Региональный инвестиционно-строительный комплекс как система и объект эколого-экономического регулирования
Исследуются теоретические подходы к определению регионального инвестиционно-строительного комплекса, рассматриваются состав, структура и границы, анализируется динамика основных показателей инвестиционно-строительной деятельности в Томской области, рассматриваются сущность и компоненты эколого-экономического регулирования инвестиционно-строительной деятельности
Regional construction and investment system as a system and a subject of ecological and economical regulation.pdf Значимость инвестиционно-строительной сферы для социально-экономического развития региона и формирования биосферосовместимой и благоприятной среды жизнедеятельности человека обусловливает необходимость исследования состава и структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса и его трансформации с учетом эколого-экономических аспектов регулирования инвестиционно-строительной деятельности.Системное представление регионального инвестиционно-строительного комплекса (РИСК) предполагает: теоретическое обоснование состава и структуры системы; выявление системообразующей детерминанты, позволяющей организовать компоненты в систему; выявление связей и тенденций в развитии.Термин «инвестиционно-строительный комплекс», достаточно широко используемый современной наукой, претерпевал значительные изменения в период с формирования отраслевых комплексов до сегодняшнего дня. В современном экономическом словаре термин «комплекс» определяется как «совокупность, сочетание объектов, предметов, действий, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность; группа взаимосвязанных отраслей, подотраслей, предприятий, производящих продукцию единой природы» [1. С. 159].В условиях административно-плановой экономики реализация капитальных вложений рассматривалась в рамках строительного комплекса. При этом в качестве определяющего признака объединения субъектов строительного комплекса рассматривалась технологическая и организационная взаимосвязь в процессе осуществления капитальных вложений [2-5]. С переходом от административно-плановой к рыночной экономике, с развитием форм собственности произошла трансформация строительного комплекса в инвестиционно-строительный как следствие интеграции строительной и инвестиционной деятельности. Объединение предприятий строительства с другими хозяйствующими субъектами в единый инвестиционно-строительный комплекс обусловлено, по мнению авторов работы [6], не технологической и организационно-структурной общностью объектов и процессов, а общностью по признаку собственности на используемый капитал и участия в реализации той или иной инвестиционной программы. Следует согласиться с Т.А. Ивашенцевой в том, что инвестиционно-строительный комплекс «охватывает непрерывную инвестиционную деятельность собственников капитала на протяжении жизненных циклов зданий и сооружений, в возведение которых был вложен капитал» [7. С. 18]. Таким образом, расши-рение строительной сферы до инвестиционно-строительной обусловлено кругооборотом инвестиционного капитала, неразрывностью процесса вложения средств и их возмещения, получения и распределения прибыли. Эффективность использования инвестиционных ресурсов определяется на основе соизмерения затрат капитала и полученного эффекта.Экономические взаимоотношения субъектов, связанные с реализацией их интересов, выражаются посредством инвестиционно-строительной деятельности (ИСД), которая обретает конкретное содержание и проявляет свои особенности на региональном уровне. Исследование содержания инвестиционно-строительного комплекса в территориальном аспекте предопределяет необходимость использования термина «региональный инвестиционно-строительный комплекс». На наличие региональных границ инвестиционно-строительного комплекса обращают внимание А.Н. Асаул и А.В. Батрак, определяя региональный ИСК как «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [8. С. 17]. Границы региона в данном случае определяются границами административно-территориального образования. Разработка действенных механизмов регулирования инвестиционно-строительной деятельности возможна «только в границах территорий, подведомственных конкретным властным структурам» [9. С. 32]. Однако это не означает, что сфера деятельности субъектов РИСК ограничивается географическими границами региона. В настоящее время строительные предприятия области активно осваивают строительный рынок соседних регионов, осуществляя строительство «на территории происхождения капитала» [10]. Так, строительные подразделения ОАО ТДСК, оставаясь субъектом РИСК, осуществляют строительство в Кемеровской и Новосибирской областях.Участие в инвестиционно-строительной деятельности на территории того или иного региона могут принимать субъекты из других регионов страны, иностранные инвесторы. Значительная часть практических вопросов по реализации конкретных инвестиционных проектов решается «за пределами региона, в столице государства или в других регионах, особенно соседних, за рубежом» [10. С. 21]. Участников РИСК объединяет совместное участие в создании законченной строительной продукции на территории данного региона. С другой стороны, размещаясь в территориальных границах данного региона, организации, например про-ектно-изыскательские, выполняют заказы по проекти-145рованию объектов, строительство которых будет осу-ществляться за пределами региональных границ, «по-этому проектировщик, являясь полноправным участни-ком регионального рынка строительной продукции, в то же время не обязательно входит в состав региональ-ного строительного комплекса» [9. С. 32]. Прединве-стиционные исследования по реализации инвестиций, планируемых к осуществлению за пределами геогра-фических границ региона, безусловно, относятся к ин-вестиционно-строительной деятельности, но имеют отношения к созданию строительной продукции на территории другого региона.Итак, региональный инвестиционно-строительный комплекс - это мезоэкономическая система, имеющая территориальный и межотраслевой аспекты. Как тер-риториальная система РИСК функционирует в преде-лах административного образования, как межотрасле-вая - объединяет предприятия и организации различ-ных отраслей и видов деятельности. Как открытая сис-тема РИСК имеет многоканальные взаимосвязи с внешней средой.Системообразующим элементом комплекса являет-ся строительная продукция как объект взаимодействия субъектов РИСК в процессе осуществления инвестици-онно-строительной деятельности. Состав регионально-го инвестиционно-строительного комплекса образуют следующие компоненты:1..Инвесторы и заказчики.2..Строительные предприятия, выполняющие раз-личные виды строительно-монтажных работ по возве-дению зданий и сооружений, капитальному ремонту, расширению и реконструкции, техническому перевоо-ружению объектов производственного и непроизводст-венного назначения.3.Предприятия, снабжающие строительство мате-риально-техническими ресурсами, - это предприятия, обеспечивающие строительство машинами и механиз-мами, а также предприятия, производящие строитель-ные материалы, изделия и конструкции. Особенностью последних является использование местной сырьевой базы для производства строительных материалов и из-делий (кирпича, керамических изделий, бетона, сбор-ного железобетона и т.д.). В настоящее время все чаще организационно производство строительных материа-лов и конструкций развивается в рамках организацион-ных структур строительных предприятий.4..Проектно-изыскательские организации.5..Научно-исследовательские, образовательные и ин-новационные организации. Данный компонент можно рассматривать как сегмент научно-образовательного комплекса региона, ориентированный в своей деятель-ности на разработку новых строительных материалов, конструкций, совершенствование технологических про-цессов создания строительной продукции, подготовку и переподготовку кадров для строительной отрасли.8. Инвестиционная и рыночная инфраструктура -комплекс отраслевых структур, носящих вспомога-тельный характер, обслуживающих строительное про-изводство и обеспечивающих нормальную деятель-ность субъектов РИСК в рыночных условиях (банки и страховые компании, логистические и транспортные организации, информационные и консалтинговые фир-146мы, риэлтерские компании, лизинговые фирмы и др.). Уровень организации и развития отраслевых сегментов инвестиционной и рыночной инфраструктуры оказыва-ет определяющее влияние на функционирование РИСК в целом. «Объединенные в группу вспомогательных организаций, они часто оказываются наиболее важны-ми звеньями в реализации задач ИСК» [11. С. 38], соз-дают благоприятные возможности, связанные с «пра-вовым, организационным, финансовым, экономиче-ским и экологическим обеспечением создания строи-тельной продукции в интересах инвесторов и потреби-телей» [3. С. 11].10. Институциональные структуры, формирующие среду функционирования и регулирующие поведение экономических субъектов РИСК.Особенности состава и структуры ИСК обретают конкретное содержание на региональном уровне. Раз-витие регионального инвестиционно-строительного комплекса характеризуется системой показателей -количественных, качественных и структурных. По ре-зультатам рейтинга инвестиционной привлекательно-сти регионов России, регулярно проводимых рейтинго-вым агентством «Эксперт РА», Томская область имеет достаточно стабильные показатели за 2004-2007 гг. [12]. В 2006-2007 гг. инвестиционный рейтинг 3В1 (пониженный потенциал, умеренный риск) был под-твержден на уровне 74, что выше предыдущего перио-да на два пункта. Наиболее высокий ранг имеет инно-вационная составляющая инвестиционного потенциа-ла - 12. По итогам рейтинга инвестиционной привлека-тельности регионов России за 2006-2007 гг. Томская область заняла первое место в рейтинге по уровню за-конодательного риска. Пониженный (ниже среднерос-сийского уровня) индекс интегрального инвестицион-ного риска имеют лишь 27 регионов из 85. В их число входит один регион из СФО - Томская область.Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения увеличился с 18,7 тыс. руб. в 2005 г. до 60,2 тыс. руб. в 2007 г. [13]. Годовой объем инвестиции в основной капитал возрос почти в два раза - с 9304,1 млн руб. в 2000 г. до 18046 млн руб. в 2005 г. (см. таблицу), за январь-ноябрь 2006 г. инвестиции в основной капитал составили 29972,8 млн руб., что вы-ше уровня 2000 г. в 3,2 раза. Имело место значительное снижение темпов роста инвестиций в 2004 и 2005 гг. Так, в 2004 г. снижение составило 19,2%, а в 2005 г. -35,2% и было вызвано уменьшением капитальных вло-жений в нефтегазовом секторе экономики региона. В 2006-2007 гг. в результате реализации ряда крупных проектов (развитие новых видов производств в нефте-и газодобывающих, химическом и нефтехимическом секторах, создание технико-внедренческой зоны) рост инвестиций составил 157,3 и 141% соответственно. Однако увеличение инвестиций в основной капитал пока не сопровождается ростом их отдачи. Рост вало-вого регионального продукта (ВРП) в 2006 и 2007 гг. составил 102,4 и 103,3% соответственно [13]. Таким образом, индекс прироста ВРП на один процент при-роста инвестиций в основной капитал составил 0,04 и 0,08. Безусловно, для оценки эффективности инвести-ций недостаточно использовать только индекс, харак-теризующий соотношение темпов роста инвестиций восновной капитал и ВРП. Необходимо учитывать, что происходит в течение нескольких лет и оценка эффек-существует временной шаг между вложением средств и тивности инвестиций осуществляется с использовани-их отдачей, отдача инвестиций в основной капитал ем метода дисконтирования.Динамика основных показателей деятельности инвестиционно-строительного комплекса региона (Томской области)1, темпы роста, % к предыдущему периоду [13-15, 17]Показатели20002001200220032004200520061. Инвестиции в основной капитал, млн руб.9304,115632,418297,823382,622640,718046,029972,8*2. Изменение объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах, %112,5152,9105,4114,880,864,8157,33. Темпы роста инвестиций в основной капи-тал по виду деятельности «строительство», %-134,4**119,9**126,476,1113,2-4. Темпы роста объема работ, выполненных собственными силами по виду деятельности «строительство» (в сопоставимых ценах), %117,8130,1105,8106,5103,0116,3101,65. Индекс прироста объема работ на 1% при-роста инвестиций в основной капитал по виду деятельности «строительство»0,880,290,25-1,4-6. Число строительных организаций103110109581009105092211937. Темпы роста численности работников органи-заций по виду деятельности «строительство», %91,8120,274,4103,297,487,8-8. Число организаций промышленности строительных материалов5555707378--9.Темпы роста численности работников пред-приятий ПСМ, %93,991,3116,771,4117,1--10. Темпы роста объема продукции промыш-ленности строительных материалов (в сопос-тавимых ценах), %114,2105,6101,188.9107,3--11. Число проектно-изыскательских организаций5959636776--12. Темпы роста объема проектно-изыскательских работ в действующих ценах, %279,0108,5207,7159,2132,2--* Январь-ноябрь. ** Рассчитано по данным отрасли «строительство».Отдача инвестиций зависит от многих факторов, в том числе от инвестиционной емкости экономических видов деятельности, видовой структуры инвестиций. В целом структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов характеризуется большей до-лей зданий и сооружений. Так, в 2005 г. доля жилых зданий составляла 8,6% (выше показателей 2003 и 2004 гг. на 4,4 и 3% соответственно), зданий (кроме жилых) и сооружений - 41,9% (2003 г. - 43% и2004г. - 39,8), машин, оборудования и транспортныхсредств - 36,9% (32,2 и 37,2%). Таким образом, общаядоля зданий и сооружений составляла 50,5%, чтобольше доли машин и оборудования на 13,6%. Значе-ние индекса соотношения темпов роста инвестиций иВРП превышало единицу (1,7) только в 2002 г., когдадоля инвестиций на машины, оборудование и транс-портные средства в общей сумме инвестиций увеличи-лась по сравнению с предыдущим годом на 3,4% и со-ставила 36,4% [14. С. 24].Аналогичная ситуация наблюдается и в строитель-стве. В анализируемом периоде происходило стабиль-ное увеличение объема строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами строительных ор-ганизаций [15. С. 173]. Значительный прирост имел место в 2001 г. - 30,1%. Темпы роста объема работ превысили темпы роста инвестиций в основной капи-тал по виду деятельности «строительство» только в2005г. Индекс составил 1,4. Увеличение физическогообъема работ превышает рост численности работников,что свидетельствует о реальном повышении произво-дительности труда в строительстве. Так, в 2006 г. приростобъема работ составил 16,3% при увеличении численно-сти работников строительных организаций на 10,2%.Темпы роста продукции промышленности строи-тельных материалов (ПСМ) несколько отставали от динамики объема строительно-монтажных работ. Ис-ключение составляет 2004 г.: объем продукции ПСМ увеличился на 7,3%, а объем СМР - на 3%. В течение анализируемого периода стабильно увеличивалось ко-личество проектно-изыскательских организаций, что соответствовало общей тенденции увеличения объема выполняемых проектно-изыскательских работ (ПИР). Большую долю объема ПИР выполняли предприятия смешанной формы собственности, их доля возросла с 43,3% в 2000 г. до 62,1% в 2004 г., на втором месте предприятия частной формы собственности - доля со-ставила 49,1 и 33,5% соответственно, а государствен-ной формы собственности - 6,3 и 4,3% [16. С. 60]. По состоянию на 01.01.2004 г. 56,7% предприятий ПСМ составляли предприятия частной формы собственно-сти, 38,1% - предприятия смешанной российской соб-ственности [17. С. 35].По состоянию на 1 января 2006 г. из общего числа строительных организаций 890 (или 96,5%) - предпри-ятия частной формы собственности, большая часть ко-торых (97%) с численностью работников до 100 чело-век. Доля предприятий государственной и муници-пальной собственности 1,4%. Предприятия частной формы собственности в 2005 г. выполнили 83% всего объема подрядных работ, смешанной российской -12,73% [14. С. 53-54]. Преобладание предприятий ча-стной формы собственности характерно и для про-мышленности строительных материалов. Необходимо отметить, что начиная с 2005 г. анализ статистических показателей по ПИР и ПСМ затруднен в связи с пере-ходом на учет по видам экономической деятельности,147информация отражается в обобщенном виде в различ-ных подразделах классификатора.Современный этап развития экономики региона ха-рактеризуется интеграционными процессами в сфере инвестиционно-строительной деятельности. В рамках структуры одной компании объединяются предпри-ятия, выполняющие проектные, строительные работы, а также производящие строительные материалы, изде-лия и конструкции. Так, ОАО «ТДСК» (Томская домо-строительная компания) представляет собой современ-ный, вертикально интегрированный холдинг, диверси-фицированный по направлениям бизнеса. Холдинг со-стоит из 17 дочерних предприятий, каждое из которых работает в своем бизнес-направлении, но, с другой сто-роны, является частью единого технологического ком-плекса по созданию жилых домов, включая: проекти-рование, функции заказчика-застройщика, производст-во строительных материалов и конструкций, строи-тельство, обеспечение современными телекоммуника-ционными услугами и последующее обслуживание сданного в эксплуатацию жилья. В деятельности ОАО «ТДСК» имеет место успешное сочетание «имущест-венно-финансового контроля со стороны холдинга -центральной компании группы - с оперативно-правовой самостоятельностью предприятий» [18].Таким образом, интегрируясь, строительные компа-нии расширяют сферу своей деятельности за счет вы-полнения проектных работ, организации промышлен-ного производства, технического обслуживания жилых зданий и оказания других услуг (услуги связи, финан-совое посредничество и др.). В свою очередь, предпри-ятия, основной деятельностью которых было производ-ство строительных материалов, изделий и конструк-ций, создают строительные подразделения и выходят на рынок объектов жилищно-гражданского назначения. В результате интеграции деятельности строительных холдингов практически полностью оказывается охва-ченным жизненный цикл строительной продукции, что способствует повышению степени экологизации и ка-чества строительной продукции.В результате функционирования РИСК вовлекае-мые в инвестиционно-строительную деятельность ре-сурсы преобразуются в законченную строительную продукцию, удовлетворяются потребности расширен-ного воспроизводства производственного потенциала региона, создается и преобразуется материально-вещественная среда жизнедеятельности человека, из-меняется состояние эколого-экономической системы в целом. Располагая единой природно-ресурсной базой, РИСК формирует целостный конечный продукт - осо-бый «образ» региона, интегрирующий производствен-ную и социальную инфраструктуры, архитектурно-градостроительный облик и среду жизнедеятельности человека. Применяя и совершенствуя различные сред-ства управления и регулирования инвестиционно-строительной деятельности, можно обеспечить задан-ные параметры эколого-экономического развития ре-гиона.Региональный инвестиционно-строительный ком-плекс объединяет субъектов, обладающих определен-ной независимостью и самостоятельностью в выборе стратегии развития. Для достижения конечного резуль-148тата и выполнения стратегических задач социально-экономического развития региона осуществляется ре-гулирующее воздействие институциональных структур на процессы и поведение участников инвестиционно-строительной деятельности. В условиях рыночных от-ношений методы прямого управления строительством «заменяются на регулирующие» [19].Регулирование (лат. regulare - подчинять правилу) -воздействие на объект со стороны органов управления с целью поддержания протекающих процессов на оп-ределенном уровне или предотвращения, подавления неблагоприятных явлений. Объектом регулирования является инвестиционно-строительная деятельность, поскольку именно она является средством выражения экономических взаимоотношений субъектов РИСК, а также механизм, посредством которого осуществляется регулирующее воздействие. В качестве субъекта регу-лирования выступают территориальные органы управ-ления в инвестиционно-строительной сфере, представ-ленные институциональными структурами субъекта Фе-дерации и муниципальных органов власти. Региональ-ные органы управления и регулирования инвестицион-но-строительной деятельности осуществляют свои функции во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, а также с общественными объ-единениями и иными организациями.Для достижения устойчивого роста экономики на основе сбалансированного развития экономических и экологических систем возможности институциональ-ной среды должны соответствовать потребностям раз-вивающегося инвестиционно-строительного комплекса региона. В целом институциональная среда определяет рамки, в пределах которой хозяйствующим субъектам разрешается совершать те или иные действия. Эти рам-ки задаются законами, традициями и обычаями, требо-ваниями к технологиям. Приоритет экологических ори-ентиров градостроительной деятельности может быть обеспечен на основе глубокой интеграции экологиче-ских аспектов в институциональную среду ИСД. Управление экономическим поведением субъектов ин-вестиционно-строительной деятельности осуществля-ется в результате применения к ним инструментов ре-гулируемой институциональной среды инвестиционно-строительной сферы, которая интегрируясь с институ-циональной средой экологической сферы, определяет границы экологически приемлемого инвестирования.Анализ состояния инвестиционно-строительного комплекса региона показал, что в основном институ-циональная среда его развития сформирована. Даль-нейшее развитие ИСК во многом зависит от взаимо-действия субъектов ИСД, которые в своей деятельно-сти руководствуются как формальными, установлен-ными законом нормами и правилами, так и доброволь-но принятыми на себя обязательствами, в рамках соз-даваемых институтов «содействия взаимодействию субъектов ИСК» [20. С. 143]. Такие институты созда-ются в форме некоммерческих организаций и в соот-ветствии с Федеральным законом Российской Федера-ции (№ 315-ФЗ от 01.12.2007 г.) «О саморегулируемых организациях» получают статус саморегулируемых организаций (СРО). Саморегулирование - это «само-стоятельная и инициативная деятельность, котораяосуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием кото-рой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и пра-вил» [21]. Если государственные структуры, регулируя инвестиционно-строительную деятельность, руковод-ствуются формальными, установленными законом нор-мами, то СРО вправе разрабатывать и утверждать стан-дарты СРО и правила саморегулирования, добровольно принять к субъектам ИСД повышенные требования, которые касаются этических вопросов взаимодействия и координации деятельности, ответственности перед обществом за принимаемые решения, поддержания благоприятного климата сотрудничества и деловой репутации партнеров и т.д. Государство оставляет за собой контроль за безопасностью строительства, все остальные вопросы регулируют СРО. В соответствии с Федеральным законом № 148-ФЗ от 25.07.2008 г. предполагается создание СРО трех видов:1))саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;2)саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;3)саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.Основными формами и методами регулирования инвестиционно-строительной деятельности в регионе как государственными, так и муниципальными струк-турами являются:- разработка и реализация инвестиционной стратегии;- осуществление инвестиционной и градостроитель-ной политики;- прямое управление бюджетными инвестициями;- проведение экспертизы инвестиционных проектов;- развитие инвестиционной и инновационной ин-фраструктуры;- разработка и реализация целевых программ;- подготовка специалистов;- налоговое регулирование;- нормативно-законодательное регулирование;- техническое регулирование;- финансово-кредитное регулирование;- государственная поддержка инвестиционных про-ектов.Методы регулирования ИСД можно сгруппировать в три блока: нормативно-правовое регулирование, эко-номическое и техническое. Экономическое регулиро-вание ИСД, в отличие от нормативно-правового и тех-нического, основано на экономическом стимулирова-нии инвестиционной активности хозяйствующих субъ-ектов и предусматривает: применение гибкой аморти-зационной политики; применение системы налоговых льгот и установление специальных налоговых режи-мов; предоставление государственных гарантий, стра-хование рисков; оказание финансовой поддержки, применение гибких систем кредитования и др.Анализ институциональной среды инвестиционно-строительной сферы показал, что элементы экологиче-ского регулирования в большей степени интегрирова-ны в нормативно-правовые акты организационного итехнического назначения. Экологическая же состав-ляющая экономических методов регулирования разра-ботана недостаточно и не полностью охватывает все аспекты инвестиционно-строительной деятельности. Действительно, к предприятиям инвестиционно-строительной сферы как к субъектам хозяйственной деятельности применяются экономические методы ре-гулирования в области охраны окружающей среды. Основными инструментами регулирования являются: плата за негативное воздействие на окружающую среду; возмещение вреда окружающей среде; квоты на исполь-зование и экономическая оценка природных ресурсов; предоставление налоговых льгот; экономическая оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружаю-щую среду; реализация природоохранных мероприятий; экологическое страхование и экологический аудит. В данном случае эколого-экономическому регулированию подлежит производственная деятельность отдельных субъектов без учета их взаимосвязей в едином инвести-ционно-строительном комплексе региона и ориентации на конечную строительную продукцию.Связующим звеном в эколого-экономическом регули-ровании должно стать инвестиционное проектирование. Именно в процессе разработки инвестиционного проекта становится возможным увязать эколого-экономические аспекты регулирования ИСД с жизненным циклом строи-тельной продукции. В настоящее время наиболее актив-ными элементами инвестиционного проектирования яв-ляется экологический мониторинг (оценка воздействия на состояние окружающей среды, экологическая экспертиза, выполнение соответствующих разделов в технико-экономическом обосновании инвестиций и проектной документации), а также техническое регулирование гра-достроительной деятельности, нацеленное на обеспечение безопасности строительной продукции на всех этапах - от проектно-изыскательских работ до эксплуатации и утили-зации. Эколого-экономические аспекты, как правило, сводятся к расчету затрат на реализацию и оценке эффек-тивности природоохранных мероприятий, определению компенсационных выплат и величины предотвращаемого ущерба. Экологическая составляющая экономических расчетов оценки эффективности реализации инвестици-онных проектов должна быть существенно расширена и дополнена показателями, характеризующими эффектив-ности использования природных ресурсов в течение всего жизненного цикла строительной продукции, расчетом природоемкости строительной продукции, анализом эко-лого-экономических показателей деятельности строи-тельных предприятий, оценкой эффективности использо-вания отходов.В целом механизм эколого-экономического регу-лирования инвестиционно-строительной деятельно-сти - это система экологически ориентированных эко-номических методов и инструментов воздействия на поведение субъектов инвестиционно-строительной деятельности и их взаимосвязи, обеспечивающая реа-лизацию экологических приоритетов в процессе соз-дания строительной продукции. Состав механизма эколого-экономического регулирования образуют следующие компоненты:1) формы организации работы органов управления и регулирования, регламенты их взаимоотношений по149поводу согласования интересов участников инвестиционно-строительной деятельности в осуществлении экологически приемлемого инвестирования;2))формы и инструменты воздействия на процесс инвестиционного проектирования, обеспечивающие реализацию экологических приоритетов в осуществлении инвестиционно-строительной деятельности;3))формы и инструменты воздействия на процессы эколого-экономических взаимодействий инвестиционно-строительного комплекса региона, обеспечивающие экологически устойчивое развитие экономики;4))формы и инструменты воздействия на процесс ресурсопотребления в процессе производства, эксплуа-тации и утилизации строительной продукции, обеспечивающие эффективное использование природно-ресурсной базы региона.Таким образом, совершенствуя механизм эколого-экономического регулирования, государство и региональные власти способствуют более эффективному использованию природно-ресурсной базы региона, формированию архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности человека, биосферосовместимой и благоприятной для жизни нынешнего и будущих поколений, сохранению качества окружающей среды в целом. Все это и составляет суть экологических приоритетов развития.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 348
Ключевые слова
региональный инвестиционно-строительный комплекс, регулирование, regional construction and investment system, regulationАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Нужина Ирина Павловна | ТомскГУ | кандидат экономических наук | nushina@post. tomica.ru |
Ссылки
Российская федерация. Законы. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ // Консультант-Плюс: Справочная правовая система.
Асаул НА. Институциональное взаимодействие субъектов инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: Гуманистика, 2005. 280 с.
http://www.m-economy.ru/art.php3 ?artid=21700
Екимова К.В., Савельева ИЛ. Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2006. № 3/4 (19/20).
http://region.mcnip.ru
Гребенников АА. Интегрированные структуры в инвестиционно-строительном комплексе региона // Региональная экономика и управление. 2006. № 6.
Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 86 с.
Промышленность Томской области: Стат. сб. Томск, 2005. 210 с.
Статистический ежегодник. Томск, 2007. 312 с.
Инвестиции и строительство в Томской области: Стат. сб. Томск, 2006. 80 с.
Показатели социально-экономического развития Томской области. Режим доступа: <http://www.tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/> sociallyeconomicstatus/basicindexevolution.html
Рейтинговое агентство «Эксперт РА». Режим доступа: http://www.raexpert.ru/ratings/regions/2007/
Асаул А.Н. Формирование мезоэкономических объединений в инвестиционно-строительном комплексе региона // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2004. № 1. С. 38-44.
Инвестиционный бизнес: Учеб. пособие / Под общ. ред. Ю.В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2002. 342 с.
Горбунов А.А., Иванов С.Н., Асаул А.Н. Формирование региональных строительных комплексов в транзитивной экономике. СПб.: Петровский фонд, 1999. 162 с.
Асаул А.Н., Батрак А.В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / Под ред. А.Н. Асаула. М.: Изд-во Асоц. Строит. вузов; СПб.: СПбГАСУ, 2001. 167 с.
Ивашенцева Т.А., Щербаков А.И. Экономика отрасли (строительство): Учеб. пособие. Новосибирск: ПГАСУ, 2000. 100 с.
Бузырев В.В. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных условиях: Учеб. пособие / Под ред. В.В. Бузырева. СПб.: СПбГИЭА, 1994. 125 с.
Каменецкий М.И. Строительный комплекс: анализ и оценка условий и возможностей развития // Экономика строительства. 2001. № 4. С. 2- 16.
Данилов Ю.Я. Преодолеть кризис в инвестиционном комплексе // Экономика строительства. 1998. № 1. С. 3-16.
Экономика строительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. В.В. Бузырева. М.: Академия, 2006. 336 с.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. Изд. 2-е. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
Овсянникова Т.Ю. Экономика строительного комплекса: Экономическое обоснование и реализация инвестиционных проектов: Учеб. пособие. Томск: Изд-во Томск, гос. архит.-строит. ун-та, 2004. 239 с.
