Речевые высказывания и их устойчивые типы - жанры речи - ситуативны, непосредственно связаны с временной локализацией обозначенного в семантике события или состояния. Событийное время оказывает существенное влияние на образ коммуникативного времени в границах жанра. Задача данного исследования оценочного жанра похвалы заключается в выявлении типологического признака времени посредством анализа как его коммуникативной составляющей, так и событийной
Temporary space of the praise.pdf Всякое высказывание как единицу речевого обще-ния от предложения отличает включенность в ситуа-цию, контекст. «Предложение является значащим эле-ментом целого высказывания, приобретающим свой окончательный смысл лишь в целом. Если предложе-ние фигурирует в качестве законченного высказыва-ния, то оно приобретает свой целостный смысл в опре-деленных конкретных условиях речевого общения» [1. С. 175]. Ситуативность высказывания непосредственно связана с временной локализацией обозначенного в семантике события или состояния.Изучение речевых жанров - устойчивых типов вы-сказываний - невозможно без исследования темпо-рального фактора. Тот или иной тип высказывания имеет специфичные для него условия временной реа-лизации, которые входят в его коммуникативный ба-зис. Одной их первых на важность временной состав-ляющей в структуре жанра указала Т.В. Шмелева. Раз-вивая жанровую концепцию Бахтина, она разработала модель речевого жанра, включающую семь конститу-тивных жанрообразующих признаков, два из которых непосредственно имеют временную семантику - это образ прошлого и образ будущего [2. С. 92]. В таком понимании временной фактор - составляющая описа-ния именно коммуникативных обстоятельств реализа-ции высказывания. Так, образ коммуникативного про-шлого определяется исследователем как отношение высказывания данного жанра к уже сказанному в цепи речевого общения, в то время как образ коммуникатив-ного будущего - отношение высказывания данного жанра к тому, что должно быть сказано в дальнейшем.Определяющими для данного исследования, посвя-щенного анализу временной «рамки» и временной семан-тики оценочного жанра похвалы, во многом стали изло-женные выше идеи. Уточним в этой связи лишь один мо-мент: на наш взгляд, на образ коммуникативного времени в жанровых границах похвалы самым непосредственным образом влияет событийное время. Под событийным вре-менем здесь понимаются традиционно выделяемые по признаку соотнесённости момента речи и описанного в ней события три временных отрезка: прошедшее время как описание факта, свершившегося до момента речи; настоящее время, указывающее на одновременное совер-шение речевого действия и события, обозначенного в высказывании; будущее время, характеризующее ещё не случившееся к моменту речи событие [3. С. 561]. Таким образом, задача жанрового анализа заключается, в том числе, в выявлении типологического признака времени посредством анализа как его коммуникативной состав-ляющей, так и событийной.Речевой жанр похвалы, безусловно, является оце-ночным типом высказывания. Отличительным свойст-вом всякой оценки является её второстепенность по отношению к первичной, базовой категории - оцени-ваемому объекту. Только наличествующий объект или произошедшее событие может быть оценено с точки зрения той или иной шкалы ценностей. Согласно илло-кутивной цели похвалы оценка распространяется, во-первых, на свершившиеся действия и поступки челове-ка (объект оценки - одушевлённое лицо), а во-вторых, на явления окружающего мира, входящие в сферу его жизнедеятельности (неодушевлённый объект оценки) [4. С. 19]. Эта типология и положена в основу темпо-рального анализа интересующего нас жанра.Реализация похвалы первого типа - похвалы оду-шевлённому лицу - основана на учете и включении в семантическую структуру высказывания элемента со-бытийного прошлого. Это совершенно естественно, поскольку причиной, вызывающей появление похвалы, в абсолютном большинстве случаев является событие прошлого (определенное достижение субъекта) либо его конститутивные свойства и качества, опять-таки сформированные в прошлом. В результате похвала как оценка достижений строится относительно хронотопа «там» и «тогда»:Девушка (сестре): Оля, я поставила сама укол!Сестра: Молодец!Девушка: Теперь вот жду последствий. Хорошо, что ты пришла.Сестра: Да брось ты! Всё будет хорошо! Поздравляю тебя с боевым крещением! Молодец! Всё когда-то прихо-дится делать в первый раз, а уколы делать надо уметь.(Язык Красноярска: архив автора; август 2007).Преодоление страха и физический акт как следствие волевого усилия, с успехом совершенные субъектом, получают высокую положительную оценку и эмоцио-нальную поддержку со стороны говорящего. Сама же оценка совершается уже по прошествии определенного времени после действия. Таким образом, аргумента-тивная часть «похвального» высказывания, встроенная во временную рамку событийного прошлого и оформ-ленная, кстати, самим объектом похвалы (я поставила сама укол), одновременно в диалоге имеет характери-стику коммуникативного прошлого по отношению к оценочной части похвалы (Молодец!), которая в при-мере выступает в качестве ответной реплики, высказы-вания-реакции на полученную информацию.Говоря о базовом событийно-временном простран-стве реализации жанра похвалы, необходимо обратить внимание на особые случаи воплощения данного жан-рового признака, в которых мотивировка похвалы ос-нована на актуальном настоящем. Это тот случай, ко-гда координата оцениваемого действия совпадает с временной составляющей момента речи; см. пример:15[Разговор во время танца].ясь на коммуникативное прошлое в форме запроса по-Мужчина (женщине): Ты так хорошо двигаешься,хвалы:танцуешь!..Мать (дочери, за ужином): Ну что, понравился салат?Женщина: Спасибо!Дочь: Конечно, понравился, очень вкусный салатик!Мужчина: Ты, наверное, училась танцевать? Я(Язык Красноярска: архив автора; июль 2007), - так итоже занимался танцами.инициативной репликой, направленной на продолже-Женщина: Ну да, было время, училась. Ещё и боль-ние обсуждения оцениваемого объекта, т.е. на перлоку-шая практика была. (Язык Красноярска: архив автора;тивный эффект со стороны адресата:январь 2006.)Девушка (соседке по комнате в общежитии): КакойВ данном сюжете действие и его оценка, можноу тебя ножик хороший! Ты почему говорила, что онсказать, происходят одновременно, в хронотопеплохой?«здесь» и «сейчас». Однако за актуальным настоящимСоседка: Так ты же его сейчас наточила…временем здесь стоит импликатура действия, связанно-Девушка: Ну вот, он не плохой, его просто нужного не только с моментом речи, но и с моментом, пред-было заточить… А так он хороший!шествующим речи, и с моментом, следующим послеСоседка: Теперь - да. Я же имела в виду, что пло-него. В отечественной лингвистике такое особенноехой, потому что тупой.представление действия во времени называется расши-(Язык Санкт-Петербурга: архив автора; ноябрьренным настоящим [5. С. 74]. Действительно, мужчина2006.)в сюжете оценивает танцевальные действия женщины вТеперь рассмотрим, имеют ли свою специфику се-хронотопе «всегда», имея в виду не только данныймантика и временной образ времени у похвалы в сфереконкретный танец, а умение танцевать вообще, кото-телевизионной коммуникации. Выбранное для сравни-рым она обладала до момента речи, эффектно демонст-тельного исследования коммуникативное пространстворирует сейчас и которое останется с ней по окончанииток-шоу характеризуется игровой направленностью и,данного разговора. По мнению автора данной статьи,по сути, представляет собой имитацию коммуникатив-даже эта временная всеохватность представленнойных ситуаций из реальной жизни, наполненных оце-оценки самым непосредственным образом связананочными высказываниями.именно с фактором прошлого. Похвала - жанр, в кото-Как показывают наблюдения, в абсолютном боль-ром оцениваются достижения человека или его настоя-шинстве случаев в телевизионных ток-шоу реализуетсящие качества и состояния, характеризующиеся, однако,похвала первого типа. Ретроспективный характер ар-обязательным предыдущим приложением усилий, воле-гументативной части похвалы, направленной в адресвым напряжением, вследствие чего и становится воз-одушевлённого лица, объясняется особенностями со-можным положительное развитие личности.держательной идеологии и организации телевизионно-Перейдём к рассмотрению похвалы второго типа,го шоу, суть которого - знакомство многотысячнойнаправленной на неодушевлённый объект: предмет, яв-аудитории с неким героем, совершившим достойноеление, ситуацию и т.д. Если похвала лицу оцениваетвнимания действие, участвовавшим в необычном со-объект через предпринятые им действия, т.е. в динами-бытии, интересным той или иной характеристикой ли-ке, развитии, имеющих корни в прошлом, то анализ по-бо обстоятельством личной жизни, т.е. выделенным изхвалы второго типа фиксирует ценность статичногообщей обывательской массы. Положительная оценка вобъекта в его перманентном состоянии. Прошлого объ-таком случае распространяется на его действия и по-екта как бы не существует, точнее, оно неактуально дляступки, предшествовавшие речевому акту похвалы:говорящего. Соответственно аргументативная часть вы-Авангард Леонтьев (актер): Мама совершила под-сказывания (параметры похвалы) оформлена здесьвиг, потому что родила меня в 44 года.грамматическим настоящим временем; см. пример:(НТВ. «Продолжение следует…»; тема «Что в име-Девушка (подруге, в магазине): Смотри, какаяни тебе моем…»; 12 февр. 2002.)книжка! Может, взять такую племяннику?Как и в случае с примерами из обиходно-бытовойПодруга: Ого! Вот до чего техника дошла: книги ссферы, событийное прошлое героя, характеризующеесямузыкой и песнями! Н-да, в моём детстве «Бременскиеоткровенно положительно, влечет за собой его описа-музыканты» в книге и на пластинке раздельно были…ние в грамматических формах прошедшего времени. АДевушка: Ну правда же, здорово?! Хорошая книж-это, в свою очередь, организует образ коммуникатив-ка! Возьму её, и ещё что-нибудь посмотрим. (Языкного прошлого шоу-похвалы: сценарий телевизионнойКрасноярска: архив автора; июнь 2007.)программы задаёт то условие, что человек, приходя-Оценка хорошей книги, интересного фильма, пре-щий в студию, должен обязательно рассказать об опре-красного вечера, других явлений окружающей челове-деленном событии из своей предшествующей жизни;ка действительности производится, как правило, в на-только благодаря этому он становится «героем» и объ-стоящем общения. В нем одновременно «положитель-ектом публичной оценки. Таким образом, коммуника-но» существует сам объект или явление. Мотивировкативное прошлое похвалы в ток-шоу - это рассказ, илипохвалы, расположенная в событийном настоящем, -«история», героя программы, как правило, являющийсяэто грамматическая норма для похвалы второго типа.организующим центром основной коллизии телевизи-Что касается временного фактора как элемента жанро-онного действия и инициирующий саму жанровуювой характеристики высказывания, то в отношенииоценку; см. пример:неодушевленного объекта похвала в равной мере мо-[Героиня согласилась на интимную близость с че-жет быть как реактивным высказыванием, ориентиру-ловеком, шантажировавшим мужа, ради спасения по-16следнего. В телевизионной студии она рассказывает об(НТВ, «Принцип ДОМИНО»; тема «Мужской шо-этом].винизм»; 18 марта 2002.)В. Комиссаров, ведущий (героине): Елена, не кори-В данном примере похвала - Это замечательная кни-те себя… Вы поступили, как сильная женщина!га - демонстрирует оценку неодушевленного объекта в(«Россия». «Моя семья». Тема «Любовь как жерт-границах событийного настоящего, а коммуникативныйва». 14 окт. 2001.)временной фактор относит ее к предшествующему выска-Ведущий программы хвалит героиню за совершён-зыванию и делает реактивным речевым актом.ный в прошлом поступок после её подробного изложе-Таким образом, временное пространство жанровогония случившегося. Таким образом, мы можем наблю-оценочного высказывания следует характеризовать недать фактическое совмещение в одном текстовомтолько с точки зрения его места в речевой цепи диало-отрывке факторов событийного и коммуникативногога, но и с обязательным учетом событийного содержа-прошлого.ния, составляющего основу его квалифицирующей час-Реализаций похвалы, временные рамки которойти. Специфичной для жанра похвалы в этом смыслеопределены событийным настоящим, в сфере телеви-является временная обусловленность оценки качествомзионной коммуникации очень мало, однако они име-ее объекта: оценка одушевленного объекта во времен-ют место и развертываются в соответствии с теми за-ном пространстве ориентирована на событийное икономерностями, которые выявлены для бытовойкоммуникативное прошлое, в то время как неодушев-сферы: в них оценивается неодушевлённый объект, иленный предмет или явление оцениваются в событий-они не ограничены в проявлениях коммуникативногоном настоящем без каких-либо ограничений в исполь-времени:зовании коммуникативных временных параметров.Е. Ищеева, ведущая (В.И. Шандыбину): А что этоАнализ временного пространства того же жанра в теле-за книгу вы с собой принесли?визионном ток-шоу подтверждает только что сделан-В.И. Шандыбин: Это замечательная книга «Рос-ный вывод с одним уточнением: шоу-похвала отлича-сия - женская судьба»! Здесь описаны все великиеется почти полным отсутствием предмета либо явленияЛИТЕРАТУРА1.Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159-206.2.Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.3.Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1999. С. 561.4..Волынкина С.В. К проблеме определения иллокутивной цели похвалы // Язык и социальная динамика: Сб. науч. тр. Красноярск, 2008. С. 19.5.Наршибаева А.Т. Семантические функции формы настоящего времени в тексте // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современнаялингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. C. 73-74.Статья представлена научной редакцией «Филология» 15 сентября 2008 г.женщины России до 1917 года.в качестве объекта оценки.
Наршибаева А.Т. Семантические функции формы настоящего времени в тексте // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика: Междунар. науч. конф. (Казань, 11-13 дек. 2001 г.): Труды и материалы: В 2 т. / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина, Г.А. Николаева. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. Т. 2. C. 73-74.
Волынкина С.В. К проблеме определения иллокутивной цели похвалы // Язык и социальная динамика: Сб. науч. тр. Красноярск, 2008. С. 19.
Милославский И.Г. Морфология // Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. М.: Азбуковник, 1999. С. 561.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997. С. 88-98.
Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. М.: Русские словари, 1996. Т. 5: Работы 1940-1960 гг. С. 159- 206.