Дается авторское определение частно-государственного партнерства. Делается вывод о тройственной сущности исследуемого явления, в соответствии с которой автор предлагает рассматривать частно-государственное партнерство как институт со-регулирования, систему партнерских отношений органов власти и бизнеса и процесс согласования интересов общественного и частного секторов экономики
Theoretical base of public private partnership on modern stage of Russian economy development .pdf Формирование и развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в сложившихся экономических и политических условиях России является одним из важнейших факторов динамичного и устойчивого развития страны, повышения ее конкурентоспособности и роста благосостояния населения, что обусловливает актуальность научной проблемы разработки качественно новой методологии хозяйственных отношений на основе партнерства государства и бизнеса.Частно-государственное партнерство - сравнительно новая для России категория, исследованию которой в последнее время уделяется значительное внимание. Однако несмотря на широкое использование указанного понятия, в научной литературе и российском законодательстве нет четкого определения частно-государственного партнерства, что является одной из причин многообразия трактовок и направлений исследования российскими и иностранными учеными и специалистами-практиками. Таким образом, корректное понимание особенностей проблематики развития партнерских отношений государства и бизнеса в современных российских условиях требует определения содержания понятия «частно-государственное партнерство (4111)».Проведенный анализ научной литературы по указанной тематике позволил нам выявить основные подходы к пониманию ЧГП и сгруппировать их на основе сущностных характеристик по группам: способ финансирования отдельных проектов (механизм привлечения инвестиций); концессия; государственный (муниципальный) заказ; вид совместной деятельности и со-регулирование.Частно-государственное партнерство преимущественно рассматривается как механизм привлечения инвестиций для государственных (муниципальных) нужд или способ совместного финансирования государством и бизнесом конкретных проектов [1,2,3. С. 31].Разделяя в целом точку зрения сторонников данного подхода, мы считаем, что рассмотрение ЧГП исключительно как способа консолидации ресурсов государства и бизнеса является узкой трактовкой исследуемого явления, отражающей только один аспект взаимодействия государства и бизнеса и ограничивающей сферу его применения реализацией отдельных бизнес-проектов с участием государства, прежде всего, в инфраструктурных секторах. Кроме того, по нашему мнению, существенным недостатком указанного подхода является рассмотрение партнерских отношений бизнеса и власти исключительно в качестве институциональной основы экономической политики государства, в то время как большинство полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, реализация которых может являться потенциальнымпредметом партнерских отношений, имеет социальную направленность. Это позволяет нам сделать вывод, что данный подход не учитывает общественную составляющую ЧГП и акцентирует не главный и существенный, а второстепенный признак исследуемого понятия.Если первый подход к определению ЧГП страдает смещением акцентов на второстепенные признаки, то его отождествление с концессиями [4. С. 14] или государственным (муниципальным) заказом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд [5] представляется ошибочным, поскольку сводит природу ЧГП к конкретным формам реализации партнерских отношений. Они, безусловно, отражают природу и сущность исследуемого явления, но остаются при этом лишь частным проявлением общего понятия ЧГП, что исключает возможность их отождествления.Еще одним подходом к пониманию сущности ЧГП является рассмотрение его как вида совместной деятельности органов власти и бизнес-структур, направленной на достижение конкретных целей, в качестве которых, как правило, выступают сферы государственного (муниципального) управления либо приоритеты государственного (муниципального) развития, в то время как средством их достижения является объединение материальных и нематериальных ресурсов участников [6. С. 6; 7. С. 13; 8. С. 276]. Оценивая данный подход, считаем целесообразным отметить, что объединение ресурсов, организация сотрудничества государства и бизнеса, их альянсы не являются принципиально новыми формами экономического взаимодействия, требующими внедрения специальной экономической терминологии. Они подробно описаны в научной литературе и успешно используются в рамках существующего правового поля, что позволяет сделать вывод о том, что представленный подход не отражает специфическую природу исследуемого явления.Таким образом, проведенный анализ экспликации понятия «частно-государственное партнерство» в современной научной литературе показал, что ни один из перечисленных подходов не дает целостного представления о природе, сущностных характеристиках и содержании исследуемого явления, и, как следствие, не является приемлемым. Это позволяет нам сделать вывод, что наиболее корректной является позиция ученых, определяющих суть ЧГП как со-регулирование [9. С. 11; 10. С. 5], т.е. совместное регулирование тех или иных общественных отношений государством и бизнесом, подразумевающее передачу части функций государства частному сектору и основанное, с одной стороны, на объединении их ресурсов и потенциалов, с другой - на разделении их обязанностей и рисков.146Используя данный подход в качестве исходного, считаем целесообразным предложить собственное определение частно-государственного партнерства.Частно-государственное партнерство - это институт со-регулирования общественного развития, основанный на обеспеченной нормами права системе взаимовыгодных отношений органов власти и бизнеса, направленных на достижение синергетического эффекта от согласования интересов, координации усилий и консолидации ресурсов его сторон при реализации общественно-значимых проектов.Рассматривая ЧГП с позиций институциональной теории, необходимо отметить, что модель его поведения как института со-регулирования, а также модели поведения его субъектов - государства и бизнеса -изначально определяются рефлексивными нормами (нормы права), которые являются внешними по отношению к их деятельности и, следовательно, предполагают внешнее побуждение к исполнению. Так, государство принуждает бизнес к исполнению рефлексивных норм путем принятия законов, а бизнес может принуждать государство к определенным действиям путем лоббирования своих интересов в государственных структурах. Если же во взаимоотношениях участвуют обе стороны, как, например, в рамках ЧГП, то принуждение является взаимным. Рефлексивные нормы вырабатываются государством и бизнесом совместно в рамках контрактов и соглашений, и оба партнера должны добровольно подчиняться этим предписаниям. Это позволяет сделать вывод, что рефлексивные нормы в рамках ЧГП лежат в основе деятельности каждого из его субъектов, создают мотив их действий, определяют характер и содержание взаимоотношений, структурируют связи между ними и предполагают взаимность ожиданий, т.е. исполнение установленных договоренностей.Таким образом, сущность ЧГП как института со-регулирования представляет собой исторически сложившуюся на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности государства и бизнеса, направленную на удовлетворение социально-экономических потребностей общества путем реализации общественно значимых проектов.Становление и развитие ЧГП обеспечивается посредством системы партнерских отношений между органами власти и бизнесом, что в рамках системного подхода позволяет рассматривать его как совокупность взаимосвязанных между собой элементов - целей, задач, принципов, предмета, объекта, субъектов, уровней, органов управления и механизмов (форм) реализации (рис. 1).Субъектами партнерских отношений в рамках рассматриваемой системы могут выступать государство, бизнес и население (общество), при этом каждый субъект имеет индивидуальные характеристики и играет определенную роль в системе партнерских отношений.Государство вступает в партнерские отношения через систему органов власти, которые в данном случае выступают как субъекты хозяйствования. Кроме того, рассматривая государство в качестве субъекта ЧГП, мы исходим из тезиса о неотделимости государства от общества, интересы и потребности которого оно и стремится удовлетворить, заключая соответствующее со-глашение. Что же касается бизнеса, то его участие осуществляется через систему бизнес-единиц - фирм, т.е. самостоятельных хозяйствующих субъектов, являющихся юридическими лицами и использующих свои активы в целях получения желаемых хозяйственных результатов и выполнения обязательств [11. С. 36-37].Уровни ЧГП являются производными от особенностей их субъектов и, с нашей точки зрения, должны определяться территориальным принципом, что, однако, не исключает возможности заключения партнерских соглашений между субъектами разных уровней. Так, в России можно выделить два уровня партнерских отношений: государственный и муниципальный, которые подразделяются еще на четыре подуровня - федеральный, региональный, городской (районный) и поселенческий.Целью ЧГП является удовлетворение потребностей общества путем реализации общественно значимых проектов в области социально-экономического развития определенной территории или сектора экономики.Задачами ЧГП являются повышение эффективности взаимодействия государства и бизнеса; частичное разрешение противоречия интересов общественного и частного секторов; реализация общественно значимых проектов; согласования интересов; координация усилий и консолидации ресурсов субъектов партнерства.Партнерские отношения органов власти и бизнеса как система взаимодействия заинтересованных субъектов должны развиваться на основе взаимно вырабатываемых и реализуемых принципов, обеспечивающих достижение согласия между ними. Анализ и обобщение научной литературы позволяют нам выделить следующие принципы ЧГП - принципы законности, равенства и свободы субъектов ЧГП, конкурсности, комплимен-тарности и реальности обязательств, взаимовыгодности и обоюдной ответственности и т.д.Объектом партнерства являются общественные услуги или объекты, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, на которые направлены совместные действия субъектов партнерства.Предметом ЧГП является реализация общественно значимых проектов в области социально-экономического развития определенной территории или сектора экономики. Механизмы реализации ЧГП представляют собой организационные (консультации, переговоры по вопросам взаимодействия, обеспечение гарантий прав участников партнерства, совместный контроль за выполнением достигнутых сторонами договоренностей и т.д.) и правовые (контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг; поставка продукции для государственных нужд; контракты технической помощи; контракты на управление; соглашения о разделе продукции; лизинг; концессии; долевое участие частного капитала в госпредприятиях) формы реализации и регулирования взаимоотношений органов власти и бизнеса.Органами, регулирующими партнерские отношения, могут выступать комиссии, координационные советы, рабочие группы по реализации проектов ЧГП соответствующего уровня, создаваемые партнерами на паритетных началах и принципах равноправного сотрудничества.147СубъектыГосударствоОбществоБизнесРегулирующие органыФормы реализацииЦели, задачиПринципыСферы примененияИнтересИнтересИнтересНормативное регулированиеСИСТЕМА ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕСАIПредметСтихийные факторы воздействияОбъектУровни. ^ --^государственныймуниципальныйотраслевой\федеральныйрегиональныйгородской (районный)поселенийСогласованность интересовЗаключение соглашенияРис. 1. Система партнерских отношений органов власти и бизнесаГосударствоБизнесОпределение потребностей (возможностей)Определение потребностей (возможностей)Изучение потребностей и возможностей стороныИзучение потребностей и возможностей сторонытСоотношение своих потребностей и возможностей с потребностями и возможностями стороныСоотношение своих потребностей и возможностей с потребностями и возможностями стороныИнтересИнтересЗаконСОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСАМоделирование процесса заключения соглашенияЗАКЛЮЧЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯМониторинг исполнения соглашенияРис. 2. Процесс согласования интересов государства и бизнеса в рамках ЧГПВоздействие внешней среды на систему партнерских отношений может происходить в виде нормативного регулирования или стихийных факторов воздействия, которые в совокупности с изменениями межэлементных взаимосвязей обусловливают постоянное развитие системы ЧГП. При этом нормативное регулирование системы партнерских отношений призвано обеспечить четкое законодательное распределение прав, обязанностей, зон ответственности, механизмов их пересмотра и рисков между государством и бизнесом, а также определить приоритетные сфер применения частно-государственного партнерства.Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на «входе» системы ЧГП находится единство интересов субъектов партнерских отношений, в одних случаях, и конфликт интересов - в других. Во избежание или для снятия конфликта, согласования и максимального учета интересов субъектов ЧГП и формируется такая система. На «выходе» находится конечный продукт, формализующий согласованные интересы субъектов. Как правило, это соглашение или иной документ, обязательный для выполнения участниками.Вместе с тем рассмотрение ЧГП с позиций системного подхода дает понимание его связей с окружающей средой, оставляя без внимания то, что происходит внутри системы. Этот пробел восполняет рассмотрение ЧГП с позиций процессного подхода, представленного на рис. 2, который раскрывает сущность ЧГП через согла-сование интересов общественного и частного секторов экономики, конечным результатом которого является заключение соглашения о ЧГП.Таким образом, ЧГП возможно только тогда, когда обе стороны имеют соответствующие потребности и возможности, государство и бизнес заинтересованы в реализации совместного проекта и могут его реализовать наиболее эффективным способом только за счет взаимодействия.ЧГП имеет тройственную сущность. Это - институт со-регулирования, система партнерских отношений органов власти и бизнеса и процесс согласования интересов общественного и частного секторов экономики.ЧГП как институт со-регулирования представляет собой исторически сложившуюся на основе традиций и правовых норм устойчивую форму организации совместной деятельности государства и бизнеса, направленную на удовлетворение социально-экономических потребностей общества.Исследование частно-государственного партнерства с использованием системного подхода позволяет утверждать, что ЧГП следует рассматривать как совокупность различных элементов, образующих систему партнерских отношений между органами власти и бизнесом.Сущность ЧГП с позиции процессного подхода заключается в согласовании интересов общественного и частного секторов экономики, конечным результатом которого является заключение соглашения о ЧГП.ЛИТЕРАТУРА
Шаповалов А. Всемирный банк рассказал о трудностях ГЧП / А. Шаповалов // Коммерсант. - 2005. - 7 февр.
Войнатовская М. Институт частно-государственного партнерства на транспорте / М. Войнатовская // Транспортное право. - 2006. - № 1 // Консультант Плюс: Справочная правовая система. Версия Проф., сетевая. - М.: Консультант Плюс, 2002.
Пиден-Прентис Д.Дж. Государственное и частное партнерство в жилищном секторе / Д.Дж. Пиден-Прентис // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2006. - № 1-2 (26-27).
Сосна С. Концессионное соглашение - новый вид договора в российском праве / С. Сосна // Журнал российского права. - 2003. - № 2.
Public Private Partnership. Национальный центр по развитию частно-государственных партнерств. - Режим доступа: http://www.imbs.ru/index.wbp
Частно-государственное партнерство при реализации стратегических планов: практика и рекомендации. - СПб.: Международный центрсоциально-экономических исследований «Леонтьевский центр», 2005. - 25 с.
Варнавский В. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски / В. Варнавский; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. - М.: Наука,2005.-315с.
Заика И. Инвестиции и развитие стратегических отраслей национальной экономики на примере воздушного и морского транспорта / И. Заика. - М.: Современная экономика и право, 2004. - 324 с.
Мартусевич Р. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве / Р. Мартусевич, С. Сиваев, Д. Хомченко. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. - 244 с.
Игнатюк Н. Государственно-частное партнерство в России / Н. Игнатюк // Право и экономика. - 2006. - № 8.
Зотов В.В. Фирма как экономическое явление и институт общества / В.В. Зотов, В.Ф. Пресняков // Экономика и математические методы. - 1995.-Т. 31, вып. 2.