ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

В условиях формирующегося постиндустриального общества, а также модернизации российской экономики особую роль приобретают вопросы методологии управления корпоративной культурой. В статье содержится критика существующей традиционной методологии управления, которая становится неадекватной новым вызовам времени и логике развития современного общества, высказывается мысль о необходимости построения нового методологического каркаса, который опирается на социокультурную, синергетическую и праксиологическую парадигмы. Такое сочетание различных подходов может быть одним из способов моделирования корпоративной культуры, представляющей собой, по мнению автора, качественно новый этап развития организационной культуры

Problems of methodology of corporative culture management in conditions standing postindustrial society .pdf Понимание логики развития современных социокультурных процессов тесно связано с исследованием роли организационной и корпоративной культуры. Не менее важными представляются вопросы анализа развития культуры, ее форм и состояний, а также методологии, которая необходима для формирования современной корпоративной культуры.Истоки культуры организации можно проследить с древнейших времен, поскольку как определенная совокупность ценностей, обычаев и ритуалов, образующая некую субкультуру, свойственна почти каждой социальной структуре. В современном обществе организационная и корпоративная культура формируется как способ регуляции отношений и взаимосвязей в социальных системах, определяя такие качества этих систем, как эффективность, адаптивность, идентичность, целостность. В то же время корпоративная культура, отвечающая духу постиндустриальной эпохи, выходит за рамки контекста «социальной системы» за счет своих органических способностей к самовоспроизведению и самоорганизации. Это дает основание полагать, что такая культура является качественно новым этапом развития организационной культуры.Соответственно трансформируется и методология управления культурой, которая должна отойти от жестких схем рационализации поведения к созданию общих коллективных ценностей более высокого порядка. Данный процесс трансформации еще слабо представлен и недостаточно четко обозначен в существующей научной литературе, посвященной проблематике организационной (корпоративной) культуры.Появление научно обоснованного подхода к пониманию культуры организации связывают с научными исследованиями М. Вебера, который обосновал причины и роль рационализации как способа организации капиталистического хозяйства, а также рассматривал истоки возникновения в недрах капитализма особой культуры, способной к самоорганизации на основе всеобщего следования морально-этических принципам.В дальнейшем сформировался целый ряд научных направлений, в которых так или иначе рассматривалась проблематика организационной культуры. Среди них необходимо выделить парадигмы, основанные на исторических, культурологических, управленческих, психологических, социологических, этических и PR-исследованиях.Тем не менее анализ существующей научной литературы показывает, что в исследовании культуры организации пока немало «белых пятен». Это связано нетолько со сложностью самого феномена организационной культуры, нередко «ускользающего» из поля зрения сторонников системного анализа, но и с тем, что пока вне рефлексии остается процесс формирования корпоративной культуры как культуры нового типа.Организационная культура сыграла важную роль в истории, она обеспечила рабочую солидарность, стала идеалообразующей основой индустриальной эпохи, придала высокую значимость таким понятиям, как равенство, мнение коллектива, общественные потребности, интересы близких. Потребность в труде стала социально значимой ценностью, способом самовыражения, успехи в труде вознаграждались общественным признанием. Постепенно тяжелый конвейерный труд обрел свой смысл в поисках технического совершенствования оборудования, повышении мастерства и опыта, наконец, в проявлении творческого начала в деятельности труженика.Во многом эти ценности сформировались благодаря развитию научной организации труда, веберовской модели «рациональной организации», которая хотя и была механистической по своему характеру, но послужила отправной точкой для развития менеджмента и организационной культуры в сторону гуманизации, пониманию значимости человеческого капитала.Корпоративная культура как феномен постиндустриальной эпохи требует своего осмысления и формирования новой методологии управления, основанной на положениях постклассической научной парадигмы. По мнению Н. Могутновой, «корпоративная и организационная культуры - самостоятельные феномены, имеющие пересечение в своих элементах. Такими общими элементами являются артефакты, миссия организации и условия труда. Однако есть аспекты, различающие эти два типа культур. В организационную культуру входит сама структура организации, которая имеет императивный характер, выражающийся в документах, приказах, руководствах. В то же время главный аспект культуры корпоративной... - ценности, приобщение к которым не может происходить столь прямо в силу специфики этого явления» [1. С. 132].В чем специфика корпоративной культуры? «Корпоративная культура, - отмечает А. Аверин, - представляет собой сложное социокультурное явление, основанное на ценностях "общей судьбы", профессионализма, самовыражения и саморазвития, творчества, "соучастия" личности в деятельности современной корпорации и общества... Социокультурной средой возникновения, развития и функционирования51корпоративной культуры выступает постиндустриальное общество, в рамках которого знания, информация и "человеческий капитал" приобрели доминирующее значение в производственной и хозяйственной деятельности. Корпоративная культура обеспечивает эффективность развития интеллектуальной и духовной энергии каждого участника постиндустриального производства» [2. С. 12].Объединив основные подходы к видению корпоративной культуры, в качестве опорной конструкции при разработке методологии управления культурой можно выделить несколько ее аспектов. Корпоративная культура - это: 1) социальная подсистема,, обладающая сложной структурой, включающая в себя рациональные и иррациональные элементы, призванная выполнять функции, связанные с ориентацией и интеграцией людей и коллективов; 2) социокультурный феномен, который тесно взаимосвязан с личностью и обществом, но имеет свои границы и специфику; 3) форма выражения профессионального самосознания, корпоративного духа,, основанная на общепринятых моральных и этических коллективных нормах и ценностях; 4) фактор социального преобразования и адаптации к внешним условиям, проявляющийся, в частности, как самоорганизующаяся сила, противостоящая стихийному началу.Развитие корпоративной культуры связывается с повышением внимания к вопросам управления персоналом и созданию психологического климата, ориентацией на диалог между руководством и сотрудниками. Корпоративная культура устанавливает общие для всех участников трудовой деятельности правила игры, которые включают в себя определенные ожидаемые поведенческие установки, стереотипы, нормы. Структура корпоративной культуры обеспечивает внутреннюю прочность, устойчивость, высокую степень сопряженности и системной целостности ее элементов.Современное значение культуры значительно шире и выходит за те узкие рамки, которые были определены для организационной культуры. М. Тевене говорит о таких функциях и ролях корпоративной культуры, отмечая среди них расширение знаний о реальной ситуации в организации, понимание социального климата, прогнозирование, рост интеллектуализации и рационализации в организации, этическое регулирование, компенсация кризиса бюрократии, удовлетворение потребностей людей в объяснениях и др. [3. С. 38].Рассматривая современные подходы к управлению корпоративной культурой, на наш взгляд, целесообразно говорить о доминировании нескольких методологических парадигм: социокультурной, синергетической и праксиологической.1. Социокультурный подход к развитию корпорации, «выступающий производной от управленческой культуры руководителей, обусловливает синергетиче-ский эффект в организационном развитии, т.к. предполагает опору на "внутренние" резервы развития, гармоничное единство интересов персонала и корпорации» [4. С. 87].Как явление постиндустриальной эпохи корпоративная культура становится ее символом, она опирается на ее ключевые онтологические составляющие, в качестве которых выступают информация, знания, че-ловеческий капитал. Корпоративная культура, взаимодействуя и оказывая влияние, актуализирует такие основополагающие качества культуры в целом, как ее способность служить прогрессу человека и человечества, а также духовному совершенствованию личности, быть идеалообразующей стороной человеческого бытия, главной производительной силой и фактором накопления. Результатами данной стратегии становятся установление обратной связи, соучастие персонала в процессах управления.В обществе могут сосуществовать самые различные и порою противоположные ценности, однако при этом, как правило, определенный набор ценностей выступает в качестве доминирующего и образует конкретный тип социальных отношений. Ценности общественные и ценности личностные находятся в состоянии динамичного взаимодействия, трансформируются под влиянием объективно происходящих общественных процессов. Современные ценности, по мнению В.В. Ильина, связаны с образованием и доверием друг другу как основами социального порядка, ориентацией на моральные, социальные абсолюты, закрепление в качестве основных категорий социальных отношений демократизма, независимости и персональной автономии, альтруизма, взаимопомощи [5. С. 17]. Менталитет, который выражает содержание этих отношений, может проявлять себя в экономической сфере как фактор кооперации и сотрудничества. По отношению к человеку ценности выступают как мировоззренческие установки, мотив, побуждающий к определенным действиям и поступкам, одна из форм моральных отношений, выбор жизненных приоритетов.2. Синергетическая парадигма уделяет особое внимание согласованности процессов самоорганизации в сложных системах различной природы, в том числе социокультурных, помогает описывать и объяснять процессы функционирования и трансформации кризисного социума.Различные представители синергетической парадигмы сходятся в едином мнении. Исследованиями Г. Хакена, разработавшего теорию самоорганизации и давшего ей название синергетики; И. Пригожина, разработавшего концепцию диссипативных структур, т.е. таких структур, где упорядоченность возникает в условиях неравновесности и существует за счет достаточно интенсивного потока энергии и вещества, в отличие от равновесных систем, где диссипативные процессы уничтожают любую упорядоченность; работами М. Эй-гена в области самоорганизации на молекулярном уровне, в которых представлена строгая модель самовоспроизводящей предбиологической эволюции; академиков А. Самарского,, разработавшего методы моделирования нелинейных явлений, и Н. Моисеева, исследовавшего с позиций самоорганизации законы эволюции и ритмику живых систем различного типа и др. -утверждается мнение, что явления самоорганизации в диссипативных структурах широко распространены не только в физике и гидродинамике, химии и биологии, но и в таком необычайно сложном мире, как социальные системы [6-9].Использование синергетической парадигмы в управлении корпоративной культурой позволяет по-52новому посмотреть на возможности ее формирования, закономерности развития и функционирования. Само представление о самоорганизации как проактивной силе, которая формирует облик современной корпоративной культуры, даже порою без участия активного субъекта или группы людей, заставляет на многие вопросы посмотреть по-новому.3. Праксиологическая парадигма. Построение современной модели корпоративной культуры трудно представить без решения актуальных вопросов, связанных с такими тенденциями, как повышение роли знаний и ускорение изменений в обществе будущего. При проектировании культуры необходимо учитывать существующий опыт управления в условиях, когда знания становятся решающим фактором конкурентоспособности, а постоянные изменения являются, в зависимости от умения приспособиться к ним, либо фактором риска, либо способом постоянного самосовершенствования и развития. Праксиологический подход позволяет обобщить существующий опыт управления в новых условиях.Праксиологи решают производственные и управленческие задачи, оперируя уже имеющимися знаниями, выводами из них, создавая целостную картину явления и развивая ее дальше с использованием процесса активного мышления при разрешении причин возникающих проблем, для превращения идей в действия и поступки, определяя их суть, взаимосвязь и разумную закономерность происходящего.Глобализация, изменения социокультурной среды, новые вызовы времени вынуждают к принятию инновационных решений в сфере формирования корпоративной культуры. Она должна строиться не на устаревших истинах менеджмента, а на новых представлениях о социальных процессах и закономерностях управления ими. Методология формирования современной корпоративной культуры должна опираться на понимание ее роли не только в конкретной организации, но и в обществе в целом. Существует точка зрения ученых, согласно которой постиндустриальное обще-ство возникло в результате влияния целого ряда факторов, таких как кризис капитализма и тоталитаризма, борьба за права человека, феминизм, защита окружающей среды, глубокая трансформация культурных ориентиров. В итоге в современном обществе находит отражение процесс замены рационально-технологичного отношения к миру человеческо-деятельным.В то время, когда Россия ищет инновационные пути развития, важно использовать корпоративную культуру как ресурс, способный изменить трудовое самосознание, соотнести его ценности с ценностями высоко развитых стран. B.C. Капустин утверждает: «Российская интеллектуальная, политическая жизнь до сих пор не в состоянии распрощаться с воззрениями прошедших времен, преодолеть инерцию привычного и обрекает страну на топтание на месте, колоссальные потери, на бесполезные попытки реанимации былого. Российский бизнес, хотя и более подвижен, в своей основной легальной части также в значительной мере привержен европейским менеджерским ценностям 50-х - начала 70-х гг. Мы до сих пор учим действовать по Д. Карнеги или по Ф. Котлеру, в то время как западный мир уже живёт по синергетическим принципам, позволяющим успешно действовать в условиях крайней неравновесности и быстро меняющихся ситуациях, в так называемых «диссипативных экономических структурах» [10. С. 27].Не согласиться с подобным утверждением сложно. Мы действительно отстаем от западного мира, который за последние два десятилетия прошел достаточно серьезный путь совершенствования и смены этической и мировоззренческой парадигм, формирования иного (эмерджентного) менталитета, приобретения дополнительных степеней свободы. Надо полагать, что глубокая разработка методологических проблем при формировании и управлении корпоративной культурой позволит обеспечить постоянный поиск новых эффективных решений в этой сфере, имеющих важное теоретическое и практическое значение.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Могутнова Н.Н. Корпоративная культура: понятия, подходы / Н.Н. Могугаова // Социологические исследования. - 2005. - № 4. - С. 130-136.
Аверин А.В. Корпоративная культура современного общества: Дис.... канд. филос. наук / А.В. Аверин. - Ставрополь, 2006.
Тевене М. Культура предприятия / М. Тевене; Пер. с фр.; Под ред. В.А. Спивака. 3-е изд. - СПб.: ИД «Нева», 2003.
Моисеев Н. Алгоритмы развития / Н. Моисеев. - М.: Наука, 1987.
Ильин В.В. Философия истории / В.В. Ильин. - М., 2003.
Самарский А. Моделирование нелинейных явлений в современной науке / А. Самарский, С. Курдюмов, Т. Ахромеева // Информатика и научно-технический прогресс. - М.: Наука, 1987.
Хакен Г. Синергетика / Г. Хакен; Пер. с англ. - М.: Мир, 1980.
Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер. - М., 1973.
Эйген М. Самоорганизация материи и эволюция биологических макромолекул / М. Эйген. - М.: Мир, 1973.
Капустин B.C. Введение в теорию социальной самоорганизации / B.C. Капустин. - М.: РГС, 2003.
 ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

Полнотекстовая версия