Демократия участия как основной принцип формирования поля публичности(на примере регионального ТВ)
В данной работе автор ищет ответ на вопрос, в чем заключается кризис политико-аналитических программ на региональном ТВ? На материалах исследования, проведенного автором среди политиков, ученых и журналистов, построены ответы на поставленный вопрос, очерчены границы публичной и приватной сфер, дана оценка состояния поля публичности на региональном ТВ.
Under the dome of a power.pdf Основу данной статьи составляет исследование, проведенное в рамках пилотного социологического опроса по теме «Влияние ТВ на массовое сознание. Проблемы создания общественно-политических про-грамм на региональном ТВ». Целью исследования бы-ло выявить, где начинается и чем заканчивается «порог публичности» на региональном ТВ и других СМИ. От-дельного внимания заслуживает выявление особенно-стей публичной и приватной сфер, действующих в ка-налах массовой коммуникации, через которые проис-ходит доставка информации до потенциального элек-тората. В данной работе мы будем исходить из того, что демократия участия должна быть основным прин-ципом формирования поля публичности. В связи с этим возникает вопрос, в чем заключаются кризис об-щественно-политических программ, его особенности на региональном ТВ и что на самом деле представляет собой принцип демократии участия. Наиболее пер-спективными представляются исследование в трех группах опрошенных и выявление сходства и различия взглядов на исследуемую проблему. Исследование проводилось методом экспертного опроса. Эксперты были представлены тремя профессиональными груп-пами: политики, ученые, журналисты.Если взять за основу утверждение о том, что пуб-личная власть - это власть, которая все свои действия вольно или невольно пропускает через призму общест-венного мнения, то по данным социологического опро-са можно рассмотреть и обозначить основные аспекты, по которым публичная власть обеспечивает себе зону влияния. Путем «засвечивания» себя через СМИ сего-дняшние политические лидеры завоевывают опреде-ленные иерархические ступени в вертикали власти. На сегодняшний день складывается тенденция захвата информационного пространства, монополизация ин-формации финансово-политическими группами. Рав-ный доступ к власти оказывается фикцией. В СМИ ин-формационная прозрачность заменяется заказными материалами о достижениях администраций. В этом смысле публичность - это «демократия участия», по терминологии американского автора Р. Даля, «полиар-хия». Свобода информации на деле является элемен-тарным, «пороговым признаком публичности». Грани-цы публичности определяются в силу социально-локального и социально-биографического характера.В ходе исследования эти обстоятельства достаточно отчетливо прослеживаются в блоках, по которым были сформулированы и обозначены основные проблемы исследования. Прежде всего, следует обозначить такой аспект обсуждения проблемы, как выяснение содержа-тельного смысла понятий персонифицированной функ-ции и персонифицированной функции. По известной схеме, предложенной П. Бурдье, логическая взаимо-связь компонентов персонифицированной функции и персонифицированной функции заключает в себе мо-менты некоторого противопоставления их друг другу и исключает возможность «переливов», перехода на-званных явлений друг в друга. Это объясняется тем, что на региональном уровне целью является привлече-ние внимания и создание привлекательного имиджа к конкретной политической персоне, т.е. персонифици-рованной функции, тогда как реализация персонифи-цированной функции возможна только в демократиче-ском политическом режиме. Именно демократия по-зволяет в максимальной степени осуществить субъек-тивацию политической реальности. Легитимность вла-сти исключает саму мысль о подконтрольности власти, не допускает политического плюрализма, информаци-онной открытости и позволяет чиновникам как единст-венным монополистам информации оставаться глав-ными экспертами в области демократического управ-ления. Согласование легитимности и публичности пря-мо зависит от того, какая степень информационной открытости соответствует данному обществу, когда каждый конкретный человек располагает возможно-стью выбора сведений из нескольких самостоятельных источников информации.«Граждане должны иметь доступ к альтернатив-ным источникам информации, которые не находились бы под контролем правительства и не служили бы интересам какой-то одной группы, выражая ее взгля-ды» [1. С. 54].Источники и механизмы формирования общест-венного мнения. В рамках этого блока задавались во-просы: Каковы массовые политические настроения и в чем они проявляются в нашем городе? Как формирует-ся сама культура массовых политических настроений? Кто или что на них влияет?Разные ситуации и коллизии актуализируют или, точнее, активизируют в сознании разных групп людей определенные установки в качестве преобладающих. Таким образом, все это создает возможность для целе-направленного формирования и управления общест-венным мнением через СМИ, в частности ТВ. Двойст-венность функции массовой коммуникации, которую подчеркивали Пьер Бурдье и Маршалл Маклюэн, со-стоит в том, что, являясь своеобразным отражением общественного мнения, массовая коммуникация одно-временно является и инструментом формирования об-щественного мнения. С этой точки зрения люди, при-43надлежащие к одной страте и получающие информа-цию из одних и тех же источников, подвержены одним и тем же психологическим механизмам восприятия. В данном социологическом опросе все респонденты в своих ответах на вопрос, какими источниками инфор-мации они пользуются, назвали Левада-Центр, иссле-дования РОМИР, ВЦИОМ. Таким образом, их мнение представляет собой совокупность сходных взглядов, оценок, убеждений, которые могут быть базой для не-критичного восприятия определенным образом подан-ной и эмоционально окрашенной информации. В связи с этим можно констатировать, что и в рамках создания телевизионных программ происходит именно это. Все респонденты назвали одни и теже программы как мест-ных, так и федеральных каналов. Причем то, что эти оценки всегда относятся к конкретному телепроекту и значимы только в его рамках, свидетельствует о зависи-мости политических взглядов и предпочтений от по-требления сообщений, поступающих именно из одних и тех же каналов.Общая оценка политических настроений в сфере публичности. Первоочередные проблемы, которые нуждаются в актуализации и концептуальном осмыс-лении: Каковы массовые политические настроения и в чем они проявляются? По этому вопросу в результате опроса сложились две полярные позиции. Политики считают, что наступил период стабильности, период публичного выражения массовых политических на-строений ушел в прошлое. Как объясняют данную си-туацию ученые и журналисты? Стабильность в их ви-дении выглядит скорее призрачной, искусственной. Политическая система, по их мнению, далека от демо-кратии и больше похожа на муляж. Они отмечают ин-дифферентность массового сознания и проявление по-литических настроений только в приватных разгово-рах. Массовая аполитичность, по мнению журналистов, представляет собой в сущности своей массовое ниги-листическое сознание. Люди делают вид, что верят неким ориентирам. Скрытый нигилизм, как отмечают журналисты, сегодня и есть самая главная составляю-щая массового сознания, это и есть мнение общества. Данное различие во взглядах, возможно, объясняется отрывом от представлений, направленных на объясне-ние действительности, выявление ее закономерностей и существенных связей, от практических реалий. В данном случае как политики, так и ученые сильно ото-рваны от жизни. Круг интересов политиков ограничен рамками вертикали власти. Они общаются в своей страте и находятся в системе вертикали власти на том уровне, который позволяет делать выводы и суждения только в зависимости от мнения людей, находящихся либо на одной вертикали с ними, либо на ступени вы-ше. Область понимания политических процессов в ученой среде также узко очерчена их стратой и той областью знания, которой они занимаются.Журналисты, в силу дифференцированности, не де-монстрируют четко очерченных позиций. Они имеют целостный взгляд на политическую систему, т.к. собира-ют материал и исследуют проблемы на разных уровнях вертикали власти и в разных социальных стратах - от рабочего до губернатора. Возможно, поэтому их мнения выражены шире и глубже, чем у других участников опро-44са. Причем чем глубже выражается кризис ситуации в СМИ, тем в большей мере журналисты нацелены на сози-дательные установки и ориентации.Если рассматривать в данной работе выяснение со-отношения между сознательным формированием мас-совых политических настроений или по принципу: стихийно = объективно, скорее всего, сфера публично-сти воплощает общее и частное.Общее - это влияние СМИ, сознательное использо-вание манипулятивных технологий со стороны власти. Частное - это разделение источников поступающей информации на публичную и приватную сферы. При-чем в данном исследовании необходимо отметить тот факт, что переход к приватной сфере получения ин-формации возник в условиях недостатка соответст-вующей достоверной информации. То есть в условиях дефицита информации, что не позволяет гражданам принимать оптимальные для них решения, а в более широком контексте - отчуждение индивида от управ-ления обществом. У старшего поколения, как отмечают ученые, массовые политические настроения формиру-ются сознательно, и здесь в большей степени отмечает-ся влияние приватной сферы, тогда как у молодого по-коления политические настроения формируются сти-хийно-объективно.В этой связи необходимо отметить наибольшее влияние публичной сферы телевидения и других СМИ. Общественность подсознательно готова реагировать сходным образом на действие психологических меха-низмов, таких как: заражение, внушение, подражание. Это дает возможность властной элите управлять не только мнением, но и поведением масс. Ангажирован-ность властью СМИ - это основная тенденция. Ее от-мечают все респонденты. Различие возникло только среди ученых. Одни видят на первом месте Интернет и только потому, что большую часть информации чер-пают для себя оттуда. Тот факт, что у рядового субъек-та нет возможности проконтролировать источник ин-формации, переданной через Интернет, позволяет при-числить Интернет к приватной сфере распространения информации (Интернет - это то пространство, где сво-бода самовыражения выше, а контроль минимален). Другие ученые, так же как политики и журналисты, считают, что главенствующие позиции принадлежат телевидению. Смешение двух сфер, приватной и пуб-личной, - это прежде всего состояние эмоционального напряжения, возникшее в результате кризиса социаль-но-полити-ческого. Выражается оно в состоянии по-стоянного тревожного ожидания. Очевидно, что в та-ких условиях слухи, циркулирующие в определенной общности людей, могут дать богатую информацию о господствующих в ней представлениях, ожиданиях, о степени доверия к власти и СМИ.Наконец, нельзя не отметить и того влияния, кото-рое слухи в нашем городе оказали на формирование общественного мнения. Здесь будет уместным привес-ти пример с опальным мэром Макаровым. Именно не-достаток достоверной и аналитической информации со стороны СМИ породил целый ряд самых нелепых слу-хов, на почве которых сформировалось необъективное общественное мнение. В качестве примера можно при-вести тот факт, что ни один из респондентов не ото-звался о Макарове в резко отрицательной форме, ско-Французский социолог Г. Лебон отмечал: «Разви-рее как о человеке, репрессированном властью. Источ-тые умственные способности людей, из которых со-ником своих выводов и суждений респонденты назы-стоит толпа, не имеют значения. С того самого мо-вали не СМИ, а слухи, распространяемые «в народе».мента, когда люди оказываются в толпе, невежда иТрудно в этом контексте не согласиться с тем, чтоученый становятся одинаково неспособными сообра-«демократия участия» на самом деле не имеет ничегожать» [2. С. 32].общего с демократическим выражением рациональногоЭмоциональной составляющей процесса формиро-и просвещенного общественного мнения. Ярким при-вания массового сознания все респонденты назвалимером такого целенаправленного формирования явля-телевидение. Это важнейший проводник, усиливающийется на региональном уровне создание образов поло-влияние массовых форм сознания и поведения в обще-жительного и негативного лидера. Приведем высказы-ственной и политической жизни. Пороговый признаквание представителя журналистики: «Те, кто во власти,публичности в данной ситуации имеет локальную,и те, кто будет ее представлять, они априори положи-строго очерченную сферу своего проявления, связан-тельные. А те, кто не являются сегодня представителя-ную с требованиями, пролегающими в границах, опре-ми власти, не облеченные властью, они не являютсяделяющих специфику публичной и приватной сфер.сегодня негативными лидерами, потому что они покаЭто означает то, что в данном случае на региональномеще не лидеры вообще. Это просто оппозиция, пред-уровне имеются свои, местные особенности. Попыта-ставленная небольшим количеством людей, которая неемся их охарактеризовать. По мнению опрошенныхменяется за последние годы вообще».журналистов, ситуация на поле создания общественно-Необходимо ответить на вопрос о том, каким обра-политических программ в корне стала меняться не бо-зом должно происходить сочетание этих двух подходов,лее пяти лет назад, т.е. в 2002-2003 гг. Это связано скоторые рассматриваются как противостоящие. Воз-политикой администрации. Причем то, что эта уста-можно, это изменения самой массы как субъекта поли-новка всегда относится к некоему конкретному содер-тической активности. Как отмечают ученые, количествожанию и значима только в его рамках, свидетельствуетлюдей, которые пытаются разобраться в политике, со-не только о зависимости от нее того содержания, кото-ставляет не более 20%. Оставшиеся 80%, по мнениюрое ею оперирует, но и об относительности свободыученых, - это тип человека массы. Это объясняется тем,журналистов. В данной ситуации, как видно, оставать-что динамика политических процессов сопровождаетсяся свободным и независимым невозможно в принципе.все большим вовлечением широких слоев населения вТак характеризует ситуацию представитель журнали-политику. Таким образом, этот процесс переходит изстского корпуса: «В Томске, если персонифицировать,разряда качественных изменений в количественные.это придумала госпожа Н. Кречетова (начальник Де-Настроения здесь формируются стихийно-объективно. Впартамента международных и региональных связей. -то же время мы считаем крайней другую точку зрения,Прим. автора). А именно то, что Томские властикоторая исходит из концепции, что общественное мне-должны быть предельно открыты для журналистов.ние формируется в зависимости от страт, от сегментаКак этого добились? Был выделен большой бюджет наобщества. Вот характерное высказывание ученого:освещение, были открыты двери, любой журналист«Интерес к аналитике - это интерес, свойственныймог свободно войти в белый дом, мэрию. Плюс был на-определенной рефлектирующей аудитории. Это обра-нят огромный штат из бывших журналистов, кото-зованный класс, какая-то часть тех, кто занимаетсярые начали строчить пресс-релизы и посредствоминтеллектуальным трудом, тех, кто ведет активныйличных знакомств договариваться с коллегами на ос-образ жизни. Может, бизнесом занимается активно.вещение тех или иных тем и приглашение тех или иныхЭто может быть любая деятельность, связанная сперсонажей для освещения. В результате получилосьсистематической затратой интеллектуальных усилий.так, что деньги, которые выделяет Белый дом, со-Такие люди, как ни странно, политикой интересуются иставляют больше 50% бюджета любой газеты. Те-занимаются тоже, а не только интеллигенция. Обще-перь любую газету можно прижать, позвонив главно-ство достаточно сильно стратифицировано. Мы ва-му редактору и сказав: я отменю весь бюджет, тыримся в своем кругу».больше денег отсюда не получишь. И любой главныйОбъединяющим началом в данном случае выступа-редактор присядет на корточки, потому что ему зает не профессиональная принадлежность, а высокаяпечать платить надо, зарплату платить надо и т.д.».степень образованности опрошенных респондентов.Таким образом, рассуждая далее о пороге, за кото-Крайней позицией в данном исследовании можнорым заканчиваются истинные проявления публичностиобозначить как отрицание возможности формированияна местном уровне, необходимо подчеркнуть, что весьдемократического мнения, по причине иррационально-поток материалов, проходящих через СМИ в Томске,сти масс, неподготовленности и недостаточной образо-носит заказной характер, другие просто не проходят. Нованности, так и допущение возможности через меха-здесь необходимо учитывать одно обстоятельство. Внизмы внушения, заражения, подражания в СМИ осу-данной статье мы не имеем возможности сравнить дей-ществлять подъем политической культуры масс. Это, вствия властных структур Томска с другими регионами,свою очередь, будет способствовать канализированиют.к. нет других данных социологических опросов. По-коммуникационных каналов, начиная от целенаправ-этому, опираясь только на данные проведенного социо-ленно запускаемых слухов, распространяемых по «са-логического опроса в Томске, невозможно говорить обрафанному радио», и заканчивая достоверными сооб-общих механизмах формирования общественного мне-щениями в СМИ.ния. Поэтому вернемся к рассмотрению данной пробле-45мы в узко очерченном нами пространстве, точнее к ре-ную открытость, необходимо построить иное, болеегиональным особенностям ее проявления.свободное и открытое поле публичности. Информа-Основной проблемой была названа исключительноционная открытость может быть реализована только вполитика Администрации Томска. Мнения респон-режиме «информационного рынка». Образцом длядентов в этом вопросе сходятся в части того, кто кон-подражания может послужить телекомпания ТВ-2, ко-кретно в нашем городе является позитивным и нега-торая формирует ориентацию на демократическое вы-тивным лидером. Различие в том, что только журнали-ражение рационального и просвещенного обществен-сты считают очевидным тот факт, что персоны, обле-ного мнения. Среди всех участников опроса сложилосьченные властью, - априори положительны до того мо-априори положительное мнение о том, что на регио-мента, пока они находятся в одной команде. Если ко-нальном уровне это единственная телекомпания, кото-манда кого-то выводит из игры, персона автоматическирую если и нельзя в полном смысле этого слова назватьпереходит в разряд негативной. Яркий пример - быв-независимой от власти, то, по крайней мере, не идет уший мэр Макаров и чиновники, занимавшиеся сферойнее «на поводу». То есть, не имея возможности дать внедвижимости в Томске. Общее явление на сегодняш-эфир общественно-значимый материал, ссылается наний день в нашем городе, как отмечают журналисты, -то, что по известным причинам не может прокоммен-это то, что власть «смыкает» и «замыкает» свои ряды.тировать данное событие. Известной причиной в дан-Даже оппозиция. Если раньше властные персоны ак-ном случае выступает давление со стороны властныхтивно «выносили сор из избы», то сегодня журнали-структур и принятие теми же властными структурами, встами отмечается «заговор молчания». Причем этотлице антимонопольного комитета, жестких мер (пись-заговор распространился даже на уже нашумевшиеменные предупреждения, отзыв лицензии и т.п.). Под-дела. Для журналистов не представляется возможнымтверждением этого является выступление директораподробно освещать и объяснять суть инкриминируе-компании ТВ-2 А. Майофиса на заседании обществен-мых обвинений, предъявленных бывшим властнымной палаты Томской области 10.04.08. «Томский анти-персонам. Доступно лишь констатировать сам факт,монопольный комитет проверил все местные телеком-при этом обязательно убедительно показать, как «со-пании на предмет соблюдения Закона о рекламе. Всератники открещиваются» от «бывших». Вето наложеноместные телекомпании получили однотипные замеча-на аналитическое освещение материала. Если раньшения. И исправились. Это обычная рутинная работа ан-по таким делам проводились журналистские расследо-тимонопольного комитета и телеканалов. Но толькования и все события и факты муссировались до появ-одна телекомпания за это же самое еще и получилаления у зрителей и читателей «оскомины», то теперьписьменное предупреждение Росохранкультуры (этоэто невозможно в принципе. Те издания и телекомпа-ведомство выдает и отзывает лицензии, два письмен-нии, как, например, ТВ-2, посмевшие без высшегоных предупреждения - и лицензия может быть отозва-одобрения власти вести свои расследования, к примеруна). У этой телекомпании их уже несколько».по делу Вахненко (предприниматель, который был3. Другим проблемным «узлом», по мнению рес-убит сотрудниками милиции с особой жестокостью вопондентов, являются четко очерченные границы пуб-время допроса. - Прим. автора), жестко наказываютсяличности, что негативно влияет на создание общест-властью. «Вторжение» в СМИ оказало серьезное влия-венно-политических программ в Томске. Здесь опятьние на изменение границ публичной сферы, а точнее наже уместно привести цитату из речи А. Майофиса: «Ясоздание симулякра для реализации конкретных поли-был свидетелем, когда руководитель одного из феде-тических целей.ральных каналов по-дружески советовал своим регио-Оценка состояния поля публичности. В даннойнальным коллегам: Вы ни за Иванова, ни против, выстатье мы делаем выводы, опираясь на мнения экспер-ни за Медведева, ни против, вы вообще про таких ни-тов. Полагая, что разные точки зрения имеют право начего не слышали, как и о политике вообще. Тогда, мо-существование, мы считаем, что обозначенные мненияжет быть, выживете. Сейчас бытует такая точкаможно объединить по трем принципам.зрения, что народ устал от информации. Ему нужны1.По опросам респондентов, главным источникомразвлечения. И мы видим, как все телеканалы напере-негативных и кризисных явлений и тенденций в сферебой занимают эту нишу. Я не считаю, что это так.публичности был назван полный контроль информа-Последние годы на ТВ почти нет информации. От чегоционного пространства властью. Очевидно, что вуставать? Народ устал от кастрированных новостей,таких условиях коммерциализация СМИ носит выра-от славословия, от холуйства, от программы Вре-женный заказной характер. Вот характерное высказы-мя, снятой на цифровую видеокамеру, от одних и техвание: «У нас 90% рекламных потоков, которые по-же лиц, от одной точки зрения, от одной партии. Та-ступают в СМИ, контролируются либо из мэрии, либокое ТВ безнравственно по сути. Но оно безопасно».из Белого дома. Как правило, из Белого дома. Все вТаким образом, специфика формирования публичнойбольшей или меньшей степени зависимы от позицийсферы выражается в формировании нового содержанияБелого дома. Потому что если от одного из замов гу-коммуникативной среды, где соревнуются отнюдь небернатора последует команда денег не давать, денегличностные ресурсы, а система, созданная властью, дляперестанут давать. Даже не смотря на то, что этотого чтобы в любой момент можно было манипулиро-самая эффективная на сегодняшний день информаци-вать любым объектом формирования общественногоонная площадка».сознания. Это не у нас зародилось, но у нас это вполне2.Представляется правильным, по мнению респон-процветает. Маркерами успешности среди СМИ отме-дентов, что для того, чтобы обеспечить информацион-чаются так называемые «информационные киллеры»,46которые дороже всех продаются власти и удовлетворяютпроблем, спокойно передали вот эту всю демократиюэту власть в полном смысле этого слова.для структурного оформления власти Ельцина. Вот сЗдесь необходимо пояснить, что в отличие от си-этим мы и остались. Поэтому демократическая прес-туации, которая была на рубеже 1990-х гг., когда СМИса нам не нужна. Она может развиваться как угодно,только на личностных ресурсах и личностном потен-но она не востребована. Власть не будет платить, ациале конкретного человека создавали образ лидера, внарод ее не будет понимать».настоящее время такой подход утратил свою значи-Трудно в этом контексте не согласиться с тем, чтомость. Личность не имеет никакого значения. Образпостроение вертикали власти меняет политическуючеловека, находящегося на высшей ступени вертикалисистему, вместе с ней неизбежно изменяется и зеркало,власти, теперь создается только по принципам «но-отражающее данную политическую систему. Функ-менклатурного отбора». Вспомним, к примеру, имиджциональная общность названных явлений объясняетсяБориса Николаевича Ельцина, человека неординарного,взаимозависимостью как акторов политического дейст-имевшего «в народе» репутацию «трикстера», и в тожевия от «зеркала», его отражающего, так и СМИ в роливремя справедливого руководителя, человека открыто-зеркала. Их общей зависимостью от указаний «сверху».го, жесткого, беспринципного, обладающего несо-Сложность, специфичность обозначенной проблемымненной харизмой и энергетикой способной увлекатьприводит к формированию неоднозначных суждений иза собой людей. И с этих же позиций попытаемся рас-заключений среди опрошенных респондентов.смотреть образ нынешнего Президента, буквально заСтоит еще раз подчеркнуть, что поле публичностиполгода созданного СМИ, точнее через СМИ «клони-имеет локальную, строго очерченную сферу своегорованного» властью. Образ нового Президента не от-проявления, связанную с требованиями, пролегающи-личается харизмой Владимира Владимировича Путина,ми в границах, определяющих специфику публичной ине выделяется на общем фоне «известных» политиков,приватной сфер. В данном случае, по мнению участни-в общем и целом ничем не примечателен.ков опроса, т.к. публичная сфера проявления задавленаВозможно, такая тенденция создания «клонов» бу-властью, то на первый план выходит приватная сфера.дет и в дальнейшем распространяться на все выборныеЭто проявляется в обсуждении общественно-значимыхдолжности. До тех пор, пока сама политическая систе-событий и ситуаций как регионального, так и феде-ма не начнет давать «сбой». Кризис личностных ресур-рального уровня только в узком кругу, либо «на кух-сов начался именно с верхней ступени вертикали вла-не», как во времена застоя, либо «в курилке». Этотсти и спускается постепенно все ниже. Так, к примеру,факт отмечают все группы опрошенных, включая ина региональном уровне можно отметить, опираясь наполитиков. Необходимо пояснить, в данном случае, чтоответы респондентов, что, по общему мнению, хариз-в социологическом опросе принимали участие полити-матичных руководителей, лидеров в полном смыслеки среднего звена, являющиеся по сути теми же про-этого слова на Томской политической арене практиче-водниками «идей сверху», как и журналисты. То естьски не осталось. Все участники опроса едины во мне-те политики, которые в силу своей профессиональнойнии, что фигура губернатора на политической аренедеятельности закрыты в рамках общения либо полити-Томска - это искусственно «вылизанный» образ. Тогдаки, стоящие с ними на одной ступени лестницы, либокак фигура спикера Думы Бориса Алексеевича Маль-чуть ниже. Таким образом, «страшно далеки они отцева, пусть и не всеми респондентами, укладывается внарода», и в то же время настолько же далеки они и отобраз позитивного лидера, но априори всеми респон-«небожителей». Возможно, поэтому их мнения и оцен-дентами определяется как образ человека лидера, лич-ки оторваны от реальной действительности и не имеютности. Таким образом, новое содержание коммуника-четких позиций. Такое положение свидетельствует отивной среды исходит, по мнению всех акторов, при-том, что вся система политической власти возвращает-нимающих участие в формирование публичной сферы,ся по спирали вниз, к временам застоя, к четким иерар-из той политической системы, в которой на данныйхическим разделениям, точнее отделению «слуг наро-момент времени исходит давление на все сферы прояв-да» от народа вообще.ления и отражения поля публичности.Если обратиться к историческому опыту, то в эпохуПримечательно, что на политический фактор этозастоя властная цензура была гораздо более жесткой,тоже влияет. В конце 1990-х гг. появилось независимоечем сейчас, но это не мешало проявлению оппозицион-телевидение. Но, естественно оно не могло развивать-ных настроений в обществе как в приватной сфере, такся, не испытывая влияния политических процессов.и в публичной. Таким образом, понятие публичностиКогда эти процессы стали менее благоприятными, со-(поля публичности) фиксирует меру действия ограни-кратилось количество таких каналов. В данном случаечительных факторов в политике и определяет, в какойнеобходимо привести в пример наиболее характерноестепени различные участники действия, в том числе ивысказывание по этому поводу ученого: «Сформиро-те, кто придерживаются различных интересов, способ-ванное общественное мнение есть. То есть оно как быны воплотить на практике правила игры - основанияуже отраженное. Существует Хабермасовская кон-этой деятельности. В данном случае журналист видитцепция публичной сферы, которая создает через ком-ситуацию следующим образом: «СМИ сами виноваты.муникацию общественное мнение. Тут общество вино-Вот эта прекраснодушная позиция о том, что ввато, не только власти. Когда в конце 80-х, начале90-е гг. у нас были свободные СМИ, которые давали90-х гг. у общества была возможность сформироватьправдивую информацию, она не выдерживает никакойдемократию через коммуникации, то есть через жи-критики. Тут надо с господином Путиным, конечновое общение сформировать площадки для обсужденияже, согласиться. Всплеск активности, когда наот-47крывались около 90 тысяч СМИ в России, но большин-Совершенно очевидно то, что определение канона (по-ство «мертвые», конечно. Все эти СМИ открывалисьзиций) должно исходить из опыта всех причастных к про-по старой советской схеме, не как средство информа-цессу формирования поля публичности лиц: политиков,ции, а как средство влияния, пропаганды. С их помо-ученых, журналистов. С учетом этого обстоятельства мож-щью делили собственность, власть, и т.д. В журнали-но, на наш взгляд, выделить следующие принципы (шаги),стской среде было даже модным ощущать себя мани-соблюдение которых способствовало бы гармонизациипулятором общественного мнения. Но народ рано илисовременных общественно-политических программ.поздно все поймет. В какой-то момент времени люди1. Информационная открытость необходима, поначинают понимать, что их кормят не информацией,мнению респондентов, как фактор, укрепляющий леги-а информационным суррогатом. Наступает как бытимность власти.отторжение. А потом наступает кризис, когда все2. Все опрошенные респонденты единодушны. Мыподелено, больше делить нечего и когда начинают де-идем к однопартийной системе. Мнение общества оп-лить уже совсем другими методами, без информаци-ределяет верхняя ступень вертикали власти. Оно навя-онных войн. И когда надобность информационных войнзывается через СМИ обществу, отсутствует плюрализмотпадает, наступает коллапс. Кадровый, финансо-мнений. Все респонденты сходятся во мнении, что ин-вый, менеджмента и т.д. с разной степенью успеха,формационный монополизм власти несет угрозу фор-мы сегодня все переживаем этот кризис. Кто-то со-мирования манипулятивных пиар-технологий, сводя-всем рухнул, кто-то царапается. Пресс-службы пух-щихся к удержанию у власти ее нынешних носителей.нут, редакции хиреют, все разбегаются».Журналисты реально отдают себе отчет в том, что тех-Подобное смещение в сторону опыта прошлого яв-нология социальных манипуляций - это хорошо спла-ляется результатом тех внутренних условий, созданныхнированная властными структурами компания, прово-властной верхушкой, в которых на сегодняшний деньдимая через СМИ, в частности наиболее влиятельноене только местные, но и федеральные СМИ вынужденыположение принадлежит телевидению. Для примеравыживать. С другой стороны, очень важно подчерк-приведем высказывание политика: «Лет 5-7 назаднуть, что, по мнению респондентов, не только властнаяТВ-2 формировало оппозиционное настроение в частицензура является основным источником кризиса в пуб-того, как нам живется на самом деле. Это был прак-личной сфере, но и конформизм массового сознания, нетически единственный канал, на котором была взаи-способного повлиять на сложившееся положение ве-мосвязь между политикой, формой политическогощей. Журналистский взгляд в данном случае связан сустройства и жизнью населения. Но в последнее времяблагополучной основой в обществе в целом. «Основаони отошли от этого».такова: Вы там мелите что хотите, а я буду молчать3. Главные цели массовой коммуникации можнодо тех пор, пока мне обеспечено… и дальше притяза-реализовать только частично. Характерное высказыва-ния разных социальных групп. Все смирились с тем,ние по этому поводу: «Главная цель массовой коммуни-что социальный лифт прикрыт, каждый в своей соци-кации - это создание симулякра, виртуального подобияальной страте остается. Все хотят жить лучше, ноили аналога. Информация должна выглядеть досто-никто не хочет, по большому счету ломки того, чтоверно, но она не должна быть достоверной».есть. Это, опять же, от усталости, от огромного4. Рассчитывать на возможность появления незави-разочарования 90-х гг. Никто не хочет никаких пере-симых СМИ, деятельность которых полностью соот-мен, потому что все помнят эту эпоху перемен и по-ветствовала бы целям массовой коммуникации, абсо-нимают, что можно потерять, даже те, кто выиграллюту, по крайней мере, было бы утопично.в этих переменах. Медведев правильно сказал, что у5. Общее мнение всех респондентов: кризис обще-нас треть общества ушиблена реформами 90-х и доственно-политической журналистики носит глобаль-сих пор находится в социальной стагнации, потомуный характер. Истоки кризиса - в Государственнойчто они не видят себе места здесь. И мне кажется,политике, которая привела к существенным изменени-что это распространяется на все».ям в самом обществе и в СМИ, как «зеркале», отра-Оценка региональных телепроектов участникамижающем эти явления. Политики и ученые отмечаютсоциологического опроса. Она такова: образцом дляпадение профессионализма журналистов. Более глубо-подражания может послужить телекомпания ТВ-2, кото-ко суть происходящих процессов раскрывают журна-рая формирует ориентацию на демократическое выра-листы. Их высказывания носят экспрессивную окраску,жение рационального и просвещенного общественногот.к. сама проблема задевает их «за живое». Они счита-мнения. Среди всех участников опроса сложилось мне-ют, что общественно-политическая журналистика нение о том, что на региональном уровне это единственнаявостребована обществом по причине своей инертности.телекомпания, дающая в эфир достоверную, аналитиче-В свою очередь ученые и политики считают, что поли-скую информацию. Узко очерченные рамки, в которыхтические и аналитические программы не создаютсявынуждены работать журналисты в Томске, являютсяименно журналистами в силу отсутствия или потерирезультатом тотального контроля со стороны власти -профессионализма. Журналисты считают, что это яв-так считают журналисты. Они отмечают, что не во всехление возникло в связи с уходом из профессии опыт-регионах ситуация такова. Есть регионы с еще болееных мастеров, потерей школы. Причем этот факт на-жестким контролем. Есть и такие, где журналисты смог-прямую связан не только с финансовой стороной во-ли вырваться из денежной зависимости. Они окупаютпроса. Характерное высказывание: «Хороший журна-свои издания полностью за счет рекламы, вследствиелист всегда найдет, где заработать деньги». На пер-чего более свободны в публикациях.вый план в данном случае выступает отсутствие само-48реализации. Остаться в профессии и писать только под- соблюдение правил публичности, как следствие -заказ, не имея возможности высказать собственный,расширение границ публичной сферы.взвешенный взгляд на проблему, - это морально-В условиях глобального перехода к информацион-этическая сторона решения данного вопроса. На сего-ному обществу наиболее значимым фактором разви-дняшний день в Томске не осталось ни одного полити-тия и расширения поля публичности становится по-ческого обозревателя. Этот факт показателен как кар-тенциальная способность обеспечить демократиютина того, что проблема должна решаться на Государ-участия по принципу информационной открытости,ственном уровне.оптимально со
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 297
Ключевые слова
Civil concerns, Political discussion, Deficit of information, Informational killers, Informational market, Polyarchy, Scopes of public sphere, Public field, Collaboration democracy, общегражданские интересы, политическая дискуссия, дефицит информации, информационные киллеры, информационный рынок, полиархия, границы публичной сферы, публичное поле, демократия участияАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Поправко Николай Васильевич | ТомскГУ | кандидат философских наук | tantal6@sibmail.com |
Карпова Анна Юрьевна | ТомскГУ | аспирант | tantal6@sibmail.com |
Ссылки
Лебон Г. Психология масс // Психология народов и масс. СПб., 1995. С. 32.
Даль Р. О демократии. М., 2000.
