Критерии оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процессастудентов по показателям кардоинтервалографии | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318.

Критерии оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процессастудентов по показателям кардоинтервалографии

Разрабатывались критерии оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процесса студентов по показателям кардиоинтервалографии. На основе дискриминантного анализа результатов исследования создана статистическая модель, представленная набором линейных дискриминантных функций. По результатам двигательных тестов и значениям показателей кардиоинтервалографии вычисляются классификационные функции (y1 и y2). Сравнивая значения функций, мы принимаем решение об отнесении объекта к 1-й (студенты с удовлетворительной адаптацией) или 2-й группе (наблюдаются признаки напряжения механизмов адаптации).

The criteria valuing and prediction of study-training process of students whileusing the beat-to-beat analysis.pdf Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для вузов, представляет собой сложный многоуровневый социально-психофизиологический процесс (рис. 1) и со-провождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [3]. Наря-ду с высоким адаптационным потенциалом к комплексу факторов социального и природного окружения существу-ет высокий риск нарушения здоровья [2]. Как заинтересо-ванная сторона вуз должен выступать инициатором и орга-низатором целенаправленной и эффективной работы по сохранению, реабилитации и приумножению здоровья студенческого контингента. Особое значение отводится занятиям по физической культуре. При планировании ре-жима двигательной нагрузки в основном уделяют внима-ние только состоянию здоровья и не учитывают уровень функционального состояния организма.«Цена» приспособительных реакций организма к фи-зическим нагрузкам может выступать как одна из лими-тирующих характеристик функционального состояния и в значительной мере будет зависеть от специфики на-правленности тренировочного процесса [3]. Необходи-мость использования достижений науки в спорте неод-нократно отмечалась специалистами физической куль-туры. Слабая технологическая вооруженность и недос-таточная эффективность практики физического воспи-тания наряду с резким снижением уровня здоровья и продолжительности жизни населения России, с одной стороны, приоритет здоровья в программах социального развития физической культуры - с другой, стимулируют научный поиск, и возникает необходимость пересмотра прежних концепций физического воспитания.Внедрение образовательных технологий в систему физического воспитания Томского государственного уни-верситета позволило освободить спортивную деятель-ность от стандартизации учебного процесса и привело к вариативности оздоровительных занятий на основе при-менения индивидуальных методик [8]. Применение диф-ференцировки и индивидуализации учебно-трениро-вочного процесса с учетом физкультурно-спортивных ин-тересов, состояния здоровья, уровня физической подготов-ленности и функционального состояния организма позво-лит повысить эффективность нагрузок на занятиях физиче-ской культурой. Для оптимизации содержания двигатель-ной нагрузки необходимо использовать знания об особен-ностях индивидуального морфофункционального и психо-логического статуса обучающегося. Такой индивидуаль-ный подход в процессе физического воспитания позволит достичь высокой всесторонней работоспособности.Стрессогенные факторы обучения в вузеXЭмоциональное напряжениеАктивация адаптационных механизмовФормрованне стабильнойадаптации к нагружай (адаптационный оптимум)] Истощение адаптационных возможностейНарушения вегетативной адаптацииНарушенияпсихологическойадаптацииНевротшация личностиСомато-вегетатпвные нарушенияПовышение физической иинтеллектуальнойработоспособностиМанифестация психосоматических нарушенийРис. 1. Активация адаптационных механизмовЦелью исследования является разработка критериевБыли обследованы 100 студентов I и II курсов Том-оценки и прогноза эффективности учебно-трениро-ского государственного университета, занимающиесявочного процесса студентов специализации «футбол»на кафедре физического воспитания и спорта, специа-по показателям кардиоинтервалографии.лизация «футбол». Возраст юношей составил 16-19519 лет. Все обследуемые входили в основную медицинскую группу. В соответствии с целью и задачами эксперимента тренировочный процесс был направлен на формирование скоростной (анаэробной) выносливости, скоростно-силовых физических качеств и ловкости. Исследование проводилось в три этапа: I этап -начало учебного года, 1-й курс (сентябрь-октябрь);IIэтап - конец учебного года, 1-й курс (март-апрель);IIIэтап - начало учебного года, 2-й курс (сентябрь-октябрь). Для изучения состояния механизмов регуляциисердечного ритма использовался метод кардиоинтервалографии. Исследовалась общая вариабельность сердечногоритма с помощью методики P.M. Баевского.Для разработки алгоритмов донозологического мониторинга применяется оценка различных физиологических показателей и их взаимосвязь. В ходе работы был использован дискриминантный анализ (Discriminant Function Analysis). Данный метод относится к системе методов классификации «с учителем». Цель анализа состоит в том, чтобы на основе измерения различных характеристик (признаков, параметров) объекта классифицировать его, т.е. отнести к одной из нескольких групп (классов) некоторым оптимальным способом. Под оптимальным способом понимается либо минимум математического ожидания потерь, либо минимум вероятности ложной классификации. Результатом дискриминантного анализа является статистическая модель, представленная набором линейных дискриминантных функций, определяющих границы принятия решения в пользу той или иной группы (класса). Количество линейных дискриминантных функций равно количеству групп. Линейная дискри-минантная функция представляет собой линейнуюкомбинацию переменных (показателей), включенных в модель:Y=a-X+b, где Y - значение линейной дискриминантной функции; X - определяющая переменная; а - коэффициент при определяющей переменной; Ъ - независимая константа.Так как массив экспериментальных данных накапливается, то эти коэффициенты постоянно уточняются.Для определения значимых факторов были исследованы следующие показатели: возраст, антропометрические данные (уровень гармонического и физического развития), данные кардиоинтервалографии (исходный уровень функционирования, напряжение систем регуляции, функциональные возможности сердца и систем регуляции сердечного ритма), результаты тестов общей физического подготовки. По данным кардиоинтервалографии юноши были разделены на две группы: 1) студенты с удовлетворительной адаптацией (п = 50); 2) студенты с признаками напряжения механизмов адаптации (п = 50).При сравнении показателей сердечного ритма фоновой пробы в 1-й и 2-й группах наблюдались следующие изменения: АХ (вариационный размах) достоверно увеличивается во 2-й группе (рис. 2, А). Это свидетельствует об увеличении активности функционирования парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. ИН (индекс напряжения) достоверно снижается в 1-й группе наблюдения, а во 2-й группе достоверно увеличивается. Это говорит о том, что в 1-й группе наблюдается снижение централизации управлением ритма сердца (рис. 2, Б). ВПР (вегетативный показатель ритма) достоверно ниже в 1-й группе наблюдения. Это говорит о преобладании парасимпатической нервной регуляции (рис. 2, В).0,35 0,30,25+ 0,2+! 0,15ом0,050,3210,1 М-1^~( 0,18 (0,14;0,2Г1 -я группа Ш этап2-я группа Ш этап1-ая группа Ш 2-ая группа ШэтапэтапВПР12-f^ / // 10 8 6 4 2 011 ±6,4 / / 3,7 (2,8; 4,8)/ 1-ая гэуппа Ш этап 2-ая группа Ш этапВРис. 2. Характеристика сердечного ритма фоновой пробыРезультаты представлены в виде среднего значенияизвестен. Статистически значимое различие (р

Ключевые слова

футбол, вариабельность сердечного ритма, физиологический мониторинг, адаптация, функциональное состояние организма, football, heart rate variability, physiological monitoring, adaptation, functional status

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Васильев Владимир НиколаевичСибирский государственный медицинский университет (г. Томск)доктор медицинских наук, профессорkapil@yandex.ru
Кабачкова Анастасия ВладимировнаТомскГУnastyakv@rambler.ru
Капилевич Леонид ВладимировичТомскГУдоктор медицинских наук, профессорkapil@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Шилько В.Г. Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании студентов // Вестник ТГУ. 2004. № 283. С. 205-210
Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения метода. Иваново, 2000. 200 с.
Мамий В.И. Спектральный анализ и интерпретация спектральных составляющих колебаний ритма сердца // Физиология человека. 2006. Т. 32, № 2. С. 52-60.
Краткая характеристика и методика развития основных физических качеств: Метод. рекомендации для студ. гуманит. вузов / Сост. И.В. Лосева, Г.Ю. Голубев, И.А. Герасимова, А.В. Пудов. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 28 с.
Капилевич Л.В. Методы функционально-диагностических исследований. Томск, 2005. С. 36-45.
Казин Э.М., Варич Л.А. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе // Физиология человека. 2005. Т. 31, № 1. С. 77-81.
Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук. 2006. Т. 37, № 3. С. 42-57.
Баевский Р.М., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. 2001. № 3. С. 108-126.
 Критерии оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процессастудентов по показателям кардоинтервалографии | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318.

Критерии оценки и прогноза эффективности учебно-тренировочного процессастудентов по показателям кардоинтервалографии | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318.

Полнотекстовая версия