КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Проведен анализ влияния деятельности университетов на инновационное развитие территорий ведущих стран мира. Показано, что решающую роль в активизации инновационной деятельности многих регионов мира играют университеты. Именно на базе ведущих университетов США, Канады, Великобритании, Японии и других стран депрессивные регионы стали центрами развития высоких технологий. Этот опыт особенно актуален для России, превращение которой в технологическую державу является объективной и настоятельной необходимостью

The conceptual framework of the foreign experience of the influence of the activity of universitieson the process of inn.pdf Одной из особенностей регионального развития стран является неравномерное социально-экономическое развитие территорий. Во всех странах существуют регионы, в которых отмечается высокий уровень научно-технического, образовательного и инновационного потенциала. Такие регионы часто называют «территориями инновационного развития». Как правило, эти регионы оказывают большое влияние на развитие экономики страны. Многие экономисты, анализируя особенности формирования этих регионов, отмечают большую роль научно-исследовательских центров и университетов в их инновационном развитии.Возможности университета по развитию региона рассматриваются в следующих направлениях:1..В большинстве стран университеты являются основной базой для проведения фундаментальных научных исследований, создавая условия для технологического, социально-экономического развития регионов.2.В университетах проводятся исследования прикладной направленности, а для их промышленной реализации создаются промежуточные структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы).3..Университетские исследования являются важной частью процесса подготовки научных кадров, накопления научно-педагогического потенциала региона.4..Университет часто становится «полюсом притяжения» в свой регион предприятий из наукоемких отраслей (Лёвен - Бельгия, Кембридж - Великобритания, Стэнфорт- США) [1. С. 139].Указанные примеры подтверждают значимость университетов как фактора развития региона на инновационной основе. Значительное влияние на формирование нового облика университета оказывает инновационная политика государств, направленная на выравнивание социально-экономического уровня развития регионов.Большое влияние на инновационную политику регионов оказывают различия в политических, экономических и культурных традициях и государственном устройстве стран. Это находит отражение в механизмах ее формирования и реализации.В мировой практике существуют различные механизмы, с помощью которых региональные власти внедряют инновации. Анализируя особенности инновационной политики зарубежных стран, Н.Е. Шелюб-ская отмечает ее ярко выраженную направленность на стимулирование научно-исследовательской и технологической кооперации [2. С. 24]. Государство (регион) часто играет роль посредника между научно-исследовательскими организациями, университетами и фирмами. Создаются различные структуры: центры по кооперации университетов и промышленности,междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новых технологий малому и среднему бизнесу, центры коммерческой реализации изобретений. Как правило, действуют такие структуры на региональной основе. Для внедрения результатов научных исследований обычно используется механизм коммерциализации технологий с помощью организационных структур малого, среднего и крупного бизнеса. Примером активного участия высшей школы в данном процессе может являться инновационная деятельность Стэндфордского университета, играющего ведущую роль в развитии Силиконовой долины, Мас-сачусетского технологического института, Оксфордского и Кембриджского университетов и др. Следует еще раз отметить, что успех в значительной мере связан с организацией эффективного взаимодействия между инновационной инфраструктурой, бизнесом и, конечно, университетами.В целом по уровню развития инновационных связей между различными компаниями и университетами страны мира ранжируются следующим образом (табл. 1) [3. С. 19].Эти страны также занимают первые места в мировых рейтингах конкурентоспособности. Конкурентоспособность является главным показателем, отражающим состояние экономики страны и перспективы ее экономического развития.Согласно рейтингу, составленному Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), самыми конкурентоспособными экономиками мира в последние годы признаны Финляндия и США. Как видно из анализа табл. 1 и 2, в этих странах также отмечается самый высокий уровень развития исследовательской и технологической кооперации.Государство также определяет направления перспективного сотрудничества в создании конкурентоспособных инноваций. Примером может служить новый механизм прогнозирования «Предвидение» (Fores-ing). Его цель - определить области стратегически важных исследований и технологий, способных принести наиболее значимые экономические и социальные блага [3. С. 20].Одним из главных факторов конкурентоспособности стран в условиях глобализации и стремительного научно-технического прогресса считается способность регионов генерировать и внедрять в промышленное производство инновационные разработки. При формировании инновационной политики регионам отводится важная роль в процессе превращения их экономических систем в конкурентоспособные и динамично развивающиеся.150Таблица 1Ранжирование стран но уровню развития кооперации в сфере НИОКР между компаниями и университетами и межфирменного сотрудничестваМестоИсследовательская кооперация (между компаниями и университетами)МестоТехнологическая кооперация (между фирмами)1Финляндия1Финляндия2США2Япония3Швейцария3Нидерланды4Швеция4Швейцария5Нидерланды5США6Ирландия6Германия7Германия7Швеция8Дания8Дания9Бельгия9Норвегия10Япония10Ирландия11Норвегия11Франция12Великобритания12Бельгия13Исландия13Исландия14Франция17Италия18ВеликобританияРанжирование стран но уровню конкурентоспособности стран согласно рейтингу Всемирного экономического форума в 2006 г. [4]Таблица 2СтранаМесто в рейтинге ВЭФФинляндия1США2Швеция3Дания4Тайвань5Сингапур6Исландия7Швейцария8Норвегия9Австралия10Россия75Анализ работ зарубежных специалистов, посвященных проблемам инновационного развития территорий, позволяет сделать вывод о том, что в инновационной политике разных стран мира отмечаются общие тенденции. Например, во всех странах используются прямые и косвенные методы стимулирования инновационной деятельности, структура которых в целом совпадает.Так, в разных странах к прямым методам относятся:-определение сфер «Образование» и «Научно-исследовательская деятельность» как приоритетныхвидов деятельности в инновационном развитии стран ирегионов;•·финансирование из федерального и регионального бюджетов фундаментальных и прикладных научных исследований;•·льготное налогообложение НИОКР;•·мобилизация венчурного капитала на ранних стадиях проектов.•·К косвенным методам:•·защита интеллектуальной собственности (содействие повышению эффективности патентной системы);•·упрощение административных требований к созданию наукоемких компаний;•·-совершенствование нормативной базы;•·содействие расширению мобильности научных кадров (образование и профессиональная переподготовка);•·ориентация программ научных исследований на инновации;•·стимулирование научно-исследовательской и технологической кооперации между участниками инновационной системы;•·-стимулирование личного участия университет•ских ученых в инновационной деятельности.•·К общей тенденции инновационной политики зарубежных стран относится кластерный подход в ее формировании. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний. Основоположником кластерной теории является известный американский экономист М. Портер, который впервые ввел определение кластера в работе «Конкуренция».•·Кластер - это «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных•·151•·с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [5. С. 485].•·Образование кластеров ускоряет процессы экономического роста в отдельно взятых отраслях, что ведет к росту инновационной активности и повышению конкурентоспособности региона. Все участники инновационного кластера получают дополнительные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба и синергии. Опыт зарубежных стран наглядно показывает, что взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорению распространения передовых технологий в национальной экономике.•·Большинство европейских стран приступило к развитию кластерных программ в середине девяностых годов. Постепенно к этому процессу подключаются другие страны, такие как Новая Зеландия, Португалия. Инновационные кластеры начинают появляться и в новых индустриальных странах, таких как Китай, Индия, Пакистан, Бразилия и др. Они могут участвовать в мировой конкуренции благодаря своим инновациям, являясь поставщиками продукции на экспорт. Россия приступила к формированию программ развития кластерных исследований, ориентированных на рынок в 2000 г.•·Рассмотренный опыт подтверждает, что современное производство высоких технологий может базироваться только на процессах интеграции: горизонтальной, диагональной, вертикальной. Прогресс движется ныне не разрозненными предприятиями, а их объединениями, группами, кластерами и сетями. Этот опыт особенно актуален для России, для которой превращение в технологическую державу является необходимым условием решения социально-экономических проблем страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке.•·К общим тенденциям формирования инновационной политики государств относятся подходы к определению роли и места университетов в ее формировании, с учетом типов территорий инновационного развития, высокой концентрации научно-технического потенциала стран Евросоюза. Российские экономисты В.В. Иванов, Б.И. Петров и К.И. Плетнев выделяют три укрупненных группы территорий инновационного развития:•·столичные мегаполисы и крупные городские агломерации как ведущие центры концентрации национального научно-технического и инновационного потенциала;•технологические районы как территориально распределенные системы;•·центры науки и высшей школы в муниципальных образованиях [1. С. 140].1. Столичные мегаполисы и крупные городские агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomer-аге- присоединять, сосредотачивать) - скопление близко расположенных пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи. Фактически граница города выходит далеко за пределы административной. При срастании агломераций образуются мегаполисы, огромные по площади и экономическому, научно-техническому, инновационному потенциалу.Рассматривая столичные мегаполисы и другие крупные городские агломерации, необходимо отметить, что научно-технический и инновационный потенциал обычно концентрируется не в центральном ядре, а преимущественно на периферии этих территорий. В пригородах и городах-спутниках размещаются наукоемкое современное производство, научно-исследовательские объекты и университетские комплексы. Необходимость обеспечения функционирования административной, деловой, научной, промышленной составляющих города как единого целого привела к развитию процесса интеграции больших городов с прилегающими к ним «полюсами» науки и высоких технологий. Таким образом, следует рассматривать не изолированно столичные центры и города, а сложившиеся вокруг них территории инновационного развития.Ярким примером такой территории является регион Иль-де-Франс, сложившийся вокруг Парижа. На долю данного науконасыщенного региона, прилегающего к столичному мегаполису, приходится 28,7% ВВП страны. Численность занятых в научно-технической сфере региона - около 37% от общей численности по стране, из которых в государственных институтах и лабораториях работают 60 тыс. чел., включая 24 тыс. штатных сотрудников и 6 тыс. стипендиатов, выполняющих диссертационные работы. В научных подразделениях частного сектора занято более 110 тыс. чел., из которых ученые-исследователи составляют 36 тыс. чел. В регионе Иль-де-Франс функционируют 17 университетов и других высших учебных заведений страны (30% всех вузов Франции), в которых ежегодно обучаются около 360 тыс. студентов [1. С. 142].2.Технологические регионы как территориальнораспределенные системы. Перед данными регионамистояло решение проблемы переориентации экономикии работоспособного населения для работы в высокотехнологичном секторе экономике. Обычно к даннойкатегории относят территории, основу экономики которых составляют высокотехнологические предприятия. Характер факторов, их объединяющих, можетбыть различным: исторического, политического характера или естественным образом сложившаяся концентрация научно-технического и промышленного потенциала рядом с научными центрами и университетами.Университеты в таких регионах являются одним из объединяющих факторов. Они являются поставщиками высококвалифицированных кадров, генераторами инноваций и современных технологий для наукоемких отраслей региона. Основными факторами для привлечения в регион инвесторов являются: наличие квалифицированной рабочей силы, способной работать в наукоемком секторе экономики, а также общий культурный уровень населения региона. Следовательно, возникает необходимость развития университетского сектора, который является центром подготовки высококвалифицированных кадров.3.Центры науки и высшей школы в муниципальныхобразованиях. Во многих странах, в регионах с высоким научно-образовательным комплексом территорииинновационного развития формируются вокруг университетов.152На рис. 1 представлен инновационный кластер, стратегия которого направлена на использование знаний для получения конкурентных преимуществ региона. Основной чертой функционирования такого класте-ра является концентрация всех участников инновационных процессов вокруг ядра, которым обычно является университетский или научно-исследовательский комплекс.У^йОВАЦИОД^-\Привлечение специалистов высшей научной квалификации из других стран мираРис. 1. Центры науки и высшей школы в муниципальных образованияхВключение университетов региона в кластеры позволяет обеспечить региону конкурентные преимущества: инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в реальные секторы экономики и в образовательные и научно-исследовательские процессы. Важной отличительной чертой таких кластеров является их инновационная ориентированность.Инновационный кластер - совокупность независимых предприятий: научных учреждений; университетов; наукоемкого бизнеса; служб, организующих взаимодействие науки и производства; поддерживающих организаций (консалтинговые фирмы и т.д.) и потребителей, участвующих в совместной инновационной деятельности [6. С. 95].Ведущая роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи, стоящей перед регионом: сохранение и наиболее полная реализация научно-технического, образовательного и инновационного потенциала.Табл. 3 демонстрирует роль университетов в развитии инновационной деятельности многих регионов стран мира. Становится очевидным факт, что именно на базе ведущих университетов США, Канады, Великобритании, Японии и других стран и при их поддержке созданы различные инновационные структуры, деятельность которых определяет научно-технический прогресс в этих странах.Таблица 3Роль университетов в инновационном развитии регионов (зарубежный опыт)СтранаВедущие университетыТерритории инновационного развитияСтоличные мегаполисы и крупные городские агломерацииФранция17 университетов (30% высших учебных заведений Франции). Университетский комплекс Сорбонна. Университет г. Лиона. (4 университета и 15 высших технических школ)Регион Иль-де Франц (г. Париж). Регион Рона-Альпы (г. Лион)АвстрияДунайский университет. Университетский комплекс - 12 университетовВенский столичный регион: городская агломерация г. ВеныГерманияМюнхенский университетРегион БаварияЯпонияБолее 50 высших учебных заведений. Университет Токио. Университет Васэда. Университет Кэйо и др.Агломерация ТокиоКитайНациональный Пекинский университет. Университет Синьхуа и др.Агломерация ПекинаЮжная КореяНациональный университет г. Сеула. Похангский университет науки и технологий и др.Городская агломерация г. Сеула (долина Тегеран, технопарк Поханг)153Окончание табл. 3Технологические регионы как территориально распределенные системыСШАСтэнфордский университет. Университет Беркли. Гарвардский университет. Массачусетский технологический университетСиликоновая долина «Бостонский маршрут 128»КанадаУниверситет ВатерлооПровинция ВатерлооГерманияТехнический университет Фидрих. Университет г. Бремена. Высшие профессиональные заведения г. Бремен и г. Бремерхафиг. Классический университет, технический университет г. СаарбрюкенТехнологический регион Карлсруэ. Земля Нижняя Саксония Земля СаарландВеликобританияУниверситетский комплекс Уэльса. Университет г. Кардиф. Кентский университет, Плимутский университет, Нориджский университетп-ов Уэльс Юго-восточный район ВеликобританииШвецияУниверситет Мальмо. Университет Упсала Айдионовский университетТелекоммуникационный кластер г. Мальмо Кластер биотехнологий г. Упсала. Айдионский научный паркДания - ШвецияУниверситет Ланда. Университет КопенгагенаМедико-биологический кластер (Большой Копенгаген и регион Сконе (Швеция))НидерландыУниверситет Твенте. Университет МаастрихтаНаучный парк высоких технологий и биотехнологийАвстрияУниверситет ЛеобенРегион ШтирииБельгияГентский университет, университет г. ЛевенРегион ФландрияФинляндияУниверситет г. ОулуРегион Оулу. Телекоммуникационный кластер «Nokia»ЯпонияУниверситет Оита. Университет Хоккайдо. Университет СаппороПрефектура Оита. Префектура ХоккайдоКитайЛяонинский университет(г. Шеньян). Шаньдунский университет науки и технологий (г. Тайань)Ляонинская зона развития высоких и новых технологий. Провинция ШаньдунТайваньНациональный Тайваньский университет. Университет Цзяо Тунг. Университет ЦинхуаНаучный парк Хсинчу. г. ТайбэйИндияУниверситет Бангалор. Мадрасский университетШтат Карнатак г. Бенгалуру. Штат ТамилнадПакистанПенджабский университет. Университет Карачи. Лахорский университет. Национальный университет науки и технологийг. Лахор, г. Карачи. Технологический район РавалпиндиЦентры науки и высшей школы в муниципальных образованияхВеликобританияКембриджский университет. Оксфордский университетОкруг Кембридж. Округ ОксфордНидерландыДельфтский университет. Университет Гронингенаг. Дельфт. г. ГронингенЮжная КореяНациональный университет Чунганам. Корейский институт науки и технологий. Университет Пей-чейг. Тэджон (Долина Даедук)ЯпонияУниверситет Токио. Университет ЦукубаНаучный центр мирового значения г. ЦукубаИнформация, систематизированная в табл. 3, наглядно демонстрирует факт, что именно на базе ведущих университетов США, Канады, Великобритании, Японии и других стран и при их поддержке созданы различные инновационные структуры, деятельность которых способствует инновационному развитию этих территорий.Анализ зарубежного опыта регионального инновационного развития позволил определить не только общие тенденции формирования инновационной политики, но и выявить основные проблемы, стоящие перед инновационной системой России на региональном уровне:1) несовершенство нормативно-правовой и методической базы для реализации инновационной политики;1542)отсутствие эффективных механизмов кооперациименаду элементами инновационной системы региона сцелью его развития;3)недостаточное использование потенциала подсистем «Наука» и Образование» в инновационном развитии региона;4)необходимость разработки организационно-экономических механизмов реализации накопленного потенциала.При решении этих проблем необходимо выполнить следующие задачи:1))закрепление приоритетов в инновационной политике региона за отраслями «Наука» и «Образование»;2))совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности региона;3)разработка организационно-экономических механизмов, способствующих усилению исследовательской и технологической кооперации между участниками региональной инновационной системы;4)формирование системы мониторинга научной, образовательной и инновационной деятельности в регионе.Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при выполнении данных задач необходимо использовать положительный зарубежный опыт в решении аналогичных проблем. Однако следует учитывать специфику территориально-экономического развития России с целью оптимальной реализации накопленного потенциала и формированию экономики инновационного типа.

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Всего: 2

Ссылки

Иванов В.В. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС / В.В. Иванов, Б.И. Петров, К.И. Плетнев. - М.: Сканрус, 2001. - 179 с.
Шелюбская Н.В. Новые направления инновационной политики ЕС / Н.В. Шелюбская // Управление инвестиционной и инновационной деятельностью. - 2003. - № 4. - С. 23-31.
Шелюбская Н.В. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы / Н.В. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 3. - С. 15-22.
The Global Competitiveness Report 2005-2006. Word Economic Forum. - 2006.
www.weforum.org <http://www.weforum.org>
Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. - М.: ИД «Вильямс», 2005. - С. 682.
Толковый словарь: «Инновационная деятельность» / Отв. ред. В.И. Суслов. - Новосибирск: Сибир. науч. изд-во, 2006. - С. 95.
 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 312.

Полнотекстовая версия