Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе

Дается определение понятия «гуманитарная культура». Рассмотрены основные вопросы, связанные с проблемой гуманитаризации образования, а также представлен анализ современного состояния гуманитарной составляющей в образовательном процессе.

Problems of humanitarization of educations in a technical college.pdf Актуальность проблемы обусловлена совокупно-стью современных социально-экономических причин и условий, имеющих системный характер и поэтому влияющих на все стороны жизни человека и общества в целом. Особое значение проблема соотношения гу-манитарной, технической и общей культуры личности приобретает в процессе подготовки специалиста выс-шей квалификации как элемента общей системы обра-зования. «Школа - вуз - послевузовская подготовка и переподготовка кадров». Эта система представляет собой единое гармоничное и постоянно развивающееся целое, функционирующее в обществе в соответствии с принятыми общекультурными ценностями, идеалами и принципами жизни. Поэтому необходимы постоянный мониторинг и коррекция развития не только данной системы как целого, но и каждого составляющего ее элемента для того, чтобы само это развитие было ус-тойчивым и прогрессивным, наиболее полно отра-жающим потребности современного общества и его возможное поступательное движение.В настоящее время в науке существует большое ко-личество определений гуманитарной культуры. При этом практически все ученые придают этому понятию широкий, мировоззренческий смысл. В.И. Шубин от-мечает: «Гуманитарная культура есть культивирование таких ценностей, которые ориентированы на развитие и саморазвитие субъекта, т.е. самого человека. Это способность к саморазвитию, самообретению, к само-совершенствованию человека путем формирования гражданских качеств, нравственных оценок, правовых норм, эстетических вкусов, интеллектуальных и позна-вательных способностей» [1]. Исследование соотноше-ний общей и гуманитарной культуры представлено также в работах Б.С. Гершунского, Л.А. Степашко и других исследователей.В свою очередь, нам представляется необходимым дать более четкое и сжатое определение понятия «гу-манитарная культура» и соотнести это понятие с про-блемами современного образования.Гуманитарная культура - совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенных сообщест-вом на основе познания социальных процессов, высту-пающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека.Иными словами, гуманитарная культура характери-зует собой исторически определенные формы отноше-ний человека к окружающему его миру (природному и социальному), выработанные в процессе его познава-тельной и практической деятельности.Из данной формулировки понятия гуманитарной культуры следует ряд выводов:1. Основой, базисным элементом гуманитарной культуры являются духовные ценности, выработанныечеловеком или данным сообществом и отражающие собой исторически определенные гуманистические идеалы и соответствующие им нормы поведения лич-ности: честь, права и свобода личности, её достоинство и т.д. Естественно, эти идеалы и нормы не являются неизменными в процессе исторического развития чело-века, в процессе перехода от одной исторической эпохи к другой, но меняются даже в рамках одной историче-ской эпохи на различных этапах ее становления. Они также социально обусловлены и различным образом воспринимаются и реализуются на практике предста-вителями разных групп, классов, национальных, рели-гиозных и других исторически определенных общно-стей людей.Духовные ценности и нормы поведения также лич-ностно индивидуальны. Они зависят от многих факто-ров, определяющих состояние человека в данный мо-мент: его материально-экономического положения, психического и физического здоровья, политических пристрастий и т.д.Гуманитарная культура характеризует не ценности сами по себе как нечто объективное, а отношение че-ловека и общества в целом к определенной системе ценностей, выработанное в процессе познания соци-альных процессов.2..Ядром гуманитарной культуры, определяющим ее специфику, является система знаний человека о сво-ей сущности или, говоря словами первого гуманиста Франческо Петрарки, знаний о том, «кто мы, откуда и куда идем». Таким образом, определяющим в понятии гуманитарной культуры является не только ссылка на социальность, но и уровень системности познания этой социальности, реализуемый в общей стратегии и при-нятых стандартов гуманитарного образования в стране.3.Нормы поведения человека являются важнейшей составляющей гуманитарной культуры, в которой тео-ретические знания и духовные ценности получают свое практическое завершение и воплощение. Норма пове-дения человека в самых различных, порой сложнейших и непредвиденных обстоятельствах свидетельствует о том, насколько духовные ценности и гуманитарные знания стали действительно убеждениями и характери-зуют собой уровень его гуманитарной культуры.Важно подчеркнуть, что нормы поведения - это не только правила хорошего этикета в определенных си-туациях, они характеризуют собой и регламентируют социальную практику отдельной личности в целом, определяющим элементом которой является производ-ственная деятельность человека. Поскольку для учаще-гося или студента такой производственной деятельно-стью является учеба, то и отношение к ней в целом ха-рактеризует собой уровень развития их гуманитарной и общей культуры, которая, в свою очередь, является своеобразным индикатором состояния общества.39Формирование мира духовных ценностей человека зависит от образования. При этом под образованием мы понимаем не только накопление определенной суммы знаний, умений и навыков, но, прежде всего, духовное, культурное, интеллектуальное развитие. В этом смысле показательно высказывание И.С. Гершунского: «Именно образование принципиально работает на будущее, пре-допределяя личностные качества каждого человека, его знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведен-ческие приоритеты, следовательно, в конечном итоге, -экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом» [2].В связи с этим взаимоотношение гуманитарной культуры и современного образования представляется нам в необходимом интенсивном процессе гуманита-ризации. Следует сказать, что обозначенная проблема в свете естественно-научных и технических знаний рас-сматривалась в трудах В.С. Барулина, В.Н. Димова, А.Н. Кочергина, Я. Попкова, В. Холодного и др. Ос-новные проблемы гуманитаризации образования полу-чили достаточно глубокий исследовательский анализ и систематизированное осмысление. Но, тем не менее, вопросы, связанные с формированием личности спе-циалиста в процессе гуманитаризации, его духовного и нравственного начала, изучены пока недостаточно.Как известно, образованность не обязательно ведет к росту культуры, интеллигентности, нравственности, а формальное приобщение к знанию не способствует профессионализму и, тем более, духовному возвыше-нию человека. До сих пор доминирование крайнего тех-нократизма порождает и подпитывает целую глыбу про-блем, решение которых далее не может откладываться. Ученые не раз обращали внимание на то, что, несмотря на наличие концепций указанной проблемы как естест-венно-научных, так и технических знаний, они по-прежнему остаются на позициях технократизма. Боль-шинство исследователей гуманитаризации образования утверждают, что этот процесс проходит пока «абстракт-но» и вслепую. Действительно, сегодня можно конста-тировать, что в высших учебных заведениях, особенно в технических, существует иллюзорное представление о нейтральности естественных и технических наук по от-ношению к ценностям человека и социума.Гуманитаризация образования способна и должна стать способом преодоления разрыва между естественно-научными, техническими и гуманитарными знаниями, т.е. механизмом и способом перехода от технократической модели образования к образованию «культурно-нагруженному», культурно-детерминированному.При этом следует отметить, что нередко смысл са-мого термина трактуется не совсем верно. Чаще всего он понимается в узко предметном отношении, предпо-лагающем только увеличение количества часов на гу-манитарные дисциплины. На самом деле рассматри-ваемое понятие предполагает не просто усиленное преподавание гуманитарных дисциплин с их фактоло-гической стороны, но и формирование системы духов-ных ценностей в индивидуальном и общественном соз-нании. Эрудиция, как отмечает В.Н. Сагатовский, «не заменит проникновение в дух гуманитарности, то есть органическое принятие ценностей, лежащих в ее осно-ве» [3]. Речь должна идти о «возможности смены с по-40мощью образования качества жизнедеятельности» [4], смены ценностных установок.Таким образом, гуманитаризацию образования, на наш взгляд, необходимо интерпретировать и анализи-ровать как формирование мировоззренческой и мето-дологической культуры будущих специалистов, ценно-стных ориентиров, знания сущности человека, значи-мости самореализации индивида в профессиональной и иных сферах деятельности, в процессе освоения любой отрасли знаний.Отчасти данная цель в постперестроечный период была достигнута. Но формы, в которых происходят данные преобразования, порой не соответствуют даже доперестроечной эпохе и поэтому в значительной мере «тормозят» собой общие процессы гуманитаризации. Под видом увеличения времени на изучение филосо-фии, социологии, истории до уровня международных стандартов (170 часов на изучение философии) про-изошло в последние годы фактическое снижение часов в 2,5 раза (72 часа на философию). Исчезли многие формы контроля: промежуточные зачеты, экзамены по некоторым дисциплинам. Можно со всей определенно-стью заявить, что проводимая модернизация гумани-тарного образования в технических вузах ведет к его дефундаментализации.Произошла утрата определенности в самом гумани-тарном знании, что также имеет ряд негативных послед-ствий в его преподавании. Это обусловлено прежде все-го тем, что само понятие «гуманитарные дисциплины» неопределенно. Иногда создается впечатление, что в этот класс учебных дисциплин относят все то, что не является профилирующим знанием, в частности - тех-ническим и естественно-научным. Но такой подход очень далек от истины, и его реализация в практике пре-подавания призвана скрыть отмеченное выше снижение часов на изучение подлинно гуманитарных дисциплин.Научное знание в целом имеет сложную структуру и не делится только по дихотомическому принципу гуманитарное - естественно-научное (или техниче-ское). Не все знание о человеке является гуманитар-ным, хотя это знание может и должно быть гумани-стичным, как, например, медицина. Гуманитарное - это такое знание, которое, учитывая достижения биологи-ческой и психолого-педагогической наук в познании природы человека, акцентирует внимание на его соци-альной сущности. Такое определение является не со-всем точным, но оно может служить некоторым прак-тическим ориентиром для установления истинного времени, отводимого на изучение гуманитарных дис-циплин. Нам кажется, что для этой цели хорошо под-ходит незаслуженно забытое понятие «общественные» (или «социальные») науки.Частая смена стандартов и подходов к преподава-нию гуманитарных дисциплин также ведет к утрате их определенности и нивелирует само понятие стандарта, его предназначение. За каждым специалистом, как из-вестно, тянется шлейф кадрового обеспечения, методи-ческих материалов, учебников и учебных пособий, ко-торые создаются и осмысливаются в течение опреде-ленного времени существования парадигмы мышления. Опыт реформирования (или модернизации) гуманитар-ного образования (как и образования в целом) в нашейстране убедительно свидетельствует о том, что сущест-вование определенной педагогической парадигмы не-целесообразно делать менее 10-12 лет, т.е. цикла школьного образования. Частая смена концепций обра-зования ведет к парадигмальному релятивизму, кон-серватизм же в концептуальных основах образования связан с догматизмом, особенно в гуманитарных нау-ках. Речь в данном случае идет не о том, чтобы закон-сервировать содержание образования на длительный период времени, оно должно изменяться, развиваться постоянно, впитывать в себя последние достижения науки. Существование определенной педагогической парадигмы в течение некоторого времени связано, прежде всего, с концептуальными основами образова-ния как общепедагогическим, социально-эконо-мическим и политическим системным качеством. Не следует забывать и субъективную сторону неопреде-ленности, а точнее - неэффективности преподавания гуманитарных дисциплин. Опыт последних лет пока-зал, что мелкие лекционные спецкурсы мало эффек-тивны. К тому же эти спецкурсы идут по выбору сту-дента, который не всегда руководствуется принципом полезности, да он априори и не может иногда опреде-лить истинное значение совершаемого им выбора. Этот выбор более целесообразно делать на основе рекомен-даций курирующей или выпускающей кафедры, но и они часто бывают сами далеки от актуальных проблем гуманитарного знания.Опыт показывает, что существует определенное, пороговое время «вживания» студента в учебную дис-циплину. Эмпирически мы полагаем по философии пороговое время не менее семестра. Оптимальное вре-мя - два семинара при еженедельной лекции и семи-нарском занятии с соответствующими семестровыми зачетами и курсовыми экзаменами. Только в конце первого семестра добросовестный студент начинает говорить что-то осмысленное по философии и закреп-ляет эту осмысленность в последующем. Поэтому, на наш взгляд, элективные спецкурсы нужно проводить не сами по себе, а на базе основного, более значимого по времени курса как его углубленный раздел. Либо сам элективный спецкурс должен быть значимым, чтобы быть эффективным.Настало также время вернуться к итоговому экза-мену (госэкзамену) по гуманитарным дисциплинам или включать соответствующий гуманитарный раздел в дипломный проект. Это позволит более полно вопло-тить принцип гуманизма в системе технического обра-зования. Гуманитарное знание не есть нечто внешнее по отношению к техническому образованию, а является его существенным элементом.Необходимо также сказать, что при любом профиле образования односторонность, разорванность мышле-ния специалиста снижают уровень, разносторонность его знаний, лишая их минимальной универсальности, умаляя творческий потенциал человека, социума. И «гуманитарии» и «негуманитарии», подготавливаемые таким образом, неизменно оказываются технократами, хотя каждый на свой манер. И те и другие не могут реализовать себя потому, что гуманитарии не знают основ естественно-научной картины мира, а негумани-тарии - человека, «наук о его духе». Дуализм культурвыражается и в том, что субъекты каждой из них не только мыслят, но и живут лишь в одном из двух огра-ниченных полумиров культуры - техническом и гума-нитарном, где разъединен исконно целостный мир мысли и культуры.Д.С. Лихачев считал, что между естественными и гуманитарными науками нет принципиальной разницы: «Нет ни одной глубокой методологической особенно-сти в гуманитарных науках, которой бы в той или иной степени не было в науках негуманитарных» [5]. По утверждению М.М. Бахтина, «гуманитарные науки -науки о человеке, его специфике, а не о безгласной ве-щи, ее естественном явлении. Человек в его человече-ской специфике всегда выражает себя (говорит), то есть создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него -это уже не гуманитарные науки» [6]. С этих позиций, по нашему мнению, также следует рассматривать во-просы, связанные с реализацией сущности гуманитари-зации образования.Поставленная в настоящей статье проблема, таким образом, должна быть направлена: 1) на расширение гуманитарной составляющей в плане количества часов или интеграции наук; 2) создание возможностей для творческой работы преподавателя.В идеале гуманитаризация образования - это про-цесс расширения возможностей для разностороннего развития личности будущего специалиста, его само-сознания и самореализации, формирование у него гу-манитарного подхода в жизненной самореализации, а значит, и проектирование форм социальных отноше-ний. Это путь к очеловечиванию всей системы общест-венных отношений, совершенствованию культурного, духовного облика личности; это воспитание молодежи в духе высших идеалов и ценностей, предоставления им возможностей самостоятельного достижения успеха в новых реалиях.Таким образом, проблему гуманитаризации образо-вания необходимо решать комплексно. И, прежде все-го, следует осознать, как уже было отмечено выше, что гуманитарное знание и образование не всегда являются гуманистическими по своей сути и по своим целям. «Гуманитаризм», конечно же, связан с идеями гума-низма, но сам по себе он не является необходимым и достаточным условием формирования соответствую-щего мышления. Нередко гуманитарные науки остают-ся заложниками технократизма, вольно или невольно воспроизводя его приоритеты. Все это свидетельствует о том, что многие пласты гуманистического мировиде-ния не такие уж и бесспорные, т.е. требуют философ-ского осмысления и анализа.Необходимо, чтобы в условиях изменяющегося об-щества на выходе из института любого профиля ока-зался не просто специалист, овладевший определенным объемом научно-технических знаний и умений, но но-ситель гуманитарной культуры. Именно гуманитарная культура дает будущему специалисту понимание жиз-ни как целого, видоизменяет его отношение к самому себе, своим целям и поступкам. Человек высокой гума-нитарной культуры каждое свое действие, каждый свой поступок соотносит с тем, как он определяет свою сущность. Он всегда свидетельствует о самом себе не-41зависимо от того, видят его другие или нет. Это свиде-человек, способный занять гуманитарную позицию втельство определяется тем, какую цель ставит человекрамках своей профессии или специализации, умеющийкак цель своей жизни и реальными успехами в ее дос-профессионально работать с информацией, используятижении. По сути, овладение гуманитарной культу-соответствующие способы ее получения и интерпрета-рой - процесс творческий, который должен состоять изции, готовый действовать, принимая «гуманитарныепревращения богатства и опыта человеческой историирешения» в рамках своей компетенции, осуществлятьво внутреннее богатство каждой отдельной личности.гуманитарное проектирование, экспертизу и др. Ито-Богатство же это, в свою очередь, должно быть направ-гом реализации алгоритма рассматриваемого процессалено на преобразование действительности и самогообразования должна в конечном итоге быть подготовкачеловека.компетентного профессионала, субъекта социальныхИсходя из вышесказанного, можно утверждать, чтоотношений и социальных действий, гуманиста в мыс-целью образования в техническом вузе должен статьлях и поступках.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

humanization. 213, humanitarization, higher education, humanitarian culture, гуманизация, гуманитаризация, высшее образование, гуманитарная культура

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Осипов Василий ЕвдокимовичИркутский государственный университет путей сообщениядоктор философских наук, академик РАЕН, профессорkucenko_s@irgups.ru
Куценко Надежда ЮрьевнаИркутский государственный университет путей сообщенияаспирантkucenko_s@irgups.ru
Всего: 2

Ссылки

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Художественная культура, 1979. С. 311.
Колесникова И.А. Гуманитаризация непрерывного образования - одно из направлений модернизации российского общества // Социально- гуманитарные знания. 2004. № 1. С. 101.
Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир. 1994. № 8. С. 30.
Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998. С. 76.
Сагатовский В.Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 3. С. 68.
Шубин В.И., Пашков Ф.Е. Культура. Техника. Образование: Учеб. пособие. Днепропетровск, 1999. С. 12.
 Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Проблемы гуманитаризации образования в техническом вузе | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия