Динамика личностных характеристик консультантов телефона доверия в процессе реализациипрофессиональной программы подготовки
Рассматриваются профессионально-личностные качества психолога, способствующие эффективному взаимодействию консультант - клиент; приводятся результаты исследования влияния профессиональных программ подготовки на личностные характеристики консультантов телефонов доверия
Dynamics of personal characteristics of consultants of Telephone of help in realization process of training program.pdf Психологическое консультирование как вид профес-сиональной деятельности предполагает наличие двух со-беседников, вступающих в отношения «консультант -клиент». Существующие индивидуальные различия кон-сультантов и клиентов как двух разных людей становятся фактором, влияющим на само психологическое консуль-тирование. Все больше специалистов, занимающихся теорией и практикой консультирования, склоняются к мнению, что качество межличностных отношений кли-ента и консультанта является более важным фактором эффективного взаимодействия, чем то, какую филосо-фию, метод или технику избрал психолог [1].В данном исследовательском вопросе на первый план выступают личностные и профессиональные ка-чества консультанта. Карл Роджерс выделил и описал три необходимых условия, которым должен отвечать диалог консультанта и клиента, чтобы рост клиента осуществлялся в направлении более глубокой адапта-ции к окружающей среде при опоре на свои врожден-ные тенденции (триада Роджерса): подлинность, при-нятие и эмпатия.Е. Колшед (Coulshed, 1991) приводит следующий перечень качеств эффективного консультанта, впрочем, очень похожих на гуманистические принципы: эмпатия и понимание; уважение - вера в способность клиента справиться с проблемой; конкретность или способ-ность быть определенным, готовность помочь другому; подлинность; конгруэнтность; непосредственность -работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования.Личность консультанта выделяется во всех теорети-ческих системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования [2]. Подчеркиваются то одни, то другие черты личности, способствующие достижению эффективного результата коммуникации. Английский психоаналитик венгерского происхождения M. Balint (1957) говорил о том, что психотерапия - не теоретиче-ское знание, а навыки личности. З. Фрейд на вопрос о критериях успешности психотерапевта ответил, что пси-хоаналитику не обязательно иметь медицинское образо-вание, а необходима наблюдательность и умение прони-кать в душу клиента. В общем, известна точка зрения, что «целительное воздействие на пациента оказывает лич-ность врача». По существу, основная техника психологи-ческого воздействия - «я как инструмент».К особо «вредным» качествам консультанта Wolberg (1954) относит авторитарность, пассивность и зависи-мость, замкнутость, склонность использовать клиента для удовлетворения своих потребностей, неумение быть тер-пимым к различным побуждениям клиентов, невротиче-скую установку относительно денег. Напротив, культиви-руемые особенности консультанта - это чуткость, объек-тивность (не отождествление себя с клиентом), гибкость, эмпатия и отсутствие собственных проблем. A. Gombs в исследовании личности психолога установил, что преус-певающий консультант обычно воспринимает других людей как способных решать собственные проблемы и принимать на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не с предметами.Отечественный исследователь Н.Н. Обозов обраща-ет внимание на следующие качества: безоценочное отношение к индивидуальным различиям людей, чут-кость к эмоциональному состоянию человека, пластич-ность (динамичность в сочетании с гибкостью, эмо-циональная сдержанность и терпимость как способ-ность избегать невротических и субъективных откло-нений в собственных оценках и поведении, умение вы-страивать и выдерживать до конца свою линию пове-дения, наличие знаний в области возможного поведе-ния людей в конфликтах.Ю.В. Емельянов в качестве принципов отбора прак-тических психологов требует оценки показателей эмо-ционального контроля и психической стабильности по шкалам:- надежность - непредсказуемость;- сдержанность - импульсивность;- теплота - враждебность;- оптимизм - пессимизм;- открытость - подозрительность;- непринужденность - скованность;- энергичность - вялость;- приспособляемость - неприcпособляемость [4].Делая обзор литературных источников о свойствах личности консультанта, Р. Кочюнас приходит к выводу о том, что все личные характеристики эффективного психолога должны отвечать понятию зрелости лично-сти консультанта и подтверждает эту мысль постула-тами квалифицированного психологического консуль-тирования К. Шнейдера [2]:1.Личная зрелость консультанта. Подразумевается,что психолог успешно решает свои жизненные про-блемы, откровенен, терпим и искренен по отношению ксебе.2..Социальная зрелость консультанта. Психолог способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отноше-нию к клиентам.3.Зрелость консультанта - как процесс, а не со-стояние. Подразумевается, что невозможно быть зре-лым всегда и везде.2.204Возможно, что различные виды терапий и формы оказания психотерапевтической помощи в силу своей специфики требуют особых личностных и профессиональных качеств консультантов. Например, кризисные состояния клиентов, с которыми чаще всего психолог сталкивается в дистантной форме консультирования, могут обернуться стрессом и для специалиста. Следовательно, такие личностные качества, как стрессоустойчивость, контроль своих эмоций, толерантность, эмоциональная и психическая стабильность, выступают профессионально-значимыми прежде всего для телефонного консультанта.Эмоциональная устойчивость необходима психологу, консультирующему на телефоне доверия, и при встрече с манипулятивным абонентом: розыгрыши, болезненное пристрастие к сквернословию по телефону, мастурбация «на голос», обращения по поводу актуальных сенсаций, использование психолога для знакомства, обращения в алкогольном и наркотическом опьянении.Как известно, телефон доверия характеризуется сверхобращаемостью по сравнению с очным консультированием, темы звонков непредсказуемы и разнообразны: конфликты, семейные проблемы, насилие, суицид и т.д. Психолог должен быть готов к оказанию помощи в любом направлении и при любом состоянии абонента, результата взаимодействия можно достичь при наличии высокого интеллекта, гибкости мышления, способности структурировать информацию, специальных знаний и навыков, умения применить их в практике, обучаемости новым методам.М. Скалли и Б. Хопсон (Scalli, Hopson, 1979), придерживаясь явно выраженной клиент-центрированной ориентации, видят залог эффективности консультирования в личностном развитии консультанта. Для того чтобы психологу быть уверенным в собственной профессиональной эффективности, нужно постоянно осознавать динамику своего личностного развития. Осознавая процесс собственных изменений, настаивают авторы, консультант обеспечивает и некоторый контроль над направлениями его работы с людьми.Итак, по общему мнению исследователей, эффективность консультанта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками.Многие современные исследователи личности консультанта согласны с тем, что в период становления психолога-практика необходимо способствовать его всестороннему личностному развитию в русле профессиональных требований. Опытные психологи на протяжении своей деятельности с целью предупреждения «сгорания» и повышения качества помощи также должны следить за личностным и профессиональным ростом. Данной цели можно достичь посредством специально разработанных профессиональных программ подготовки специалистов. Проблема заключается в оценке эффективности подготовки в плане личностного развития консультантов.Нами было сделано предположение о влиянии профессиональных систем подготовки телефонных консультантов на изменения в личностной сфере специалистов в направлении зрелости и профессионализма, причем положительное влияние возможно как для начинающих, так и для опытных консультантов. Нами была проведена оценка изменения личностных и профессиональных качеств консультантов и волонтеров сети телефонов дове-рия, прошедших образовательную программу и суперви-зию в течение 150 часов. В исследовании принимали участие 200 человек: студенты-психологи, специалисты и добровольцы экстренных кризисных служб. При этом использовалась возможность проанализировать группы начинающих психологическую деятельность и группы приктикующих психологов, имеющих опыт работы на телефонах доверия более двух лет. Целью данного сравнения стало выявление разницы влияния образовательных программ на личностные характеристики опытных психологов и начинающих работать в сфере психологического консультирования для возможности коррекции дифференцированной программы подготовки.Для определения специфики личностной динамики специалистов телефонов доверия в процессе приобретения знаний и практического опыта мы избрали методику семантического дифференциала.Сравнительный анализ методики оценкиличностных и профессиональных характеристикконсультантов телефонов доверия до и послереализации программы подготовкиТрансляцией знаний и знакомством с особенностями телефонного консультирования мы не достигли бы цели по установлению эффективного контакта консультант -абонент, если бы не ставили задачей развитие коммуникативных навыков. Но, видимо, собственная общительность отличается от профессиональной общительности, положенной в рамки телефонного разговора. В нашем исследовании оценка по профилю «замкнутость - общительность» у всех психологов в конце программы сдвинулась к меньшей откровенности, что, возможно, стало результатом их рассуждений о соотношении высказываний консультантом личных сведений о себе и активного слушания в процессе беседы. Наиболее показательными получились изменения в характеристиках «несобранный - ориентируется в ситуации».Способность анализировать создавшуюся ситуацию кризисного консультирования проявилась как у опытных консультантов, так и у начинающих специалистов. Уровень тревоги, сопровождающей психологов в столкновении с неожиданностью обращения, также становится значительно меньше в связи с информированностью и анализом случаев на практических семинарах (рис. 1).В разной степени оценили себя консультанты по характеристикам «уступчивый - склонный к лидерству»: им свойственны черты с разной степенью уступчивости и упрямства. Лидерство, понимаемое как «быть ведущим в диалоге», чаще принимается молодыми психологами. Слушающий, уступающий в подаче информации -характеристики опытных консультантов. В целом наличие лидерских черт после подготовки не изменилось. По-разному определяемые дефиниции сказались и на приближении к средним показателям по «совестливости, аккуратности». В оценках психологов в равной степени присутствуют как независимость суждений, так и соотнесение содержания консультации с моральными принципами. Специалисты стремятся удержать баланс между следованием нравственным, этическим законам и экспертной независимой оценкой ситуации, что особенно важно в работе с кризисом.205Выделяемая нами наиболее важная для телефонных консультантов личностная характеристика стрессоустой-чивости проявилась в положительной динамике (рис. 2).Большинство участников исследования оценили свою готовность работы в сложных условиях кризисной помощи. О появившемся умении абстрагироваться от проблем абонентов, по-видимому, говорят изменившиеся в сторону реалистичности оценки своей сентимен-тальности и чувствительности. Одинаковая динамика характеристик у начинающих и практикующих психологов обнаружилась и по профилю «доверчивый - подозрительный». Можно предположить, что обязательность проверки запроса и проблемы абонента, поиск информации и оценка ситуации склоняют консультанта в сторону объективности нежели полной веры всему, что декларирует клиент.Начинающие консультанты30,00% -20,00% -10,00%-0,00% -Практикующие консультанты40,00% 1 30,00% ■ 20,00% ■ 10,00%-0 00% ■лд ♦-«''\ д -♦- до подгот -■- после под*%*¥щ♦-Ф- до подгот -■- после под ^L 1ш ^Иг12 т345 ый6 Сп78 1НЬ910123 4 5 Тревожный6 7 Спокой8 ный910Рис. 1. Результаты изменений в оценках по профилю «тревожный - спокойный»40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%Практикующие консультантыг*1'ч --до подгот -■-после под*1%^ ш.*)1 23456789 10 Робкий, несмелый - Смелый, стрессоустойчивыйНачинающие консультантыпJ*{l-Ф-до подгот,/*ы1WL-■- после под*ш 123456789 10 Робкий, несмелый - Смелый, стрессоустойчивыйРис. 2. Результаты изменений в оценках по профилю «робкий - стрессоустойчивый»Оценивание себя по шкале «прагматичный - мечтательный» мало изменилось после обучения, все остались более романтиками, чем прагматиками. 50% участников программы определили себя по средним показателям «наивности - проницательности». Подготовка разделила группы волонтеров и опытных консультантов на тех, кто ближе к «прямоте, наивности», и тех, кто более «проницательный, изысканный». Этот факт можно объяснить, например, произошедшим выбором методов консультирования: прояснение проблемы с помощью прямых вопросов или предположение и проверка гипотез путем вербализации. В первом случае консультанты выделили в себе наивность, во втором - проницательность. Считающие себя уязвимыми практикующие на телефонах доверия оценили себя безмятежными, а характеристики начинающих переместились в сторону уязвимости. Многие участники объяснили это полученным большим объемом информации о многообразии умений и навыков консультирования, которыми они еще не обладают. Тем не менее в процессе отработки практических навыков консультанты приобрели некоторое свободомыслие в отличие от консерватизма.Вновь подтвердилась гипотеза о том, что специализация по телефонному консультированию развивает у психологов умение анализировать и предполагать различныеварианты решений, творить, а не оставаться в жестких рамках обстоятельств. Динамика личностной характеристики «самостоятельности» подтверждает оценивание себя как самостоятельного в принятии решений в результате приобретенного умения создавать алгоритмы консультирования в уникальных ситуациях абонента.Эмоциональные характеристики, на которые также воздействует программа профессиональной подготовки, изменились от напряжения к расслабленности и невозмутимости, зато среди практикующих психологов появились тревожные. Тревожность не как состояние, а как повышенная ответственность за происходящее на кризисных линиях. Оценки по шкале «экстраверсии - интровер-сии» не претерпели изменений, причем среди опытных консультантов больше экстравертов, среди начинающих -интровертов. Значимыми показателями для нас являлись оценки по профилю «ригидность - открытость» (рис. 3).После подготовки увеличилось количество консультантов, оценивших себя приближенно к «открытости, оригинальности идей». Это позволило нам сделать вьшод о формировании творческого, уникального подхода психологов к консультированию при твердом знании основ, специфики, закономерностей в терапии кризисных состояний (т.е. тематических алгоритмов). Увеличился процент консультантов, ощущающих большую уверенность в206себе после подготовки. Знание особенностей телефонного скорее вселяет уверенность в собственных силах, дает консультирования не отпугивает молодых специалистов, основу для самосовершенствования (рис. 4).30,00%20,00%10,00%0,00%40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%Практикующие консультантыя*,Ъ -Ф- до подготJ -■- после подVi1 23456789 10Ригидность, негибкость - Открытость,оригинальность идейНачинающие консультантыtА4Iw4-♦- до подгот -■- после под123456789 10 Ригидность, негибкость - Открытость, оригинальность идейРис. 3. Результаты изменений в оценках по профилю «ригидность - открытость»30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%Практикующие консультантыА/\я,1\\ -♦- до подгот -■- после подf 'JV^ м1*5 *?чА■123456789 10Уверенный в себе - Неуверенный40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%Начинающие консультантыI\Л -♦-до подгот -■- после под\1с 1 1I♦hVt123456789 10 Уверенный в себе - НеуверенныйРис. 4. Результаты изменений в оценках по профилю «уверенный - неуверенный»Специфика телефонного консультирования предполагает сосредоточенность на ситуации, невозможность обращения за профессиональной помощью в режиме диалога, поэтому независимость от окружающих, в том числе от абонента, высоко ценится в личных характеристиках консультанта.После обучения консультанты двух групп стали более независимы, чем были раньше. Глубокое погружение в тематику кризисного консультирования не изменило веселый, жизнерадостный нрав участников - они подтвердили свои результаты, но и психологов с характеристикой «серьезный» после обучения стало больше. При ответственном подходе каждый запрос абонента определяется как серьезный и «отрабатывается» консультантом в полную силу. В результате профессиональной рефлексии с супервизором приходит понимание большой ответственности за разрешение кризисной ситуации абонента.Таким образом, исследование показало, что наблюдаются видимые изменения в личностных характери-стиках опытных и начинающих свою деятельность телефонных консультантов в результате профессиональной подготовки. Подтвердилась гипотеза о позитивном влиянии специализированных программ на личностную сферу психологов. Анализируя данные, можно сделать вывод: опыт работы и профессиональные знания по телефонному консультированию накладывают отпечаток на изменение личностных качеств и восприятие себя консультантами.Разрабатывая программы профессиональной подготовки, следует учитывать разницу в опыте консультирования и уровне профессиональных знаний специалистов, при этом влияние на личностную сферу происходит в одинаковой степени независимо от опыта. Элементы тренинга личностного роста, включающие проработку личных проблем, мешающих профессиональному контакту с абонентом, способствуют предотвращению «сгорания» и определяют направления в дальнейшем личностном и профессиональном совершенствовании.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 309
Ключевые слова
профессионально-личностные качества, консультант телефона доверия, профессиональные программы подготовки, эффективность взаимодействия, professional and personal merits, confidential line consultant, professional training programs, effectiveness of interactionАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Скавинская Елена Николаевна | ТомскГУ | elskav@mail.ru |
Ссылки
Практика телефонного консультирования: Хрестоматия / Ред.-сост. А.Н. Моховиков. 2-е изд., доп. М.: Смысл, 2005.
Хэмбли Г. Телефонная помощь, Одесса, 1992.
Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2003.
Емельянов Ю.В. Активное социально-психологическое обучение. Л.: ЛГУ, 1985.
Алан Е. Айви, Мэри Б. Айви, Линк Саймен-Даунинг. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: Практическое руководство. М., 1999.
Хачатурян С.Д. Психологические условия эффективности функционирования «Телефонов доверия». Владимир, 2000.
Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия. М.: Академический проект, 2003.
Гулина М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2000.
