Современное состояние традиционного природопользования эвенков Восточного Забайкалья характеризуется глубокими кризисными явлениями, которые оказывают негативное влияние на жизнедеятельность этноса. Таежное оленеводство находится на грани ликвидации. В связи с этим жизненно необходимо найти пути адаптации основной отрасли традиционного хозяйства эвенков к условиям рыночной экономики
Evenks traditional nature management in East Zabaykalie on market conditions.pdf Восточное Забайкалье, как и большинство сибирских субъектов РФ, характеризуется большим этническим раз-нообразием, в котором выделяются этносы, относящиеся к категории коренного населения: русские старожилы, буряты, эвенки.Наиболее малочисленным является эвенкийский эт-нос, чья традиционная хозяйственная деятельность, в одночасье лишившись государственной поддержки, фактически оказалась ликвидированной в период ре-форм 1990-х гг. Два других этноса, обладая более вы-сокими адаптационными свойствами и не будучи столь изолированными, как эвенкийский, понесли также зна-чительные потери, хотя и несравнимые с потерями эвенкийского этноса.Законодательная база развития традиционного приро-допользования коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в условиях становления в стране рыночной эко-номики, созданная за годы перестройки, имеет значи-тельные изъяны и находится в состоянии постоянного переделывания, т.е. носит временный характер.Формально существуют и эпизодически обновля-ются программы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, построен-ные по единому шаблону. Изъяны этих программ (как региональных, так и общероссийских) заключаются в следующем: слабый учет региональной и националь-ной специфики, необязательность 100%-го финансиро-вания. В результате реализации этих программ поло-жение КМНС не улучшается. Нужно учитывать специ-фику субъекта, долю финансирования его из федераль-ного бюджета и обеспечить обязательный контроль и ответственность субъекта за выполнение программы.В программах должна обязательно иметься образо-вательная составляющая. Это означает, что в програм-мах общеобразовательных школ в поселениях север-ных районов с преобладанием эвенкийского населения должно быть предусмотрено преподавание предметов, ориентирующих школьников на традиционные виды деятельности. После окончания школы часть выпуск-ников должна получить господдержку для продолже-ния образования в средних и высших учебных заведе-ниях. Традиционным отраслям хозяйства необходимы зоотехники, охотоведы, а также организаторы этих ви-дов деятельности, экономисты и юристы. Наличие соб-ственных кадров является одним из важнейших усло-вий обеспечения функционирования традиционного природопользования КМНС. Два других коренных эт-носа Восточного Забайкалья, располагая такими кад-рами, именно за счет этого фактора обеспечили отно-сительную стабильность своего существования.Важнейшим условием стабильности функциониро-вания традиционного природопользования является перераспределение полномочий между центром и субъ-ектом РФ. Это касается прежде всего вопроса собст-венности территориальных ресурсов (земельных и вод-ных), предоставляемых для специфических традицион-ных видов использования. В этом случае обязательны поправки в законодательстве, включающем блок при-нятых ресурсных законов (Земельный, Водный, Лесной кодексы, ФЗ о ООПТ и ТТПП). Так, Федеральный за-кон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традици-онного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Россий-ской Федерации» предусматривает следующий поря-док образования территорий традиционного природо-пользования (ТТПП): ТТПП федерального значения образуются решениями Правительства Российской Фе-дерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Феде-рации; ТТПП регионального значения образуются ре-шениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ТТПП местного значения об-разуются решениями органов местного самоуправле-ния. Вместе с тем такой порядок образования террито-рий традиционного природопользования в настоящее время не вполне согласуется с положениями Земельно-го Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым границы территорий традиционного природо-пользования определяются Правительством Россий-ской Федерации (ч. 5 ст. 97) [1. С. 352-354]. Предста-вители коренных малочисленных народов, как и любые другие граждане, могут получать в аренду лесные уча-стки (например, для ведения охотничьего хозяйства или оленеводства). Однако Лесной кодекс допускает использование одного и того же участка несколькими пользователями под разные виды деятельности. Преду-смотрено более 15 видов использования лесов (ч. 1 ст. 25). Такой порядок предоставления лесных участков в аренду объективно создает затруднения в деле реали-зации прав граждан, оформивших аренду, и провоци-рует конфликтные ситуации.Сюда же следует отнести передачу прав субъектам РФ создавать территории традиционного природополь-зования и утверждать их с учетом государственных интересов. Субъект РФ должен иметь право создавать региональные законы о традиционном природопользо-вании и утверждать их с учетом общероссийского за-конодательства (не противореча ему).Такое распределение обязанностей и прав между центром и субъектом РФ, в сочетании с другими на-166званными условиями, обеспечит стабильное функционирование и развитие традиционного природопользования и сохранение этнического разнообразия сибирских субъектов, которое мировым сообществом рассматривается в качестве одной из важнейших проблем.Для встраивания в рынок и в большей степени сохранения традиционных видов деятельности можно использовать уже апробированный на территории субъектов байкальского региона метод функционального зонирования территории. Он позволяет с учетом перспективного и сложившегося использования территориальных и других природных ресурсов выделить территории предпочтительного и допустимого использования отдельных частей территории таким образом, чтобы приро дно-ресурсный потенциал обеспечивал потребности живущего на ней населения, не создавая препятствий для использования ресурсов соседней территории в ином направлении и не ухудшая условий жизни населения [2, 3].Обобщение опыта Байкальского региона свидетельствует об эффективности этого метода для рационализации природопользования. Аналогичный опыт имеется и в других субъектах сибирского и дальневосточного федеральных округов; его необходимо обобщить, чтобы изменить действующее ресурсное законодательство.Сегодня в субъектах ищут свои пути решения проблем. Примером может служить состояние природопользования в Забайкальском крае, где фактически ликвидирована одна из традиционных отраслей северного хозяйства - оленеводство, а организация охотничье-промыслового хозяйства находится в неудовлетворительном состоянии.Современные эвенкийские хозяйства Забайкалья -это трансформированные северные колхозы, совхозы и госпромхозы, которые выполняли транспортную функцию и производство мяса. Оленеводческие хозяйства доход получали от сдачи ездовых оленей в аренду, продажи оленины и от охотничьей продукции. В экономике промысловых хозяйств таежное оленеводство и охотничий промысел были тесно связаны между собой [4. С. 152-160]. Развитие оленеводства позволяло наиболее полно осваивать кормовые ресурсы региона и интенсифицировать охотничий промысел. Отрасли дополняли друг друга и способствовали повышению доходности хозяйств оленеводческо-промыслового направления. Пастьбой оленей занимались в основном эвенки, обладающие необходимыми трудовыми навыками. Самые крупные стада были по несколько сотен голов. Семьи кочевали с оленями, занимаясь охотничьим промыслом, часто по своим родовым угодьям, где кочевали их отцы и деды. Наряду с колхозными оленями оленеводы имели возможность выпасать и личных.Во время кочевания люди занимались в зависимости от сезона охотой, рыболовством, сбором дикоро-сов. Приличный доход приносили промыслы. В конце 1970-х - первой половине 1980-х гг. большой популярностью среди местного населения пользовались изделия из меха, созданные эвенкийскими мастерами. Так, кумаланы (меховые коврики, сшитые из кусочков меха различной фактуры и цвета) украшали предметы мебели или пол практически в каждом доме северных сел. К эвенкийским мастерицам по пошиву унтов, шапок, дет-ских шуб и т.п. выстраивались очереди. Умело сшитые изделия из хорошо выделанных шкурок не только отлично спасали от морозов, но и становились предметом гордости их владельцев. При этом создавалась удивительная неповторимость, уникальность каждой вещи.На сегодняшний день, совершенно определенно, спрос на подобную продукцию сохраняется. Но мастериц практически уже не осталось. Пожилые женщины, владеющие национальными приемами пошива изделий из меха и шкур, берут мало заказов или шьют лишь для своих родных и близких. Среди молодого поколения мало кто знает основы этого национального промысла.Основные перемены в развитии оленеводства стали происходить в конце 1970-х гг. Сокращение численности оленей связано, во-первых, с распространением механического транспорта и резким снижением доли дохода от извоза на оленях; во-вторых, с политикой укрупнения хозяйств и поселений, когда было решено сконцентрировать стада домашних оленей в несколько крупных; в-третьих, со скоропалительной и непродуманной попыткой изменить основную функцию оленеводства в регионе с транспортной на мясную, которая обернулась, например, истреблением основного поголовья оленей в Тунгокочеиском районе. Массовые забои животных на мясо оставили без оленей десятки эвенкийских семей, вынужденных кардинально поменять образ жизни и переселиться в поселки.Сохранившееся в совхозах и госпромхозах поголовье оленей с началом радикальных реформ было разделено на паи и передано эвенкийским семьям. К концу 1990-х гг. от него осталось около 10%.В настоящее время оленеводство не носит в Забайкалье массового характера распространения. Большая часть оленьих пастбищ не используется. С течением времени безвозвратно теряются преемственность и навыки ведения оленеводческого хозяйства, так же как и соответствующего образа жизни. Официально в районе зарегистрировано три национальных хозяйства, существующих благодаря инициативе нескольких человек при поддержке родных.Исчезновение оленеводства привело к нарушению одного из главных принципов таежного традиционного природопользования, а именно комплексности его характера. Переход на использование охоты в качестве единственного источника дохода большинством эвенков создает условия для прямой зависимости благосостояния семей от рынка охотничьей продукции и природных условий. Это влечет за собой ощущение нестабильности и зыбкости бытия. Содержание оленьего стада создает дополнительный источник дохода, является гарантом необходимых денежных вливаний на случай кризиса семейного бюджета, позволяет семье оленевода удержаться на плаву при временном падении цен на охотничью продукцию или сокращении численности какого-либо промыслового вида животных. Занятие оленеводством создает предпосылки для безболезненного преодоления представителями эвенкийского этноса кризисных социально-экономических явлений, дает дополнительную точку опоры.Пока еще условия для развития оленеводства сохраняются: в большинстве своем не нарушены оленьи пастбища, в северных поселках есть люди, которые, в167принципе, могут заниматься оленеводством. При этом стимулирующую роль по возрождению оленеводства в регионе может сыграть именно потребность в интенсификации охотничьего промысла и необходимости рационального использования биоресурсного потенциала (мобильность, широкий охват территории, эко-логичность). Стремление заниматься оленеводством неизбежно приведет к необходимости закрепления территории, проявлению экономической активности, а значит, и созданию перспектив развития. Кроме того, все возрастающая потребность населения края и страны в экологически чистых продуктах питания объективно способствует поддержанию спроса на оленину и другую продукцию оленеводства.В наши дни оленеводство, скорее всего, не станет основой жизнедеятельности эвенков, как в былые времена, но в целом в жизнеобеспечении народа олень может и должен играть свою роль. Разделяя точку зрения Л.И. Миссоновой, изучающей оленеводческий этнос уйльта на Сахалине, отметим, что таежное оленеводство имеет свое будущее в форме семейных (не крупных коллективных) хозяйств [5]. При этом вся семья не кочует по тайге, а приручением и выпасом оленей занимаются отдельные члены семьи, ведущие кочевой образ жизни практически круглый год.Энергетическая ценность оленьего мяса ниже других известных видов мяса, что обусловливает его диетические свойства. Мясо оленя богато витаминами, важнейшими из которых являются витамины групп А и В. По питательным характеристикам оленина может быть отнесена к постной здоровой пище. Кроме того, она представляет собой экзотический уникальный продукт и известный во всем мире деликатес.В былые времена оленина использовалась коренными народностями Крайнего Севера как основной продукт в рационе питания. В исключительных природно-климатических условиях оленина была практически единственным продуктом, который содержал необходимый человеческому организму набор белков, жиров и витаминов.Основными покупателями и потребителями оленины в мире являются такие страны, как Германия, Южная Корея, Канада, Великобритания, Япония, Норвегия, Швеция, Финляндия [6], где это мясо считается экзотическим и за него готовы платить хорошие деньги. «Мировой рынок оленины составляет 5000 т в год, и Россия со своим поголовьем оленей на этом рынке занимает пока не более 5%. Тем временем в Европе оленины не хватает: скандинавские страны, например, способны удовлетворить собственные потребности в этом мясе лишь наполовину. Оленина, продающаяся в скандинавских магазинах по цене до 15 долларов за килограмм, у скандинавских животноводов закупается за 9 долларов» [7]. Рестораны Москвы берут ее за 650-700 руб. (т.е. около 30 долл.) за килограмм [7].К оленеводам Забайкалья неоднократно поступали предложения читинских предпринимателей о закупе оленины по высокой цене с целью реализации через ресторанную сеть. Но местные оленеводческие хозяйства пока не готовы к промышленному забою оленей на мясо.Процесс адаптации эвенков к рынку протекает медленно и трудно. В связи с этим возникает вопрос:«...существует ли в реальности некая зависимость между национальностью, этническим фактором и способностью к адаптации в рыночных условиях»? [8]. Понятие этничности включает в себя, кроме языка, фольклора, мифологии и прочего, также традиции, связанные с системой жизнеобеспечения. Социально-экономический строй жизни и хозяйственный опыт обусловливают трудовое поведение людей, которое направлено в первую очередь на материальное обеспечение себя и своего потомства, на достижение определенных жизненных благ. Под воздействием научно-технического прогресса и инновационной деятельности людей система жизнеобеспечения и определяемый ею образ жизни постоянно развиваются, корректируются и модернизируются. Поэтому уместно соответствовать требованиям современной экономики, не забывая богатый хозяйственно-экономический опыт предков.Зависимость между этничностью и способностью к адаптации в рыночных условиях отчасти существует, но нельзя абсолютизировать данное обстоятельство. Отдельные негативные моменты представляется возможным преодолеть путем преобразования общественных условий, препятствующих адаптации.Особая проблема - включение в предпринимательскую деятельность, вовлечение в бизнес, успех в котором ассоциируется с умением найти и внедриться в «свою» нишу рынка. При этом важно найти такую, часто очень узкую, область рынка, в которой коммерческая деятельность может стать прибыльным и устойчивым бизнесом. Процесс поиска ниши можно было бы определить как «выбор ограниченной по масштабам сферы хозяйственной деятельности с резко очерченным кругом потребителей, которая в наибольшей мере соответствует сравнительным преимуществам данного конкретного производителя» [9]. Традиционное природопользование имеет все шансы найти «свою» специфическую нишу рынка, первоначально ориентированную на ограниченный круг потребителей, располагающих достаточными финансовыми средствами, заботящихся о своем здоровье и стремящихся к обеспечению себя и своих близких экологически чистым мясом с высокой питательной и биологической ценностью. Ниша рынка оленины впоследствии может быть расширена за счет среднего класса и зарубежного потребителя.Государство в лице районных администраций должно стимулировать стремление эвенков к экономической самостоятельности. Реальность такова, что лишь в оленеводческо-промысловой деятельности эвенки могут конкурировать с представителями доминирующего этноса в освоении природно-ресурсного потенциала рассматриваемой территории. Только в оленеводстве коренное население не испытывает собственной профессиональной уязвимости при наличии конкуренции со стороны приезжего населения.Необходимо стремиться к тому, чтобы сохранение традиционного природопользования было не просто социальной миссией, но и экономической задачей. В современных социально-экономических условиях перспективность оленеводства в Восточном Забайкалье отчасти обусловлена следующими факторами:- таежное оленеводство предполагает минимум затрат на корма;168•·близость к потенциальным крупным потребителям оленины - странам Азиатско-Тихоокеанского региона;•·возможность безотходности отрасли: в переработку с целью получения широкого ассортимента полезных продуктов поступает вся туша оленя;•·потенциальный спрос на оленину высок как на внутреннем, так и на внешнем рынке.Для успешного функционирования национальных хозяйств в рыночных условиях нужно создать экономические и правовые основы. Анализ насущных потребностей оленеводческой отрасли эвенков позволяет назвать среди первостепенных мероприятий следующие шаги:1. Из существующих в Восточном Забайкалье оленеводческих хозяйств нужно выделить минимум два и объявить их племенными. Эти хозяйства должны получать реальную, финансовую поддержку государства в деле разведения и численного увеличения поголовья оленей. Продаже животных должна предшествовать рекламная акция.2..Дотации, поддерживающие другие оленеводческие хозяйства, должны предусматривать дополнительную поддержку начинающих, т.к. сумма в 252 руб. за взрослое животное и 700 рублей за олененка в единоличном хозяйстве, в котором 10 животных, роли не сыграет. Необходимо рассчитать прогрессирующую надбавку и ранжирование хозяйств по количеству оленей.3..Создание системы подготовки нужных специалистов для работы в отраслях традиционного природопользования (охота, оленеводство, переработка продукции этих отраслей) начиная с уроков домоводства в школах и заканчивая подготовкой менеджеров в вузах.4.Внедрение в оленеводство переработки всех по-лезностей и оснащение хозяйств по образцу существующих на зарубежном Европейском Севере технологических комплексов.Реализация предлагаемых направлений трансформации законодательной базы и ряда других условий позволит сделать реальным включение традиционного природопользования в систему рыночных отношений.ЛИТЕРАТУРА
Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка // Финансы и статистика. М., 2005. 560
Тишков В.Т. Рыночная экономика и этническая среда // Общество и экономика. 2005. № 12.
Старостина Н.М., Львов Ю.А. Мясными тропами // Деньги. 2007. № 27.
Кузьмичева М.Б. Состояние российского рынка мясного сырья нетрадиционных видов // Мясная индустрия. 2004. № 3. С. 10-14.
Миссонова Л.И. Уйльта Сахалина: большие проблемы малочисленного народа / Отв. ред. С.А. Арутюнов. М.: Наука, 2006. 295 с.
Восточное Забайкалье (Перспективы развития производительных сил Читинской области). Иркутск: Восточ.-Сиб. книж. изд-во, 1968. 188 с.
Территории традиционного природопользования Восточной Сибири: Географические аспекты, обоснования и анализ / А.Т. Напрасников, М.В. Рагулина, Л.Л. Калеп и др. Новосибирск: Наука, 2005. 212 с.
Традиционное природопользование эвенков: обоснование территорий в Читинской области / В.Ф. Задорожный, В.С. Михеев, А.Т. Напрасников и др. Новосибирск: Наука, 1995. 118 с.
Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации. М.: Городец, 2005. 384 с.