Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление

Рассматривается вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление, выявляются ее отличия от смежных понятий, вводятся понятия прямого и косвенного вербально-агрессивных актов. Кроме того, предлагается классификация способов проявления агрессии с точки зрения теории речевых актов

Verbal aggression as a communicative pragmatic phenomenon.pdf Исследование агрессии в настоящее время прово-дится в рамках различных гуманитарных наук: психо-логии, социологии, философии, культурологии и лин-гвистики. Агрессия считается явлением прежде всего психологическим, поэтому ее сущность глубже иссле-дована в психологии. В лингвистике изучение агрессии как явления речевой коммуникации началось сравни-тельно недавно, и, следовательно, феномен вербальной агрессии еще мало изучен. Среди лингвистов, зани-мающихся этой проблемой, нет единства в понимании сущности агрессии в речи, а также в выборе термина для ее обозначения. Широко используются такие сло-восочетания, как вербальная агрессия, речевая агрес-сия, языковая агрессия, словесная агрессия и др. Как отмечает Ю.В. Щербинина, «...сложность определения понятия вербальная агрессия заключается прежде всего в том, что данный феномен нельзя считать еди-ной формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применитель-но к самым разнообразным речевым действиям, весьма неоднородным по мотивации, ситуациям проявления, формам словесного воплощения, интенциональной направленности и потому не может быть исчерпываю-ще определен посредством таких обобщенных поня-тий, как патогенная коммуникация, негативное ре-чевое воздействие, грубость речи и т.п.» [1. С. 14].Наиболее общее и часто употребляемое определе-ние агрессии для всех наук, занимающихся этой про-блемой, определено следующим образом: агрессия -это любое действие, имеющее целью причинение вреда объекту.Нередко под вербальной агрессией понимают схожие вербальные реакции, которые агрессией не являются.Чаще всего слова «агрессия» и «конфликт» счита-ются синонимами. Однако мы склонны согласиться с Н.Е. Щурковой, которая отмечает, что «современная этика склонна более высоко толковать категорию кон-фликта: это противоречие, возникшее в процессе роста и развития нравственных отношений, разрешение ко-торого есть движение вперед… Ссоры и раздоры сле-дует немедленно устранять, предотвращать их. Кон-фликты же - создавать, способствуя ускорению нрав-ственного роста…» [1. С. 18].Таким образом, понятия агрессии и конфликта не обозначают одно и то же, к тому же понятие конфликта значительно шире, чем понятие агрессии. Как указыва-ет Ю.В. Щербинина, «...конфликт не есть речевая аг-рессия, так же и речевая агрессия не есть конфликт, точнее - это один из неконструктивных способов его разрешения» [1. С. 18]. «А-а, зараза!» - восклицаем мы, почувствовав, например, резкую боль. Внешне это высказывание выглядит как агрессивное, однако оно таковым не является. Такая вербальная реакция являет-28ся спонтанной, немотивированной. По мнению А.Р. Лурия, такое высказывание не является «речевым высказыванием в собственном смысле этого слова», оно носит «характер непроизвольных или упроченных ранее голосовых или речевых реакций» [2. С. 188]. Ю.В. Щербинина называет такие высказывания спон-танными словесными реакциями на стресс [1. С. 18], а В.И. Жельвис использует термин «стрессовая инвекти-ва» [3. С. 45].В исследованиях некоторых лингвистов понятие вербальной агрессии приравнивается к понятию инвек-тивы (В.И. Жельвис, Т.И. Барсукова). Однако под ин-вективой мы понимаем использование бранных слов, ругательств, а агрессия в большинстве случаев может быть выражена без их использования. То есть инвективу можно считать лишь частным случаем агрессии. К тому же использование инвективы не всегда агрессивно. Как отмечает Л.И. Скворцов, существует «контактоустанав-ливающая функция ругательств» [4. С. 54]: Здорово, Васька! Как же ты надолго пропал, подлец! Ну, как де-ла? (из бытового разговора). По контексту понятно, что слово «подлец» в этом примере не выражает агрессии, оно показывает степень знакомства адресанта и адреса-та, а также указывает на стиль разговора.В психологии вербальная агрессия рассматривается как выражение негативных эмоций по отношению к ко-му-либо или чему-либо. Однако мы склонны согласить-ся с Т.А. Воронцовой, что «с позиций коммуникативной лингвистики важно не только как сказано, но и для чего сказано» [5. С. 4]. В связи с этим для более глубокого изучения сущности вербальной агрессии нам представ-ляется целесообразным рассматривать ее с позиций двух наук: психолингвистики и прагмалингвистики.Психолингвистика - область лингвистики, изучаю-щая язык прежде всего как феномен психики [6. С. 1]. Адресант совершает выбор языковых единиц, опираясь на такие экстралингвистические факторы, как социаль-ный статус, культура, характер, темперамент и ситуа-ция. В сферу внимания психолингвистики включено «взаимоотношение опосредованного языком образа мира человека и речевой деятельности как деятельно-сти речевого общения» [7. С. 69]. Рассматривая вер-бально-агрессивный акт через призму психолингвисти-ческой теории деятельности (А.А. Леонтьев, А.Н. Ле-онтьев), мы обозначаем его как «переход, в результате которого внешние по своей форме процессы… преоб-разуются в процессы, протекающие в умственном пла-не, в плане сознания; при этом они подвергаются спе-цифической транформации - обобщаются, вербализу-ются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию…» [8. С. 149]. Другими сло-вами, реакции на негативные раздражители превраща-ются в речемыслительную деятельность. Например,реакцией на подчеркнуто пренебрежительное отноше-ние может быть обида, раздражение, высказанное в агрессивной форме, содержащей оскорбление, угрозу: Сволочи вы! …Я вам еще покажу, где раки зимуют! (из бытового разговора).Прагмалингвистика - «одно из направлений праг-матики, объектом изучения которой являются отноше-ния между языковыми единицами и условиями их употребления в определенном коммуникативном про-странстве, для характеристики которого важны указа-ния на место и время речевого взаимодействия гово-рящего и слушающего, их цели и ожидания» [9. С. 12]. С точки зрения прагмалингвистики, цель вербальной агрессии - «это стремление изменить протекание про-цесса коммуникации в нужном адресанту направлении за счет ущемления коммуникативных прав речевого партнера» [5. С. 7].Некоторые исследователи, занимающиеся пробле-мой агрессии, в частности вербальной, предприняли попытки систематизировать и классифицировать про-явления этого понятия в речи. Первые такие попытки были предприняты психологами. А. Басс в 1976 г. предложил 4 разновидности агрессии слова:1..Вербальная активная прямая (т.е. прямое непо-средственное вербальное оскорбление или унижение адресата): …Гадкая, мерзкая! Отвратительная, про-дажная тварь! (А.П. Чехов. Хористка).2.Вербальная активная непрямая (распространение сплетен о третьем лице): Да она же дура, это всем из-вестно (из бытового разговора).3..Вербальная пассивная прямая (отказ говорить с ад-ресатом): - Кушать будешь? - … - Ну что ты молчишь, я же с тобой разговариваю (из бытового разговора).В этом случае адресант намеренно сохраняет мол-чание, чтобы показать свою агрессивную настроен-ность по отношению к адресату: адресант недостоин того, чтобы получить ответ.4.Вербальная пассивная непрямая (отказ дать сло-весные пояснения) [10. С. 29].Несмотря на то что данная классификация не охваты-вает все многообразие проявлений вербальной агрессии, она имеет определенную ценность и используется в каче-стве базы для построения других классификаций.Лингвисты классифицируют агрессию по формам ее проявления. Ю.В. Щербинина, вслед за Л.М. Семенюк, М.Ю. Федосюк, Т.В. Шмелевой, выделяет такие формы вербальной агрессии, как оскорбление, угроза, грубое требование и др. (всего 12), опираясь на понятие рече-вого жанра и объясняя это тем, что «изучение вербаль-ных проявлений агрессии с точки зрения теории рече-вых жанров расширяет круг аспектов исследования, позволяя рассматривать не только целенаправленную, инициативную речевую агрессию, но и поведенческую, инструментальную» [1. С. 152].В нашем исследовании мы рассматриваем проявле-ния вербальной агрессии в межличностной коммуни-кации. Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт. Исходя из этого, а также учитывая то, что прагма-тику часто отождествляют с теорией речевой коммуни-кации, или, по-другому, с теорией речевых актов, мы считаем целесообразным классифицировать вербаль-ную агрессию по формам ее проявления, отталкиваясь от понятия речевого акта. Речевой акт - «минимальная основная единица речевого общения, в которой реали-зуется одна коммуникативная цель говорящего и ока-зывается воздействие на адресата» [11. С. 57].Исходя из вышесказанного, мы определили понятие вербально-агрессивного акта как речевого действия, содержащего вербально-выраженную агрессию гово-рящего, направленную на адресата либо третье лицо. Как известно, «значение высказывания как такового может сколько угодно сильно отличаться от значения того же высказывания применительно к той или иной речевой ситуации» [12. С. 290]. В связи с этим мы вы-деляем прямые и косвенные вербально-агрессивные акты. В прямых вербально-агрессивных актах «иллоку-тивная цель говорящего непосредственно манифести-руется» [13], т.е. адресант открыто оскорбляет, угрожа-ет и т.д. В случае, если агрессия в речи представлена имплицитно (косвенно, замаскировано), мы говорим о косвенных вербально-агрессивных актах.Проведенный анализ примеров агрессии в бытовой речи и художественной литературе привел нас к мысли о том, что практически все вербально-агрессивные ак-ты, о которых будет сказано ниже, могут являться как прямыми, так и косвенными, в зависимости от их внут-реннего словесного наполнения (кроме речевого акта иронии, который всегда является имплицитным).Опираясь на классификацию Ю.В. Щербининой, мы выделили следующие вербально-агрессивные акты (ВА): ВА оскорбления, ВА враждебного замечания, ВА угрозы, ВА грубого требования, ВА грубого отказа, ВА порицания (упрека), ВА обвинения, ВА иронии.Примеры прямых и косвенных вербально-агрессивных актов (ПВА и КВА) мы представили в таблице:Наименование ВАВА оскорбленияПВА1))защитное (оборонительное): - А денег я тебе не дам, транжира несчастная. - Да ты, скотина, подлец ты этакий, ты ж меня содержать должен (из бытового разгово-ра);2))намеренное (инициативное):- Ну, ты, каланча! Где мой завтрак?! Эй, цир-куль, выключи эту кофемолку на хрен! (Э. Тополь У.Е. Откровенный роман)КВА1))оценочное высказывание: - Сам такой!2))обидное противопоставление:- Тоже, мужик называется… Оставил одних баб. Разве так настоящие-то мужики делают? (Д.Н. Мамин-Сибиряк. Золото);3)обидное сопоставление с известными и историче-скими лицами:- Умный ты! - сказал я. - Чистый Лукашенко! Вот уж действительно - каждый народ достоин того президента, которого имеет (Э. Тополь. У.Е. Откро-венный роман)29ВА враждебного замечания1) ВА «придирки»: - И где же ты такую интересненькую инфор-мацию выуживаешь? - Не выуживаю, а ищу в архивах. Разговари-вать по человечески научись! Тоже мне, буду-щий ученый! (из бытового разговора); 2) ВА злопожелания: - Чтоб …ты…из…дох…ла, холера! (А.П. Чехов. Каштанка); 3) ВА проклятия: - Да будь он трижды проклят, чтоб я о нем думала! Тьфу! (А.П. Чехов. Кухарка женится)1) ВА сравнения: - Тебе это платье идет как корове седло (из бытово-го разговора); 2) ВА намека: - Какой грязнуля, кому-то бы давно пора вспомнить, что она мать…(из бытового разговора)ВА угрозы- Если ты сию минуту не отдашь мне письмо, я тебя убью! - с неожиданным спокойствием объявила она (В. Алеников. Поиски любви)1) использования приема умолчания: - А что я сейчас с тобой сделаю… 2) особая интонационная организация высказывания: - Я повторяю в после-е-дний раз! (из бытового разго- вора); 3) риторический вопрос: - Тебе еще раз объяснить, что с тобой будет? (из бытового разговора); 4) использование враждебных намеков: - Если кто-то не перестанет сейчас же, то кому-то будет очень больно! (из бытового разговора)ВА грубого требования- Ступай отсюда вон! (А.П. Чехов. Лошадиная фамилия)- Чтоб через 5 минут я не видела на полу ни одной куклы! (из бытового разговора)ВА грубого отказа- Купи мне эту игрушку! - Обойдешься! (из бытового разговора мамы с сыном)- Дайте-ка мне программку на следующую неделю. - Какую еще программку? Где вы тут программку видите? (из бытового разговора покупателя и про-давца)ВА порицания (упрека)- Совсем молодежь обнаглела! (из бытового разговора)- Ты что, иголку в первый раз держишь? (из бытово-го разговора)ВА обвинения- Во всем этом ты виновата (из бытового раз-говора)- Заставь дурака Богу молиться - он себе лоб разо-бьетВА иронии- Возвращаю тебе твое гениальное сочинение (из бытового разговора)Приведем некоторые пояснения к таблице.Оскорбление - любое слово или выражение, содер-жащее обидную характеристику адресата. А. Вежбиц-кая определяет формулу оскорбления как «Ты - X». Местоимение «ты» при этом может опускаться, а «X» обозначает собственно оскорбление. При оскорблении «коммуникативное давление на личность происходит через воздействие на ее ценностную сферу» [12. С. 12], т.е. используя вербально-агрессивный акт оскорбления, адресант завоевывает доминирующее положение. За-щитное оскорбление является реакцией на предшест-вующее проявление агрессии. С психологической точ-ки зрения у человека, использующего защитное ос-корбление, происходит выплеск негативных эмоций (эмоциональный катарсис). В приведенном в таблице примере отказ в выдаче денег, а также объяснение при-чины этого с помощью оскорбления «транжира не-счастная» вызывает поток негативных эмоций у собе-седника, которые он выражает в виде ответных оскорб-лений. Намеренное оскорбление - это сознательно на-правленная агрессия, адресат целенаправленно подби-рает слова, чтобы посильнее унизить девушку, привить ей комплекс неполноценности по поводу ее роста (ка-ланча, циркуль). Косвенное оскорбление обычно зву-чит мягче, т.к. не содержит инвективы и резких прямых высказываний, а заставляет адресата разгадать импли-катуру: Умный ты! Чистый Лукашенко! = Лукашенко я умным не считаю, соответственно и ты глупый.Враждебное замечание - выражение негативного отношения к людям. Одним из способов такого заме-чания является «придирка»: «говорящий придирается к отдельным моментам речи адресата - неудачным фор-мулировкам, речевым ошибкам, не очень убедительным30примерам и т.п.» [1. С. 164]. Враждебное замечание мо-жет также выражаться в виде злопожелания или прокля-тия, что практически одно и то же, и отличается лишь тем, что ВА проклятия содержит перформативный глагол «проклинать». ВА враждебного замечания проявляется косвенно через сравнение и намек. В сравнении агрессия проявляется через сопоставление адресата или чего-то относящегося к нему с обидным для него объектом, предметом, свойством (например, сравнение с коровой). ВА намека может быть понят с помощью догадки. Обыч-но догадка очень проста, т.к. намек прозрачен.Угроза (менасив) - высказанное намерение нанести физический, материальный или какой-либо другой вред адресату. ВА угрозы часто подходит под конст-рукцию если…, то…, где в первой части адресант ста-вит условия, при невыполнении которых адресату что-то угрожает (во второй части): Если ты сию минуту не отдашь мне письмо, я тебя убью! Условием в данном примере является возвращение письма, при невыпол-нении которого адресант угрожает убить адресата. Косвенных способов выражения ВА угрозы значитель-но больше. Такие угрозы могут не содержать точной информации о последствиях для адресата (А что я сей-час с тобой сделаю…), угроза также может выражаться с помощью интонации и враждебных намеков: Если кто-то не перестанет сейчас же, то кому-то будет очень больно! = Если ты сейчас не прекратишь, тебе будет больно.Грубое требование обычно проявляется в желании говорящего избавиться от собеседника или принудить его к выполнению какого-либо действия (Ступай от-сюда вон!). Имплицитное грубое требование употреб-ляется значительно реже, это так называемое требова-ние, «имитирующее самообращение говорящего» [1.всегда является выражением агрессии, однако нередкиС. 171]: Чтоб через 5 минут я не видела на полу ни од-случаи использования речевого акта иронии в качественой куклы! = Быстро убери все куклы!завуалированного выражения негативных агрессивныхГрубый отказ - невежливый, некультурный отказ наэмоций. ВА иронии позволяет говорящему имплицитнопросьбу, требование и т.д.: - Купи мне эту игрушку!передать свое отношение к происходящему: Возвра-- Обойдешься! = Не куплю.щаю тебе твое гениальное сочинение. = Твое сочи-Порицание и упрек следует считать вербально-нение отвратительно.агрессивными актами условно, т.к. не каждое порица-Таким образом, нами была осуществлена попыткание, так же как упрек, выражается в агрессивной фор-проанализировать сущность агрессии с точки зренияме. Обвинение же, напротив, всегда агрессивно.психолингвистики и прагмалингвистики и класси-Ирония заключается в противоречии между бук-фицировать способы ее проявления с точки зрениявальным и скрытым смыслом. Безусловно, ирония нетеории речевых актов.

Ключевые слова

psycholinguistics, pragmalinguistics, speech act, verbal aggression, психолингвистика, прагмалингвистика, речевой акт, вербальная агрессия

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сидорова Елена ЮрьевнаИнновационный Евразийский университет (г. Павлодар, Казахстан)heavenlady@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Кобозева И.М. Лингвопрагматический аспект анализа языка СМИ. Режим доступа: <http://evartist.narod.ru/text12/08.htm>
Клюев Е.В. Речевая коммуникация: Учеб. пособие для университетов и институтов. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. 320 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с
Темиргазина З.К. Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике. Павлодар, 2002.
Куклина Т.В. Психо- и прагмалингвистические аспекты речевого поведения авторов: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2005.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 304 с.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.
Психолингвистика. Режим доступа: <http://www.krugosvet.ru>
Воронцова Т.А. Речевая агрессия: коммуникативно-дискурсивный подход: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Челябинск, 2006.
Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1996. 158 с.
Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема в языках и культурах мира. М.: Ладомир, 2001. 349 с.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. 408 с.
Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия. М.: КомКнига, 2006. 360 с.
 Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Вербальная агрессия как коммуникативно-прагматическое явление | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия