Рассматривается высшее образование в условиях массового спроса. По нашему мнению, доступное высшее образование в условиях массового спроса на него - это не антипод качественному образованию
About the problem of quality of education in conditions of mass demand.pdf Мы живем в то время, когда стремительно меняются взгляды на высшее образование и его качество. Иногда говорят даже о концептуальном кризисе, переживаемом высшим образованием, который возник из-за фундаментальных изменений в его мировой, европейской и национальных системах: происходит переосмысление и переопределение миссии, роли, функций и задач высшей школы. Высшее образование из элитарного становится массовым. Рост доли населения, имеющей высшее образование, - это благо для общества. Неслучайно именно такова общемировая тенденция: в некоторых развитых странах доля молодёжи, обучающейся в университетах, приближается к 90%; в нашей стране - пока менее 50%. Популярность высшего образования - свершившийся факт и норма сегодняшнего дня. По прогнозам международной инвестиционной фирмы Меррил Ланг, Пире, Феннер и Смит, спрос на высшее образование на планете в 2025 г. может достичь 160 млн учебных мест [1].«Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века», принятая в 1998 г. на организованной ЮНЕСКО Всемирной конференции по высшему образованию, подтвердила три аспекта образовательной деятельности, наиболее существенно влияющих на качество высшего образования [2].Во-первых, качество персонала, определяемое высокой квалификацией преподавателей и научных сотрудников вузов, и качество образовательных программ, которое зависит от сочетания преподавания и научных исследований, их соответствие общественному спросу.Во-вторых, качество подготовки студентов, которое может быть достигнуто путём диверсификации образовательных программ, обеспечения преемственности между средним и высшим образованием, повышения роли механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи.В-третьих, качество инфраструктуры и условий, в которых осуществляется образовательный процесс, включая компьютерные сети и современные библиотеки. Это может быть обеспечено только при сохранении государственного подхода к высшему образованию как общенациональному приоритету.Официальная оценка качества образования, предоставляемого вузом, осуществляется через аттестацию и государственную аккредитацию. Однако в реальной жизни внешнюю оценку дают не только специалисты системы образования в процессе названных процедур, но и другие субъекты, заинтересованные в развитии сферы образования, в частности предприниматели, формирующие спрос на молодых специалистов на рынке труда. При этом все претензии к недостаточному качеству подготовки студентов либо молодых специа-листов адресуют системе образования в целом. Не претендуя на законченность представленных в статье доводов, хотелось бы назвать несколько аргументов, доказывающих, что качество высшего образования носит многоаспектный, многомерный характер и зависит не только от состояния системы образования как таковой.В оценке качества образования учащегося в научной литературе вводится понятие «компетенции», которое широко используется и в документах Болонского процесса. Специалисты полагают, что это достаточно операциональное понятие, и индикаторы компетенции вполне могут служить ориентиром и в прогнозировании, и в диагностике образовательного процесса [3]. При этом и уровень успеваемости, и «качество» дипломов бывает разным. Оценочный балльный диапазон система образования формирует для того, чтобы желающие могли определить качество полученного образования данным молодым специалистом дифференцированно и достаточно достоверно.Репутация вуза - это тоже залог качества предоставляемых им услуг. Рейтинг - это сравнительная оценка качества по определенным параметрам. Мировой опыт свидетельствует о применении различных методик и совокупности критериев для составления соответствующих списков. Например, важными критериями для определения рейтинга элитных вузов США считаются следующие [4]:•·капитализация, активы университета - один из основных показателей, поскольку за большие деньги строятся здания, спортивные сооружения, покупается новейшее оборудование, приглашаются профессора и преподаватели;•·количество лауреатов Нобелевской премии, работающих в университете, а также глав научных школ и направлений - национальных и мировых;•·-качество профессорско-преподавательского со•става, методическое обеспечение учебного процесса,•новейшие методические разработки и программы;•·величина библиотеки (количество единиц хранения) и качество ее обслуживания, при этом больше ценятся не огромные единые библиотеки, а множество специализированных библиотек (библиотека философская, социологическая, политологическая и т.д., таких специализированных библиотек в Гарварде - около 30, в Оксфорде - больше 20);•соединение обучения с научно-исследовательской работой, количество грантов и национальных и международных премий, полученных университетом, оборудование научных лабораторий;•·-традиции университета, количество знаменито•стей среди его выпускников: президентов (в европей•ских элитных университетах - премьер-министров) и•·67•·выдающихся министров, лауреатов Нобелевской премии, мультимиллиардеров и др.;•·спрос на воспитанников университета (часто выпускники Гарварда могут не трудиться в поисках работы - за большинством из них охотятся рекрутеры, представители известных фирм), заработная плата при поступлении на службу после окончания университета может превышать 90-100 тыс. долл. в год и выше;•·уровень спортивной жизни в университете, количество чемпионов Олимпийских игр, победителей национальных первенств, знаменитых спортивных тренеров, количество и качество спортивных сооружений.Однако здесь тоже существуют свои «подводные камни», в частности в случае деления вузов на «ведущие» и «неведущие». В нашей стране звучат предложения, например, присвоить федеральный статус ста ведущим вузам, а остальные вузы передать в подчинение регионам (и на содержание регионов). Аргументация здесь такова: дифференциация вузов позволит сосредоточить национальные усилия на той группе вузов, которые обеспечивают стране цивилизационный стандарт и подготовку элитных кадров, тем более что новая экономика развивается за счет формирования, подготовки и постоянного переобучения работников, способных отвечать на вызовы времени и соответствовать критериям, предъявляемым работодателями и новыми сферами занятости [5].Мы согласны с профессором Ю. Рубиным, что такое деление через установление «особых» отношений с органами власти избранных вузов наделяет их искусственными конкурентными преимуществами и ограничивает возможности добросовестного соперничества в сфере профессионального образования. Именно институционализация конкуренции на рынке образовательных услуг состоит в последовательном распространении на него правил добросовестной конкуренции. Проявлением этого стал отказ Минобрнауки от участия в составлении рейтингов вузов, что сделало невозможным капитализацию министерского бренда в собственной рекламной деятельности вузов по пропаганде высоких мест в якобы официальных рейтингах [6].Существуют и объективно заданные обстоятельства, диктуемые пресловутым субъективным фактором, -квалификация профессорско-преподавательского состава учебного заведения. В любом, даже лучшем вузе состав кадров неоднороден, а потому вероятность обучения студентов недобросовестным или просто посредственным преподавателем вполне допустима. Да и сама категория «квалифициронный преподаватель» задаёт дискуссии о соотношении педагогической и научной нагрузки преподавателей, роли педагогического мастерства и методической грамотности работников вуза, приоритетности научно-исследовательской работы и т.п.Реализуя такую важную социальную функцию, как подготовка специалиста высшей квалификации, преподаватель сам обязан быть профессионалом высокого класса, владеть информацией о новейших научных разработках и практическом их применении в данной предметной области. Таким образом, «полипрофессионализм» преподавателя вуза делает вариативной дискуссию о приоритетах в его деятельности.Молодого специалиста формирует не только система образования, но и его внутриличностные качества и средства социализации: готовность к самообразованию, воспитанность, уровень общей культуры, трудолюбие и пр. Ведь не случайно многочисленные социологические опросы фиксируют прагматическое стремление современной молодёжи «иметь всё и сразу». Однако проверенный путь -многолетняя напряженная самоотдача в труде. Верно подмечено, что любое образование не столько получается, сколько берётся собственным трудом образующихся [7].Это тоже довод в пользу того, что систему образования нельзя считать панацеей от всех бед, связанных с качеством специалистов на современном рынке труда.Наконец, мотивация получения высшего образования значима не только в изучении спроса на высшее образование, но и в определении стратегий поведения молодых специалистов на рынке труда. Если молодой человек пришёл учиться «за компанию» или с целью позиционировать себя соответствующим образом, если при этом у него в семье есть кормильцы, а уровень жизни семьи приемлем для его членов, то новоиспечённый специалист может проявлять себя пассивно на рынке труда и в поиске работы, и в стремлении продемонстрировать свои знания и способности потенциальному или реальному работодателю. Поэтому вряд ли можно однозначно измерить и определить конкурентоспособность выпускника как показатель качества его профессиональной подготовки, «обеспечивающей готовность к профессиональной деятельности в социуме» [8].Практически невозможно только через призму «качества образования» оценить всю совокупность факторов, определяющих образовательный процесс в вузе, а самое главное, воздействовать на них, изменять в нужную сторону.Доступность высшего образования - это важный критерий социальной справедливости в современном обществе. Доступное высшее образование в условиях массового спроса на него - не антипод качественному образованию, а лишь шанс использовать данное благо для реализации тех функций, которые призвана вьшолнять система образования в обществе. Как будет использован этот шанс, зависит не только от системы образования как таковой, но и во многом от самого человека
Уткина Антонина Николаевна | Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета | кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики | 3845224760@kemtel.ru |
Гребнев Л. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 11.
Адольф В., Степанова И. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77-79.
Рубин Ю. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 37.
Ашин Г.К. Проблемы элитного образования в зарубежной социологии // СОЦИС. 2005. № 2. С. 90.
Ветров Ю. Высшее образование: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 168-172.
Нечаев В. Опыт построения рейтинговых показателей вузов // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 82-90.
Сенашенко В. Болонский процесс и качество образования // Alma mater. 2003. № 8. С. 9-10.
Селезнева Н.А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 36.