Коммуникемы в речи младших школьников: тендерный аспект
На основании количественно-качественного анализа в тендерном аспекте устной речи младших школьников и речи взрослых выявлены закономерности функционирования коммуникем разных типов. Установлено, что в речи лиц женского пола функционирует больше коммуникем и они разнообразнее, чем в речи лиц мужского пола. Доминирующими являются коммуникемы с позитивной эмоциональной окрашенностью.
Indivisible communicative units (kommunikemy) in junior schoolchildren's speech: gender aspect.pdf Тендерный подход к объектам изучения на современном этапе развития языка очень актуален, поскольку он «позволяет сделать еще один шаг вперед и не только описать антропоцентрическую систему языка, но и изучить возможности и границы подсистем, связанных с мужественностью и женственностью как двумя ипостасями человеческого бытия. Антропоориенти-рованный подход к исследованию языка и коммуникации тесно связан с когнитивной научной парадигмой и позволяет приписать мужественности и женственности статус концептов» [1. С. 20]. «Пол человека - одно из его важнейших как экзистенциальных, так и общественно значимых характеристик, во многом определяющая социальную, культурную и когнитивную ориентации личности в мире, в том числе посредством языка» [1. С. 20].Многие психологи отмечают отсутствие абсолютных психологических различий в развитии между мальчиками и девочками, в том числе и речевых различий. Речь играет важнейшую роль в жизни и деятельности любого человека, поэтому ни тот ни другой пол «авербальным» назвать нельзя. К тому же трудно предположить, чтобы речевая сфера мальчиков и девочек коренным образом различалась. Но при более тщательном и детальном рассмотрении особенностей речевого развития мальчиков и девочек различия все-таки отмечаются. Вьщеляются целые группы показателей, по которым обнаруживаются речевые различия в пользу мужского или женского пола в определенные возрастные периоды: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, скорость чтения, понимание прочитанного, интеллектуальные показатели и др. [2. С. 189]. По большинству характеристик психологи отмечают превосходство девочек, в частности Дженет Хайд и Мар-сиа Линн, обновляя аналитический обзор материалов Маккоби и Джеклин, обнаружили, что у лиц женского пола в 75% из 165 проанализированных ими исследований были выявлены более развитые вербальные способности, хотя это различие было небольшим [3. С. 319]. Оно охватывает способности к артикуляции и подражанию, словарный запас, уровень развития речи и речевые навыки, декодирование речи, богатство и правильность ассоциаций, смысловое понимание речи, психолингвистические способности, вербальный интеллект, показатели чтения и др. [2. С. 197-198]. В целом речь лиц мужского пола характеризуется доминантностью, большим напором, использованием повелительного наклонения, приказов и запретов [3. С. 286]. Исследования эмоциональности речи по большей части демонстрируют также превосходство лиц женского пола в выражении эмоций над лицами мужского пола, для которых характерно стремление скрытьсвои эмоции. Однако в некоторых ситуациях мужчины могут превосходить женщин по эмоциональности. Психологи отмечают, что мужчины более эмоциональны в выражении гнева, агрессии, а женщины - в выражении страха и печали [2. С. 196].В последнее время лингвистика все больше внимания стала уделять особенностям функционирования тех или иных языковых средств в речи носителей языка разных возрастных групп, в том числе и в речи детей младшего школьного возраста, учитывая тендерный аспект. Так, в диссертационном исследовании Н.В. Радченко большое внимание уделяется рассмотрению специфики функционирования имен прилагательных в речи мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Выявлено, что в речи мальчиков содержится большее количество имен прилагательных, чем в речи девочек.Цель данной статьи состоит в том, чтобы в тендерном аспекте рассмотреть, в чем заключается специфика функционирования коммуникем в речи младших школьников по сравнению с особенностями их функционирования в речи взрослых носителей язьпса.Психологами, лингвистами, психолингвистами и другими специалистами неоднократно отмечалось, что речь детей, в том числе и младшего школьного возраста, имеет свою специфику, во многом отличную от речи взрослых носителей языка, причем этот факт отчетливо проявляется не только при сопоставлении тех или иных языковых средств между носителями языка различных возрастных групп, но и внутри возрастной группы между представителями мужского и женского пола. Особенно ярко эта специфичность обнаруживается на уровне функционирования эмоционально-экспрессивных средств языка, к которым относятся, в частности, коммуникемы, т.е. «...коммуникативные непредикативные единицы синтаксиса, представляющие собой слово или сочетание слов, грамматически нечленимые, характеризующиеся наличием модусной пропозиции, нерасчлененно выражающие определенное непонятийное смысловое содержание (т.е. неравное суждению), не воспроизводящие структурных схем предложения и не являющиеся их регулярной реализацией, лексически непроницаемые и нераспространяе-мые, по особым правилам сочетающиеся с другими высказываниями в тексте и выполняющие в тексте реактивную, волюнтативную, эмоционально-оценочную, эстетическую и информативную функции» [4. С. 31].Для того чтобы выявить специфику функционирования коммуникем в речи детей младшего школьного возраста и речи взрослых носителей языка, учитывая тендерный аспект, из устной речи младших школьников всех классов, обучающихся по традиционной и по развивающей системам, и из устной речи взрослых нами были взяты по семь выборок, каждая из которых состоит из ста39предикативных единиц [5]. Коммуникемы условно также были отнесены к предикативным единицам. В составе единиц, содержащихся во всех выборках, оказалось 4882 коммуникемы (4572 единицы - в речи младших школьников, 310 единиц - в речи взрослых).Результаты анализа выборок устной речи младших школьников и взрослых носителей языка представлены в табл. 1.Итак, проведенное наблюдение относительно устной речи младших школьников показало, что в целом больше коммуникем функционирует в речи девочек (2313 единиц), чем в речи мальчиков (2259 единиц). Это подтверждает мнение о том, что девочки эмоциональнее мальчиков, ибо известно, что коммуникемы - единицы экспрессивного синтаксиса, которые «являются знаком отношений и чувствований, а не представлений» [6. С. 28]. Приэтом обращает на себя внимание тот факт, что в речи девочек, обучающихся по развивающей системе, зафиксировано большее количество коммуникем (1172 единицы), чем в речи девочек, обучающихся по традиционной системе (1141 единица). В речи же мальчиков, обучающихся по развивающейся системе, зафиксировано меньшее количество коммуникем (1116 единиц), чем в речи мальчиков, обучающихся по традиционной системе (1143 единицы). Однако в целом в устной речи младших школьников, обучающихся по развивающей системе, функционирует большее количество коммуникем (2288 единиц), чем в устной речи младших школьников, обучающихся по традиционной системе (2284 единицы), хотя разница весьма небольшая. Результаты анализа устной речи, представленные в таблице, хотя и непоследовательно, но отражают рост в речевом развитии детей от класса к классу.Таблица 1\ Возраст, пол, \ система Хобучения, \ класс Выборки \КОММУНИКЕМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В УСТНОЙ РЕЧИ МАЛЬЧИКИДЕВОЧКИМУЖЧИНЫЖЕНЩИНЫ Система обученияСистема обучения 1]радиционнаяразвивающая1]радиционнаяразвивающая 1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс1-й класс2-й класс3-й класс4-й класс 1346042414640523234493462402646291919238473744313550493547386445445635282134851493823383344334047463243564121154384550563532423533443350464762272817545363427393847253248214138404130232862932324834504348323931514443553717307263941365045423820354458553634441628Сумма258310285290258278309271219302248372300279350243152158Всего1143111611411172310Сравнивая полученные данные относительно специфики функционирования коммуникем в речи младших школьников и в речи взрослых, следует, прежде всего, отметить, что в речи младших школьников всех классов традиционной и развивающей систем обучения зафиксировано большее количество коммуникем, чем в речи взрослых. Это объясняется большей эмоциональностью речи младших школьников по сравнению с речью взрослых. Очевидно, что по мере взросления человека его речь становится менее эмоциональной. Акцентируя внимание на тендерном аспекте при рассмотрении особенностей функционирования коммуникем в речи взрослых, следует подчеркнуть, что в речи женщин зафиксировано большее количество коммуникем (158 единиц), чем в речи мужчин (152 единицы), хотя разница очень небольшая. Полученные результаты совпадают с выводами по речи мальчиков и девочек, а также с мнением психологов о том, что речь лиц женского пола эмоциональнее речи лиц мужского пола: «женщины эмоциональнее мужчин, обидчивее . Основные личностные черты женщин - это, как правило, эмоциональность, тревожность...» [7. С. 23].Для подтверждения или опровержения полученных результатов относительно особенностей функционирования коммуникем в устной речи детей младшего школьного возраста и в устной речи взрослых носителей языка с учетом тендерного аспекта был также про-веден эксперимент, в котором принимали участие 240 человек (из них 180 учащихся 2-4-х классов школы № 24 г. Таганрога (по 30 мальчиков и 30 девочек из каждого класса) и 60 взрослых (30 мужчин, 30 женщин) в возрасте от 18 до 58 лет). Участникам эксперимента было предложено заполнить анкеты, перечислив в них вербальные единицы, с помощью которых они выражают согласие, утверждение, подтверждение; удивление; радость, восторг, восхищение; несогласие, отрицание; досаду, упрек, негодование; безразличие; испуг. Участникам эксперимента пояснялось, что эти единицы должны представлять собой реплики-реакции на предыдущее высказывание собеседника. В качестве таких реплик-реакций в анкетах и фиксировались коммуникемы с указанными значениями. Выбор именно этих значений обусловлен тем, что все они в той или иной степени носят эмоционально-экспрессивный характер, причем три группы значений (согласие, утверждение, подтверждение; удивление; радость, восторг, восхищение) имеют положительную эмоциональную окрашенность, три группы значений (несогласие, отрицание; досаду, упрек, негодование; испуг) - отрицательную эмоциональную окрашенность, а одно значение (безразличие) имеет нейтральную эмоциональную окрашенность. Коммуникемы же, как было отмечено выше, используются в большей степени в речи младших школьников, чем в речи взрослых, а следователь-40но, полученные результаты и позволят определить более конкретно специфику функционирования комму-никем в речи детей и взрослых.Данные первой части эксперимента представлены в табл. 2.Итак, результаты эксперимента по каждому отдельно взятому классу, как и результаты анализа устной речи младших школьников, не отражают четкой закономерности в доминировании коммуникем в речи представителей того или другого тендера (в таблице: м - мальчики, д - девочки). Но при обобщении полученных данных по каждому классу видно, что в речи девочек функционирует большее количество коммуникем (772 единицы), чем в речи мальчиков (756 еди-ниц), как и в речи взрослых носителей языка, где женщины перечислили больше коммуникем, чем мужчины, а это, в свою очередь, подтверждает ранее сделанные выводы о том, что речь лиц женского пола эмоциональнее речи лиц мужского пола. Обращает на себя внимание тот факт, что данные эксперимента также зафиксировали увеличение количества функционирующих коммуникем в речи младших школьников от класса к классу (2-й класс - 448 единиц, 3-й класс - 458, 3-й класс - 622 единицы), и то, что в речи взрослых отмечено большее количество коммуникем (595 единиц), чем в речи учащихся 2-3-х классов, но меньшее количество коммуникем, чем в речи учащихся 4-го класса.Таблица 2\^ Значение хкоммуникем Класс, пол ^чСогласие, утверждение, подтверждение (Да, Конечно!)Удивление (Неужели!, Не может быть!)Радость, восторг, восхищение (Ура!, Ухты!)Несогласие, отрицание (Нет, Нельзя)Досада, упрек, негодование, возмущение (Ужас!, Кошмар!)Безразличие (Ну и что!, Без разницы)Испуг (А-а-а!, Ой!)Всего2м47353632252333231 Д42324432291721217Всего896780645440544483м3934422622925197 Д51534930232035261Всего908791564529604584м61445947453438328 Д62536036271739294Всего1239711983725177622Всего3022512902031711201911528Мужчины43333134292226218Женщины78567944512446378Всего12189ПО74834672595В целом младшие школьники предпочтение отдают коммуникемам с позитивной эмоциональной окраской. Коммуникем с негативной эмоциональной окраской в их речи функционирует значительно меньше, коммуникем с нейтральной эмоциональной окраской - меньше всего. Такие же результаты мы наблюдаем и в речи взрослых. Однако, рассматривая данные мальчиков и данные девочек раздельно, обнаруживаем, что в речи мальчиков доминируют коммуникемы, выражающие негативную эмоциональную окрашенность, а в речи девочек- коммуникемы, выражающие позитивную эмоциональную окрашенность. Полагаем, что это связано с тем, что мальчики в процессе общения для достижения своих коммуникативных целей более агрессивны, чем девочки, что сказывается на выборе тех или иных языковых средств. В речи же и мужчин и женщин доминируюткоммуникемы, выражающие позитивную эмоциональную окрашенность, затем следуют коммуникемы, выражающие негативную эмоциональную окрашенность, и на последнем месте находятся коммуникемы, выражающие нейтральную эмоциональную окрашенность. Взрослые в процессе общения для достижения положительных результатов общения, вероятно, стремятся, прежде всего, наладить контакт с реципиентом, что возможно только благодаря единицам с положительной эмоционально-экспрессивной окраской.Во второй части эксперимента необходимо было определить систему обучения, способствующую большему использованию коммуникем. Для этого проанализированы анкеты 60 учащихся (30 традиционной системы обучения и 30 развивающей системы обучения). Полученные результаты отражены в табл. 3.Таблица 3---____Система обучения Пол "---^_^Коммуникемы, функционирующие в речи младших школьников традиционной системы обученияразвивающей системы обученияМальчики126156Девочки128177Всего254333Результаты эксперимента показывают, что в речи младших школьников, обучающихся по развивающей системе, функционирует большее количество коммуникем, чем в речи младших школьников, обучающихся по традиционной системе, что опровергает ранее сделанныевыводы о том, что в устной речи мальчиков, обучающихся по развивающей системе, функционирует меньшее количество коммуникем, чем в устной речи мальчиков, обучающихся по традиционной системе. Очевидно, что развивающая система обучения способствует большему41развитию речи учащихся, чем традиционная система. Обращает на себя внимание и тот факт, что в речи девочек традиционной и развивающей систем обучения функционирует большее количество коммуникем, чем в речи мальчиков этих же систем обучения, что еще раз свидетельствует о большей эмоциональности речи девочек по сравнению с речью мальчиков.Таким образом, установлено, что в устной речи младших школьников функционирует больше коммуникем, чем в устной речи взрослых, что непосредственно связано с различием в уровне эмоциональности речи детей и взрослых. Очевидно, что дети воспринимают окружающий их мир во многом посредством эмоций, в связи с этим и мысли они стараются выразить эмоционально-экспрессивными средствами, среди которых большое место отводится единицам непонятийного характера, т.е. коммуникемам. Взрослые же более рациональны, поэтому в своей устной речи они используют меньше коммуникем, а больше употребляют единиц понятийного характера, к которым относятся предложения в традиционном их понимании. Однако данные эксперимента показывают,что запас коммуникем у взрослых значительно шире, чем у младших школьников, что свидетельствует о разном уровне развития речи взрослых и детей. В целом в речи лиц женского пола функционирует большее количество коммуникем и они разнообразнее, чем в речи лиц мужского пола в силу того, что женщины эмоциональнее мужчин. Результаты анализа устной речи детей младшего школьного возраста и данные эксперимента подтвердили тот факт, что от класса к классу увеличивается количество коммуникем и что развивающая система обучения больше способствует использованию таких языковых средств, служащих для выражения эмоций, какими являются ком-муникемы. Полученные результаты анализа устной речи детей и взрослых отразили доминирование коммуникем с позитивной эмоциональной окрашенностью, что немаловажно с точки зрения выявления общего эмоционального настроя испытуемых. Проводимые исследования в данном направлении очень актуальны, поскольку для учителя важно целенаправленно и эффективно организовать работу по развитию речи учащихся, что является одной из основных задач современной школы.ЛИТЕРАТУРА
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 169
Ключевые слова
masculine person's speech, feminine person's speech, junior school children's speech, gender aspect, kommunikemy, речь лиц мужского пола, речь лиц женского пола, речь младших школьников, тендерный аспект, коммуникемыАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Хованская Оксана Николаевна | Таганрогский государственный педагогический институт | аспирант | infantova@mail.ru |
Ссылки
Ильина Г.Н., Литовский Л.Я., Никитина Ю.А., Чернов М.Г. Проблема лидерства в молодежной среде: Тендерный аспект. Волгоград, 2001.
Меликян В.Ю. Проблема статуса и функционирования коммуникем: Язык и речь. Ростов н/Д, 1999.
Инфантов а Г.Г. Русская разговорная речь. Таганрог, 2006.
Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002.
Меликян В.Ю. Очерки по синтаксису нечленимого предложения. Ростов н/Д, 2001.
Бендас Т.В. Тендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2007.
Кирилина А.В. Проблема тендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Тендер как интрига познания. М., 2002. С. 20-27.
