Приводятся результаты измерения степени выраженности психологической безопасности у жителей сибирского региона. Вводятся оригинальные суммарные индексы, позволяющие охарактеризовать убеждения человека относительно окружающего мира, его убеждения о себе самом и, как результат, его убеждения о том, в какой степени он может контролировать какие-либо процессы и события в таком мире. Осуществлена оценка психологической безопасности у выпускников средней школы и гимназий. Продемонстрирована корреляционная связь результатов ЕГЭ по математике с показателями «Ценность собственного «Я» и «Степень удачи, или везения», диагностируемыми с помощью Шкалы базисных убеждений
Psychological safety and its measurement with the a Scale of basic beliefs.pdf Психологическая безопасность постепенно становится «нормой» жизни современного человека и важным инди-катором ее качества. Убеждение в важности этого вида безопасности складывается из понимания того, что она, с одной стороны, является базисной потребностью человека [1], а с другой - рассматривается в качестве важного усло-вия, обеспечивающего его нормативное психическое и личностное развитие [2]. Как утверждал А. Маслоу (1968), потребность человека в безопасности и защите мотивирует его на установление разумного порядка, на структуру и прогнозируемость своего окружения. Другими словами, потребность в безопасности оказывается личностным фак-тором, способствующим самоорганизации жизни человека посредством нахождения в ней некоторого «разумного» порядка, создающего, по его мнению, определенность и предсказуемость собственного будущего.Схожей точки зрения придерживается американская исследовательница Ронни Янов-Бульман [3-5]. Она уверена, что здоровое чувство безопасности является одним из базовых ощущений нормального человека. Оно, в свою очередь, основано на трех категориях ба-зисных убеждений, составляющих ядро субъективного мира человека: 1) на вере в то, что в мире больше доб-ра, чем зла; 2) на убеждении в том, что мир полон смысла; 3) на убеждении в ценности собственного «Я». Их становление происходит в раннем детстве посред-ством взаимодействия со значимыми взрослыми. С целью диагностики базисных убеждений Р. Янов-Бульман разработала Шкалу базисных убеждений, вы-являющую восемь частных убеждений:1))благосклонность мира (BW, benevolence of world);2)доброта людей (ВР, benevolence of people);3)справедливость мира (J, justice);4)контролируемость мира (С, Control);5))случайность как принцип распределения проис-ходящих событий (R, randomness);6))ценность собственного «Я» (SW, self-worth);7))степень самоконтроля (контроля над происходя-щими событиями) (SC, self-control);8)степень удачи, или везения (L, luckiness).На их основе вычисляются три вышеупомянутые ка-тегории базисных убеждений, свидетельствующие об уровне личностной безопасности человека, его психиче-ской стабильности и успешности в повседневной жизни. Данный опросник, по мнению Р. Янов-Бульман, позволя-ет сравнивать базисные убеждения у разных групп людей, например, переживших различные виды травматического опыта. Он может быть использован и в индивидуальной работе: если показатели по какой-либо субшкале у чело-века сильно занижены, то это следует учесть при оказа-нии психологической поддержки. В норме показатели по всем субшкалам опросника не менее 3,5 баллов. Перевод этой Шкалы на русский язык и ее адаптация были осуще-ствлены О. Кравцовой [3].Шкала базисных убеждений была использована нами в нескольких исследовательских проектах, проведенных в Сибирском регионе с 2005 г. В частности, мы подтверди-ли то, что позитивные базисные убеждения сопровожда-ются высокими показателями социально-психологи-ческой адаптивности, целеустремленностью и способно-стью к самоорганизации деятельности, а также низкими показателями психических защит у школьников и студен-тов вузов. Позитивные базисные убеждения, как оказа-лось, сочетаются также с высокими показателями смыс-ложизненных ориентаций и низкими показателями авто-ритаризма у военнослужащих. Нами было установлено, что интеллектуально-одаренная молодежь, вовлеченная в инновационную деятельность, характеризуется убежден-ностью в благосклонности мира и окружающих людей, высокой оценкой ценности собственного «Я» и оптимиз-мом. Нами были продемонстрированы различия в степени выраженности базисных убеждений у жителей трех си-бирских городов - Новосибирска, Томска и Барнаула, отличающихся социально-экономическими условиями и инновационным статусом [6-17].В результате этих исследований была составлена обширная база данных, в которой содержатся психоди-агностические результаты более чем 1445 респонден-тов различного возраста. Средние значения показате-лей Шкалы базисных убеждений и ее суммарные ин-дексы («Благосклонность мира и окружающих людей», «Осмысленность жизни» и «Ценность собственного191Я»), вычисленные для выборки жителей сибирского региона, представлены в табл. 1.Судя по полученным средним значениям показателей и индексов Шкалы, жители Сибири позитивно воспринимают окружающий мир и открыты ему, доверяют окружающим людям и готовы к партнерскому взаимодействию сними, характеризуются высокой убежденностью в возможности контролировать жизненные события (управлять ими), высоко оценивают себя и склонны к оптимизму. Все это обусловливает переживание сибиряками чувства психологической безопасности, рассматриваемой нами в качестве важного условия для их личностного развития.Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений, вычисленные для выборки жителей Сибирского региона (возраст от 18 до 50 лет, п = 1445), баллыТаблица 1ШкалаСреднее значениеНижний квартильВерхний квартильСтандартное отклонениеБлагосклонность мира4,313,755,00,96Доброта людей3,973,54,50,87Справедливость мира3,773,254,30,90Контролируемость мира4,013,54,50,82Случайность как принцип распределения происходящих событий3,573,04,250,96Ценность собственного «Я»4,243,55,01,03Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями)4,153,754,750,91Степень удачи, или везения3,933,54,50,90Суммарный индекс «Благосклонность мира и окружающих людей»4,143,634,750,802Суммарный индекс «Осмысленность жизни»2,421,752,731,16Суммарный индекс «Ценность собственного Я»4,113,754,50,68Суммарный индекс «Мир и Я»4,113,754,560,685Суммарный индекс «Убеждение в способности контроля»3,983,584,420,66Суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я»0,520,450,580,12Суммарный индекс «Психологическая безопасность»3,102,813,440,52Собранный обширный материал позволил нам провести кластерный анализ при помощи метода Уорда (Ward's method) показателей восьми субшкал опросника Р. Янов-Бульман, в ходе которого было выявлено наличие нескольких самостоятельных кластеров (рис. 1).В состав одного из них вошли 4 субшкалы: «Благосклонность мира», «Доброта людей», «Ценность собственного Я» и «Степень удачи, или везения». Это позволило объединить их и рассчитать оригинальный суммарный индекс «Мир и Я» (который рассчитывался как среднее арифметическое от сложения показателей этих субшкал).В состав другого кластера вошли 3 субшкалы: «Справедливость мира», «Контролируемость мира» и «Степень самоконтроля». В соответствии с такойструктурой этого кластера был предложен новый суммарный индекс «Убеждения в способности контроля», который рассчитывался как среднее арифметическое от сложения показателей этих 3 субшкал. По нашему мнению, этот индекс отражает убежденность человека в том, что он способен контролировать жизненные события и управлять ими, а также своим состоянием и поведением.Как можно заметить (рис. 1), в процедуре кластерного анализа в самостоятельный кластер выделилась субшкала «Случайность как принцип распределения происходящих событий». Самостоятельность этой субшкалы подтвердилась и проведенным факторным анализом. В целом кластерная структура субшкал опросника Базисных убеждений в значительной степени совпадала с результатами факторного анализа.192Tree Diagram for 8 Variables Ward's method 1-Pearson гBU_BLAGO BU_DOBRO BU_SELF BU_VEZEN BU_SPRAV BU_CONTR SELF_CON BU_SLUC 02 С,40,6 0,8 Linkage Distance1,01,214Рис. 1. Дерево кластеризации: 8 субшкал опросника Базисных убежденийКроме того, из общих соображений мы посчитали целесообразным вычислять суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я», отражающий соотношение убеждений человека о природе окружающего мира (картина мира) и собственной природе (картина «Я»). Действительно, легко представить, что сложившееся представление человека о том, что он слаб и невезуч, хотя мир в целом «добр и благосклонен» (в этом случае индекс «Природа мира / Ценность Я» будет иметь высокие значения), может детерминировать у него вполне своеобразный стиль жизни. Противоположный стиль жизни можно, очевидно, ожидать у человека, считающего, что он «сильная личность», находящаяся в окружении жестокого и несправедливого мира (в данном случае суммарный индекс будет иметь минимальные значения).И окончательно мы вычисляли суммарный индекс «Психологическая безопасность» как среднее арифметическое от сложения показателей всех 8 субшкал (субшкала «Случайность как принцип распределения происходящих событий» брался со знаком минус). Значения этого суммарного индекса и позволяют количественно оценить степень переживания человеком своей личной безопасности. В итоге в своих работах мы стали учитывать 4 оригинальных суммарных индекса (см. табл. 1).Важно, что совокупность этих индексов, а также показателей Шкалы базисных убеждений позволяют охарактеризовать человека с трех сторон: его убежде-ний относительно окружающего мира, его убеждений о себе самом и, как результат, со стороны убеждений о том, в какой степени он может контролировать какие-либо процессы и события в таком мире (на что он может повлиять в мире).Для демонстрации возможностей использования Шкалы базисных убеждений мы приведем основные результаты одного из психодиагностических исследований, в котором приняли участие выпускники школ и гимназий. Оно проводилось в апреле 2006 г., когда 275 учащимся (в возрасте 16-18 лет) было предложено ответить на вопросы Шкалы базисных убеждений и опросника Социально-психологической адаптивности, разработанного К. Роджерсом и Р. Даймондом [18].Как показали результаты статистической обработки ответов выпускников, их средние значения показателей и индексов Шкалы находились в пределах нормативных значений, вычисленных нами для выборки людей более старшего возраста (см. табл. 1, 2). Тем не менее можно отметить, что средние значения показателей «Благосклонность мира» и «Степень удачи» у выпускников оказались ниже средних нормативных значений, а значения показателя «Случайность как принцип» выше среднего нормативного значения. Более низкие средние значения в выборке выпускников, по сравнению с общей выборкой, были характерны для суммарных индексов «Благосклонность мира и окружающих людей», «Мир и Я», а также «Психологическая безопасность».Средние значения показателей Шкалы базисных убеждений, вычисленные для выборки выпускников школ и гимназий (возраст от 16 до 18 лет, п = 275), баллыТаблица 2ШкалаСреднее значениеНижний квартильВерхний квартильСтандартное отклонениеБлагосклонность мира3,7834,51,13Доброта людей3,733,254,250,94Справедливость мира3,853,254,51,10Контролируемость мира4,123,54,750,97Случайность как принцип распределения происходящих событий3,913,254,51,14Ценность собственного «Я»4,183,54,750,92Степень самоконтроля (контроля над происходящими событиями)4,193,754,750,88Степень удачи, или везения3,6834,250,92Суммарный индекс «Благосклонность мира и окружающих людей»3,763,254,380,90Суммарный индекс «Осмысленность жизни»2,221,712,461,02Суммарный индекс «Ценность собственного Я»4,023,674,420,66Суммарный индекс «Мир и Я»3,843,444,250,68Суммарный индекс «Убеждение в способности контроля»4,053,674,50,73Суммарный индекс «Природа мира/Ценность «Я»0,490,410,560,14Суммарный индекс «Психологическая безопасность»2,952,693,250,51Следовательно, можно сделать вывод, что для выпускников школ в среднем свойственны тенденции к проявлению убежденности в неблагосклонном отношении мира и окружающих людей к ним, а также убежденности в случайности происходящих с ними событий. Как итог этих тенденций мы наблюдаем несколько сниженную степень переживания психологической безопасности выпускниками школ.Неясно, являются ли эти тенденции возрастной особенностью или они есть следствие специфической «социальной ситуации развития» выпускников, когда окружающие ожидают от них высокой результативностив период окончания школьного обучения, а они сами находятся в состоянии тревожного ожидания предстоящих будущих значимых изменений. Однако эти тенденции, по нашему мнению, могут препятствовать молодым людям адекватно планировать свое будущее в позитивном ключе, поскольку, как можно предположить относительно своеобразия мышления некоторых из них, во враждебном мире, в котором все происходит случайным образом, очевидно, им легче «плыть по течению».В ходе этого исследования мы оценили в группе выпускников (п = 81) возможную связь их результатов193ЕГЭ по математике со степенью выраженности у них некоторых психологических свойств. Как показали результаты корреляционного анализа, итоговые баллы по этому экзамену не коррелировали ни с одним из показателей социально-психологической адаптивности, измеряемых у выпускников с помощью опросника К. Роджерса и Р. Даймонда [18]. Отсутствие корреля-ций в этом случае едва ли может объясняться низкой чувствительностью используемого опросника, по-скольку на выборке первокурсников такие достоверные корреляции обнаруживаются. В частности, оказывают-ся положительно связанными между собой показатель успеваемости во время первой сессии (вычислялась усредненная экзаменационная оценка) и показатели адаптивности, принятия других и внешнего контроля поведения опросника Социально-психологической адаптивности. Мы посчитали, что, скорее всего, отсут-ствие корреляций в группе выпускников обусловлено эффектом «натаскивания» их педагогами в ходе пред-варительной подготовки к ЕГЭ по математике, которое может нивелировать зависимость результатов экзамена от индивидуальных особенностей и способностей уча-щихся.Вместе с тем статистическая обработка показала, что результаты ЕГЭ по математике значимо коррели-руют у выпускников с показателями «Ценность собст-венного «Я» и «Степень удачи, или везения», диагно-стируемыми с помощью Шкалы базисных убеждений (r = 0,341; p = 0,002 и r = 0,237; p = 0,033 соответствен-но). Этот факт свидетельствует о том, что даже в усло-виях «натаскивания» учащихся результативность их экзаменационной деятельности может определяться такими базисными убеждениями, как убежденность в высоких собственных личностных качествах и вера в то, что они удачливы в жизни, придающими уверен-ность в сложных жизненных ситуациях. Представляет-ся очевидным, что в случае, если у выпускников школы сформированы эти базисные убеждения, то они будут детерминировать их высокую успешность именно в ситуации проведения ЕГЭ, когда школьники в большей степени предоставлены самим себе. С другой стороны, это означает, что мишенями развивающего психолого-педагогического воздействия по отношению к учащим-ся должны стать не только их интеллектуальные спо-собности, но и (а может, в первую очередь) их лично-стная зрелость и оптимизм.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 490 с.
Резина А.С. К проблеме проявления авторитаризма среди военнослужащих // Материалы XIV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2007». М.: МГУ, 2007. С. 463-464.
Пахомова В.А., Гладких А.Г. Особенности темперамента, личностные черты и базовые убеждения молодых людей, различающихся степенью социализации // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого исследователя (Психология): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. Ч. 3. С. 49-50.
Пахомова В.А. Зависимость социализации юношей и девушек от их базисных убеждений // Культура, личность, социум: взгляд молодых психологов: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов / Под ред. С.А. Богомаза, Ю.В. Сметановой. Томск: АграфПресс, 2006. С. 21-23.
Нос Е.Ю. Психологическая безопасность как детерминанта личностного развития и самоорганизация деятельности (на примере студентов первого курса) // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». М.: МГУ, 2008. Ч. 1. С. 190-192.
Нос Е.Ю. Базовые убеждения и готовность к принятию нового у современных молодых людей // Студенты в научном поиске: Тез. докл. 4-й Всерос. студ. науч.-практ. конф. / Под ред. Р.А. Ахмерова, Е.Д. Дорофеева, С.П. Дырина. Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2007. Т. 1: Психология. С. 133-135.
Непомнящая В.А., Богомаз С.А. Непричинные динамизирующие детерминанты успешности молодых людей в инновационной деятельности // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 57-62.
Дробинина Л.В. Толерантность и базовые убеждения жителей трех городов Сибири // Человек. Сообщество. Управление. Взгляд молодого исследователя (Психология): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2006. Ч. 3. С. 22-23.
Гладких А.Г. Психологическая безопасность как условие развития ресурсов адаптации у подростков // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». М.: МГУ, 2008. Ч. 1. С. 338-340.
Богомаз С.А., Непомнящая В.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновационной компоненты личности в юности и молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. 25. С. 78-82.
Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. Особенности картины мира человека с высокой жизнестойкостью // Гуманитарные основания развития региона с высоким инновационным потенциалом: глобализация, идентификация, миграция: Материалы школы-семинара / Под ред. О.М. Краснорядцевой, С.А. Богомаза. Томск: Дельтаплан, 2007. C. 53-56.
Богомаз С.А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенностей представителей трех городов Сибири // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В.В. Знаков, Г.В. Залевский. М.: Институт психологии РАН, 2008. С. 262-297.
Богомаз С.А. Психологическая безопасность и искажение реальности в контексте проблем личностного развития // Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы: Сб. науч. тр. / Под ред. И.С. Морозовой. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. С. 125-130.
Janoff-Bulman R., Berger A. The other side of trauma: Towards a psychology of appreciation // Loss and trauma: General and close relationship perspectives. Philadelphia: Bronner-Routledge, 2000. P. 29-44.
.
Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of schema construct // Social Cognition. 1989. Vol. 7. P. 113- 136.
Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУим. М.В. Ломоносова, 2003. 112 с
Лызь Н.А. Модельные представления о безопасной личности // Известия ТРТУ. 2005. Вып. 7 (51). С. 21-25.
Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 352 с.