Музеи высшей школы Западной Сибири: история и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Музеи высшей школы Западной Сибири: история и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.)

На историографической и документальной основе исследуется становление и формирование музейной системы учреждений высшего образования Западной Сибири, формы деятельности музеев на современном этапе, введение инновационных методов в работу фондов и использование коллекционных материалов. Показан вклад вузовских музеев в формирование социокультурного пространства региона

University Museums of Western Siberia: History and Modern State.pdf Почти два столетия насчитывает история музеев высшей школы в нашей стране. Особое внимание к себе они привлекали в 20-х гг., а затем - в 60-70-х гг. XX в. Это время бурного роста университетов и институтов в регионе, связанное с формированием и укреплением научных направлений и школ. Вместе с ними оформля-лись и учебные музеи, дающие возможность более уг-лубленно и наглядно изучать тот или иной предмет, на-правление в науке. В 1980-1990-х гг. наблюдался наи-больший подъем в организации вузовских музеев, когда они выполняли не только учебно-просветительскую, но и определенную идеологическую функцию. История создания вузовских музеев Западной Сибири в этот пе-риод почти не отражена в архивных документах высшей школы. Многие материалы по формированию внутриву-зовской структуры утрачены.Становление музейного дела в высшей школе Си-бири начинается с создания музеев в первом Сибир-ском университете, которые были предусмотрены «Ус-тавом университета» от 1884 г. Активное освоение Восточной провинции России - Сибири требовало спе-циалистов в разных отраслях экономики, медицины, просвещения. Этим было обусловлено открытие в 1888 г. Императорского Томского университета, а за-тем в 1900 г. - Томского технологического института. В соответствии с «Уставом…» в каждом университете должны были быть открыты естественные, техниче-ские, гуманитарные музеи как при учебных кабинетах, так и общеуниверситетского уровня для сбора, научной обработки и демонстрации материалов по истории края и его природным ресурсам. Первыми музеями универ-ситета стали музей минералогии, геологии и палеонто-логии; зоологический; археологии, истории и этногра-фии. Они начали формироваться одновременно со строительством самого университета с 1880 г. из по-жертвований меценатов, сборов ученых, закупов и пе-редачи коллекций и материалов из других музейных центров России и крупных международных музеев. Большую роль в организации музеев сыграл В.М. Фло-ринский, попечитель Западно-Сибирского учебного округа и руководитель Императорского Томского уни-верситета. С основанием музеев связаны имена про-фессоров Н.Ф. Кащенко, П.Н. Крылова, А.М. Зайцева, П.Н. Пилипенко и др. С приездом С.И. Руденко и С.А. Теплоухова в 1919 г. и открытием кафедры гео-графии и антропологии на геолого-географическом отделении физико-математического факультета акти-визируется деятельность археологического музея Том-ского университета. В целом этот этап можно назвать этапом «общественного развития», т.к. практически вся научная и передовая общественность Сибири способ-ствовала развитию и становлению музейного дела в высшей школе. В конце 20-х гг. XX в. заканчивается этот период и начинается «государственный», т.е. на-учная работа и сбор материалов ведутся в соответствии с выполнением государственных научных тем [1. С. 92]. Основной формой деятельности музеев остава-лось создание фондов наряду с активной публичной научно-просветительной работой не только в стенах университета, но и во всех учебных заведениях Томска и за его пределами. Научному содержанию фондового материала в университетских музеях придавалось пер-востепенное значение. Их качественная и количествен-ная характеристика, полнота и масштабность опреде-ляли уровень развития музея и возможности его дея-тельности в научном и экспозиционном плане. Это обусловило их востребованность в учебной и просве-тительной работе, сделав музеи публичными с первых дней открытия.Затем университетское «Положение об организации музеев…» получило распространение и на институты, которые также занимались научной работой в различ-ных отраслях знаний. Ярким примером этого служит организация минералогического, геологического и па-леонтологического музеев в Томском политехническом институте, история которых неразрывно связана с име-нем первого декана Горного отделения В.А. Обручева.Рассматривая формирование и развитие музеев и музейного дела в высшей школе Западной Сибири, можно выделить несколько этапов. Первый этап заро-ждения и формирования музеев вузов приходится на конец XIX - начало XX в. и связан с открытием перво-го Сибирского университета в г. Томске, который вплоть до начала XX в. являлся единственным форпо-стом высшего образования и науки на огромной терри-тории Азиатской России. В нем сразу было заложено три профильных музея. В 1900 г. открывается Томский технологический (Политехнический) институт, где впоследствии открываются два специализированных музея (минералогический и палеонтологический).До 1930 г. в Западной Сибири больше не были открыты заведения высшей школы с обязательным устройством в них музеев для обучения и научной деятельности.Второй этап связан с оживлением интереса к соз-данию музеев в высшей школе, он приходится на 20-е -40-е гг. XX в. В 1930 г. был основан Томский медицин-ский институт. Обучение студентов и научная работа преподавателей не могли проходить без наглядно-демонстрационного материала. Он был представлен в Анатомическом музее.В 30-е гг. неоднократно проходили реорганизации в учебном процессе, а также в принадлежности высших61учебных заведений в связи с различными постановле-вых университетов в Омске, Кемерове, Барнаулениями Главпрофобра и Наркомпроса (январь, март(1973-1974 гг.) и созданием центров по подготовке1930 г.), а позже - постановлениями ЦИК СССРмузееведов. В это время ЦК КПСС и Правительство(19 сентября 1932 г.). Эти реорганизационные новше-СССР обращает особое внимание на подготовку спе-ства нашли отражение и в деятельности учебно-циалистов и развитие науки в вузах (Постановлениенаучной базы высшей школы, куда относились и му-ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 июнязеи. Если в конце 1920-х - начале 30-х гг. они находи-1979 г. «О дальнейшем развитии высшей школы и по-лись под угрозой расформирования, то уже с 1932 г.вышения качества подготовки специалистов») [3. Т. 13.переходят от хранения коллекций к включению их вС. 386]. Период с 1970-х гг. по начало XXI в. включаетучебный процесс и ведению серьезной научной работы.два исторических субэтапа - окончание советского вре-Гербарий и музеи Томского университета и институтовмени и переходный период с последующим выходом напредоставляли свои коллекции для многих исследова-экономическую стабилизацию. Первый субэтап (1970-е -телей Сибири. Музеи стали играть заметную роль как вначало 1990-х гг.) характеризуется активизацией процес-научной, так и в учебно-просветительской деятельно-сов в строительстве музеев высшей школы разного про-сти: создание новых экспозиций и выставок, проведе-филя, в том числе по истории вузов. В университетах иние экспедиций (К.Э. Гриневича, А.К. Иванова,других вузах организуются музеи разного уровня под-В.И. Матющенко, Е.М. Пеняевой, Л.М. Плетневой,чинения (от кафедральных до общевузовских) с раз-Г.Х. Иогансена, А.И. Янушевич и др.) [1. С. 91; 2.личной специализацией: естественно-исторические,С. 45]. Часть коллекций палеонтологического, минера-исторические, литературные, мемориальные, художе-логического, зоологического, археолого-этнографи-ственные. Это время можно назвать «расцветом» в ис-ческого музеев была обработана и систематизированатории советских вузовских музеев. Многие вузы наря-именно в период с 1932 по 1941 г.ду с музеями по отдельным отраслям науки создаютТаким образом, 1920-1940-е гг. можно выделить в от-музеи истории своего учреждения либо музеи историидельный этап истории вузовских музеев, который прихо-КПСС. Для повышения роли вузовских музеев в учеб-дится на период становления советской высшей школы иной и воспитательной работе со студентами нужна бы-развития в ней научной базы, частью которой стали музеи.ла определенная организационная работа. По решениюГоды Великой Отечественной войны оставили тяже-коллегии Минвуза СССР, при Учебно-методическомлый след в истории музеев вузов. В октябре 1941 г. глав-управлении был создан Научно-методический совет поный корпус Томского университета был передан заводу,работе вузовских музеев на базе Музея землеведенияимеющему оборонное значение. В кратчайший срок на-Московского государственного университета (приказучными работниками, студентами, рабочими и служа-по Министерству № 250 от 25 марта 1968 г.) [4. С. 3].щими было буквально на руках перенесено все самоеНаучно-методическому совету была поручена коор-ценное оборудование кабинетов, кафедр. Коллекциидинация учебной, научно-экспозиционной и научно-музеев и Гербария разместили и законсервировали висследовательской работы, разработка мероприятий помалоприспособленных зданиях в различных частях го-повышению квалификации сотрудников вузовских му-рода. Такая же участь постигла музеи медицинского изеев, проектов важнейших документов, определяющихтехнологического институтов. По решению ВКВШ иосновные стороны деятельности музеев; подготовкаНКП (июль 1941 г.) обучение в высшей школе сначаланаучных совещаний. Под его началом были организо-было переведено на трехлетнее, а с 1944 г. возвращаетсяваны Региональные научно-методические советы прик четырем годам на гуманитарных факультетах и к пятиуниверситетах в европейский части СССР, а затем вгодам обучения на естественно-научных факультетах.Сибири и на Дальнем Востоке. В середине 1980-х гг. заУчебный процесс часто прерывался в связи с отправкойУралом первым таким центром по организации вузов-всех студентов на различные трудовые работы. Музеиских музеев становится Научно-методический Совет натеряют свою значимость в научной жизни вузов.базе минералогического музея Иркутского государст-Поэтому выделять отдельным этапом годы Великойвенного политехнического института (впоследствииОтечественной войны в истории развития вузовскихтехнический университет). Затем подобный Совет по-музеев, на наш взгляд, нет необходимости.является в Томске на базе музея зоологии ТомскогоТретий этап в истории и становлении музеев выс-государственного университета. НМС было порученошей школы - 40-60-е гг. XX в. В этот период музеиорганизовать работу музеев в вузах Томска, Барнаула,прошли процесс от восстановления экспозиций и фон-Новосибирска [5]. Третьим по времени образованиядов в полном или почти полном довоенном объеме до(1995 г.) становится Научно-методический совет в Ке-активного участия в научных и экспедиционных иссле-мерово на базе музея «Археология и этнография Юж-дованиях, пополнения фондов, введения музеев в науч-ной Сибири» Кемеровского государственного универ-ную работу высшей школы, через проблемные лабора-ситета, который объединил музеи высшей школы Ке-тории и профильные институты (ПНИЛ ИАЭС, НИИББмеровской области [6].ТГУ). В 1959 г. в Новосибирске открывается универси-Второй субэтап (1990-е гг. - начало XXI в.) - борьбатет. Но целенаправленной работы по созданию музеевза выживание в условиях сокращения финансированияв нем в этот период не ведется. Наиболее активными вовысшей школы, частичное свертывание площадей, поте-всех сферах музейной деятельности остаются музеи вря кадров. Музеи ищут дополнительные формы работывысших учебных заведениях Томска и Барнаула.в новых экономических условиях. В конце XX - началеЧетвертый этап - с 1970-х гг. до начала XXI в.XXI в. музеи вновь обретают утраченный статус какХронологические рамки обусловлены открытием но-институты социальной памяти и центры научных иссле-62дований. Они становятся востребованными, и число их постепенно увеличивается. Заканчивается процесс фор-мирования системы музейного дела в высшей школе Западной Сибири. Сегодня в системе высшей школы работают более 40 музеев различного профиля.26 июня в 1997 г. VII съезд Евроазиатской ассоциации университетов учредил в составе ЕАУ Научно-методи-ческий координационный центр университетских музеев (на базе Музея землеведения МГУ), который продолжает работу с вузовскими музеями РФ по сегодняшний день.В 1985 г. открыта первая в Сибири специализация по музееведению в Кемеровском государственном уни-верситете при кафедре археологии А.М. Кулемзиным. Долгое время эта специализация была единственным центром в Сибири по подготовке музейных специали-стов в вузах. Сегодня выпускники этой специализации работают в музеях и вузах Восточной и Западной Си-бири. Позже, уже в начале XXI в., появляются кафедра музеологии в университете Томска (зав. кафедрой Э.И. Черняк) и кафедра музеологии в Омском универ-ситете (зав. кафедрой музееведения и туризма Г.М. Патрушева), в Барнаульском институте культуры и искусств (зав. кафедрой О.Н. Труевцева). В сибир-ском вузовском музееведении начинается новый этап развития. Таким образом, к началу XXI в. завершается процесс формирования музейной сети и системы под-готовки музееведов в высшей школе Западной Сибири.На современном этапе развития общества наблюда-ется глобальная информатизация социокультурного пространства, происходящая во всех областях культуры и отражающая определенную фундаментальную тен-денцию современного общества - усиление коммуника-тивных связей посредством развития информационно-коммуникативных технологий. Их внедрение в музейное пространство модернизирует формы экспонирования и расширяет границы музейного пространства для посети-телей. Сегодня музейная коммуникация как средство трансляции историко-культурного и природного насле-дия имеет прямую связь с задачами модернизации му-зейной деятельности. Для вузовских музеев, являющих-ся учебной, научно-исследо-вательской структурой и научно-просветительскими центрами, задача обновле-ния теоретических оснований их деятельности особенно актуальна. В настоящее время позитивным явлением в музейном деле становится новый подход в решении за-дач, связанных с учетом и использованием коллекцион-ных материалов. Полноценные сведения о музейных фондах, редких и ценных коллекциях, к сожалению, в основной своей массе еще не включены в составы элек-тронных каталогов. Этот материал может быть исполь-зован при формировании национальной политики в ре-гионе, в решении задач природопользования, т.к. в на-стоящее время позитивным явлением в российской культуре становится не только сбор и формирование музейных коллекций, но и качественно новая интерпре-тация музейного наследия в прикладных исследованиях [7. С. 3]. Внедрение инновационных методов в деятель-ность музеев системы высшего образования Западной Сибири происходит по ряду направлений:- разработка и внедрение в музейную практику баз данных (БД), электронных каталогов по систематиза-ции, учету и хранению музейных предметов;- создание WEB-ресурсов, включающее несколько аспектов;- публикация электронных каталогов музея.Первое направление более активно реализуется в государственных музеях на программах, разработан-ных в центральных информационных центрах России (АИС, КАМИС). Для вузовских музеев приобретение этих программ практически невозможно из-за высокой стоимости. Тем не менее, отдельные вузовские музеи успешно внедряют в практику созданные на этой осно-ве разработки электронных каталогов в свою деятель-ность (ОмГУ, ТГУ, КемГУ, АГУ).Второе направление - создание сайтов и предоставле-ние информации для крупных музейных серверов - «Му-зеи России», «Музеи Сибири». Уже созданы сайты музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ, музея археологии и этнографии ОмГУ, зоологического музея ТГУ, музея археологии и этнографии Алтая АГУ и др. [8]. Третье направление осуществляется через созда-ние CD-дисков и размещение каталогов на сайтах. Учи-тывая созданные предпосылки для разработки новой коммуникативной парадигмы, сотрудники музея создали электронный вариант виртуального музея, представляю-щего собой новую пространственно-временную модель хранения и трансляции историко-культурных ценностей [10. С. 20], CD-диск «Каталог коллекций музея «Археоло-гия, этнография и экология Сибири» КемГУ» [9].Эффективность коммуникационной деятельности музея повышает проведение разнообразных музейных мероприятий. Среди наиболее популярных направле-ний в настоящее время можно назвать музейные уроки. Например, в музее КемГУ разработана программа «Музей - школа - единое образовательное пространст-во». Музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.Вузовский музей учитывает тот факт, что на смену традиционным обзорным и тематическим экскурсиям, музейным урокам должны прийти такие интерактивные методы, как методы инсценировки, методы реконструк-ции прошлого, познавательные и ролевые игры, театра-лизованные и костюмированные экскурсии, музейные праздники. Такое направление в работе в музеев КемГУ, ОмГТУ уже получило развитие. Основными действую-щими лицами и исполнителями являются сотрудники музея, студенты, участники историко-патриотического клуба «Единорог», участники детских и взрослых фольклорных ансамблей, представители национально-культурных центров Кузбасса, творческие коллективы историко-этнографических музеев, художники Кемеров-ской и Омской области, ветераны вузов.Таким образом, вузовский музей становится не только хранилищем мемориальных предметов, уникальных экс-понатов, лабораторией для ученых и подспорьем в работе преподавателей, но и учреждением, позволяющим посети-телю увидеть подлинные музейные предметы, которые «оживают» с помощью музейных средств и приемов, заим-ствованных из других видов зрелища (театральное искус-ство, песенный и танцевальный фольклор и др.).Перспективы развития музеев высшей школы тесно связаны с изменением имиджа музеев, развитием му-зейной коммуникации и организацией массовой дос-тупности к интеллектуальному, историко-культурному63и природному наследиям. Информатизация музейнойМузеи вузов Западной Сибири на современном эта-деятельности способна не только усовершенствоватьпе становятся одними из социокультурных и научно-отдельные аспекты деятельности вузовских музеев, нопросветительских центров, влияющих на динамикусоздать новые направления их дальнейшего развития.состояния и развития общества в регионе.ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

innovation, education, high scool museums, periodisation, museology, инновация, образование, вузовские музеи, периодизация, музееведение

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Белоусова Наталья Александровнамузей «Археология, этнография и экология Сибири»Кемеровский государственный университетсоискательmuseum@kemsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Белоусова Н.А., Кимеева Т.И. Формирование инновационных моделей музейной коммуникации в музеях высшей школы Западной Сибири // Известия Алтайского государственного университета. Барнаул: Изд-во АГУ, 2007. С. 19-22.
Сервер «Музеи России». Режим доступа: <http://www.museum.ru>
Отчет «Информационный научно-образовательный комплекс музея «Археология, этнография и экология Сибири» КемГУ» по проекту № 2647 // Научный архив КМАЭЭС. Кемерово, 2006. 94 с.
Кимеева Т.И. Культурные аспекты этнического взаимодействия аборигенов и русских Притомья: Дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2003. 347 с.
Решение Президиума Научно-методического совета вузовских музеев РФ. Государственный комитет РФ по высшему образованию. М., 1995.
Приказ Государственного комитета РФ по высшему образованию 04.01.94. «О создании Научно-методического совета по деятельности музеев учебных заведений».
Музеи высших учебных заведений СССР: Аннотированный справочник / Сост. Э.И. Тихомирова, Б.А. Савельев, В.Г. Ходецкий. М.: Изд-во МГУ, 1975. 236 с.
Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 13: 1976-1980. М.: Политиздат. 1986. С. 386.
Томилов Н.А. Проблема периодизации истории исторических и краеведческих музеев Сибири // Культуры и народы Северной Азии и сопредельных территорий в контексте междисциплинарного изучения: Сб. Музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томск: ТГУ, 2008. Вып. 2. С. 45-51.
Москвитин С.С. 118-летняя история формирования фондов и деятельности зоологического музея Томского государственного университета // Вестник Томского государственного университета. Приложение. Серия Биологические науки. № 5. 2003. С. 90-99.
 Музеи высшей школы Западной Сибири: история и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Музеи высшей школы Западной Сибири: история и современное состояние (конец XIX - начало XXI в.) | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия