Социально-экономическая политика США в 80-е гг. XIX в. . | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Социально-экономическая политика США в 80-е гг. XIX в. .

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования социально-экономической политики США во второй половине XIX в. Автор на основе обширной источниковой базы выделяет основные направления социально-экономического развития США и специфику их обсуждения на заседаниях сессий американского Конгресса

The United States of America social and economic policy in 1880s.pdf Окончание Гражданской войны, ликвидация последствий военного конфликта привели к демократическим и социальным преобразованиям американского общества во второй половине XIX в. Итоги и последствия гражданского конфликта трактуются в исторической литературе неоднозначно. Зарубежные исследователи (М. Виновскис, Дж. Мюррин, У. Фостер, А. Шлезингер, Л. Харц и др.) в качестве основного итога выделяют сохранение национальной и территориальной целостности американского государства, отмену рабства. Вместе с тем указывают на негативные последствия военных действий: многочисленные людские потери, наличие государственного долга США в размере 3 млрд долл. и т.д. [1-5].Российские историки (Г.Н. Севостьянов, С.Н. Бурин, Г.П. Куропятник, Р.Ф. Иванов и др.) отмечают, что окончание войны позволило США расширить свои территории. Открытие месторождений полезных ископаемых, развитие хлопковой индустрии, рынка сбыта сельскохозяйственных машин, приток дешевой рабочей силы - все это явилось дополнительным источником становления послевоенной экономики [6-8].Процесс формирования социально-экономической политики США второй половины XIX в. недостаточно освещен в современной отечественной и зарубежной историографии. Нерассмотренными остаются вопросы периодизации, роли законодательной и исполнительной власти, места мелкого и среднего бизнеса в ускоренном экономическом развитии США.70-е гг. XIX в. ознаменовались как годы реконструкции всех сфер жизни американского общества. Именно в период Реконструкции (1865-1877 гг.) была обозначена проблема выбора социально-экономической политики американского государства второй половины XIX в.Дискуссии по данному вопросу проходили на заседаниях сессий 39^14-го Конгрессов с декабря 1865 по 1877 г. Главными их оппонентами стали американские президенты - республиканцы А. Линкольн (1861-1865), Э. Джонсон (1865-1869), У. Грант (1869-1877) -и представители республиканской и демократической партий в Конгрессе [10, 11]. Предметом споров явились программы и планы социально-экономических преобразований, предложенные президентами США и конгрессменами. Программы и планы состояли из двух частей: экономической и социальной. В плане экономического развития США президенты основное внима-ние уделяли вопросам выплаты государственного долга, использования бумажных и металлических денег. В социальном отношении - развитию образования в стране, решению проблемы бывших рабов и т.д. [12-14].Планы сессий 39^44-го Конгрессов включали четыре основных пункта: 1) совершенствование налоговой системы; 2) выработка законов, позволяющих использовать информационный ресурс в управлении экономикой; 3) восстановление сельского хозяйства; 4) развитие социального законодательства (фиксирование размера пенсий для участников Гражданской войны, родственников погибших в войне солдат, инвалидов, предотвращение попадания негров, мулатов и других лиц в рабское состояние) [11]. Предложения социально-экономических преобразований 39-44-го Конгрессов дублировали пункты программ президентов А. Линкольна, Э. Джонсона, У. Гранта, направленные на развитие американской экономики, дополняя при этом их социальную часть положениями о решении проблем индейцев, пенсионеров, инвалидов и т.д. Итогом дискуссий, проходивших в Конгрессе с декабря 1865 по 1877 г., стало принятие единой программы действий исполнительной и законодательной власти США по реформированию социально-экономической сферы жизни американского общества.Экономическая часть программы включала в себя четыре основных пункта: 1) погашение государственного долга; 2) развитие промышленного и сельскохозяйственного производства за счет стимулирования мелкого и среднего бизнеса; 3) решение вопроса о введении в торговое обращение золотых и серебряных денег; 4) определение основных направлений протекционистской политики [14]. В социальной части программы основное внимание уделялось проблеме аф-роамериканцев. Для ее выполнения были разработаны следующие предложения: предоставление бывшим рабам равных с белым населением прав и объявление их гражданами США посредством ратификации XIV поправки к американской Конституции, предоставление чернокожему населению избирательного права благодаря принятию XV поправки к Конституции [11].Программа социально-экономических преобразований периода Реконструкции определила основные направления социальной политики и в отношении белого населения США. Первоочередными задачами программы стало повышение интеллектуального и нравственного уровня американцев путем введения всеобщего обра-73зования, поддержки свободных школ. Особое внимание в программе уделялось оказанию государственной по-мощи родственникам погибших в Гражданской войне солдат, участникам войны, пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным гражданам США и т.д. [12].Реализация двух частей программ социально-экономических преобразований определила итоги Ре-конструкции, к которым можно отнести развитие ос-новных составляющих капиталистических отношений: внутреннего и внешнего рынка, предпринимательства, конкуренции; конституционное оформление граждан-ских и политических прав афроамериканцев, повыше-ние уровня экономической обеспеченности чернокоже-го населения США, развитие образовательной сферы и т.д. [15]. В 1877 г. после падения реконструкционных правительств закончился период Реконструкции. После его окончания президентский пост занял представитель республиканской партии Р. Хейс (1877-1881). Основ-ным направлением деятельности президента стала дальнейшая реализация намеченной социально-экономической программы [10, 16].В 80-е гг. XIX в. в социально-экономическом разви-тии США произошли изменения, приведшие к превра-щению американского государства в экономического лидера. Существенным фактором, способствующим ускоренному экономическому развитию США второй половины XIX в., стала конкуренция между республи-канской и демократической партией. С 1881 по 1885 г. пост главы государства занимали представители рес-публиканской партии Д. Гарфилд (1881) и Ч. Артур (1881-1885). Однако в американском Конгрессе ситуа-ция была противоречивой, поскольку в 1881-1883 гг. в Сенате заседало равное количество республиканцев и демократов (37 человек), в то время как в Палате пред-ставителей преобладали демократы (147 человек). С 1883 по 1885 г. в Сенате большее количество мест по-лучили республиканцы (38 человек против 36), а в Па-лате представителей - демократы (197 против 118) [17]. Количественное преобладание демократов в Палате представителей свидетельствует о том, что состав аме-риканского Конгресса формировался в независимости от партийной принадлежности президентов СШАВ 1881 г. президентский пост занял представитель республиканской партии Д. Гарфилд, заявивший о за-вершении периода восстановления, направленного на преодоление последствий Гражданской войны. В инау-гурационной речи и посланиях к Конгрессу он выделил пять важнейших направлений социально-экономи-ческого преобразования общества. Среди основных экономических задач было решение использования в торговом обращении золота и серебра; стимулирование сельскохозяйственного производства; поддержка мел-кого бизнеса. Социальные преобразования общества Д. Гарфилд определил в принятии законов, направлен-ных на определение социального положения освобож-денных негров (численность которых составляла более 5 000 000 человек только мужского населения), ликви-дация неграмотности избирателей [18]. Д. Гарфилду не удалось реализовать намеченную программу действий, поскольку 2 июля 1881 г. президент был ранен, а 19 сентября 1881 г. скончался вследствие полученных ранений. После Д. Гарфилда президентский пост занял74Ч. Артур (1881-1885), который занимался, прежде все-го, реформированием в области государственного управления. Решение экономических и социальных проблем оказалось в компетенции 47-48 сессий Кон-грессов. Дебаты, проходившие в Конгрессе США с 1881 по 1885 г., определили два дискуссионных вопро-са - решение вопроса о введении в торговое обращение золота и серебра и ведение тарифной политика [11].Относительно первого вопроса следует отметить, что республиканцы являлись защитниками золотого стандарта. Они доказывали, что золотой стандарт ут-вердился как в большинстве европейских стран, так и на мировом рынке и что в этих условиях свободная чеканка серебряных денег в США приведет к утечке золотых запасов из страны. В демократической же пар-тии постепенно складывалась достаточно сильная «се-ребряная» фракция. В результате тайного голосования было выявлено, что большинство конгрессменов вы-ступали за осуществление закона Бланда-Эллисона (1878), предполагавшего ежемесячную закупку феде-ральным правительством серебра на сумму от 2 до 4 млн долл. для нужд денежного обращения [11].Предметом споров между демократами и республи-канцами в 80-е гг. XIX в. являлась тарифная политика. Приверженность демократов низким тарифам опира-лась на давнюю традицию. Они попытались найти но-вые способы защиты низких тарифов с тем, чтобы за-ручиться в этом вопросе поддержкой народных масс. Новый аргумент демократов, рассчитанный на мелко-буржуазные слои, сводился к тому, что высокие тари-фы подавляют конкуренцию со стороны иностранных товаров и способствуют развитию внутри страны мо-нополий. Республиканцы же обосновывали противопо-ложный тезис - о преимуществах, исходящих для на-ции из протекционистской политики. Снижение по-шлин на ввозимые товары, доказывали они, приведет к понижению прибылей отечественной промышленно-сти, что, в свою очередь, повлечет повышение рыноч-ных цен и сокращение заработной платы рабочих [11]. Решение проблемы пошлин на ввозимые в США това-ры привело к увеличению их размера до 49,5%.Вопросы иммиграционной политики, железнодо-рожного строительства, стимулирования сельского хо-зяйства, бизнеса, решение проблемы бывших рабов носили менее дискуссионный характер в работах сес-сий 47-48-го Конгрессов. Итогом обсуждений стало принятие ряда решений, направленных на стимулиро-вание и развитие экономики. Конгрессмены, учитывая увеличивающийся поток иностранцев, приняли закон об иммиграции [19. С. 105-106]. Для строительства железных дорог сессии оказали железнодорожным компаниям федеральную поддержку кредитами и зе-мельными пожалованиями [19. С. 191]. Поощрялась деятельность крупных бизнесменов. Были приняты законы, отменяющие предельные размеры капитала. Предоставлялось право заниматься многими видами хозяйственной деятельности, выпускать акции без ука-зания их номинальной стоимости и т.п.Вместе с тем введение ограничений жизнедеятель-ности бывших рабов посредством принятия законов о раздельном проезде белых и черных на железнодорож-ном транспорте, запрещении межрасовых браков вы-звало ряд социальных проблем. Экономические преоб-разования, проведенные президентом Ч. Артуром и действующим при нем Конгрессом, способствовали росту американской экономики. В результате этого они нашли поддержку среди большинства американского населения. Однако социальная политика, охватившая прежде всего процесс решения проблемы бывших ра-бов, была не столь успешной, поскольку имела узкона-правленный характер (не подразумевала рассмотрение индейского вопроса, процесса создания мер по улуч-шению положения малообеспеченных американцев и т.д.) и лишала негров гражданской, политической и экономической свободы. Данным обстоятельством воспользовались представители демократической пар-тии США. Они разработали социальную программу, направленную на поддержку афроамериканцев, оказание материальной помощи людям пенсионного возраста, инвалидам и т.д. Грамотно составленная программа со-циальных преобразований способствовала победе на президентских выборах 1884 г. демократа Г. Кливленда.Приход к власти демократа Г. Кливленда (1885-1889) определил начало нового этапа в процессе фор-мирования социально-экономической политики США второй половины XIX в. Несмотря на то что прези-дентские выборы выиграл представитель демократиче-ской партии, ситуация в Конгрессе была неоднознач-ной. В 1885-1887 гг. в Сенате заседало равное количе-ство республиканцев и демократов (43 человека), а в Палате представителей преобладали демократы (183 против 140 человек). В 1887-1889 гг. в Сенат было из-брано 39 республиканцев, в то время как демократов -на два человека меньше - 37, а в Палате представите-лей большинство мест оставалось за демократами (169 против 152) [17]. В результате того, что численность республиканцев и демократов в Сенате была практиче-ски одинаковой, а в Палате представителей в большин-стве были демократы, важнейшие направления эконо-мической и социальной политики США во второй по-ловине 80-х гг. XIX в. определяли представители демо-кратической партии.Основные направления социально-экономического развития США во второй половине 1880-х гг. были определены президентом демократом Г. Кливлендом в инаугурационной речи 1885 г. и посланиях к Конгрес-су. В них упор делался на пять пунктов: проведение финансовой политики, решение проблемы государст-венной земельной собственности, регулирование им-миграционного процесса, предоставление чернокожему населению США реальных гражданских, политиче-ских, экономических прав и свобод, решение вопроса об индейцах [20]. Программа, предложенная президен-том, обсуждалась на заседаниях 49-50-й сессий Кон-грессов. Результатами этих дискуссий стало введение в оборот наряду с золотым долларом серебряного стои-мостью ниже на 20%; стимулирование мелкого и сред-него бизнеса посредством принятия законов, ограничи-вающих деятельность крупных бизнесменов (закон о государственном регулировании междуштатной желез-нодорожной сети и т.д.) [21]; введение ограничений в использование женского и детского труда в промыш-ленности, «ассимиляция» индейцев, означавшая раз-рушение их племенной организации, «растворение» краснокожих американцев среди белого населения.На заседаниях сессий 49-50-го Конгрессов (1885-1889) острые дискуссии вызвал вопрос о пошлинах. Президент Г. Кливленд был против высоких пошлин по трем причинам. Во-первых, федеральный бюджет был настолько огромен, что хозяйственный оборот лишился важного инвестиционного капитала. Во-вторых, прези-дент видел в пошлинах «скрытое, несправедливое и ненужное налогообложение» американских потребите-лей в пользу промышленности. Г. Кливленд был воз-мущен прибылью, которую промышленность получала от высоких пошлин. Конгрессмены заняли противопо-ложную позицию по данному вопросу. Противополож-ное мнение по данному вопросу заняли конгрессмены, представляющие республиканскую партию. Они стре-мились обосновать тезис о преимуществах, исходящих для нации из протекционистской политики.Снижение пошлин на ввозимые в США товары, до-казывали республиканцы, приведет к снижению при-былей американской промышленности, что, в свою очередь, повлечет повышение рыночных цен и сокра-щение заработной платы рабочих [11].Несмотря на дискуссии по вопросу протекционист-ской политики, пошлины на ввозимые в США товары возрастали на протяжении последних четырех десяти-летий XIX в., поскольку у американского капитала не было собственных колониальных рынков и его инве-стиционные позиции за границей оставались крайне слабыми. Таким образом, в 80-е гг. XIX в. американ-ские президенты-республиканцы Д. Гарфилд (1881), Ч. Артур (1881-1885), демократ Г. Кливленд (1885-1889) и 47-50-й Конгрессы разработали программы социально-экономических преобразований, основан-ные на поддержке промышленного и сельскохозяйст-венного производства страны, стимулирования мелкого и среднего бизнеса, решения проблемы освобождения рабов и индейцев и пр.Реализация программ осуществлялась после обсуж-дения их в Конгрессе. Многие их пункты дублирова-лись, что свидетельствует о существовании в США принципа преемственности власти.Мероприятия президентов и Конгресса США в 80-е гг. XIX в., направленные на социально-экономи-ческие преобразования, способствовали росту американ-ской экономики, что определило превращение США в экономического лидера.Основными показателями этого процесса являются следующие данные: с 1881 г. ежегодные наполнения федеральной казны стали превышать расходы государ-ства на 100 млн долл.; население США увеличилось в 14 раз; протяженность железных дорог составляла 176 500 миль [22. С. 15]; площадь обрабатываемых зе-мель увеличилась за 1870-1900 гг. со 189 до 415 млн акров; общее число фермерских хозяйств возросло с 2 до 5,7 млн; валовая продукция основных зерновых культур США - пшеницы и кукурузы - увеличилась в 3,5 раза, хлопка - более чем в 2,5 раза; поголовье скота возросло в 2 раза [22. С. 19] и т.д.75ЛИТЕРАТУРА

Ключевые слова

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Арсланова Алена ВладимировнаНижневартовский государственный гуманитарный университетассистентvpz@tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

The interstate commerce act, 1887. Режим доступа: <http://www.amstd.spb.ru>, свободный.
История США: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Севастьянова. М., 1985. Т. 2.
Inaugural Address of James A. Garfield. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Historical Statistics of the United States: Colonial Times to 1970. Wash., 1975.
First Inaugural Address of Grover Cleveland. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Inaugural Address of Rutherford B. Hayes. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Mary Beth Norton, David Katzman u.a. A People & A Nation // A History of the United States, 3. Auflage, Boston, 1990.
Current R., Williams T.H., Freidel F., Brinkley A. American History: a survey. Режим доступа: <http://amstd.spb.ru>, свободный.
First Inaugural Address of Ulysses S. Grant. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Second Inaugural Address of Ulysses S. Grant. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Debates and Proceedings. Режим доступа: <http://memory.loc.gov>, свободный.
Second Inaugural Address of Abraham Lincoln. Режим доступа: <http://www.yale.edu>, свободный.
Message of the president of the United States. Режим доступа: <http://www.loc.gov>, свободный.
Иванов Р.Ф. Конфедеративные Штаты Америки (1861-1865 гг.): В 2 ч. М., 2002.
Куропятник Г.П. Война Юга и Севера: Мнения, оценки, опасения и надежды северян. Режим доступа: <http://america-xix.org.ru>, свободный.
Бурин С.Н. На полях сражений Гражданской войны в США. Режим доступа: <http://lib.fictionbook.ru>, свободный.
История США: В 4 т. / Под ред. Г.Н. Севастьянова. М., 1985.
Фостер У. Очерки политической истории Америки / Пер. с англ. М., 1955.
Schlesinger A.M. Political and Social Growth of the United States, 1852-1933. N.Y., 1933.
Харц Л. Либеральная традиция в Америке: Пер. с англ. Г.П. Бляблина и др. М., 1993.
Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации. Американская революция в сопоставлении с Гражданской войной // Американский ежегодник, 1997. М., 1997.
Виновскис Марис А. Не упустили ли социальные историки из виду гражданскую войну? (Некоторые предварительные демографические размышления) // Американский ежегодник. 1989. М., 1990.
 Социально-экономическая политика США в 80-е гг. XIX в. . | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Социально-экономическая политика США в 80-е гг. XIX в. . | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия