Система комплексного сопровождения развития личности ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Система комплексного сопровождения развития личности ребенка

Рассматривается система комплексного сопровождения развития личности ребенка.

The complex support system of a child's development.pdf Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и являются важнейшими факторами высокой жизнеспособности человека.Психологов привлекает тот кризисный этап жизни человека, который можно назвать «встречей с самим собой». Инициативность, ответственность, самостоятельность - основные качества, которые являются непременным условием саморазвития.Отечественные психологи (Л. С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, Т.В. Драгунова, Л.Б. Слугина, К.Н. Поливанова, ГА. Цукерман) подчеркивают, что развитие в предподростковый и подростковый период - это не просто смена социальной ситуации, а смена дейстеоеания и психологического пространства, в котором совершается акт развития. Этот период многими рассматривается в рамках психологии возрастных кризисов.Понимание зрелости с точки зрения самореализации личности наиболее полно представлено в работах психологов гуманистической ориентации.Подчеркивается, что полно функционирующая личность - это человек, который «постоянно находится в процессе дальнейшей самоактуализации», и поэтому все характеристики такого человека - процессуальны. Самоактуализирующаяся личность, по определению А. Маслоу, «это люди, которые развиваются до состояния, полностью адекватного их возможностям» и «полностью реализуют все, на что они способны» [1. С. 392].Специфические особенности развития личности рассматривает В.Ф. Сафин. Для него становление личности -это прежде всего социальное самоопределение. Самоопределившаяся личность - это «социально зрелый человек, обладающий высоким уровнем развития интеллекта, физических сил, практических умений и навыков, необходимых для социально направленной деятельности» [2. С. 29]. Только самоопределившаяся личность имеет целостность, устойчивость, активность и направленность.Опираясь на взгляды отечественных и зарубежных исследователей, В.А. Аверин определяет содержание цели развития человека как «максимально полное осознание человеком своих потенциальных возможностей, осознание им своего индивидуального, отдельного и переживание этой отдельности» [3. С. 33].Однако проблема эффективности социального развития личности является одной из наименее разработанных в современной психологической науке. Представляя собой один из взаимосвязанных аспектов проблемы социального развития личности, она подразумевает обращение прежде всего к социальной психологии.Диалектическое соотношение различных точек зрения философов, психологов и педагогов позволило уче-ным выстроить модель саморазвития личности. В системном описании пентабазиса по В.А. Ганзену для четырех рядоположенных понятий (время, пространство, энергия, информация) пятым, объединяющим субстратом служит категория «саморазвитие», которая последовательно может быть соотнесена с четырьмя видами субъектности (В.А. Петровский): жизнедеятельность, предметная деятельность, общение, самосознание. Под саморазвитием понимается процесс становления субъектности человека и результат его активной деятельности по самооздоровлению, самообучению, самовоспитанию и самоопределению в соответствии со своими взглядами, общечеловеческими ценностями и социальными компетенциями [4].Поисками способов помощи подросткам в определении целей саморазвития и решения задач педагогической поддержки личностного развития ребенка занимаются современные исследователи, в частности определено соотношение типов личности и направлений саморазвития.Междисциплинарное взаимодействие специалистов, использующих адаптированные методики, используется в образовательных учреждениях при организации деятельности психолого-педагогического консилиума и моделях комплексного сопровождения. В качестве содержания социального развития личности рассматривается определенное развитие системы социально-психологических качеств и способностей. Ведущими качествами, значимыми для самореализации личности в конкретных социальных условиях, признаются: способность к саморегуляции поведения, адаптации в социуме и самореализации в легитимной деятельности; готовность к сохранению своего здоровья, ответственности за принятие решений в жизни; устойчивость социально-нравственных ориентации, четкой гражданской позиции, высокий духовно-нравственный потенциал развития личности, компетентность в общении и взаимодействии.На основании вышеизложенного конкретизируются направления решения проблемы эффективности социального развития личности:•·проведение комплексного анализа ситуации в конкретных культурно-исторических условиях с учетом характера происходящих в них социальных изменений;•·выявление ведущих компонентов содержания развития личности в конкретном социуме для дальнейшего определения психолого-педагогических критериев эффективности социального развития в данных условиях;-организация комплексного сопровождения всехучастников образовательного процесса на основе договора о взаимодействии социальных систем определенного микросоциума, построения модели-комплекса.Под социальным развитием личности исследователями понимается развитие системы социально-пси-173хологических качеств и способностей личности, при-чем критерием эффективности социального развития является такая самоорганизация этой системы, когда ведущими в ней выступают качества, наиболее значи-мые для социальной самореализации личности в кон-кретных культурно-исторических условиях в опреде-ленной социально-педагогической среде.Современная российская педагогика считает про-цесс самовоспитания ведущим в становлении лично-сти. Самовоспитание - это накопление личного опыта, который и становится мощным воспитателем. На осно-вании опыта вызревает внутреннее «Я» человека как образ себя, а вместе с ним - и образ окружающего ми-ра - доброго или недоброго.Но именно этот важнейший процесс самосовершенст-вования в школе и недооценивается. Педагоги в боль-шинстве своём слабо представляют его алгоритмы, харак-тер связей между педагогическим воздействием и само-воспитанием, свою роль и место в этом многомерном педагогическом пространстве становления личности.Сегодня существуют и теоретическое обоснование, и осмысление процесса самовоспитания школьника, и практические рекомендации, и руководство к управле-нию им. Это работы ярославского учёного-педагога Г.К. Селевко, природосообразная технология самораз-вития личности школьника Селевко-Ухтомского на основе возрастной доминанты.Как известно, сущность профессиональной педаго-гической позиции наставника по отношению к ребёнку определил в своё время О.С. Газман, идеи которого легли в основу педагогики поддержки [5. С. 30-31].Процессы самосознания, самоопределения, по мне-нию О.С. Газмана, инициируют чувство (или осозна-ние) неудовлетворенности собой. Важнейшим меха-низмом его запуска является помощь ребенку в пони-мании себя; в формировании умения рассказывать о своих чувствах, переживаниях; в фиксации причин тех или иных состояний; в выборе реальных задач (шагов) для изменения своего менталитета (целеполагание как поэтапное планирование желаемого результата). Чтобы чувство неудовлетворенности собой воззрело, нужна стимулирующая психотерапевтическая деятельность воспитателя, которая заключается в создании воспиты-вающей среды, организации разносторонней предмет-ной деятельности и субъект-субъектного общения.Роль педагога состоит в том, чтобы стимулируя по-ложительную мотивацию, развернуть перед воспитан-ником разнообразные жизненные «траектории» и нау-чить его производить свободный осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответствен-ность. Выбор должен соответствовать критериям дос-тойной жизни. Педагог и школа поддерживают устрем-ление воспитанников к вершинам культуры и личност-ным идеалам.Деятельность педагога, сопровождающего, обере-гающего, помогающего ребенку адаптироваться в об-ществе, рассматривает гуманистическая педагогика. Основной идеей гуманистической концепции является идея саморазвития как процесс активного изменения статуса личности. Саморазвитие становится потребно-стью в самосовершенствовании, в развитии и реализа-ции себя как личности.174Специфические особенности постоянно проявляют-ся в данном процессе, т.к. меняются общество, общест-венное сознание и вместе с ними воспитательные под-ходы: от деятельностного подхода ушли к отношенче-скому, от него - к ценностному.В гуманистической педагогике одной из централь-ных проблем является задача обеспечения полного са-мораскрытия и самореализации воспитанника. Для ее воплощения необходима такая организация учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы каж-дому ребенку иметь свою траекторию развития и в сво-ем темпе. Реализовать такое личностно-ориенти-рованное обучение могут лишь школы, предоставляю-щие своему ученику возможность выбора, возмож-ность максимального использования своих способно-стей в школьной жизни, а также в подготовке и разви-тии их к последующей жизнедеятельности. В педаго-гической практике такие школы получили название адаптивных. Первоначально их опыт ограничивался созданием адаптивной дидактической системы. Естест-венно, что основным принципом организации жизне-деятельности адаптивной школы является дифферен-циация учебно-воспитательной работы.Однако исторический и современный опыт показы-вает, что успешная реализация вопросов дифференциа-ции возможна только в рамках целостной воспитатель-ной системы школы. Гуманистическая воспитательная система, направленная на личность ребенка, по своей сути, является адаптивной.Целью создания воспитательной системы является формирование человека культуры, ориентированного на общечеловеческие ценности, способного к самоопреде-лению и самореализации, строящего свою деятельность на принципах творчества и гуманизма: максимальное развитие природных задатков учащихся; реализация психического и социального потенциала личности (как ребенка, так и взрослого); перевод личности в режим саморазвития по индивидуальной траектории.Неслучайным является совместное употребление в педагогике сегодняшних дней терминов «образование» и «развитие», отражающих целостность процессов обучения, воспитания и педагогической поддержки. По словам И.Я. Лернера, «процесс обучения является од-новременно процессом направленного... духовного развития и воспитания».Механизмом же развития человека является его взаимодействие с природой, социумом и с самим со-бой. Координирует эти взаимодействия развивающее образовательное пространство. Оно направлено на соз-дание внешних условий, способствующих самоактуа-лизации на личностном уровне его соматического, пси-хического и социального потенциалов.На основе развивающего образовательного про-странства возникает локальное воспитательное про-странство, которое складывается из нескольких уров-ней: личностный, уровень воспитательного простран-ства учреждения образования, городской (сельский, поселковый).Воспитательное пространство позволяет объеди-нить уcилия в воспитании подрастающего поколения не только педагогов из всех типов образовательных учреждений, но и широких слоев общественности, ко-торой не безразлична судьба будущего родного края иСегодня право выбора, какое образовательное уч-всей России. Оно обеспечивает непрерывность процес-реждение посещать, принадлежит родителям и ребен-са воспитания.ку. Закон РФ «Об образовании» дает возможность здо-Специфические особенности проявляются в том,ровой конкуренции образовательных учреждений раз-что механизмами процесса воспитания являются: при-личного типа. Свои услуги в образовании предлагают:обретение и накопление знаний и других элементов- МОУ (муниципальное образовательное учрежде-социального опыта; их усвоение и преобразование вние, коротко - школа);определённое поведение.- МОУ с углубленным изучением определенныхПри этом необходимо учитывать следующие фак-предметов или направлений;торы:- лицей;1..Опосредованное взаимодействие субъектов соци-- гимназия; ально-педагогического пространства.- школа-сад;2..Сам процесс взаимодействия представляет собой- частная школа.диалог воспитателей и воспитанников.Произошли важные изменения в программно-3.Во многом определяет процесс саморазвития раз-методическом обеспечении образования. Привычнымнообразная деятельность и среда. Среда является обяза-стало создание учреждениями своих программ разви-тельным условием роста и развития личности ребенка.тия, образовательных программ, в которых формули-На рубеже 1980-1990-х гг. в России система суще-руется единый подход, некая общая философия дея-ствовавшего свыше 70 лет воспитания была целена-тельности. Многие руководители, организаторы и пе-правленно разрушена, но ничего подобного ей по соци-дагоги разрабатывают свои авторские программы,альной эффективности пока не создано. Дискредитациястремясь прежде всего создать условия для развитиякоммунистической идеологии, сопровождавшаяся от-творческой активности детей и реализовать собствен-казом от ценностей общественного воспитания, приве-ный профессиональный и личностный потенциал.ла к отказу от воспитания в целом.В последнее десятилетие получила интенсивноеК концу ХХ в. состояние воспитания детей и моло-развитие научно-методическая работа, обеспечившаядежи потребовало экстренных мер, поэтому стали при-образование теоретической базой. Появление автор-нимать усилия возродить интерес общества к воспита-ских программ, разнообразных учебных планов, учеб-тельным проблемам. Базовыми идеями развития вос-ных пособий, активная инновационная и эксперимен-питания в рамках социально-педагогической парадиг-тальная деятельность выражают внутреннюю потреб-мы признаны: идея социально-педагогического взаи-ность системы образования к изменению, поиску путеймодействия, идея педагогического партнерства; идеятрансформации, развития.проектирования ценностных отношений в социуме иИсследователи-практики предлагают целый ряд мо-некоторые другие. В связи с утверждением этих идейделей, которые призваны реформировать систему обра-ученые и практики все чаще ставят вопрос о рассмот-зования в соответствии с новыми реалиями мира.рении воспитания в нескольких плоскостях одновре-Одна из моделей ориентирована на положение, чтоменно: как социальное явление, как процесс и как дея-образование должно строиться не на изучении отдель-тельность. В зависимости от этого меняются масштаб,ных дисциплин, а на базе исследования проблем реаль-характер «объектов» и субъектов воспитания, природаного мира. Поэтому существует необходимость пере-их взаимодействия.смотреть традиционные дисциплины на основе про-В новых социально-экономических условиях склады-грамм, отражающих особенности глобальных проблемвается принципиально иная ситуация. В рыночной эко-современности. Такие программы будут начинаться неномике образование, квалификация становятся капиталомс изучения вопросов исторического становления опре-специалиста. Исчезают проблемы мотивации к образова-деленной дисциплины, а с выяснения сути и причиннию. Школьники и студенты сами стремятся учиться. Вовозникновения той или иной проблемы современностиглаву угла ставится самостоятельная работа обучающих-и поиска альтернативных методов ее решения.ся, самоорганизация их учебной деятельности.Другая модель ориентирована на изучение ком-Инновационные процессы, происходящие в сфереплексных учебных дисциплин, таких как, например,образования в современный период, привели к пони-«Развитие природы и общества», «Основы экономиче-манию необходимости модернизации, интеграции вских и правовых знаний». Спиралеобразное построениеобщеевропейский/глобальный процесс. Можно утвер-учебного материала позволяет неоднократно возвра-ждать, что в последнее десятилетие в педагогике сосу-щаться к пройденному. Обучение такого рода расши-ществуют две тенденции развития образования - тра-ряет образовательную базу учащихся при значитель-диционная и инновационная. Появляются новые инно-ном сокращении учебного времени, укрепляет связивационные общеобразовательные учреждения, такиемежду предыдущим опытом и новым познанием.как: школы с углубленным изучением предметов; гим-Но основное внимание сегодня сосредоточиваетсяназии и лицеи, в которых особая структура учебныхна развитии системы дополнительного образования,планов позволяет успешно реализовать внеурочнуюкоторое должно послужить социальной базой усовер-учебную деятельность (ВУД) учащихся. Все шире рас-шенствованной системы воспитания, составляющейпространяется введение в учебные планы таких совре-третьей модели-комплекса. Его преимуществами на-менных форм ВУД, как: элективные курсы, специаль-званы такие специфические признаки, как доброволь-ные курсы, научно-исследовательская работа учащих-ность в использовании ребенком свободного времени,ся, престиж которых растет год от года.вариативность образовательных областей и видов дея-175тельности, поливозрастной и полипрофессиональныйВ этих трактовках, как видно, прежде всего подчер-характер занятий. Дополнительное образование спо-кивается прогностическая функция моделирования.собствует выявлению и развитию личностных интере-Взаимодействие, как показывает предыдущий ана-сов, внутреннего потенциала ребенка.лиз теории и практики, является универсальной фор-Современная концепция образования, являющаясямой развития, обоюдного изменения явлений как вбазой открытой модели образования, формируется вприроде, так и в обществе, приводящего каждое звено врусле синергетической парадигмы, в рамках которойновое качественное состояние. Взаимодействие отра-процесс образования рассматривается как открытый,жает широкий круг процессов окружающей действи-творческий. В таком процессе обучение, воспитание ительности, посредством которых реализуются причин-развитие предстают как единое целое.но-следственные связи, происходит «обмен» междуНапомним, что моделирование - метод исследованиявзаимодействующими сторонами, их взаимное измене-объектов познания на их моделях и структура деятельно-ние.сти. Понятие «моделирование» является гносеологиче-В нашем исследовании организованное взаимодей-ской категорией, обозначает возможность моделирова-ствие субъектов социальной реальности обеспечиваетния - переноса результатов на оригинал. Модель в опре-комплексное сопровождение участников образователь-деленном смысле отображает (воспроизводит, моделиру-ного процесса, а внутри процесса - личностное разви-ет) какие-либо его (оригинала) стороны; в нашей работе -тие ребенка. Моделирование же включает нескольков алгоритме адаптивной модели - системе сопровожденияэтапов деятельности, каждый вид работ соответствуетотображается сценарий взаимодействия различных субъ-определенной функции метода исследования «модели-ектов образовательного процесса в определенном соци-рование» (см. таблицу).ально-педагогическом пространстве.Созависимость различных видов работ в моделиро-Если «модель» - мера, образец, норма, то в логике ивании от объекта проектирования - системы комплекс-методологии науки - аналог (схема, структура, знаковаяного сопровождения участников образовательногосистема) фрагмента природной или социальной реально-процесса инновационной деятельности образователь-сти, всегда выполняет познавательную роль, выступаяного учреждения (ОУ) - комплекса выглядит следую-Вид работ при моделированииСодержание деятельности каждого вида работ при моделировании системы сопровожденияОжидаемый результат1. Проблематизация (прогно-стическая функция)Выявление и анализ проблем в реализуемой системе сопровождения как результата сложившихся противоре-чий между необходимой для эффективного развития системой и имеющейся в наличии, определение субъек-тов-участников, формирование команды единомышлен-никовВыявление и ранжирование по степени значимости проблемы (для отдельного ре-бенка, для субъекта, системы-комплекса в целом), определение «резонансных точек» -системообразующих факторов2. Концептуализация (мысли-тельная функция)Поиск комплекса идей для создания желаемой системы, условий, адекватных выявленным проблемам и представ-ляющих общий концептуальный замысел моделиКонцепция комплексного сопровождения участников образовательного процесса. Модель сопровождения развития как на-глядно оформленный образ её желаемого состояния3. Программирование (конст-руктивная функция)Разработка нормативной модели деятельности участни-ков системы сопровождения по реализации идеи взаимо-действия, отбор системообразующих факторовПрограмма как нормативный документ, определяющий стратегию деятельности участников модели сопровождения4. Планирование (организаци-онная функция)Разработка совокупности взаимосвязанных действий, являющихся организующим началом осуществления замыслаПлан как нормативный документ, определяю-щий тактику деятельности участников сцена-рия - модели сопровождения развития лично-сти ребенка на каждом этапе реализации5. Организация совместной деятельности (деятельностная функция)Утверждение организационных форм осуществления деятельности; упорядочение условий развития и состав-ляющих системы сопровожденияПостроение жизнеспособной «общности» реализаторов модели, создание структур управления системой, определение «зон хаоса», «резонансных точек», утверждение активного» плана действий6. Конструирование модели (оформительская функция)Запуск сценария взаимодействия субъектов комплексного сопровождения развития участников образовательного процесса (конструирование новой практики - школа-комплекс, содружество ОУ) через реализацию программ и планов как стратегических, так и тактических документовДостижение желаемого результата - эффек-тивной системы сопровождения участников образовательного процесса; разностороннее развитие личности ребенка7. Рефлексивное оформление и экспертиза результатов реали-зации модели (аналитическая функция)Осмысление индивидуальным или коллективным субъек-том системы своих собственных действий в ходе реали-зации модели, соотнесение достигнутых результатов с критериями (показателями развития личности ребенка), с заключением экспертовЭкспертные заключения (внутреннее и внешнее); социальный имидж модели; оформление результатов, создание адаптив-ной моделисредством объяснения, предсказания и эвристики.щим образом:Моделирование системы комплексного сопровож-разработчиков (команды) с целью получения научногодения развития личности ребенка ОУ обусловливаетзнания об эффективных научно-методических условияхнеобходимость рассмотрения специфики деятельностифункционирования и развития ОУ, комплекса или кон-коллективных и индивидуальных субъектов при вы-кретного ребенка. Концептуализация требует принципи-полнении каждого из выделенных видов работ. Про-ального согласования индивидуальных позиций субъек-блематизация начинается с формирования коллективатов системы-комплекса для выработки общих позиций в176отношении проектируемой системы сопровождения инновационной деятельности ОУ. В процессе программирования создаются различные структуры управления. Планирование тактической деятельности приводит к необходимости уточнения и расширения состава рабочей группы проекта, введения в него дополнительных субъектов в соответствии с решаемыми задачами. Конструирование новой практики требует регулярного согласования общих действий и промежуточных результатов работы всех участников проекта. Организация экспертной деятельности и рефлексивное оформление результатов проекта предполагает соотнесение позиций участников, осмысление заключений экспертов.Как видим, моделирование системы комплексного сопровождения инновационной деятельности как ОУ, так и отдельных субъектов взаимодействия, представляет собой последовательную смену видов деятельности от про-блематизации до экспертизы и невозможно без организации совместной работы всех участников проекта-модели.Именно организация экспертной деятельности и рефлексивное оформление результатов проекта-модели требуют согласования позиций, привлечения аналитических умений. Так, например, при подготовке программы развития или составления активного плана могут обнаружиться недостатки предыдущего этапа, что определит необходимость их уточнения, доработки, а в некоторых случаях и изменения их положений.Таким образом, специфические особенности развития личности ребенка лежат в плоскости идеи самораз-вития. Выявление понятий изучаемой проблемы подтверждает ее сложность, многоаспектность.Чтобы помочь ребёнку стать субъектом личностного развития, педагогу нужен новый уровень профессионального мышления, который поможет увидеть объемный образ растущего человека, совмещающего в себе «Я»-настоящее, «Я»-прошедшее и «Я»-будущее, отобрать те факторы, которые запустят механизм процесса саморазвития, нужны гностические умения, чтобы скомпоновать индивидуальную модель сопровождения развития конкретной личности ребенка.Можно констатировать, что социально-педагогическая стратегия позволяет учитывать возможности внеурочной и внеклассной работы, особенности содержания основного образования. Вместе с тем поиск новых моделей образования, ориентированных на формирование творческой личности, обладающей познавательной и социальной активностью, сегодня стал особенно актуален. По нашему мнению, следует использовать синергетический подход, т.к. он позволяет разрешить наиболее значимые противоречия межведомственного взаимодействия. Важно также организовать грамотное сопровождение вариативности непрерывного образования в русле новой образовательной парадигмы. Комплексный подход поможет решить проблему выбора и становления гуманистической позиции педагога/специалиста/организатора сопровождения развития личности ребенка.

Ключевые слова

комплексное сопровождение, поливариантное развитие, модель, complex support, polyvariant development, a model-system

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Котькова Галина ЕвгеньевнаОрловский государственный университеткандидат педагогических наукe.puzankova@un.iv-orel.ru
Всего: 1

Ссылки

Газман О.С. Свобода и саморазвитие как педагогические категории // Новые ценности образования. М., 1995. № 2. С. 39-44.
Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 176 с.
Аверин В.А. Цели технического развития // Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С. 27-33.
Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие. Свердловск: Свердлов. пед. ин-т, 1986. 142 с.
Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности / Под ред. Д.Я. Райгародского. Самара: Бахрах, 1999. Т. 1. С. 391-416.
 Система комплексного сопровождения развития личности ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Система комплексного сопровождения развития личности ребенка | Вестник Томского государственного университета. 2009. № 319.

Полнотекстовая версия