Методологические аспекты бюджетирования | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314.

Методологические аспекты бюджетирования

Рассмотрены и проанализированы проблемы постановки системы бюджетирования: наличие взаимосвязи системы бюджетирования с системами управленческого или бухгалтерского учета, наличие процедуры исполнения бюджетов, единой логики составления бюджетов и их взаимосвязи, единой терминологии, единого классификатора объектов бюджетного управления, доходов и расходов, поступлений и выплат.

Methodological aspects ot budgeting .pdf В современных экономических условиях отмечается возросший интерес к построению эффективной системы управления, которая является основой для обеспечения успешного функционирования предприятия. Значительное внимание уделяется вопросам усовершенствования технологий и внедрения новых инструментов, которые позволяют разработать стратегию управления, эффективно планировать деятельность и осуществлять контроль реализации планов.Для современных компаний актуальной проблемой является внедрение и развитие системы бюджетирования. Бюджетирование как управленческая технология дает возможность менеджменту постоянно иметь общую картину функционирования организации и ее финансового состояния, прогнозировать финансовый результат, контролировать возможные риски, оптимизировать затраты, увеличить степень контроля над расходованием средств и достижением запланированных результатов. Основная задача бюджетирования состоит в определении схемы распределения (разработка финансовой структуры) и в собственно распределении по элементам схемы (центрам ответственности) ограниченных по объему и времени ресурсов.Для построения эффективной системы бюджетирования и успешного ее функционирования необходимо учесть концептуальные, методологические и управленческие аспекты системы бюджетирования. В рамках данной статьи будут рассмотрены и проанализированы некоторые методологические аспекты, среди которых можно выделить следующие: наличие взаимосвязи системы бюджетирования с системами управленческого или бухгалтерского учета, наличие процедуры исполнения бюджетов, единой логики составления бюджетов и их взаимосвязи, единой терминологии, единого классификатора объектов бюджетного управления, доходов и расходов, поступлений и выплат.Поскольку принятию управленческих решений предшествует анализ отклонений фактических данных от плановых, необходимо чтобы и плановые, и фактические данные были сформированы в одних и тех же разрезах, на основании одних и тех же правил, тем самым обеспечивая принцип сопоставимости данных систем бюджетирования и управленческого учета. Необходимо отметить, что система управленческого учета может быть разработана как независимо (параллельно) от системы бухгалтерского учета, так и основываться на ее данных. Каждый из этих вариантов имеет определенные достоинства и недостатки.Основные преимущества независимой управленческой системы учета от бухгалтерской заключаются: в степени детализации данных (в управленческой отчетности представлена более подробная аналитическая информация); способах их группировки (управленческий учет позволяет группировать данные по принципам, отличным от бухгалтерских, например, исследо-вать различные сегменты деятельности предприятия независимо от их юридической и географической подчиненности), а также в оперативности информации (управленческая отчетность предоставляется в первых числах месяца следующим за отчетным). Однако независимая система управленческого учета вызывает дублирование учетной информации, что приводит к возрастанию управленческих расходов, связанных с обработкой данных. Помимо этого данные управленческого учета, несмотря на свою оперативность, обладают недостаточной степенью точности информации, поскольку оперативные управленческие отчеты могут содержать определенную погрешность, приблизительность данных.В то же время система бухгалтерского учета также имеет свои недостатки: во-первых, несвоевременность отражения в бухгалтерском учете необходимой информации; во-вторых, жесткая регламентация российского бухгалтерского учета, которая не позволяет сформировать информацию во всех необходимых разрезах.Создание дополнительной аналитики к счетам бухгалтерского учета, которая может быть реализована с помощью создания субсчетов (одномерная система настройки бухгалтерского плана счетов) либо субконто (многомерная система), значительно увеличивает трудозатраты на разнесение данных по счетам бухгалтерского учета. Например, существенным недостатком одномерной системы настройки бухгалтерского плана счетов, представляющей собой многоуровневую древовидную структуру, является то, что разнесение информации между субсчетами последних уровней осуществляется в единственном информационном разрезе. Соответственно, при получении данных по другим объектам учета необходимо вручную отбирать информацию по нескольким счетам. При многомерной организации бухгалтерского плана счетов каждому счету присваивается несколько аналитических признаков, независимых относительно друг друга. Под аналитическим признаком подразумевается совокупность однородных объектов аналитического учета, которыми могут быть виды: производимой продукции, работ и услуг, виды доходов, центры ответственности, места возникновения затрат, виды затрат (экономические элементы), статьи калькуляции, статьи затрат (смешивание элементов и статей калькуляции), виды активов, виды обязательств, виды собственного капитала, проекты, направления инвестиций, основные и вспомогательные бизнес-процессы, контрагенты, категории персонала и т.д. [1]. Количество аналитических признаков ограничено только возможностями выбранного программного обеспечения1. Например, одной из самых распространенных среди большинства российских предприятий систем бухгалтерского учета 1С. Бухгалтерия предусмотрено не более трех аналитических признака (субконто), а уровень иерархии элементов справочника не может превышать четырех, самостоя-155тельное увеличение их количества потребует дополнительных расходов.Необходимо учесть, что методика разнесения косвенных затрат, предусмотренная правилами бухгалтерского учета, по объектам калькуляции для определения рентабельности центров ответственности, формирования себестоимости может значительно исказить реальную доходность (эффективность) продуктов и подразделений компании. В качестве базы распределения расходов часто выбирают наиболее простой и удобный параметр, ведение которого уже поддерживается учетной системой, либо получение информации по этому параметру не требует особых усилий. Например, объем выпускаемой продукции (для формирования себестоимости), часы труда основных рабочих (для распределения расходов вспомогательных служб), фонд оплаты труда (для распределения затрат на управление), занимаемая площадь (для распределения расходов на содержание зданий) и др. Однако спрос разных видов продукции, предъявляемый на результаты деятельности вспомогательных служб, может быть различным. Таким образом, выбор базы распределения, по сути своей, определяет, какой продукт (подразделение) будет являться ответственным за покрытие большей части косвенных расходов. Например, при распределении косвенных расходов через параметр объем выпуска ответственность возлагается на самую продаваемую продукцию. Автор обращает внимание, что такая проблема является актуальной для предприятий с большим ассортиментом продукции или производственный цикл которых меньше учетного периода. В случае, когда производство продукции ведется в единичных объемах (например, строительство крупных объектов) или производственный цикл более года, проблемы с распределением косвенных расходов не существует, их обычно определяют как расходы периода.Поскольку реорганизация рабочего бухгалтерского плана счетов повлечет за собой изменения в учетной политике предприятия, изменение системы учета для целей бюджетирования возможно только с начала нового финансового года.Тем не менее, использование системы бухгалтерского учета имеет и свои достоинства. Прежде всего, наличие научно обоснованных и теоретических основ, а также практических методов ведения учета, большого количества программных продуктов. Создание системы управленческого учета, использующей данные бухгалтерского учета, не требует дополнительного структурного подразделения для сбора и обработки первичных документов, значительных инвестиций в комплексные информационные системы и т.д., что особенно актуально и значимо для малых и средних предприятий. Именно по этой причине многие компании используют бухгалтерские данные для ведения управленческого учета и для целей постановки системы бюджетирования на предприятии.Полноценная система бюджетирования и контроля должна включать следующие элементы: совокупность взаимосвязанных бюджетов, процедуры формирования и утверждения бюджетов, процедуры исполнения, контроля и анализа бюджетов, квалифицированного персонала, ответственного за формирование и исполнение того или иного бюджета. Отсутствие даже одного из перечисленных элементов делает систему бюджетирования малоэффективной. На взгляд автора, в научной литературе процедуре исполнения бюджетов уделено недостаточное внимание, тогда как на практике действия и процессы, направленные на достижение утвержденных в бюджете показателей, особенно значимы и актуальны.Создание на предприятии процедуры исполнения бюджетов осуществляется с помощью таких инструментов, как управление договорами и управление платежами.Управление договорами означает соответствие всех заключаемых договоров на приобретение ресурсов плану закупок или затрат, соответственно, все долгосрочные договоры, заключенные на момент формирования бюджетов, а также договоры, которые планируется заключить в течение бюджетного периода, включаются в проект бюджета на стадии его формирования и утверждения. Решения о заключении новых договоров принимаются руководителями подразделений в разрезе статей утвержденного бюджета.Управление платежами состоит из следующих этапов: согласования платежей на основании заявок, утвержденных контролирующим органом, определения приоритетов в исполнении платежей, в результате которой обязательные платежи осуществляются полностью в утвержденные для выплаты сроки, а также процедуры устранения кассовых разрывов за счет привлечения финансирования, создания резервов или сокращения затрат. Выбор способа покрытия кассовых разрывов для предотвращения дефицита денежных средств зависит от приоритетности платежей и размера дефицита. Для осуществления платежей высшего приоритета в случае их дефицита, как привило, принимается решение о привлечении заемных средств [2. С. 43].Рассмотренные в рамках данной статьи методологические аспекты - далеко не исчерпывающий перечень вопросов, возникающих при разработке системы бюджетирования на предприятии. Система бюджетирования является достаточно сложной управленческой технологией, основанной на взаимосвязи с системами управленческого (бухгалтерского) учета и обеспечивающая достижение стратегических целей компании с помощью взаимосвязанных единой логикой построения бюджетов, на основе сбалансированных показателей деятельности подразделений. Автор полагает, что реализация рассмотренных аспектов позволит предприятиям, занимающимся постановкой бюджетирования, избежать многих ошибок и внедрить эффективный инструмент управления предприятием.ПРИМЕЧАНИЯ1 По разным оценкам аналитиков, от 70 до 80% российских предприятий используют систему 1С.

Ключевые слова

Авторы

Список пуст

Ссылки

Финансовый менеджмент: руководство по технике эффективного менеджмента. М.: CARANA Corp. - US AID - РЦП, 1998. 290 с.
Кобенко А. Как добиться исполнения бюджета // Финансовый директор. 2004. № 6. С. 39-45.
 Методологические аспекты бюджетирования             | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314.

Методологические аспекты бюджетирования | Вестник Томского государственного университета. 2008. № 314.

Полнотекстовая версия