Налоговая политика и ее влияние на общественное развитие
Налоговая политика в большинстве современных государств реализуется в двух основных направлениях: поиск наилучших способов мобилизации средств в бюджетную систему и реализация возможностей использования налогов как способа косвенного воздействия на экономическую, социальную и политическую среду в целях качественного улучшения и развития общества на данном этапе и на отдаленную перспективу
The fiscal policy and its effect on the social development.pdf Налоги являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Их возникновение обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общества и наличием совокупности интересов, удовлетворение которых возможно лишь при наличии системы централизованного обеспечения общественных потребностей финансовыми ресурсами.Налоговые отношения характеризуются двойственным проявлением, поскольку являются одновременно экономическими и правовыми отношениями. Это обстоятельство формирует два императива организации налогообложения - этатистического и экономического. Этатистический императив предполагает приоритет государственного начала в построении налогов и налоговой системы. В соответствии с этой концепцией экономические процессы подчиняются государственному диктату, правовое содержание налогов превалирует над их экономической природой. Однако усиленные фискальные изъятия влекут снижение деловой активности, массовое уклонение от уплаты налогов, социальные конфликты. Государство при этом получает эффект, обратный предпринятым усилиям по повышению уровня сбора налогов, в виде резкого падения налоговых поступлений вследствие сужения налоговой базы. Преодоление угроз развития подобного состояния требует от правительств адекватного внимания к учету интересов обязанных лиц. Экономический императив, отражая приоритет экономической обоснованности при определении уровня и характера налогообложения предполагает, что государство должно служить общественным интересам, а налоги следует рассматривать, прежде всего, как распределительный инструмент, способ регулирования основ существования общества.Содержание налоговой политики государства и организация налоговой системы во многом зависят от того, какой из императивов положен в их основу. Исторический опыт свидетельствует о том, что в условиях планово-административной экономики гипертрофированные интересы государства способствовали формированию распределительной системы фискальной ориентации. Становление и развитие рыночных отношений в России потребовало переосмысления роли и задач государства в управлении экономикой. В этих условиях резко возросло значение налогов, которые в числе прочих мер государственного воздействия обеспечивают функционирование экономического механизма, оказывая влияние на развитие экономики, социально-культурного комплекса, состояние международных интеграционных процессов и составляют основную часть доходов, мобилизуемых в бюджетную систему.Анализ состава и структурной динамики доходов бюджетов России и других промышленно развитыхстран показывает, что на долю налогов приходится от 70 до 95% всех бюджетных поступлений [1]. Налоги представляют собой финансовый источник экономической самостоятельности российского государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, составляя 64,2% доходов консолидированного бюджета страны в 2007 г. При этом за последние три года абсолютная величина налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ значительно возросла (с 3357,7 до 8513,3 млрд руб.), прирост составил 5155,3 млрд руб., или 154%. Однако относительно налоговые доходы в 2007 г., по сравнению с 2005 г., существенно сократились (на 17 п.), что связывается с выводом из состава налогов таможенных пошлин и платежей за пользование природными ресурсами. Уровень налоговых доходов в федеральном бюджете сократился за анализируемый период с 78,6 до 59,4%, или на 19,2 п., при абсолютном приросте на 2590,2 млрд руб., или 128%. В доходах региональных и местных бюджетов, напротив, отмечается увеличение налоговых поступлений на 5,9 п., при этом абсолютный прирост составляет 2288,7 млрд руб., или 172%, что на 44 п. превышает аналогичный показатель по федеральному бюджету и свидетельствует об активизации процессов обеспечения бюджетов субфедерального уровня налоговыми доходами [2].Налоги рассматриваются государственными структурами не только как источник, обеспечивающий формирование финансовых ресурсов для реализации основных функций государства, но и как инструмент управляющего воздействия, который позволяет организовать процессы распределения созданного обществом дохода. Необходимость рационализации процессов управления предусматривает выработку как общих направлений, так и технических приемов в использовании налоговых отношений. Совокупность таких действий, последовательно осуществляемых в течение определенного промежутка времени, обозначается понятием «налоговая политика».Налоговая политика - это сфера деятельности государства по разработке системных условий установления и порядка реализации налоговых отношений, имеющая целью экономическое обеспечение выполнения государственными структурами возложенных на них общественно значимых функций. Налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов. Основные задачи налоговой политики можно сформулировать следующим образом:- нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;153- обеспечение такого уровня налоговых поступле-ний в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства;- ограничение возникающих диспропорций в рас-пределении доходов;- стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды;- нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.Рассматривая место налоговой политики в иерархии методов государственного управления экономикой, сле-дует учитывать ее подчиненное положение по отноше-нию к общеэкономической, финансовой и бюджетной политике, составной частью которых она является. На-правления налоговой политики определяются в зависи-мости от состояния экономики. Однако налоговая поли-тика может самостоятельно воздействовать на производ-ственные отношения, подавляя или развивая их в зави-симости от характера реализуемых государством мер.Содержание налоговой политики делится на страте-гические и тактические направления. Стратегия налого-обложения обосновывает пути совершенствования нало-говой системы и механизма управления последней ис-ходя из приоритетов экономической и социальной поли-тики государства, определяет прогноз вероятных изме-нений уровня налоговых поступлений с учетом перспек-тив развития экономики и рыночной конъюнктуры. Так-тическое направление предполагает разработку основ-ных форм реализации стратегических задач государства и их практическое воплощение в существующей налого-вой системе. Помимо этого предполагается оперативное изменение условий обложения (ставок, льгот, порядка и сроков уплаты и др. элементов налога) в соответствии с необходимыми корректировками экономического курса, проводимого правительством.Налоговая политика может приобретать различные формы, среди которых многие исследователи выделя-ют три основных (в зависимости от поставленных го-сударством целей фискального регулирования):1..Политика максимальных налогов характеризуется увеличением числа налогов, ростом налоговых ставок, сокращением налоговых льгот. Целью таких мер явля-ется наращивание массы налоговых поступлений. Од-нако жесткие условия налогообложения могут спрово-цировать вместо ожидаемого прироста государствен-ных доходов, их сокращение в связи со свертыванием производства и отсутствием заинтересованности в его развитии, а также уклонением от уплаты налогов.2.Политика экономического развития предполагает сокращение налогового пресса для предпринимателей при снижении уровня расходов государства, прежде всего социальных программ. Негативным следствием такой политики является то, что сокращение расходов социаль-ной направленности при этом не всегда компенсируется расширением предпринимательской активности.3.«Смешанная» политика сочетает в себе преды-дущие формы, обеспечивая высокий уровень налогов, направляемых на реализацию социальных гарантий. В качестве недостатка такого подхода можно выделить провокацию инфляционных тенденций.Рассматривая налоги как средство реализации и поддержки общей социально-экономической политики,154А.В. Аронов и В.А. Кашин выделяют две модели нало-говой политики: либерально-ограниченную и социаль-но-нагруженную [3. С. 99-100]. Первая модель призва-на реализовать такие политические приоритеты, как наращивание (восстановление) производства товаров, выход и экспансия на новые внешние рынки, рост дохо-дов населения за счет частной инициативы граждан. Со-ответственно, в рамках данной модели строго соблюда-ется предельный уровень налоговых изъятий, предос-тавляются широкие инвестиционные льготы, ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятель-ность. Это, однако, влечет снижение социальных льгот и гарантий, а позитивными результатами подобной поли-тики признаются стабильность национальной валюты, экспорт труда, ограничение роста внешнего долга. По-добную политику проводят в настоящее время страны Юго-Восточной Азии, Индия, Китай, Бразилия, Мексика и ряд других государств, стремящихся обеспечить ин-тенсивный рост своей экономики.Вторая модель призвана способствовать реализации таких приоритетных задач, как поддержание потреби-тельского спроса, высокой доли экспорта, экспансии финансового капитала, обеспечение занятости и сокра-щение неравенства в распределении доходов, проведе-ние структурной политики. Соответственно, инструмен-тами налоговой политики в данной модели будут высту-пать высокие налоговые ставки, прежде всего по соци-альным налогам, устранение налоговых препятствий для миграции капиталов, применение НДС. Она характерна для развитых государств, ориентированных на защиту и расширение достигнутого уровня конкурентоспособно-сти национальной экономики и поддерживающих высо-кий уровень социальных гарантий.Необходимо отметить условность любого подобно-го выделения моделей (типов) налоговой политики, поскольку отрицательные свойства каждого из воз-можных вариантов вынуждают правительства изменять ее направление с учетом комплекса существенных эко-номических и политических факторов, а нередко и со-четать различные формы с целью получения наиболее приемлемого результата.Многообразные свойства налогов предопределяют их важное значение в социально-экономических про-цессах, которое проявляется в воздействии на отноше-ния общественного воспроизводства. Практическая ценность налогов позволяет особо подчеркнуть их фискальную, регулирующую, стимулирующую, соци-альную и политическую роль [6].Роль налогов в формировании финансовых ресур-сов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной базы бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений. Налоги - это фундамент системы государственных до-ходов и их преобладающая часть. По сравнению с дру-гими видами государственных доходов налоги выгодно выделяются, т.к. оптимальное сочетание в налоговой системе различных видов налогов позволяет обеспе-чить периодичность налоговых поступлений для бес-перебойного финансирования текущих государствен-ных нужд. Налоги часто сравнивают с кровеноснойсистемой государства, дающей ему постоянную финан-мерами, обеспечивается создание конкурентной средысовую подпитку.путём льготирования субъектов малого предпринима-Участие налогов в распределительных процессахтельства; привлечение иностранных инвестиций; вне-основывается на механизме распределения и перерас-дрение достижений науки и техники; развитие отрас-пределения доходов организаций, а также физическихлей социально-культурного комплекса; обновлениелиц в пользу государственно-властных структур. Вме-производственного потенциала экономики.сте с тем особенностью регулирующего воздействияСоциальная роль налогов проявляется через воз-налогов на экономику является их опосредованное уча-можности государства решать налоговыми методамистие на всех стадиях воспроизводственного процесса.такие важнейшие социальные проблемы, как:Распределение - это суть и цель производства. Поэто-- реабилитация инвалидов, участников военныхму ради оптимального распределения доходов произ-конфликтов и операций, пострадавших от экологиче-водитель товаров (работ, услуг) автоматически под-ских катастроф;страивает условия своей деятельности под условия,- поддержание необходимого жизненного уровняпредусмотренные законом.(необлагаемый минимум);Потенциальный налогоплательщик, организуя биз-- регулирование степени дифференциации населениянес, ориентируется на те отрасли и сферы, которыепо доходам (прогрессивная шкала налогообложения не-развиваются и поддерживаются государством в соот-движимости, принадлежащей физическим лицам);ветствии с имеющейся правительственной программой.- поддержка демографической политики;Налоговые льготы при этом служат маяком для притя-- удешевление социально-значимых товаров и ус-жения капиталов. Производитель учитывает и предло-луг через снижение налогов на их производство и (или)женные государством способы организации деятельно-потребление;сти с целью оптимизации уровня уплачиваемых нало-- содействие увеличению занятости.гов (например, использование труда инвалидов, прове-Политическая роль налогов так или иначе учиты-дение природоохранных мероприятий, осуществлениевается в правительственных кругах при принятии зако-научных исследований и т.д.).нодательных актов по налогам, т.к. динамика уровняНа стадии обмена налоги проявляются как ценооб-налогообложения пропорциональна уровню популяр-разующий фактор, поэтому производитель, назначаяности власти среди населения и финансово-цену товара, должен учитывать их величину. Малей-промышленных групп. Истории известны как примерышая ошибка на этой стадии чревата для налогопла-ужесточения налогов по отношению к политическимтельщика серьёзными финансовыми потерями в видепротивникам (чрезвычайный налог на эксплуататор-пеней и штрафных санкций.ские классы), так и примеры индивидуальных льготНа стадии потребления налоги оказывают воздейст-для отдельных плательщиков как следствие явного иливие на уровень потребляемых в процессе производстватайного лоббирования либо определённых политиче-ресурсов через налоговые ограничения расходов. Про-ских соображений государства. Вместе с тем необхо-изводитель может существенно сэкономить на налогах,димо учитывать требование политической нейтрально-используя установленные льготы и вычеты, напримерсти налогов по отношению к социальному статусу, на-механизм ускоренной амортизации. Помимо этого,циональности, религиозным убеждениям, форме собст-следует учитывать и уровень налогов на потребление.венности, происхождению капитала.Таким образом, от того, насколько точно были учтеныТаким образом, налоговая политика играет важнуюнюансы налогообложения, во многом зависит эффек-роль в развитии общества и его экономической основы.тивность деятельности налогоплательщика и её финан-Именно поэтому в России в последние годы уделяетсясовый результат. Именно в этом проявляется косвенноеособое внимание выработке взвешенных, научно обос-воздействие налогов как инструмента распределения нанованных подходов к налогообложению. Среди основ-воспроизводственный процесс.ных направлений российской налоговой политикиРегулирующая роль налогов связывается с их влия-можно выделить:нием на уровень, структуру и размещение производст-- упрощение налоговой системы посредством мак-ва, изменение макроэкономических пропорций посред-симального приближения к соблюдению принципа од-ством управления бюджетным дефицитом и осуществ-нократности обложения;ления политики поддержки приоритетных отраслей.- либерализация порядка признания расходов дляИзменение условий обложения для производств, нахо-целей налогообложения прибыли;дящихся в стадии структурного кризиса, позволяет из-- усиление внимания к активизации механизмовбежать массовых банкротств, использовать высвобож-косвенного обложения;даемые ресурсы за счёт сокращения налогов для инве-- укрепление экономической роли и фискальногостиций в производство.значения прямых налогов, прежде всего налогов наСтимулирующая роль налогов особенно ярко про-доходы и имущество;является при использовании налоговой политики в ка-- стимулирование налоговыми рычагами развитиячестве фактора развития общественно значимых про-малого бизнеса при параллельном ужесточении усло-изводств. Сферы приоритетной государственной под-вий применения специальных налоговых режимов;держки (сельское хозяйство и агропромышленный- установление дифференцированных норм налога накомплекс, инвестиционные и инновационные проекты,доходы физических лиц в зависимости от активного либомалый бизнес) имеют щадящий режим налогообложе-пассивного характера полученных доходов при резкомния. Налогами, наряду с другими государственнымиусилении фискальных интересов к реальным налогам.155Поскольку налоговая политика, как справедливо отмечает И.В. Горский [4. С. 261], характеризуется единством целей, мероприятий и результатов, хотя и относительным, дисбаланс этих управленческих составляющих приводит к ситуации, когда налоги из средства и стимула развития общества становятся его тормозом. Это обстоятельство определяет обязательное рассмотрение вопросов об условиях налогообложения в общеполитических программах. При этом состояние налоговых отношений является индикатором качества государственного управления, мерой оценки достижения поставленных перед обществом целей.На этапе построения налоговой системы в России характерным приемом налоговой политики явилось использование международного опыта, однако попытки перенести на отечественную почву лучшие достижения мировой налоговой практики потерпели неудачу. Фиаско было закономерным, поскольку технические приемы налогообложения не были органично увязаны с национальными приоритетами, которые, к тому же, не были четко определены.Ряд проблемных аспектов реализации налоговых отношений в России опосредован фундаментальными нарушениями основных принципов налогообложения, нашедших закрепление в Налоговом кодексе РФ, среди которых можно выделить: разные условия налогообложения инвестиций юридических и физических лиц в уставные капиталы; нарушение однократности обложения в части наличия единой платежной базы для исчисления единого социального налога и обязательных страховых взносов; несбалансированность условий налогообложения доходов в виде бюджетных инвестиций и мер бюджетной поддержки; несоблюдение презумпции невиновности налогоплательщика и многие другие, сдерживающие социально-экономическое развитие и требующие своего скорейшего разрешения. Кроме того, во многих случаях недостатки налоговой системы связаны с искажениями в применении установленных законодательно норм и недостатками налогового администрирования, судебной системы, органов государственной власти и управления в целом.Комплексное разрешение проблем и противоречий современной налоговой системы России требует концептуального пересмотра путей ее развития и продолжения курса реформирования сферы налоговых отношений. Необходимо отметить, что вопрос о реформи-ровании возникает в случае, когда действующие налоги не в полной мере отвечают потребностям и интересам экономических агентов, не могут адекватно отразить изменившиеся социально-экономические условия, не позволяют эффективно решать политические задачи, подавляют хозяйственную деятельность, а общество в целом осознает несовершенство налогового механизма. К числу принщшиальньгх установок реформирования налоговой системы Российской Федерации можно отнести следующие положения [5. С. 261], которые могут стать основой современной налоговой доктрины, ориентированной как на защиту национальных интересов в целом, так и интересов каждого отдельного человека:-признание приоритета интересов развития производительных сил перед фискальными интересами путем максимально возможного стимулирования частныхинвестиций, освобождения от налогообложения применяемых в производстве капиталов и реинвестированной в производство прибыли;•·ликвидация налоговых ограничений законного права человека на самостоятельное обеспечение достойного уровня жизни своей семьи;•·максимальное соблюдение принципа социальной справедливости за счет исключения из налогооблагаемых доходов реального прожиточного минимума семьи и косвенного налогообложения «минимальной потребительской корзины» (в том числе включающей не производимые в стране товары массового спроса) на льготных условиях;•обеспечение экономической эффективности при взимании налогов, предполагающей минимизацию затрат государства и налогоплательщиков, установление взаимной ответственности при ущемлении законных экономических интересов сторон в процессе реализации налоговых отношений;•·устранение возможностей административных деформаций в применении законодательно установленных правил налогообложения, обеспечение прав законопослушных налогоплательщиков на информирование и помощь в исполнении налоговой обязанности.Необходимо подчеркнуть, что реформирование не может являться вялотекущим процессом, требует решительных действий по изменению сложившегося порядка, основанных на политической воле и последующего периода относительной стабильности вновь установленных норм.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 339
Ключевые слова
налоги, налоговая система, реформа, taxes, the taxation system, and the reformАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Поролло Елена Валентиновна | Ростовский государственный экономический университет | кандидат экономических наук | andreyf@donpac.ru |
Казаков Владимир Владимирович | ТомскГУ | кандидат экономических наук | prorektorsv@mail.ru |
Ссылки
Казаков В.В. Современные подходы к управлению развитием муниципальных образований. Томск: Изд-во НТЛ, 2007. 214 с.
Васильев Ю.В., Кузнецов Н.Г., Поролло Е.В. Политика реформирования налоговой системы России. Ростов н/Д, 2008.
Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И.В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003.
<http://www.roskazna.ru>
Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. М.: Магистр, 2007.
Российский статистический ежегодник-2007. Режим доступа: http://www.gks.ru
