Проанализированы учебная активность, двигательный режим учащихся 10-11-х классов средней общеобразовательной школы. Для оптимизации нагрузки старшеклассников использован беговой тест, разработанный А. И. Завьяловым
Correlation of scholastic load and motor schoolboy activity during education.pdf Отягощающим фактором урбанизации и технизации жизнедеятельности современного общества является гиподинамия. Совершенно очевидно, что кардинально решить задачу повышения режима двигательной деятельности людей, минуя средства физической культуры и спорта, в настоящее время практически невозможно. Как показывает опыт, лучшим противодействием неблагоприятным факторам являются регулярные занятия физической культурой, которые помогают восстановлению и укреплению здоровья людей, адаптации организма к значительным умственным нагрузкам.Целью настоящей работы является научно-методическое обеспечение оптимального сопряжения двигательной и учебной деятельности школьников старших классов общеобразовательной школы. Нами использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические эксперименты; функциональные тесты с дозированной мышечной нагрузкой; биопедагогические наблюдения -пульсометрия, электрокардиография, измерение артериального давления, систолического и минутного объемов крови; методы математической статистики. Исследованиями было охвачено 755 учащихся 10-11-х классов средней общеобразовательной школы № 12 г. Красноярска в возрасте 15-17 лет; эксперимент продолжался с 1998 по 2006 г.Неотъемлемой частью образовательного процесса в школе является гармоничное сочетание умственного и физического развития учащихся. Оптимальное соотношение учебной деятельности и двигательной активности школьников способствует успешному освоению знаний и благоприятному физическому развитию.Нами была исследована учебная активность учеников с позиции стремления поделиться информацией во время уроков (критерием служила поднятая для ответа рука ученика) в 1998/1999, 1999/2000 уч. гг. Для этого регистрировалось время активного ответа каждого ученика в секундах на всех учебных занятиях (ответ ученик давал по собственному желанию); сигналом к измерению служила поднятая рука.К завершающему этапу обучения в школе (11-й класс) значительно падает учебная активность школьников (рис. 1). Занимаются они с большим напряжением, которое усугубляется еще и предстоящим испытанием - поступлением после окончания школы в высшие учебные заведения.В данной ситуации необходимо найти компенсаторный путь, способствующий снятию стрессового напряжения и повышению активности школьников. Такой «панацеей» может стать оптимизация занятий физической культурой и спортом.Суточная норма двигательной активности школьника - 5-8 км [1]. В течение II четверти (8 недель) мы исследовали двигательную активность учеников 10-го класса с помощью шагомера (1 человек - 8 недель непрерывно, круглосуточно и 20 человек - по одному световому дню, 14 часов). Во время эксперимента исследуемые вели записи количества движений в различные моменты своей деятельности (движения на теоретических занятиях, движения на уроках физической культуры, объем двигательной активности на переменах, путь в школу и домой и т.д.). В среднем ученики регистрировали 21±1 вид деятельности; для определения напряжения организма в процессе конкретного вида деятельности производили измерения пульса.Наши исследования показали, что двигательная активность старшеклассников составляет всего 80% от минимальной суточной нормы - в среднем 3,5±0,5 км в день, в воскресные дни - всего 2,5 км, в дни школьных каникул - 5,5 км. Уровень развития координации учащихся, имеющих такую двигательную нагрузку, почти на 20% ниже, чем у школьников, чей двигательный режим соответствует норме [2]. Таким образом, даже бытовая двигательная активность оказывает заметное воздействие на координацию движений.В дни, когда учащиеся посещают уроки физкультуры, их двигательная активность повышается на 40% и составляет 120% от минимальной, т.е. квалифицируется как удовлетворительная (рис. 2).Для оптимизации нагрузки старшеклассников нами был использован беговой тест, разработанный А.И. Завьяловым [3] и адаптированный нами к процессу физического воспитания школьников.Из 75 учащихся (35 юношей и 40 девушек), у которых в начале и конце учебного года изучалась реакция сердечнососудистой системы (ЧСС, АД СО, МОК) на 3-минутную беговую нагрузку со скоростью 2,1 м/с, были сформированы 3 экспериментальные группы, критерием служил показатель нагрузочного пульса: 1-я группа - пульс выше 160уд./мин (15 девушек), 2-я - 160-130 уд./мин (15 девушек), 3-я - ниже 130 уд./мин (3 девушки и 16 юношей) и 1 контрольная (5 девушек и 19 юношей).Занятия в экспериментальных группах проводились согласно учебному расписанию 2 раза в неделю по 40 мин. Каждое занятие начиналось с контрольного бега по специально размеченной дорожке (0,9 м). Ученики строились на внутренней дорожке, перед ними ставили задачи урока, после чего все по команде преподавателя измеряли пульс в покое (значение каждый запоминал). По команде «направо» школьники начинали движение сначала шагом, а затем под звуки музыки переходили на бег в течение 3 мин с частотой 140 шагов/мин.16935 30 25 20 15 10 5 010-й11-йu\ \ [\» l_ 1-е полугодие 2-е полугодиеl-\ -!**_ \Z ,,L__U 4_---k-*-Vt-L: *♦ &!._:_£».Г 1-е полугодие 2е полугодие Г *10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0Рис. 1. Сводный график учебной активности старшеклассников (среднее время ответа) в 1998/99 и 1999/2000 уч. гг.Учебные дни Каникулярные дниУрок физической культуры →ПнВтСрЧтПтСбВсДень неделиРис. 2. Средняя двигательная активность ученицы 10-го класса в течение недели (в четверг - один сдвоенный урок физической культуры - 90 мин)После окончания бега по команде учителя подсчи-валась за счет частоты шагов). Бег с этой скоростьютывали пульс, показатели которого использовали длядифференцировался по времени в зависимости от со-определения индивидуальной беговой нагрузки в концестояния учеников, которое определялось по тестовомуучебного занятия. Затем следовали подводящие упраж-3-минутному бегу в начале занятия.нения для изучения спортивных игр (волейбол, баскет-Контрольная группа занималась по общепринятойбол, футбол, учебная игра).методике; принцип обратной связи реализовывалсяБеговая тренировочная нагрузка выполнялась следую-интуитивно, т.е. визуально и по самочувствию.щим образом: все школьники выстраивались на дорожке.Для подведения итогов эксперимента учитывалисьВпереди - юноши и девушки с минимальной реакциейданные только тех школьников, которые посетили непульса на тестовую нагрузку, сзади - с максимальной.менее 85% занятий.Школьники, стоявшие впереди, пробегали боль-В 1-й экспериментальной группе не менее 85% за-шую дистанцию, чем те, которые стояли сзади. Уча-нятий посетило 12 человек, показатели ЧСС у них кщиеся, заканчивавшие конкретно им определеннуюконцу учебного года достоверно уменьшилисьдистанцию, выходили в центр зала для измерения(р
Киршина Елена Дмитриевна | Институт спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева | кандидат педагогических наук | E-Kirshina@yandex.ru |
Завьялов А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: Дис. … д-ра пед. наук. Красноярск, 1996. 376 с.
Тишков Ю. Н., Завьялов А.А. Двигательная активность и развитие координации у школьников // Физкультурное образование Сибири. 1997. № 1(5). С. 138-141.
Чагин В.В. Сделай сам себя. Красноярск: Кн. изд-во, 1995. 352 с.