Методические рекомендации по оценке привлекательности региона для субъектов бизнеса
Рассматривается привлекательность региона для субъектов бизнеса как уровень соответствия благоприятности условий ведения бизнеса в регионе предпочтениям субъектов бизнеса с учетом искажения информации о регионе в ходе коммуникации между бизнесом и регионом, предлагается проводить ее оценку путем оценки каждого из этих факторов и дальнейшего обобщения полученных результатов.
METHODICAL RECOMMENDATIONS ON ASSESSMENT THE ATTRACTIVENESS OF REGIONFOR BUSINESS .pdf Одной из тенденций продолжающейся трансформации российского общества стало повышение ответственности регионального субъекта управления за эффективность социально-экономического развития управляемой им территории, что ставит его перед необходимостью обеспечения устойчивого развития региона как социально-экономической системы. Одним из условий данного устойчивого развития является привлечение в регион представителей бизнеса как основной движущей силы экономического ростаНеобходимым условием привлечения и удержания на территории региона субъектов бизнеса является уровень его привлекательности для субъектов бизнеса. Следовательно, привлекательностью региона необходимо управлять. Для того чтобы это управление было эффективным, необходимо знать, на каком уровне находилась привлекательность региона, ее слабые и сильные стороны до управленческого воздействия, а также на каком уровне находится привлекательность региона после управленческого воздействия. Наиболее адекватно такое сравнение может быть сделано только с помощью оценивания привлекательности региона для субъектов бизнеса до и после управленческого воздействия, что подводит нас к проблеме оценки привлекательности региона для субъектов бизнеса региональным субъектом управления.Исходя из проведенного нами анализа существующих методик привлекательности региона для субъектов бизнеса и выявленных их основных недостатков и достоинств, мы пришли к выводу, что региональный субъект управления нуждается в методике оценки привлекательности, которая обладает следующими свойствами:•·гибкостью критериального наполнения в зависимости от конкретной цели пользователя методики; •информативностью результатов оценки для регионального субъекта управления при принятии им решения об управленческих воздействиях на факторы, формирующие уровень привлекательности региона для субъектов бизнеса; •учетом мнения субъектов бизнеса о фактическом уровне привлекательности региона для него; •универсальностью применения методики для любых регионов вне зависимости от их масштабов, особенностей социально-экономического развития и геополитического положения. Основанная на этих свойствах, методика позволяет выявлять узкие места в процессе привлечения в регион субъектов бизнеса и, как следствие, обеспечивать регионального субъекта управления информацией, необходимой для обоснованного принятия решений, направленных на уменьшение влияния негативных и увеличение влияния позитивных факторов, образующихпривлекательность региона. Кроме того, результаты, полученные при оценке привлекательности региона для субъектов бизнеса, позволяют региональному субъекту управления предоставить бизнесу дополнительную информацию о регионе, что позитивно сказывается на уровне привлекательности региона.Мы считаем, что привлекательность региона для субъектов бизнеса образуется при взаимодействии трех факторов: благоприятности условий ведения бизнеса в регионе, предпочтений субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов и эффективности коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления. Уровень привлекательности региона определяется соответствием качества условий ведения бизнеса в регионе предпочтениям субъектов бизнеса с учетом искажения информации о регионе в процессе коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления.Исходя из этого, мы разработали следующую методику комплексной оценки привлекательности региона для субъектов бизнеса, состоящую из четырех этапов.На первом этапе предлагаемой комплексной методики происходит выявление типов субъектов бизнеса, необходимых региону, исходя из приоритетов его социально-экономического развития. Для этого следует рассмотреть каждую из категорий субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, проведя анализ соответствия их предпочтений существующим в регионе условиям ведения бизнеса, сделав выводы о том, что может предпринять региональный субъект управления для повышения привлекательности региона для каждой категории субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов.На втором этапе проводится оценка уровня благоприятности условий ведения бизнеса в регионе по сравнению с другими регионами, а также в сравнении с неким образцовым уровнем в представлении субъектов бизнеса.Оценка благоприятности условий ведения бизнеса в регионе в сравнении с другими регионами с использованием количественного подхода основывается на следующих принципах:•·использование в качестве источника информации о регионе статистических данных; •·сравнение с выборкой других регионов; •·обработка данных с использованием метода анализа иерархий (МАИ); - формирование результата в виде интегральной количественной оценки благоприятности условий ведения бизнеса в регионе.Таким образом, в результате использования количественного подхода комплексной методики формируется бенчмаркинг региона относительно других регионов152с оценкой сложившегося уровня условий ведения бизнеса в регионе в сравнении с другими регионами. Данный анализ позволяет выявить преимущества и недостатки региона с точки зрения благоприятности условий ведения бизнеса в нем по сравнению с территориями-конкурентами.Анализ методик оценки благоприятности инвестиционного климата, основанных на бенчмаркинге регионов, показал, что одним из адекватных методов является МАИ, предложенный Т. Саати [1]. Данный метод обладает хорошими свойствами устойчивости выбора, сравнительно прост в использовании, поддается автоматизации, позволяет осуществлять контроль экспертного оценивания. В его основе лежат различные подходы, основанные на идеях целеполагания, декомпозиции, парных сравнений критериев, индикаторов и альтернатив по предпочтению, использовании вербальных шкал и методов свертки. Возможности метода анализа иерархий позволяют формировать оценку условий ведения бизнеса в регионе по достаточно широкому спектру критериев, индикаторов и альтернатив, имеющих как количественное, так и, что очень важно, качественное воплощение. Метод состоит в декомпозиции решаемой проблемы (выборе региона с наиболее благоприятным климатом) на более простые составляющие посредством построения иерархии, в вершину которой помещается конечная цель (регион с наиболее благоприятным климатом), на промежуточных уровнях отражаются наиболее существенные критерии ее достижения, а также составляющие их индикаторы, а на нижнем уровне размещаются сравниваемые и подлежащие оценке альтернативы.Принятие решений об уровне благоприятности условий ведения бизнеса в том или ином регионе происходит путем расчета оценок, полученных на основе обработки весов приоритетности критериев, составляющих их индикаторов и данных о состоянии этих индикаторов в самих регионах-альтернативах.Реализация метода анализа иерархий осуществляется посредством расчета для каждого уровня частных векторов приоритетов, основанных на результатах расчета попарной оценки элементов каждого уровня с позиций их вклада в благоприятность условий ведения бизнеса в регионе.На заключительной стадии метода анализа иерархий осуществляется свертка частных векторов приоритетов в глобальный вектор приоритетов, который и показывает уровень благоприятности условий ведения бизнеса для каждого из исследуемых регионов.Оценка благоприятности условий ведения бизнеса в регионе в сравнении с образцовым объектом в представлении субъектов бизнеса проводится на основе качественного подхода с использованием метода анкетирования субъектов бизнеса и метода анализа публикаций в прессе.Метод анализа публикаций в прессе применяется с целью сбора и анализа доступной субъектом бизнеса информации в периодических изданиях с описанием условий ведения бизнеса в регионе, при систематизации данных о состоянии экономики региона, инфраструктуре, привлечении субъектов бизнеса и сопровождении бизнес-проектов. Результатом данного анализа должно стать выявление степени отображения благо-приятности условий ведения бизнеса в регионе средствами массовой информации.Следующим методом, используемым при качественном подходе комплексной оценки привлекательности региона для бизнеса, является метод анкетирования, который применяется для опроса руководителей субъектов бизнеса с целью выявления обобщенной оценки ими уровня благоприятности условий ведения бизнеса в регионе, ее динамики и влияющих на нее факторов.Полученные данные качественного исследования благоприятности условий ведения бизнеса в регионе обрабатываются на основе методологии СВОТ-анализа, в результате которого выявляются сильные и слабые стороны условий ведения бизнеса в регионе относительно его благоприятности.В заключение второго этапа оценки благоприятности условий ведения бизнеса в регионе полученные на основе количественного и качественного подходов данные синтезируются в общую оценку, которая определяет место региона по благоприятности условий ведения бизнеса относительно регионов-конкурентов, показывает сильные и слабые стороны региона с точки зрения субъектов бизнеса. Данная информация должна послужить основой для принятия региональным субъектом управления решений об управленческих воздействиях на факторы, формирующие благоприятность условий ведения бизнеса в регионе. Очевидно, они должны быть сконцентрированы на усилении слабых, с точки зрения субъектов бизнеса, сторон региона.На третьем этапе предлагаемой методики оценивается такой фактор, влияющий на уровень привлекательности региона для субъектов бизнеса, как эффективность коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления. Данная оценка необходима, т.к. коммуникация субъект бизнеса - региональный субъект управления выступает своеобразным фильтром, искажающим объективную благоприятность условий ведения бизнеса в регионе в представлении субъектов бизнеса из-за поступления ему неполной, несвоевременной и неточной информации, а также негативных сведений о состоянии условий ведения бизнеса в регионе, не соответствующих действительности. Оценка эффективности коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления проводится путем анкетирования субъектов бизнеса как потенциальных инвесторов, а также проведения аналитического исследования.В результате проведения третьего этапа комплексной оценки привлекательности региона для бизнеса устанавливается степень искажения информации о благоприятности условий ведения бизнеса в регионе при прохождении ее по каналам коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления, выявляются наиболее слабые моменты этой коммуникации. Данная информация должна послужить основой для принятия региональным субъектом управления решений об управленческих воздействиях, направленных на улучшение коммуникации субъект бизнеса - региональный субъект управления, что, в свою очередь, повысит привлекательность региона как территории для вложения средств субъектом бизнеса.После завершения всех трех этапов оценки привлекательности условий ведения бизнеса в регионе необходимо153обобщить результаты каждого из этих этапов в заключительном этапе комплексной методики, на котором:- определяется динамика уровня привлекательности региона в представлении субъектов бизнеса путем опроса их представителей;•·обобщаются предложения субъектов бизнеса по повышению уровня привлекательности региона; •полученные результаты оценки привлекательности региона для субъектов бизнеса сводятся в единую оценку (таблица). Оценка привлекательности региона для субъектов бизнесаФактор, влияющий на привлекательность региона для субъектов бизнесаПреимущества регионаНедостатки регионаБлагоприятные факторы внешней средыНеблагоприятные факторы внешней средыПредпочтения субъектов бизнесаБлагоприятность условий ведения бизнеса в регионеКоммуникация субъект бизнеса - региональный субъект управленияОбщий уровень оценки привлекательности региона для субъектов бизнеса по результатам анкетирования субъектов бизнесаДинамика изменения в прошедшие три годаТекущий уровень привлекательности регионаДинамика изменения в следующие три годаНа основе полученных данных, на основе предлагаемой управления привлекательностью региона, формируются методики, результатов оценки привлекательности региона предложения региональному субъекту управления, направ-для субъектов бизнеса, проводится анализ приоритетов ленные на повышение уровня привлекательности региона.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 446
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
