Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализацияв уголовно-исполнительном законодательстве России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 318.

Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализацияв уголовно-исполнительном законодательстве России

Рассматриваются особенности реализации привлечения осужденных к труду в свете международных стандартов, их реализация в уголовно-исполнительном законодательстве России, принципы привлечения к труду осужденных, отбывающих наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях.

International standarts in the sphere of prisoner's labour and it's realization in Russian penal law.pdf Одним из основных факторов обновления отечествен-ного уголовно-исполнительного законодательства в нача-ле 90-х годов стала более активная интеграция Россий-ской Федерации в мировое сообщество. Вступив в 1996 г. в Совет Европы, Россия приняла на себя обязательства последовательной реализации в законодательстве и прак-тике исполнения наказаний общепризнанных междуна-родных норм, составляющих юридическую основу миро-вого сообщества, и прежде всего положения, касающего-ся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.В этой связи возникает вопрос о возможности и не-обходимости труда в местах лишения свободы, его экономической и воспитательной значимости. Для нас представляет интерес в этом плане опыт зарубежных стран с развитой демократической системой.Среди международных стандартов наиболее пол-ным и подробным документом, определяющим поря-док организации исполнения наказаний, являются Ми-нимальные стандартные правила обращения с заклю-ченными, принятые ООН в 1955 г. (далее Правила ООН). Согласно Правилам ООН отбывающие наказа-ния должны быть соответствующим образом подготов-лены к жизни на свободе. В связи с этим самостоятель-ный раздел (п. 71-76) посвящен труду заключенных, в котором предписано, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психоло-гическими способностями, удостоверенными врачом; организация и методы работы в заведении должны максимально приближаться к тем, которые приняты за их стенами, чтобы заключенные таким образом при-ближались к условиям труда на свободе; за свой труд заключенные должны получать справедливое возна-граждение в рамках определенной системы.Вступление России в Совет Европы потребовало обра-щения к подобным стандартам, разработанным и приня-тым европейским сообществом. В современных Европей-ских Пенитенциарных правилах (ЕПП) ((К) 2006) труду посвящены три правила: в разделе общих вопросов Прави-ло 26, в части 7 (заключенные, дела которых еще не дос-мотрены в суде) Правило 100, в части 8 (осужденные за-ключенные) Правило 105 (в отличие от прежней редакции 1987, где труду было отведено только одно правило 74).Согласно п. 1 Правила 26 труд в местах заключения следует рассматривать как позитивный элемент внут-реннего режима и никогда не применять в качественаказания. Это необходимо для борьбы с возможными злоупотреблениями. Предлагаемая заключенным рабо-та должна отвечать современным стандартам и требо-ваниям, а ее организация - удовлетворять требованиям современной системы менеджмента и производства. Работа должна служить целям общего развития всех заключенных; этой же цели служит требование, соглас-но которому занятость должна содействовать повыше-нию их возможности зарабатывать деньги.Принцип нормализации, закрепленный в Правиле 5, подкрепляет многие из положений о работе, содержа-щиеся в Правиле 26. Так, например, положения, регу-лирующие вопросы здравоохранения и безопасности, продолжительности рабочего дня и даже участия в на-циональной системе социального обеспечения, должны полностью совпадать с положениями, регулирующими труд работников вне тюремной системы. Настоящий подход представляет собой развитие идей, закреплен-ных в Рекомендации № К (75) 25 Комитета министров о труде заключенных. Такой же подход должен приме-няться и при рассмотрении вопроса об уровне возна-граждения заключенных за их труд. В идеале все за-ключенные должны получать зарплату, сопоставимую с получаемой в обществе в целом.Как уже было сказано, вопрос о привлечении к ра-ботам заключенных, в отношении которых приговор еще не вынесен, оговаривается в Правиле 100, а в от-ношении уже осужденных - в Правиле 105. Включение Правила 26 в раздел общих вопросов представляет со-бой нововведение в существовавшую практику, т.к. работа всегда распространялась только на приговорен-ных заключенных. Сегодня растет понимание того, что заключенные, приговор в отношении которых все еще не вынесен, тоже имеют право работать.Несколько иначе, в отличие от Правил ООН, Евро-пейские Правила рассматривают обучение заключен-ных. Так, п. 4 Правила 28 ЕПП гласит: «По внутренне-му режиму статус образования должен быть не ниже, чем статус труда, и заключенные не должны оказы-ваться ущемленными в финансовом плане или иначе по причине участия в образовательных программах». Та-ким образом, заключенные должны получать возна-граждение за участие в обучении, если оно осуществ-ляется в течение рабочего дня и входит в индивидуаль-ную программу исправления.143В 1975 г. Комитет министров Совета Европы, сознавая значение труда в качестве важного и значимого элемента в обучении и реабилитации заключенных и важной части непосредственного управления пенитенциарными учреждениями, а также принимая во внимание ограничения, возникающие вследствие сложностей тюремного содержания, определяемых человеческим фактором и организационной структурой пенитенциарных учреждений, принял Резолюцию (75) 25 о труде заключенных. Правительствам государств-членов Совета Европы рекомендуется:1))предоставлять определенный статус и определенный приоритет труду осужденных;2)обеспечивать достаточные ресурсы для поддержания программ трудового воспитания в соответствии с потребностями пенитенциарных учреждений;3)полностью использовать для этих целей адекватные и современные системы управления, технические и производственные процессы;4)приспосабливать к внетюремным стандартам условия труда, задачи производства и оплату труда, насколько это практически возможно и принимая во внимание особый характер труда в тюрьмах;5))признавать при отборе и подготовке персонала важность труда и его воздействие на процессы управления на всех уровнях;6))координировать систему распределения производственных работ с другими аспектами управления пенитенциарными режимами.Несмотря на то что Европейские Пенитенциарные правила и Резолюция (75) 25 о труде заключенных носят рекомендательный характер для администраций учреждений, исполняющих наказания, они, тем не менее, возлагают определенные моральные и политические обязательства на принявшие их европейские государства.В настоящее время многие положения российского уголовно-исполнительного законодательства, в том числе в области привлечения осужденных к труду, приведены в соответствие с международными стандартами, и часть из них уже реализуется на практике.В соответствии с отечественным уголовно-исполнительным законодательством труд является одним из основных средств исправления осужденных (ст. 9 УИК РФ). В ст. 103 УИК РФ устанавливается обязанность каждого осужденного трудиться, и это не противоречит требованиям ни международно-правовых норм, ни Конституции Российской Федерации.Согласно уголовно-исполнительному законодательству Российской Федерации (п. 5 ст. 103 УИК РФ) производственная деятельность осужденных не должна препятствовать выполнению основной задачи исправительных учреждений - исправлению осужденных.Более того, в соответствии с требованиями ст. 1 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Это положение отнесено к принципам деятельности уголовно-исполнительной системы и не случайно закреплено в двух важнейших законодательных актах, регулирующих деятельность исправительных учреждений. Оно направлено на предотвращение возможныхзлоупотреблений при организации труда в местах лишения свободы и еще раз подчеркивает приоритет конечной цели наказания - исправление осужденных.Правовой статус осужденных определяется соответствующим набором прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в том числе и в сфере труда, распространяющихся на всех граждан. Иными словами, часть норм, закрепленных в Трудовом кодексе Российской Федерации, действует в отношении осужденных непосредственно. Прежде всего это относится к нормам, устанавливающим правила охраны труда и техники безопасности. Поэтому ч. 1 ст. 104 УИК РФ носит бланкетный характер и предписывает при организации труда осужденных соблюдать продолжительность рабочего времени, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, установленные законодательством Российской Федерации о труде.При инвалидности, которая означает существенную или полную потерю трудоспособности, а также при достижении осужденными мужчинами возраста 60 лет, а осужденными женщинами 55 лет, при общем трудовом стаже соответственно 20 и 25 лет эти лица приобретают право на получение пенсий по инвалидности или старости. Кроме того, осужденные, находившиеся ранее на иждивении, имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца (ст. 98 УИК РФ).Максимальная продолжительность рабочего дня или недели устанавливается законом или на основе административных постановлений с учетом местных правил и обычаев в области условий труда свободных рабочих (ст. 104 УИК РФ).При организации труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, сохраняется принцип материальной заинтересованности.Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает, что труд осужденных оплачивается в соответствии с законодательством о труде. На этих лиц распространяются премиальные системы оплаты труда, коэффициенты и другие виды надбавок и доплат к заработной плате, действующие в государственном секторе производства, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок и льгот за работу в районах Крайнего Севера (ст. 105 УИК РФ).Как видим, многие положения отечественного уголовно-исполнительного законодательства в области привлечения осужденных к труду соответствуют рекомендациям международных стандартов и входят в практику деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Однако имеются стандарты, применение которых требует определенного времени и соответствующих экономических и иных условий.Например, в ст. 103 УИК РФ, ст. 13, 14 и 17 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются право и обязанность администрации привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности.К сожалению, достичь полной трудовой занятости лиц, лишенных свободы, в современных условиях весьма проблематично. Привлекать осужденных к работе по специальности в условиях одного исправи-144тельного учреждения тоже пока не представляется возможным.В деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания, есть и иные проблемы, связанные с практическим применением международных стандартов, в том числе в области трудовой занятости осужденных. Однако мы можем констатировать, что уголовно-исполнительное законодательство и российская пенитенциарная система в целом ориентированы на разрешение этих проблем.Современное отечественное законодательство в области привлечения осужденных к труду постоянноСтатья представлена научной редакцией «Право» 22 сентября 2008 г.совершенствуется и приводится в соответствие с международными правовыми документами. Только за последние три года Федеральная служба исполнения наказаний приняла участие в подготовке и юридическом сопровождении ряда федеральных законов и постановлений Правительства, затрагивающих вопросы трудовой занятости осужденных, среди них Федеральный закон от 06.06.2007 № 91-ФЗ, Постановление Правительства от 07.11.2005 года № 660, Распоряжение Правительства от 27.10.2007 № 1499-р, Постановление Правительства от 17.03.2008 № 175 и др.145

Ключевые слова

labour of the prisoners, international standarts, punishment, труд осужденных, международные стандарты, наказание

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Емельянова Елена ВладимировнаАкадемия управления МВД Россиикандидат экономических наукkrim_tsu@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

 Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализацияв уголовно-исполнительном законодательстве России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 318.

Международные стандарты в области привлечения осужденных к труду и их реализацияв уголовно-исполнительном законодательстве России | Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 318.

Полнотекстовая версия