Временное пространство похвалы | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Временное пространство похвалы

Речевые высказывания и их устойчивые типы - жанры речи - ситуативны, непосредственно связаны с временной локализацией обозначенного в семантике события или состояния. Событийное время оказывает существенное влияние на образ коммуникативного времени в границах жанра. Задача данного исследования оценочного жанра похвалы заключается в выявлении типологического признака времени посредством анализа как его коммуникативной составляющей, так и событийной

Temporary space of the praise.pdf Всякое высказывание как единицу речевого обще-ния от предложения отличает включенность в ситуа-цию, контекст. «Предложение является значащим эле-ментом целого высказывания, приобретающим свой окончательный смысл лишь в целом. Если предложе-ние фигурирует в качестве законченного высказыва-ния, то оно приобретает свой целостный смысл в опре-деленных конкретных условиях речевого общения» [1. С. 175]. Ситуативность высказывания непосредственно связана с временной локализацией обозначенного в семантике события или состояния.Изучение речевых жанров - устойчивых типов вы-сказываний - невозможно без исследования темпо-рального фактора. Тот или иной тип высказывания имеет специфичные для него условия временной реа-лизации, которые входят в его коммуникативный ба-зис. Одной их первых на важность временной состав-ляющей в структуре жанра указала Т.В. Шмелева. Раз-вивая жанровую концепцию Бахтина, она разработала модель речевого жанра, включающую семь конститу-тивных жанрообразующих признаков, два из которых непосредственно имеют временную семантику - это образ прошлого и образ будущего [2. С. 92]. В таком понимании временной фактор - составляющая описа-ния именно коммуникативных обстоятельств реализа-ции высказывания. Так, образ коммуникативного про-шлого определяется исследователем как отношение высказывания данного жанра к уже сказанному в цепи речевого общения, в то время как образ коммуникатив-ного будущего - отношение высказывания данного жанра к тому, что должно быть сказано в дальнейшем.Определяющими для данного исследования, посвя-щенного анализу временной «рамки» и временной семан-тики оценочного жанра похвалы, во многом стали изло-женные выше идеи. Уточним в этой связи лишь один мо-мент: на наш взгляд, на образ коммуникативного времени в жанровых границах похвалы самым непосредственным образом влияет событийное время. Под событийным вре-менем здесь понимаются традиционно выделяемые по признаку соотнесённости момента речи и описанного в ней события три временных отрезка: прошедшее время как описание факта, свершившегося до момента речи; настоящее время, указывающее на одновременное совер-шение речевого действия и события, обозначенного в высказывании; будущее время, характеризующее ещё не случившееся к моменту речи событие [3. С. 561]. Таким образом, задача жанрового анализа заключается, в том числе, в выявлении типологического признака времени посредством анализа как его коммуникативной состав-ляющей, так и событийной.Речевой жанр похвалы, безусловно, является оце-ночным типом высказывания. Отличительным свойст-вом всякой оценки является её второстепенность по отношению к первичной, базовой категории - оцени-ваемому объекту. Только наличествующий объект или произошедшее событие может быть оценено с точки зрения той или иной шкалы ценностей. Согласно илло-кутивной цели похвалы оценка распространяется, во-первых, на свершившиеся действия и поступки челове-ка (объект оценки - одушевлённое лицо), а во-вторых, на явления окружающего мира, входящие в сферу его жизнедеятельности (неодушевлённый объект оценки) [4. С. 19]. Эта типология и положена в основу темпо-рального анализа интересующего нас жанра.Реализация похвалы первого типа - похвалы оду-шевлённому лицу - основана на учете и включении в семантическую структуру высказывания элемента со-бытийного прошлого. Это совершенно естественно, поскольку причиной, вызывающей появление похвалы, в абсолютном большинстве случаев является событие прошлого (определенное достижение субъекта) либо его конститутивные свойства и качества, опять-таки сформированные в прошлом. В результате похвала как оценка достижений строится относительно хронотопа «там» и «тогда»:Девушка (сестре): Оля, я поставила сама укол!Сестра: Молодец!Девушка: Теперь вот жду последствий. Хорошо, что ты пришла.Сестра: Да брось ты! Всё будет хорошо! Поздравляю тебя с боевым крещением! Молодец! Всё когда-то прихо-дится делать в первый раз, а уколы делать надо уметь.(Язык Красноярска: архив автора; август 2007).Преодоление страха и физический акт как следствие волевого усилия, с успехом совершенные субъектом, получают высокую положительную оценку и эмоцио-нальную поддержку со стороны говорящего. Сама же оценка совершается уже по прошествии определенного времени после действия. Таким образом, аргумента-тивная часть «похвального» высказывания, встроенная во временную рамку событийного прошлого и оформ-ленная, кстати, самим объектом похвалы (я поставила сама укол), одновременно в диалоге имеет характери-стику коммуникативного прошлого по отношению к оценочной части похвалы (Молодец!), которая в при-мере выступает в качестве ответной реплики, высказы-вания-реакции на полученную информацию.Говоря о базовом событийно-временном простран-стве реализации жанра похвалы, необходимо обратить внимание на особые случаи воплощения данного жан-рового признака, в которых мотивировка похвалы ос-нована на актуальном настоящем. Это тот случай, ко-гда координата оцениваемого действия совпадает с временной составляющей момента речи; см. пример:15[Разговор во время танца].ясь на коммуникативное прошлое в форме запроса по-Мужчина (женщине): Ты так хорошо двигаешься,хвалы:танцуешь!..Мать (дочери, за ужином): Ну что, понравился салат?Женщина: Спасибо!Дочь: Конечно, понравился, очень вкусный салатик!Мужчина: Ты, наверное, училась танцевать? Я(Язык Красноярска: архив автора; июль 2007), - так итоже занимался танцами.инициативной репликой, направленной на продолже-Женщина: Ну да, было время, училась. Ещё и боль-ние обсуждения оцениваемого объекта, т.е. на перлоку-шая практика была. (Язык Красноярска: архив автора;тивный эффект со стороны адресата:январь 2006.)Девушка (соседке по комнате в общежитии): КакойВ данном сюжете действие и его оценка, можноу тебя ножик хороший! Ты почему говорила, что онсказать, происходят одновременно, в хронотопеплохой?«здесь» и «сейчас». Однако за актуальным настоящимСоседка: Так ты же его сейчас наточила…временем здесь стоит импликатура действия, связанно-Девушка: Ну вот, он не плохой, его просто нужного не только с моментом речи, но и с моментом, пред-было заточить… А так он хороший!шествующим речи, и с моментом, следующим послеСоседка: Теперь - да. Я же имела в виду, что пло-него. В отечественной лингвистике такое особенноехой, потому что тупой.представление действия во времени называется расши-(Язык Санкт-Петербурга: архив автора; ноябрьренным настоящим [5. С. 74]. Действительно, мужчина2006.)в сюжете оценивает танцевальные действия женщины вТеперь рассмотрим, имеют ли свою специфику се-хронотопе «всегда», имея в виду не только данныймантика и временной образ времени у похвалы в сфереконкретный танец, а умение танцевать вообще, кото-телевизионной коммуникации. Выбранное для сравни-рым она обладала до момента речи, эффектно демонст-тельного исследования коммуникативное пространстворирует сейчас и которое останется с ней по окончанииток-шоу характеризуется игровой направленностью и,данного разговора. По мнению автора данной статьи,по сути, представляет собой имитацию коммуникатив-даже эта временная всеохватность представленнойных ситуаций из реальной жизни, наполненных оце-оценки самым непосредственным образом связананочными высказываниями.именно с фактором прошлого. Похвала - жанр, в кото-Как показывают наблюдения, в абсолютном боль-ром оцениваются достижения человека или его настоя-шинстве случаев в телевизионных ток-шоу реализуетсящие качества и состояния, характеризующиеся, однако,похвала первого типа. Ретроспективный характер ар-обязательным предыдущим приложением усилий, воле-гументативной части похвалы, направленной в адресвым напряжением, вследствие чего и становится воз-одушевлённого лица, объясняется особенностями со-можным положительное развитие личности.держательной идеологии и организации телевизионно-Перейдём к рассмотрению похвалы второго типа,го шоу, суть которого - знакомство многотысячнойнаправленной на неодушевлённый объект: предмет, яв-аудитории с неким героем, совершившим достойноеление, ситуацию и т.д. Если похвала лицу оцениваетвнимания действие, участвовавшим в необычном со-объект через предпринятые им действия, т.е. в динами-бытии, интересным той или иной характеристикой ли-ке, развитии, имеющих корни в прошлом, то анализ по-бо обстоятельством личной жизни, т.е. выделенным изхвалы второго типа фиксирует ценность статичногообщей обывательской массы. Положительная оценка вобъекта в его перманентном состоянии. Прошлого объ-таком случае распространяется на его действия и по-екта как бы не существует, точнее, оно неактуально дляступки, предшествовавшие речевому акту похвалы:говорящего. Соответственно аргументативная часть вы-Авангард Леонтьев (актер): Мама совершила под-сказывания (параметры похвалы) оформлена здесьвиг, потому что родила меня в 44 года.грамматическим настоящим временем; см. пример:(НТВ. «Продолжение следует…»; тема «Что в име-Девушка (подруге, в магазине): Смотри, какаяни тебе моем…»; 12 февр. 2002.)книжка! Может, взять такую племяннику?Как и в случае с примерами из обиходно-бытовойПодруга: Ого! Вот до чего техника дошла: книги ссферы, событийное прошлое героя, характеризующеесямузыкой и песнями! Н-да, в моём детстве «Бременскиеоткровенно положительно, влечет за собой его описа-музыканты» в книге и на пластинке раздельно были…ние в грамматических формах прошедшего времени. АДевушка: Ну правда же, здорово?! Хорошая книж-это, в свою очередь, организует образ коммуникатив-ка! Возьму её, и ещё что-нибудь посмотрим. (Языкного прошлого шоу-похвалы: сценарий телевизионнойКрасноярска: архив автора; июнь 2007.)программы задаёт то условие, что человек, приходя-Оценка хорошей книги, интересного фильма, пре-щий в студию, должен обязательно рассказать об опре-красного вечера, других явлений окружающей челове-деленном событии из своей предшествующей жизни;ка действительности производится, как правило, в на-только благодаря этому он становится «героем» и объ-стоящем общения. В нем одновременно «положитель-ектом публичной оценки. Таким образом, коммуника-но» существует сам объект или явление. Мотивировкативное прошлое похвалы в ток-шоу - это рассказ, илипохвалы, расположенная в событийном настоящем, -«история», героя программы, как правило, являющийсяэто грамматическая норма для похвалы второго типа.организующим центром основной коллизии телевизи-Что касается временного фактора как элемента жанро-онного действия и инициирующий саму жанровуювой характеристики высказывания, то в отношенииоценку; см. пример:неодушевленного объекта похвала в равной мере мо-[Героиня согласилась на интимную близость с че-жет быть как реактивным высказыванием, ориентиру-ловеком, шантажировавшим мужа, ради спасения по-16следнего. В телевизионной студии она рассказывает об(НТВ, «Принцип ДОМИНО»; тема «Мужской шо-этом].винизм»; 18 марта 2002.)В. Комиссаров, ведущий (героине): Елена, не кори-В данном примере похвала - Это замечательная кни-те себя… Вы поступили, как сильная женщина!га - демонстрирует оценку неодушевленного объекта в(«Россия». «Моя семья». Тема «Любовь как жерт-границах событийного настоящего, а коммуникативныйва». 14 окт. 2001.)временной фактор относит ее к предшествующему выска-Ведущий программы хвалит героиню за совершён-зыванию и делает реактивным речевым актом.ный в прошлом поступок после её подробного изложе-Таким образом, временное пространство жанровогония случившегося. Таким образом, мы можем наблю-оценочного высказывания следует характеризовать недать фактическое совмещение в одном текстовомтолько с точки зрения его места в речевой цепи диало-отрывке факторов событийного и коммуникативногога, но и с обязательным учетом событийного содержа-прошлого.ния, составляющего основу его квалифицирующей час-Реализаций похвалы, временные рамки которойти. Специфичной для жанра похвалы в этом смыслеопределены событийным настоящим, в сфере телеви-является временная обусловленность оценки качествомзионной коммуникации очень мало, однако они име-ее объекта: оценка одушевленного объекта во времен-ют место и развертываются в соответствии с теми за-ном пространстве ориентирована на событийное икономерностями, которые выявлены для бытовойкоммуникативное прошлое, в то время как неодушев-сферы: в них оценивается неодушевлённый объект, иленный предмет или явление оцениваются в событий-они не ограничены в проявлениях коммуникативногоном настоящем без каких-либо ограничений в исполь-времени:зовании коммуникативных временных параметров.Е. Ищеева, ведущая (В.И. Шандыбину): А что этоАнализ временного пространства того же жанра в теле-за книгу вы с собой принесли?визионном ток-шоу подтверждает только что сделан-В.И. Шандыбин: Это замечательная книга «Рос-ный вывод с одним уточнением: шоу-похвала отлича-сия - женская судьба»! Здесь описаны все великиеется почти полным отсутствием предмета либо явленияЛИТЕРАТУРА1.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.2.Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.3.Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1999. С. 561.4..Волынкина С.В. К проблеме определения иллокутивной цели похвалы // Язык и социальная динамика: Сб. науч. тр. Красноярск, 2008. С. 19.5.Наршибаева А.Т. Семантические функции формы настоящего времени в тексте // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современнаялингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. C. 73-74.Статья представлена научной редакцией «Филология» 15 сентября 2008 г.женщины России до 1917 года.в качестве объекта оценки.

Ключевые слова

appreciation, the time factor, the praise, the speech genre, фактор времени, похвала, оценка, речевой жанр

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волынкина Светлана ВадимовнаСибирский государственный аэрокосмический университет им. акад. М.Ф. Решетнёва (г. Красноярск)volinkina-zapad@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Наршибаева А.Т. Семантические функции формы настоящего времени в тексте // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. C. 73-74.
Волынкина С.В. К проблеме определения иллокутивной цели похвалы // Язык и социальная динамика: Сб. науч. тр. Красноярск, 2008. С. 19.
Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1999. С. 561.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159- 206.
 Временное пространство похвалы | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Временное пространство похвалы | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия