Сельскохозяйственная кооперация в немецких колониях Сибири в 1920-х гг
Немецкие кооперативные объединения в середине 1920-х гг. добились значительных результатов в восстановлении и развитии сельского хозяйства сибирских колоний. Их положительный пример, селекционная и племенная работа имели огромное значение для окружающего населения. Но под давлением советских и партийных органов немецкая национальная кооперация к 1927 г. была уничтожена.
Agricultural cooperation in German colonies of Siberia in 1920th years .pdf Н.В. ПоправкоПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И РЫНОК ТРУДА СФЕРЫ КРУПНОГО БИЗНЕСА Г. ТОМСКААнализируются состояние, проблемы и перспективы оптимизации рынка труда в сфере крупного предпринимательства на фоне динамики функционирования профессионально-образовательной среды Томска. На основе данных фокус-групп показывается дисбаланс спроса и предложения на рынке труда и образования, его причины и перспективы в оценках субъектов крупного бизнеса.Содержание статьи основано на результатах исследований методом фокус-группы, проведенных во второй половине 2007 г. и посвященных профессионально-кадровым аспектам предпринимательской сферы Томска. В состав фокус-групп вошли представители разных сегментов среды: промышленного производства, строительства, посреднического бизнеса, консалтинга и др.Уже на первый, поверхностный взгляд проблемно-тематическое поле профессионально-образовательного пространства для сферы крупного бизнеса определяют две основные составляющие. Во-первых, это проблема наличия (нехватки) кадров. Она связана с потребностью фирм и предприятий в больших группах работников разных специальностей, видов и уровней труда. Кроме того, это может быть проблема текучести кадров, непривлекательных условий, завышенных притязаний и др. Во-вторых, это проблема качества кадров и ее многочисленные аспекты: отсутствие соответствующих образовательных структур для подготовки и переподготовки, их инерция относительно меняющихся требований к качеству, размытая мотивация к труду, карьерно-достижительная пассивность. Кроме того, сюда можно добавить сравнительно больший спектр необходимых дифференцированных качеств и компетенций, необходимость технической инноватики, особую роль менед-жериального и управленческого обеспечения и т.п. И, наконец, нельзя сбрасывать со счета габитуальные особенности субъектов высшего руководства и управления, различия в которых генетически специфичны именно для крупного предпринимательства [1. С. 209].В ходе исследования выяснилось, что все эксперты сошлись во мнениях, как минимум, по двум позициям:•·потенциал для развития бизнеса в Томске весьма велик (...общий уровень Томска очень высок... например, Новосибирск - пролетарский город, наш - интеллектуальный, отсюда сравнительно динамичное развитие бизнеса... Но речь идет об общекультурном уровне. Как видим, здесь были отмечены не плюсы наличного уровня, а именно общая интеллектуально-образовательная база -одновременно в виде традиции и в виде ресурса; •уровень подготовки по инженерно-техническим специальностям традиционно высокий: Нас в принципе образование устраивает... техническое... Они приходят грамотные, амбициозные, хотя иногда эта амбициозность им мешает... завышенные требования. Но в то же время отмечается ряд проблем относительно других сегментов профессий и специальностей. Как показало исследование, проблема кадров во всей ее полиаспектности позиционировалась всеми без исключения респондентами в качестве наиболее актуальной. Это может показаться странным, учитывая специфику города как крупного научно-образовательногокомплекса. Содержание оценок, как показало исследование, зависело от трех основных факторов.Во-первых, это профиль (вид деятельности) предприятия - именно он обусловливает содержание и характер кадровой проблемы. В этом плане структура потребностей в кадрах, к примеру в строительстве, швейном производстве и посредническом секторе, объективно разнится.Во-вторых, ресурс расширения. Так, например, посреднический бизнес, по словам его представителей, готов и собирается расширяться кратно, тогда как строительный объективно ограничен емкостью рынка. Кроме того, ограниченность (малый ресурс расширения) может быть связан и с возможностями самой фирмы.Наконец, в-третьих, это величина менеджериаль-ного сегмента фирмы. От нее также зависит, в каких именно специалистах - рядовых исполнителях, высококвалифицированных рабочих, управленцах или тре-герах - нуждается фирма. С другой стороны, потребность в менеджерах отмечалась в качестве насущной всеми участниками.Несмотря на общие оптимистические оценки состояния и перспектив развития крупного бизнеса в стране, локальная ситуация на рынке труда оценивается как неоднозначная и во многом кризисная. Это выражается, по мнению респондентов, в доминировании трех проблем.Прежде всего, это содержательный разрыв между подготовкой в вузах и современными требованиями работодателей (нет профессионального посредника между рынком и бизнесом). При этом проблема здесь заключается в двух моментах:•·чему учат. Речь идет о том, что вузы, выпускающие менеджеров, учат их - по оценкам респондентов - не тому, чему нужно. В частности, касательно подготовки менеджеров: Менеджер - это специальность, которая требует первого базового образования. Нельзя подготовить менеджера в школе: он должен быть специалистом в какой-то сфере, а уже потом выучиться на менеджера. А у нас все поставлено с ног на голову. В этих оценках косвенно подчеркивается специфика специальности менеджера как сферы компетентностного знания - комплекса смежных знаний и навыков; •чему не учат. Так, отмечалась низкая степень адаптированности получаемого образования, отсутствие у молодых специалистов необходимых знаний в смежных сферах. В этом ряду назывались такие обязательные, с точки зрения респондентов, блоки, как рыночный стандарт (маркетинг, финансы и т.п.), личная финансовая безопасность (знакомство с содержанием Трудового кодекса, осведомленность о фондовых рынках, пенсионных фондах и др.), компьютерный стандарт. 62Наконец, отмечалось неумение молодых специалистов презентировать себя и свою работу. Таким образом, субъекты крупного бизнеса акцентируют низкую стартовую компетентность молодых специалистов не столько относительно специальности, сколько с точки зрения социально-профессиональной приспособленности: ...мы до сих пор по-советски пассивны и ничего незнаем.Второй проблемой респонденты назвали качественный разрыв между подготовкой в вузах и современными требованиями работодателей. Основными аспектами указанной проблемы в высказываниях стали:•·низкое качество преподавания. Особенно это актуально для менеджериальноемкого сектора. Вот характерные высказывания: бизнес-образования в Томске нет... Преподаватели, читавшие историю КПСС, читают маркетинг, причем по допотопному Котлеру. И еще: ...общался с преподавателями -человек пятьдесят... ни один из них за последние годы не посетил ни одного бизнес-семинара. Они ничего не знают. И это - на фоне катастрофической нехватки менеджеров; •заниженные требования к студентам. Вот характерные высказывания: Родители вкладывают деньги впустую, а вузы завышают оценки (ТПУ). Качество дипломов снизилось... их не допускать нужно, а им пятерки всем ставят... Сейчас бы хоть сохранить классическое советское образование. Раздули специальности, выпускают массу при тех же ресурсах. О каком качестве можно говорить?; Согласна. Сужу по юристам: и мотивация низкая, и знаний недостаточно, хотя их и расплодилось.... Третьей проблемой назывался недостаток квалифицированных рабочих кадров [2]. Эта проблема, разумеется, касается в первую очередь производственного сектора. Причем у этой проблемы можно выделить два аспекта:•·нехватка рабочих кадров, связанная с инновационными практиками предприятий. К примеру, переход Манотоми на электронику, внедрение новых технологий строительства на ТДСК требуют соответствующих специалистов, а учебные заведения инертны {с рабочими тоже не гладко, нужны новые технологи; Проблема: идет техническое перевооружение, нужны технические кадры; Если с ИГР у нас нормально, то рабочих катастрофически не хватает). Понятно, что чем динамичнее предприятие, тем острее этот вопрос; •нехватка рабочих кадров, связанная как с объективной (низкая зарплата, тяжелые условия труда), так и субъективной (падение престижа рабочих специальностей) непривлекательностью этого труда. Вот некоторые оценки: Есть проблемы с рабочими, у нас... очень трудно, работа тяжелая. И хотя заработки неплохие, есть текучка; престиж рабочих профессий резко упал. Трудовая мотивация тоже не на высоте. Следующая проблема - низкая трудовая мотивация. Хотя об этом частично говорилось, эту проблему, исходя из ее актуализации экспертами, нужно выделить особо. Она, по мнению экспертов, связана с общей социокультурной ситуацией в стране, а именно:- с интенсификацией достижительных стратегий молодежи, причем именно веерных стратегий. Речь идет о достижительности особого рода, а именно: молодые специалисты постоянно нацелены на альтерна-тивные варианты трудоустройства исходя из материальных и других преимуществ этих вариантов, поскольку всегда существуют соблазны более высоких зарплаты, статуса и т.п. Отсюда - низкая карьерная мотивация специалистов и, как следствие, текучесть кадров, особенно менеджеров. Респонденты в голос обозначали проблему перетягивания специалистов, особенно предприятиями нефтянки, как серьезную и общую проблему;•·с общей массовизацией, нивелированием, усреднением образования и как следствие общим падением его качества; главным образом это касается высшего образования. Эта особенность, кстати говоря, нашла отражение в социологической литературе. Многие серьезные авторы отмечают, что такие традиционные каналы жизненных стратегий как армия, трудовая деятельность после окончания школы и даже среднее профессиональное образование перестали быть значимыми траекториями и институтами социализации: эта роль теперь всецело принадлежит вузам. Понятно, что на этом фоне не только качество подготовки, но и такие сопутствующие ему ценности, как творческая самореализация, верность профессии, призвание отступают на второй план; •с изменениями шкалы ценностей молодежи (неопределенность и социальный инфантилизм в сочетании с прагматизмом и завышенными требованиями). Вот показательное высказывание эксперта: Молодые специалисты сейчас больше ориентируются на деньги, так как соблазны есть, но они не целеустремленны, не демонстрируют волевых, карьерных качеств. И еще: ...вот результаты опроса - спрашивали, по каким критериям вы бы устроились на работу, если убрать критерий зарплаты? ТУ СУР - "работать по специальности", ТПУ - "или по специальности, или чтобы достойно жить", ТГУ - мы в школу не пойдем. И еще одно: Отношение к учебе немотивированное, очень часто просят подписать прохождение практики, даже по президентской программе; •с отсутствием целенаправленной молодежной политики: Это глобальная проблема... в советской системе пионерия, комсомолия воспитывала и формировала лидеров, сейчас этого нет. Я вот, например, прошел армию - так научился командовать. И в высказываниях других респондентов поднималась тема отсутствия социализирующих каналов, механизмов в диапазоне от необходимых личностных качеств (лидерских интенций, коммуникативной культуры) до социально значимых (гражданственности, социальной и коллективной ответственности), что отрицательно сказывается на рынке труда. В то же время по некоторым аспектам проблемы молодежи участники высказывались вполне оптимистично. В частности: .. .эти проблемы решаемые, все меняется, и в целом... ребята грамотные и хорошие. Нам нужно самим эту молодежь направить и структурировать. Это наша проблема: дураков нет, ленивых не так много, вспомните себя. Мы и сейчас пиаром занимаемся больше, чем кадрами. Можно об этом говорить как о глобальной проблеме, но решать ее нужно самостоятельно, на местах. И другое: Интересная ситуация - подрастает поколение, не имеющее советского прошлого. И с ними надо работать в глобальном масштабе.63Таким образом, представители крупного бизнеса склонны давать двойственную оценку контингента: потенциальные позитивные качества на фоне наличных недостатков. При этом причины этих недостатков они неявно возлагают не на саму молодежь и даже не на систему образования, а на общую ситуацию в обществе в целом и в российском бизнесе в частности, на психологический, социальный и институциональный фон развития последнего.Здесь нужно отметить, что в целом и общем (в сравнении с малым предпринимательством) представители крупного бизнеса демонстрируют гораздо большую погруженность как в проблему, так и в практики поведения на рынке труда, а также гораздо большие социальные направленность, ответственность и активность. Так, они охотно обсуждают и предлагают перспективные, с их точки зрения, стратегии решения проблемы квалифицированных кадров.Во-первых, это выстраивание продуктивных отношений с субъектами системы образования (вузами, техникумами, ПТУ). В частности, путем координации вузовских программ: Мы сами активно работаем с МФУи другими по корректировке и изменению их программ. Это практики преддипломные, это экскурсии: показываем реально, что делается. Далее это договора по практикам, целевой подготовке: В ближайшие несколько лет руководство поставило целью подготовить достойную смену как себе, так и топ-менеджерам... ТГАСУ- наш базовый институт. В целом ребята толковые... из ТГУочень толковые. Учредили стипендии, с 3-4-го курса берем на практику и т.п..Во-вторых, через систему повышения квалификации, переподготовки специалистов: Уделяем большое внимание повышению квалификации, оплачиваем второе высшее образование, двое проходили стажировку за рубежом. Сейчас самим нужны свои кадры, потому что покупать или "выкрадывать" откуда-то не получается.В-третьих, через систему стимулирования - материального и карьерного. Так, двое экспертов отметили, что перешли на новую систему оплаты труда, где главными принципами являются гибкость и зависимость от реального вклада. Специалист, пришедший сегодня, меньше 8 тысяч не получает, потому что это стыдно и неправильно. Все жестко расписано. Зарплата завязана на цели, поэтому люфт зарплаты есть даже у секретаря... зарплата всех отделов завязана на цели. За невыполнение бывает и снижение, но максимальное снижение премии было 10%. То есть система оплаты стабильна... Средняя зарплата по предприятию 14 тысяч, рабочие могут получать от 10 до 25 тысяч. При любом раскладе в зарплату заложены интересы и цели. Другой эксперт: ...перешли на новую систему заработной платы: классификация по целям. Водитель получает 11-15 тысяч, простой персонал - 9-11 тысяч (рабочих у нас, как таковых, нет). Люди, от которых что-то зависит (логисты и т.п.), могут получать от 15 до 40 тысяч. Суть: каждоеподразделение и каждая должность оцениваются с точки зрения бизнес-эффекта для компании... "грэйдовая" система по десяти показателям.Около половины экспертов указали на наличие целенаправленной политики по решению кадровой проблемы в ближайшие годы: 5 ближайшие несколько лет руководство поставило целью подготовить достойную смену как себе, так и топ-менеджерам.Итак, как показали результаты исследований, пробле-матизм в позиционировании рынка труда за прошедшие несколько лет возрос. Участники фокус-групп однозначно ставят проблему кадров на одно из первых мест. Вместе с тем при всех различиях акцентов, обусловленных объективной спецификой того или иного сектора крупного предпринимательства, оценки участниками фокус-групп профессионально-образовательного пространства и рынка труда Томска в определенном смысле амбивалентны. С одной стороны, сфера оценивается критически: предъявляются претензии как к образовательным структурам (инертность, оторванность от реалий, излишний академизм, заниженные требования), так и к контингенту выпускников (низкая мотивация к труду и размывание стратегий отложенного вознаграждения, социально-профессиональный эгоизм, завышенные требования в отношении заработной платы и социального пакета при неадекватной отдаче). С другой - вполне позитивные и оптимистические их оценки. Так, относительно образовательных структур отмечаются такие плюсы выпускаемых специалистов, как солидная академическая база, высокая общеобразовательная культура, высокое качество подготовки по естественным и техническим специальностям. Что касается самих молодых специалистов, то здесь акцентируются такие их положительные качества, как здоровая амбициозность, адекватная времени психология и отсутствие соответственного груза советских времен.В то же время, сравнивая полученные результаты с данными исследований последних пяти лет, можно констатировать то обстоятельство, что сегодня респонденты в определенной степени склонны снять всю ответственность с образовательных учреждений. Если раньше их обвиняли в академизме и оторванности от практики, то сейчас ответственность в большей степени возлагается на негативные поколенческие характеристики потенциальных и наличных работников. В то же время на данный момент ответственность за недостатки они в большей степени склонны возлагать не на молодежь, а на общий политический, социально-психологический, административно-управленческий и институциональный фон функционирования и развития российского предпринимательства. Такое позиционирование ситуации, по всей видимости, связано с молчаливым пониманием нахождения всех субъектов профессионально-образовательного пространства и рынка труда Томска в одной лодке общероссийской ситуации в отношении сферы бизнесаЛИТЕРАТУРА1. Зудин А.Ю. Социальная организация российского бизнеса: от сегментации к дуализму // Куда идет Россия?... Общее и особенное в современном развитии / Под общ. ред. Т.Н. Заславской. М., 1997. С. 208-213.2. Рывкина Р.В., Коленникова О.А. Кадровый кризис на промышленных предприятиях России // Социологические исследования. М.: Наука,2007. № 8. С. 52-57.Статья представлена научной редакцией Философия, социология, политология б июня 2008 г.64ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА №314 Сентябрь " 2008КУЛЬТУРОЛОГИЯУДК 008:355.1С.Н. ЕрмоченкоПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВАЯ ЦЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ВОИНСКОЙ КУЛЬТУРЫПредлагается оригинальное определение воинской культуры как социального явления и как социального процесса. В основе материальных и духовных элементов воинской культуры лежит базовая ценность - патриотизм. Основным механизмом передачи и поддержания патриотической концепции и воинской культуры в обществе является военно-патриотическое воспитание.В настоящее время в исследовательских работах, посвященных изучению войны и сопутствующих ей социокультурных феноменов, продолжают появляться новые научные направления. Основное отличие этих направлений - междисциплинарность. Исследователи, опираясь на социологические, философские, культурологические, психологические методологии, пытаются выяснить специфику столь сложного и многоаспектного феномена, как война. Одними из самых перспективных направлений в этом отношении являются антропологические исследования, а также исследования, изучающие влияние подготовки к военным действиям и их последствий на культуру в целом.'Вышеперечисленные научные направления разрабатывают достаточно широкий спектр вопросов, связанных с войной, и предлагают свою интерпретацию разнообразных категорий. Однако без внимания остается важное явление, изучение которого могло бы способствовать решению многих теоретических и практических проблем, связанных с военными действиями. На наш взгляд, одним из перспективных направлений в изучении военного дела являются исследования воинской культуры. В научной литературе достаточно широко представлены историко-археологические исследования военных традиций различных народов, где в воинскую культуру включается разнообразный набор факторов от материальных (конкретные способы ведения войны, использование определенных типов вооружения, обмундирование и пр.) до символических (идеологические основания ведения войны, система военного воспитания, принципы доблести, верности, благородства, распространенные в конкретной культуре) [1; 2. С. 165-206]. Однако подобные исследования касаются, как правило, принципов давно минувшей воинской культуры (славянских племен, европейского рыцарства), но практически отсутствуют работы, посвященные современной воинской культуре.Размышления русских философов XIX-XX вв. о войне и воинской культуре являются частью христианской этики, пытающейся балансировать на грани милитаризма и пацифизма, учащей отличать справедливую войну от агрессии и насилия, призывающей к мирной жизни, но не позволяющей оставлять покусившегося на высшие духовные истины врага безнаказанным. Русские философы видели в войне не столько способ изменения политической реальности, сколько способ утверждения и сохранения традиционных моральных и общекультурных ценностей. Нахождение золотой се-редины между универсальным христианским миролюбием и охранительным государственным патриотизмом было главной задачей русской религиозной этики войны. Эта задача актуальна и сейчас, т.к. России необходимо иметь сильные армию и флот, надежную систему их комплектования, четко выраженную государственную военную доктрину и, как необходимую нравственную основу для всего этого, этику войны, которая помогла бы человеку следовать идеалам добра как в страшных обстоятельствах войны, так и в мирное время. Используя и адаптируя опыт религиозных мыслителей, мы преследуем цель - сформулировать концепцию воинской культуры, которая соответствует современной общественной ситуации.Сложность понятия воинской культуры заключается в том, что при первом рассмотрении его смысл и назначение кажутся вполне очевидными. Однако детальный анализ составляющих воинской культуры демонстрирует многомерность этого понятия, его связь с разнообразными сегментами общественной системы. Возможно понимание воинской культуры в широком и узком смыслах.В широком смысле мы предлагаем определять воинскую культуру социума как систему исторически сложившихся, относительно устойчивых отношений между деятельными объектами, которая призвана поддерживать в обществе такие важнейшие символические конструкции, как патриотизм, честь, служение, долг, подвижничество, преданность. Воинская культура предстаёт человеческим творением, поскольку воплощает в себе опыт предшествующих поколений, включает в себя процессы усвоения, сохранения, развития и воспроизводства составляющих ее компонентов.В узком смысле воинская культура представляет собой деятельный аспект отношений между военнослужащими.На связь воинской культуры с общественной системой указывает В.Н. Гребеньков: Военная культура общества включает в себя те элементы и феномены общественного сознания, а в более широком плане -духовной культуры той или иной страны, которые связаны с общественно-политическими институтами и военно-политическими процессами и оказывают значительное влияние на формы, формирование, функционирование и развитие государственных, социальных и культурных институтов [3].Условно воинскую культуру мы разделяем на материальные и духовные компоненты. Особенность воин-65ской культуры заключается в том, что и материальные и духовные компоненты неразрывно связаны между собой. Материальные ценности воинской культуры являются воплощением духовных принципов служения Отечеству. Например, Боевое знамя, военная форма или Памятники боевой славы предметно отображают такие ценности, как служение Отечеству, долг и верность. Одновременно эти и другие материальные ценности воинской культуры лежат в основе определенных воинских ритуалов и традиций (приведение к военной присяге, вынос Боевого знамени к воинской части, вручение наград и пр.), относящихся уже к духовным компонентам воинской культуры. Чем очевидней эта связь в обществе, тем более востребованы и престижны материальные символы воинской культуры. Если проявляется неуважение к таким символам воинской культуры, как памятники, воинские захоронения, то это говорит о том, что духовные принципы доблести и служения народу и государству потеряли ценность и значимость в данном обществе. Повысить престиж военной профессии, вернуть былое уважение к военному человеку невозможно лишь увеличивая денежное довольствие военнослужащим. Необходимо, прежде всего, изменить структуру общественных ценностей: материальные и финансовые приоритеты, личная выгода должны все-таки стоять в иерархии культурных приоритетов на втором месте, уступая идеям служения, доблести и чести.Важным духовным компонентом воинской культуры является профессионализм, т.е. собственно те специфические знания, умения и навыки, которые и отличают военнослужащих от гражданского населения. Профессионализм военнослужащего представляет собой довольно сложное социальное, культурное, психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). Профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится профессия офицера, есть категория человеческого существования, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества и служения Отечеству, в которой инстинкт самосохранения находится не на первом плане.Базисными основаниями профессионализма в сфере опасных профессий мы предлагаем считать:•·абсолютное овладение специальностью; •ответственность за принятое решение; •ответственность за подчиненных; •·понимание безусловной необходимости выполнения приказа; •высочайшая организованность и настойчивость в выполнении должностных обязанностей; •·личное мужество; •самокритичность.Побуждающим мотивом активности такого профессионала в экстремальной ситуации выступает не столько сострадание, сколько совесть. Образ духовной жизни представителя опасной профессии состоит в том,что он призван совершить добро, трансформировав опасность в совесть, а мужество превратив в профессионализм [4. С. 265]. Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности, т.к. личностное пространство значительно шире профессионального. Вместе с тем именно трудовая деятельность человека во многом определяет смысл его существования в обществе. Поэтому в труде человек реализует не только свои профессиональные мотивы, но и побуждения, связанные с самовыражением, саморазвитием, общественным признанием и другими социальными притязаниями. Для специалиста в сфере опасных профессий, в том числе и военнослужащего, путь к профессии предполагает в качестве основных мотивационных компонентов наличие потребности в добровольном выборе своей судьбы, стремление преодолеть себя, пойти на риск в интересах других. Совесть, свобода, жизнелюбие и воля - вот первые нравственные ступени восхождения военнослужащего к вершинам моральных ценностей -защитить чужую жизнь.Армия является духовным символом. Так, И.А. Ильин, рассматривая воспитание детей, говорил о необходимости обогащения их душ национальными сокровищами, среди которых выделял армию. Он писал: Армия есть сосредоточенная волевая сила моего государства, оплот моей родины; воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения - вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитанием... Сердце человека вообще принадлежит той стране и той нации, чью армию он считает своею... Без армии, стоящей духовно и профессионально на надлежащей высоте, родина остается без обороны, государство распадается и нация сойдет с лица земли [5. С. 259].Рассмотрение разнообразных компонентов российской воинской культуры приводит к выводу, что в основе как материальных, так и духовных элементов воинской культуры находится базовая ценность - патриотизм. Именно патриотические чувства призваны вызывать все воинские ритуалы, составляющие основу духовного компонента воинской культуры. Без высокого уровня патриотизма невозможна и профессиональная мотивация военного. Безусловно, именно специфика материальных и духовных компонентов воинской культуры, отношение общества к воинской культуре в целом определяет систему патриотических установок. Однако само понятие патриотизма в историко-культурологическом контексте неоднородно. В.И. Лу-товинов указывает: Анализ исследований проблем патриотизма указывает на разнообразность и неоднозначность трактовки термина "патриотизм", что объясняет многовариантность его использования. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, неординарностью структуры, многообразием форм проявления и т.д. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается различными авторами в разных исторических, социально-политических и экономических условиях в зависимости от сформировавшихся под влиянием полученных знаний и взглядов и выработанной под воздействием различных факторов личной гражданской позиции, в т.ч. и в отношении к своему Отечеству [6. С. 15-16].66Воинская культура, культура быта, общения, поведения и этикета - все это не привносится со стороны, а воспитывается и прививается день ото дня, вырабатывается повседневной жизнью общества в целом и армии в частности. Знания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что поддерживает сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде, служит основой воспитания призывной молодежи. Только устоявшиеся ценности, получившие эмоционально-чувственную окраску, способны найти отклик в душе военнослужащего и призывника. Исходя из контекста предложенного нами определения воинской культуры, принципиально важной функцией воинской культуры является развитие и воспроизводство составляющих ее компонентов, передача от поколения к поколению основных ориентиров и принципов воинской культуры. В рамках государства подобную функцию может и должно выполнять военно-патриотическое воспитание, основанное на воинской культуре России.Изучая Федеральное законодательство и экономические реалии, мы понимаем, что армия еще достаточно долго будет комплектоваться личным составом не только на добровольной основе, но и по призыву. Общественное мнение и законодатель добились существенного сокращения срока военной службы по призыву. У командиров не остается времени на воспитание бывшего призывника. Необходимость и значение допризывной подготовки значительно возросли. В исследованиях последних лет, посвященных проблемам подготовки граждан к военной службе и, прежде всего проблемам нравственного, гражданского и патриотического воспитания при всей их полноте в раскрытиисодержания, форм и методов военно-патриотического воспитания, не учтен один важный посыл: заказчиком проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию будущих воинов явно или скрыто является армия. Она как институт государства, выполняющий важнейшую государственную функцию - защиту Отечества, вправе предъявлять молодому пополнению минимально допустимые требования не только в вопросах их годности к военной службе по состоянию здоровья, физического развития и профессиональной подготовке, но и требования, связанные с уровнем их духовного, нравственного и гражданского воспитания. К сожалению, это право реализуется достаточно условно. Например, в Положении об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы уровень духовного, нравственного и гражданского воспитания призывников определяется следующим образом: Для исполнения специальных обязанностей военной службы отбираются граждане... положительно характеризующиеся... [7]. Очевидно, что словосочетания положительно характеризующиеся явно недостаточно для определения мировоззренческой и духовной зрелости, необходимых для выполнения гражданского долга.Несомненно, необходимы дальнейшие исследования, направленные на разработку концепции военно-патриотического воспитания, основанной на традициях российской воинской культуры. Требуется раскрыть источники и механизмы воспроизводства ценностей воинской культуры, определить принципы и критерии эффективности военно-патриотического воспитания. Результаты исследований должны найти отражение и в современном российском законодательстве, и в сфере подготовки граждан к военной службе и комплектования армии.ЛИТЕРАТУРА1. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005.368 с.2. Митъко О.А. Люди и оружие (воинская культура русских первопроходцев и коренного населения Сибири в эпоху позднего Средневековья) // Военное дело народов Сибири и Центральной Азии. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2004. С. 165-206.Гребенъков В.Н. К проблеме оснований анализа военной культуры общества. Режим доступа: http://www.conf.stavsu.ru/_WordrJocs/391.doc Маркова А.К. Мотивация воинской деятельности: содержание и проблемы. М.: Воениздат, 1994. С. 265. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ACT, 2003. С. 259. Лутовинов В.И. В патриотизме молодежи - будущее России. М.: Фонд Андрея Первозванного, 1999. С. 15-16. Об утверждении Положения об отборе граждан, подлежащих призыву на военную службу, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту, для исполнения специальных обязанностей военной службы: Постановление Правительства Российской Федерации 1999 г. № 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1999. № 10. Ст. 1239.Статья представлена научной редакцией Культурология 10 июня 2008 г.67УДК 78.03:1Т.В. ЛазутинаКОЛОКОЛЬНОСТЬ КАК ВЫРАЖЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯРУССКОЙ МУЗЫКИРассматривается колокольность как специфическая составляющая языка русской музыки.Каждой эпохе свойствен свой способ понимания и объяснения мира, свой тип культуры. Культура вообще, и музыкальная в частности, является своеобразным показателем развития общества. Музыкальная культура представляет собой особую систему, объединяющую многообразие жанров, стилей, форм и т.д. Проблема языка как особой системы культуры находится в центре внимания современной философии искусства, которая представляет собой динамическое образование, обладающее развитой структурой, специфическим категориальным аппаратом, являющее собой разветвленную систему онтогносеологи-ческих, антропологических, социальных и других учений, наполняемых взаимообусловливающими и обогащающими друг друга этическими и эстетическими ценностями.Язык музыки представляет собой универсальное средство фиксации, хранения и передачи специфических сигналов между различными поколениями людей, выполняя информационно-коммуникативную функцию, являющуюся генеральной, позволяет, воздействуя прежде всего на эмоциональную сферу личности, культивировать нравственные устои российского общества. Так, музыку нередко определяют как искусство чувства (Г. Гегель), объясняя это тем, что она притязает на крайнюю субъективную проникновенность как таковую, ведь она непосредственно обращается к самому чувству [1. С. 239]. Но возникает вопрос: всякая ли музыка имеет данную способность к сбережению духовности?В современной России, представляющей собой многонациональную державу с развитыми самобытными ценностями, где принципы равноправия и самобытности каждого этноса, толерантности к иным культурам находят широкое распространение, происходят духовные трансформации в культуре. Справедливы слова С.А. Левицкого: Никакая личность не может сознательно служить злу. Сознательно можно служить лишь положительным ценностям. Поэтому зло овладевает душой всегда через соблазны - надевая лицемерную маску добра [2. С. 200]. В настоящее время в музыкальной культуре происходит своеобразное передвижение по шкале ценностей и нередко высокое меняется местом с низким, в современной музыке присутствуют направления, несущие слушателю отрицательный заряд эмоций, поэтому одним из возможных способов преодоления кризиса в духовной культуре является повышение музыкальной культуры общества. Эту потребность позволяет реализовать грамотно выстроенная система методов воспитания музыкальных способностей.Существует понятие бытовая музыка, или бытовая музыкальная культура, в которое, согласно концепц
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 463
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
Малиновский Л.В. Кооперативное движение в сибирской немецкой деревне (1922-1929 гг.) / Л.В. Малиновский // Известия Сибирского отделения АН СССР. Сер. Общественные науки. Новосибирск, 1966. № 5, выл. 2.
Brandes Detlef, Savin Andrej. Die Sibirien deutschen im Sowjetstaat 1919-1938. Essen, 2001.
ГАРФ. Ф. A-423. On. 1. Д. 27.
ГАОО. Ф. P-460. On. 1. Д. 158.
ГАОО. Ф. P-359. On. 1.
Соколов А.П. Красный немецкий скот в Омской губернии. Омск, 1926.
ГАРФ. Ф. А-423. Оп. 1. Д. 93.
Этноконфессия в советском государстве. Меннониты Сибири в 1920^1980-е годы: Аннотированный перечень архивных документов и материалов: Избранные документы / Сост. А.И. Савин. Новосибирск; Санкт-Петербург, 2006.
ЦДНИОО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 4.
ГАОО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 384.
Малиновский Л.В. Сельское хозяйство западных национальных меньшинств в Сибири (1919-1928 гг.) // Вопросы истории Сибири. Томск, 1967. Т. 190, вып. 3.
Бетхер А.Р. Состояние животноводства в хозяйстве немецкого населения Западной Сибири в первой трети XX в. (на примере меннонитов) // Немцы России: социально-экономическое и духовное развитие (1871-1941 гг.). М.,2002.
Соколов А.П. Скотоводство и скот Омской губернии по данным погубернского обследования в 1925 году. Омск, 1927.
ЦХАФАК. Ф. 38. Оп. 1. Д. 74.
ГАОО. Ф. Р-78. Оп. 1. Д. 516.
ЦДНИОО. Ф. 7. Оп. 3. Д. 78.
ГАОО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 65.
