.10.2005 г.). Тема обсуждения касалась профессии. Вполне понятно, что сам факт приглашения на передачу мегазвезды центрального ТВ повышает весомость дискурса, придает программе солидность. Вывод для телеведущих очевиден: от аналитики должен быть толк. То есть цели аналитической программы должны быть следующими: а) всестороннее освещение фактов; б) формулировку социальной проблемы; в) обозначение авторских позиций.С другой стороны, нельзя оставить без внимания тот факт, что автоимиджевая функция программы, направленная на повышение рейтинга как самого канала, так и телепроекта (и его ведущей, в частности) реализуется полностью, хотя и не является целью номер один. Сдержанность в комментариях, простота подачи материала (имеются в виду способы передачи информации, понятной массовой аудитории), профессионализм автора и ведущей характеризуют «Час Пик» как телепроект, являющий собой пример аналитичности, объективности, достоверности.Таким образом, в глобальном масштабе сознательное достижение телекоммуникаторами своих честолюбивых рейтинговых показателей, уводит тележурналистику от аналитического освещения реальных общественно значимых проблем. Практическое воплощение идеи превращения России в экономически развитое, суверенное и демократическое государство (а на региональном уровне такой задачей является создание в Томске благоприятного культурного, политического, экономического климата) требует от тележурналистов профессионального подхода, позво-ляющего грамотно формировать поле публичности, используя неограниченные технические и личностные возможности. Необходимо учитывать и тот факт, что независимость от власти и ее влияния на СМИ ни в прошлом, ни в настоящее время объективно невозможна. Поэтому при умелом манипулировании возможности освещения социально значимых проблем остаются. Ведь даже во времена жесткой, «совдеповской» цензуры прорывались на экран оппозиционные мнения и вскрывались факты, явно дискредитирующие власть. В идеале любую политику надо делать только чистыми руками. Но это - в идеале. Точно также можно сказать о ТВ как о СМИ, занимающем главенствующие позиции в области пропаганды и влияния на общественное мнение.Подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что данный телепроект вписывается в классическую концепцию построения публичных арен, предложенную американскими социологами. Проблемным полем в данном случае являются интерактивные опросы, которые по своей подаче не могут являться оценочными, прежде всего и тем более средством формирования на их основе общественного мнения. Они изначально являются профанацией эффекта документальности и правдивости. Основополагающей проблемой данного телепроекта, как и всех политико-аналитических программ на региональном ТВ, следует признать персонифицирующую и довлеющую над всем функцию власти. Причем эта функция может проявляться как в финансовом аспекте, так и морально-этическом. Независимой журналистики нет, неангажированных журналистов тоже. Поэтому сама цель журналистики как четвертой власти не реализуется.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 446
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
Хилгартнер С. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / С. Хилгартнер, Ч.Л. Боск // Средства М.К. и социальные проблемы. - Казань, 2000. - С. 18-53.
Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им: Спецкурс по политической психологии (Рабочая тетрадь) / Т.В. Евгеньева. - СПб.: Питер, 2007. - 80 с.
